IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ТУННЕЛЬНЫХ МАШИН ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КОНТЕЙНЕРОВ С ГРУЗОМ КАК САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ТРАНСПОРТ.
Бусаров Д.В.
Автор работы награжден дипломом участника конкурса
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, а также развитию Северного морского пути, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО

В 2017 году на арктических островах будут достроены два военных городка замкнутого цикла, продолжается работа по восстановлению сети заполярных аэродромов, передает ТАСС сообщение министра обороны Сергея Шойгу.

"Мы ни от кого это не скрываем - мы фактически завершили создание базы на Новосибирских островах, на острове Котельном. Это такая большая база, какой не было в советское время, это современное сооружение, со всем необходимым для оборудования тех рубежей", - сказал Шойгу.

По его словам, база чуть меньшего размера будет развернута на острове Врангеля, также базы будут созданы на мысе Шмидта, на восточном побережье Чукотки и на Курилах.

В Спецстрое России сообщили, что до 2018 года в Арктике будет обустроено девять аэродромов - часть из них будут модернизированы, часть построят заново с возможностью обеспечивать полеты Дальней и Военно-транспортной авиации. В частности, строительство нового аэродрома идет в Рогачево, взлетные полосы расширяются на острове Котельный и на мысе Шмидта. На Северном и Южном полюсах Земли производят свои работы десятки научных станций. Низкие температуры, частые снегопады затрудняют передвижение транспорта, нарушаются сроки доставки грузов. В результате транспортировки на данные станции контейнеров с грузом в воду выбрасываются цистерны из-под топлива, мусор; происходит протечка топлива с кораблей - данные факторы неблагоприятно влияют на окружающую среду. Также огромные материальные затраты на перевозку грузов далеко не всегда себя оправдывают. Все это подчеркивает актуальность нашего исследования, создание транспорта нового поколения для транспортировки груза. Такой транспорт на наш взгляд позволит разрешить проблему, эффективного перемещения грузов в полярных условиях, не нанося при этом экологического вреда.

Мы предлагаем заменить традиционный способ транспортировки контейнеров с грузом на другой, более техничный, а именно на медные или алюминиевые туннели, по которым будет перемещаться грузовой контейнер, используя технологию генерирования магнитного поля в медном или алюминиевом контуре.

Цель работы: теоретическое и практическое обоснование преимуществ использования электромагнитных туннельных машин для транспортировки грузов и доказать, что это самый чистый вид транспорта.

Гипотеза: использование электромагнитных туннельных машин значительно уменьшает материальные затраты на транспортировку контейнеров с грузом в полярных условиях, и способствует сохранению биологической среды.

Предмет исследования: электромагнитные туннельные машины.

Объект исследования: транспортировка контейнеров с грузом.

Задачи:

1. Доказать, что электромагнитные туннельные машины наиболее эффективный и дешевый транспорт будущего, не влияющий на экологию региона.

2. Объяснить преимущество электромагнитного туннеля.

3. Сделать модель электромагнитного туннеля.

4. Опытным путем исследовать возможности электромагнитного туннеля.

В работе были использованы следующие научные методы: исследование, анализ, систематизация, обобщение, опыт, эксперимент.

Практическая значимость - материал, представленный в нашей работе, может быть использован на полярных станциях в качестве доставки грузов.

Перспективность темы проекта - в процессе изучения материала в рамках проекта обозначились новые направления для более глубокого теоретического и практического исследования нашей темы. Мы рассмотрим вопрос получения кинетической энергии при движении капсулы, и дальнейшее её использование.

Структура проекта представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы, а также приложением к проекту являются модель электромагнитного туннеля и презентация в электронной форме.

Глава 1 Общие вопросы теории и устройства электрических машин.

1.1. Общие сведения.

Машины, в которых преобразование энергии происходит в результате явления электромагнитной индукции, называются электрическими.

Явление электромагнитной индукции возникает при изменении магнитного потока, связанного с обмотками машины. Это изменение может происходить или при перемещении обмоток в магнитном поле, или вследствие изменения во времени величины связанного с ними потока, или обоими этими способами.

Мы выяснили, что существует следующая классификация электрических машин (по роду потребляемой энергии):

- генераторы - машины которые преобразовывают механическую энергию в электрическую;

- двигатели - машины которые преобразовывают электрическую энергию в механическую;

- преобразователи - машины которые преобразовывают электрическую энергию в электрическую другого рода тока, частоты или напряжения;

- трансформаторы - машины которые преобразовывают электрическую энергию переменного тока одного напряжения — в другое.

Для всех электрических машин характерна обратимость, т. е. вращающаяся машина, может работать как генератор и как двигатель, трансформатор может быть повышающим и понижающим, преобразователь может изменять направление преобразования электрической энергии.

Классификация по роду тока:

- машины постоянного тока используются как двигатели, электромашинные усилители, тахогенераторы, генераторы и преобразователи напряжения постоянного тока. Двигатели постоянного тока обычно предназначаются для приводов, требующих широкого диапазона регулирования скорости вращения.

- машины переменного тока, к ним относятся синхронные и асинхронные машины, трансформаторы и коллекторные двигатели и преобразователи переменного тока. Асинхронные машины используются преимущественно как двигатели. Они просты в изготовлении, относительно дешевы и имеют надежную конструкцию. Поэтому асинхронные двигатели, по сравнению с двигателями других типов, получили наибольшее распространение

Главное мы выявили много достоинств электрических машин.

- Электрические машины вырабатывают электрическую энергию, которую удобно передавать на расстояние, распределять между потребителями и преобразовывать в другие виды.

- Электрические машины обладают высоким коэффициентом полезного действия — от 65 до 80% для машин мощностью около 1 кВт и от 95 до 99% для машин большой мощности.

- Электрические машины имеют малый удельный вес на 1 кВт мощности.

- Электрические машины характеризуются относительно малой стоимостью, компактностью, долговечностью, простотой управления, легкостью обслуживания.

1.2. История развития электрических машин.

Принципиальная возможность создания электродвигателя постоянного тока была впервые показана М. Фарадеем в 1821 г.; в созданном им приборе проводник, по которому пропускали постоянный ток, вращался вокруг магнита.

В 1834 г. Б. С. Якоби академик Императорской Академии наук Санкт-Петербурга, создал двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением и назвал его магнитной машиной. В 1838 г. им был построен более мощный электродвигатель, который использовался для привода гребного винта речного катера.

Принцип обратимости электрических машин был сформулирован русским физиком профессором Императорского Санкт-Петербургского университета академиком Э.X. Ленцем.

Русский физик, электротехник Д. А. Лачинов в 1880 г. опубликовал труд «Электромеханическая работа», в котором рассмотрел вопросы, создания вращающего момента электродвигателя, КПД электрических машин, условия питания электродвигателя от генератора и дал классификацию машин постоянного тока по способу возбуждения.

Большое значение в решении всех теоретических и практических вопросов работы машин постоянного тока имели в трудах советских ученых: А. Е. Алексеева, Д. А. Завалишина, Г. А. Люста, А. Б. Иоффе, В. Т. Касьянова, М. П. Костенко, В. С. Кулебакина, С. И. Курбатова, Л. М. Пиотровского, Е. М. Синельникова, В. А. Толвинского, К. И. Шенфера, венгерского электротехника О. В. Бенедикта и др.

В настоящее время в рамках Интерэлектро (Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности "Интерэлектро" учреждена на основе Соглашения, подписанного правительствами ряда стран, включая СССР, 13 декабря 1973 года), разработана серия электродвигателей постоянного тока типа ПИ мощностью от 0,25 до 750 кВт, которая выпускается электропромышленностью всех стран — членов СЭВ. Эти двигатели Предназначены для регулируемых электроприводов и рассчитаны на питание от полупроводниковых преобразователей. Кроме того, электропромышленность выпускает ряд двигателей постоянного тока специального исполнения — для электротяги, экскаваторов, металлургического оборудования, шахтных подъемников, буровых установок, морских и речных судов и других приводов мощностью от нескольких сотен до нескольких тысяч кВт.

1.3. Теоретические основы доказательства эффективности создания электромагнитной туннельной машины для транспортировки грузов.

Летающие поезда считаются транспортом XXI в., работы над ними ведутся во всех развитых в техническом отношении странах. Работы над созданием такого транспорта начались в 1910 г., когда бельгиец Э. Башле – простой рабочий-монтер, не получивший никакого специального образования, построил первую в мире модель летающего поезда и испытал ее. 50-килограммовый сигарообразный вагон летающего поезда разгонялся до неслыханной тогда скорости – свыше 500 км/ч!

Магнитная дорога Башле представляла собой цепочку металлических столбиков с укрепленными на их вершинах катушками. Пока тока в этих катушках не было, вагон лежал на них неподвижно. Но после включения тока вагончик приподнимался над катушками и повисал в воздухе и разгонялся тем же магнитным полем, на котором подвешен.

В 1911 г. – профессор Томского технологического института Б. Вейнберг разрабатывает гораздо более экономичную подвеску летающего поезда. Он предложил не отталкивать дорогу и вагоны друг от друга, что чревато громадными затратами энергии, а притягивать их друг к другу обычными электромагнитами. Разумеется, дорога должна быть расположена сверху от вагона, чтобы своим притяжением компенсировать силу тяжести поезда.

Железный вагон первоначально располагался не точно под электромагнитом, а несколько позади него. При этом электромагниты подвешивались на «потолке» дороги на всей ее длине с некоторым интервалом между ними.

Пуская ток в первый электромагнит, вызывали и подъем железного вагончика, и продвижение его вперед, по направлению к магниту. Но за мгновение до того, как вагончик должен был прикоснуться к электромагниту и прилипнуть к нему, ток выключался, и вагончик, продолжая лететь вперед из-за набранной им скорости, начинал снижать высоту. Тут включался следующий электромагнит, и вагончик, попадая в его магнитное поле, опять поднимался вверх, увеличивая скорость движения вперед. Так по волнообразной траектории вагончик «перебегал» от магнита к магниту, не касаясь их (рис. 1).

Рис. 1 Подвеска летающего вагона Б. Вейнберга: 1 – электромагниты; 2 – вагон

Зная о большом сопротивлении воздуха при движении любого тела, в том числе и вагона, с высокими скоростями, изобретатель поместил свой вагон в немагнитную – медную трубу, из которой откачал воздух. Так как внутри трубы воздуха практически не было, отсутствовало и сопротивление, – вагончик имел форму обычного цилиндра. К верхней части трубы крепились электромагниты, которые разгоняли вагончик Б. Вейнберга до скорости 800 км/ч! С такой скоростью летели только снаряды крупнокалиберных короткоствольных пушек – мортир и минометов. Конечно, еще экономичнее было бы использовать вместо электромагнитов сильные постоянные магниты, но вот беда – их нельзя выключать.

Мы выяснили, чтобы магнит не прилипал к другому магниту, необходимо изменить полярность одного из них – и они будут отталкиваться (рис. 2).

Рис. 2. Отталкивание одноименных полюсов магнитов и есть принцип магнитной подвески

Дорогу, над которой должен быть подвешен поезд, вымостили магнитами так, чтобы они были обращены вверх одноименными полюсами. Днище вагона тоже было покрыто магнитами, обращенными вниз также одноименными полюсами, но так, чтобы вагон отталкивался от дороги (рис. 3).

Рис. 3. Вагон, подвешенный на постоянных магнитах:

1 – скользун; 2 – вагон; 3 – магнит вагона; 4 – магнит дороги

В начале XX в. для постоянных магнитов стали применять хромистые, вольфрамовые и кобальтовые стали, а в 30-х гг. – специальные магнитные сплавы, позволяющие получить очень сильные магниты. Сплав Гейслера, состоящий из двух парамагнетиков (марганца и алюминия) и одного диамагнетика (меди), – самый сильный ферромагнетик. Или удивительный сплав – сильманал. Он также не содержит ни одного ферромагнетика: марганец, серебро и алюминий. Сильманал дает очень сильные постоянные магниты, причем в отличие от большинства из них он не хрупок. Магниты из сильманала можно обработать на станках, прокатывать из него ленту, изготовлять проволоку.

Существуют, правда, магниты – чемпионы по своим свойствам, но они очень дороги. Например, сплав платины с кобальтом позволит получить магнит, способный поднять железный груз, в 2 000 раз больше собственного веса.

Более перспективны недавно появившиеся постоянные магниты из редкоземельных материалов самария, неодима и празеодима в их сплаве с кобальтом и железом. Магниты из редкоземельных элементов, например самарий-кобальтовые, обладая силой, не меньшей, чем платино-кобальтовые магниты, гораздо дешевле их. Современные цены на эти магниты всего в несколько раз больше, чем на заурядные, но они во много раз сильнее последних.

Ферриты, которыми вымощена одна из действующих магнитных дорог, при зазоре между магнитами в 10 мм позволяют получить подъемную силу в 12,3 кН на каждый квадратный метр замощенной площади пути. Масса же самих магнитов, например, для 100-местного вагона, рассчитанного на скорость 450 км/ч, составила 18 % от общей массы вагона. Достоинство такой магнитной дороги – простота и отсутствие затрат энергии на подвешивание поезда.

Перспективный проект дороги «Планетран», которая должна соединить восточное и западное побережья США, предусматривает поезд на магнитной подвеске в вакуумной трубе-тоннеле. Скорость поезда 22 500 км/ч. Выгода налицо: никаких затрат топлива с окислителем не понадобится – поезд в трубе будет разгоняться бегущим магнитным полем, как в электромоторах, о чем было рассказано. А огромную кинетическую энергию, которую накопит этот поезд, можно будет отобрать от него таким же образом, только на режиме торможения. [4 ]

Мы думаем, что такой поезд может служить ещё и накопителем энергии глобального масштаба. Ведь каждый килограмм массы, движущейся со скоростью 8 км/с накапливает энергию в 32 МДж, или почти 10 кВт·ч. Это неслыханно большая удельная энергоемкость накопителя. Если масса поезда, например 106 кг, что является средним показателем, то он накопит почти 10 млн кВт·ч энергии. Накопленная энергия такого порядка существенно улучшит энергосистему нашей страны, её можно бы подавать в любую точку.

Расчеты показали, что для нужд России вполне хватило бы, дороги размером с Московскую кольцевую автодорогу (длиной 100 км). При этом и сам поезд должен быть замкнут в кольцо, а размеры «вагонов» по сечению могут быть всего 1 м. Естественно, труба, где будут «летать» такие энергонакопляющие поезда, как и в системе «Планетран», – вакуумная, а подвеска – магнитная. Проект такого «сверхнакопителя» оформлен как российское изобретение.[4 ]

Теперь определим выгоды магнитной подвески, основанной на обыкновенных постоянных магнитах, с центровкой на миниатюрных, почти не нагруженных подшипниках. Мы выяснили, что она способна обеспечить следующие «рекордные» показатели:

– долговечность – десятки лет почти без обслуживания;

– малые потери энергии на вращение;

– высокие частоты вращения, недоступные обычным подшипникам.

Выводы по 1 главе: Изучив теоретический материал, мы выявили достоинства электрических машин. Они вырабатывают электрическую энергию, которую удобно передавать на расстояние, распределять между потребителями и преобразовывать в другие виды; обладают высоким коэффициентом полезного действия — от 65 до 80%; имеют малый удельный вес на 1 кВт мощности; характеризуются относительно малой стоимостью, компактностью, долговечностью, простотой управления, легкостью обслуживания.

Также убедились в возможности создания электромагнитных туннельных машин, и доказали, что их создание значительно уменьшит материальные затраты на транспортировку контейнеров с грузом. Тоннели помогут человечеству сохранить биологическую среду. Главное, мы обнаружили, что при своем движении капсула создаст огромную энергию.

Мы убедились в том, что электромагнитные туннельные машины наиболее эффективный и дешевый транспорт будущего.

Глава 2 Практическое подтверждение возможностей использования транспорта на магнитной подушке

2.1 Экспериментальное создание макета электромагнитной тоннельной машины для транспортировки грузов.

Если пропустить ток через катушку (медная спираль), внутри нее образуется магнитное поле:

Если линии поля точно параллельны, на стержневой магнит сила влиять не будет. Но на концах катушки, где силовые линии расходятся, стержневой магнит будет втягиваться в катушку или выталкиваться из нее, в зависимости от того, куда вы его вставите.

Капсула в нашей туннельной машине будет двигаться за счет такой действующей силы Ампера. Мы выяснили, что обычно сила Ампера заставляет вращаться электродвигатели, но мы будем использовать иное её действие: она будет толкать капсулу вперед.

Для изготовления модели капсулы берем батарейку и несколько неодимовых магнитов, прикрепляем магниты к торцам батарейки так, чтобы с обоих торцов был один и тот же полюс. Помещаем нашу конструкцию в токопроводящую спираль. Капсула приходит в движение.

На каждый виток спирали нашего туннеля действует сила Ампера. Поскольку спираль тяжелее капсулы, она не сможет сдвинуться с места, и, согласно третьему закону Ньютона, капсула будет двигаться в противоположную сторону.

Необходимо учитывать тот факт, что между витками спирали есть небольшой промежуток, куда попадает капсула и ударяется о следующий виток, при этом возникает эффект торможения. Намотку спирали необходимо делать очень ровно и аккуратно, не допуская наличия таких зазоров.

Магниты изготовлены из проводящего материала и соединяют клеммы батареи с медной проволокой, так что батарея, магниты и медная проволока образуют контур, который генерирует магнитное поле в непосредственной близости от батареи. Поэтому на магниты воздействует сила.

Магниты тщательно выравниваются, поэтому сила на обоих магнитах указывает в одном направлении, в результате чего магниты и батарея движутся. Но по мере движения магнитное поле перемещается вместе с ними и получается постоянное движение. При движении капсулы изменяется магнитный поток, проходящий через витки, вследствие изменения магнитной индукции. А мы знаем, что при изменении магнитного потока возникает ЭДС индукции, которая препятствует этому изменению по закону электромагнитной индукции.

Магниты играют роль контактов батарейки, подключая ее к виткам катушки из медной неизолированной проволоки. Протекающий в катушке ток создает магнитное поле, которое и производит движущую силу. Она толкает магниты, притягивая их друг к другу. Обмотка образует торроидальную поверхность, в которой и происходит поступательное движение за счет использования магнитных полей с использованием постоянного источника тока.

2.2 Технологическая карта создания модели

2.2.1. Необходимые материалы

алкалиновая батарейка

неодимовые магниты

медная неизолированная проволока

2.2.2. Изготовление

В качестве источника постоянного тока берем обычную алкалиновую батарейку и закрепляем на полюсах неодимовые магниты.

Дальше мы приступили к изготовлению капсулы. Мы взяли неодимовые магниты, как описывалось ранее эти магниты являются одними из самых сильных и они будут обеспечивать устойчивое магнитное поле. Тщательно выровняли их на края батарейки, поэтому сила на обоих магнитах указывает в одном направлении, в результате чего магниты и батарея движутся. Проверяем еще раз полярность магнитов и батарейки: «минус» батарейки должен быть присоединен к «плюсу» магнита и, наоборот, «плюс» батарейки должен быть присоединен к «минусу» магнита. В противном случае наша конструкция работать не будет.

Но по мере движения магнитное поле перемещается вместе с ними и получается постоянное движение.

Для проведения испытаний был изготовлен специальный трек. Медную проволоку мы смотали из стабилизатора электрического напряжения. В его обмотке было 55 метров медной проволоки диаметром 0,8 мм. Перед навивкой наждачной бумагой мы убрали электроизоляционный лак с поверхности проволоки.

Диаметр навивки зависит от батарейки и магнитов. Мы его сделали 16 мм – это на 2 мм больше, чем диаметр батарейки. Навивку медной проволоки проводили на металлическую трубочку, это и есть наш туннель.

2.2.3 Опытное исследование возможностей электромагнитной тоннельной машины для транспортировки грузов.

Далее мы провели испытания. Запустили «капсулу» в «туннель» и обнаружили, что она движется с постоянной скоростью. Изменяя количество магнитов на концах батарейки, мы изменяли скорость движения капсулы. Если замкнуть «туннеля» в кольцо капсула движется по кругу без остановки.

Определение величины силы Ампера. С помощью блока и грузиков были найдены сила Ампера и сила трения, действующие на модель в эксперименте.

Сложнее было вычислить суммарную силу Ампера теоретически, поскольку силы Ампера действуют под разным углом относительно каждого витка спирали, так как магнитная индукция падает под разным углом к витку спирали, кроме того, у каждого витка своя величина магнитной индукции. Надо было найти все углы и значения магнитной индукции на каждом витке.

На прозрачной пластинке отметили сечения витков спирали, затем под пластинку поместили магнит, а на пластинку насыпали железный порошок, крупинки железа выстраивались по силовым линиям магнитного поля, так мы определили углы, под которыми падают силовые линии на каждый отдельно взятый виток. Используя датчик Холла определили величина магнитной индукции около каждого витка. Все полученные элементарные силы Ампера сложили получив теоретическое значение силы, которая действует на модель 0,12Н. В ходе исследования теоретическая и экспериментальная величины силы Ампера практически совпали.

Для вычисления коэффициента полезного действия (КПД) находим отношение полезной мощности к затраченной. КПД равно в этом случае 29%. Повышения КПД можно добиться, убрав полости между витками, при этом не станет ударов о витки спирали, сила трения станет равной силе трения скольжения, и КПД возрастет до 47%.

Для доказательства того, что такая капсула будет передвигаться в полярных условиях мы провели исследование в зимнее время. При температуре -310 С, закопав нашу туннель на глубину 2 метров в снег обнаружили, что скорость передвижения капсулы не изменилась.

Вывод по 2 главе: Изучив законы электромагнитной индукции, мы смогли понять устройство и принцип действия электромагнитной тоннельной машины предназначенной для транспортировки грузов. Это позволило нам создать и исследовать её действие. Мы доказали, что электромагнитная тоннельная машина необходима для транспортировки грузов на полярных станциях.

Заключение

В процессе нашего исследования мы смогли понять устройство и принцип действия электромагнитной туннельной машины, выявили теоретические и экспериментальные закономерности движения. Это позволило нам создать, и исследовать её действие. Мы доказали, что электромагнитная туннельная машина необходима для транспортировки грузов на полярных станциях.

Мы создали действующую модель капсулы, провели эксперименты, и получили экспериментальные данные, которые подтвердили теорию. Был проведен ряд исследований, с помощью которых была найдена экспериментальная сила Ампера, действующая на капсулу. В экспериментальной части мы определили значение КПД и выяснили с помощью чего его можно увеличить.

Созданная нами модель это инновация, так как работает по совершенно новому принципу, который раньше не применялся; имеет простую конструкцию. Конструкция автономна, требуется лишь иногда заряжать аккумуляторы, проста в обслуживании и изготовлении. Мы измерили высокие показатели КПД и доказали, конструкция туннеля не влияет на экологию.

Результаты проектного исследования подтвердили нашу рабочую гипотезу: использование электромагнитных туннельных машин значительно уменьшает материальные затраты на транспортировку контейнеров с грузом в полярных условиях, и никак не влияет на биологическую среду.

Считаем возможным и целесообразным использование электромагнитных туннельных машин для транспортировки контейнеров с грузом в полярных условиях, т к мы исключаем влияние природных условий на движение.

Сказанное выше позволяет считать, что основная цель исследования обосновать преимущества использования электромагнитных туннельных машин для транспортировки грузов на полярных научных станциях и доказать, что это самый чистый вид транспорта нами достигнута.

Следует добавить, что тема данного проекта представляется перспективной для дальнейшей разработки: в ходе исследования обозначились новые аспекты в изучении данной проблемы и возможные варианты их решения.

Значит, такая электромагнитная туннельная машина может служить отличным накопителем энергии глобального масштаба. Накопленная энергия могла бы существенно улучшить энергосистему не только крупной страны, но и целого мира.

Литература

  1. Абдулаев А.К. Развитие познавательных интересов у учащихся школы: Автореферат.дисс.канд.пед. наук.- М.,1953.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

  3. Исследовательский проект в вопросах и ответах: путеводитель для кадет и педагогов / сост. С.В. Мазова. Под общ. ред. Т.О. Машковской – Оренбург : Оренбургское ПКУ, 2015. – 22 с.

  4. Гулиа Н.В. Удивительная физика. О чем умолчали учебники. Издательство: ЭНАС-КНИГА, Москва, 2005г. – 416 с.

  5. Прокопенко Т.С. Опыты и игры с магнитами. Книга для детей. –М.: Интелектик 2015. –232 с.

  6. Губко Н.С. Секреты волшебства. Книга для детей. – Ростов на Дону.: Ранок 201. –189 с.

  7. Юный физик: домашняя лаборатория.