IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Сульдина Ж.Е., Сульдин Р.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Актуальность: учащиеся 6 -10 классов относятся к возрастной группе, когда начинаются не только серьезные физиологические изменения, но и происходит пересмотр отношения к окружающим, к миру, идет поиск своего места в нем. Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества. Люди с аномальным развитием пробуждают страх и агрессию.

Однако в школе, как и в обществе в целом, существует ряд очень серьёзных проблем:Отсутствие достаточной информированности ребят об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;Отсутствие у них навыков общения с детьми инвалидами;Отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями здоровья. Между тем, далеко не все готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношения к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников.

Объект исследования: проблема толерантности.

Предмет исследования: отношение учащихся 6-10 классов к детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза: Если привлечь внимание и информировать учащихся о проблеме отношения к детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, то повыситься уровень их толерантности.

Цель: Исследование уровня толерантного отношения учащихся 6-10 классов школы № 54 к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Определить исходный уровень толерантности в начале проведения работы.

Информировать о проблемах детей инвалидов в социуме, в том числе при обучении в школе.

Путём практических действий смоделировать условия жизнедеятельности детей инвалидов для усиления эмоционального отклика к проблеме.

Воспитать в детях сострадание, уважение, терпение к больным, к тем, кто нуждается в их помощи.

Методы исследования.

  1. Теоретический (анализ литературы, теоретическое обобщение)

  2. Эмпирический (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ полученных знаний)

  3. Математический (обработка информации).

  4. Практический (выполнение практических заданий в рамках классных часов, внеурочной деятельности).

Перспективы исследовательской работы: привлечь внимание учащихся к проблемам детей инвалидов, выступая на классных часах; обратить внимание классных руководителей 6-10 классов на отношение их учащихся к детям с ограниченными возможностями, чтобы в работе с классом успешнее формировать нравственные ценности и моральные качества именно в этом возрасте.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Проведение Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия. Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества.

Инвалиды – группа населения, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей здоровья. И здесь происходит путаница. Ведь дети с ОВЗ так же являются людьми с ограниченными возможностями здоровья. Но разница есть. Статус инвалида даёт медицинское учреждение, а статус ребёнка с ОВЗ даёт ПМПК (психолого - медико-педагогическая комиссия). Многие не видят разницы. И тех и других объединяют в одну группу – инвалид.

По статистике количество инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. По данным Минздрава РФ, в России насчитывается около 14,5 миллиона инвалидов.

Официальные цифры говорят, что детей инвалидов в России примерно 541 тысяча, а неофициальные, что их в разы больше. В настоящее время в среднем по России первое ранговое место среди причин детской инвалидности принадлежит болезням нервной системы (41,9%). На втором и третьем местах находятся психические расстройства и врожденные аномалии (33,7% и 17,8% соответственно), на четвертом месте соматические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.), составив 6.5%.

Благодаря статистике я узнала, что в Кемеровской области на 2017 год проживают 251359 инвалидов, что составляет 9,1% от общей численности населения области. В том числе 12404 человек - это дети инвалиды. Основная масса из них это:

дети с нарушениями слуха - 525 детей;

дети с нарушениями зрения - 499 детей;

детей с тяжелыми нарушениями речи - 504 ребенка;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 223 ребенка;

дети с задержкой психического развития - 228 детей;

умственно отсталых детей (с проблемами в интеллектуальном развитии) - 6060 детей.

5 мая Международный день борьбы за права инвалидов, а 3 декабря Международный день инвалидов. Значит, об этих праздниках должны знать и в нашей стране. Ведь мы отмечаем, к примеру, Международный женский день, Новый год. Я спросила у своих одноклассников, слышали ли они об этих праздниках. 24 человека в моем 7 классе ответили «Нет». Так же ответили и шестиклассники. В 10 классах только 5 человек знают, когда международный день инвалидов, и то, только потому, что в их окружении есть такой человек. Ведь ни в школе, ни дома нам ничего об этом не говорят. Но о праздниках, я уверена, знают дети с ограниченными возможностями. Хочется, чтобы хотя бы в эти дни все мы становились отзывчивее и добрее. Ведь неважно инвалид ты или нет. Мы дети! На любой праздник ждем подарков, хотим услышать хорошие слова. Надо быть добрыми и внимательными друг к другу и к окружающим, ведь какими будут люди, таким будет и наше общество. Пренебрежение, предрассудки, непонимание и страх – факторы, которые являются препятствием для развития способностей детей инвалидов и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе или в лучшем случае, в кругу людей таких же, как они сами.

В нашей школе обучается1043 ученика, из них11 детей инвалидов и 5 – это дети с диагнозом ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Проходят обучение на дому 7, посещают школу 4.

Статистика по классам

Класс

1кл.

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

10кл

Инвалиды

 

2

 

2

2

 

1

2

1

1

ОВЗ

2

 

1

     

1

   

1

Статистика по диагнозам

Диагноз

Количество

ДЦП

2

Опорно - двигательный аппарат

2

Нарушение зрения

3

Астма

1

Другое

2

1.2. Определение понятия толерантность.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, не частыми контактами со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

В результате опроса я выявила проблему негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны сверстников. Проблему усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами негативно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, я поняла, нужно менять отношению к детям с особыми потребностями путём повышения уровня толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя других ценностей, мышления, иных форм поведения.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

1.3.Выделяется несколько уровней толерантности:

  1. цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

  2. международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

  3. этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;

  4. социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

  5. индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

1.4.Типы толерантности:

- расовая толерантность;

- межклассовая толерантность (разные имущественные слои);

- межнациональная толерантность;

- географическая толерантность (столица, провинция, деревня);

- религиозная толерантность;

- образовательная толерантность;

- возрастная толерантность (разные поколения);

- физиологическая толерантность (больные, инвалиды, люди с внешними недостатками);

- гендерная толерантность (представители противоположного пола);

- толерантность по отношению к маргиналам (бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключённым);

- политическая толерантность;

- межличностная толерантность.

Прямая противоположность толерантности – нетерпимость. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе.

1.5. Основными формами проявления нетерпимости являются:

- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

- негативные предубеждения, предрассудки;

- поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы);

преследования, запугивания, угрозы;

- дискриминация по признаку пола и других различий;

- расизм, национализм;

- религиозное преследование.

А знают ли мои одноклассники кто такие инвалиды, сколько таких людей вокруг нас, кто в силу своего здоровья не может жить полноценно? Я считаю, это очень значимая проблема, которую я ставлю в своей работе.

С этой целью я провела анкетирование среди учащихся 6-10 классов нашей школы.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА.

В данном опросе участвовало 108 человек. Им было задано 6 вопросов.

Согласно результатам анкетирования (см. рис.1) большей части учащихся (65%) незнакомо понятие инвалид и понятие люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Лишь (35%) знают, о какой категории людей идёт речь.

Рис.1. Результаты ответов учащихся на первый вопрос

Обработав ответы на следующий вопрос, стало ясно, что37% учеников считают инвалидов обычными людьми; 22% считают их несчастными людьми; 21% считают их людьми с ограниченными возможностями; 20 % считают, что инвалид – это человек, которому требуется помощь.

Рисунок 2. Результаты ответов учащихся на второй вопрос

Из рисунка 3видно, что 38% учащихся испытывают к инвалидам жалость и сочувствие; 36% испытывают доброжелательные чувства; 23% испытывают безразличие к этой категории людей; 3% испытывают неприязнь.

Рисунок 3. Результаты ответов учащихся на третий вопрос

Изучив ответы на 4 вопрос стало ясно, что на близкую дружбу с ребёнком инвалидом готовы 8%; на совместное общение после занятий в кружках, секциях согласилось 4%; не против совместных игр во дворе, улице 15%; совместное обучение в одном классе согласны проходить 15%; предпочли бы случайное общение 31%; категорически настроены против всякого общения 27%.

Рисунок 4. Результаты ответов учащихся на четвёртый вопрос

Из следующей диаграммы видно, что большинству респондентов, а именно 49% всё равно будет ли в их классе обучаться ребёнок с ОВЗ или ребёнок инвалид.10% учащихся положительно смотрят на совместное обучение в классе.41% категорически против обучения с детьми в одном классе.

Рисунок 5. Результаты ответов учащихся на пятый вопрос

Только 15% процентов учащихся школы имеют в своём окружении инвалидов или детей с ОВЗ, 85% не знакомы с людьми этой категории.

Рисунок 6. Результаты ответов учащихся на шестой вопрос

2.3. МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ, ТОЛЕРАНЬНОСТИ.

Я пришла к выводу, что нужно воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого я и классный руководитель, разработали и провели классный час (Приложение 1).

« Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» для 5-7 классов. Нашими целями были:

- привлечь внимание школьников к проблемам людей - инвалидов

- созданий условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

- развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне.

Учитель изобразительного искусства поддержал мою идею и предложил учащимся 6 классов конкурс рисунков на тему « Мир один для всех». Ребята с радостью приняли участие, в результате была организованна выставка рисунков, которая была представлена всем учащимся нашей школы. (Приложение 2).

С учителем физической культуры подготовила и провела презентацию «Параолимпийцы России: истории, судьбы, достижения и награды». Из данного материала ученики школы узнали, что люди с ограниченными возможностями доказали не только себе, но и окружающим свою волю, выдержку, сильное тело и веру в победу не только на соревнованиях, но и над самим собой.

На уроках по основам духовно - нравственной культуры народов России был просмотрен «Фильм про других детей». Съемки 45-минутной документальной картины проходили в Гайском детском доме интернате для умственно отсталых детей. Цель фильма - привлечь внимание общества к этой проблеме, побудить людей быть более милосердными к особым детям, оказывать моральную поддержку семьям, воспитывающим таких детей. При просмотре фильма многие дети плакали. (https://youtu.be/n7orhB6MSsY)

Главной целью моих мероприятий было - привлечение внимания и информирование учащихся к проблеме отношения к детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Дать понять и почувствовать что, человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Я хотела выяснить, справилась ли я с этим или нет, верна ли моя гипотеза. С этой целью я провела повторный опрос учащихся.

2.4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Рисунок 7

Как мы видим, информированность учеников повысилось с 35% до 83%.Дети уверенно дают ответ на вопрос: кто такие инвалиды и дети с ОВЗ.

Рисунок 8

Изучив рисунок 8, можно отчётливо увидеть, как изменилось отношение учеников моей школы к детям инвалидам и детям с ОВЗ. Дети стали понимать, что эта категория детей с ограниченными возможностями, но при этом их не надо считать несчастными людьми. Они стали понимать, что эти дети обычные, но нуждаются в помощи.

Рисунок 9

Анализируя рисунок 9, я пришла к выводу: учеников испытывающих доброжелательные чувства к детям увеличилось вдвое, а безразличных к этой проблеме стало почти в 5 раз меньше. Я считаю, самое главное, уменьшилось число детей, которые испытывали неприязнь.

Рисунок 10

Рисунок 10 показывает нам вот что: количество детей готовых поддерживать дружбу с 8% увеличилось до 17%. Проводить свободное время во дворе с особыми детьми согласилось в 2 раза больше. А вот заниматься в секциях с детьми инвалидами большее количество детей ещё не готовы, т.к. не представляют в какие совместные игры можно с ними играть. Также повысилось число учеников согласившихся обучать совместно в одном классе и понизилось количество безразличных детей.

Рисунок 11

Дети пересмотрели своё отношение к совместному обучению с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ (особенно это заметно в 6классах). Безразличных к этому вопросу подростков оказалось на моё удивление много именно в 10 классах. (Я думаю, причина в том, что через год они закончат обучение в школе и эта проблема их не затронет).

Результаты опроса на 6 вопрос остались неизменными.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась. Стоило мне привлечь внимание и информировать учащихся о проблемах детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, как повысился уровень их толерантности, изменилось отношение к инвалидности: они перестали считать это пороком, а стали воспринимать как особенность того или иного человека. Дети, принявшие участие в моей работе, поняли, что основной проблемой инвалидности являются не столько медицинские причины, связанные с состоянием здоровья человека, сколько состояние развития общества, своими барьерами препятствующее реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Список литературы.

  1. Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» /

Г А. Абозина // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

  2. Асмолов А.Г.Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

  3. Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003.

  4. Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,

  5. Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.

  6. Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.

  7. Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004.

  8. Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.

  9. На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000.

  10. Солдатова, Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001.

Интернет ресурсы.

https://youtu.be/n7orhB6MSsY

https://youtu.be/PEREbdcczHw

Приложение 1

Анкета.

1.Знакомо ли тебе понятие инвалид, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

А. да Б. нет

2.Каких людей вы считаете инвалидами?

А. человек с ограниченными возможностями

Б. просто несчастный человек

В. человек, которому требуется помощь

Г. обычный человек, такой же, как и я

3.Ваше отношение к инвалидам?

А. жалость, сочувствие

Б. неприязнь

В. безразличие

Г. доброжелательность

4.Какие способы общения с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами ты бы предпочёл?

А. близкая дружба

Б. совместные игры во дворе, улице

В. совместное общение после занятий в кружках, секциях

Г. совместное обучение в одном классе

Д. случайное общение на улице

Е. никакой способ не предпочёл бы

5. Как ты относишься к тому, что в вашем классе будет обучаться ребёнок

с ОВЗ, ребёнок инвалид?

А. положительно Б. отрицательно В. всё равно

6. А есть ли в вашем окружении инвалиды или дети с ОВЗ?

А. да Б. нет

Приложение 2.

Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 – 7класс)

Цели:

- создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

- развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне;

- развитие коммуникативных навыков.

Предварительная подготовка:

Изготовить повязки на глаза, подготовить листы бумаги по количеству участников, фломастеры, плеер.

Ход занятия:

Вводная беседа «Люди с ограниченными возможностями или инвалиды?»

Основные вопросы:

- Кого мы можем назвать человеком с ограниченными возможностями?

- Что вы о них знаете?

- Каково их положение в современном российском обществе?

Упражнение «Эмпатия».

В ходе беседы будут названы различные виды инвалидности: слепота, отсутствие конечностей, отсутствие слуха и т.д. Ученикам предлагается упражнения, связанные с некоторыми из них.

1) «Слепой и поводырь».

Добровольцы делятся на пары. Одному человеку из каждой пары предлагается надеть повязку (он будет «слепой»); второй будет «поводырем». Задание для поводыря: провести слепого по отведенному участку класса на скорость, обходя предметы, расположенные на пути. Условие: слепого не трогать, а направлять словами. Затем в парах «слепой» и «поводырь» меняются ролями.

После проведения упражнения проводится беседа, в ходе которой можно задать следующие вопросы.

- Какие у вас были ощущения?

- Что было легче: направлять товарища или двигаться самому?

- Не было ли у вас желания взять «слепого» под руку и бежать рядом?

- Что вы чувствовали, когда не ничего видели и пр.

2) «Язык».

2-3 добровольцам просят выйти из класса. В это время оставшимся предлагается договориться говорить на одну тему, заменяя слова символами (например, все рассказывают одно стихотворение). После возвращения добровольцев им предлагается отгадать, что происходит в классе.

После выполнения упражнения проводится беседа, выясняется следующее.

- Как добровольцы догадались о том, что происходит в классе?

- Не возникло ли у тех учеников, которые выходили из класса, мысли, что вы попали в то место, где вас не смогут понять, и где вы никого не понимаете?

- Хотели ли ученики класса, чтобы добровольцы поняли быстрее, что происходит? Какие средства они использовали для этого?

- Легко ли было, рассказывая стихотворение, не говорить?

- Как вы считаете, кто лучше и оригинальнее всех сумел рассказать стихотворение?

3) «Имя».

Учащиеся разбиваются на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук.

После выполнения упражнения ведущий задает вопросы.

- Получилось или нет?

- Как решили проблему?

- Догадался ли кто-то попросить товарища написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводилось)?

Упражнение «Слепой, Глухой, Парализованный»

Выбираются три добровольца. Они будут выполнять роли глухого, слепого и парализованного. Согласно роли, возможности каждого ограничены: слепой не видит (ему завязывают глаза), глухой не слышит (ему включают громкую музыку в плеере), парализованный не двигается и не говорит (до начала упражнения ему предлагается занять удобную позу). Тренер дает 1 минуту трем действующим участникам для того, чтобы представить себя в роли. Остальные участники являются наблюдателями, им необходимо наблюдать за процессом и понять справились ли три участника со своим заданием. Задание для трех участников: им необходимо за 5 минут договориться, в какой цвет покрасить забор. Потом тренер на лист или доску выписывает замечания наблюдателей. Группе предлагается сравнить то, что видели наблюдатели и то, что делали три участника. В заключение обсуждаются следующие вопросы.

- Легко ли было договориться?

- Насколько трудно общаться людям с ограниченными возможностями?

- Как мы можем им в этом помочь?

- Почему слово «инвалид» является для людей с ограниченными возможностями обидным?

- Бывает ли в жизни, что нужно о чем-то договориться с человеком, который вас не понимает? Что делать в этом случае?

Приложение 3.

Выставка рисунков на тему « Мир один для всех».