IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СТРАХИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА
Амирханова Д.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Иногда родители думают, что у маленького ребёнка в голове,

кроме школьных тетрадей, ничего нет, а на самом деле

он думает уже о жизни, и жизнь его может пугать.

(Вера Васильева – актриса театра и кино)

У меня, как и у многих моих сверстников, конечно же, есть разные страхи, например, я боюсь опоздать в школу. Общаясь с одноклассниками, я узнала, что у них тоже есть страхи: кому-то страшно перед контрольной работой, кто-то боится пауков, кто-то – высоты. Нам стало интересно, чего боятся мои одноклассники, у кого страхов больше – у мальчиков или девочек, как они справляются со своими страхами.

Цель исследования: изучить страхи учащихся моего класса.

Задачи исследования:

1. Определить что такое страх.

2. Выяснить откуда берутся страхи у детей.

3. Выяснить какие виды страхов существуют.

4. Выяснить являются ли страхи нашими друзьями.

5. Изучить влияние страха на здоровье ребенка.

6. Выяснить влияние общества на страхи современного ребенка.

7. Изучить тему страха в литературе.

8. Провести беседу с психологом о страхах.

9. Исследовать страхи учащихся, сравнить количество и виды страхов у девочек и мальчиков.

10. Провести беседы с людьми разных профессий о страхе.

11. Предложить рекомендации: как справляться со своими страхами.

12. Провести внеклассное мероприятие на тему: «Что такое страх? Сторож или враг?».

13. Выпустить брошюру «Страх – сторож или враг?»

Объект исследования: страхи детей.

Предмет исследования: различие страхов между мальчиками и девочками.

Гипотеза: предполагаем, что между мальчиками и девочками есть различие в количестве и видам страхов.

Методы исследования: сбор информации, анализ литературы, опрос, диагностика страхов по методике А.И. Захарова в модификации М.А.Панфиловой «Страхи в домиках», сравнение.

Теоретическая значимость исследования: узнать, что такое страх, откуда берутся страхи, всем ли людям присущи страхи, выяснить влияние страха на здоровье ребенка, влияние общества на страхи современных детей.

Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении особенностей страхов у детей, выявлении различий в страхах у мальчиков и девочек, и в предложении рекомендаций как справляться со своими страхами.

Глава 1. Страхи в нашей жизни

I.1. Что такое страх?

Первобытный человек почти всего боялся: боялся диких зверей, которые гораздо сильнее его, боялся грозных явлений природы, боялся соседнего племени, враждебного его родному, боялся богов и разных духов, которые казались ему сильными, требовательными, мстительными и злыми. В современном обществе существует огромное количество страхов и фобий, и они имеются у людей разных возрастных групп.

Что же такое страх?

В толковом словаре В.И. Даля сказано: «Страх – это боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия» [7, с. 483].

В Большой Советской Энциклопедии страх определяется как отрицательно окрашенный эмоциональный процесс. [1, с. 556].

Все люди периодически испытывают страх и тревогу. Страх – это естественная реакция на внешнюю угрозу, например, на хулигана или мчащийся на вас автомобиль.

Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Слово страх является основой для образования самых разных слов: СТРАХ – страш-н(ый) - страшн-о - страшн-еньк-о – страшн-оват-о – страшен-н-ый – пре-страшный – бес-страш-н(ый) – страш-и-ть – у-страшить – не-устраш-им(ый). К слову «страх» есть близкие по значению слова.

В словаре В. И.Даля к слову приводятся такие синонимы: страшила, жутко, боязно, ужас, боязнь, трепет, жуть, страсть, ужасть, опасение.

Есть у слова «страх» и антонимы: страх – бесстрашие; «страхом от страха не лечатся, лечатся бесстрашием»; страшно – нестрашно.

Фразеологических оборотов со словом «страх» немного:

1. «В страхе (Божьем)» - значит, в полном повиновении, покорности.

2. «Под страхом чего-то», то есть «под угрозой». Например: «Всем было запрещено под страхом смерти подходить к основанию башни» А.Н.Толстой.

3. «Рыцарь без страха и упрека» – человек высоких нравственных достоинств.

Состояние человека во время страха выражают такие фразеологизмы: «Кровь стынет (или леденеет) в жилах, волосы встают дыбом, волосы на голове шевелятся, мороз по коже (или по спине) продирает (или дерет, пробегает), страх (или оторопь) берет, душа в пятки ушла, страшно так - жуть.

I.2. Откуда берутся страхи у детей?

Страх является врождённым эмоциональным процессом, генетически заданным [5, с. 24].

Одной из самых простых и понятных причин возникновения детского страха является реальный случай, произошедший с ребенком (испуг, вызванный неожиданно загудевшей автомашиной или залаявшей собакой).

Также, страхи возникают из-за фантазий детей или внушаются им взрослыми (запугивание Бармалеем или Бабой-Ягой).

Еще одна из причин возникновения детского страха — это постоянные назойливые предостережения родителей о возможных травмах и несчастьях или угрозы наказания.

Детский страх возникает на почве семейных ссор, сопровождаемых криками и угрозами. В такой ситуации дети чувствуют себя отверженными, у них отсутствует чувство безопасности и любви, что и становится причиной систематического страха [8, с. 51].

I.3. Виды страхов

Страхи психически здорового ребенка можно поделить на 2 основных вида:

Навязчивый страх – тот, который появился в результате реального случая, произошедшего с ребенком (например, его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие).

Надуманный страх – тот, который не связан ни с какой конкретной ситуацией, а надуман или нафантазирован.

Известный ученый, психотерапевт А.И.Захаров условно разделяет страхи на 7 групп:

  • «медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней);

  • страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны);

  • страхи смерти себя и родителей;

  • страхи животных и сказочных персонажей;

  • страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты;

  • социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества);

  • «пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства) [4, c. 48].

Существует классификация страхов по возрасту ребёнка (Приложение 1).

Следует отметить, что не существует универсального разделения страхов по видам и приведенные выше классификации не являются единственными в своем роде.

I.4. Страхи – наши друзья?

О страхе принято думать как о негативном явлении, однако на самом деле нет ни одного человека, который ни разу в жизни не испытывал бы этого чувства.

Страх основывается на инстинкте самосохранения, он выполняет важную работу: предупреждает об опасности и может являться сигналом к защите [8, с. 50].

Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы, от получения травм и совершения необдуманных поступков.

Изучая основы религиозных культур и светской этики, мы пришли к выводу, что в каждой из религии ключевое место занимает также страх. Причём страх оказал большое влияние на развитие такого понятия, как нравственность. Боясь наказания – человек сдерживает проявление отрицательных качеств характера и воспитывает в себе добродетели.

Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы.

Выходит, что наши страхи – наши друзья, ограждающие нас от опасности.

I.5. Влияние страха на здоровье ребенка

В норме все страхи непродолжительны, проходят практически бесследно и не возвращаются и уж конечно, не должны сильно влиять на поведение ребенка. Сложности начинаются, когда ребенок испытывает слишком сильное чувство страха, тогда он попадает в зависимость от этого чувства, нарушается нормальная жизнь и даже меняется характер ребенка.

Постоянные и частые испуги чреваты истощением организма.

Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх [9, с. 6].

I.6. Влияние общества на страхи современных детей

Наше время накладывает еще ряд отпечатков на психику современного ребенка, добавляя детям поводов для тревог и переживаний.

Дети XXI века боятся маньяков, апокалипсиса и даже экономического кризиса. Вероятно, так сказывается влияние теленовостей, которые богаты на информацию о природных катаклизмах, авариях и катастрофах [8, c. 53].

Современные дети более интеллектуально развиты, но это чаще всего достигается в ущерб естественным для детей коллективным подвижным играм, которые дают выход и волю воображению.

Таким образом, в результате сокращения количества и ухудше­ния качества общения, у детей формируются ярко выраженные стра­хи одиночества, темноты, а также различных киношных и компь­ютерных монстров и чудовищ.

I.7. Тема страха в литературе

Отдельное место понятие «страх» занимает в художественной литературе.

У разных народов мира есть множество волшебных сказок, каждая из которых приоткрывает для нас дверцу в мир потустороннего и страшного: привидений, ведьм, колдунов.

Вот, например, в сказке В. А. Жуковского о спящей царевне злая колдунья пожелала принцессе:

На шестнадцатом году, Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!

Заглавие русской народной сказки «У страха глаза велики» - является пословицей, которая отражает идею произведения.

А в сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города» отважная Элли помешала Льву проглотить Тотошку, упрекнув огромного зверя в трусости, «ибо только трус мог решиться напасть на такую крошку».

В рассказе «Честное слово» писатель Л. Пантелеев показывает, что самые лучшие человеческие качества – честность, храбрость, достоинство – проявляются не только в исключительных обстоятельствах, но и в самой обычной, будничной обстановке.

«Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей» [6, c. 23].

В рассказе «Храбрость» Б. Житковым поднята проблема преодоления страха: «Я много думал о страхе. Особенно в детстве. И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товарищей, сколько самой правды предано из-за трусости...» [3, c. 148].

Человек не может существовать без чувства страха, оно у него с рождения. Но преодолеть свой страх всегда можно. Этому учит нас художественная литература, отечественная история, наши воевавшие деды и прадеды. Потому что за каждым пересиленным страхом стоит победа. Над собой.

Пословицы и поговорки

О страхе создано много пословиц и поговорок, что свидетельствует о важности этого эмоционального процесса в жизни человека (Приложение 2).

Русская поговорка «У страха глаза велики» или осетинская пословица «Со страху собака и на пень лает» говорит о преувеличении опасности человеком.

Во многих пословицах указывается на то, что человек, который испытывает чувство страха – слаб, безволен: «Страх силу отнимает», «Где страх, там и стыд», «Страх хуже смерти».

Оказавшись в затруднительном, безвыходном положении, столкнувшись с опасностью, следует проявлять мужество, силу характера: «Волков бояться – в лес не ходить», «На всякую беду страха не напасёшься».

По пословицам видится негативная оценка страха: «Бояться смерти – на свете не жить», «Сробел – пропал», «Кому что думается, тот того и боится».

В пословицах положительно оценивается смелость, говорится о том, что смелого ждет счастливая судьба, он оказывается ловчее и удачливее: «Смелость города берёт», «От смелого смерть бежит», «Смелый там найдет, где робкий потеряет», «Кто идёт вперёд, того страх не берёт».

В тоже время в пословицах отмечается, что смелость – это не отсутствие страха, а умение управлять своими поступками, контролировать свои эмоции: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».

Трусость осуждается, а трус, как правило, сравнивается с зайцем: «Труслив, как заяц», «Трусливому зайке и пенёк – волк».

В пословицах говориться и о том, что бояться – делать себе хуже, потому что никакой пользы страх не приносит, а то что должно произойти, все равно произойдет: «Хуже, когда боишься: лиха не минешь, а только надрожишься», «Страх – гибель для жизни».

Пословицы показывают, что случается с человеком от страха, как проявляются его эмоции. В состоянии страха человек меняется, он испытывает неприятные ощущения: «Со страху весь белый стал», «Побледнел от страха», «Трясётся, как осиновый лист», «От страха ни жив, ни мертв», «Чуть не умер от страха».

Таким образом, в пословицах и поговорках раскрывается негативное отношение народа к страху. При этом положительно оценивается умение человека преодолевать свои страхи, контролировать их.

Выводы по главе I

Мы изучили сведения о страхе в литературных источниках и пришли к следующим выводам:

Слово страх многозначно. В значениях слова отражается духовная жизнь народа. Оно имеет синонимы, антонимы, встречается в фразеологических сочетаниях.

В толковом словаре В.И.Даля сказано: «Страх – это боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия».

Одними из причин возникновения детского страха являются: реальный случай, произошедший с ребенком; фантазии детей; запугивание Бармалеем или Бабой-Ягой; постоянные назойливые предостережения родителей о возможных травмах и несчастьях.

Страхи психически здорового ребенка можно поделить на 2 основных вида: навязчивый страх – тот, который появился в результате реального случая, произошедшего с ребенком и надуманный страх –тот, который не связан ни с какой конкретной ситуацией, а надуман или нафантазирован.

Следует отметить, что существуют различные классификация страхов: по возрасту ребёнка, по различным группам.

О страхе принято думать как о негативном явлении, однако страх защищает человека от излишнего риска, от получения травм и совершения необдуманных поступков. Выходит, что наши страхи – наши друзья, ограждающие нас от опасности.

В норме все страхи непродолжительны, проходят практически бесследно и не должны сильно влиять на поведение ребенка. Но, когда ребенок испытывает слишком сильное чувство страха, тогда он попадает в зависимость от этого чувства, нарушается нормальная жизнь и даже меняется характер ребенка.

Постоянные и частые страхи истощают организм и вызывают невротические расстройства.

Наше время накладывает еще ряд отпечатков на психику современного ребенка, добавляя детям поводов для тревог и переживаний. Дети XXI века боятся маньяков, апокалипсиса и даже экономического кризиса. Вероятно, так сказывается влияние теленовостей, которые богаты на информацию о природных катаклизмах, авариях и катастрофах.

Человек не может существовать без чувства страха, оно у него с рождения. Но преодолеть свой страх всегда можно. Этому учит нас художественная литература, множество созданных о страхе пословиц и поговорок.

Глава II.Исследование страхов у детей

Данная глава посвящена описанию практической работы, цель которой изучить страхи учащихся моего класса и выяснить есть ли различие в количестве и видам страхов между мальчиками и девочками.

Главная особенность учащихся 4 класса – начало проявления глубокого интереса к своему внутреннему миру. Теперь для учеников важны не только успехи в учёбе, но и признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

II.1. Беседа с психологом

Нами была проведена беседа с психологом детской поликлиники Рахимовой Раушанией Миратовной (Приложение 3). В ходе беседы выяснилось, что в настоящее время наблюдается увеличение числа обращений по поводу детских страхов.

Родители малышей часто обращаются по поводу страхов, связанных с адаптацией ребенка в детском саду.

Большинство детей школьного возраста приходят на прием к психологу в связи с повышенной тревожностью, страхами, связанными с трудностью общения со сверстниками и родителями.

При этом количество обращений по поводу страхов мальчиков и девочек примерно одинаковое.

По мнению психолога, большинство детских страхов связано с возрастными особенностями развития и носит временный характер, то есть они должны исчезнуть без следа.

II.2. Исследование страхов учащихся 4 класса

Методика «Страхи в домиках»

Для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у учащихся 4 класса мы применили методику А.И. Захарова в модификации М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

Этот тест прост в применении. Необходимо расселить в красный и черный дома 29 страхов (Приложение 4). В красном доме будут жить нестрашные страхи, а в черном – страшные. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, а ключ – выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и анализируются.

В нашем классе обучаются 24 учащихся: 12 девочек и 12 мальчиков. В исследовании приняли участие 22 человека: 11 девочек и 11 мальчиков.

Возраст учащихся 9-10 лет.

Одноклассники ответили на вопросы теста «Страхи в домиках».

Ответы были сгруппированы по мальчикам и девочкам и подсчитано среднее количество страхов у мальчиков и девочек (Приложение 5). Также, мы распределили количество страхов по 7 видам (Приложение 6).

Результаты исследования мы представили в виде диаграмм.

Как видим из диаграммы 1у девочек среднее количество страхов – 12, а у мальчиков – 9 (Приложение 7). Таким образом, среднее количество страхов у девочек больше, чем у мальчиков.

При этом наблюдается превышение количества страхов как у девочек, так и у мальчиков по сравнению с возрастными нормами, предложенными психологом А.И.Захаровым (Приложение 8).

Среднее число страхов у детей в возрасте 9-10 лет в норме должно быть: у девочек – 10, у мальчиков – 7. В нашем классе среднее количество страхов у мальчиков и девочек выше среднего показателя возрастных норм на 2 страха.

Возможно, так сказывается влияние современного общества, а также чрезмерное обособление, уменьшение количества и ухудшение качества общения детей (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Из диаграммы 2 видно, что у мальчиков самыми распространенными являются следующие страхи (Приложение 9):

  1. Страхи, связанные с причинением физического ущерба – 33;

  2. Страхи смерти – 18;

  3. Пространственные страхи – 12

Согласно диаграмме 3 у девочек преобладают следующие виды страхов (Приложение 9):

  1. Страхи, связанные с причинением физического ущерба – 40;

  2. Социально опосредованные страхи – 25;

  3. Страхи смерти – 20;

Таким образом, распределение страхов по видам у мальчиков и девочек различаются.

Отдельно мы рассмотрели категорию – «Школьные страхи».

На вопрос «Испытываете ли вы страх перед школой» утвердительно ответил – 1 ребёнок. Примечательно, что этот ребёнок является отличником в школе. Возможно, его страх обусловлен возможностью потерять свой статус. Таким образом мы видим, что 96 % учащихся не испытывают страха перед школой.

На второй вопрос «Боишься ли ты получить двойку» утвердительно ответили 19 человек из класса, что составляет – 82 % из всех учащихся.

Отвечать у доски боятся – 8 учащихся, причём равное количество мальчиков и девочек (4 мальчика и 4 девочки).

Испытывает страх перед учителями в школе 1 учащийся.

На последний вопрос «Боитесь ли вы, что над вами будут смеяться одноклассники» - утвердительно ответили 10 учащихся (6 девочек и 4 мальчика), что составляет 46 % из всех учащихся.

Таким образом, учащиеся нашего класса испытывают школьные страхи типичные для своего возраста: страх перед оценкой, страх перед сверстниками, страх отвечать у доски.

Мы предложили одноклассникам нарисовать свои страхи.

Свои представления о страхе ребята изобразили в иллюстрациях (Приложение 10).

Проанализировав рисунки, мы сделали следующие выводы. Для изображения страха наиболее часто используются такие цвета – красный, чёрный, коричневый.

Многие учащиеся рисовали не свои страхи, а образ, который у них ассоциируется со словом страх. Многие рисовали темноту и пауков. Скорее всего, дети сравнивают эти слова с чем-то темным, загадочным, неизведанным. Когда произносишь это слово, отмечали учащиеся, «мороз бежит по коже», становится холодно, жутко.

Таким образом, мы видим, что свой страх изобразить сложно, легче нарисовать образ, который ассоциируется со словом страх.

II.3. Беседы с людьми разных профессий о страхе

Мы беседовали с людьми разных профессий о том, знакомо ли им чувство страха, что они думают о страхе, как оценивают это чувство. Своими мыслями по этому поводу с нами поделились: Халитов Марат Марсилович – кандидат в мастера спорта, двукратный серебряный призер чемпионата мира по кикбоксингу; Саитгалин Азат Ильдарович – кандидат в мастера спорта по боксу; Айгуль Сабангулова – кандидат в мастера спорта России по карате; Муфарахов Вадим Салаватович – врач-хирург Туймазинской ЦРБ; Мубаракшин Руслан Минсагитович – водитель автомобиля; Шаяхметов Рим Ахтямович – имам-ахунд Туймазинского и Шаранского районов.

В результате, мы выяснили, что всем людям свойственно испытывать страх, они оценивают это как необходимое чувство, которое выполняет защитную функцию, помогает настроиться на победу и ограждает от необдуманных, дурных поступков (Приложение 11).

II.4. Рекомендации: как справляться со своими страхами

Существуют упражнения, помогающие справляться со своими страхами. Один из самых простых и эффективных – это нарисовать свой страх. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте свой страх на листе бумаги и дайте ему имя. Можно придумать рассказ о своем страхе, описать, что изображено на рисунке, какие ощущения возникали во время рисования. А дальше необходимо уничтожить свой страх:

  • порвать или выкинуть рисунок страха;

  • дорисовать рисунок и превратить страшное в смешное;

  • украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым.

Также, помогает дыхательная гимнастика от страха. Лежа на жесткой поверхности, начинайте дышать полной грудью. Вспомните, как вы дышите, когда засыпаете или когда только проснулись – это дыхание едва заметное, очень тихое. Дышите таким сонным дыханием. Постепенно делайте его все тише, все медленнее, пусть оно становится совсем незаметным. Даже несколько минут такого дыхания снимают ощущение страха и тревожности.

II.5. Проведение внеклассного мероприятия на тему «Что такое страх? Сторож или враг?»

Мы провели классный час на тему: «Что такое страх? Сторож или враг?» с целью ознакомления учащихся с влиянием чувства страха на состояние человека, обучения способам преодоления страха (Приложение 12). На классном часе рассказали о том, что такое страх, какие разновидности страхов бывают. Одноклассники узнали о том, когда надо, а когда не надо бояться и какие способы существуют по преодолению своих страхов.

II.6. «Страх – сторож или враг?» Брошюра

Мы выпустили брошюру «Страх – сторож или враг?», где можно найти информацию о пользе и вреде чувства страха, интересные факты о страхах и фобиях (Приложение 13), рассмотреть репродукции картин художников на тему страха (Приложение 14), и прочитать рекомендации о том, как справляться со своими страхами.

Выводы по главе II

Мы провели беседу с психологом детской поликлиники. По мнению психолога, большинство детских страхов связано с возрастными особенностями развития и носит временный характер, то есть они должны исчезнуть без следа.

Результаты нашего исследования показали, что у девочек среднее количество страхов – 12, а у мальчиков – 9. Таким образом, среднее количество страхов у девочек больше, чем у мальчиков.

При этом наблюдается превышение количества страхов как у девочек, так и у мальчиков по сравнению с возрастными нормами. Возможно, так сказывается влияние современного общества, а также чрезмерное обособление, уменьшение количества и ухудшение качества общения детей (как со сверстниками, так и со взрослыми).

У мальчиков самыми распространенными являются страхи, связанные с причинением физического ущерба – 33; страхи смерти – 18; пространственные страхи – 12.

У девочек преобладают страхи, связанные с причинением физического ущерба – 40; социально опосредованные страхи – 25; страхи смерти – 20.

Таким образом, распределение страхов по видам у мальчиков и девочек различаются.

Отдельно мы рассмотрели категорию – «Школьные страхи» и сделали вывод, что учащиеся нашего класса испытывают школьные страхи типичные для своего возраста: страх перед оценкой, страх перед сверстниками, страх отвечать у доски.

Одноклассникам было предложено нарисовать свои страхи. Проанализировав рисунки, мы сделали вывод, что свой страх изобразить сложно, легче нарисовать образ, который ассоциируется со словом страх.

Нами были проведены беседы с людьми разных профессий о том, что они думают о страхе, как оценивают это чувство. В результате, мы выяснили, что всем людям свойственно испытывать страх, они оценивают это как необходимое чувство, которое выполняет защитную функцию, помогает настроиться на победу и ограждает от необдуманных, дурных поступков.

Существуют упражнения, помогающие справляться со своими страхами. Один из самых простых и эффективных – это нарисовать свой страх, а затем уничтожить его (порвать или выкинуть рисунок страха; дорисовать рисунок и превратить страшное в смешное; украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым).

Нами было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Что такое страх? Сторож или враг?» с целью ознакомления учащихся с влиянием чувства страха на состояние человека, обучения способам преодоления страха.

Мы выпустили брошюру «Страх – сторож или враг?», где можно найти информацию о пользе и вреде чувства страха, интересные факты о страхах и фобиях, рассмотреть репродукции картин художников на тему страха и прочитать рекомендации о том, как справляться со своими страхами.

Заключение

В ходе первого этапа исследования мы изучили сведения о страхе в литературных источниках.

В толковом словаре В.И.Даля сказано: «Страх – это боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия».

Страхи психически здорового ребенка можно поделить на 2 основных вида: навязчивый страх – тот, который появился в результате реального случая, произошедшего с ребенком и надуманный страх –тот, который не связан ни с какой конкретной ситуацией, а надуман или нафантазирован.

В норме все страхи непродолжительны, проходят практически бесследно и не должны сильно влиять на поведение ребенка. Но, когда ребенок испытывает слишком сильное чувство страха, тогда он попадает в зависимость от этого чувства, нарушается нормальная жизнь и даже меняется характер ребенка.

Наше время накладывает еще ряд отпечатков на психику современного ребенка. Дети XXI века боятся маньяков, апокалипсиса и даже экономического кризиса. Вероятно, так сказывается влияние теленовостей, которые богаты на информацию о природных катаклизмах, авариях и катастрофах.

На втором этапе с целью выяснить, есть ли различие в количестве и видам страхов между мальчиками и девочками, мы провели исследование страхов учащихся нашего класса, результаты которого показали, что у девочек среднее количество страхов – 12, а у мальчиков – 9. Таким образом, среднее количество страхов у девочек больше, чем у мальчиков.

Также не одинаково распределились страхи мальчиков и девочек по видам. У мальчиков самыми распространенными оказались страхи, связанные с причинением физического ущерба – 33; страхи смерти – 18; пространственные страхи – 12.

У девочек преобладают страхи, связанные с причинением физического ущерба – 40; социально опосредованные страхи – 25; страхи смерти – 20.

Нами было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Что такое страх? Сторож или враг?» с целью ознакомления учащихся с влиянием чувства страха на состояние человека, обучения способам преодоления страха.

Мы выпустили брошюру «Страх – сторож или враг?», где можно найти информацию о пользе и вреде чувства страха, интересные факты о страхах и фобиях, рассмотреть репродукции картин художников на тему страха и прочитать рекомендации о том, как справляться со своими страхами.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что человек не может существовать без чувства страха, оно у него с рождения. Страх защищает его от излишнего риска, от получения травм и совершения необдуманных поступков. Выходит, что наши страхи – наши друзья, ограждающие нас от опасности.

Таким образом, цели и задачи исследования выполнены. Гипотеза о том, что есть различие в количестве и видам страхов между мальчиками и девочками подтвердилась.

Список литературы
  1. Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1976, Т.24

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М: Изд-во Эксмо, 2004. – 616с

  3. Житков Б. Храбрость. – М.: АСТ, 2012. 240 с

  4. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

  5. Изард К. Эмоции человека. М: Издательство МГУ, 1980

  6. Пантелеев Л. Честное слово. – СПб.: Речь, 2016. 24 с

  7. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля / Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб.: ИД «Весь», 2004. 736 с

  8. Царенко Н.В. Читаем мысли наших детей: по рисункам, снам, страхам, играм…/ Н.В. Царенко – Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016

  9. Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – «Издательский дом «Искатель», 1997. 93 с

Тезаурус

Генетически – 1) по происхождению; 2) по сочетанию генов.

Невротическое расстройство - заболевание, вызванное расстройством деятельности центральной нервной системы.

Психолог – ученый, специалист по психологии.

Тест – проба, испытание, проверка, исследование.

Тик – в медицине: судорожное подёргивание; быстрые непроизвольные сокращения мышц.

Фобии – непреодолимый навязчивый страх.

Энурез – непроизвольное мочеиспускание во время сна.

Приложение 1

Детские возрастные страхи

Возраст

Возрастные страхи

0 – 6

месяцев

Любой неожиданный громкий звук;

быстрые движения со стороны другого человека;

падение предметов;

общая потеря поддержки.

7 – 12

месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

любые незнакомые люди;

смена обстановки, одевание одежды и раздевание;

отверстие стока в ванной или бассейне;

высота;

беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1 – 2

года

Громкие звуки;

разлука с родителями;

любые незнакомые люди;

отверстие стока ванны;

засыпание и пробуждение, сновидения;

страх травмы;

потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

незнакомые ровесники;

ударные звуки;

ночные кошмары;

изменение в окружающей обстановке;

природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

исчезновение или передвижение внешних объектов.

3 – 5

лет

смерть (дети осознают конечность жизни);

страшные сны;

нападение бандитов;

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

ядовитые змеи;

смерть близких родственников.

6 – 7

лет

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);

потеря родителей или страх потеряться самому;

чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);

школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);

физическое насилие.

7 – 8

лет

Темные места (чердак, подвал, и др.);

реальные катастрофы;

утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);

опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;

физическое наказание и непринятие в школе.

8 – 9

лет

Неудачи в школе или игре;

собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;

физическое насилие;

ссора с родителями, их потеря.

9 – 11 лет

Неудачи в школе или спорте;

заболевания;

отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

высота, ощущение верчения (некоторые карусели);

зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

11 – 13

лет

Неуспех;

собственные странные поступки;

недовольство своей внешностью;

сильное заболевание или смерть;

собственная привлекательность, сексуальное насилие;

ситуация демонстрации собственной глупости;

критика со стороны взрослых;

потеря личных вещей.

Приложение 2

Пословицы и поговорки про страх

  • У страха глаза велики.

  • У страха глаза, что плошки, а не видят и крошки.

  • Со страху собака и на пень лает. (Осетинская).

  • Страх силу отнимает.

  • Где страх, там и стыд.

  • Страх хуже смерти.

  • Волков бояться — в лес не ходить.

  • Бояться смерти - на свете не жить.

  • Бояться несчастья — и счастья не будет.

  • На всякую беду страха не напасешься.

  • Сробел - пропал.

  • Кому что думается, тот того и боится.

  • Смелость города берёт.

  • От смелого смерть бежит.

  • Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

  • Кто идёт вперёд, того страх не берёт.

  • Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

  • Тому страх неведом, кто идет к победам.

  • Труслив, как заяц.

  • Трусливому зайке и пенёк - волк.

  • Иному гром не гром, а страшен барабан.

  • Он сам своей тени боится.

  • Хуже, когда боишься: лиха не минешь, а только надрожишься.

  • Страх — гибель для жизни. (Таджикская)

  • Со страху весь белый стал.

  • Побледнел от страха.

  • Трясётся, как осиновый лист.

  • От страха ни жив, ни мёртв.

  • Чуть не умер от страха.

  • От страха глаза на лоб лезут.

  • Душа в пятки ушла.

  • Страх — одно, бдительность — другое. (Грузинская)

  • Страшно дело до зачина.

  • Страхов много, а жизнь одна.

Приложение 3

Беседа с психологом детской поликлиники Р.М. Рахимовой

Приложение 4

Тест «Страхи в домиках»

Имя__________________ Возраст____________________

Страхи

Домики

Красный

Черный

1. Когда остаешься дома один

   

2. Нападения, бандитов

   

3. Заболеть, заразиться

   

4. Умереть

   

5. Того, что умрут твои родители

   

6. Каких-то людей

   

7. Маму или папу

   

8. Того, что они тебя накажут

   

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ, невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы (страхи сказочных персонажей)

   

10. Опоздать в школу

   

11. Перед тем, как заснуть

   

12. Страшных снов

   

13. Темноты

   

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

   

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

   

16. Бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

   

17. Когда очень высоко (страх высоты)

   

18. Когда очень глубоко (страх глубины)

   

19. В маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)

   

20. Воды

   

21. Огня

   

22. Пожара

   

23. Войны

   

24. Больших улиц, площадей

   

25. Врачей (кроме зубных)

   

26. Крови (когда идет кровь)

   

27. Уколов

   

28. Боли (когда больно)

   

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

   

Приложение 5

Количество страхов у мальчиков и девочек

Страхи

Мальчики

Девочки

1. Когда остаешься дома один

1

4

2. Нападения, бандитов

4

6

3. Заболеть, заразиться

5

4

4. Умереть

7

9

5. Того, что умрут твои родители

11

11

6. Каких-то людей

3

6

7. Маму или папу

1

4

8. Того, что они тебя накажут

3

4

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ, невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы (страхи сказочных персонажей)

4

6

10. Опоздать в школу

2

7

11. Перед тем, как заснуть

3

2

12. Страшных снов

3

6

13. Темноты

1

4

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

4

5

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

1

3

16. Бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

4

6

17. Когда очень высоко (страх высоты)

4

2

18. Когда очень глубоко (страх глубины)

6

4

19. В маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)

1

4

20. Воды

0

2

21. Огня

4

5

22. Пожара

6

9

23. Войны

9

8

24. Больших улиц, площадей

1

1

25. Врачей (кроме зубных)

0

2

26. Крови (когда идет кровь)

0

2

27. Уколов

2

3

28. Боли (когда больно)

3

5

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

5

3

ВСЕГО страхов

98

137

Среднее количество страхов

9

12

Приложение 6

Распределение страхов по видам

Виды страхов

Мальчики

Девочки

1

«Медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней)

10

16

2

Страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны)

33

40

3

Страхи смерти себя и родителей

18

20

4

Страхи животных и сказочных персонажей

8

11

5

Страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты

7

12

6

Социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества)

10

25

7

«Пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства)

12

13

Приложение 7

Диаграмма 1

Приложение 8

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

мальчики

девочки

мальчики

девочки

3

9

7

9

7

10

4

7

9

10

7

10

5

8

11

11

8

11

6

9

11

12

7

8

7 (дошк.)

9

12

13

8

9

7(шк.)

6

9

14

6

9

8

6

9

15

6

7

Приложение 9

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Приложение 11

Халитов Марат Марселевич – кандидат в мастера спорта, двукратный серебряный призер чемпионата мира по кикбоксингу

«Я всегда испытываю страх перед выходом в ринг. И мне это нравиться, это щекочет душу и закаляет характер. Но этот страх проходит моментально после первого гонга. И я остаюсь наедине со своим характером. Страх не помогает мне побеждать, прежде всего путь к победе - это твои морально-волевые качества, твой стержень и то как ты видишь себя! Если страх окажется сильнее твоих чувств, сильнее твоей уверенности, ты проиграешь! Самая важная победа - это победа над собой».

Саитгалин Азат Ильдарович – кандидат в мастера спорта по боксу

«Когда есть страх, он помогает тебе лучше подготовиться, а если страха нет, то ты уже проиграл. Легкий страх это нормально. А непосредственно перед боями, чтобы морально не сгореть, я просто ложился спать, за 10 минут перед боями меня будят, и я выхожу на ринг спокойно и с чистой головой».

Айгуль Сабангулова – кандидат в мастера спорта России по карате

«Перед соревнованиями я испытываю страх, но во время соревнований страха нет, только адреналин и находишься как в вакууме. Страх помогает настроиться на соревнование, воспринимаю его больше, как положительное чувство, помогает больше заниматься».

Муфарахов Вадим Салаватович – врач-хирург Туймазинской ЦРБ

«Считаю, что страх необходим как защитная функция организма. У опытных врачей практически нет страха перед предстоящей операцией, но присутствует страх за свою жизнь, что связано с риском заражения».

Мубаракшин Руслан Минсагитович – водитель автомобиля

«Страх испытываю при аварийных ситуациях, но не тогда, когда еду за рулем и когда сажусь в автомобиль. Во время езды страха нет, так как стараюсь предугадать дальнейшие маневры водителей. Возникает страх садиться за руль после серьезных аварий».

Шаяхметов Рим Ахтямович – имам-ахунд Туймазинского и Шаранского районов

«Страшиться надо перед богом: не совершать мерзкие деяния, дурные поступки, чтобы не получать за это наказания».

Приложение 13

Тема страха в картинах художников

Крик. Эдвард Мунк

Страх. Мария Якунчикова

Страх перед выбором. Александр Углов

Страх. Родители бранятся. Марина Наирашвили

Приложение 12

Внеклассное мероприятие на тему

«Что такое страх? Сторож или враг?

Цель: ознакомление учащихся с влиянием чувства страха на состояние человека, обучение способам преодоления страха.

Ход классного часа

Миниатюра: Чего боятся школьники…

Встречаются два одноклассника: Одного страшно колотит.

- Привет, Миша! Что с тобой?

- Я боюсь Темноты. Второго тоже затрясло

- А тебя почему затрясло?

- А я боюсь директора! Тут подходит еще целая группа боящихся.

- А я боюсь собак!

- А я дорогу переходить!

- А я страшно боюсь высоты!

- А я папу с ремнем!

- Давайте боятся вместе!

П: В жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей, которые ничего не боятся. А чего боитесь вы? Вот видите, сколько всевозможных страхов. Почему они возникают и как их можно преодолеть? Об этом мы с вами сегодня поговорим на нашем классном часе.

Чем же опасен страх мы это с вами сейчас узнаем.

1) Упражнение Пятно страха.

П: Вы сейчас назвали свои страхи попробуйте вспомнить самый самый страшный свой страх и ассоциировать его с каким-нибудь цветом. Возьмите этот цвет и нарисуйте пятно на листе бумаги. На одной стороне. Размер на ваше усмотрение. А теперь согните листок, прижмите и раскройте. Что вы видите? Ваше пятно увеличилось вдвое. Тоже самое происходит и с человеком, который теряет самообладание.

2) Информация. Давайте рассмотрим само слово СТРАХ, оно по звучанию и по смыслу соответствует слову СТРАЖ, СТОРОЖ. Сначала функция страха заключается в защите человека. И его мысли — СТРАЖ-ники, проявляя о-СТОРОЖ-ность, охраняют его от неприятностей.

Существуют две разновидности страха. Первая — это элементарная осторожность, предупреждающая о реальной опасности и оберегающая от неприятностей. За осторожностью стоит инстинкт сохранения жизни. Осторожность, её физиологическая составляющая, заставляет человека быть в состоянии готовности к возможным быстрым действиям, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны, учащается число сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, напрягаются мышцы тела. Такой страх помогает держаться подальше от опасности.

Вторая разновидность страха — это страх ложный, иллюзорный. Он возникает из-за ошибочного восприятия окружающего мира. Но по силе своего воздействия он ничуть не уступает реальному страху. Многим людям очень хорошо знакомо чувство страха, которое может возникнуть, если вы один дома, и лет вам немного, и за окном гроза, и родители ещё не скоро придут с работы. Малейший шорох, звуки, доносящиеся из-за закрытой входной двери, — всё может повергнуть вас просто в панический ужас. А причиной тому иллюзорный страх, в основе которого лежит ложное восприятие окружающей действительности. Недаром в народе бытует поговорка: «У страха глаза велики!»

Страх является неотъемлемой частью инстинкта самосохранения, страх предупреждает о возможной опасности, указывает нам на то, что тот путь, которым мы идём, может привести к возникновению проблем. Однако иллюзорный, ложный, ненужный страх только мешает, создаёт массу лишних проблем, порабощает сознание. Отсюда следует, что надо уметь различать страхи, задавать себе вопрос: насколько необходим страх, предупреждает ли он о реальной опасности, насколько иллюзорен тот или иной страх?

П: 3) Работа в группах. Давайте попробуем определить положительное и отрицательное влияние страха на нашу жизнь. Вы сейчас разделитесь на группы. И одна группа определит следующее: Страх мне помогает… А вторая Страх мне мешает…

П: Какой бы вы дали совет тем, кто ничего не боится и тем, кто всего боится.

4) Памятка. Скажите, как же все- таки можно преодолеть свой страх?

И сейчас мы поучимся преодолевать свой страх.

1. Не привлекай к себе неприятности.

2. Определи какой страх овладел тобой.

3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.

3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.

4. Не бойся просить помощи и защиты.

5). Превращение страха

П: Возьмите ваши рисунки и различными цветами преобразите ваше пятно страха в какой-нибудь рисунок. Пусть он будет в шутливой форме.

Скажите, что вы сделали? А как в реальной ситуации вы сможете воспользоваться этим методом.

6. Ситуации. Давайте проверим, как вы научились справляться со страхами. Вы сейчас получите карточку с ситуацией, прочитав ее, вы ответите, как бы вы поступили в данной ситуации.

Ты забыл записать домашнее задание и не выучил урок, тебя вызвали к доске.

В соседнем доме ты случайно заметил, что из окна идет дым.

Ты идешь по улице и видишь, что компания хулиганов пристает к твоей однокласснице.

Ты потерялся в незнакомом городе.

Ты боишься собак, и вечером после тренировки, идешь домой мимо двора, где обнаруживаешь стаю бродячих собак.

Днем ты смотрел страшный фильм, и ночью не можешь спокойно уснуть.

Итог: Ну, вот и все. Я надеюсь, что каждый из вас сможет достойно и безопасно выйти из любой ситуации, защитить себя и своих близких.

47