IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЭТАНОЛ – ПАНАЦЕЯ ИЛИ ЯД?
Портнова Ю.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Все есть яд!Все есть лекарство…Все дело в дозе. Парацельс

1. Введение

Алкоголь – самый загадочный из всех наркотиков. В печатных изданиях и сети Интернет содержится много информации, рассказывающий о действии алкоголя на организм человека. Анализируя ее, замечаешь, что информация в разных источниках зачастую противоречит друг другу. А тем временем алкоголь все больше набирает популярность не только среди взрослых людей, но и подростков. Многие начинают воспринимать алкоголь как средство от всех болезней. На уроках химии мы познакомились с этиловым спиртом, как с химическим веществом. И мне стало интересно, что же такое этанол, лекарство от всех болезней, помогающее нам прожить долгую и счастливую жизнь, или яд, губящий миллионы жизней. А может, как говорил Парацельс, все дело в дозе?

Именно это побудило меня заняться данным исследованием.

Цель исследования: Выявление возможности положительного и отрицательного влияния этилового спирта на организм человека.Задачи:

1. Познакомиться с литературными источниками о биологической роли этилового спирта.

2. Провести анкетирование среди учеников класса по выявлению их отношения к употреблению алкогольных напитков, сравнить полученные данные с результатами прошлого года.

3. Доказать экспериментально, как влияет этиловый спирт на важнейшие органические вещества и живые организмы.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что, не смотря на профилактическую работу, число сторонников употребления спиртных напитков очень велико. Самым тревожным является то, что употребление алкоголя, начинается в подростковом возрасте и зачастую приводит к плачевным исходам. Народная мудрость гласит: «Предупрежден, значит, вооружен!», поэтому очень важно собрать и получить доказательства того, насколько опасно для человека употребление алкоголя. Тем более, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) на 28 сессии (1975 год) отнесла алкоголь к сильнодействующим наркотикам, входящим в первую группу сложности по лёгкой доступности для населения и относительно малой цене

Гипотеза: Возможно, этиловый спирт в определенном количестве может принести организму пользу, но его отрицательное действие значительно преобладает.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, эксперимент по действию этилового спирта на живые организмы и органические вещества.

2. Основная часть

2.1. Общие сведения об этаноле

Этанол – что это за вещество и как его получили? Следы алкоголя были найдены в Китае на 9000-летней керамике. Это однозначно говорит о том, что люди еще в эпоху неолита выпивали содержащие алкоголь напитки. Первый случай получения спирта был зарегистрирован в 12 веке в Салерно. Правда, это была водно-спиртовая смесь. Чистый же этанол выделил Иоганн Тобиас Ловиц в 1796 году. Он использовал метод фильтрации через активированный уголь. Получение этанола этим способом долго оставалось единственным методом. Формулу спирта вычислил Николо-Теодор де Соссюра, а описал его как углеродное соединение Антуан Лавуазье.

В 19-20 веках многие ученые занимались изучением этанола. Были изучены все его свойства. В настоящее время он получил широкое распространение и применяется практически во всех сферах человеческой деятельности. (1)

Этиловый (винный) спирт – это прозрачная жидкость со специфическим резким запахом. Формула С2Н5ОН. Кипит при температуре 78,150 С и имеет плотность 0,8 кг/л. В международной классификации пищевых добавок этанол зарегистрирован под кодом Е1510, относится к группе дополнительных веществ.

Это бесцветная легкоподвижная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Легко воспламеняется. При достаточном доступе воздуха горит светлым голубоватым пламенем, образуя углекислый газ и воду. Этанол хорошо смешивается с водой, глицерином, бензолом и многими другими веществами. Легко улетучивается, так что хранить его нужно в хорошо закрывающихся емкостях. Сам является прекрасным растворителем, а также обладает отличными антисептическими свойствами.

Этиловый спирт широко применяется человеком:

1. Топливо. Этанол – прекрасное и сравнительно недорогое топливо. На нем ездят автомобили и летают некоторые ракеты. Является экологически чистым видом топлива, так как нейтрален в качестве источника парниковых газов. Кроме того, Высокая гигроскопичность этанола (способность втягивать влагу) позволяет избавляться автомобилистам от некачественного бензина.

2. Сырье. Огромное количество этанола потребляет химическая промышленность. Из этанола получают множество разнообразных веществ. В их числе уксусная кислота, диэтиловый эфир, тетраэтилсвинец (очень токсичная добавка в топливо, повышающая его октановое число), этилацетат (яд для умерщвления насекомых в энтомологических морилках), фото-аудио- и видеопленка, синтетический каучук, топливо для реактивных двигателей и др.

3. Растворитель. Этанол – замечательный растворитель. Недаром он используется в парфюмерии как основа многих одеколонов, духов и аэрозолей (более 80% парфюмерной продукции приготовлено на основе этанола). Используют его, как один из основных растворителей и в органической химии для синтеза новых веществ. Также этанол используется для получения некоторых растворов, которые применяются в медицинских целях. 40% всех лекарственных препаратов приготовлено при помощи этилового спирта.

4. Антисептик. В этиловом спирте прекрасно погибают бактерии. Поэтому он применяется в медицине наружно для дезинфекции кожи при инъекциях, хирургических вмешательствах, как обеззараживающее и подсушивающее средство. Дубящие свойства 96 % этилового спирта используются для обработки операционного поля или в некоторых методиках обработки рук хирурга. (2)

Наряду с этим, широко применяется этанол в производстве спиртсодержащих напитков. Согласно статистическим данным 2015 года потребление алкоголя в России составляет 13,5 л на душу населения (по заявлению Всемирной организации здравоохранения, доля годового потребления алкоголя на человека должна составлять не более 8 литров). (3)

Как это может сказаться на здоровье человека?

2.2. Отрицательное действие этанола на организм человека

Медицина уже 300 лет диагностирует алкоголь как наркотический нейротропный и протоплазматический яд, то есть яд, воздействующий на нервную систему и все органы человеческого организма, разрушающий их структуру на клеточном и молекулярном уровнях.

В 2003 году Всемирная Организация Здравоохранения признала этиловый спирт токсичным ядом, так как смертельная доза спирта 8-10 граммов на килограмм массы тела.

Изменения, происходящие в организме под влиянием алкоголя, возникают при употреблении любой дозы этого вещества. Степень этих изменений зависит от количества и частоты его приёмов.

Отравляющее действие этилового спирта на организм объясняется в первую очередь тем, что при взаимодействии с липидами, из которых состоят мембраны (стенки) клеток, он изменяет их проницаемость. Это приводит к тому, что некоторые необходимые для деятельности клетки вещества (кальций, магний и др.) и ферменты не попадают туда, где они нужны в этот момент. Их дефицит отрицательно сказывается на работе клеток, из которых состоит тот или иной орган, и на работе самого органа. При взаимодействии с аминокислотами, из которых организм строит белки (гормоны и ферменты), этанол образует эфиры, лишая организм некоторой части необходимого строительного материала и блокируя синтез белка.

В силу своего химического строения спирт активно взаимодействует с водой, отнимая ее у любых тканей организма. В результате этого возникает их обезвоживание и нарушается нормальный обмен веществ.

Дурманящее воздействие алкоголя связано с тем, что при разложении его в печени образуется еще более токсичное вещество ацетальдегид. При его попадании в кровь и взаимодействии с гормонами (норадреналином, дофамином и др.) образуются галлюциногенные и психотропные соединения. Это и вызывает свойственную начальной стадии опьянения эйфорию, приводя при больших дозах выпитого к алкогольным психозам и бреду. (4)

Помимо этого, ацетальдегид еще и обладает канцерогенными свойствами и провоцирует развитие онкологических заболеваний. Его качества исследовались в лабораторных условиях на подопытных животных. Эти научные работы привели к весьма интересным, но в то же время настораживающим результатам. Оказывается, ацетальдегид - не просто канцероген, он способен повреждать ДНК, тем самым влияя на наследственность. (5)

От действия алкоголя страдают практически все системы организма.

Центральная нервная система (ЦНС). Прием алкоголя возбуждает ЦНС, человек чувствует прилив сил, радость, удовлетворение. Люди готовы на самые сложные эксперименты и подвиги. Но с утра возникают проявления гибели клеток мозга – головная боль, тремор рук, душевные переживания и агрессия – проявления психоза. В результате исследований, проведенных с использованием новейшей технологии, австралийские ученые пришли к выводу, что и среди алкоголиков и среди умеренно употребляющих наблюдается постепенное уменьшение и усыхание мозга. Стакан спиртных напитков губит в нашем мозге 1000-2000 клеток. Эти данные подтвердились у 95% алкоголиков и 85% умеренно употребляющих.

От действия алкоголя страдает психика человека:

- способность объективно воспринимать процессы нарушается, человек не может нормально обрабатывать информацию, поступающую из окружающей действительности;

- алкоголь подавляет реакцию, движения замедляются, нарушается восприятие звуковых сигналов;

- деформируется мыслительный процесс;

- ухудшаются возможности самоконтроля;

- падает острота периферического зрения. (6)

Печень и органы желудочно-кишечного тракта. Печень является уникальным фильтром человеческого организма. Она вырабатывает определенное количество ферментов, которые расщепляют токсины, попадающие в организм. Молекулы этанола расщепляются под действием ферментов в токсические вещества, вредные для организма. Когда их слишком много, печень не успевает их переработать. Они оседают в организме. Причем основная часть и содержится в печени, отчего клетки органа начинают видоизменяться и гибнуть. Это приводит к холециститу, ожирению печени, циррозу (некроз ткани) и раку.

Органы пищеварения покрыты слизистой оболочкой. Попадающий спирт вызывает ее раздражение, следствием чего является развитие гастрита, язвы и злокачественных образований. Кроме этого, нарушается работа поджелудочной железы.

Кровеносная и сердечнососудистая система. Этанол в высоких концентрациях, попадая в кровь, может разрушать эритроциты, что может привести к токсической гемолитической анемии. Неумеренное потребление алкоголя повышает уровень «плохого» холестерина в крови. Развивается алкогольная гипертония, аритмия и происходит поражение миокарда, что приводит к значительному увеличению числа инсультов и инфарктов.

Иммунная система. Систематическое злоупотребление спиртными напитками вызывает снижение фагоцитоза. Фагоцитоз относится к числу важнейших защитных антиинфекционных механизмов организма. С его помощью уничтожаются микробы и измененные, опасные клетки.

При употреблении этанола угнетается защитная функция белков крови. Снижается уровень лизоцима, белка, содержащегося во многих секретах человека и способного оказывать антимикробное действие.

Уменьшается количество лимфоцитов – клеток иммунитета. Снижение иммунитета приводит к образованию стойких очагов хронической инфекции. Но основную опасность для организма представляют образующиеся под действием этанола антитела к собственным нормальным клеткам, которые начинают их уничтожать.

Репродуктивная система. На фоне употребления алкоголя у мужчин снижается потенция, женщины становятся фригидными. Все это происходит из-за разрушения этанолом молекул белка, которые участвуют в выработке половых гормонов. Кроме того, являясь токсином и мутагеном, алкоголь губительно действует на половые клетки, что приводит к рождению слабых, неполноценных в физическом и умственном отношениях детей, предрасположенных к тяжёлым заболеваниям.

Органы дыхания. Легкие отвечают за газообмен. Под постоянным воздействием алкоголя, легочная ткань разрушается, что приводит к нарушению функции дыхания.

Костно-мышечная система. Этанол «съедает» кальций и фосфор. Кости становятся ломкими, мышечная система теряет нужный тонус.(7)

Кроме того, при систематическом употреблении этанола, который является наркотиком, возникает сильнейшая психическая зависимость. Сначала небольшое количество спиртного напитка вызывает удовольствие – появляется легкая эйфория, приятное расслабление. У выпившего человека улучшается настроение, он становится оживленным и раскрепощенным. Организм запоминает это состояние, и следующий раз, чтобы его повторить, потребуется принять еще большую дозу. Возникнет физическая зависимость. Чтобы жить, придется постоянно пить. Развивается тяжелое, практически неизлечимое заболевание – алкоголизм.

2.3. Положительное действие этанола на организм человека

Этиловый спирт – уникальная жидкость. Он изначально в очень малых количествах содержится в организме человека и играет важную роль в межклеточном обмене. То есть, этиловый спирт, наряду с водой, является одной из жидкостей, естественно входящей в состав тела человека. Организм сам вырабатывает за счет брожения в кишечнике, и поддерживает необходимую, ничтожно малую концентрацию этилового спирта (0,002%). Этот внутренний спирт необходим для окислительных реакций по переработке поступающих питательных веществ. Также в небольших количествах этиловый спирт содержится в ряде напитков, получаемых брожением, но не причисляемых к алкогольным (кефир, квас, кумыс, безалкогольное пиво и др.). Содержание этанола в свежем кефире 0,12 %, но в долго стоявшем, особенно в тёплом месте, может достичь 1 %. В кумысе содержится 13 % этанола, в квасе от 0,6 до 2,2 %.

Однако большое количество этилового спирта, доставляемого извне в виде напитков, снижает количество внутреннего (так называемого, эндогенного), вырабатываемого организмом. Поэтому при злоупотреблении алкоголем его вырабатывается все меньше, и со временем для осуществления жизненно важных процессов, человеку приходится постоянно пить, чтобы поддерживать требуемую концентрацию этанола в крови. (8)

Употребление внутрь спиртосодержащих жидкостей – процесс своеобразный и противоречивый. Оказывается, что этиловый спирт – самый эффективный антидепрессант, то есть является природным психоактивным веществом, оказывающим угнетающее действие на центральную нервную систему.(9)

Данные некоторых исследований показывают, что в малых дозах этанол полезен для организма человека. Он способствует разжижению крови, улучшению кровообращения и расширению сосудов. Есть мнение, что умеренное потребление напитков, в составе которых содержится этанол, неплохо для сердечнососудистой системы, он защищает от образования камней в желчном пузыре и диабета. Умеренное потребление алкоголя повышает уровень «хорошего» холестерина, который снижают риск сердечнососудистых заболеваний. Кроме того, некоторые химические процессы, запускаемые в организме под воздействием спирта, улучшают свертываемость крови, повышают чувствительность к инсулину, препятствуют образованию мелких тромбов, которые могут блокировать кровоток к сердцу или головному мозгу. Этанол способствует налаживанию работы желудочно-кишечного тракта. Но это только в очень малых дозах (14г чистого алкоголя для женщин и 28г – для мужчин, что соответствует 100-200 мл вина). (10)

В особых случаях психотропное действие спирта может заглушить самые сильные боли. Существует единственная ситуация, когда наука разрешает превысить рекомендуемую дозу алкоголя. Речь идет о разовом приеме алкоголя в день сильного неконтролируемого стресса (внезапная трагическая гибель близкого человека, потеря работы и др.). В этой ситуации прием алкоголя снижает вероятность формирования депрессии. (12)

При местном применении этанол обладает антисептическими свойствами, вызывая денатурацию белков цитоплазмы микробных клеток. Он эффективно убивает большинство бактерий и грибов, а также некоторые вирусы. Поэтому его используют для дезинфекции. Антибактериальные гели почти на 62 % состоят из этанола.

При местном применении проявляется раздражающее действие алкоголя, что используется для обтираний и компрессов. (11)

2.4. Методика проведения исследования

При выполнении исследовательской работы я использовала следующие методы:

- метод поиска, анализа и систематизации информации;

- метод анкетирования;

- проведение химического и биологического эксперимента.

При поиске информации я использовала, в основном, Интернет-ресурсы, отдавая предпочтение научным статьям. Сравнивала данные полученные из разных источников, систематизировала их. Этот метода позволил составить раздел работы «Обзор литературы».

Для изучения информированности учащихся 10 класса я использовала анкету, вопросы которой позволили определить отношение моих одноклассников к употреблению алкоголя и распространенность этой вредной привычки среди них (приложение 1). Данные анкетирования я сравнила с результатами исследования прошлого года с участием этой же группы школьников.

Для выявления характера влияния этилового спирта на органические вещества и живые организмы я провела следующие опыты:

1. Этанол – растворитель жиров. Цель: выяснить, растворяет ли этанол жиры.Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительное масло.Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. 2. Нарушение свойств белков при действии на них этанолом.Цель: выяснить, как этиловый спирт влияет на структуру и свойства белка. Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.3. Влияние алкоголя на рост и развитие семян. Цель: доказать, что алкоголь замедляет развитие семян и прекращает рост и развитие растительного организма. Оборудование: этиловый спирт, вода, семена фасоли, чашки Петри. Ход работы: В две чашки Петри на марлевые салфетки поместить по 10 семян гороха. В одну чашку Петри добавить воды, а в другую – 20% раствор этилового спирта. Накрыть другой такой же чашкой большего диаметра. По мере испарения жидкости ее надо добавлять. В течение полутора недель ведется наблюдение. 4. Влияния алкоголя на развитие побега.

Цель опыта: показать, что алкоголь угнетает развитие побега.

Ход опыта: поставим в два сосуда с водой веточки бегонии. Разместим их светлом и теплом месте. В один из сосудов добавляем 20% раствор спирта. В течение 10 дней наблюдаем за дальнейшим развитием побегов.

3. Заключение

3.1. Результаты исследования

Анализ литературных источников показал, что при большом значении этилового спирта в жизни человека, неконтролируемое его употребление приносит несомненный вред организму.

С целью изучения отношения к алкоголю учеников 10 класса было проведено анкетирование, в котором приняло участие 20 человек.

Результаты анкетирования я оформила в виде таблицы (приложение 2).

Анализ анкет показал, что 59% десятиклассников хоть изредка, но употребляют алкогольные напитки, причем среди девушек этот показатель выше, чем среди юношей (68,8% против 33,3%).

100% тех школьников, кто знаком с алкоголем, употребляют его 1 раз в месяц и реже. Большинство опрошенных не задумывается над причиной, по которой они употребляют алкоголь (100% юношей и 63,6% девушек), 36,4% девушек основной причиной называют праздники.

73% девушек, которые не употребляют алкоголь, не согласились бы на распитие спиртных напитков, даже если бы предложение исходило от близкого друга. Среди юношей таких ребят – 50%. Подавляющее большинство анкетируемых (более 80%) знает, какой вред приносит употребление алкоголя организму человека.

75% десятиклассников отметили, что дома с ними беседуют о вреде алкоголя, причем среди юношей этот процент выше.

Практически все школьники ответили утвердительно на вопрос о проведении профилактических мероприятий в школе.

Я сравнила некоторые показатели с прошлым годом. Оказалось, что процент моих одноклассников, которые пробовали спиртные напитки, повысился (с 31,8% до 59%), причем употребление их стало более частым. Увеличилась доля ребят, с которыми в семье проводится профилактическая работа в этом направлении с 68% до 75%.

Изменения показателей очевидно связано с тем, что ребята перешли в другую возрастную категорию и почувствовали себя взрослыми.

При проведении химического и биологического эксперимента я получила следующие результаты:

Опыт 1. Этанол – растворитель жиров. В одну пробирку я налила 1 мл воды, в другую – 1 мл этанола. В каждую добавила 1-2 капли растительного масла. В пробирке с водой масло не растворилось и образовало тонкий слой на поверхности воды. В пробирке с этиловым спиртом образовался однородный раствор. Таким образом, этиловый спирт растворяет жиры, что облегчает его прохождение через мембраны клеток и изменяет их проницаемость. Опыт 2. Нарушение свойств белков при действии на них этанолом.В две пробирки я налила по 1 мл яичного белка. В одну добавила 3 мл воды, а в другую столько же этилового спирта. В первой пробирке белок растворился в воде, образовав коллоидный раствор. В пробирке с этиловым спиртом он свернулся, произошла денатурация. Таким образом, этиловый спирт вызывает разрушение структуры белковых молекул, что очень опасно для организма, так как белок – основа жизни на нашей планете.

Опыт 3. Влияние алкоголя на рост и развитие семян.

В две чашки Петри на марлевые салфетки я поместила по 10 семян гороха. В одну чашку добавила воды, а в другую – 20% раствор этилового спирта. Накрыла крышками.

Уже через сутки видна разница. В чашке с водой у некоторых горошин уже появились первые ростки. В чашке с раствором этилового спирта за сутки не видно никаких изменений.

Через двое суток в чашке с водой ростки достигли нескольких сантиметров, а в чашке с раствором спирта никаких изменений не произошло.

Такая ситуация продолжается на протяжении всего эксперимента.

К концу опыта у горошин, помещенных в спиртовой раствор, так и не появилось ни одного ростка.

Это доказывает, что этиловый спирт отрицательно влияет на развитие зародыша семени.

Опыт № 4 Влияние алкоголя на развитие побега.

Я поставила в два сосуда с водой веточки традесканции. Разместила их в светлом и теплом месте. В один из сосудов добавила 20% раствор этилового спирта.

Уже спустя сутки появились первые результаты. Растение, поставленное в спиртовой раствор, начало увядать. Растение, поставленное в воду, прекрасно выглядит. К концу опыта растение, находящееся в спиртовом растворе, полностью погибает. Его стебель засыхает.

Результаты опыта доказывают, что этанол отрицательно влияет на органы взрослого растения.

3.2. Выводы

1. Проанализировав информацию, полученную из литературных источников и сети Интернет, я пришла к выводу, что этанол – вещество далеко не безобидное. Но, при правильном применении, он может принести человеку определенную пользу. Главное помнить: очень важную роль играет дозировка. Именно она определяет, поможет ли алкоголь тянуть лямку этой жизни с высоко поднятой головой, или отправит этанол вас на дно этой жизни. Но все же отрицательное влияние этанола на организм человека значительно преобладает над положительным.

2. Анализ отношения учеников 10 класса к алкоголю показал, что по сравнению с прошлым годом увеличилось число школьников, употребляющих спиртные напитки, не смотря на проводимую профилактическую работу в семье и школе, что частично можно объяснить периодом взросления.

3. Результаты химического и биологического эксперимента по влиянию этанола на органические вещества и живые организмы показали, что этанол – очень агрессивное вещество, которое разрушает молекулы и приводит к необратимым изменениям в живом организме.

Таким образом, в ходе проведенного исследования ранее выдвинутая гипотеза подтвердилась, вреда от употребления этилового спирта гораздо больше, чем пользы. Прав был Парацельс, когда сказал: «Все есть яд! Все есть лекарство…Все дело в дозе».

Ученые доказали, что в организме человека следы алкоголя обнаруживаются через 28 суток после его употребления. И все это время этанол ведет в клетках свою разрушительную работу, медленно их убивая. Подумайте, стоит ли так рисковать!

4. Список литературы

1. http://fb.ru/article/142994/etanol---chto-eto-svoystva-etanola-primenenie-etanola

2. http://www.takzdorovo.ru/privychki/glavnoe/pyat-sposobov-primeneniya-etanola-po-naznacheniu/

3. http://alcogolizm.com/semya-i-obshhestvo/potreblenie-alkogolya-v-rossii.html

4. http://alko03.ru/vliyanie-na-zdorove/yad.html

5. http://fb.ru/article/142994/etanol---chto-eto-svoystva-etanola-primenenie-etanola

6. http://www.vrednye.ru/vred-alkogolya/vliyanie-na-sistemy-organizma.html

7. http://alkogol03.ru/upotreblenie-spirtnogo/vred-ot-alkogolya.html

8. http://alcogolizm.com/posledstviya/etilovyj-spirt-vliyanie-na-organizm.html

9. http://avtosport154.ru/etilovyiy-spirt

10. http://fb.ru/article/142994/etanol---chto-eto-svoystva-etanola-primenenie-etanola

11. http://medichelp.ru/rubriki/narkologiya/1746-svoystva-i-vliyanie-etanola-na-organizm.html

12. Жуков Д.А. «Биология поведения. Гуморальные механизмы», Современный учебник, 2007.

Приложение 1

Анкета

Подчеркни свой ответ

Пол: женский мужской

1. Употребляешь ли ты пиво и другие алкогольные напитки (шампанское, коктейли, вино, коньяк, водку, спиртные напитки домашнего изготовления и т.п.)?

1 – нет 2 – да

2 . Если да, то как часто?

1 – 1 раз в месяц и реже 2 – 2-3 раза в месяц 3 – 4 и более раз в месяц

3. Что побуждает тебя к периодическому употреблению алкоголя?

1 -Привычка (не могу обойтись без алкоголя)

2- Снять стресс (уход от действительности, необходимость ощутить свою значимость, что бы влиться в компанию)

3 - Поиск новых ощущений 4 - Не задумывался над этим

4. Если бы один из твоих лучших друзей предложил тебе употребить алкоголь, согласился бы ты?

1 – нет 2 – да

5. Как ты считаешь, алкоголь вредит организму?

1- Да 2- Нет 3 - Не знаю

6. Какой вред оказывает алкоголь на организм человека?

7. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вредное воздействие алкоголя на здоровье?

1 – да 2 – нет

8. Рассказывали ли вам в течение прошлого и этого учебного года на каких-либо занятиях об опасностях употребления алкоголя?

1 – да 2 – нет

Приложение 2

Таблица 1

Отношение к алкоголю учеников 10 класса

Вопросы анкеты

% ответов

девушки

юноши

общее по классу

1. Употребляешь ли ты пиво и другие алкогольные напитки (шампанское, коктейли, вино, коньяк, водку, спиртные напитки домашнего изготовления и т.п.)?

Да -68,8%

Нет – 31,2%

Да – 33,3%

Нет – 66,7%

Да – 59%

Нет – 41%

2. Если да, то как часто?

1 раз в месяц и реже – 100%

1 раз в месяц и реже – 100%

1 раз в месяц и реже – 100%

3. Что побуждает тебя к периодическому употреблению алкоголя?

- не задумывался

- праздники

63,6%

36,4%

100%

-

69%

31%

4. Если бы один из твоих лучших друзей предложил тебе употребить алкоголь, согласился бы ты ?

Да – 27%

Нет – 73%

Да – 50%

Нет – 50%

Да – 30,7%

Нет – 69,3%

5. Как ты считаешь, алкоголь вредит организму?

Да – 80%

Нет – 20%

Да – 100%

Да – 89%

Нет – 11%

6. Какой вред оказывает алкоголь на организм человека?

Вредит внутренним органам – 88% ответов

Вызывает зависимость – 13% ответов

Не знаю – 13% (не употребляют алкоголь)

7. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вредное воздействие алкоголя на здоровье?

Да – 65%

Нет – 35%

Да – 90%

Нет – 10%

Да – 75%

Нет – 25%

8. Рассказывали ли вам в течение прошлого и этого учебного года на каких-либо занятиях об опасностях употребления алкоголя?

Да- 100%

Да – 88%

Нет – 12%

Да – 95%

Нет – 5%