IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА
Хсейханов И.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В современных условиях выработка теоретических и методологических позиций по применению маркетинга в отечественной практике строительства является одним из приоритетных направлений на уровне строительных предприятий, концернов и других хозяйствующих субъектов.

Методы маркетинга стали неотъемлемым элементом поддержания и повышения конкурентоспособности организаций - подрядчиков, как на региональном, так и на отраслевом рынке. При этом специфика маркетинговой деятельности проистекает здесь из особенностей самого процесса создания строительной продукции как товара.

Маркетинг тесно связан с внутрифирменным управлением, его эволюция серьёзно меняет систему управления, практику внутрифирменного планирования, позволяет составлять реальные планы производства и сбыта готовой строительной продукции. Он повышает эффективность существующей в строительных фирмах управленческой системы, указывает ресурсы предприятия (финансовые, трудовые, производственные, сбытовые), позволяет быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынках, и создаёт существенные преимущества в конкурентной борьбе.

Современный маркетинг является результатом конкурентного соперничества между фирмами. В развитии конкуренции можно выделить три периода, которые характеризовались определяющими их основными концепциями.

Концепция производства была направлена на удовлетворение потребностей производителя продукции и продолжалась до начала XX века. Её девиз Производи сколько можешь рыночный спрос безграничен.

Концепция реализации нацелена на удовлетворение потребностей продавца продукции и продолжалась до 1950-х годов. Её главная задача реализация продукции. Её девиз Вот товар ступай и торгуй.

Концепция маркетинга предполагает основную цель учёт потребностей покупателя при создании и продаже товара. Её реализация началась с 1950-х годов. Она характеризуется консенсусом интересов потребителя и производителя продукции и отражает приверженность производителя к особому суверенитету потребителя. Её девиз Желание покупателя закон.

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА

Понятие «конкурентоспособность региона» относительно недавно появилось в отечественной экономической науке. Зарубежные ученые давно осознали, что идет жесткая конкуренция между территориями за инвестиции, предприятия, рынки сбыта, жителей, спортсменов, ученых, высококвалифицированных специалистов, туристов и т.д.

Вместе с тем некоторые исследователи, в частности П. Кругман, относится к современному «увлечению конкурентоспособностью» критично, считают, что конкурентоспособность – «атрибут компаний». Однако большинство ученых считают, что «конкурентоспособность региона вполне оправдано как с точки зрения теории, так и с точки зрения современной российской практики, а также инициировано актуальными задачами повышения экономической самостоятельности отечественных территорий, роста их финансового потенциала». При большой методологической значимости и научном интересе к проблеме конкурентоспособности регионов многие ее вопросы на сегодняшний день остаются нерешенными. Ученые по-разному подходят к толкованию понятия «конкурентоспособность региона». Однако чаще всего в формулировках встречаются такие компетенции, как способность:

− достижения более высокого валового регионального продукта на душу населения;

− производить товары и услуги конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках;

− конкурентоспособность предприятий и организаций;

− создания условий региональным хозяйствующим субъектам для удержания своих конкурентных преимуществ;

− создания инвестиционной привлекательности региона;

− достижения высокого уровня жизни населения региона.

Маркетингу территории не всегда уделяется должное внимание при формировании конкурентных преимуществ региона.

Регион является потребителем ресурсов, и одновременно – источником ресурсов для своих потребителей. Как потребитель ресурсов, регион конкурирует с другими регионами за привлечение ресурсов. Как источник ресурсов, регион конкурирует за максимальное удовлетворение потребностей различных категорий своих потребителей. Различные группы потребителей предъявляют, соответственно, различные требования к территории.

Фундаментальную основу обеспечения конкурентоспособности региона составляет формирование и обеспечение конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность региона необходимо отличать от конкурентных преимуществ, последние не тождественны понятию конкуренто-способности региона, хотя в некоторой степени определяют конкурентный потенциал. Конкурентоспособность – это не раз и навсегда приобретенное свойство. Конкурентоспособность региона представляет собой динамичное явление, эволюционно формирующееся под воздействием многих обстоятельств. Конкурентное преимущество региона представляет собой ценность, дающую превосходство над конкурентами.

С определенной долей условности факторы, создающие конкурентные преимущества, могут быть классифицированы по различным признакам:

− материальные и виртуальные (нематериальные);

− стратегические и тактические;

− ценовые и неценовые;

− по виду ресурсов, образующих фактор: людские ресурсы, физические, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;

− по возможности формирования: имеющиеся ресурсы (климат, рабочая сила) или формируемые (инфраструктура обмена информацией, высокообразованные специалисты).

В настоящее время источниками конкурентных преимуществ являются не столько материальные ресурсы, сколько нематериальные.

В условиях глобализации и интеграции территория имеет возможность привлекать ресурсы для своего развития со всего мира, но это благо таит в себе и угрозу, так как регион вынужден конкурировать не только со своими привычными российскими соперниками, но и по ряду факторов с зарубежными территориями.

Основными направлениями, по которым идет конкуренция между регионами, являются:

− сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

− размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

− привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, жилье и социальный комплекс;

− повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания и услуг общественного сектора;

− обеспечение безопасности личности и бизнеса;

− осуществление и развитие логистики и транспортных функций;

− усиление торговой специализации региона и городов в его составе;

− развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, особенно университетов, медицинских центров;

− привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино и телестудий и т.д.;

− привлечение туристических потоков всех типов;

− проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, сопровождающиеся посещением многих людей, которые усиливают позитивный имидж региона;

− эффективное региональное управление;

− размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

В центре каждого из направлений можно выделить предмет конкуренции, на который должно быть направлено внимание региональных властей, заинтересованных лиц и организаций для привлечения целевых групп.

Регионам, подобно товарам, услугам и предприятиям, необходим маркетинг. Чтобы успешно подать себя миру, предложить свою территорию, нужно определиться с тем, что в регионе есть и что он может предложить, т. е. решить ряд задач территориального маркетинга. Чтобы развить конкурентное преимущество, регионам надо задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем. Следует подробно рассмотреть сильные и слабые стороны региона, возникающие перед ним возможности и угрозы, определить, какими ресурсами располагают регионы-конкуренты, и найти способы дифференцирования и позиционирования, чтобы выделиться в сознании целевых групп.

Регионы по-разному реагируют на сложную конкурентную обстановку. Некоторые территории бездействуют или пытаются доказать, свою несостоятельность, надеясь получить дотации и субсидии; другие пытаются активно, а порой, агрессивно действовать, инвестируя огромные средства в дорогие объекты с целью привлечения внимания к региону. К сожалению, такие разовые проекты, часто приносят больше затрат, чем прибыли. Для повышения конкурентоспособности региона и его муниципальных образований, необходимо стратегическое планирование и управление. Не смотря на то, что муниципальные образования разрабатывают стратегические планы развития своей территории, эффективного стратегического управления нет. Это объясняется рядом причин. В России, к сожалению, не так много специалистов в области организационных технологий в стратегическом управлении. В результате этого планы развития территорий чаще всего не имеют ничего общего со стратегическим планированием. Кроме этого, стратегическое планирование часто не связано с маркетинговыми исследованиями. А непрерывность процесса управления требует своевременной рыночной информации, которую можно получить, применяя инструменты маркетинга. Сегодня необходимо сосредоточить усилия региональных органов управления на выборе наиболее реальных и приоритетных направлениях маркетинговых исследований, требующих небольших вложений, но дающих значительный эффект и импульс для развития территорий.

Региональный маркетинг отличается от коммерческого маркетинга целями, объектом и субъектами управления. Региональный маркетинг формирует уникальные свойства региона, приобретающие стоимость и полезность и обеспечивает социально-экономическое развитие региона в соответствии с приоритетами его развития. Региональный маркетинг направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей жителей региона, повышение уровня жизни. Основная цель коммерческого маркетинга заключается в максимизации прибыли, а не достижение социального эффекта. Часто территориальный маркетинг отожествляют с туристическим, инвестиционным маркетингом. Между тем туристический маркетинг направлен на привлечение туристов с целью получения прибыли, инвестиционный – на получение коммерческой выгоды, поэтому являются коммерческими видами маркетинга. Территории конкурируют за инвестиции, прилагают льготные условия инвесторам, часто забывая об интересах местного сообщества. Инвестиционные проекты не оцениваются с точки зрения их влияния на экологию региона, культурное, социальное развитие. Конечно, строительство нового химического комбината или кожевенного завода может сыграть положительную роль в развитии экономики региона: появятся новые рабочие места, пойдут поступления в бюджет, но как данное производство отразится на экологии, здоровье, продолжительности жизни местного населения, волнует инвестора, к сожалению, меньше всего. Поэтому не инвесторы должны выбирать территории, а сами регионы или муниципальные образования должны выбирать инвестора.

Заключение

Значительного успеха в области территориального маркетинга можно добиться при взаимодействии и сотрудничестве власти, бизнеса и населения. Однако и здесь существуют свои трудности: различные, а часто противоположные интересы сторон, слабая организация местного сообщества, отсутствие единой цели.

В условиях усиления региональной конкуренции особый интерес вызывают рейтинги конкурентоспособности, которые строятся, в основном, на сопоставлении уже достигнутых результатов социально-экономического развития региона. Данные рейтинги показывают уровень развития на исследуемый период, а не способность территории конкурировать, что противоречит понятию стратегического управления.

В целом стратегическое маркетинговое планирование может стать одним из важнейших направлений по модернизации управления в регионах, способствуя обеспечению конкурентоспособности региона с целью повышения качества жизни местного населения.

Список использованной литературы

1. Маркетинг в строительстве /под ред. И.С. Степанова, В.Я. Шайтанова. М.: Юрайт-Издат, 2003.

2. Экономика строительства /под ред. И.С. Степанова. 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2002

3. Акимов В.В., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство): Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009

4. Экономика строительства: Учебное пособие для вузов/Под ред. докт. экон. наук, Проф. Ю.Ф.Симионова. Москва: ИКЦ МарТ, Ростов-н/Д.: Издательский центр МарТ, 2003

5. Черняк В.З. Экономика и управление на предприятии (строительство): учебник / В.З.Черняк. М.: КНОРУС, 2009