IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Кичиева Х.Х.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Термин франчайзинг охватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используется параллельно с термином лицензирование. Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативного метода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет.

Во франчайзинге как способе организации бизнеса лицензиар (т. е. франчайзер) не просто дает разрешение лицензиату (т. е. франчайзи) продавать свои фирменные товары и услуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзи непременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлять постоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотя обе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведения бизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы.

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Франчайзинг представляет собой один из немногих инструментов развития бизнеса, который давно и эффективно «работает» в мире, в том числе и в нашей стране, где франчайзинг активно развивается. В условиях острого дефицита финансирования как основного, так и оборотного капитала предприятий в России именно франчайзинг позволяет создавать достаточно быстро растущий бизнес на довольно выгодных условиях как для франчайзинговой компании, так и для приобретателей франшизы. Однако далеко не все предприниматели в России достаточно хорошо осведомлены о преимуществах франчайзинга как перспективного вида бизнеса.

Очевидно, что в условиях острейшей международной конкуренции и существенных проблем в развитии отечественной экономики в Российской Федерации необходимо использовать наиболее эффективные инструменты, позволяющие развиваться, прежде всего, тем отраслям экономики страны, которые бы стали достойной альтернативой добывающих отраслей и, кроме того, обеспечивали бы занятость населения в малом и среднем бизнесе.

Одним из наиболее эффективных инструментов для достаточно быстрого развития бизнеса в настоящее время является франчайзинг.

Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие, франчайзор) договаривается с другим юридическим лицом - компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания, франчайзи) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом.

Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Одна из важнейших характерных особенностей франчайзинга – снижение предпринимательских рисков. По статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга – только 14%.

Прототипом современной системы франчайзинга одни считают систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера, другие - немецких пивоваров, которые стали предоставлять франшизу питейным заведениям.

Автором франчайзинга в наиболее современной форме считают Р. Крока, который в 1955 году основал компанию McDonald's System, Inc, - известнейшую франчайзинговую компанию мира на сегодняшний день.

Специалистами франчайзинг обычно рассматривается как одна из многих сетевых товарораспределительных и сервисных структур.

Тем не менее, во многих странах мира, где франчайзинг получил массовое распространение, он рассматривается как своеобразная «философия» предпринимательства, как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений. Наиболее популярными сферами бизнеса, где особо активно используется франчайзинг, являются розничные сети (прежде всего, продажи одежды, обуви), сети автозаправок, предприятия индустрии красоты и здоровья. Постепенно франчайзинг проникает в другие экономические сферы.

В отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» не используется, однако отношения, реализуемые в рамках соответствующих договоров, в значительной мере аналогичны договору коммерческой концессии, правоотношения по которому регулируются гражданским законодательством.

Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний - франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.

Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании - приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.

Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «Баскин Роббинс».

Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США. При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.

Для отечественного рынка франчайзинга характерен, прежде всего, рост предприятий в розничных продажах и общественном питании.

На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации - коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ - Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESS F&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.

РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.

Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития России, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ, Агентства стратегических инициатив. РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы. День 2 октября установлен РАФ как День франчайзинга в России. Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТИП.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.

Традиционные преимущества франчайзинга по сравнению с открытием дела «с нуля»:

  • Быстрый старт, возможность работать под известным именем, готовая ниша, готовая клиентура;

  • Доступ к разработанным и опробованным методам ведения бизнеса;

  • Возможность быть частью рекламной и маркетинговой стратегии федерального уровня;

  • Систематическая помощь со стороны франчайзора;

  • Отработанная система адаптации к нововведениям и улучшениям;

  • Помощь при выборе месторасположения и оценке эффективности бизнеса;

  • Причастность к системе и как дополнительное преимущество: займы, страхование, аренда, приоритетные места (девелоперы предпочитают известные брэнды).

Развитие малого и среднего предпринимательства по франчайзингу в стране:

  • Повышает общую культуру предпринимательских отношений

  • Способствует созданию новых рабочих мест

  • Упрощает внедрение инновационных технологий

  • Стимулирует добросовестную конкуренцию

  • Создает комплексную систему практического обучения предпринимательству без создания специальных учебных структур и программ

  • Привлекает инвестиции в российскую экономику

  • Повышает прозрачность бизнеса и собираемость налогов.

Франчайзинг способствует развитию регионов:

  • Создание новых рабочих мест

  • Вовлечение более широких слоев населения

  • в современные экономические процессы

  • Развитие третичного сектора экономики

  • Повышение уровня жизни и экономической грамотности населения

  • Повышение потребительского спроса на качественные товары и услуги

  • Стимулирование добросовестной конкуренции

  • Нивелирование степени экономического развития между регионом и центром

  • Качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры

  • Увеличение инвестиционной привлекательности (инвесторы обращают внимание на присутствие в регионе известных брэндов).

Заключение

Таким образом,франчайзинг можно рассматривать как действительно перспективный вид бизнеса, который позволяет одновременно решать целый ряд задач, прежде всего, для сегмента малого и среднего предпринимательства в России.

Однако приобретение франшизы и расширение бизнеса посредством данного инструмента требует довольно серьезных вложений, которые не позволяют позиционировать франчайзинг как инструмент для «стартапов», то есть для бизнеса с нуля. Очевидно, что франчайзер продаст франшизу только предпринимателям, которые уже имеют серьезный опыт ведения эффективного бизнеса. Тем не менее, данный инструмент позволяет активно расширять торговые сети, тем самым обеспечивая новые рабочие места, повышать общую культуру и усиливать инновационный вектор предпринимательства в нашей стране.

Список использованной литературы

1.Безрукова Т. Л., Шанин И. И., Романова А. Т. Нужен ли России франчайзинг? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 7. — С. 66–68.

2. Васильева О. С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 80–86

3. Гучев И. А. Франчайзинг как эффективный вектор развития малого бизнеса в России. // Молодежь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ. Научное партнерство «Аргумент». Липецк, 2016. — С.23–28

4. Колиниченко М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 3. — С. 70–75.

5. Кузнецова, Е.Г., Генглик Т. Ф. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства // Инновационные процессы в развитии современного общества: / Саран. ин-т РУК. Саранск, 2014. — С 116–119.

6. Парабеллум А. В. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. Спб: Питер, 2014. — 320 с.

 Титульный лист оформляется в одном документе с основным текстом работы и только на русском языке.