IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИЗУЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ. ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кастрикина Н.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции.

Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры».

Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

Целью работы является изучение конкуренции и монополии, их роли в развитии рыночных отношений.

Задачами работы являются:

  1. отразить многообразие форм и видов конкуренции;

  2. провести исследование конкурентоспособности ОАО «БПСЗ», а также цен на молоко и шоколад товаропроизводителей-конкурентов;

  3. изучить виды монополий и их роль в современной экономике.

Основная часть

1.1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической

системы

Конкуренция — это здорово, ведь в результате мы только становимся сильнее. В любом случае, посетители голосуют ногами: если они приходят, значит, проголосовали за нас.

(Джорж Кохон)

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает «сталкивание». Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Существует большое количество определений, что такое конкуренция. Конкуренция – состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и производителей, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потреби­теля, без чего нельзя получить прибыль;

-стимулирование роста эффективности производства, обеспечи­вающее “выживание” производителей;

-дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, дру­гие остаются при своем, третьи разоряются);

-давление на производство, распределение ресурсов между от­раслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

-ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

-стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

Виды конкуренции по масштабам развития

  • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

  • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции по характеру развития

Конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеетсямножествонезависимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничемне ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Совершенная конкуренция конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг)

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы, за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта

Внутриотраслевая конкуренция— это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;

  • стимулирование научно-технического прогресса;

  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;

  • выявление слабых, менее организованных производителей;

  • ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:

  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;

  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Основными условиями возникновения и функционирования конкуренции являются:

— наличие на рынке неограниченного количества независимых производителей и покупателей продуктов или ресурсов;

— свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;

— абсолютно свободный доступ экономических субъектов к рынку и такой же свободный выход из него;

— определенное соответствие между спросом и предложением; нет места перепроизводству и дефициту;

— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;

— отсутствие соглашений между поставщиками и потребителями ресурсов, которые могут ограничить конкуренцию;

— наличие у каждого участника конкуренции полной информации о спросе, предложении, ценах, норме прибыли ИТ. п.

На современном этапе развития рыночной экономики конкуренцию определяют и как процесс использования уже известных (вышеназванных) факторов, и как открытие и использование новых условий ее усовершенствования.

Современными факторами развития конкуренции являются:

— общеэкономические: общий уровень и динамика производства; состояние деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитость кредитной и финансовой систем;

технологические: отраслевая структура экономики; уровень распространения современных технологий; наличие в экономике технологического лидера; восприимчивость экономики относительно инноваций;

институционально-социальные: законодательное обеспечение норм и правил экономической деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень вмешательства государства в экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая и социальная стабильность в обществе;

международные: деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы; принятие международных правовых норм и пр.

В рамках своей работы я провела исследование цен на молоко и шоколад товаропроизводителей-конкурентов в магазинах города Борисоглебска Воронежской области. Результаты представлены на рис 1 и рис 2. (см. Приложение 1).

Также я хотела бы рассмотреть пример, который показывает, что не всегда крупное предприятие является более конкурентоспособным, чем малое. В качестве объекта анализа выступает ОАО «БПСЗ», г. Борисоглебска. ОАО «Борисоглебский приборостроительный завод» занимается производством радиоэлектронной аппаратуры связи, в основном нужд вооруженных сил РФ. На предприятии имеется автоматизированный участок поверхностного монтажа, оснащенный современным импортным оборудованием. Высококлассные специалисты ручного монтажа имеют большой опыт в изготовлении плат любой сложности, «вязке» жгутов, а также изготовление кабелей высочайшей сложности с любым количеством разъемов. Предприятие оснащено полным парком оборудования для настройки и регулировки блоков и устройств, проведения различных испытаний. Небольшой штат работников, в совокупности с высокопроизводительным оборудованием позволяет минимизировать накладные расходы, а их высокая квалификация и опыт гарантировать качество. Все вышесказанное позволяет уверенно конкурировать с большими предприятиями в области производства радиоэлектронной аппаратуры, находящихся в соседних регионах, таких как Тамбовская обл. Саратовская и Воронежская область. Залог уверенной конкуренции с данными предприятиями – это постоянное повышение уровня квалификации работников, постоянное обновление и оснащение новым современным оборудованием, которое позволяет выполнять большой объём заказов за короткий срок, что иногда не получается у более крупных предприятий из-за большого количества инстанции при запуске в производство. Также большую роль играет введение электронного документооборота и введение электронного управления предприятием, что в разы снижает время на обработку заказов и закупку сырья и материалов для производства. Наличие строжайших требований к продукции военной техники и постоянный контроль военной приемки составляет основу высочайшего качества продукции, а положительные отзывы со стороны потребителей- залог уверенной работы в будущем. Все выше перечисленное дало преимущество перед конкурентами войти предприятию ОАО «БПСЗ» в ОАО «Концерн «Созвездие». В настоящее время влияние конкурентоспособных предприятий после слияния ОАО «БПСЗ» с ОАО «Концерном «Созвездие» полностью отсутствует.

1.2. Виды монополий и их рольв современной экономике

Полной противоположностью конкуренции, ее антиподом является монополия (от итал. ”моно” – один, ”полео” – продаю). Выход в свет работ “Теория монополистической конкуренции” (Э.Чемберлин, 1933) и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Монополия – это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Некоторые думают, что монополия и конкуренция совершенно несвязанны друг с другом, так как монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта, захваченные монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Можно сделать вывод, что монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором много соперничающих продавцов и покупателей предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих приобрести товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения, а у продукта монопольной фирмы нет близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену.

Существуют несколько типов монополий:

- искусственная. Именно этот тип монополии, когда предприниматели, стараясь избежать конкуренции, заключают различные соглашения о слиянии, разделении рынков сбыта, установлении уровня цен и объемов производства, принято считать классическим. Многие государства ведут борьбу с проявлениями такой монополии, создавая антимонопольные организации, такие как Федеральная антимонопольная служба (Россия).

- случайная или временная. Такую монополию продавец может получить благодаря временному стечению отношения спроса к предложению или за счет монопольного обладания компанией каким-то научно-техническим достижением. Обычно получаемые компанией случайные экономические преимущества быстро пропадают из-за за непрерывной конкурентной борьбы. Если же компания будет сознательно способствовать закреплению превышения спроса над предложением, то случайная монополия может стать искусственной;

- естественная. Такой монополией чаще всего обладают хозяйствующие субъекты и собственники, у которых во владении находятся редкие элементы производства (например, металлы или земельные участки с особыми условиями). Сюда же относятся и компании, защищаемые от конкуренции государством (отвечающие за газо-, электро- и водоснабжение);

- государственная. К этому типу монополии относятся исключительные права на производство денег, ядерного вооружения, наркотических средств (определенные лекарственные препараты, например) и другие, которые не передаются частным компаниям. Отдельно стоит рассматривать монополизм, складывающийся в условиях плановой экономики. Этот тип монополизма зачастую носит тоталитарный характер и характеризуется очень высоким уровнем концентрации производства.

К монополиям можно отнестись по-разному, однако нельзя считать монополию только, как негативный фактор.

С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что является итогом нерационального распределения ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке и также качественные товары являются полезными для потребителя в целом. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. От них зависит положение в обществе, так как настроение людей напрямую связано с их материальным обеспечением – зарплатой, выплатой пособий, предоставлением услуг, а все это может быть только при хорошо работающей экономике, составной частью которой являются крупные монополии, дающие основную часть доходов.

Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией. Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее по­ложение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Заключение

Проблема конкуренции изучается многими экономистами, как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств – выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.

С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения.

Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Список использованных источников и литературы

1. Маркетинг: учеб. пособие для СПО и прикладного бакалавриата/ Е.П. Михалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 213 с.

2. Экономическая теория: учебник для академического бакалавриата/ В.Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 353 с.

3. https://studopedia.org/14-28622.html

4. https://studfiles.net/preview/434507/

Приложение 1

Исследование цен производителей молока и шоколада

Рис 1. Исследование цен производителей молока

Рис 2. Исследование цен производителей шоколада