IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КОНСТРУКТОР LEGO – ИГРА ИЛИ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
Михайлов М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



"Только лучшее является достойным"

- лозунг, придуманный основателем LEGO - Оле Кирком.

Введение

Я выбрал эту тему, потому что она очень близка мне. Я люблю строить и конструировать. Собирать конструктор LEGO – это мое хобби, мне стало интересно узнать, как и когда появился конструктор LEGO, что же такое конструирование вообще и как мои сверстники относятся к LEGO? Увлекаются ли они им? Мне очень интересно узнать есть ли польза от этих игрушек? Ответы на эти вопросы я постараюсь раскрыть в своей работе.

Актуальность: Я считаю, что тема LEGO-конструирования в настоящее время актуальна. Так как выбор игрушек для детей очень важен, игрушки должны быть такие, которые помогали бы детям развивать фантазию, раскрывать своё творчество, мышление и логику, моторику. Кроме этого очень важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Поэтому подбор игрушек в наше время - дело серьезное и ответственное.

Сегодня, одним из самых знаменитых производителей детских конструкторов, является датская компания Lego. Ее продукция пользуется необычайной популярностью среди детей во всем мире. Подобное развлечение любят как мальчики, так и девочки. Конструкторы Lego развивают кругозор, знакомят детей с мифами, легендами и известными фильмами, развивает мелкую моторику, мышление и логику.

Цель: Выяснить, действительно ли LEGO является полезным развивающим конструктором, вызывающим интерес у детей.

Задачи:

  1. Выяснить, интересен ли конструктор LEGO современным детям.

  2. Познакомиться с историей LEGO.

  3. Изготовить модели LEGO и приобщить друзей и одноклассников к конструированию.

  4. Изучить какие способности развиваются у детей при игре в LEGO.

Гипотеза:

Систематические и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Методы:

  1. Исследование.

  2. Наблюдение.

  3. Анкетирование.

  4. Практический.

  5. Анализ результатов.

История создания конструктора LEGO.

LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном , столяром из небольшого городка Билунд в Дании. Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством деревянной мебели

(стремянок, табуреток, гладильных досок) и деревянных игрушек.

Название компания получила в 1934-м году от словосочетания «LEg GОdt»

«играть хорошо» на датском (или увлекательная игра).

Целых 15 лет бизнес Кристиансена процветал и развивался, а деревянные игрушки LEGO радовали детишек Дании.

В 1947 году игрушки LEGO появились в пластмассовом исполнении.

А в 1949 году, появился и первый прототип пластмассовых кирпичиков LEGO. В то время эти кирпичики назывались Automatic Binding Bricks. С тех пор игрушки LEGO стали набирать популярность не только в Дании.

В 1954-м такие кубики начинают называть «кубиками LEGO».

К концу 50-х годов прошлого столетия LEGO стало самым популярным развлечением для европейских детей.

В 1956 г. в Хохенвестедте (Германия) была основана первая иностранная торговая компания Lego.

Современная система крепления кубиков была запатентована позже в 1958-м году. В те же годы компания разрабатывает и свою «игровую систему» — определенный набор основных и дополнительных элементов конструктора, которая с каждым годом становилась все сложнее и сложнее. К кубикам позже прибавились транспортные фигурки, фигурки людей, потом животных, множество дополнительных элементов и еще много-много, очень много кубиков.

Элементы LEGO.

Кирпичики (кубики). Кубики — ключевой элемент Lego. Он используется не только в конструкторах, но и в настольных и компьютерных играх.

С 1958 года размер классического кубика Lego с восемью шипами, расположенными в два ряда не меняется, что позволяет использовать детали одного набора при сборке другого.

Человечки. Фигурки человечков впервые появились в конструкторах Lego в 1978 году, они прилагались к сериям «Город», «Замок», «Космос», «Семья . За время своего существования человечки Lego появлялись во многих образах: рыцаря, космонавта, п скелета, пирата, герои звездных воин и исследователя, дайвера, лыжника, др олицейского, гонщика, футболиста,.

Разнообразие конструктора LEGO

Конструкторы Lego — это большой и увлекательный игровой мир. Они насчитывают более 50 коллекций, включающих в себя сотни наборов. Вот некоторые из них.

Продукция для дошкольниковнаборы DUPLO — разновидность конструкторов марки LEGO , предназначенная для детей от полутора до шести лет( появился в 1969-м году). Элементы конструктора этой серии значительно крупнее стандартных и не имеют острых углов, что делает их безопасными для маленьких детей.

Строительство. К этой категории относятся стандартные наборы Lego, состоящие из кирпичиков и дополнительных элементов (окна, крыши, колёса, двери и т. п.).

Ролевые. Конструкторы этой группы выстраиваются вокруг определённой тематики (пожарная станция, гонки, полицейский участок, рыцарский замок и др.).

Коллекция Lego City — это одна из самых больших коллекций, посвященная жизни шумного и большого города на берегу моря. Пользуется большой популярностью. Она включает наборы: Городская полиция, Пожарная служба, Городской аэропорт, Строительство, Порт, Ферма и др.

Коллекция Lego Star Wars (Звездные войны) появилась в 80-е годы прошлого века, практически сразу после выхода на экраны одноименного фильма Джорджа Лукаса, быстро ставшего невероятно популярным. В конструкторах Лего Звездные Войны можно встретить всех основных персонажей фильма, выполненных в виде подвижных минифигурок. А кроме того лего звездные войны – прекрасная возможность собрать всю фантастическую технику будущего своими руками.

Коллекция Lego Technic можнопостоянно развиваться и узнавать что-то новое

в области машиностроения, изучать реальное устройство машин и оборудования, познавать мир. Здесь есть и гоночные джипы, и машины, которые выполняет самую тяжелую работу в реальном мире: бульдозеры, самосвалы, внедорожные тягачи, краны, манипуляторы, буксировщики, самолеты, погрузчики, тракторы и многое другое

Робототехника

Серия Lego Mindstorms это особое достижение компании Lego .Игрушки серии Lego Mindstorms имеют несколько двигателей, дополнительные датчики-сенсоры и цветной дисплей. Lego Роботы способны поразить воображение всех, кто с ними сталкивается впервые, ведь они ведут себя, как живые существа. Lego Mindstorms реагируют на прикосновение и звук, способны определять температуру объекта и расстояние. Они могут приходить, услышав Ваш хлопок, поднимать предметы, которые находятся рядом, и различать темноту и свет. Все это звучит довольно сложно, но практика показывает, что любой ребенок, который владеет компьютером на пользовательском уровне, может без проблем запрограммировать конструктор из серии Lego Роботы, создав своего личного робота. Отметим, что команды игрушке Lego Mindstorms можно отдавать не только с компьютера, но и с любого мобильного телефона, в котором установлен Bluetooth.

В настоящее время создано много новых серий Lego – таких как Bionicle, StarWars, Exo-Force, HarryPotter, Racers, KnightsKingdom, Dino 2010, Vikings, Batman. За каждой игрушкой Лего стоит не один год упорных исследований. На производство конкретной продукции затрачивается примерно 3-5 лет!

Все эти серии игрушек позволяют детям наиболее полно реализовать свои таланты, и дают возможность развиваться вместе с LEGO. Наборы дают детям возможность проявить свои творческие способности, занимаясь конструированием, и проявлять фантазию, придумывая собственные игры.

Интересные факты о Lego

  • Крупнейший в мире контруктор Lego( модель истрибителя StarWarsX-Wimg) была собрана за 17 000 часов, с использованием 5.3 млн деталей . Ее общий вес составил 23 тонны.

  • Есть 3 аллюминиевых фигурки Lego которые планируют отправить в космос в 2018 году, на борту корабля Juno , прямиком на Юпитер.

  • На заводе Lego существует секретное хранилище, где собраны по одному из каждого когда либо выпущенных наборов.

  • Меня очень удивило, что из кирпичиков Лего можно собрать даже оружие, которое стреляет. Это был автомат Калашникова АК_47. Не менее удивителен принтер, который подключается к компьютеру и печатает. А на волончели, собранной из кубиков Лего можно даже играть музыку!

  • Самым удивительным фактом для меня является существование целого города из Lego -Legoland . В настоящее время существуют четыре тематических парка Legoland в Дании, Великобритании, США, Германии. Во всех парках Legoland посетителей ждут многочисленные аттракционы, в разных тематических зонах, все элементы в парках выполнены из деталей конструктора Lego.

  • Выпущенных кубиков Лего хватило бы, чтобы каждый из живущих на планете получил 64 детали.

  • Дети всего мира проводят примерно пять миллиардов часов, играя с кубиками Лего.

  • Около 7 коробок Лего продается каждую секунду. Ежегодное производство кирпичиков LEGO достигает 20 миллиардов кирпичиков в год, т.е. каждую секунду производится около 600 кирпичиков ЛЕГО

  • Из 40 миллиардов поставленных друг на друга кубиков Лего можно собрать башню, которая дотянется до Луны.

  • В мире около 4 миллиардов фигурок Лего

Практическая часть

Работа 1. Я решил выяснить, популярен ли конструктор LEGO у современных детей.

Гипотеза. Конструктор LEGO популярен в современном обществе.

Я провел опрос (анкетирование) среди 3 возрастных групп (Приложение №1):

  1. Учащиеся нашей школы 7-10 лет (Категория школьники), 64 школьника

  2. Родители (Категория взрослых), 32 опрошенных

  3. Дети подготовительной группы д.с. № 148 (дошкольники) , 21 опрошенных

Результаты анкетирования:

Возрастные группы

Мне нравиться

Я предпочитаю другой подарок

школьники

54

10

дошкольники

15

6

взрослые

22

10

Вывод: Конструктор Lego очень популярен среди людей разного возраста. А особенно, любят им играть мои сверстники.

Кроме этого, я наблюдал в магазине игрушек за тем, какие игрушки покупают взрослые. Каждая 13-15 покупка – это игрушка Lego. Беседы с продавцом подтвердили мои подсчеты.

Гипотеза подтвердилась.

Эксперимент 2: Я решил проверить способность к созданию новых предметов из случайных деталей Lego.

Гипотеза. Использование конструктора LEGO способствует творческому и интеллектуальному развитию.

В классе я раздал детям одинаковый набор деталей конструктора и попросил создать то, что они захотят. У каждого ребенка получились абсолютно разные модели.

(Приложение №2)

Из анкет (Приложение №1) я сделал выводы, что дети больше любят конструировать по собственному замыслу, а не по схеме, приложенной к набору.

Вывод: конструктор развивает творческие способности детей.

Эксперимент 3: Проверить, как дети умеют конструировать на заданную тему.

Гипотеза: Lego-конструирование способствует развитию целеустремленности и планированию.

Я предложил детям собрать, из имеющихся деталей, фигуру человека (т.е. поставил цель). В ходе этого эксперимента, весь класс условно поделился на 2 группы. Часть детей очень быстро и ловко собрали модели (т.е. достигли цель). Построенные фигурки напоминали фигурку человека. А часть детей долго крутили и подставляли детали хаотично (не умеют планировать). И в итоге, в заданное время не смогли собрать полную модель- фигуру человечка (т.е. не достигли цели). Когда я проанализировал анкеты, то понял, что дети, которые регулярно и систематически дома играют в Legо, легко и быстро выполнили задание, дети которые не играют в Lego и не любят конструировать, к сожалению, с заданием не справились.

Вывод: У людей часто играющих, времени на создание моделей ушло меньше, было больше идей и им удалось применить максимальное количество деталей.

Вывод: дети, увлекающиеся конструкторами Lego, отличаются от своих сверстников самоорганизацией, умением достигать цели и планировать.

Гипотеза подтвердилась. Lego-конструирование способствует развитию целеустремленности и планированию.

Эксперимент 4. Узнать, как конструирование влияет на мелкую моторику.

Гипотеза: Lego-конструирование развивает мелкую моторику.

Из анкет и дополнительного опроса школьников я выделил 2группы детей:

1) 6 человек, которые много и часто играют в Lego.

2) и 5 человек, которые совсем не играют в : Lego.

После чего я сравнил почерк у этих детей (Приложение №3)

Вывод: у детей, которые регулярно и систематически дома играют в Lego, почерк красивый и ровный, по сравнению с другой группой детей.

Увлекательный процесс конструирования.

А теперь я хочу представить свои работы и показать, как постепенно, начиная с простых моделей, я научился создавать сложные (более 1000 деталей) конструкции. Это одни из моих ранних работ. Они достаточно просты. Мне хотелось чего-то более сложного. Вот одна из последних моих работ – Lego Техник Гоночная машина. Особенностью этой работы является то, что все механизмы максимально повторяют свои реальные прототипы - будь то рулевое управление, шестеренки, втулки, карданы и поршни. Моей любимой серией из конструкторов Лего является конструктор Star Wars, который создан по мотивам фантастической киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны». Эта коллекция Lego Star Wars отличается реалистичностью, богатством моделей и минифигурок, а также разнообразием наборов, которые отлично сочетаются между собой, позволяя создавать один большой игровой мир Звездных войн.

Больше всего в наборах Lego Star Wars уделяется минифигуркам, внешний вид которых максимально приближен к образам оригинальных персонажей. Здесь есть все главные герои фильма — Анакин Скайуокер, генерал Гривус, Джабба, R2Q2 и многие другие.При этом модели оснащены подвижными частями, фигурки героев можно помещать внутрь летательных аппаратов, пушки и ракетницы выстреливают снаряды, делая игру реалистичной и захватывающей.

Я очень люблю заниматься Лего-конструированием, даже больше, чем играть в компьютерные игры. Это так увлекательно, что забываешь обо всем. Конструктор – хороший стимул учиться лучше. Ведь за плохую учебу родители не купят новый конструктор. Модель можно собрать по рисунку, а можно и самому придумать - собрать машину, настоящую модель, у которой открываются двери, крутится руль и колеса, и не беда, если сломается - можно отремонтировать! Удивительно то, что из огромной кучи мелких деталей получается отличная игрушка, сделанная своими руками.

Я считаю, что занятия по LEGO - конструированию способствуют:

  1. развитию мелкой моторики рук;

  2. формированию образного, пространственного мышления ( способность видеть разные способы создания образов и построек);

  3. развитию творческих способностей,

  4. умению сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать

  5. Развитию способности к целеполаганию . Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

  6. Развитию способности к планированию.Поставив перед собой цель, школьник составляет краткий или подробный план деятельности по моделированию.

  7. Формированию самодисциплины. Процесс сборки модели требует терпения и самообладания. Если по каким-то причинам школьнику приходится делать работу сначала, ему нужно приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов.

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.

Вывод . Занимаясь Лего-конструированием, я научился ставить перед собой задачи, предвидеть результаты последовательности сбора, моделировать и проверять правильность выполнения работ (моделей), сравнивать с образцом, а главное – воплощать в жизнь как простые, так и более сложные проекты. Таким образом, я считаю, что моя гипотеза верна. Этот уникальный конструктор дает возможность с помощью игры познавать мир.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию. Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в каждой семье, как средство развития интеллектуальных способностей детей

Приложение 1.

В рамках исследования я провел анкетирование среди ребят 3-х классов. Ученикам было предложено ответить на вопросы:

  1. Что такое Лего?

  1. Вы любите конструировать, создавать новые модели?

  1. Что вам больше нравиться строить – машинки, самолеты, роботов, города или что-то свое?

  1. Есть ли у вас Лего?

  1. Что приносит больше пользы для здоровья – игры в компьютер или в Лего?

  1. Чем Лего полезен и почему в него стоит играть?

В анкетирование участвовало 64 человека (учащиеся 3 «А»и « В» классов)

На вопрос «Что такое Лего? » ребята ответили, что Лего – это конструктор, развивающая игра. Лишь 1 человек ответил незнаю ( 4%). Это говорит о том, что Лего – популярная игра.

На второй вопрос «Вы любите конструировать, создавать новые модели? »

человека ответили, что очень любят,

человек- любят и только один человек ответил не очень

На третий вопрос «Что вам больше нравиться строить? » мы получили следующие результаты:

дома - человека; самолеты- человек

машины – человека

роботов – человека

своё – человек

На четвертый вопрос «Есть ли у вас дома Лего? »

ученика ответили «Да, есть»;

у ученика Лего нет.

На пятый вопрос «Что приносит вам больше пользы для здоровья – игры на компьютере или Лего? » ребята очень порадовали своими знаниями о влияние на здоровье, Лего – человека, компьютер - человека

На шестой вопрос «Чем Лего полезен и почему в него стоит играть? » ребята ответили, незнаю - человек;

развивает память, мышление, воображение, ум - человек;

развивает фантазию, логику – человек;

зрение не портит – человек;

влияет на моторику – человек.

Выводы: По результатам анкеты, я сделал вывод, что дети знают и любят конструктор Лего. Ребята знают о влиянии Лего на развитие – не портит зрение, развивает моторику рук, влияет на мозг, ум, развивает мышцы. Ребятам нравиться фантазировать и создавать все больше новых и разнообразных моделей. И не только мальчики предпочитают Лего, но и девочки тоже.

Приложение №2. Создание разных моделей из наборов Лего

Приложение №3. Исследование почерка у детей.

1. 2. 3 4.

5. 6. 7.

Список источников и литературы

1. Комарова Л. Г. «Строим из лего» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001

2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003

3. http://www.lego.com

4. http://le-go.ru

5. http://psyvision.ru

6. http://techliter.ru

  1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей/С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2010 –195с.