IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Бирюкова М.С., Зубкова С.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Форма: ЗА и ПРОТИВ? Сайты с такими заголовками пестрят на просторах Интернета. Люди разных возрастов и разного социального статуса (по большей части родители) ведут жаркие дебаты по поводу введения школьной формы в средних учебных заведениях. Эти споры также вечны, как и история самой формы.

Защитники формы в качестве аргументов в ее защиту приводят следующее :

  •  
    •  
      • ношение формы дисциплинирует ребенка, не отвлекает его на посторонние темы;

      • формирует умение бережного отношения к вещам; дети в форме выглядят опрятно, ее ношение прививает им деловой этикет;

      • стоимость: купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый гардероб на весь школьный год. Заплатил один раз — и можно больше не думать о том, в чем отправить ребенка в школу.

Противники введения формы в школе считают, что

  • Форма символизирует абсолютную несвободу ученика, его подневольное положение;

  • Холодная погода заставляет девочек отказаться от ношения юбок и переодеться в брюки, которые в некоторых школах не разрешены в качестве атрибута школьной формы. Мы живем в XXI веке, и современной активной и не желающей ни в чем отставать от мальчиков девочке просто-напросто очень неудобно каждый день носить юбку ;

  • Стоимость: комплект школьной формы не покрывает все потребности вашего ребенка. Вы все равно будете покупать ему и обычную одежду, а значит, школьная форма превращается в источник дополнительных расходов, то есть не сокращает проблемы бедных семей, а, наоборот, увеличивает их.

Мы заинтересовались этой темой после того, как однажды посмотрели фотоальбом бабушки. Нас поразило, как красиво выглядели ученики на фотографиях. Форма в будние дни отличалась от праздничной: коричневые платья, белые воротнички, фартуки, банты, костюмы. Нам стало интересно узнать, какая форма была в разные годы в школах, как она менялась со временем и какая она сегодня.

Цель научно-исследовательской работы:

Показать положительные стороны ношения школьной формы среди учащихся среднего учебного заведения и изготовить образцы одежды для школы.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:

  • выявить отношение учеников к школьной форме;

  • изучить историю возникновения школьной формы как обязательного требования к внешнему виду ученика;

  • рассмотреть варианты школьной одежды в разных странах;

  • актуальность формы в жизни нашей школы;

  • изготовить собственный образец школьного платья для девочек.

Многие учащиеся старших классов нашей школы не осознают сущность и красоту школьной формы. Поэтому мы решили своей работой показать, что форма не только может быть красивой, но и доступной в изготовлении на уроках технологии. В этом и состоит актуальность исследования.

Структура работы:

Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и Приложения.

Глава 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

Выполнение нашего исследования началось со сбора информации о школьной форме. На официальном сайте «Википедия» мы нашли определение термина «школьная форма».

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на официальных гимназических мероприятиях вне гимназии.

На эту тему нет отдельной литературы, в основном это небольшие статьи и публикации.

Так, в 2008 году в журнале «Теория моды» о школьной форме рассуждают Марина Балина, Лариса Рудова, Светлана Леонтьева.

Ношение школьной формы стало обязательным с 1 сентября 2013 года В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 часть 3 пункт 18). Устав нашей гимназии содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, поэтому все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В нашей гимназии уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей гимназии. С нашей точки зрение, использование школьной одежды является

неким показателем уровня школы, помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением. Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места. Как в этой ситуации не вспомнить высказывание Антона Павловича Чехова о том, что «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это напрямую относится к школьной форме.

Глава 2.

История возникновения школьной формы .

В Перипатетической школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э., воспитанники и сам Аристотель носили галстуки, повязанные специальным «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо.(рис.1)

Рис.1

 

В Древней Индии на занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде — «дхоти курта». «Дхоти курта» - задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса, отличающаяся у разных каст орнаментом, пошивом и материалом. Позже, с развитием буддизма и индуизма в I-VI веках изменилась и одежда для школы. Ученики стали носить «курту» и «паджами» — длинную рубаху и широкие штаны.( рис. 2 )

Рис.2

 

Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э). К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.

С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек.(рис.3). Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.

Рис.2

Рис.3

 

Историки сходятся на том, что возникла форма в XVI веке в среде английских благотворительных школ для сирот и обездоленных детей. Жители Лондона приносили в такие учреждения одежду для воспитанников. Чаще всего среди пожертвованных вещей встречались длинные пальто синего цвета. В конце концов за благотворительными школами закрепилось прозвище «bluecoat schools» (от blue coat — синее пальто). Одной из них была Christ's Hospital, основанная в 1552 году. Эта школа существует по сей день, и форма, которую носят ее воспитанники, почти не изменилась со времен Тюдоров. Несколько лет назад администрация Christ's Hospital провела опрос среди своих учеников, чтобы выяснить, не хотят ли они отказаться от этой формы. 95% опрошенных высказались за то, чтобы сохранить традицию.

Рис.3

Рис4

 

Именно Великобритания является самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма. (Рис.4). Согласно преданию, которое бережно хранят в стенах Christ's Hospital, в 1552 году король Эдуард VI (сын Генриха VIII и его третьей жены Джейн Сеймур, младший брат будущей королевы Елизаветы I) выслушал страстную проповедь лондонского епископа о нуждах бедных и так ею проникся, что решил заняться благотворительностью. По решению Эдуарда, который сам еще был почти ребенком (ему было всего 14 лет), несколько старых зданий в Лондоне освободили под приют для сирот и детей из бедных семей. На пожертвования и средства, выделенные городом, воспитанников кормили, одевали и учили, стараясь дать им профессию на будущее.

Школа чрезвычайно гордится своей формой, которая, вероятно, является самой старой в мире. Комплект одежды ученика Christ’s Hospital включает длинное темно-синее пальто с поясом, бриджи или юбку, желтые гольфы и белый воротничок. Форма выдается ученикам бесплатно. Примерно 200 лет назад было введено новшество: пуговицы на пальто украсили портретом основателя школы, короля Эдуарда VI. Старшеклассникам, показавшим выдающиеся результаты по нескольким предметам, позволено украсить свою форму большими серебряными пуговицами и бархатными манжетами.

Во многих бывших колониях Великобритании форма не была отменена и после обретения независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге.

Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.

Изучив материалы рождения и развития школьной формы в мире, мы пришли к выводу, что этой теме много тысячелетий. Это пробудило у нас интерес к изучению вопроса о том, как появилась и видоизменилась форма в нашей стране.

Глава 3.

История школьной формы в России и СССР.

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году, утверждено положение о гимназической форме для девочек. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

В 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться кбылому образу:к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948году, в период всеобщего«обмундиривания», когда ведомство за ведомствомодевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классическихгимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. (Приложение , рис. № 5)

Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошлив школу уже в новой форме : в сером полушерстяном костюме, состоящем из брюк и однобортного пиджака с тремя черными пластмассовыми пуговицами,без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.(Приложение, рис. №6) Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Но для девочек опять ничего не поменялось. (Приложение, рис. № 7)

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.

В 1992 году решением Правительства России с введением нового Закона об образовании запрет снят. Форма вновь стала обязательной в 2013 году.

Итак, мы познакомились, как одевались школьники в нашей стране. А просмотрев

множество сайтов в Интернете, мы пришли к выводу, что практически по всему миру ученики различных учебных заведений носят школьную форму.

Теоретическая часть исследования позволила нам сделать выводы о том, что форма должна быть неотъемлемой частью школьной жизни российских учеников

Глава 4

Исследование среди подростков формирования осознанного отношения

к ученической форме

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Для того, чтобы выяснить, что ученики разного возраста думают по этому поводу, мы решили провести опрос среди учащихся и родителей нашей школы. Опрос проводился посредством анкетирования. В нем приняли участие учащиеся пятых и восьмых классов.

2.1. Анкетирование учащихся.

Количество человек, принявших участие в анкетировании – 35(100%)

Вопрос 1.Нравится ли вам внешний вид школьников?

да – 21(60%)

нет – 8(22,9%)

затрудняюсь ответить – 6(17,1%)

Вопрос 2.Совместимы ли украшения с деловой одеждой?

да – 23(65,7)

нет – 8(22,9%)

затрудняюсь ответить – 4(11,4%)

Вопрос 3.Нужна ли школьная форма?

да – 12(34,3%)

нет – 14(40%)

затрудняюсь ответить – 9(25,7%)

Вопрос 4.Строгий стиль одежды создает в школе деловую одежду, необходимую для занятий.

да – 14(40%)

нет – 17(48,6%)

затрудняюсь ответить – 4(11,4%)

Вопрос 5.Форма дисциплинирует человека.

да – 12(34,3%)

нет – 22(62,8%)

затрудняюсь ответить – 1(2,9%)

Вопрос 6.Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

да – 9(25,7%)

нет – 16(45,7%)

затрудняюсь ответить – 10(28,6%)

Вопрос 7.Нет проблемы «В чем пойти в школу».

да есть – 13(37,1%)

нет – 21(60%)

затрудняюсь ответить – 1(2,9%)

Вопрос 8.Школьная форма экономит деньги родителей.

да – 5(14,3%)

нет – 27(77,1%)

затрудняюсь ответить – 3(8,6%)

Вопрос 9.Продолжи предложение. «Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить …»

обычную одежду – 22(62,8%)

не школьную форму – 4(11,4%)

деловую одежду – 4(11,4%)

затрудняюсь ответить – 2(5,8%)

школьную форму – 3(8,6%)

Результаты опроса учащихся показали, что в нашей гимназии подавляющее большинство против школьной формы.

2.2. Анкетирование родителей.

Анкетирование проводилось анонимно.

На вопросы анкеты ответили 53 родителя.

На вопрос «Вы носили форму в школьные годы?»

  • подавляющее большинство опрошенных (87.7% )ответили «да»,

  • не носили (4.7%),

  • затруднились ответить (7.6%).

Но не всем нравилось носить эту одежду (12.3%)

80.7% были довольны школьной формой,

7% не смогли ответить на этот вопрос.

И все же подавляющее большинство

(73.7%) согласны с предложением о введении школьной формы единого образца, против (14.9%),

а вот (11.4%) затруднились ответить.

Родители считают, что школьная форма дисциплинирует и прививает вкус к деловому костюму, формирует чувство стиля и меры (83.7%). Несогласных с этим -(16.3%).

Рейтинг выбора цветовой гаммы родителями:

1. серый – 48.8%;

2. черно – белый – 27.9%;

3.синий- 20.9%;

4. коричневый – 3.4%.

Проанализировав полученные результаты анкетирования и просмотрев множество вариантов моделей и видов различной одежды для школы, мы пришли к выводу:

  • одежда для школы должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность

  • быть удобной и комфортной в носке;

  • соответствовать требованиям, которые прописаны в Уставе нашей гимназии;

  • несложной в исполнении учащимися 6-8 классов;

  • недорогой по цене;

  • иметь красивую и разнообразную отделку.

Глава 5

Как мы шили школьную форму

В шестом классе на уроке технологии мы научились шить плечевое изделие с цельнокроеным рукавом. Поэтому первое изделие мы предложили именно по этой конструкции – платье. (Приложение №2). Ткань мы выбрали серого цвета, так как этот цвет выбран Советом гимназии № 2. При выборе ткани мы столкнулись с проблемой – тканей из натуральных волокон небольшой ассортимент в наших магазинах, да и стоят они не дешево. Поэтому мы делали выбор из тканей химического происхождения. Преимущество этих тканей - они недорого стоят, что отвечает нашим требованиям. В качестве отделки мы пошили белые воротнички и манжеты. Их можно заменить на вязаные крючком, этому мы тоже научились на уроках и в кружке «Мастерица» по вязанию.(Приложение , № 4).Из такой же ткани мы пошили брюки, потому что большинство учениц нашей школы отдают предпочтение им.(Приложение №3, №5) А еще мы предложили одноклассникам нарисовать модели одежды для школы, и отобрали лучшие варианты.

Форма, которую мы сшили, понравилась не только нашим одноклассницам, но и ученицам других классов. Некоторые из них решили воспользоваться нашей конструкцией и изготовить одежду для себя.

Заключение

Исследование может быть полезно и интересно всем, кто интересуется будущим школы и современной модой. Своей работой мы хотели привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

В процессе написания работы мы узнали не только о форме прошлых лет, но и прикоснулись к устоям того времени. Послушали рассказы родителей и бабушек о времени, когда они сами еще учились в школе. Работа помогла нам по-новому взглянуть на школьные годы.В процессе работы над исследованием мы часто слышали душевные и восторженные воспоминания взрослых о том времени, когда они еще носили форму и поняли, что это время почти все люди считают лучшим в своей жизни. Исследования заставили нас задуматься о том, что сейчас мы проживаем один из самых лучших периодов в нашей жизни и было бы неплохо, что бы в это время основное, из которого мы проводим в школе мы были бы красиво одеты. Мы продолжаем работу над созданием одежды для учащихся нашей гимназии. Следующие модели – это сарафан, юбка и жилет. Мы предложили своим одноклассникам высказать свои пожелания по поводу фасонов этих моделей. ( Приложение№6.).

Литература

1.Осипова Елена «Школьная форма стала частью эротической культуры». Плюсы и минусы школьной формы.

https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/08/a_6193141.shtml

2.Происхождение школы и история школьной жизниhttp://www.istorya.ru/articles/school_uniform.php

3. По волнам нашей памяти. Советская школьная форма.

https://cccp-foto.livejournal.com/811252.html

4. Школьная форма в России. Википедия https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1894406#1920

Приложение №1

Рисунок № 5

Рисунок № 6

Рисунок № 7

Приложение №2 Пошив платья

Приложение №3. Пошив брюк.

Приложение №4 Готовое изделие

Приложение №5 Готовое изделие

Приложение №6 Эскизы будущей формы