IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ДИНАСТИЯ РЕЧНИКОВ
Леготина М.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Трудовая семейная династия – это гордость любого производства, любой отрасли. Нередко вслед за родителями на производство приходят дети. Целые поколения сменяют друг друга. От старших к младшим передаётся мастерство, уважение к профессии. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие предприятия. Так и складываются целые династии, общий трудовой стаж которых насчитывает десятки лет, а порой и столетия. И в этом плане Котласскому речному порту есть чем похвалиться. На предприятии, которому в 2017 году исполнилось 75 лет, работает немало семей, чей общий трудовой стаж составляет не одну сотню лет.

Такова и династия моих родных – «речников» Лахтионовых, один из которых и сейчас продолжает свою трудовую деятельность на данном предприятии (приложение № 1).

Цель работы – проследить историю моей семьи.

Для решения поставленной цели я выделила следующие задачи: изучить семейный архив, составить схему генеалогического древа, выявить и показать связь истории моей семьи с историей развития Котласского речного порта.

Предмет исследования вклад моей семьи в развитие Котласского речного порта. Объект исследованиябиография моих родных – Лахтионова Михаила Ивановича, Лахтионова Николая Михайловича, Лахтионовой Клавдии Константиновны, Лахтионовой (Манютиной) Надежды Николаевны и Лахтионова Николая Николаевича.

Методами исследования стали беседа, работа с архивом, обобщение. Так же в своей работе я использовала хронологический метод.

Практическая значимость моего исследования заключается в передаче собранного материала в архив Котласского городского музея для включения в книгу, посвященную столетию образования города Котласа, в раздел Котласский речной порт.

Краткий обзор используемой литературы и источников: в основном семейный архив (фотографии, вырезки из газет), копии трудовых книжек родственников, архив Котласского речного порта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 Становление Котласского речного порта

Однажды в разговоре со своей бабушкой я узнала, что раньше Котласский речной порт был градообразующим предприятием. Мне стало интересно, сколько же лет этому предприятию, как образовалось, какое было основное направление работы. С помощью родителей я нашла в одном из источников (1) информацию о речном порте.

До 90- годов 19-го столетия пристани Котлас не существовало. Пристанью служила деревня Усть-Курья на левом берегу Северной Двины.

В 1889 году, вслед за строительством железной дороги, начинается развитие будущей пристани. Строятся склады, зернохранилища. Появляется землечерпательный флот, чтобы обеспечивать беспрепятственную проводку судов к местам погрузки хлеба. Проводятся дноуглубительные работы. Пристань из Усть-Курьи переносят на правый берег реки в Котлас.

В 1915-1916 годах на острове Михейков организованы временные угольные причалы.

Наибольшее развитие пристань Котлас получила после 1917 года. Большое внимание уделялось строительству новых сооружений, улучшалось портово-пристанское хозяйство. Был построен на берегу речной вокзал в деревянном исполнении. Появляются на городском участке транспортёрные линии.

В эти же годы через Котлас осуществлялась перевалка направлением на Архангельск печорского угля в больших количествах.

По приказу Наркомата Речного флота 18 марта 1942 года Котласская пристань с угольными причалами и Городским участком получила статус Котласского речного порта.

В это время идёт полным ходом строительство угольного причала на Новой Ветке и угольного причала на Вычегде. Появляется необходимость создать причалы по переработке лесных грузов. Пристань Котлас и ранее занималась отправкой лесных грузов, но в плотах на Архангельск – и это был основной вид отправок. Сейчас же внедрялась другая система - баржа-вагон. В короткие сроки были построены причальные стенки, склады, бараки для рабочих и их семей, столовая, контора. Участок отгружал в вагонах руду, балансы, тарную дощечку, пиломатериалы, лес, бумагу, целлюлозу. После Великой Отечественной войны речной транспорт наверстывает упущенное в годы военного лихолетья. Котласский речной порт переживает второе рождение – развивается стремительно. Просматриваются три главных направления работы:

угольное – отправка воркутинского угля – Угольный участок;

лесные и строительные грузы – Новая Ветка;

продовольственные товары и товары народного потребления – Городской участок.

Принимаются меры по обновлению портового хозяйства, повышения уровня механизации на все участках порта.

Все последующие годы товарооборот в Котласском речном порту только увеличивался.

Глава 2 Семья речников Лахтионовых

И дальше мне стало интересно, а работал ли кто ещё из моей семьи, кроме дяди, на этом предприятии. Рассмотрев и проанализировав семейный архив, я составила хронологию основных этапов работы членов моей семьи, работавших в речном порту.

В 1911 году свою трудовую деятельность начал матросом в акционерном Северном пароходстве мой прапрадед - Михаил Иванович Лахтионов.

С 1913г. до 1914г. после окончания курсов и получив специальность судоводителя работает штурвальным.

С 1915 по 1918г. М.И. Лахтионов был лоцманом на реке Северная Двина.

С 1919 по 1923 год Михаил Иванович работает помощником командира пароходов «Сатурн» и «Крепыш» Северного округа водных путей сообщения.

С 1924 по 1927 год – лоцман парохода «Крепыш».

С 1928 по1930 год – инструктор реки Северная Двина и Вычегда.

С 1931 по 1932 год - первый помощник командира пароходов «Чёрный» и «Розы Люксембург».

В 1933 году Михаил Иванович работает ответственным инспектором по авариям. В 1934-1935 годах – состоял на службе в пристани Котлас Северного Государственного Речного Пароходства в должности дежурного по кадрам пристани.

С ноября 1935 по май 1937г. работает в отделе снабжения пристани Котлас.

С мая 1937 года и до выхода на заслуженный отдых работал в Котласском техническом участке Северного речного пути в должности обстановочного старшины.

В 1956 году завершил свою трудовую деятельность в должности бакенщика.

В 1948 году, после окончания Лимендского речного училища, в Котласский речной порт на должность заведующего учебной частью пришёл младший сын Михаила Ивановича Николай Михайлович, мой прадед.

С 01.11.1950 года Николай Михайлович работает заведующим механической мастерской Угольного участка.

С июля 1951 по март 1954 года работает инженером механизации Угольного участка Котласского порта.

С мая 1954 года работает начальником отдела механизации Котласского порта.

С июня 1967 года по июль 1970 года работает начальником отдела материально-технического снабжения порта.

С июля 1970 года по июль 1976 года трудился старшим инженером механизации Угольного участка.

Чертой времени 60-70 годов являлось движение изобретателей и рационализаторов. За свой труд Николай Михайлович получил 60 поощрений и награждений, из них 45 – за рационализаторские предложения и внедрения новой техники. Неоднократно был признан лучшим рационализатором Котласского порта и Северного речного пароходства. Последнее его изобретение «Новая конструкция силового вибробункера».

Вместе с Николаем Михайловичем в Котласском речном порту работала и его супруга Клавдия Константиновна, моя прабабушка.

В 1943 году она была принята в штат Северного управления речного пароходства. К работе приступила в должности ученика товарной конторы. Через год была переведена на должность статистика технической группы, а затем техником по анализу разгрузочных работ.

С июля 1947 по сентябрь 1951 года работала секретарём-библиотекарем учебного комбината порта. Далее Клавдия Константиновна работала в должностях бухгалтера, нормировщика на участке Новая Ветка.

С июня 1969 года переведена счетоводом, а затем старшим бухгалтером в ясли-сад «Ручеёк» Котласского порта.

Выйдя на заслуженный отдых с 01.04. 1978 года по апрель 1986 года Клавдия Константиновна продолжала трудиться на разных должностях в детском комбинате «Ручеёк» - подсобной рабочей, делопроизводителем.

Вместе с мужем Николаем Михайловичем Клавдия Константиновна вырастили и воспитали шестерых детей. В системе речного транспорта в течение 9 лет в детском комбинате «Ручеёк» работала воспитателем дочь Надежда, моя тётя.

Младший сын Николай, мой дядя, пошёл по стопам родителей и свою трудовую деятельность связал с Котласским речным портом.

В апреле 1980 года, закончив с отличием Лимендское речное училище и получив специальность техник-электромеханик, был направлен 3-м помощником электромеханика-радиооператора земснаряда «Северная Двина» Котласского техучастка.

С июня 1983 по сентябрь 1989 года работает слесарем-электромонтёром Котласского речного порта.

Согласно приказу начальника порта Северного речного пароходства от 07 сентября 1989 года № 219 «О переводе во временный молодёжный творческий коллектив комсомольско-молодёжного строительного отряда МЖК «Двина», Николай Николаевич в период с сентября 1989 по август 1990 г. работает формовщиком Стройтреста №6.

С августа 1990 по апрель 2007 года работает электромонтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования Котласского порта.

С апреля 2007 по апрель 2009 года работает электромехаником Котласского порта и далее по сентябрь 2009г мастером по эксплуатации и ремонту электрооборудования Котласского порта.

С сентября 2009 года по настоящее время Николай Николаевич энергетик Котласского порта филиала ОАО «Северное речное пароходство».

За высокое профессиональное мастерство, вклад в развитие речного транспорта награждён Почётной грамотой Главы МО «Котлас». Имеет множественные Почётные грамоты генерального директора ОАО «Северное речное пароходство». Начальником филиала «Котласский порт» в 2013 года награждён знаком «За заслуги перед предприятием». Присвоено звание «Ветеран труда» Архангельской области.

В 2010 году награждён Почётной грамотой Министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Котласскому речному порту в 2017 году исполнилось 75 лет со дня присвоения статуса порта. На протяжении всех этих лет он был местом работы многих котлашан.

Я посчитала, что общий трудовой стаж работы в Котласском речном порту моих прапрадеда, прадеда, прабабушки, тёти и дяди с 1911 года по настоящее время составляет 162 года. И хотя сейчас роль речного порта снижается, в связи с активным развитием автомобильных и железнодорожных перевозок, для моей семьи является предметом гордости тот факт, что три поколения семьи Лахтионовых принимали участие во всех этапах становления порта и вкладывали в этот процесс свои силы, знания и умения.

Можно даже сказать, что в порту работает династия речников Лахтионовых. Так как согласно определению династия – это череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам (2).

Теоретическое значение моей работы заключается в том, что я узнала, что такое династия, как проходило становление Котласского речного порта, научилась работать с семейными архивами, изучила свою родословную и составила её древо (приложение 2).

Часть собранного мною материала исследования, а именно, о семье речников Лахтионовых, передан в краеведческий музей города Котласа для включения его в книгу, посвященную столетию образования нашего города в раздел Котласский речной порт. В этом заключается практическая значимость работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Котлас – накануне перестройки: очерки и воспоминания по истории города в 1972 – 1988 годах/ Котлас. Ист.-просвет.обществ.движение краеведов «Сев.Трёхречье», Котлас.краевед.музей; (ред.-сост.: В.В. Попов, В.П. Михин, Н.В. Шептяков). Т.2 – Котлас, 20153 – 488 с.

  2. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

Приложение 1

Семья речников Лахтионовых

Лахтионов Михаил Иванович

(1894-1958г.г.)

Лахтионов Николай Михайлович

(12.12.1927 – 16.07.1976г.г.)

Лахтионова Клавдия Константиновна

(28.01.1928-04.03.2005г.г)

Манютина (Лахтионова) Надежда Николаевна

Лахтионов Николай Николаевич

Приложение 2

Генеалогические древо семьи Лахтионовых

(по материнской линии)

Приложение 3

Документальные свидетельства