IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ» ( ГЕРОЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ. . . )
Морзеева А.В., Гниденко М.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Помните! Через века, через года,- помните!О тех, кто уже не придет никогда,- помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!Песню свою отправляя в полет,- помните!О тех, кто уже никогда не споет,- помните!Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!Во все времена бессмертной Земли помните!К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!Встречайте трепетную весну, люди Земли.Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! (Р.Рождественский)

АКТУАЛЬНОСТЬ.Перемышль- районный центр Перемышльского района Калужской области, имеющий славную и легендарную историю, связанную с подвигами воинов- освободителей в годы Великой Отечественной войны. Научно- исследовательская работа предполагает проведение экскурсии по родному селу Перемышль и рассказ об освобождении районного центра от немецко- фашистских захватчиков с использованием документальных источников. Маршрутная экскурсия предназначена для гостей родного села с удивительным прошлым и надеждой на перспективное будущее. Научно- исследовательская работа основана на глубоком чувстве патриотизма, любви к родному краю, гордости за свою Родину, памяти, которая сильнее времени.

ТЕМА научно- исследовательской работы "Память сильнее времени"

ФОРМА - маршрутная съёмка местности (героям Великой Отечественной войны посвящается...)

ЦЕЛЬ: разработать и провести маршрутную экскурсию по родному селу Перемышль Калужской области Российской Федерации ( часть света Европа, материк Евразия, Восточное полушарие, планета Земля.)

ЗАДАЧИ: исследовать архивные материалы документальных источников, посвящённых освобождению с.Перемышль от немецко- фашистских захватчиков ( Книга Памяти, фотографии, публикации районной газеты "Наша жизнь") и разработать материалы экскурсии "Память сильнее времени".

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:

«Как осуществить маршрутную съёмку местности ( на основе знаний по географии)?»

ГИПОТЕЗА. Мы предполагаем, что наиболее выразительным и художественным средством проведения маршрутной съёмки местности является экскурсия.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • С чего начинается Родина?

  • Почему память сильнее времени ?

  • Как история памятника связана с подвигом?

  • Почему героями не рождаются, а становятся ?

  • Каким образом включить Перемышль в туристический маршрут экскурсий патриотического содержания ?

  • Легко ли быть экскурсоводом ?

Направления научно- исследовательской работы:

  • Географическое - обоснование выбора туристического маршрута с точки зрения географии: маршрутная экскурсия, план- карта районного центра Калужской области .

  • Историческое-изучение сведений о событиях Великой Отечественной войны на территории. Калужской области с помощью архивных материалов.

  • Краеведческое- поиск документов о героях освобождения села Перемышль от немецко- фашистских захватчиков из архивных материалов и создание Книги Памяти по материалам районной газеты "Наша жизнь".

  • Художественное-создание рисунков о событиях военных лет и о противостоянии мира и войны.

Этапы и ход исследования

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • «Мозговой штурм» (формулирование темы исследования).

  • Постановка цели, задач исследования. Определение актуальности.

  • Поиск и анализ проблем.

  • Выдвижение гипотезы для решения проблем.

  • Определение наиболее удачных аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

  • Поиск возможных источников информации.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Нахождение ответов на основополагающий и проблемные вопросы исследования.

  • Решение задач научно- исследовательской работы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Подготовка выводов. Самооценка, экспертиза полученных результатов.

Результаты научно- исследовательской работы имеют большое значение для последующих поколений ребят, которые проявят интерес к неисчерпаемой теме проекта.

Заключение.

1. С помощью маршрутной съёмки местности можно провести экскурсию, если проявить творческий подход к работе, выдумку, фантазию и изобретательность , смело воплощать нестандартные и оригинальные идеи и планы.

2. У каждого человека Родина начинается с родного села или города, в котором родился, научился говорить, ходить, пошёл в школу, а может она начинается с хороших и верных друзей, с родословной семьи, с первой любви, с чувства единства с «корнями» поколений прошлого, настоящего и будущего. Однозначно ответить на вопрос невозможно. Да и не нужно, потому что Родина- это беспредельно глубокое и безгранично важное и дорогое понятие для души и сердца любого человека, преданного своей Отчизне.

3. Память всегда сильнее времени в любом государстве, у которого есть мирное будущее. Наш святой долг- помнить прошлое войны, подвиги дедов и прадедов, чтобы научиться ценить и оберегать мир на земле.

4. История создания первого памятника погибшим воинам в с.Перемышль связана с подвигом военфельдшера Станиславы Скрупской, а реконструкция и создание мемориального комплекса посвящена героизму павших за освобождение с Перемышль от немецко- фашистских захватчиков.

5. Перемышль необходимо обязательно включить в туристический маршрут экскурсий патриотического содержания для гостей села о героических страницах военных лет своей малой Родины.

6. Экскурсоводом быть нелегко. Для того, чтобы быть экскурсоводом, надо многому научиться, например, ораторскому искусству, знать географию и историю, быть высоко эрудированным человеком, которого будет интересно слушать, который поможет вернуться в прошлое, и заглянуть в будущее.

7. Бессмертен народ, который помнит, дорожит своей историей. Будущее определяется прошлым и настоящим в судьбе каждого человека.

Материалы творческого проекта «Память сильнее времени"( героям Великой Отечественной войны посвящается…) по программе Intel «Обучение для будущего» можно использовать на уроках географии, истории, краеведения и в воспитательной работе в школе.

Информационные ресурсы

  1. Книга памяти о павших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Калужская область. Том 1. Калуга. 1995 год.

  2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы.-3-е изд.-М.: 5 за знания, 2007.-352с.

  3. Исследовательская работа школьников//Научно-методический и информационно-публицистический журнал/ Под ред. Обухова А..-.М.: Народное образование, 2006.-238с.

  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Метод. Сб.- М.: Народное образование, 2001

  5. "Вставай, страна огромная ! " Слова В.Лебедева- Кумача. музыка А.Александрова.

  6. "На безымянной высоте" Слова М.Матусовского. Музыка В.Баснера.

  7. Реквием Лакримоза. В.А.Моцарт.

  8. Грёзы. Р.Шуман.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • План- карта маршрутной съёмки местности при создании документального фильма "Память сильнее времени"

I глава " Вставай, страна огромная!"

Не стирается в памяти народной, не меркнет в наших сердцах боевая слава солдат Великой Отечественной войны. В ходе ее мир увидел несгибаемую стойкость и бесстрашие советских людей, их высокое душевное благородство и беззаветную преданность Родине. Обращая свой взор к тому суровому времени, пристально вглядываемся в грозные исторические события и в ход ожесточенной борьбы между миром и войной

Великая Отечественная война была жесточайшим испытанием для нашей страны. Победа над фашистской Германией далась нам ценой напряжения всех моральных и физических сил каждого человека.

22 июля 1941 года стало днем окончания мирной жизни для перемышлян. Все последующие четыре года перемышляне работали для фронта, для Победы.

Уже в первые дни войны на сборные пункты из Перемышля ушли 400 человек, затем мобилизованные уходил из сел и деревень каждый день. Многие из наших земляков попадали в формировавшуюся в Калуге 49-ю армию.

В июле 1941 года в Перемышль стали прибывать первые эвакуированные. В середине сентября через территорию перегоняли скот из западных районов области.

С целью прикрытия Тульского и Козельского большаков был сформирован сводный батальон под командованием капитана П.А. Окунева, который занял оборону в районе Корекозева и Гремячева.

Наши земляки собирали вещи и белье для воинов Красной Армии. Они отправляли на фронт валенки, полушубки, рукавицы, шерстяные носки, производили отчисления в фонд обороны. С 11 октября началась фашистская оккупация района, а 24 декабря 217 стрелковая дивизия генерал-майора К.П.Трубникова освободила Перемышль и другие населенные пункты.

II глава "Улица генерала Трубникова"

Советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник Кузьма Петрович Трубников родился в Орловской губернии.

В русской армии с 1909 года. Службу проходил в Семёновского полку. В годы Первой мировой войны взводный унтер-офицер, затем младший офицер роты, начальник команды пеших разведчиков, поручик. Кавалер четырёх солдатских Георгиевских крестов.

В Красной Армии с 1918 года. В годы Гражданской войны командовал взводом, затем ротой, батальоном, полком, стрелковой бригадой. В 1927 году окончил КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе.

Через месяц после начала Великой Отечественной войны К. П. Трубников назначен командиром 258-й стрелковой дивизии 50-й армии Западного фронта, принимавшей участие в оборонительных боях под Орлом, Брянском и Тулой. С ноября 1941 года командовал 217-й стрелковой дивизией той же армии. Принимал непосредственное участие в организации и управлении войсками в Сталинградской битве. С февраля 1943 года заместитель командующего Центральным фронтом. В сентябре 1944 года назначен заместителем командующего 1-м Белорусским фронтом, а вскоре заместителем командующего 2-м Белорусским фронтом.

На Параде Победы 1945 года генерал-полковник Трубников возглавлял сводный полк 2-го Белорусского фронта. После войны заместитель и помощник главнокомандующего Северной группой войск. С 1951 года — в отставке.

Кузьма Петрович Трубников скончался 16 января 1974 года в Москве.

НАГРАДЫ генерала

трубникова кузьмы Петровича

  • 2 ордена Ленина

  • 5 орденов Красного Знамени

  • орден Кутузова 1-й степени и 2- й степени

  • орден Суворова 2-й степени

  • орден Красной Звезды

  • Полный кавалер Знака Отличия Военного ордена святого Георгия (за участие в Первой мировой войне)

III глава

"Освобождение села Перемышль"

Улица генерала Трубникова имеет свою историю, связанную с событиями Великой Отечественной войны. Освобождение Калужской области от немецко-фашистских захватчиков – это освобождение сотен больших и малых населенных пунктов, за которые велись ожесточенные сражения с противником. Бои за Перемышль – один из эпизодов таких сражений.

17 декабря две стрелковые дивизии 50-й армии – 217-я и 413-я, которыми командовали генералы Трубников и Терешков на рассвете получили приказ наступать на и Перемышль, чтобы разгромить противника на Оке, отбросить его с подготовленного рубежа обороны.

21 декабря комдив 217-й СД Кузьма Петрович Трубников получил приказ ворваться в Перемышль с марша и, не давая противнику опомниться, истребить гарнизон фашистов.

Шли непрерывные бои. Бойцы едва держались на ногах, но в каждой освобожденной деревне жители старались обогреть воинов, ставили на стол горячую картошку, лепешки, молоко – давали последнее из того, что не успели разграбить немцы.

Полкам генерала Трубникова противостояли дивизия «Оленья голова» и части 167-й пехотной дивизии. Когда разведка доложила командиру дивизии, с кем придется иметь дело, Трубников ответил коротко:

- Вот здесь мы этой голове и поломаем рога!

Комдив принимает решение атаковать Перемышль с трех сторон. В ночь на 25 декабря тучи заволокли весь небосклон, и даже тень от деревьев не падала на снег. Лыжный батальон в маскировочных халатах, с автоматами и гранатами бесшумно переправился через Оку там, где впадает в нее Жиздра, прошел по льду до деревни Ермашовка и, свернув оттуда на север, к рассвету достиг деревни Поляна.

На рассвете 25 декабря комдив Трубников подал сигнал к началу атаки. Гул короткого артиллерийского налета сменился мощным «Ура!». Наши солдаты вновь поднялись в атаку.

Окончательный успех операции пришел, когда в Перемышль ворвался стрелковый полк, наступавший по Калужскому шоссе. Очутившись между двух огней, немецкие офицеры решили организовать отход на деревню Покровское. Здесь-то и встретили их огнем и гранатами бойцы лыжного батальона старшего лейтенанта Филиппова, сидевшие в засаде. Бросая оружие и обозы, немцы кинулись в лес. Многие, швырнув в снег автоматы, сдавались в плен.

Часам к десяти утра тучи над Окой рассеялись, и поднявшееся солнце ярко осветило знамя, которое еще во время боя водрузил на самой высокой точке в Перемышле – на колокольне – разведчик Белов. Высыпавшие на улицу жители со слезами на глазах благодарили освободителей.

24 декабря 1941 года- день освобождения Перемышля от фашистов.

IV глава "Подвиг ценой жизни"

Утром 8 октября 1941 годка, взяв Козельск, гитлеровцы двинулись на Перемышль. Навстречу немцам был выслан разведотряд из двух лёгких танков и двух броневиков. К вечеру он столкнулся с передовыми машинами гитлеровцев. Но те, не приняв боя, отошли к каменке. На следующее утро фашисты возобновили наступление на Перемышль. Под натиском превосходящих сил противника танкисты отступали о рубежа к рубежу.

Около часа они задерживали противника на подступах к Хохловке, а затем вынуждены были отступить на другой берег Оки. Отход их прикрывал броневик, экипаж которого состоял из старшего сержанта Кротова, водителя Булыгина и военфельдшера Станиславы Скрупской. В течение целого часа броневик вёл неравный бой с гитлеровцами, перекрывая пулемётным огнём подступы к деревне. Тогда немцы пошли в обход. Броневик тоже начал маневрировать. Но вот разбито переднее левое колесо, тяжело ранены водитель Булыгин и командир Кротов.

Когда Скрупская перевязывала раненых, она вдруг услышала: "Рус! Сдавайсь!" Станислава прыгнула в броневик, развернула башню и дала несколько пулемётных очередей по немцам. Те стали бросать ручные гранаты, но они не причиняли вреда машине. Тогда они бросили бутылку с зажигательной смесью. Броневик вспыхнул. Немцы, видимо, ждали, что русские выйдут с поднятыми руками, но услышали только нескольких глухих выстрелов внутри боевика.

Согнав несколько мирных жителей, фашисты приказали им извлечь тела членов экипажа. Их изумлению не было границ, когда они увидели, что один из трёх бойцов оказался... девушкой с толстой русой косой.

V глава

"Создание памятника павшим воинам за освобождение с. Перемышль от немецко- фашистских захватчиков"

Весной 1942 года погибшихсоветских воинов похоронили в братской могиле в центре села. Над ней насыпали и обложили дёрном могильный холм и обнесли штакетником. Затем поставили памятник- скульптуру женщины- воина, держащую в руках венок.

Пословам местных жителей, такая скульмтура была выбрана в честь девушки- военнослужащей (скорее всего- военфельдшера Станиславы Скрупской), погибшей в октябре 1941 года в бою с фашистами невдалеке от села. На боковых стенках пьедестала были установлены четыре пластмассовые панели с именами погибших воинов и надписью: "Вечная слава героям, погибшим в бою за Родину". В августе 1967 года сюда же были перенесены осотанки умерших в госпитале 16 воинов из братской могилы на перемышльском кладбище.

В 1985 году в честь 40- летия Победы в Великой Отечественной войне могила была реконструирована. Здесь возник мемориальный комплекс. На лицевой грани постамента укреплена гранитная мраморная плита, на которой высечена надпись: "Вечная слава воинам, павшим в боях за освобождение с Перемышль гот немецко- фашистских захватчиков в 1941 г." Ниже фамилии и звания погребённых воинов. Всего в захоронении покоится прах 159 воинов.

Мемориальный комплекс рсположен в центре села Перемышль, на Аллее Славы, напротив районной адсминистрации.

VI глава "День Победы"

Спасибо нашим ветеранам, что вот уже 70 лет мы живём без войны.

Непобедим наш народ, который помнит и гордится своей историей.

Мир- это жизнь без войны!

Мир- это добро !

Мир- это смех и радость детей!