IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЗРОЖДЕНИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА
Шлыкова Е.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Люблю тебя, мой край богатый:С лесными чащами, полями.Пшеница, как парча и злато, Блистает солнечными днями.Нет места ветру, всё в затишье,Лишь птичий крик да песнь ручья.Иду, любуясь, вон Завершье,-Стоят роскошно тополя.

Смотрю с холма на панораму,Издалека Ока видна.И, в окружении трёх храмов,

Вдруг оживает старина…

Кешелян Анжела ( выпускница Перемышльской СОШ).

Перемышль - серединка России, утверждают одни. Другие считают, что Перемышль имеет право стать одним из крупнейших городов Калужской области. Третьи – мой Перемышль представляют в виде театрального балкона, над рекой Ока.

Старый и молодой – мой Перемышль уникален историей своего народа и культурного наследия. Нашему поколению интересны духовное и культурное наследие своей малой Родины. Почему? Потому, наверное, что культура не имеет религиозной или политической принадлежности, над ней не властно время, как оно не властно над самым величественным, на наш взгляд, собором Перемышля - Успенским. Он свидетель многовековой истории нашей Родины. Актуальность заявленной нами темы обусловлена тем, что изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории родной страны. В нашей стране есть много монастырей, церквей и храмов, немало их и в нашем родном селе. Без них невозможно представить ни русскую культуру в целом, ни культуру и архитектуру Перемышля.

В литературе нечасто встречается информация об истории сооружений, времени строительства этих живых свидетелей истории. Нас заинтересовало время расцвета и трагические страницы истории памятников Перемышля, и мы решили заняться исследованием истории строительства и архитектурных особенностей Успенского Собора – старейшего архитектурного и культурного памятника нашего села.

В связи с изложенным, мы поставили следующую цель исследования: выяснить значение Успенского собора для села Перемышль, изучив историю его происхождения и историю «жизни».

Определив цель исследования, мы поставили следующие задачи:1. Изучить историю Успенского собора.2. Изучить архитектуру Успенского собора.3. Выявить особенности внутреннего устройства Успенского собора.4.Провести анкетирование среди учащихся 8- 10-х классов и родителей.5.Обработать полученные данные в виде таблиц и диаграмм;6. Получить информацию от жителей с. Перемышль о разрушенных и ныне существующих храмах родного села. 7. Подготовить брошюру об Успенском соборе.

Предмет исследования: Успенский собор, расположенный в селе Перемышль В основу проводимого исследования положена гипотеза: историко-культурное наследие села Перемышль определяется православными традициями прошлых столетий. Нами использованы следующие методы исследования:

-теоретические: обработка собранных историко-архивных материалов, при этом применялись анализ, синтез, классификация информации;

-практические: социологический опрос, статистическая обработка данных, составление диаграмм, интервьюирование.

Теоретическое и практическое значение работы: собрать и структурировать информацию об Успенском соборе, имеющуюся в разных источниках. Сохранение памяти об истории православной церкви и распространение собранного материала среди сверстников и родителей. При изучении данной темы мы использовали разнообразные источники: книги, материалы в сети Интернет, газетный материал, устные рассказы и воспоминания жителей с. Перемышль, беседа с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы с отцом Дионисием.

Сроки и продолжительность исследования: декабрь – февраль 2017г

Этапы реализации исследовательской работы

№/n

Этапы

сроки

1

Проведение анкетирования среди уч-ся 8-10 классов и родителей.

январь

2

Анализ и обработка статистических данных уч-ся 8-10 классов

январь

3

Сбор теоретических данных с помощью Интернет-ресурсов

Декабрь-январь

4

Посещение районного архива.(беседа со специалистом архива Щукиной М.А)

декабрь

5

Поиск материала в школьной библиотеке (работа с газетным материалом)и районной (работа с книжным материалом).

декабрь -январь-февраль

6

Встреча с жителями с. Перемышль Георгиевскими З.И. и В.А.

январь

7

Беседа с краеведом с. Перемышль Пиуновой Л.А.

январь

8

Беседа с учителем русского языка и литературы Апяри З.И.

февраль

9

Встреча с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы с отцом Дионисием (Денисом Добровым)

февраль

Весь этот материал позволил нам узнать много нового и интересного об Успенском соборе.


    1. Социологический опрос
  1. Теоретическая часть

Одной из задач нашего исследования мы определили проведение социологического опроса. Мы подготовили анкету «Знаете ли вы..», поработали с учащимися нашей школы, родителями. В результате анализа данных мы выяснили, что многие учащиеся и их родители не знают название храмов, расположенных на территории села Перемышль, не знают и их истории.

Вот какие результаты получились.

Вопрос 1. Сколько храмов в Перемышле?

Вопрос 2. Названия этих храмов? Если знаете, назовите их.

На вопрос 3 - Знаете ли Вы историю храмов? - почти все ответили отрицательно.

Вопрос 4. Хотели бы вы узнать историю Успенского собора?

Последним из вопросов был поставлен такой: Считаете ли вы, необходимым восстанавливать разрушенные храмы?

1.2 Храмы села Перемышль

В архитектуре Перемышля большую роль играют храмы. На самом деле в Перемышле было 5 храмов, а с 1961 года их осталось 4.

После проведения анкеты первое с чего мы начали, обратились в местный архив с вопросом: «Какой есть исторический материал о Перемышле и его архитектуре?» Убедившись в том, что его очень мало, нам специалист архива Щукина М.А. посоветовала обратиться с этим вопросом к семье Георгиевских З.И. и В.А., а также к жительнице с. Перемышль Пиуновой Л.А.

Получив данные от жителей с. Перемышль, мы решили обобщить этот материал, чтобы учащиеся и другие жители Перемышля могли подробнее узнать историю родного края. Вот что у нас получилось.

Первые упоминания о Перемышле в русских источниках относятся к 1328году, однако многие историки не без оснований допускают возможность его существования в XII-XIII веках и даже значительно раньше.

Первые достоверные сведения о городе относятся ко времени Ивана Калиты, по которой Перемышль дан в удел его сыну Андрею, хотя некоторые исследователи связывают его основание с именем Юрия Долгорукого. Он же в 1152г основал Перемышль в Подмосковье. Эти два Перемышля иногда путают в исторических документах. Юрий Долгорукий был в Перемышле два раза (в 1152г и в1154г).

Легенда, относящаяся к временам Юрия Долгорукого, рассказывает о том, что в одном из своих походов 1154 года он остановился на отдых у приокских и жиздринских круч, долго «перемысливал», размышлял о неожиданно возникших трудностях, которые вызвала какая-то эпидемия. В память об этом событии якобы и заложен город Перемышль, впоследствии называемый Перемышлем.

В 1719 году Перемышль стал городом (по указу Петра I)

В 1925 году город был преобразован в село.

1.2.1 Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Флоровский храм)

Храм построен в1800г на средства купцов И. Зябкина, Г. М. Гудкова и Четверековых и при содействии других прихожан.

В нём три престола:

центральный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы; южный - в честь Усекновения ГлавыИоанна Предтечи;

северный- в честь мучеников Флора и Лавра.

В 1826 году построена колокольня.

В 1928 году храм был закрыт. Последний его настоятель священник Николай Бриллиантов был арестован и 15 ноября 1937 г. был расстрелян вместе с другими священниками в г. Туле. После закрытия храм был разграблен и переоборудован в пилораму.

Колокольня и ограда были разрушены. В начале 1960-х годов храм использовали как электростанция и столярный цех конторы коммунальных предприятий.

Храм передан епархии в мае 1989 года и тогда же был образован приход в честь святых мучеников Флора и Лавра. Восстановление храма шло под руководством священника Валерия Клинова и прихожан. (1989г).

14 октября 1999г храм был переименован, получив своё прежнее название в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С 27 сентября 1999г, настоятелем храма является священник Игорь Дадаев.

1.2.2 Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (середина XVIII в)

С XVIв. на месте храма существовал Перемышльский Богородицерождественский монастырь, который позднее именовался Георгиевским женским монастырём. В смутное время монастырь был разорён и вновь восстановлен в 1634г. Старицей Мариамной (Косковой) на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и князей Воротынских. Тогда в нём был построен каменный храм с пятью главами. В 1764г. монастырь был упразднён, а храм обращён в приходской. В XIXв. храм был перестроен: в 1866г. была расширена трапезная часть, в 1894г. С западной стороны сделана пристройка. Закрыт храм был в 30-е годы XX века. Церковь долгое время использовалась в качестве магазина «Продукты». Магазин был закрыт несколько лет назад.

С 2005 года начались работы по восстановлению церкви. К 2011 году внешние работы были завершены. После реконструкции храм стал трёх престольным: главный - в честь Рождества Богородицы; и два в трапезной части - в честь великомученика Георгия Победоносца; и в честь святых Космы и Дамиана.

С 16 марта 2012г настоятелем храма является отец Дионисий (Денис Добров).

1.2.3. Храм в честь сошествия Святого Духа

Построена в 1767г. (1781г) на средства Перемышльского купца Космы Афанасьева Медведева на месте обветшавшего деревянного храма во имя преподобного Сампсона Странноприимца.

Храм одноглавый с каменной колокольней,имел пять престолов:

центральный - в честь Сошествия Святого Духа;и в приделах в честь:

Апостола Андрея Первозванного;

преподобного Самсона Странноприимца;

Великомученика Никиты;

мучеников Гурия, Самона и Авива.

В 1934 г. храм был закрыт. Длительное время в его здании размещалась МТС, потом в нем располагался склад типографии. Тогда же были разобраны верхние ярусы колокольни.

В октябре 1994 г. храм был передан Калужской епархии во временное пользование, а 23 марта 1998 г. — в бессрочное пользование на основании совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства государственного имущества РФ № 148/93-р от 4 февраля 1998 года.

Восстановление храма велось трудами Л.М.Соловьёвой.

2 июля 1995г священник Владимир Яновский отслужил в храме первый молебен.

Храм осуществляет свою деятельность как Архиерейское подворье. Духовное окормление поручено священнику Игорю Дадаеву, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Перемышль.

1.2.4 Храм в честь святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь)

В половине 17 столетия существовал деревянный храм во имя Николая Чудотворца, при котором существовал Николо – Резванский мужской монастырь, неизвестно когда и кем основаны.

Существуют две версии:по одной здесь располагался Николо -Резванский женский монастырь, по другой мужской.

Каменный пятиглавый храм был построен в 1703 г. боярыней Анной Леонтьевной Нарышкиной в память о погребения её матери Прасковьи Ивановны Раевской.

Храм имел три престола:

главный - во имя святителя Николая;

приделы:правый - во имя преподобных Антония и Феодосия Киево- Печёрских;

левый - во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийского.

В 1764 г. монастырь был упразднён, а храм обращён в приходский. В 1826 г. прихожанами устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печёрских, а в 1845 г. – возобновлён придел во имя святителей Афанасия и Кирилла, епископов Александрийских.

Храм был закрыт в 1930 г. В 1961 г. он из-за своей ветхости уже не использовался и был снесён.

1.2.5 Успенский собор

Собор построена неизвестно когда и кем. По архитектуре и другим данным можно полагать, что она построена не позже пятнадцатого столетия.

Храм имел четыре престола:

главный- во имя Успения Божий Матери, в том же алтаре на месте древнего диаконика;

другой - в честь Святителя и Чудотворца Николая;

в трапезной:

правой- в честь иконы Божьей Матери «Скорбящей»;

левой - в честь благоверных князей Бориса и Глеба.

  1. Практическая часть. Исследование Успенского собора
2.1. История создания Успенского собора

Самый древний из дошедших до наших дней памятников Перемышля — Успенский собор — высится на холме за Пушкарским оврагом в районе Завершья. В актах XVII этот район назывался «старый острог», «старое городище».

В книге «От Перемышля до….Перемышля» Николай Новиков пишет: «Всегда моим желанием было соединить Завершье с центром города. Их разделял Пушкарский ров».

Леонид Федякин о нём написал стихотворение

Пушкарский ров! Как же он стар!Его веков не счесть без тренировки.В конце он упирается в бульвар,Начало где-то у Хохловки.Он поражает глубиной, Там по весне бурлят потоки.И есть ли в области инойРов столь же древний и глубокий?От много тайн в себе хранит,О том ни слова в местных сводках, Но так о многом говорит,Что было найдено в раскопках. Давным -давно, перед войной-Находки хоть и невелики-Колчан был найден со стрелой,Кольчуги край и наконечник пики…Да, ров, конечно очень стар.Весь люд об этом говорит,С времён нашествия татарОн строгость прежнюю хранит.

Успенский собор был заложен почти у самой кромки высокого плато над заливными лугами и старицами Оки. Помимо крутого обрыва, территория, на которой расположен памятник, отсекается от прилегающей местности двумя оврагами (северным и южным) и соединяющей их западной впадиной, представляющей, вероятно, остатки рукотворного рва. Не исключено, что еще задолго до передачи перемышльских земель в удел князьям Воротынским на столь удобном в оборонительном отношении месте существовало некое укрепленное городище. Однако после того как в 1494 г. Перемышль окончательно перешел под руку московского государя, его новый владелец князь М. Б. Боратынский основал на этом участке плато свою резиденцию. Время закладки существующего храма не установлено, хотя этот вопрос стал занимать исследователей уже в ХIХ в. В 1870-х гг. к этой проблеме обратился священник М. Успенский, выдвинувший сразу три гипотезы о времени возведения собора: середина ХII в., первая треть XIV в. и конец XV в. Последнюю датировку он обосновал тем, что в конце ХV в. князья Воротынские получили в удел Перемышль. По сути повторил все версии М. Успенского и другой исследователь - Б. М. Кашкаров, дважды весьма бегло и кратко останавливавшийся на истории Успенского собора. Академик архитектуры М. Т. Преображенский связывает закладку собора с включением города в состав Московского Великого Княжества в конце XV в. В настоящее время исследователи в основном сходятся во мнении о принадлежности храма к эпохе Ивана Грозного.

Возвращаясь к М. Т. Преображенскому, надо отметить, что ученый не ограничился рамками только исторического контекста. После проведения натурных исследований он предложил проект восстановления, который предусматривал разборку трапезной и колокольни и восстановление двухъярусных галерей. Им также была предложена замена позднего покрытия главы на шлемовидное.

Вновь исследователи обратились к памятнику лишь в конце 1960-х гг. Тогда специалистами ЦНРМ были сделаны архитектурно-археологические обмеры, археологические исследования остатков галерей и подробная фотофиксация. В 1969 г. были разработаны два эскизных проекта: реставрации и реконструкции . Последний предполагал разборку трапезной и восстановление галерей с западным крыльцом. Обоими проектами предусматривалось восстановление килевидных завершений порталов и некилевидных обрамлений закомар и кокошников постамента. Также было предложено воссоздание малых глав и завершение их и центрального барабана шлемовидным покрытием. Автор проекта Е. Н. Подъяпольская в пояснительной записке и при защите проекта отмечала большую ценность памятника и его тяжелое техническое состояние, требующее экстренных работ по инженерному укреплению конструкций. Тем не менее реставрационные работы начались только в 1972 г., но и они вскоре были прерваны обрушением значительной части храма. После случившегося от него остались и дошли до нашего времени три стены четверика, один из четырех столпов и менее половины сводов подклета и погребов. Остатки сводов и по сей день находятся в аварийном состоянии. Что же касается сохранившихся стен, то надо сказать, что каждая из них разделена на отдельные блоки сквозными вертикальными трещинами, которые хорошо прослеживаются от земли до карниза.

2.2. Архитектура и внутреннее устройство Успенского собора

В 1990-1992 гг. по заданию Калужского Управления культуры сотрудниками института «Спецпроектреставрация» были проведены новые исследования, а также разработаны эскизный проект реставрации и рабочая документация по усилению и консервации конструкций памятника. К сожалению, из-за отсутствия финансирования восстановительные работы так и не были начаты.

Памятник состоит из трех частей: собственно храм (ХVI в.), трапезная (1871) и колокольня (1784).

Первоначально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую структуру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного. По высоте собор был разделен на три уровня: верхний храм, высокий подклет, погреба.

Верхний храм был четырёхстопным, трехапсидным, пятиглавым, с центральной главой, поставленной на прямоугольный постамент.

Храмовая часть четверика имела два уровня связевого каркаса. Внутристенные и воздушные связи были выполнены из дубового бруса.

Подклет делился на три части поперечными стенами, проходящими по осям столпов.

В Приложении 1 мы приводим подробное описание устройства Успенского Собора.

Трапезная построена в 1873 году вместо сгоревшей в 1864ггоду на средства известных благотворителей. А колокольня строилась много позже в 1787году на средства Перемышльского купца Афанасия Медведева. В нижнем этаже колокольни устроена сторожка. В нижнем этаже самой церкви находилась комната для помещения отделения Калужского епархиального училищного совета, колориферная печь для трапезной и, наконец, палатки и погреба, куда в древнее время собиралась для хранения от неприятеля, как своя, так и церковная утварь, а теперь складываются там дрова и прочие церковное имущество. По штату при соборе положено: протоирей-1, священник и диакон,2- псаломщика.

В Успенском соборе протоиреем работал Будилин Владимир Александрович -53 года.

Окончил курсы в Московской духовной академии и был удостоен степени Кандидата Богословия в 1887году и утверждён в ней Высокопреосвященным Иоанникием-Митрополитом Московским 21 июня1887г. Преосвященным Анастасием, Епископом Калужским и Боровским рукоположен на настоящее место 8 ноября 1888 года к Перемышльскому Успенскому собору. Утверждён в должности председателя Перемышльского епархиального училищного совета 10 марта 1889г. Возведён в сан протоирея 10 декабря 1895г. Два трехлетия проходил должность депутатов Перемышльского уездном земском собрании с 1890-по 1896г.

Состоял депутатом в Перемышльском городском управлении с 1895г. Назначен членом комитета о народной трезвости в 1901г. Исполнял обязанности члена правления Калужской духовной семинарии с 20 марта 1903г. Проходил должность наблюдателя церковно-приходских школ уезда с 13 января 1903г. Состоял законоучителем Перемышльского женского приходского училища по уставу 1828г, а также законо- учителем Перемышльского Высшего начального училища с 15 сентября 1915г.

За особые труды по народному образованию преподано в 1891г благословение Св. Синода с грамотою. 10 марта награждён набедренником. В 1892г награждён бархатною фиолетовой скуфьею.

За особое усердие по благоустройству церковно-приходской школы награждён камилавкаю. Также награждён золотым наперстным крестом. В 1993г награждён Библиею от Св.Синода, а также орденом Св.Анны 3 степени. 19 января 1906г получил медаль Красного Креста в память русско-японской войны. В 1906г награждён орденом Св. Анны 2 степени, орденом Св. Владимира 4 степени. В Приложении 2 названы все известные священнослужители Собора.

Несмотря на утраты предшествующих веков и катастрофу 1972 г., первоначальный облик собора можно восстановить с большой долей достоверности. Сохранившиеся части памятника, материалы натурных исследований 1961 и 1990 гг., а также данные археологических изысканий являются основательной базой, как для графической реконструкции, так и для натурного воссоздания храма.

Собор был закрыт в 1931 г. В 1961 г. в его здании действовал колбасный цех. В 1973 г. после реставрационных работ обрушились алтарная часть и четверик. Сохранившиеся колокольня и трапезная никем не использовались. Уже к 90-м.гг. собор начал разрушаться быстро и сегодня, несмотря на свою уникальность он в очень « плачевном» состоянии. И следующие потомки перемышлян уже будут только в книгах читать об этом уникальном произведении древнерусской архитектурной культуры.

2.3. Резное изваяние Николы Можайского

В течение нескольких столетий широкой известностью пользовалась деревянная рельефная икона святителя Николая, находившаяся в сооруженном в начале ХVI века Успенском соборе города Перемышля Калужской губернии. Именно так традиционно воспринимали скульптурное изображение Николы Можайского размером 153,0 х 88,0 х 20 сантиметров, помещенное в киот и скрытое под металлическим окладом и облачением из дорогих тканей. Перемышльскую икону почитали как чудотворную и летом носили с молебнами на поля "для урожая"вплоть до 1929 года.

В 1930 году резной образ Николы Можайского увезли из Перемышля и передали в Калужский краевой государственный музей. Ныне он хранится в Калужском областном художественном музее. В Приложении 3 подробно описано изваяние.

2.4. Воспоминания жителей с. Перемышль 2.4.1. В гостях у семьи Георгиевских Зинаиды Ивановны и Виктора Александровича

Вот, что нам рассказали Зинаида Ивановна и Виктор Александрович Георгиевские.

«Духовная жизнь Перемышля начиналась с Завершья, а позднее перешло строительство за овраг. От нашествия татар и поляков была построена крепость из брёвен и установлены большие ворота с другой стороны оврага. В Успенском соборе был подземный ход до озера Бездонное.Во время осады Перемышля солдаты ходили за водой, дальше продолжения хода не было.( в книге Сергея Питиримова «Перемышль» говорится, что собор имел глубокий подвал, откуда, по преданию, шёл подземный ход к Оке).

Церковь построена неизвестно когда и кем. Когда разорили собор, там устроили складские помещения. С фасадной стороны собора была сортировочная , сюда привозили семена зерновых культур из колхозов, а затем семена передавались в контрольно-семенную лабораторию на проверку всхожести. Здание контрольно-семенной лаборатории находилось около бывшего Госбанка. Госпоставку картофеля колхозы тоже везли на хранение в собор, а позднее отгружали в северные места и армию, а часть картофеля перерабатывал суш-завод.

В 1903 году на средства частных благотворителей выстроена каменная часовня в память выздоровления Государя Императора Николая Александровича от тяжёлой болезни. Часовня также принадлежит соборной церкви. В ней устроен иконостас.

Протоиреем в Успенском соборе работал Будилин Владимир Александрович. Дьяконом был Даньшин Михаил Фёдорович. Он был большой шутник, недурно рисовал Перемышльские пейзажи, преподавал рисование в высшем начальном училище. Регентом хора был Попов Владимир Петрович. На праздник Троицы- в Духов День после краткого молебна прямо по шоссе икону Божьей матери царицы Небесной несут в Успенский собор. За иконой всё духовенство, за духовенством – огромный для уездного города хор. В 1923г таким хором управлял Владимир Петрович Попов. Пели певчие из всех пяти церквей. А в небесной вышине поют-заливаются птицы. Навстречу из города ликующий трезвон колоколов. И в течение недели весь город живёт этим событием. Икону переносят из храма в храм. В честь иконы служится торжественный молебен, а затем Крестный ход вокруг всего города, вдоль лесов, лугов, полей и гор. Днём икону носят по домам верующих горожан и ближайших деревень

Незадолго до смерти, когда отцу Владимиру было плохо, он просил сына Григория Владимировича читать ему свежие номера газет и ещё накануне своей кончины он вёл беседу с Григорием Владимировичем о церкви в государстве. Он хорошо знал и помнил математику, к нему до самой кончины обращались за помощью ученики старших классов средней школы. Он был дипломатичен, деликатен, тактичен.

Прошло ещё три года и собор закрыли, а отца Владимира с женой зимой выгнали на улицу, старик долго ходил по городу из дома в дом и, все горожане отказывали ему в просьбе, и пришлось ему уехать в Калугу.

Оглядываясь на прошлое, многие сетуют на то, что жизнь быстро проходит, что жизнь коротка. Но мы порой забываем об этом. И незаметно человек по своей слабости отдаётся на волю течения событий. А теперь спросим себя, всегда ли ты способен остановиться, подумать и попытаться изменить что-либо в себе, в своей душе, в отношении к окружающим тебя людям.»

2.4.2 Встреча с Пиуновой Лидией Алексеевной

Она нам

Она нам посоветовала, где можно найти материал об Успенском соборе.

2.4.3 Беседа с отцом Дионисием

«Успенский собор интересен своей архитектурой. Считается, что этот собор самый древний в Калужской области. Для того периода это очень сложное строение, которое относится к 15, 16 веку. Успенский собор, который являет собой уменьшенную в 2 раза копию кремлевского Успенского собора в Москве.

Опытный зодчий в маленьком городке, удаленном от художественных центров Московской Руси, он создал сильный образ храма-города с многосложной иерархией пространств и объемов, заряженный духом прошлых времен».

2.4.4 Освещение креста на Успенском соборе

На Руси любое благое дело начиналось с молитвы. Традиции возвращаются. После молитвы освятили крест, и в дело вступила техника. У храма собрался и млад, и стар. С этого храма почти 700 лет назад и начинался древний город Перемышль.

И вот 17 сентября в селе Перемышль началось возрождение Успенского Собора - в этот день освещали и устанавливали крест.

Местные жители возродить собор хотели давно. Попытка восстановить чудо древнерусского зодчества предпринималась в 70-х прошлого столетия. Но то ли реставраторы ошиблись в расчётах, то ли почтенные годы церкви дали о себе знать, да только алтарная несущая стена рухнула, и древнее строение признали аварийным. Архитектор Иван Белов был тому свидетелем.

С перемышльской землей связано много исторических событий и имён. Эту землю от иноземцев освобождал Пожарский. Деньги на Рождественский храм дал первый Романов Михаил Федорович. С Перемышлем связаны и русские царицы. В Никольском монастыре, который еще в 1942 году сравняли с землей, похоронена прабабка Петра I Прасковья Раевская. Наконец, Успенский собор, который являет собой уменьшенную в 2 раза копию кремлевского Успенского собора в Москве, по царскому дозволению построили в Перемышле. Князь ли Перемышльский, Воротынский ли просил об этом государя, мы потерь уже никогда не узнаем. Но одно очевидно: возрождая Перемышльский собор, мы сохраняем память благословенной земли Калужской.

Заключение

Изучая собранные материалы, мы все больше убеждаемся я в том, что духовное наследие нашего села необходимо сохранить и возобновить, что Успенский собор имеет огромное значение в культурном развитии нашего края. По сей день не раскрыты все тайны монастыря, а значит, есть еще работа для людей, интересующихся историей родного края. Конечно, чтобы восстановить храм необходимо много финансов. Может быть со временем найдутся спонсоры, которые помогут восстановить собор.

В заключении хочется привести высказывание из книги Валентины Николаевны Бриллиантовой: «Всё было разрушено во время гонений. Местность заросла кустами сирени и вишней. Это всё дело рук человеческих. Но главное-это дела духовные. Не поддаётся разрушению храм, воздигнутый в душе каждого из нас. Эта работа по созданию храма в душе продолжается, не ослабевает. Это вечные ценности, которые не поддаются времени и тлению. Если вера наша крепка, то, пройдя испытания, мы получим милосердие сокровищницы Всевышнего».

Выводы: Проведя исследование и изучая литературу по данной теме, мы сделали следующий вывод, что современные школьники очень мало знают о православной культуре и истории своего края.

Данный материал можно использовать на уроках истории, МХК, на классных часах и на родительских собраниях

В процессе данной работы у нас повысился интерес к истории нашей малой родины и ее духовному возрождению.

Задачи исследования выполнены. Цель достигнута. Гипотеза, выдвинутая нами, является состоятельной.

Люблю я Перемышль мой дивный,И древний он, и молодой!Своей судьбой неповторимойОн будет навсегда со мной.(автор - Анжела Кешелян)

Список ресурсов

  1. Газета «Наша жизнь» 28 сентябрь 2016г

  2. Газета «Наша жизнь» 10 октября 1998г

  3. Газета «Аркнадзор» Мусонов Юрий. Архитектурное наследство Выпуск 46 2006г «Успенский собор в Перемышле»

  4. Сергей Питиримов. «Перемышль» историко-краеведческие очерки. Калужское отделение приокского книжного издательства. 1988.

  5. Валентина Бриллантова «Блаженны чистые сердцем» Калуга 2008г

  6. Николай Любимов «Неувядаемый цвет» книга воспоминаний. Москва 2007г

6. В. Пуцко, Московский журнал 01.09.2004

7. «Земля Калужская - земля святая» М.Н.Алексахина, Н.В.Богатырева. Калужское епархиальное управление 2003г издательство «ОЛМА- ПРЕСС»

интернет ресурсы:

8. www.archnadzor.ru/2009/01/15/uspenskij-sobor-v-peremy-shle/

9. http://archi.ru/lib/e_publication_for_print.html?id=1850569771

10 ruskline.ru›…reznoe_izvayanie_nikoly…peremyshlya

Приложение 1

Особенности устройства Успенского Собора

Памятник состоит из трех частей: собственно храм (ХVI в.), трапезная (1871) и колокольня (1784) Первоначально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую структуру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного. По высоте собор был разделен на три уровня: верхний храм, высокий подклет, погреба.

Верхний храм был четырёхстопным, трехапсидным, пятиглавым, с центральной главой, поставленной на прямоугольный постамент. Внутристенная лестница вела на обширные хоры с двумя княжескими молитвенными палатками, отгороженными от основного пространства кирпичными стенками. Западные части сводов апсид были заведены внутрь четверика до восточных столпов, а пространство над ними отгородили тонкой стеной, опиравшейся, как и восточная стена четверика, на этих сводах. Между двумя восточными стенами над центральной апсидой был устроен тайник, а над боковыми - высокие световые колодцы под угловые главы. Можно сказать, что решение интерьера было весьма своеобразным. Невысокое трехчастное пространство под хорами, перекрытое коробовыми сводами, резко контрастировало с основным пространством, вытянувшимся по поперечной оси храма. Наряду с традиционной вертикальной динамикой центральное пространство имело ярко выраженную поперечную составляющую, активно подчеркнутую алтарной преградой, внутренней восточной стеной и стенками палаток на хорах. Эта часть интерьера имела вид своего рода трансепта, высокого узкого короба, прорезанного цилиндром главы, арками хоров, сводами апсид и проемами наружных стен. Рукава креста были перекрыты коробовыми сводами, в поперечном направлении имевшими пониженные подпружные арки, а в продольном направлении - арки, слитые с поверхностью сводов. Под этими сводами, а также под сводами хор в стены были заложены голосники.

Храмовая часть четверика имела два уровня связевого каркаса. Внутристенные и воздушные связи были выполнены из дубового бруса.

Подклет делился на три части поперечными стенами, проходящими по осям столпов. Его помещения перекрывались вспарушенными крестовыми сводами. Под всеми тремя частями подклета находились погреба, вытянутые по оси север-юг, они были перекрыты коробовыми сводами. Каждое помещение к этому перечню многочисленных частей и элементов храма нужно добавить и двухуровневые галереи, охватывавшие его с трех сторон. По своей структуре собор на подклете и погребах принадлежал к типу так называемых «домовых церквей», о чем дополнительно свидетельствуют такие довольно архаичные его части, как хоры и молитвенные княжеские палатки на них погреба и подклета имело отдельный вход снаружи.

Части храма, венчающие четверик, к настоящему времени полностью утрачены. Боковые главы разобраны в XIX в., а центральная глава обрушилась вместе со сводами в 1972 г., однако обмерами 1969 г. она была подробно зафиксирована. Основанием главы служил прямоугольный постамент, поставленный на подпружные арки. Каждая из его граней была украшена тремя нишами, которые первоначально завершались архивольтами. Импосты под архивольтами были выполнены в виде валиков. Отметка валиков соответствовала верху парусов, очень высоко поднятых над подпружными арками. Декор барабана был более чем скромен: его гладкая поверхность прорезалась шестью щелевидными окнами, ниже которых проходил пояс, представлявший собой один широкий вал - кирпич на ребро. Венчающий карниз был разобран в XIX в.

Несмотря на утраты предшествующих веков и катастрофу 1972 г., первоначальный облик с обора можно восстановить с большой долей достоверности. Сохранившиеся части памятника, материалы натурных исследований 1961 и 1990 гг., а также данные археологических изысканий являются основательной базой как для графической реконструкции, так и для натурного воссоздания храма.

Структура галерей, благодаря сохранившимся лопаткам и следам заделки сводов в стены четверика, наряду с остатками столбов галерей, обнаруженных в ходе археологических изысканий, читается достаточно полно. До XIX в. собор окружали открытые гульбища, перекрытые в двух уровнях крестовыми (или коробовыми на распалубках) сводами. Второй ярус был огорожен кирпичным парапетом. Скорее всего, галереи почти не имели декоративного убранства, за исключением импостов, аналогичных импостам лопаток, и “аттического” пояса под парапетом второго яруса, повторяющего пояс четверика.

Было ли завершение полуциркульных закомар килевидным - вопрос сложный, однако на реконструкции 1990 г. мы ответили на него утвердительно, исходя из сведений о существовании килька на архивольтах порталов. Завершения нишек постамента на этой реконструкции также были представлены килевидными .

между которыми проходит несколько выше оконных проемов. Нижние две трети кладки выполнены в верстовой технике с обязательным чередованием тычков и ложков. Раствор светлый, почти белый. Верхняя треть барабана сложена на более темном растворе с произвольной перевязкой и имеет хаотичное чередование тычков и ложков.

Темный (глинистый) раствор использовался во время устройства четырехскатной кровли при выкладке нового карниза и заполнений между закомарами. Такой же раствор применен и при перекрытии световых колодцев после разборки малых барабанов. Эти переделки являлись частью работ, связанных со сносом галерей и строительством первой трапезной в 1824-1825 гг. Скорее всего, удаление верхних рядов кладки центрального барабана и его надстройка произошли в те же годы.

В 1991 г. был проведен ряд исследований по определению высот барабанов, которые привели к довольно интересным результатам. Так, выяснилось, что центральное ядро храма, очерченное по наружным граням подкупольных столпов, построено в гармоническом единстве с четвериком. Соотношение коротких (4 : 9 простых саженей) и длинных (4 : 9 мерных саженей) сторон центрального ядра и четверика равняется числу 0,447 . Ширина постамента, являющегося продолжением центрального ядра, также соотносится с шириной четверика в пропорции 0,447. Кроме того, высота постамента от уровня верхнего каркаса связей до импостов под закомарами имеет соотношение с высотой стены четверика, равное тому же числу, составляющему половину соотношения простой и мерной саженей.

Итак, можно сделать заключение, что четверик храмовой части и четверик постамента подобны, так как подобны их основные размеры. На этом подобие этих частей памятника не исчерпывается. Любопытно их сходство в пластическом решении фасадных поверхностей. В обоих случаях трехчастное членение верхней половины лопатками образовано за счет впадин, которые завершены профильными архивольтами. На восточном, и особенно на западном - главном, фасаде малый четверик повторяет пластику четверика храма, являясь как бы его моделью. Складывается интересная композиция - на храме стоит малый храм . Причем он действительно стоит, так как верхний уровень связей (низ постамента) совпадает с поясом под закомарами (верх четверика). При этом венчающая глава является для обоих объемов общей. Сложив высоты большого и малого четвериков и умножив эту сумму на 0,447, мы получаем гипотетическую высоту барабана, которая соответствует системе основного гармонического соотношения нашего храма. Отметка карниза теперь находится значительно ниже верха купола, что отвечает «строительным нормам» XVI в.

Продолжив исследования, мы нашли неожиданное подтверждение правильности выбранного метода. Выяснилось, что модулем храма является диаметр светового кольца барабана. Он укладывается четыре раза по длине интерьера и четыре раза по высоте - от пола до пяты купола . По вертикали модульная сетка совпала с основными строительными уровнями: один модуль от пола - ypoвень укладки среднего связевого каркаса; два модуля пяты сводов рукавов креста; три модуля - начало барабана; четыре модуля - пята купола и четыре с половиной модуля - шелыга скуфьи. Данное построение оказалось близким анализу пропорций Успенского собора Московского Кремля, проведенному В. И. Федоровым. Найденный им в плане модуль укладывается по высоте четыре раза: два модуля до верха столбов (в перемышльском соборе до пят сводов), четыре модуля - до пяты купола центрального барабана (также как в перемышльском соборе).

Самой сложной проблемой в воссоздании первоначального облика в методическом плане является определение высот барабанов и формы их завершения. Фиксация 1969 г. показывает, что вершина купольного свода центрального барабана находится примерно на одной отметке с верхом карниза. Такое решение было характерно для храмов Пскова, Новгорода и северных областей, барабаны которых завершались широкими декоративными поясами, состоящими из бегунцов, поребриков, поясков и карнизов. В архитектуре средней полосы XV-XVI вв. столь низкое положение скуфьи купола относительно карниза практически не встречается.

Для подтверждения неслучайности этих совпадений было проведено сравнение основных размеров перемышльского храма (П) с уменьшенными вдвое размерами кремлевского собора (К). Получилось следующее (размеры в сантиметрах):

длина по наружным стенам: П - 1920, К - 1951;

ширина по наружным стенам: П - 1350, К - 1359.

и от уровня первоначальных полов:

до шелыг подпружных арок: П - 987, К - 987;

до валика под барабаном: П - 1179, К - 1175;

до пяты купола барабана: П - 1605, К - 1630.

Такое совпадение размеров позволяет говорить о том, что при строительстве Успенского собора в Перемышле была использована ровно половина «меры» Успенского собора Кремля. При графическом совмещении разрезов перемышльского собора (М 1 : 50) и кремлевского собора (М 1 : 100) совпали не только эти параметры, но и высоты центральных барабанов. Последнее обстоятельство может свидетельствовать о том, что в состав «меры» канонизированного образца входила и высота барабана.

Рассмотренный нами памятник изначально представлял собою довольно сложное, а местами и противоречивое произведение.

C одной стороны, он обладал необыкновенно развитой структурой, щедро наделенной, пожалуй, всеми известными в то время частями и составляющими устройства храмового здания. С другой стороны, храм отличал весьма скромный декор фасадов. В этом смысле показателен поясок из двух валиков, отделяющий закомары от четверика. Он не похож ни на плоские ажурные пояса XV - начала ХVI вв., ни тем более на «фряжский» карниз, вошедший в арсенал русского зодчества после возведения Архангельского собора в Кремле (1508). Аскетичность внешнего облика храма в Перемышле можно было бы объяснить «провинциальностью», недостаточной искушенностью зодчего, если бы не сверхсложная композиционная структура собора, удивляющая размахом замысла и смелостью его воплощения. В ней причудливо переплетаются архаические элементы (хоры с палатками, деревянные связи) с такими относительно новыми элементами, как вспарушенные крестовые своды, возведение которых было невозможно без большого профессионального опыта.

Представляется, что заказ удельного князя выполнял все-таки опытный зодчий, но зодчий, ментально принадлежащий ушедшей эпохе. В маленьком городке, удаленном от художественных центров Московской Руси, он создал сильный образ храма-города с многосложной иерархией пространств и объемов, заряженный духом прошлых времен.

Сохранившиеся части памятника, официально переведенного в разряд «руинированных», до сих пор несут на себе многочисленные следы утраченных конструкций. И это, учитывая накопленный материал исследований, позволяет надеяться на возможное в будущем восстановление храма. Однако сейчас памятник остро нуждается в экстренных работах по его консервации.

Приложение 2

Священнослужители Успенского Собора

История донесла до нас мало данных о священнослужителях, о них запрещалось говорить, но вспомнить о них нельзя

(материал собранный Пиуновой Л.А)

Годы служения

Храм: Успения Пресвятой Богородицы (собор)

1881-1891

Благочинный протоиерей

Сергей Васильевич Всесвятский

Умер31.10.1891-80л

1870-1881-1883

Священник

Михаил Успенский

Умер27.02.1883 – Пятницкое кладбище Калуги

1881-1889

Священник

Алексей Добромыслов

 

1881-1883

Священник

Фёдор Соколов

 

1881-1918

Диакон

Григорий Петрович Никольский

Умер 18.08.1918-87л

1881-1891

Диакон

Георгий Михайлович Воронцов

Умер 22.05.1891-39л

1881-1891

Псаломщик

Николай Семёнович Святополков

Умер 09.07.1991-71 г.

1881-1891

Псаломщик

Александр Соколов

 

1883-1918

Священник (с 1910г протоиерей)

Василий Васильевич Смирнов

 

1885-1903

Благочинный священник

Павел Добромыслов

 

1888-1918

Священник (с 1898 г протоиерей)

Владимир Александрович Будилин

 

1889-1914

Священник

Иоанн Песоченский

1914г-Сошественский-священник

1891-1895

Диакон

Николай Нилович Панов

 

1891-1918

Псаломщик

Михаил Орлов

 

1893-1918

Псаломщик

Викториан Никольский

 

1895-1918

Диакон

Михаил Даньшин

 

1896-1918

Псаломщик

Михаил Святополков

 

1903-1918

Епархиальный Благочинный священник

Иоанн Сперанский

 

Приложение 3

Резное изваяние Николы Можайского

В течение нескольких столетий широкой известностью пользовалась деревянная рельефная икона святителя Николая, находившаяся в сооруженном в начале ХVI века Успенском соборе города Перемышля Калужской губернии. Именно так традиционно воспринимали скульптурное изображение Николы Можайского размером 153,0 х 88,0 х 20 сантиметров, помещенное в киот и скрытое под металлическим окладом и облачением из дорогих тканей. Перемышльскую икону почитали как чудотворную и летом носили с молебнами на поля "для урожая" вплоть до 1929 года.

В 1930 году резной образ Николы Можайского увезли из Перемышля и передали в Калужский краевой государственный музей. Ныне он хранится в Калужском областном художественном музее. Скульптура чудом уцелела, хотя не обошлось и без утрат: не сохранились меч в правой руке и модель города или храма - в левой (ходили слухи, что они исчезли при изготовлении киота-футляра для ношения в крестных ходах), нимб, ступни (существующие изготовлены недавно), первоначальный киот. Реставрацию в начале 1960-х годов производил опытный московский мастер Ф. А. Модоров, вернувший изваянию в целом изначальный вид но, разумеется, не восстановившим утраченные детали. Ныне оно известно как один из лучших образцов русской художественной резьбы XVI века.

Фигура святителя, выполненная из трех соединенных между собой досок-брусков, с тыльной стороны имеет прямоугольные углубления для крепления в киоте. Голова вырезана из отдельной широкой и толстой пластины и с телом соединялась посредством массивного шипа, - соединялась подвижно, так что при движении голова слегка покачивалась, отчего вся фигура как бы "оживала". Рельеф довольно высокий, но уплощенного характера. С лицевой стороны изваяние украшено полихромией. Роспись выполнена по тонкому левкасу, что сближает образ с привычной живописной иконой. Отдельные детали покрыты рельефным левкасом с травчатым орнаментом, имитирующим металлическую басму. Так декорированы епитрахилъ, поручи, подвешенная к поясу палица-епигонатий. В целом данное изделие может быть охарактеризовано как вариативное воспроизведение датируемого XIV веком знаменитого оригинала - деревянной скульптуры Николы Можайского, с которой связаны представления о воздействии на русскую деревянную пластику романского стиля6. Правда, стилистический анализ можайского изваяния отчасти затруднен скудостью отечественного сравнительного материала.

Исследование иконографии показывает, что автор изваяния взял за основу образ Николы Зарайского, известный в иконописи с XIII века. Оставалось лишь ввести атрибуты защитника Можайска, что вскоре и было сделано: длинный меч клинком вверх в правой руке, в левой - условное изображение города.

23