IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КТО НЕ ПОМНИТ ПРОШЛОГО, ТОТ НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО
Хабиров Э.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Человек существует в трех измерениях: в своем прошлом, настоящем и будущем. И отсутствие первого из них ставит знак вопроса на двух последующих. Выходит, думать о своем будущем в действительности может лишь человек, наделенный душой, памятью. Человек с корнями.

У каждого из нас своя фамилия, предки, свой род. И род непременно связан с историей Отечества, которую мы изучаем всю жизнь, начиная со школы. В старину у всех народов было принято знать своих пращуров до седьмого колена, поскольку эта память, как давно заметили мудрые старики, способна дать человек ощущение надежности своих корней, ощущение привязанности к родине. Составляя свою родословную, я открыл для себя столько нового, что захотелось построить всю схему от основателя династии до моего братишки. Изучая генеалогические корни с папиной стороны, я нашел данные рода Дивеевых от самых истоков.

Актуальность работы заключается в том, чтo нужно знать прошлое своего рода, историю династии, коpни предков. Такие знания всегда были большой силой. Кто не знает своей истоpии, тoт не имеет будущего - именно так гласит известная мудрость.

Цель работы:изучить историю рода Дивеевых.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить появления фамилии Дивеев

2. Изучить происхождение рода Дивеевых

3. Посетить село Дивеево

4. Проследить развитие рода Дивеевых, на основании полученных данных составить родословную

5. Собрать информацию на основе семейных архивных данных и подробную информацию о родственниках из рода Дивеевых

6. Создать интернет - сайт о своем роде.

Объект исследования: род Дивеевых

Предмет исследования: история появления рода Дивеевых

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что чем больше человек знает о своей семье и ее истoрии, тем лучше он понимает себя, мир вокруг себя и ориентиры будущего.

Теоретическая значимость данного научного исследования заключается в cистематизации биографических данных рода, которые дают представление не только о их жизни, но и их иcторических событиях.

Практическая значимость данного исследования в том, что данные собранные мною будут переходить из поколения в поколение, чтобы наше следующее поколение гордились и знали своих предков.

Методы исследования:

- изучение специальной литературы;

- изучение и анализ специализированных Интернет-ресурсов;

- изучение семейного архива;

- систематизация, качественный анализ полученных данных.

База исследования – архивные справки, сохранившиеся документы, фотографии, воспоминания моих родственников.

Глава I. История фамилии и рода Дивеевых в истории страны

I.1. История происхождения фамилии Дивеев

Семейное имя Дивеев образовано от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить человека в обществе. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах [3].

Фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Дивей. По одной из версий, данное прозвание восходит к старинному слову «дивить», которое в лексике славянских говоров употреблялось в значении «чудить, мудрить, придумывать, строить, хитрить, проказить с умыслу». Исходя из этого, можно предположить, что Дивеем, к примеру, именовали завзятого шутника-озорника, известного своими затеями и проказами, или мастера-ремесленника, изобретавшего разнообразные приспособления, облегчавшие хозяйственную работу односельчан.

Вместе с тем, в древнерусском именнике существовало и самостоятельное имя Дивей, толковавшееся как «чудесный». Это именование относилось к ряду ласкательных имен, свидетельствовавших о любви и привязанности родителей к долгожданному наследнику – прелестному малышу, само появление на свет которого воспринималось настоящим чудом [7].

I.2. История происхождения рода Дивеевых

Наш род уходит своими корнями в глубокую древность и имеет продолжение в наши дни. Род Дивеевых дал миру немало выдающихся, знаменитых людей, завоевавших уважение своими делами. Об одних хорошо известно, их заслуги описаны. Других знают меньше, в пределах республики, где они оставили свой добрый след. О третьих остались только имена и даты жизни, и нам еще не открылись их деяния. Но без них в цепочке поколений не было бы ни вторых, ни первых.

Дивеевы–татарский княжеский род. Происходит от мурзы Дивея, родственника крымского хана, взятого в плен русскими в 1572 году под Москвой. Каждый человек имеет имя, отчество, фамилию. Эти атрибуты означают признание своего рода – племени [4].

Слово «мурза» пришло из глубины веков. Титул мурзы носили обычно младшие представители княжеских родов или отличившиеся в походах татары, пожалованные ханом в это достоинство. После перехода татарских мурз на российскую службу их вполне заслуженно отнесли к дворянству [2].

В книге М.Мамлеева и Р.Мамлеева «Каргалинские корни», говорится, что родовые фамилии мурз сохранились с тех пор, как в 16 веке на Руси фамилии стали закрепляться. Особенно пригодилось наличии фамилии в период восстановления татарских мурз в российском дворянстве [5].

Родоначальником непосредственно Дивеевых является князь-мурза Дивей Бутаков сын Мокшев. В 1559 году, после смерти своего брата-князя Исенея, согласно грамоты Ивана Грозного, он был наделен княжением над рзянской (эрзянской) мордвой. В настоящее время это земли Дивеевского района Нижегородской области — центр православия с. Дивеево и с. Маевка, ранее называвшееся Князь-Иваново. Его внук Дербиш-мурза Теребердеевич Дивеев, владел поместьями в 1678 году. Дивеевы, в том числе Дербиш Теребердеевич являются потомками Бутака. Часть Дивеевых, как и большинство их родственников Мансыревых, Разгильдеевых, также как и многие другие мещеряки в конце XVII века приняла православие и проживали в основном в Ардатовском уезде Нижегородской губернии и в соседнем Темниковском уезде Тамбовской губернии. Некоторые представители другой части, исповедовавшей ислам, перебрались в Башкирию и Оренбуржье. Дивеевы внесены также и во II и III части родословной книги. Место их происхождения Мещера, родовое место — Бутаково Кадомского (затем Темниковского) уезда, ныне это Вознесенский район Нижегородской области. Бутаково — селение мурз и однодворцев.

Есть версия, что Дивей был связан с родом Мангыт, так как в 1563 г. упоминается крымский князь Дивей Мангитский. В 1613 г. упоминается Богатырь-Гирей Дивеев., которому было дано государево жалованье. В 1678 г. Дербиш Теребердеев сын Дивея., владел поместьями в Кадомском уезде. В разборной книге Кадомского у. 1678 г. Дербиш Дивеев и его сын Сафар написаны в полковой службе и названы князьями. Так именовались в официальных актах и их потомки. В 1685 г. упомянуты Сюнчалей и Арслан Аюкаевы дети Дивеевы и их дядя Нурай. В 1699 г. населенными имениями владели Мамлей Артуганов, Миряс Нагайбеков, Мустай и Сафар Дербишевы дети Дивеевы. В ХVIII―ХIХ вв. мурзы Дивеевы. проживали в деревнях Бутаково, Иванково Темниковского уезда. В первой четверти ХVIII в. во владении Мамадалея мурзы Григорьева сына Дивеева имелось 10 душ крепостных крестьян в д. Кочетбеке. После указа Петра I о крещении татарских помещиков крепостные крестьяне Бахтияра мурзы Мустаева сына Дивеева, Мамадалея мурзы Мирясова сына Дивеева., проживавшие в с. Дивеево и д. Бутаково Кадомского у. были отписаны от владельцев. В конце ХVIII в. и 1833 г. несколько семейств Дивеевых. переселились в деревни Каргалы (ныне Благоварский район РБ) и Баширово Белебеевского уезда (ныне Чекмагушевский район РБ) [1]. Из подушного оклада выключены 24 февраля 1793 года. Дворянство вернули по указу Сената 1 декабря 1796 года. Внесены в ІV часть дворянских родословных книг Нижегородской, Оренбургской и Тамбовской губерний. В 1833 г. князья Дивеевы были внесены в V часть дворянской родословной книги Пензенской губернии. Определением Правительствующего Сената 22 декабря 1852 г. утверждены в достоинстве князей татарских с внесением в VI часть дворянской родословной книги князья Дивеевы – мусульмане: Муратша и Тимербай Сулеймановичи, Габит Ханюкович и сын его Габдулхалик, Хамит Ханюкович и Валит Ханюкович с сыновьями Дивеевых. Одна из родословных линий дворян Дивеевых такова: Теребердей – Дербиш – Сафар – Тохтар – Бекмамет – Батырша (1734) – Ханмурза – Хамит [9].

Выводы по главе I

Изучив архивные данные мы узнали, что Дивеевы–татарский княжеский род (Приложение 1). Происходит от мурзы Дивея, родственника крымского хана, взятого в плен русскими в 1572 году под Москвой. Фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Дивей. По одной из версий, данное прозвание восходит к старинному слову «дивить», которое в лексике славянских говоров употреблялось в значении «чудить, мудрить, придумывать, строить, хитрить, проказить с умыслу». Родоначальником непосредственно Дивеевых является князь-мурза Дивей Бутаков сын Мокшев. Дивеевы, в том числе Дербиш Теребердеевич являются потомками Бутака. Часть Дивеевых, как и большинство их родственников Мансыревых, Разгильдеевых, также как и многие другие мещеряки в конце XVII века приняла православие и проживали в основном в Ардатовском уезде Нижегородской губернии и в соседнем Темниковском уезде Тамбовской губернии. Некоторые представители другой части, исповедовавшей ислам, перебрались в Башкирию и Оренбуржье

Таким образом, одна из родословных линий дворян Дивеевых такова: Теребердей – Дербиш – Сафар – Тохтар – Бекмамет – Батырша (1734) – Ханмурза – Хамит.

Глава II. Наша фамилия и род достойны внимания

II. 1.Посещение села Дивеево

Моя бабушка не раз рассказывала о селе Дивеево, что там есть святые источники, мощи, церкви. Все это было интересно слушать, тем более зная, что там проживали мои предки. И в этом году мы посетили это село (Приложение 2).

Село Дивеево является районным центром Дивеевского района Нижегородской области. Предпологают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нем относится к 1614 году. Существуют несколько версий его происхождения. Наиболее распространенная гласит, что свое название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на речке Вичкинзе (царская жалованная грамота от 16 апреля 1559 года).

И вот мы в Дивеево. Нас поразили эти величественные храмы, звон колоколов. Мы как будто очутились на другой планете. Было интересно все посмотреть, изучить, потрогать (Приложение 3).

Главные достопримечательности села Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, строившийся на протяжении полутора веков с момента возведения каменной Казанской церкви (1773-1780) (Приложение 4). По благословению преподобного Серафима были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы, в центре обители воздвигнуты пятипрестольный Троицкий собор и пятиярусная колокольня, а уже в начале XX века построен Преображенский собор (1907-1916). В храмах обители почивают в святых мощах преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена и другие небесные покровители дивеевской обители. Святые источники Преподобного Серафима Саровского, Иверской Божьей Матери, Матушки Александры и другие. Одной из Дивеевских святынь является знаменитая Канавка Божьей Матери, находящаяся на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По преданию Серафима Саровского, антихрист в последние времена не сможет преодолеть её. В окрестностях монастыря располагаются 5 святых источников, 4 из них находятся на территории Дивеево [8].

Нас удивило, сколько там людей, и все они приехали с разных концов нашей страны, и даже из-за рубежа. Некоторые приезжают туда лечиться, некоторые просто помолиться, а некоторые просто на экскурсию. Целью нашего приезда было навестить родину предков (Приложение 5). Мы пообщались с монахами. Они были рады услышать, что мы из рода Дивеевых. На святых источниках, мы набрали святую воду. А также привезли оттуда горсть земли с родины моих предков.

II. 2. Генеалогическое дерево рода Дивеевых

Моя бабушка Лилия Загитовна, еще учась в институте начала изучать историю своего рода. И начала составлять генеалогическое дерево своего рода. Но так, как записей и документов было мало, и тогда небыло интернет ресурсов ей удалось составить только малую часть его. Сейчас имея под рукой интернет и возможность делать запросы в госархивы мы начали создавать свое дерево. Сначала мы сделали запрос в ГКУ Национальный архив РБ, запросив сведения о рождении Габдрахима Ахметовича, зная, что он родился в 1983 году в деревни Ново-Каргалы Благоварского района (Приложение 6). Нам выслали архивную справку №1770/т от 11.08.2015 года, где говорится, что в документах архивного фонда Оренбургского могометанского духовного собрания в метрических книгах второй мечети деревни Ново – Каргалы Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Благоварский район РБ) за 1983 год в разделе о родившихся, имеется метрическая запись №6 по мужской линии о рождении Миннигабдрахима (так в тексте документа), который родился 20 мая 1893 года (по старому стилю) (Приложение 7). Родители его: отец – Ахмет сын князя Хамита, мать – Камила. Мы еще раз убедились что это тот самый Габдрахим, которого мы ищем. Ведь в те времена к именам всегда приписывали приставку «мини» или «биби», так объяснила, моя бабушка. Далее мы начали искать родителей Габдрахима, и сделали запрос на сайт ufagenealogy@mail.ru с просьбой выслать документы подтверждающие, его отец Хамит действительно там проживал, и что он именно из этого рода. Нам выслали подтверждающие документы, которые хранятся в «Деле по предложению Г. Оренбургского Военного Губернатора о доставлении к нему сведения о мурзах обытающих в Оренбургской Губернии», которое начато 7 ноября 1835 года, и окончено 16 августа 1837 года, на 269 листах (Приложение 8). Там значится Ханмурза Батыршин и его дети: Хамит, Валит, Габит. А также есть запись в другом списке, где значится Батырша Бикмаев и его дети: Якуп, Ханюк, Ханюка Батыршина дети: Хамит, Валит, Габит. И если сопоставить список 2 и список 1, то четко видно, что Ханмурза Батыршин и Ханюк Батыршин это одно и тоже лицо (Приложение 9). И мы еще раз убедились в правильности составления нашего дерева, а именно Ханмурза – Хамит – Ахмет – Габдурахим (Приложение 10). А также, что наш род очень богатый и древний. Мы думаем, что многим моим родственникам будет интересна эта информация. А также она пригодится для создания нашего сайта о Дивеевых.

II. 3. Кто они мои родственники?

В семье моего прадедушки было 10 детей (Приложение 11). Его отец Дивеев Габдурахим Ахметович родился в 1893 году в селе Каргалы Благоварского района Башкирии. Участник войны 1914 года. Умер в 1943 году. Жена: Еникеева Зулейха Айчуваковна, 1896 г.р. Проработала всю жизнь учителем. Умерла в возрасте 82 года в г. Москва в 1978 году.

Старший сын Ибрагим Габдурахимович, родился в 1920 году (Приложение 12). Много лет проживал в Москве. Имеет двоих сыновей: Альбита и Асхата. Дивеев Асхат Ибрагимович – второй сын, заведующий сектором Специальных проблем кибернетики, родился 22.02.1954 года в г. Магадане. Окончил МВТУ им Н.Э. Баумана, кандидат технических наук (1989), доктор технических наук (2001). Преподает в Российском университете дружбы народов, инженерный факультет. Его публикации в Российской Академии наук: «Метод решения задачи дискретной оптимизации с полиномиально табличными функциями», 2001 год; «Выбор оптимального варианта технической системы при ресурсных ограничениях», 2000 год и т.д. Старший сын Ибрагима Дивеева – Альбит, 1952 года рождения. Директор строительной фирмы в г. Москва.

О моем двоюрдном прадедушке Дивееве Амире Габдурахимовиче, родился в 1922 году, хочу остановиться поподробнее (Приложение 13). Он был очень известным и уважаемым человеком в нашем городе и районе. Для ветеранов войны он был фронтовым товарищем, с которым можно вспомнить солдатские пути дороги. Для школьников, молодежи, с которыми он часто встречался в школе, училищах, рабочих общежитиях – живая история нашего города. Он был одним из тех, кто был причастен к формированию Туймазов, как города, его экономики, социальной инфраструктуры. Родился он в деревне Каргалы Благоварского района Башкирии. Семья была очень дружной. В 1939 году он окончил среднюю школу и начал работать учителем начальных классов в деревнях Ново-Кузеево и Каргалы.

С 1940-1946 года служил в рядах Советской армии. Когда началась Великая Отечественная война, мой дедушка уже служил в армии шестой месяц под Ленинградом, в Новом Петергофе. В конце июня 1942 года во время очередной разведки его тяжело ранило в правое плечо и область шеи. Лечился он в госпитале (Приложение 14). После выздоровления уже в конце сентября 1942 года его направили на учебу в военно – политическое училище в Ленинград. Да, здесь уже он был зрелым много повидавшим воином. По возвращению из госпиталя после второго ранения летом 1943 года в должности заместителя командира отдельного штурмового взвода, был направлен в часть из числа прибывших из батальонов выздоравливающих к берегам Днепра. За мужество и отвагу проявленную при освобождении Днепра был удостоен наградой – орденом «Красная Звезда» № 652932. Вот как он рассказывал о своих мыслях в ту пору: «Не было у меня выше чести, чем быть членом партии Ленина. Одна у меня была дорога в жизнь, одни у меня были мысли, одна цель. Мысли – быть до конца своей жизни верным Советской Родине.» Вот как он вспоминает о блокаде Ленинграда: « Между тем блокада все сильнее давала о себе знать. Основной продукт – норма хлеба с каждым днем сокращалась. Память сохраняет не мало фактов о мужестве, терпении ленинградцев и воинов фронта в те дни. Каждый шаг к победе давался с неимоверным напряжением морально и физической энергии людей. Ленинграду помогала вся страна. Не только другим, но и мне довелось употреблять в пищу дохлую конину, в ходу были клюква, которая обильно росла на болотах, настой еловых иголок. Помню четырежды случалось так, что по неделям не видел во рту даже того самого твердого блокадного мизерного кусочка хлеба, испеченного с опилками, циллюлозой и другими примесями. От голода вымирали целыми семьями.» После того как закончилась война в 1946 году он вернулся в Башкортостан. Обком партии направил его работать в хозяйство бывшего Кандринского района.С 1952 по 1954 год проходил повторную службу в военных частях Туркестанского военного округа. За ратный труд, добросовестное и преданное служение делу, был многократно отмечен боевыми и трудовыми наградами. Награжден многими правительственными наградами: орденами «Отечественной войны», «Красной звезды», «Знак почёта», 13-ю медалями (Приложение 15). С 1954 по 1968 г. работал заведующим отдела промышленности и транспорта в комитетах партии Кандринского, затем Туймазинского района и г. Туймазы. Основной его деятельностью было обеспечить подъем выпуска продукции. Что его выделяло безусловно среди других, так это дотошность, тщательное изучение проблемы и компетентное их решение. А также аккуратность в работе, усидчивость, внимательность к людям. С 1970 по 1983 г. в редакции газеты «Ленинский путь» - заведующий отделом, заместитель главного редактора. Член Союза журналистов СССР с 1964г. по 1991 год – персональный пенсионер РСФСР. В 1970 1976 гг. – руководитель литературного кружка «Алтын башак», организованного при редакции газеты «Ленинский путь».

В 1983 году участвовал в организации клуба ветеранов «Живая история», написал проект Устава клуба. Он всегда с гордостью говорил об этом клубе. «Клуб «Живая история – это наш клуб по интересам, организованный при городском Доме Культуры «Космос». Он возник не случайно. Некоторые ветераны партии, гражданской, Отечественной воны и труда желали более целенаправленно использовать свой богатый жизненный опыт и знания по патриотическому, интернациональному, нравственному воспитанию трудовой и учащейся молодежи. И вот вместе с заслуженным работником культуры Башкирской АССР, ветераном библиотечного дела Галиной Михайловной Молодцовой мы разработали устав клуба. Девиз клуба был «наследие отцов – в дорогу сыновьям». Было конечно много трудностей на стадии становления, и запреты и недоверие. Но мы все это преодолели. Клуб «Живая история» существует по сей день. Этот клуб очень известен в городе, районе и за его пределами. Имеет множество наград. Практически ни одно мероприятие в городе не проходит без их участия. В 1973 – 1989 годы работал в Туймазинском отделении Советского фонда мира – сначала председателем, затем ответственным секретарём. А также он писал во множество мест, чтобы награды нашли своих героев. Так он помог найти свою награду ветерану войны – туймазинцу Талхе Гарафутдиновичу Хасанову. На страницах газеты «Ленинский путь» писал о знаменитых людях нашего района. И таких статей было очень много. К нему прислушивались и уважали его мнение. Он еще с молодости увлекался поэзией. Он начал печататься в 50 – е годы в газетах Туймазинского, Буздякского, Благоварского, Шаранского, Стерлибашевского районов. Позже многие его стихи печатали газеты Кызыл тан», «Совет Башкортостаны», «Башкортостан пионеры», Азат хатын», в 1964 году его стихотворения были включены в сборник «Молодые силы». Основной темой его творчества была Великая Отечественная война. Героями произведений служили воины, отстоявшие мир на земле, люди труда. Писал о любви к родине, о красоте природы родного края. Его статьи всегда интересовали читателей, имели глубокое воспитательное значение. При жизни вышел сборник «Ишим булсын дольялар». На некоторые из его стихов написаны песни. У Амира Габдурахимовича двое детей, пять внуков и десять правнуков. Своих детей воспитал достойно. Учил их всегда дисциплине, уважению к старшим, любовь к родине, к близким и всему тому, что сам свято соблюдал. Умер он 9 ноября 1993 года. Мы видели его только по фотографиям и знаем по рассказам бабушки и родственников.

Каждый год, мы со своим братишкой на 9 мая, в строю «Бессмертного полка» гордо несем таблички с именами наших дедушек. И когда звучит песня про журавлей, на мои глаза накатываются слезы. Это слезы радости, за их победу, и что мы сейчас шагаем по этой земле без страха. Спасибо им за наше счастливое детство и за мирное небо над головой.

Следующаая сестра это Дивеева Зайнаб Габдурахимовна, умерла в детстве.

Дивеева Рауза Габдурахимовна, родилась в 1923 году.

Дивеев Талгат Габдурахимович, родился в 1928 году (Приложение 16). Военный, служил в Кушка Чарджоу горнизона Вернюшка. Имеет двух дочерей Альфию и Зульфию.

Дивеев Хусаин, умер в детстве.

Мой прадедушка Дивеев Загит Габдурахимович, родился в 1930 году. Много лет проработал на стекольном заводе г. Туймазы. Умер в 2004 году. Имеет дочь Лилию (моя бабушка) и сына Рамиля. Моя бабушка Лилия Загитовна родилась в 1956 году. Окончила Уфимский педагогический институт. В 1979 году вышла замуж за Хабирова Забира. Мой дедушка был военным, и моя бабушка, как жена военного ездила с ним по гарнизонам, не имея постоянного места жительства. Мой папа Артур Забирович родился в Хабаровске, где на тот момент служил мой дедушка. Моя бабушка где бы они не жили везде работала учителем истории, и везде ее уважали и ценили как ценного работника. В 1994 году когда мой дедушка вышел на пенсию, они всей семьей переехали в родной город Туймазы. Здесь моя бабушка до пенсии работала сначала учителем истории в школе №5, а потом завучем этой же школы. Сейчас у моего дедушки и бабушки свой бизнес, где также работает мой папа. У нас в семье 5 человек – это мама Регина, папа Артур, сын Эмиль, Реналь и Данэль (Приложение 17). Мне 10 лет. С 4 лет я посещаю секцию каратэ, где имею множество наград. В школе учусь хорошо. Участвую во многих конкурсах и олимпиадах и показываю хорошие результаты. Мой братишка Реналь, вместе со мной ходит на каратэ и так же несмотря на свою юный возраст имеет хорошие результаты. Также он является неоднократным победителем всевозможных научно-практических работ, олимпиад и т.д. Нашему младшему братишке Данэлю всего 7 месяцев, но он уже проявляет интерес к книжкам.

Дивеева Райса Габдурахимовна, умерла в раннем возрасте.

Дивеева Галия Габдурахимовна, в 1935 году (Приложение 18). Умерла 1982 году. Имеет дочерей Ларису, 1965 г.р., которая проживает в г. Ульяновске. А также дочь Людмилу.

Дивеев Хасан Габдурахимович, вскоре умер после рождения.

Дивеев Габдурахим умер на войне в 1943 году, и его жена воспитывала детей одна, несмотря на трудностями с которыми ей пришлось столкнуться она воспитала их достойными людьми.

II. 4.Создание интернет - сайта «Я из рода Дивеевых»

И вот мы подошли к самому ответственному этапу нашего исследования это создание интернет - сайта «Я из рода Дивеевых» (Приложение 19). На основании тех данных, которые мы имеем и подтверждающих документов, мы создали свой сайт. На сайте можно познакомиться с историей происхождения фамилии Дивеев, историе нашего рода, нашим генеалогическим деревом, информацией о наших родственниках, фотографиями, документами. Познакомится с сайтом можно пройдя по ссылке http://lastval.wixsite.com/roddiveevyh Думаю, что наша работа внесла большой вклад в изучение нашего рода, а также каждый кто имеет причастность к нашему роду может оставить там свои комментарии, и уже совместно мы будем пополнять нашу историю, отображая это все на нашем сайте.

Выводы по главе II

Таким образом, мы провели практическую работу с посещения родины моих предков – это село Дивеево, далее создали свое генеалогическое дерево, изучили биографию некоторых моих родственников, а также создали свой интернет сайт.

В результате проделанной работы, мы получили следующие результаты:

Село Дивеево является районным центром Дивеевского района Нижегородской области. Предпологают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нем относится к 1614 году. Существуют несколько версий его происхождения. Наиболее распространенная гласит, что свое название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на речке Вичкинзе. Мы посетили все достопримечательности села. Нас удивило, сколько там людей, и все они приехали с разных концов нашей страны, и даже из-за рубежа. Некоторые приезжают туда лечиться, некоторые просто помолиться, а некоторые просто на экскурсию. Целью нашего приезда было навестить родину предков. Мы пообщались с монахами. Они были рады услышать, что мы из рода Дивеевых. На святых источниках, мы набрали святую воду. А также привезли оттуда горсть земли с родины моих предков.

Далее мы создали свое генеалогическое дерево. Для этого мы сделали запросы в ГКУ Национальный архив РБ, запросив сведения о рождении Габдрахима Ахметовича. Нам выслали архивную справку, где имеется метрическая запись №6 по мужской линии о рождении Миннигабдрахима (так в тексте документа), который родился 20 мая 1893 года (по старому стилю). Родители его: отец – Ахмет сын князя Хамита, мать – Камила. Далее мы начали искать родителей Габдрахима, и сделали запрос на сайт ufagenealogy@mail.ru, с просьбой выслать документы подтверждающие, что его отец Хамит действительно там проживал, и что он именно из этого рода. Нам выслали подтверждающие документы, там значится, что Ханмурза Батыршин и его дети: Хамит, Валит, Габит. А также есть запись в другом списке, где значится Батырша Бикмаев и его дети: Якуп, Ханюк, Ханюка Батыршина дети: Хамит, Валит, Габит. И если сопоставить список 2 и список 1, то четко видно, что Ханмурза Батыршин и Ханюк Батыршин это одно и тоже лицо. И мы еще раз убедились в правильности составления нашего дерева, а именно Ханмурза – Хамит – Ахмет – Габдурахим.

Далее мы изучили биографию некоторых моих родственников, нашли данные на всех десятерых детей Габдурахима и их детей. Нас очень заинтересовала биография Дивеева Амира, и на ней мы остановились поподробнее, и создали книгу о нем. Он был очень достойным человеком, который при жизни сделал очень много для нашего города и района. И на самом последнем этапе нашей работы мы создали свой интернет - сайт «Я из рода Дивеевых». На сайте можно познакомиться с историей происхождения фамилии Дивеев, историе нашего рода, нашим генеологическим деревом, информацией о наших родственниках, фотографиями, документами.

Заключение

Изучив архивные данные мы узнали, что Дивеевы–татарский княжеский род. Происходит от мурзы Дивея, родственника крымского хана, взятого в плен русскими в 1572 году под Москвой. Фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Дивей. По одной из версий, данное прозвание восходит к старинному слову «дивить», которое в лексике славянских говоров употреблялось в значении «чудить, мудрить, придумывать, строить, хитрить, проказить с умыслу». Родоначальником непосредственно Дивеевых является князь-мурза Дивей Бутаков сын Мокшев. Дивеевы, в том числе Дербиш Теребердеевич являются потомками Бутака. Часть Дивеевых, как и большинство их родственников Мансыревых, Разгильдеевых, также как и многие другие мещеряки в конце XVII века приняла православие и проживали в основном в Ардатовском уезде Нижегородской губернии и в соседнем Темниковском уезде Тамбовской губернии. Некоторые представители другой части, исповедовавшей ислам, перебрались в Башкирию и Оренбуржье. Таким образом, одна из родословных линий дворян Дивеевых такова: Теребердей – Дербиш – Сафар – Тохтар – Бекмамет – Батырша (1734) – Ханмурза – Хамит.

На втором этапе своего исследования мы посетили родину моих предков – это село Дивеево. Оно является районным центром Дивеевского района Нижегородской области. Предпологают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нем относится к 1614 году. Существуют несколько версий его происхождения. Наиболее распространенная гласит, что свое название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на речке Вичкинзе. Мы посетили все достопримечательности села. Нас удивило, сколько там людей, и все они приехали с разных концов нашей страны, и даже из за рубежа. Некоторые приезжают туда лечиться, некоторые просто помолиться, а некоторые просто на экскурсию. Целью нашего приезда было навестить родину моих предков. Мы общался с монахами. Они были рады услышать, что мы из рода Дивеевых. На святых источниках, мы набрали святую воду. А также привезли горсть земли с родины моих предков. Далее мы создали свое генеалогическое дерево. Для этого мы сделали запросы в ГКУ Национальный архив РБ, запросив сведения о рождении Габдрахима Ахметовича. Нам выслали архивную справку где имеется метрическая запись №6 по мужской линии о рождении Миннигабдрахима (так в тексте документа), который родился 20 мая 1893 года (по старому стилю). Родители его: отец – Ахмет сын князя Хамита, мать – Камила. Далее мы начали искать родителей Габдрахима, и сделали запрос на сайт ufagenealogy@mail.ru с просьбой выслать документы подтверждающие, его отец Хамит действительно там проживал, и что он именно из этого рода. Нам выслали подтверждающие документы, там значится, что Ханмурза Батыршин и его дети: Хамит, Валит, Габит. А также есть запись в другом списке, где значится Батырша Бикмаев и его дети: Якуп, Ханюк, Ханюка Батыршина дети: Хамит, Валит, Габит. И если сопоставить список 2 и список 1, то четко видно, что Ханмурза Батыршин и Ханюк Батыршин это одно и тоже лицо. И мы еще раз убедились в правильности составления нашего дерева, а именно Ханмурза – Хамит – Ахмет – Габдурахим. Далее мы изучили биографию некоторых моих родственников, нашли данные на всех десятерых детей Габдурахима и их детей. Нам очень интересна была биография Дивеева Амира, и на ней мы остановились поподробнее, и создали книгу о нем. Он был очень достойным человеком, который при жизни сделал очень много для нашего города и района. И на самом последнем этапе нашей работы мы создали свой интернет сайт «Я из рода Дивеевых». На сайте можно познакомиться с историей происхождения фамилии Дивеев, историе нашего рода, нашим генеологическим деревом, информацией о наших родственниках, фотографиями, документами.

Таким образом цели и задачи данной работы выполнены, гипотеза подтвердилась. Чем больше мы узнавали о своих предках тем больше возникало чувство гордости, что я из этого рода. И уверен, что мои предки глядя на меня с небес, с гордостью и слезами радости на глазах скажут себе: «Эмиль, внучок ты растешь настоящим человеком, и достойным продолжателем нашего рода».

Список литературы

  1. Асфандияров А.З «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», Уфа, Китап, 2009 год, 744 стр.

  2. «Башкирские родословные», выпуск первый, Уфа «Китап», 2002, 479 стр.

  3. Веселовский С. Б. Ономастикон. «Древнерусские имена, прозвища и фамилии». М., 1969. 96 стр.

  4. Ишеев М. «Татарские князья и их княжества», сборник статей и материалов»

  5. Мамлеев М.Ш. «Каргалинские корни». Уфа, 2003 год, 430 стр.

  6. Савелов Л.М. Родословные записи. Выпуск 3. 136 стр.

Интернет-ресурсы

7. http://ufagen.ru/Дивеевы

8. http://diveevo52.ru/index19.htm

9. http://ru.wikipedia.org/Дивеевы

Понятийный аппарат

Дворянство – сословие, ставшее государственно-образующей основой феодального общества в средние века истории Европы, подчеркивающее ведущее, руководящее положение в таком социуме.

Генеалогическое дерево или родословное – схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник на «стволе» - представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линиях родословия, известные его потомки – «листья».

Предок – умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, наделенные высоким сакральным статусом, соотносящиеся с мифологическими родоначальниками и опекунами дома.

Приложение 1

Работа с архивными данными в архиве г. Туймазы

Приложение 2

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Приложение 3

Казанская церковь

Приложение 4

Колокольня

Приложение 5

Самое новое сооружение монастыря

Приложение 6

Запрос в Национальный архив РБ

Приложение 7

Архивная справка №1770/т от 11.08.2015 года с Национального архива РБ

Приложение 8

Дело по предложению Г. Оренбургского Военного Губернатора о доставлении к нему сведения о мурзах обытающих в Оренбургской Губернии

Приложение 9

Архивные страницы из дела

Приложение 10

Генеалогическое дерево Дивеевых

Приложение 11

Семья Дивеева Габдурахима Ахметовича

Приложение 12

Старший сын Дивеев Ибрагим Габдурахимович, родился в 1920 году

Приложение 13

Дивеев Амир Габдурахимович родился в 1922 году

Приложение 14

В госпитале

Приложение 15

Награды Дивеева Амира

Приложение 16

Дивеев Талгат Габдурахимович, родился в 1928 году

Приложение 17

Моя семья

Приложение 18

Дивеева Галия Габдурахимовна, в 1935 году

Приложение 19

Общее фото сайта