IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

САКРАЛЬНОЕ МЕСТО НАРОДА МОХЭ
Хвощинская А.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Археология – составная часть исторической науки, её фундамент, корни. Цели и задачи историков и археологов одни и те же: восстановить во всём возможном объёме и богатстве историческое прошлое человеческого общества. Сегодня трудно представить, какими были бы наши знания о прошлом человечества без археологии. А раскопки, как бы это сильно не звучало, - уничтожение памятника. После раскопок памятник, как оригинальный источник, перестаёт существовать. Он сохраняется в чертежах, фотографиях, полевых дневниках и отчётах. От методической правильности проведения раскопок, полноты и цельности наблюдений существенно зависят последующие открытия. В своих обобщения и выводах археолог может и ошибаться, это поправимо, но делать ошибки во время раскопок он просто не имеет права. [1., с. 7]

В июле 2016 года между сёлами Усть-Ивановка и Черемхово на краю одного из полей проводились аварийно - спасательные работы исторического захоронения VIII века. Мне стало интересно, что же нашли на этом месте археологи.

В Интернете я прочитала статью корреспондента РИА «Восток-Медиа», в которой говорилось следующее: «Настоящую сенсацию преподнесли аварийно-спасательные раскопки на соевом поле в окрестностях села Усть-Ивановка в пригороде Благовещенска. Археологам Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области вместе с их коллегами из Новосибирска и Хабаровска удалось обнаружить практически целый человеческий скелет. Он лежал в культурном слое, предварительно датированном VIII столетием нашей эры. Его руки и ноги были скрещены, в теле остались наконечники стрел. Подобная находка для дальневосточной археологии является большой редкостью. Из-за влажного климата и больших перепадов температур кости зачастую полностью истлевают за какую-то пару веков. Найденный скелет окружён многочисленными захоронениями, которые, скорее всего, сделали представители древнего союза племён Мохэ».

[5., http://www.sib-science.info/ru/institutes/proydet-01082016 ]

Наш классный руководитель и учитель истории Яковук О.М. предложила школьникам посетить место раскопок, посмотреть, какие артефакты археологам удалось обнаружить. Она договорилась о встрече с руководителем экспедиции Денисом Павловичем Волковым - директором ГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области». Вначале учёный провёл нас по территории раскопок и рассказал обо всех находках. Затем пригласил посетить лагерь археологов, где провел мастер-класс по изготовлению светильников из глины. [см. Приложение № 1,2.]

По возвращении домой я решила, что узнаю, как можно больше об этом захоронении, о народе, который жил на территории, где живу сейчас я.

Так появилась гипотеза исследовательской работы:

полагаю, что по древнему ритуалу захоронения усопших можно узнать о прошлом народа мохэ и что данное место является сакральным.

Цельработы - исследование материалов по итогам проведения раскопок захоронения мохэ.

Для достижения заявленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

Исследовательская часть:

1. Опираясь на добытые в ходе раскопок материалы сформировать представление о прошлом народа мохэ, которое обоснует уникальность этой местности.

2. Пропаганда значимости археологических памятников, их сохранение и восстановление культурного наследия древних цивилизаций Амурской области.

Проектная часть:

  1. Подобрать фотоматериалы с места проведения раскопок и создать фоторепортаж.

  2. Проинтервьюировать людей, принимавших участие в раскопках.

  3. Выяснить, что современная археология знает об этом народе.

  4. Изучить материалы раскопок с точки зрения религиозных верований мохэ.

  5. Определить историко-культурное значение добытых материалов.

Объектисследования - Усть-Ивановский грунтовый могильник.

Предмет исследования: артефакты из захоронения и религиозные верования народа мохэ.

Основной метод моего исследования – описательный, реализованный в приёмах поиска, систематизации и обобщения материала. При написании работы также использованы следующие методы:

  • Теоретический (работа с источниками информации);

  • Поисковый (работа с источниками информации);

  • Практический (исследование фотографического материала с места раскопок);

  • Интервьюирование (беседа с участником раскопок);

  • Анализ и обобщение результатов исследования.

Основная часть.

Глава 1. Амурская археология.

  1.  
    1. Археологическая наука и её значение в воссоздании прошлого.

В настоящее время на территории Амурской области известно множество археологических памятников, по самым скромным оценкам специалистов, число объектов историко-культурного наследия может составить несколько тысяч. Одной из самых актуальных задач археологии является сохранение веками сложившихся природно-археологических ландшафтов, обилие которых характерно для Амурской области.

  1.  
    1. Археологические исследования в Амурской области.

Комплексные и системные археологические исследования на территории Амурской области начались в 1961 году с экспедиции бывшего выпускника историко-филологического факультета Благовещенского педагогического института, выдающегося исследователя древних культур Азии А.П. Окладникова. Тогда экспедиция работала в Михайловском районе недалеко от горы Шапка. Эти исследования не прекращаются до настоящего времени. За это время были открыты сотни стоянок и поселений, исследованы десятки археологических памятников – от раннего палеолита до позднего средневековья. Оказывается, древнейшая и древняя история Приамурья столь же богата событиями, как и сопредельные территории. Племена и народы Амура внесли свой вклад в мировую историю и культуру. [2., с. 5]

На сегодняшний день на территории Амурской области известно множество археологических памятников эпох камня, бронзы и железа. Постоянно открываются новые.

Глава 2. Древний народ мохэ.

  1.  
    1. История исследования захоронения мохэ.

В «Археологической карте Амурской области», подготовленной сотрудниками Амурского Государственного университета, учтен 21 археологический памятник мохэской эпохи. К сожалению, захоронения, о котором идёт речь в данной исследовательской работе, там нет. Оказывается, это тайна! Как только «чёрные копатели» узнают подобную информацию, сразу начинают уничтожать такие места, т.е. артефакты пропадают бесследно. [см. Приложение № 3.]

Впервые об этом захоронении заговорили в 1980-е годы, но тогда не нашлось средств организовать археологическую экспедицию для изучения местной достопримечательности. Захоронение учли в археологической карте Амурской области и объявили законсервированным до лучших времён.[2., с. 5]

В 2013 году в пойме реки Зеи случилось сильное наводнение. По местам, где находились законсервированные объекты, текла вода. Она унесла верхний слой почвы и могилы оголились – появилась угроза навсегда утратить важный культурно-исторический материал. По словам Д.П.Волкова, вода смыла часть плодородного слоя. Местный фермер во время пахоты стал находить вырываемые из-под земли артефакты. Археологи приняли решение о необходимости срочно провести аварийно-спасательные раскопки. Деньги на их проведение в рамках федеральной целевой программы выделило министерство культуры России.

В работе экспедиции приняли участие археологи из города Новосибирска и Хабаровска. Перед археологами была поставлена задача добыть, описать и сохранить артефакты для дальнейшего изучения истории Амурской области. Экспедиция была международной- в ней принимали участие студенты из китайского Хэйлунцзянского университета в Харбине.

В июле-августе 2016 г. на месте ритуального захоронения проведены раскопки нескольких захоронений. После первичного анализа материалов было установлено, что это ритуальные захоронения, сделанные народом мохэ, проживавшим тогда (в VIII веке) на данной территории.

Такое предположение историки сделали, вскрыв несколько захоронений на соевом поле около с. Усть-Ивановка. То, что комплекс, скорее всего, относится к VIII веку нашей эры, и его оставили представители древнего племени Мохэ, учёные определили по характеру большинства захоронений.

В отличие от большинства других могильников эпохи Мохэ, во время нынешнего полевого сезона пока не удалось найти керамических изделий. Зато есть очень много металлических предметов, которые помогут учёным открыть детали далёкого прошлого Приамурья.

Найденный среди могил племени Мохэ древний скелет выбивался из общей картины. Он сохранился практически целиком, а значит, его похоронили сразу после смерти. Скорее всего, смерть наступила от вражеских стрел, наконечники которых до сих пор остались в земле.

Из китайских письменных источников известно, что в VII веке нашей эры с севера мигрируют племена Да-шивей. И местное население, как говорится в хрониках Поднебесной, язык мигрантов не понимало. Значит Да-шивей должны были говорить либо на тунгусо-маньчжурских языках (к этой группе относятся большинство языков коренных народов современного Дальнего Востока — прим. ред.), либо, что маловероятно, тюркских. Местное население продолжало оставаться монголоязычным». [4., с. 27]

Обнаружение под с. Усть-Ивановка хорошо сохранившихся костей древних людей может помочь установить точную информацию об этнической принадлежности племён Приамурья. Участники экспедиции уже договорились с генетическим центром в шведском Стокгольме. Туда отправят отобранные из найденных останков пробы биологического материала. Если из них удастся выделить ДНК, появится шанс сравнить информацию с генотипом современных и уже имеющихся в базе данных более ранних народов Восточной Азии.

Из китайских летописей и благодаря кропотливой работе археологов известно, что к VII веку нашей эры мохэсцы создали первое на территории нынешнего российского Дальнего Востока государство Бохай. Оно просуществовало чуть больше трёх столетий, пока его не разгромили степняки. Часть мохэсцев после этого переселилась далеко на запад на территорию современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР на границе с республиками Средней Азии. Оставшиеся в той или иной форме проживали в Приморье и Приамурье вплоть до XII века, когда начались масштабные монгольские завоевания. Не исключено, что кровь древних мохэсцев в какой-то степени сохранилась в жилах коренных народов ДФО. У ульчей, например, до сих пор сохранился обычай класть в могилу личные вещи покойного, которые перед этим намеренно приводят в негодность. Точно такие же традиции археологи проследили на захоронениях тысячелетней давности. [5., http://www.sib-science.info/ru/institutes/proydet-01082016 ]

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, экспедиция сумела завершить планируемые работы.

  1.  
    1. Современные знания о жизни народа мохэ.

Какими современными знаниями о народе мохэ располагают учёные?

Мохэ (уги, уцзи) – общее название тунгусских племён, населявших в V-VIII вв. территорию Маньчжурии и Южного Приамурья. Ряд учёных считает, что мохэ ассимилировали и оттеснили аборигенов-палеозитов.

[6., https://ru.wikipedia.org/wiki ]

Сунский император так отзывался о мохэсцах: «Жестокие и грубые варвары севера перешли мои границы. Они беспрестанно угрожают перенести разрушение далее; их жестокость внушает ужас, и вы будете принуждены подчиниться их могуществу. День, когда эта сила будет сломлена, будет днем отмщения и облегчения для всех соседних государств. Соедините ваши племена, идите увеличить мои армии, и когда мы совокупно истребим общего врага, я вас щедро награжу. Для себя я буду хранить только древние границы империи, вам же оставлю обширные страны севера. Вы должны положиться на точность того, что император сдержит свои обещания». [4., 17 ]

 

Откуда пришли мохэ? Эпоха средневековья на Амуре начинается в IV в. и связывается с мохэским этносом – предком современных народов тунгусо-маньчжурской языковой группы. Историкам мохэсцы долгое время были известны лишь благодаря письменным источникам. Археологические памятники, относящиеся к мохэской культуре, впервые выделены А. П. Окладниковым, и с 1953 г. началось их интенсивное исследование в Приморье, а затем в Амурской области.

Ученые–археологи пришли к выводу, что мохэсцы занимали гигантскую территорию и не могли иметь одинаковую культуру. Они граничили с другими народами, которые влияли на культуры отдельных племен мохэ. Имелось различие и в социальном развитии - южные племена достигли уровня государственного строительства. Кроме того, ученые отмечают неоднократные миграции отдельных племен внутри собственной обширной территории. [1., с. 23 ]

Мохэ занимались коневодством. Своих лошадей они продавали в другие страны. Известны наскальные и скульптурные изображения всадников и лошадей.

Мохэсцы были хорошими ремесленниками. Они знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать кожи, изготавливать орудия труда из металла.

По результатам археологических исследований удалось выделить четыре типа погребальных обрядов. Первый – захоронение в грунте сразу после смерти. Подобный тип погребения нашел отражение в китайских средневековых письменных источниках. В «Бэйши» сообщается: «Если отец или мать умрут весной или летом, то немедленно зарывают и над могилою строят хижину, чтоб дождь не мочил ее».

Другой тип захоронений – вторичные. Это наиболее часто встречающийся способ погребения. Порядок обрядовыхдействий, составляющих его, следующий: после смерти труп умершего не предают земле, а оставляют на воздухе (прикрепив к дереву или положив на специально сооруженный помост), до тех пор, пока мягкие ткани покойника не подвергнутся почти полному разложению. Затем сородичи собирают сохранившиеся останки и инвентарь, после чего найденное помещают в могильную яму. Китайские летописи этот обряд отразили следующим образом: «Ежели (родственники) умрут осенью или зимой, то трупом их ловят соболей». Трупосожжение – третий тип погребений. Подобное обращение с трупом, по мнению мохэсцев, не вело к уничтожению души, а напротив, помогало ей быстрее освободиться от пут тела.

Еще один способ погребения у мохэ – кенотафы («пустые» могилы). Сооружались они в случае, когда человек пропал без вести или пал на чужбине. [см. Приложение № 4.]

Среди погребального инвентаря мохэсцев существенная доля принадлежит вооружению. Основным оружием в эпоху раннего средневековья были сложносоставленные (склеенные из разных пород дерева, кости, рога, бересты и др. материалов) луки длиной около 1 метра. Обнаруженные наконечники стрел чрезвычайно разнообразны. Преобладали железные, хотя имеются и костяные. Оборонительное оружие мохэсцев представлено фрагментами пластинчатого доспеха. Железные, иногда костяные пластины нашивались на кожаную или тканевую основу, в отдельных случаях переплетались между собой кожаным шнуром. Кроме упомянутых выше предметов, относящихся к вооружению, в погребения найдены наконечники копий, палаши.

Погребальные памятники и сообщения китайских летописей позволяют нам составить некоторое представление о религиозных воззрениях мохэ. Они верили в загробную. Жизнь и бессмертие души. В могилу часто клали пищу «в дорогу» умершему. Вещи погребального инвентаря иногда преднамеренно повреждались (пробиты днища сосудов, сломаны или изогнуты палаши, наконечники стрел) это делалось для того, чтобы душа человека могла пользоваться «душами» предметов.

Мохэ-крупнейший этнос средневековой Восточной Азии, некогда единый и монолитный, впоследствии распавшийся на несколько локальных объединений. Он явился той основой, на которой формировались практически все тунгусоязычные народы мира. [4., с. 35]

  1.  
    1. Результаты исследования захоронения мохэ.

Вернёмся к вопросу о захоронении на территории с.Усть-Ивановка. Площадь раскопок грунтового могильника составляет 342 м². После снятия верхнего слоя почвы обнаружено 52 пятна, которые свидетельствуют о скрытых могилах. 47 из этих пятен оказались могилами, причём 3 могилы - первичные захоронения, остальные - вторичные, т.к. кости в них просто ссыпаны в кучки.10 могил имеют деревянную обкладку, хорошо сохранившуюся до наших дней. В нескольких могилах имеются остатки деревянной крышки – это единственная находка в захоронениях мохэ на сегодняшний день. Данные захоронения однозначно относятся к Троицкой группе захоронений мохэского типа. Ещё одна особенность-отсутствие или очень малое количество фрагментов керамики в могилах.

Удалось обнаружить практически целый человеческий скелет. Он лежал в культурном слое, предварительно датируется VIII столетием нашей эры.

Его руки и ноги были скрещены, в теле остались наконечники стрел. Подобная находка для дальневосточной археологии является большой редкостью. Из-за влажного климата и больших перепадов температур кости зачастую полностью истлевают за какую-то пару веков. Найденный скелет окружён многочисленными захоронениями, которые, скорее всего, сделали представители древнего союза племён Мохэ. Это мужчина 32-37лет, и это единственны молодой человек… Все остальные останки принадлежат людям, прожившим 60-70 лет. Особенность в том, что скелет лежит в необычной позе: ноги «развалены», на плечах наконечники стрел, в руках череп свиньи. Позже выяснилось, что у данного человека нет коленной чашечки, поэтому его похоронили в такой позе. Вообще, мохэ хоронили своих соплеменников, сгибая их ноги в коленях.

«Мы очень гордимся этой находкой, — отметил руководитель экспедиции Денис Волков, демонстрируя нам артефакт. — Это — пряжка, с которой сохранились фрагменты кожи и ткани. На мой взгляд — это шёлк. Но мы должны это подтвердить ещё лабораторно. Но образцы шёлка VIII века — это большая редкость! Каждый раз говорим, что никому не будем показывать её. Потому что ни к чему хорошему это не приведёт. Вот такая вот пряжка, вот тут кожа и ткань».

«На этом захоронении нам удалось обнаружить только один скелет, который похоронен первично, он цельный. Очень хорошо сохранился. Однако у него отсутствует часть рёбер и позвоночника, хотя другая часть позвоночника очень хорошо сохранилась, — объяснил сибирский археолог Сергей Нестеров. — Я уже высказал предположение, что, возможно, это не мохэское захоронение, а более позднее — Владимировской культуры (предположительно, её принесли на берега Амура мигрировавшие вслед за ордами Чингисхана из Монголии и Забайкалья племена монголоязычных дауров в начале II тысячелетия нашей эры. Все остальные захоронения, найденные нами здесь в окрестностях села Усть – Ивановка под Благовещенском, скорее всего, являются более ранними. Они относятся к VIII веку нашей эры и были сделаны племенами Мохэ». [5.http://www.sib-science.info/ru/institutes/proydet-01082016]

  1.  
    1. Историко-культурное значение раскопок захоронения мохэ.

Интервью с Волковым Денисом Павловичем:

  1. Какие сведения Вы получили, проведя археологические раскопки в районе с. Усть-Ивановка?

-Этот археологический памятник достаточно интересный и уникальный. Сам памятник очень активно разрушался, поэтому необходимо было срочно спасать его – проводить раскопки. Промедление таких раскопок хотя бы на один год привело бы к тому, что часть могил были бы разрушены и перестали бы существовать, поэтому в срочном порядке были проведены спасательные работы.

  1. Какие артефакты были обнаружены в ходе раскопок? Каковы их особенности?

- Материалы, которые мы получили, достаточно интересны и уникальны. Во-первых, здесь своеобразные особенности погребального обряда, которые на этом могильнике мы увидели. В целом, это могильник эпохи раннего средневековья, но есть свои особенности, которые могут поставить этот археологический памятник в ряд уникальных объектов по сравнению с такими же памятниками. На подобных памятниках могильниках часто встречается большое количество керамических сосудов. Здесь мы их не обнаружили – это является своеобразной особенностью. В то же время обнаружено очень много вещей так называемого центрально азиатского типа: различные поясные наборы, пряжки. Очень интересны могильные конструкции-некоторые из них были с деревянной обкладкой, некоторые без. Впервые мы здесь увидели деревянные конструкции могил, которые имели деревянные крышки. Раньше мы такого на других могильниках мохэсцев не замечали, хотя подобным считается Троицкий могильник.

  1. Чем это можно объяснить?

-Я думаю, что пока серьёзные выводы ещё делать преждевременно, но уже ясно, что это могильник определённого пласта населения, который на территории данного региона располагался.

  1. Мы назвали свою работу «Сакральное место народа мохэ». Так ли это судя по захоронению?

- Да, конечно! Это действительно такое необычное место, сам могильник и особенность погребального обряда, которую мы здесь зафиксировали может быть только в определённом сакральном месте раннесредневекового мохэского населения, которое здесь в округе обитало. То есть, по всей видимости, на этот могильник сносили умерших со всей округи и причём делали это достаточно длительный промежуток времени. Об этом говорят сами могилы, сделанные по-разному, и так же в пользу этого свидетельствует факт о том, что некоторые поздние могилы как бы прорезают те могилы, которые были сделаны ранее. Видимо именно здесь было мало места, поэтому на одну могилу ставили вторую, третью…. Именно это хорошо заметно на этом могильнике.

И ещё, по-видимому, мы можем с уверенностью сказать, что этот могильник принадлежит коренным амурчанам. То есть, эти люди появились здесь, а не пришли откуда-то. Это первое исследованное захоронение коренных жителей нашего региона! [см. Приложение № 5.]

23 января 2017 г. в конференц-зале областного краеведческого музея имени Новикова – Даурского состоялась пресс-коференция «Результаты совместной деятельности в 2016 году: итоги, планы, перспективы», на которой были подведены предварительные итоги летних раскопок. В ней приняли участие представители Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"( Волков Д.П.), Благовещенского педагогического университета (Орлов С.М.), института истории и туризма Хэйлунцзянского университета (Дуань Гуанда), студенты-участники раскопок. Были приглашены и мы. На пресс-конференции были представлены реконструкции захоронения, мохэский пояс из захоронения. Собравшимся была донесена информация о том, что БГПУ и Хэйлунцзянский университет заключили договор о продолжении совместной работы по археологическому исследованию памятников мохэской культуры по обеим сторонам реки Амур, т.к. в средние века границы обитания этого народа рекой не разделялись.

Отвечая на вопрос относительно точного датирования находок, Волков Д.П. отметил, что на сегодняшний день датировка захоронения относительная, т.к. материалы для углеродного исследования в г. Стокгольме только отобраны. Позже их отправят на экспертизу и тогда будет определено датирование археологического памятника.

На пресс-конференции была подтверждена точка зрения о том, что найденное захоронение-это представители людей, сформировавшиеся именно в Амурской области, которых принято именовать культурой Троицких мохэ.

Было также отмечено, что результаты проведённых летом 2016 г. раскопок, это важный шаг в исследовании истории Амурской области и сопредельной стороны Китая в целом. [см. Приложение № 6.]

Заключение

Результаты исследования захоронений мохэ очень ценны для археологии.

Суммируя все полученные и предоставленные нам сведения, можно сделать вывод, что данное захоронение действительно является культурно-археологическим памятником, важным для осмысления не только на территории Амурской области, но и всего Дальневосточного региона.

В результате сбора, систематизации и анализа всей информации можно утверждать, что именно таким памятником является район раскопок. Все захоронения свидетельствуют о ритуальной составляющей, типичной для мохэсцев. Значит, это место действительно сакральное место народа мохэ.

В заключении хотелось бы сконцентрировать внимание на том, что Амурская область –уникальный край по природным условиям и потенциалам. Сегодня наша область активно развивается в различных сферах хозяйствования. Строит космодром, нефтеперабатывающее предприятие и много другого. За всеми этими хозяйственными делами нельзя упускать из вида историческую составляющую нашего края. В недрах его хранится ещё много неразгаданного, что можно изучить. Для этого необходимо быть бережливыми к памятникам археологии. Придёт время, и они будут изучены.

Список литературы

1.Анисимов А.Л. «История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (V – первая половина XVII века», Издательский дом «Частная коллекция», Хабаровск, 2002, 142 с.

2.Деревянко А.П., Забияко А.П. «История Амурской области с древнейших времён до начала XX века», Благовещенск, 2008, 424 с.

3. Забияко А.П., Беляков А.О. «Этнокультурный атлас Приамурья», Благовещенск, АмГУ, 2016, 50 с.

4.Малахова Ю.В.«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: КУРС ЛЕКЦИЙ», Учебное пособие, Благовещенск, АмГУ, 2012, 84 с.

5.http://www.sib-science.info/ru/institutes/proydet-01082016 - «Восток - Медиа» - информационное агенство.

6.https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложения.

Приложение №1.

Экскурсия на место раскопок.

Приложение №2.

Мастер-класс по изготовлению глиняных светильников.

Приложение №3.

Страница 28 Этнокультурного атласа Приамурья.

Приложение №4.

Фотографии с места раскопок.

Общий вид места раскопок.

Захоронение с целым скелетом мужчины. Первичное захоронение.

Вторичное захоронение.

Историческая находка.

Ритуальное захоронение человека с головой свиньи.

Останки деревянной обкладки.

Приложение №5.

Интервью с Волковым Д.П.

Приложение №6.

Пресс-конференции по итогам раскопок.

Участники пресс-конференции.

Реконструкция захоронения.

Артефакты.