IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЖИВУ И ПОМНЮ
Латыпов Э.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Только тот народ, который чтит своих героев,

может считаться великим.

(Рокоссовский)

Ежегодно 9 мая наша страна празднует День Победы, день героического подвига советского народа, одержавшего историческую для всего мира Победу над фашизмом. В этот день мы чествуем ветеранов, ведь именно они подарили нам жизнь, мирное небо над головой. Их осталось очень мало, но они живут рядом с нами, об их подвигах и героизме мы читаем в книгах, о том, сколько крови было пролито, сколько страданий пришлось пережить людям, чтобы мы могли спокойно спать, узнаем из фильмов, и наш долг рассказать о близких людях прошедших войну. Ведь вся сила народа в его прошлом.

Война оставила свой неизгладимый след в судьбе каждой семьи. Поэтому мы посчитали нужным заняться более глубоким исследованием темы войны в истории нашей семьи. Наша исследовательская работа «Живу и помню» посвящена односельчанам – участникам Великой Отечественной войны - Хайруллину Гайнулле Шайдуллиновичу и Гарееву Шарипу Закировичу.

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: без знания истории прошлого, без любви к прошлому и настоящему нашей Родины, невозможно построить будущего. Поэтому собирая, изучая и сохраняя материал о людях, защищавших нашу Родину, мы глубже осмысливаем величие нашей победы, помним и чтим своих предков, которые, не жалея жизни, защищали родную страну, дом, семью.

Цель исследования: изучить судьбу и жизненный путь односельчан Хайруллина Гайнуллы Шайдуллиновича и Гареева Шарипа Закировича, участников Великой Отечественной войны и рассказать об их судьбе.

Задачи:

1. Расширить знания о Великой Отечественной войне.

2. Узнать о тяготах военных лет.

3. Собрать информацию о жизни Хайруллина Г.Ш. и Гареева Ш.З., проанализировать литературные и архивные источники.

4. Рассмотреть боевой путь ветеранов, проанализировав сохранившиеся материалы (документы, награды, фотографии).

5. Встретиться с родственниками ветеранов.

6. Провести опрос среди учащихся 3-х классов.

7. Провести классный час с одноклассниками, чтобы узнать и сохранить память об участниках ВОВ нашего района.

Объект исследования: Великая Отечественная война.

Предмет исследования: история жизни и судьба Хайруллина Г.Ш. и Гареева Ш.З.

Гипотеза: предполагаем, чтопамять о ветеранах Великой Отечественной войны будет сохранена, если каждый человек будет знать о войне, помнить и передавать из поколения в поколение имена тех, кто сражался за Родину.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, на уроках истории, истории и культуры Башкортостана, и литературного чтения, а так же материал можно использовать для архивных сведений. Эта работа позволит по-новому осознать и пережить, прочувствовать все страдания простых людей, на долю которых выпало историческое время защищать свою Родину в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

1. Изучение и исследование литературы, исторических и архивных документов, материалов периодической печати о Великой Отечественной войне.

2. Анализ архивных данных (документов, фотографий, наград).

3. Встреча и беседа с родственниками и односельчанами Хайруллина Г.Ш. и Гареева Ш.З.

4. Опрос учащихся, обработка и анализ результатов.

Базу исследования составили родственники, родители, одноклассники МБОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Глава I. Память жива

I.1. Что мы знаем о войне

В истории человечества существуют такие события и явления, которые никогда не исчезнут и не сотрутся из памяти многих поколений.

Всё дальше и дальше уходят от нас события той жестокой, кровопролитной войны, с каждым годом остается все меньше и меньше свидетелей страшных событий 1941-1945 годов. Но прошлое забывать нельзя, ведь за то, что мы живём сейчас под мирным небом над головой, счастливо и спокойно, было отдано миллионы жизней. Не зря древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». А что мы знаем о той далекой войне. Что такое война?

В энциклопедии говорится: Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и т. д., — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами [4].

Великая Отечественная война – это четыре долгих кровавых года. Это страх и смерть, стоны раненных, плач детей и ни с чем несравнимое горе матерей. Войнам – солдатам было всего лишь 17-20 лет. Из каждых ста ребят ушедших на фронт вернулись лишь трое [1, с.132].

I.2. Тяготы военных лет

Страшна и пронзительна трагедия молодых ребят, на долю которых выпала почетная, но тяжелая обязанность защищать Родину (Приложение 1). В селах и городах остались одни женщины, дети и старики. Но и они стремились внести свой вклад в победу над врагом. Делили кров и скудную пищу, работали на полях в на заводах, везде, где требовались рабочие руки. Страшно было в семьях тогда, когда приносили «выключки», то есть сообщения о смерти воина. А таких семей становилось всё больше и больше.

Для солдат были сложные, тяжелые условия жизни. Обмундирование выдавали не всегда по размеру, ботинки были тяжелыми, иногда большими, а так как приходилось несколько километров проходить по глубокому снегу, то ноги леденели и опухали. Не всегда доходило снабжение, продукты питания.

Самые большие тяготы выпали на долю людей, находящихся на передовой линии. Наши войска то наступали, то отступали, невозможно было даже хоть как-то обустроить быт. В зимние морозы случались обморожения, а иногда солдаты замерзали в окопах, просто примерзнув к земле (Приложение 2).

Варили то, что было, на что хватало продуктов. Основными продуктами были хлеб из ржаной и обойной муки, крупа, вермишель, мясо, рыба, сахар, чай и соль. Костер разводили неподалеку, так, чтобы враг не смог увидеть дыма. Буханка хлеба на морозе превращалась в лед, поэтому ее резали пилой.

Трудно было солдатам смотреть, как рядом падает убитый товарищ. Но наши люди жили и выживали, непритязательность, героизм делали победу ближе с каждым днем.

Выводы по главе I

В начальный период Великой Отечественной войны Советский Союз потерпел ряд жестоких военных неудач, потерял значительную часть своей территории, но уже в эти тяжелые месяцы крах потерпели и фашисты, война приняла затяжной характер, к которой Германия оказалась не готова.

Советский Союз сумел преодолеть последствия поражений, мобилизовать внутренние ресурсы страны и поставить их на службу одной цели. Жесткая централизация управления и дисциплина в сочетании с самоотверженным трудом рабочих, служащих и колхозников помогли Советской стране выиграть экономическое соревнование, произвести значительно больше оружия и боевой техники, чем противник. [3, c.374]. Несмотря на тяготы войны, советский народ выстоял, и эта победа создала материальную основу военных побед.

Война остается в душе человека навсегда, и ее нельзя извлечь, как осколок от снаряда. Война – это не сон, война - это история. Её нельзя забыть или вычеркнуть. И об этой войне нужно помнить, знать героев и тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, за мирное небо над головой.

Глава II. Путь длиною в жизнь

Достойный вклад в Победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны внесли воины Башкортостана. На фронтах из нашей республики сражались около 800 тысяч человек. Не остались в стороне и жители небольшого села Балтаево. Ушли на фронт 237 человек, 121 из них с войны не вернулись (Приложение 3). А тот, кто вернулся, вернулся раненным, искалеченным, с незаживающей раной в душе на всю оставшуюся жизнь (Приложение 4).

Поэтому нам дороги военные судьбы фронтовиков, тех, кто пришел с Победой, поскольку их жизнь и война – это история нашей страны, нашего района, нашей семьи.

Эта глава посвящается односельчанам Хайруллину Гайнулле Шайдуллиновичу и Гарееву Шарипу Закировичу.

II.1. Односельчане. Странички биографии

Хайруллин Гайнулла Шайдуллинович родился 16 сентября 1918 года в деревне Балтаево Кандринского района (ныне Туймазинский район) Башкирской АССР, в многодетной семье (Приложение 5). У него было 3 сестры (Фархиямал, Таскира и Мисаура) от родной матери Хариямал, 3 сестренки (Рабига, Фархиджан, Галия -1937гр) и 2 младших брата (Риза – 1926 гр и Хамит) от мачехи Жамили. Родная мать Гайнуллы Шайдуллиновича умерла рано, когда ему было всего лишь 1 год и 8 месяцев. Поэтому родную мать он не помнил. В основном его воспитанием занимались старшие сестры. Это были трудные и голодные времена. Учиться не было возможности, поэтому закончил всего 4 класса, так как в школу ходили по очереди, не было ни одежды, ни обуви. Будучи подростком, он уже работал в колхозе: сеял, пахал, косил.

В 1938 году, когда в городе Артемовске сдали шахту «Дальневосточная» с годовой проектной производственной мощностью 1500 тысяч тонн и перед угольщиками встала проблема кадров, он поехал туда и устроился на работу шахтером – проходчиком. И проработал там до января 1942 года (Приложение 6). Затем война… Служба в рядах Советской Армии. И в 1948 году возвращение домой.

В 1949 году женился на красавице Галие Габдельхановне (Приложение 7).

С мая 1949 года по март 1956 года проработал в Кандринском бурении БЗНР плотником – вышечником (Приложение 8).

Вместе с супругой воспитал трёх дочерей и сына: Лилию 1950гр, Гульсум 1953гр, Люцию 1955гр, Рима 1959гр.

Гареев Шарип Закирович родился в сентябре 1917 года в деревне Балтаево Кандринского района Башкирской АССР, в семье крестьян. (Приложение 9).

Окончил всего лишь 3 класса. С раннего детства он испытал нелёгкий крестьянский труд и голод.

27 февраля 1938 года, призывной комиссией при Туймазинском районном военном комиссариате, был призван на действительную военную службу и направлен в 155-й стрелковый полк войск МВД. 7 ноября 1938 года принял военную присягу. Воинское звание и должность по штампу - с 7 марта 1938г по май 1939 года стрелок (Приложение 10). С мая 1939г. по июль 1941г. направлен в 101 пограничный отряд стрелком. А потом началась Великая Отечественная война – событие, когда в одночасье рухнули все надежды и мечты. Горе вошло в каждый дом, в каждую семью, забрав с собой отцов, мужей, сыновей, братьев, сестер.

Вернулся с войны в ноябре 1945 года и устроился на работу в колхоз имени Мичурина, рядовым колхозником.

Женился на Махдуме Фазлырахмановне 1924 гр.

Шарип Закирович с супругой вырастили 5 детей: Сыновья и внуки служат в рядах МВД.

Умер в 73 года, 23 апреля 2000 года.

II.2. Они сражались за Родину…

20 января 1942 года Хайруллина Гайнуллу Шайдуллиновича призвали на действительную военную службу и направили в часть. На тот момент ему исполнилось двадцать два года. Он попал в 156 запасной стрелковый полк. В этот же день, 20 января 1942 года принял присягу (Приложение 11).Пройдя курсы подготовки, и оставаясь в данном полку три месяца, он стал стрелком.

В апреле 1942 года был переведен в 38 мостостроительный железнодорожный батальон слесарем сборщиком. Он не только восстанавливал и собирал мосты, но ему еще нередко приходилось вступать в бой с противником в составе стрелковых частей. Путь к победе проходил через ожесточённые сражения, тяготы и испытания.

После боев большая часть путей была разрушена и первостепенной задачей железнодорожного батальона, было своевременно и умело организовать ремонтные и профилактические работы.

С июля по август 1942 года, Гайнулла Шайдуллинович попадает в 72 отдельную эксплуатационную железнодорожную роту (Белгородской области).

Основным методом нанесения ударов по фашистам для бойцов «невидимого фронта» были диверсии в местах дислокации врага. Гайнулле Шайдуллиновичу, подрывнику мостов и железнодорожных сооружений нередко приходилось проходить по болотам и буреломам до 40 км. В пути подрывникам приходилось проявлять осторожность в общении с местными жителями, чтобы не подвергать их семьи смертельной опасности.

С августа 1942 года по май 1945 года Хайруллин Г.Ш. принимал участие в боях в составе 91 отдельного железнодорожного батальона.

Его боевой путь проходил через Украину, Польшу и Чехословакию. Победу встретил в Чехословакии, недалеко от Праги.

Затем продолжил военную службу до декабря 1946 года в том же батальоне, а с декабря 1946 года был переведен в 41 отдельный батальон механизации железнодорожных работ, где после войны восстанавливал мосты.

В июне 1946 года Хайруллину вручили медаль «За победу над Германией». Со временем - юбилейные награды (Приложение 12).

Гайнулла Шайдуллинович был рядовым солдатом, но он был одним из тех русских солдат, который внес свою лепту и оставил след в истории Великой Победы над фашизмом.

Гареев Шарип Закирович служил в 101 пограничном отряде на обороне участка советской государственной границы. С 29 июля 1941 года по 9 мая 1941 года принимал участие в боях и походах в составе ОКР «СМЕРШ» Мурманского гарнизона (Приложение 13).

На органы «СМЕРШа» возлагались особые задачи: это и борьба со шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок, принятие мер, исключающих возможность безнаказанного прохода агентуры противника через линию фронта, борьба с предательством, дезертирством и изменой Родине, а также выполнение специальных заданий.

Активные боевые действия и главный удар противник начал 29 июня 1941 года в Мурманском направлении (Приложение 14).

К осени 1941 года стало ясно, что план фашистов, рвавшихся к Мурманску, сорван, благодаря мужеству и героизму солдат Карельского фронта в котором участвовал и Шарип Закирович (Приложение 15).

Для рядового бойца фронт состоял из передовой и тыла. На передовой – окопы, землянки, в которых между боями можно было укрыться от дождя и снега.

В 1942 году немецкие и финские войска пытались продолжить наступление. Но бойцы фронта Мурманского гарнизона успешно провели наступательную операцию, которая сковала силы противника, тем самым сорвав планы фашистского командования.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру но, несмотря на опасность, солдаты делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, а попытки противника продвинуться на каких – либо участках фронта оказывались безуспешными.

В 1944 году войска Карельского фронта осуществили ряд успешных наступательных операций. Противник был разгромлен в Южной Карелии. После разгрома вражеских войск в Карелии и выхода Финляндии из войны, войска перешли к обороне, сохраняя силы для первоочередной задачи в Заполярье — освобождения Печенгской области (Приложение 16). В октябре 1944 года успешно провели сжатую по времени Петсамо‑Киркенесской наступательную операцию, которая длилась с 7 по 29 октября.

1 ноября наши войска полностью освободили Печенгскую (Петсамскую ) области от немецких захватчиков и захваченные врагом территории.

15 ноября 1944г. фронт был расформирован.

Война закончилась. Не возвращаясь, домой, Шарип Закирович продолжил срочную службу в рядах Советской Армии.

23 ноября 1945г. в звании ефрейтора на основании указа президиума верховного совета СССР был уволен в запас по окончании срока срочной службы и вернулся в родную деревню.

Во имя подвига войск, участие в спецоперациях по защите Заполярья, героизма и мужества населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой 21 февраля 1945 года награжден и Шарип Закирович (Приложение 17).

За отличные боевые действия в трудных и суровых условиях Заполярья и участие в прорыве обороны финнов приказом верховного главнокомандующего Маршала Советского союза товарищем Сталиным была объявлена благодарность (Приложение 18).

Позже, уже на Родине Гарееву Ш.З. вручили медали «За победу над Германией», орден Отечественной войны 2-й степени. Со временем появились и юбилейные награды (Приложение 19).

Изучив боевой путь Гареева Шарипа Закировича, мы поняли, что он Солдат с большой буквы, он – Герой! Он один из тех, кто приближал Победу не жалея ни сил, ни жизни!

II.3. Из воспоминаний дочери Хайруллина Гайнуллы Шайдуллиновича

Я, Хайруллина Люция Гайнулловна, родилась в 1955 году (Приложение 20). Мой отец – Хайруллин Гайнулла Шайдуллинович вернулся в родную деревню после войны лишь в марте 1948 года. В районе, была создана Западная контора разведочного бурения треста «Башнефтеразведка» - Кандринская контора бурения и папа устроился туда на работу, плотником - вышечником. А в деревню, на работу по уходу за детьми одной учительницы, приехала молодая девушка Галия. Познакомившись с ней, папа предложил руку и сердце. Так мои родители в 1950 году поженились, построили дом и родили трех дочерей Лилию, Гульсум, меня и сына Рима (Приложение 21). Родители имеют звания «Ветеран труда» (Приложение 22).

Папа не любил рассказывать о войне, а когда говорил, становился хмурым, задумчивым и грустным, было видно, что ему тяжело вспоминать годы войны.

Но мы были детьми и конечно интересовались, и хотели больше узнать о военных годах. Так мы из его рассказов узнали, что даже после освобождения деревень и городов, немцы оставались и прятались в домах. В одном хуторе, на Украине, мой отец с товарищем поймали немецкого генерала, который прятался на крыше дома, под двойным потолком. А произошло все случайно. Их батальон через несколько суток прохождения через лес вышел к хутору. Нужно было разведать обстановку. Вызвался мой отец с одним из бойцов. Зашли в дом, совершенно тихо, уже хотели позвать остальных, как услышали небольшой шорох на чердаке. Поднялись - никого. И уже когда спускались, отец заметил, что потолок какой-то странно широкий. Попробовал поднять доску и увидел, что он двухслойный. Сняв несколько досок, заметили, что кто-то лежит, оказалось немецкий генерал, командир одной из окруженных дивизий. Там они нашли муку, консервы, хлеб и многое другое.

Запомнился рассказ отца о взятии деревни Исаи Львовской области. «Было холодно, приближалась осень. Мы восстанавливали мост в Турковском районе на Украине, (отступая, гитлеровцы разрушали мост) когда узнали, что немцы оккупировали деревню Исаи. Понаблюдав несколько дней за противником, решили перейти в наступление (Приложение 23). Но немцы не щадили ни детей, ни женщин. Как только мы начинали стрельбу, они выводили их вперед и прятались за их спинами. Так продолжалось несколько недель. И вот немцы изгнаны, жители бегут навстречу, благодарят, плачут от радости. А советские солдаты радуются тому, что хоть один день смогут переночевать в нормальных условиях, в доме. Но мне не повезло, поставили в караул, а когда сменили, мест в домах и сараях не было, пришлось ночевать под открытым небом, как это часто случалось на фронте».

Самым страшным, в воспоминаниях отца была переправа через реку Днепр. Он говорил, что после ожесточенных боев, вода в реке была темно-кровавого цвета и полностью завалена трупами солдат. Их было так много, что тела не успевали вытаскивать из воды и хоронить. Много было убито народу, и для многих Днепр стал кладбищем. А тех, кого вытащили, остались покоиться на берегу реки в общей могиле.

Самым радостным событием воспоминаний отца была Победа над фашизмом. Победу он встретил недалеко от Праги.

Отца не стало 29 сентября 2006 года. Но мой отец прожил достойную жизнь. Он был строгим, но справедливым к своим детям и поэтому мы все нашли правильную дорогу в жизнь. Я горжусь своим отцом и очень рада, что о нем, как о ветеране, узнают учащиеся школы и что по документам, которые удалось сохранить, восстановят его боевой путь.

II.4. Из воспоминаний дочери Гареева Шарипа Закировича

Я, Кашафутдинова Гулуза Шариповна, родилась 1 мая 1959 года в деревне Балтаево Туймазинского района.

Мой отец Гареев Шарип Закирович в 20 лет был призван на военную службу в 155-й стрелковый полк войск МВД и вернулся домой, в родную деревню лишь после Великой Отечественной войны.

Послевоенные годы, были тяжелыми для народа, голод, разруха, потеря кормильца, безденежье, все это влияло на уклад жизни, но сельчане не сдавались, они взялись восстанавливать колхоз. Среди них был мой отец и молодая красивая девушка Махдума 1924 года рождения, моя мама.

Мои родители поженились и вырастили четверых детей: Явдат 1953гр, Фануз 1956гр, Гульназ 1963гр и я.

Военные годы, наверное, самые тяжелые воспоминания всех ветеранов. Мой отец не исключение. Он не любил рассказывать о ней, говорил: «Будьте довольны жизнью, радуйтесь, что, не видели войну, родились после войны!». Радовался, что увидел мирную жизнь, какой бы тяжелой она не была в послевоенные годы, эта жизнь без бомбежек, без пуль и боевых потерь. Любил встречаться и беседовать с односельчанами и друзьями детства (Приложение 24).

Мой отец служил в отделе контрразведки СМЕРШ Мурманского гарнизона, Карельского фронта. Карельский фронт был создан Директивой Ставки ВГК №001199 от 23 августа 1941 г. на базе части войск Северного фронта для обеспечения северного стратегического фронта Советских Вооруженных сил (Приложение 25).

Моему отцу и его боевым товарищам многое пришлось пережить и увидеть. Он видел повешенных, расстрелянных и сожженных беспощадными и жестокими немцами, но продолжал воевать, идти к Победе.

Немцы хотели завладеть Заполярьем, и основной задачей наших войск было удержать оборону по следующей линии: река Западная Лица – Ухта – Повенец – Онежское озеро – река Свирь. Операция по обороне Заполярья продолжалась с 1941 по 1944 годы. Шли ожесточенные, кровопролитные бои, а когда все затихало, стояла страшная картина: кругом раненные, стоны солдат и трупы. Моему отцу приходилось сутками лежать в снегу, наблюдая за немецкими патрулями, делать рейды по тылам противника, участвовать в разоружении пленных, вести борьбу с диверсионными группами противника, воевать в условиях сурового северного климата. Магнитные бури, влияющие на радиосвязь, туманная погода, шторм, полярная ночь, пожары после бомбардировок немцев, все это осложняло боевую готовность солдат. Но фашистская армия не смогла преодолеть границу и сломить оборону Мурманска.

Мой отец был примером для всех, до последних лет своей жизни он трудился во благо Родины и за долголетний добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда» (Приложение 26).

Всю свою жизнь он был заботливым отцом и верным мужем.

II.5. Опрос «Что вы знаете о Великой Отечественной войне и ветеранах?»

На следующем этапе исследования мы провели опрос среди одноклассников с целью выяснения: что они знают о ВОв ( Приложение 27).

В опросе приняли участие 29 учащихся 3-х классов. Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что у большинства одноклассников ограниченные знания и представления о событиях Великой Отечественной войны.

Раньше, в школах, учащиеся вступали в пионерские и комсомольские организации, одной из задач которых была вести переписку с ветеранами, собирать материал о них. На сегодняшний день, ветеранов практически не осталось и чтобы больше узнать о войне, о военных подвигах ветеранов, мы предложили однокласникам обратиться к родственникам участников Великой Отечественной войны и тем самым заинтересовали этим событием в истории нашей страны. Учащиеся нашего класса решили провести свое исследование: возможно кто-то из их родственников был участником ВОв или имел к ней непосредственное отношение и сможет занять почетное место в Книге Памяти «Годы, опаленные войной в исторической памяти поколений», которую мы создали. Это будет огромным подарком для дочерей и сыновей прадедов, их внуков и правнуков, а самое главное – это дань памяти героям Великой Отечественной войны!

II.6. Проведение классного часа «Годы, опаленные войной»

Обработав результаты опроса, мы решили провести классный час (Приложение 28). За две недели до урока мы попросили учащихся разделиться на три группы, узнать о судьбе одного участника ВОв Туймазинского района, и собрать материал о нем. На классном часе мы рассказали учащимся о Великой Отечественной войне, ознакомили с судьбами ветеран-односельчан и выслушали информацию еще о трех участниках ВОв.

Итогом классного часа стало огромное желание большинства одноклассников узнать о судьбе своих родственников-участников ВОв.

Выводы по главе II

Таким образом, изучив литературу, архивные материалы, встретившись с родственниками ветеранов, мы восстановили жизненные и боевые пути участников Великой Отечественной войны Хайруллина Г.Ш. и Гареева Ш. З.

Провели опрос и, проанализировав результаты, выяснили, что у учащихся начальных классов ограниченные знания и представления о событиях Великой Отечественной войны и подвигах ветеранов. Поэтому мы провели классный час по теме работы. После чего у многих ребят появилось желание выяснить, есть ли в их семьях родственники-участники Великой Отечественной войны. Результатом нашего исследования стала созданная Книга Памяти.

Мы убеждены, что в каждой семье будут вечно помнить имена тех, кто сложил свои головы за Родину, за нашу с вами мирную жизнь. А тем, кто с победой вернулся с той страшной войны, мы выражаем искреннюю благодарность и признательность…

Заключение

Изучив материалы о Великой Отечественной войне и ветеранах, мы узнали, что такое война, какие тяжелые условия жизни были у солдат, внесших свой вклад в победу над врагом.

Опросив учащихся и выяснив, что у школьников начальных классов ограниченные знания и представления о событиях Великой Отечественной войны, провели классный час «Годы, опаленные войной», где раскрыли эту тему и рассказали о ветеранах.

Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Великая Отечественная война - самая разрушительная война в истории человечества. От одного страшного, холодного, губительного слова война, у ветеранов появляются слезы на глазах. Люди на Земле хотят мира, а для этого нужно сохранить память о подвиге русского народа.

Результатом нашего исследования стала Книга Памяти «Годы, опаленные войной в исторической памяти поколений», после чего у многих ребят появилось желание выяснить, есть ли в их семьях родственники-участники ВОв и добавить их имена в Книгу Памяти.

Свою работу считаем полезной, так как собранная информация пополнит музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, сохранит память об участниках Великой Отечественной войны.

Выполняя эту работу, мы стали внимательней относиться к старшему поколению, узнали о жизни ветеранов и рассказали о них своим одноклассникам, показывая примеры героизма и мужества в боях за Отчизну.

Мы гордимся нашими героями, и они вечно будут жить в памяти народа!

Список литературы

1. Бескин И., Алексеева-Бескина Т. Правда фронтового разведчика изд.: Яуза-Пресс, Эксмо, 2010г. - 320 с.

2. Ишмуратов Х.Х. «Они вернулись с Победой. Списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Том 11: Российская Федерация. Республика Башкортостан. Туймазинский, Уфимский, Учалинский, Федоровский районы. -Уфа: Китап, - 2004. – 621с.

3. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России. Учебник для ВУЗов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 752 с.

4. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

5. Герои войны [Электронный ресурс] – Режим доступа https://pamyat-naroda.ru/

6. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа» [Электронный ресурс] – Режим доступа podvignaroda.mil.ru

Приложение 1

Уходили парни на войну…

Приложение 2

Замерзшие в окопе красноармейцы

Приложение 4

Они вернулись с Победой

(Мемориальная доска установлена в деревне Балтаево Туймазинского района)

Приложение 5

Хайруллин Гайнулла Шайдуллинович

Приложение 6

Военный билет Хайруллина Г.Ш. помог восстановить некоторые данные

его биографии

Приложение 7

Хайруллина Галия Габдельхановна,

супруга Хайруллина Г.Ш

Приложение 8

Трудовая книжка Хайруллина Г.Ш. помогла восстановить некоторые данные его биографии

Приложение 9

Гареев Шарип Закирович

Приложение 10

Военный билет Гареева Ш.З помог восстановить некоторые данные

его биографии

Приложение 11

Военный билет Хайруллина Г.Ш. помог восстановить

его боевой путь

Приложение 12

Документы о боевых наградах

Хайруллина Г.Ш.

Боевые награды Хайруллина Г.Ш.

Приложение 13

Военный билет Гареева Ш.З. помог восстановить

его боевой путь

Приложение 14

Планируемые операции Германии и Финляндии в Кольском Заполярье

Схема боевых действий на Мурманском направлении

29 июня — 18 сентября 1941 г

Приложение 15

Гареев Шарип Закирович

Приложение 16

Бой в районе Печенги, октябрь 1944г.

Приложение 17

Документы о боевых наградах

Гареева Ш.З. «За оборону Советского Заполярья»

Приложение 18

Четыре благодарности вождя

Приложение 19

Документы о боевых наградах

Гареева Ш.З.

Информация с сайта «Память народа»

Приложение 20

Хайруллина Люция Гайнуллиновна

Приложение 21

Дом, в котором жил Хайруллин Гайнулла Шайдуллинович

Приложение 22

Награда за долголетний добросовестный труд

Медаль «Ветеран труда»

Приложение 23

Бой за один из населенных пунктов на Львовском направлении

Приложение 24

Встреча ветеранов Великой Отечественной войны

с.Балтаево, 1987 год

(Слева первый в верхнем ряду – Хайруллин Г.Ш.;

Слева второй в нижнем ряду – Гареев Ш.З.)

Приложение 25

Из ДИРЕКТИВЫ СТАВКИ ВГК № 001199

КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КАРЕЛЬСКОГО И СЕВЕРНОГО ФРОНТОВ, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ СЕВЕРНОГО ФРОНТА

23 августа 1941 г. 03 ч 40 мин

1. В целях удобства управления Северный фронт разделить на два фронта: Карельский фронт и Ленинградский фронт с подчинением Карельского фронта Ставке Верховного Главнокомандования.

2. Командующим Карельским фронтом назначить генерал-лейтенанта Фролова В.А., начальником фронта — полковника Сквирского, штаб иметь в Беломорске (Сорока).

Разграничительную линию между Карельским и Ленинградским фронтами установить: Воскресенское, Радогоза, Еремина Гора, Свирица, Сортавала, Варкаус, все пункты для Карельского фронта включительно.

3. В составе войск Карельского фронта иметь:

а) 14 армию в составе: 14 сд, 52 сд, 122 сд, 104 сд, 54сд и 88сд; 104 пап РГК, Управление 42 ск, 125 и 147 иап, 130 сб, полки и другие части и учреждения, входящие в состав армии.

Командующим армией назначить генерал-майора Панина Р.И., начальником штаба — полковника Мадецкого. Штаб армии — Мурманск.

Разграничительная линия слева: Усть-Кумка, иск. Надвоицы, иск. оз. Кекс-озеро, оз. Оулу-Ярви.

б) 7 армия в составе: 71 и 272 сд, 3 дивизия народного ополчения; 155 и 197 иап, 65 шап и другие части и учреждения, входящие в состав армии. Штарм иметь в Петрозаводске.

Командующий армией — генерал-лейтенант Гореленко Ф.Д.

Начальник штаба — генерал-майор Крутиков.

в) Северный Военно-морской флот подчинить непосредственно командующему Карельским фронтом.

4. В составе Ленинградского фронта оставить 23, 8 и 48 армии. Верховный

Главнокомандующий И. СТАЛИН

Начальник Генерального штаба Б. ШАПОШНИКОВ».

Приложение 26

Награда за долголетний добросовестный труд

Медаль «Ветеран труда»

Приложение 27

Опрос «Что вы знаете о Великой Отечественной войне и ветеранах?»

Цель исследования: изучение представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ветеранах.

Вопросы

1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

2. Перечислите фамилии известных советских военачальников.

3. Перечислите фамилии героев Великой Отечественной войны, назовите род

войск или вид их деятельности.

4. Какие сражения (битвы) повлияли на ход Великой Отечественной войны?

5. Кто из членов Вашей семьи участвовал в войне, трудился в тылу? Что Вы

знаете об этом?

Анализ результатов исследования

1. Точные даты начала и окончания Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года) знают 17 человек, что составляет 59% от

общего числа.

Даты начала и окончания войны, обозначенные годами (1941 - 1945), назвали

27 учащихся, что составляет 93% от общего числа опрошенных.

2. Учащиеся назвали фамилии следующих военачальников: Жуков -8 человек, Рокоссовский – 3 человека, Василевский – 2 человека. Причем один ученик назвал фамилии всех трех и один - двух полководцев. Назвали военачальников -10 человек, что составило 34% всех опрошенных.

3. На третий вопрос, к сожалению, смогли ответить только пять учащихся. Были названы следующие Герои Великой Отечественной войны: Матросов, Космодемьянская и Гастелло. На вторую часть вопроса никто не ответил.

4. Самым популярным ответом стала «Сталинградская битва» - 7 учащихся, Курская битва – 3 учащихся, Битва под Москвой – 2 учащихся. Не ответили на вопрос 19 опрошенных.

5. На последний вопрос учащиеся в основном ответили кратко, на уровне названия «прадедушка», «прабабушка». Конкретные ответы дали только трое учащихся.

Приложение 28

Классный час «Годы, опаленные войной»