IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ФЕОФАН НИКОЛАЕВИЧ ЛИПАТОВ – ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК С НЕОБЫКНОВЕННОЙ СУДЬБОЙ
Бабикова М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Я очень люблю читать. В первом классе нам подарили книгу пермского сказочника Андрея Зеленина «Корюшкин», которую я с удовольствием прочла. А совсем недавно в нашей школе проходила встреча с кунгурским писателем Валентином Раппом, написавшим книгу об известной всему миру Кунгурской ледяной пещере. (Приложение 1)

Мне захотелось узнать, а есть ли в нашем небольшом селе Неволино поэты и писатели. В сельской библиотеке им. Ф,Ф. Павленкова, я увидела рукописный альбом «И просится рука к перу...» [11]. В нём я прочитала фамилии поэтов и писателей: Б. И. Сахарова, О. А.Пашковой, Г. М. Митрофановой, О. А. Бадиной, Т. А. Бадиной, М.В. Сыньчук, Ф. Н. Липатова.

Библиотекарь Надежда Валерьевна показала мне книгу «Литературная карта Кунгурского района» из которой я узнала о том, что в Кунгурском районе проживает более 60 поэтов и писателей. [8]. (Приложение 2)

Больше всего в этой книге мне понравились стихи Липатова Феофана Николаевича, захотелось узнать биографию автора, прочитать все его произведения.

Таким образом, у нас возник интерес к созданию исследовательской работы о нашем местном поэте и писателе.

Цель нашей работы:

1. Поиск и исследование материалов о творчестве Ф.Н.Липатова.

2. Выяснить, какие произведения написаны автором.

- Сколько сборников вышло в свет? О чём его произведения?

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

- Обучиться методу сбора информации;

- Получить навыки работы с материалами, документами;

- Отобрать нужный материал, систематизировать.

- Повысить свой культурный уровень.

Объект исследования: поэт, писатель, музыкант – Феофан Николаевич Липатов. (Приложение 3)

Предмет исследования: жизнь и деятельность кунгурского поэта и писателя – Феофана Николаевича Липатова.

Проблема: Я очень мало знаю о жизненном и творческом пути автора.

Методы исследования – опрос местного населения, анкетирование; встречи, беседы и интервью с автором.

Объектом наблюдения стали люди разного возраста от 9 до 45 лет.

В опросе участвовало 45 человек: 40 учащихся начальных классов Неволинской школы и 5 жителей села.

Был составлен план работы:

1. Побеседовать с родителями, классным руководителем, школьным библиотекарем, учениками школы и с самим автором.

2. Познакомиться с печатными материалами о творчестве Ф.Н.Липатова в школьной и сельской библиотеке имени Ф.Ф.Павленкова.

3. Систематизировать полученные знания.

Мы думаем, что уже настало время познакомиться с биографией такого замечательного человека.

Глава 1. Несгибаемый Феофан 1.1. Биография автора

На свет явился на Урале,

В селе огромном у реки.

Где чистотой своей играли

Моей России родники.

Родился Феофан Николаевич Липатов 12 марта 1944 года в селе Романово Усольского уезда в семье - Вассы Владимировны, отца - Николая Афанасьевича.

Учился в сельской школе, закончил 8 классов, затем поступил в Верещагинский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства на отделе механизации. Закончил учёбу в 1962 году, работал на Дону, в Новороссийске, в Соликамской сельхозтехнике. [4,с.3].

Музыкой начал заниматься очень рано. Страсть к сочинительству привела его в Москву в литературный институт имени М.Горького в 1966 году. Он с успехом прошёл творческий конкурс, о его стихах с похвалой отзывались Роберт Рождественский и Александр Жаров, и мог стать профессиональным писателем, но судьба внесла свои коррективы. [8].

Тяжелейшая болезнь превратила 22 -летнего здоровяка в инвалида 1 группы. Чудовищные муки и страдания перенёс, чтобы выжить, этот удивительный человек. У музыканта и будущего писателя после операций перестали шевелиться пальцы на руках. Больше года ему потребовалось, чтобы в результате изнурительных тренировок пальцы стали слушаться. Ему заново приходилось учиться ходить по земле, 8 операций, лишивших его лёгкого, 9 рёбер, болезни, одна за другой, преследуют его.

Но он не сдаётся и даже шутит по этому поводу:

- Пока болезней много, они борются одна с другой, и я жив!

В 1973 году закончил Березниковское музыкальное училище, заочно окончил народный университет искусств. В 1976 году переехал с семьёй в село Неволино, в 2016 году не стало Феофана Николаевича.

Последние 30 лет трудился музыкальным руководителем в детском туберкулёзном санатории «Ирень» в селе Неволино. Это не просто преподаватель, а Учитель жизни.

Мы попросили рассказать о Ф.Н.Липатове его коллегу, завуча школы санатория «Ирень» Галину Павловну Асташину. Вот, что мы услышали о нём: «Это наш главный сценарист, поэт и музыкант. Детям и взрослым он дарит праздники. Любую сложную ситуацию может разрешить шуткой, улыбкой. Поражает обширными познаниями, оригинальностью мышления, экспромтами. Строгий, требовательный, отзывчивый на чужую боль. А какой он грибник, рыболов!»

Жизнь не раз била этого человека. Любой бы на его месте сдался, возненавидел окружающий мир, но Феофан Николаевич, напротив, полон жизни.

Это удивительный человек, на вид обыкновенный: невысокого роста, с широкой доброй улыбкой, с умными глазами.

А в душе он иной. Ведь свои стихи прежде, чем записать, Феофан Николаевич через своё сердце пропустит, поэтому они получаются сердечными, родными и очень понятными.

1.2 Встречи с Феофаном Николаевичем

Мы не раз встречались с этим замечательным человеком.

Феофан Николаевич частый гость в нашей Неволинской школе, в Доме культуры. На творческих встречах с ним мы всегда получаем мощный заряд жизнелюбия, жизнестойкости, которые он унаследовал от своих предков. Это очень общительный человек, у которого доброе, неравнодушное сердце!

Вот совсем недавно мы пригласили Ф.Н. Липатова в сельскую библиотеку на мероприятие «Поэт провинции уральской». (Приложение 4), Посмотрели фильм о его творчестве «Жизнь, как песня!», прочитали его стихи, задали ему интересующие нас вопросы и на все получили ответы.

Мы поинтересовались, любит ли Ф.Н. Липатов писать письма? И были приятно удивлены тем, что он мне ответил! Со знаменитым на всю страну хлеборобом Терентием Семёновичем Мальцевым он переписывался более 30 лет!

А на вопрос: «Любите ли вы читать?» ответил так: «Пристрастие к чтению книг преследует меня с самого раннего детства. Читать научился в 5 лет, это заслуга деда».

Нам очень интересно было узнать:

- Во сколько лет Феофан Николаевич написал свои первые стихи? Оказалось, что в четыре года. Совсем как известные всему миру поэты и сказочники - Александр Сергеевич Пушкин и Самуил Яковлевич Маршак.

Потом мы спросили, сколько им написано стихов, он засмеялся и сказал:

- Тысячи рукописных листов, ведь я пишу ежедневно!

Следующий вопрос, который мы задали ему:

- Трудно ли сочинять стихи?

На что Феофан Николаевич ответил: «Если есть вдохновение, то нисколько! В основном муза меня посещает ночью, приходится вставать сразу и записывать, а то утром уже не вспомнить.

- А где появились ваши первые стихи и юморески?

Феофан Николаевич рассказал, что первые печатные стихи и юморески появились в Кунгурской газете «Искра». [15].

На вопрос: А будете ли вы ещё издавать сборники? Феофан Николаевич ответил: «Да, конечно! Давно освоил компьютер и самостоятельно набираю тексты и собираю их в книги. Собственноручно напечатанных сборников набралось уже порядка семидесяти. Мечтаю издать добротный сборник». И подарил нам маленький сборник со своими стихами «Мир природы интересен». (Приложение 5)

На вопрос: - Любите ли вы музыку? Феофан Николаевич улыбнулся и ответил: «Без музыки не могу жить, как и без стихов. Очень люблю играть на баяне».

На вопрос: А правда ли, что вы пишете песни? Феофан Николаевич рассмеялся и ответил: «Очень много, не сосчитать. Только во время работы в детском санатории «Ирень» я написал более 70 песен о медицине и врачах».

На вопрос: Есть ли у вас дети и внуки? Феофан Николаевич ответил:

«Да, конечно есть и даже родилась правнучка, которой исполнился недавно годик».

Мы спросили автора, а что он написал для детей? Феофан Николаевич показал нам сборник со смешным названием «По грибы не ходит кошка», вышедший в свет в 2007 году. Взяв в руки эту маленькую книжку, я не могла оторваться. Сначала я прочитала небольшие стихи о трудолюбивом муравье и коне, потом о воришке - воробьишке и заботливом петушке, о задаваке – гусе и обжоре свинье, про индюшку- хохотушку и вредную козу, о большеглазой стрекозе и злодее – колорадском жуке, о хитром и изворотливом бобре, о маленьком ёршике, о вороне, обронившей кусочек сыра, о раскудрявом барашке и резвом маленьком шалунишке телёнке, о кошке Зинке, про дворового Барбоса «у которого хвост всегда как знак вопроса». [7 ].

Нам было интересно узнать, о чём же пишет этот удивительный человек?

Поэтому мы решили познакомиться с творчеством этого необыкновенного автора.

Глава 2.Творчество Ф.Н.Липатова

2.1 Печаль, Россия и гармошка (песни)

Когда Ф.Н.Липатов берёт в руки баян и пробегает пальцами по клавишам, то прекрасная музыка заполняет всё пространство, где мы сидим. Музыка завораживает, пленяет и переносит в прекрасный и чудесный мир. (Приложение 6).

«Мои друзья - серебряные звуки

Да нотки с хвостиком, да хриплый бас.

Уставшие в пассажах руки,

Куда бы делся я без вас». [2,с.56].

Песни у Феофана Николаевича разные: одни смешные, другие заставляют задуматься. Мы не сомневаемся, что песни нашего земляка ничем не уступают современным эстрадным шлягерам. Песни народные и собственного сочинения (их у него сотни) гармонично сочетаются в его репертуаре с классикой. О таких, как он, говорят: «Музыкант от бога». [11].

Сам музыкант и писатель говорит о том, что уродился в деда – Захара Ивановича Самотоева, - кузнеца и мельника. Именно у деда он брал первые уроки игры на гармошке. Не один десяток страниц в своих произведениях посвящены своему любимому дедушке.

В сборнике «Боготворю тебя, деревня!» можно найти его песни «О России», «Деревня», «Спасибо нашим матерям» и другие. [4,с.20,22,45].

Песни, сочинённые Феофаном Николаевичем, исполненные дуэтом в составе работников Неволинского Дома Культуры Корягиной Лидии Юрьевны и Бабикова Александра Александровича, не раз побеждали в районных и областных конкурсах. [8]

В 2007 году Феофан Липатов написал и положил на музыку стихи «И в зори смотрится Неволино», которая стала гимном села. [8]

  1.  
    1. Мы сами себе Европа (юморески)

Кроме поэтического дара, Феофан Николаевич обладает блестящим, юмористическим и сатирическим талантом. Он - хранитель и ценитель народного юмора, автор многих юморесок и сатирических миниатюр. Всё в этом мире юмора и сатиры узнаваемо для русского человека, но, как говорит сам автор, его произведения – это «не осмеяние людей, а осмеяние условий, в которых мы живём». [8].

Творчество этого человека направлено на то, чтобы помочь людям улыбнуться и даже посмеяться над собой, над жизнью. Юморески его отличаются ёмкостью слов и образов. В каждой из них автор не просто смеётся над действительностью, а показывает её несовершенные моменты в надежде на лучшие перемены. С огромным интересом прочитала его небольшие юморески из книги «Боготворю, тебя деревня»: «Женская логика», «Деревенский романтизм», «Мы сами себе Европа», «Противостояние». [9], [3].

Мне захотелось узнать, какие ещё сатирические произведения есть у Липатова. Мы обратились с просьбой к заведующей сельской библиотекой Олейник Надежде Валерьевне. Нам предоставили вырезки из газеты

«Искра» [15] и рукописный альбом «И просится рука к перу» [11].

В предоставленных материалах мы нашли очень много юморесок.

А так же узнали о том, что его юморески размещены на страницах журнала «Юморист. ru». Этот журнал снискал репутацию лучшего в России сетевого юмористического издания. На страницах этого журнала печатаются лучшие юмористы нашей страны: А.Аверченко, И. Губерман, М.Жванецкий, Д.Хармс и другие. [8].

Таким образом, в ходе работы мы узнали, что у Ф.Н. Липатова много увлечений: он пишет песни, юморески. В свет вышло уже несколько сборников его стихов.

  1.  
    1. Сборники стихов автора

Мы продолжили наши исследования и решили узнать, какие сборники стихов изданы автором? Чем они интересны?

Познакомимся с первым сборником Ф.Н.Липатова.

Книга «Боготворю тебя, деревня!», вышедшая в свет в 2003 году, посвящена любимой жене – Любови Павловне.[4].

В этом небольшом сборнике можно с удовольствием прочесть стихи, юморески и даже песни. Стихи Феофана Николаевича проникнуты любовью и почтением к деревне, Кунгурскому району, людям живущим здесь. Мне нравятся все стихи этого замечательного человека, но особенно в душу запали стихи «Уральская Венеция», «Деревенька Шубино», «Над медовым настоем», «Стоишь в уральской замети» и т.д [4,с.4,7,9,29].

Наверное, не зря мне, нравятся эти стихи, ведь я тоже родилась и живу здесь. Любит Ф.Н. Липатов свою малую родину, да и как её не любить, ведь каждый уголок известен: мост через маленькую речушку Ирень, берёзовая роща, сосновый бор, клубничные угоры, широкие поля.

«Кисти рябин, за деревней смородина,

Маленькой речки излучина плавная.

Все говорят – это малая родина,

А для меня она самая главная.» [4,с.6].

Ф.Н. Липатов очень любит свою Россию и гордится ею:

«Я привык своей страной гордиться,

Я привык Россией дорожить,

Если б мне в России не родиться,

Как бы мог на свете я прожить?» [4,с.22].

А мы обратимся к следующему сборнику стихов нашего земляка.

В сборнике стихов под названием «Плачущие кони» помещены стихи разных лет. Эта книга посвящена сыну Феофану и невестке Ирине.

За последнее десятилетие вышло несколько сборников стихов Ф.Н.Липатова. В сельской библиотеке нам предоставили более 10 сборников автора: «Россия незабвенная» (2008 г.), «Души моей есенинская грусть» (2008 г.), «Череда волнующая слов» (2009 г.) и другие. (Приложение 7)

Его стихи вызывают восторг, восхищение, какую-то лёгкость, покой и необыкновенную радость. Феофан Николаевич - удивительный человек! Писать о нём одно удовольствие!

Таким образом, в творчестве автора мы проследили такие темы: тема семьи (песни, юморески, стихи о матерях, женщинах, детях), тема деревни (стихи, песни, отражающие любовь к своей малой родине), темы природы, любви.

Тема войны – одна из главных в творчестве нашего земляка, поэта и музыканта. Он не участник войны, но пишет так, словно прошёл её от начала и до конца. Так же убедительно говорит он от имени тех, кто навсегда остался на полях сражений.

В книге «Войны последняя гармошка», выпущенной в 2004 году, мы прочли стихи о Великой Отечественной войне, о ветеранах и участниках военных конфликтов.

В стихах о войне, Феофан Николаевич рассказывает о смелости и героизме русских солдат, которые отдавали свою жизнь для спасения страны. По его стихам можно понять, какая это была страшная война. Она принесла страдания и горе нашему народу. Сломала тысячи судеб, унесла миллионы жизней.

«От полка меньше роты осталось.

Не солдаты - сплошные бинты.

Только знамя полка колыхалось –

Значит, с честью мы все же на ты». [5,с.15].

2.4 Детский взгляд на войну

Нам захотелось узнать, а как подрастающее поколение относится к Великой Отечественной войне.

Объектом наблюдения стали учащиеся 2- 4 классов Неволинской школы, в возрасте от 8 до 11 лет.

Было проведено анкетирование:

1. Что такое Великая Отечественная война?

2. Знаете ли вы героев Советского Союза?

3. Как вы думаете, нужно ли знать имена героев, наших земляков?

4. Какие произведения о войне читали?

5. Читали ли вы произведения Ф.Н.Липатова о войне?

Результаты анкетирования:

На 1 вопрос: Что такое Великая Отечественная война? Оказалось, что 50% т.е 20 учеников 2-4 классов - не знают, что такое Великая Отечественная война, и только 50% (20 учеников) рассказали о событиях в годы войны и написали «война – это потери, горе, печаль, слёзы, гибель людей», «Это слово очень страшное, разрушительное и жестокое», «при слове война мы представляем грохот орудий, кровь, смерть, пожары». Мы не имеем права забывать об ужасах этой войны, не имеем права забыть и тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили. Мы должны интересоваться своим прошлым.

На 2 вопрос: Знаете ли вы Героев Советского Союза? Оказалось, что 70 % - 28 учащихся нашей школы не знают о Героях Советского Союза, 30 % опрашиваемых (в основном учащиеся 4 класса) перечислили несколько фамилий: Каменных, Сивков, Пономарёв и другие.

Мы решили подарить детям книги, рассказывающие о героях Советского Союза «Имена героев на карте Пермского края».

Интересен тот факт, что на 3 вопрос: Как вы думаете, нужно ли знать имена героев, наших земляков? все дети ответили утвердительно и написали следующее: «надо помнить историю нашей Родины», «это наша гордость» и т.д. Да, действительно люди должны помнить о героях, не только в памятные даты, но всегда. Каждое поколение должно знать героев и быть им благодарным за победу. Все ученики нашего класса 18 февраля написали письмо Ветерану, чтобы подарить 9 мая на Митинге.

На 4 вопрос: Какие произведения о войне читали? мы узнали, что только 10% , т.е 4 ученика - читали стихи или рассказы о войне, а 90% детей – 36 учеников начальной школы совсем не читали. С этим вопросом мы обратились к школьному библиотекарю Злобиной В.П., которая тоже подтвердила эти плачевные результаты: только 5 учеников школы брали книги о войне с сентября по март 2015 года. Мы зашли в сельскую библиотеку им. Ф.Ф.Павленкова и попросили ответить на этот же вопрос Олейник Н.В и узнали, что всего 6 человек прочитали книги о войне в течение этого периода. Для школьников в библиотеке оформлена выставка «Они сражались за Родину». Ребята приходят, смотрят иллюстрации в книгах, но не читают их! Наше внимание привлекла книга «За Родину!», в которой помещены 50 рассказов о Великой Отечественной войне различных авторов М.Зощенко, Л.Кассиля, Л.Пантелеева, А.Митяева, С. Алексеева, В.Воскобойникова. Живя в мире, нельзя забывать о войне. Давно прошло суровое военное время, но память о нём осталась. Память о невероятной силе духа, отваге и доблести.

Мы захотели узнать, а Кунгурские школьники в возрасте 8-11 лет читают ли книги о войне? Мы позвонили в детскую библиотеку им.Б.С. Рябинина. Нам ответила библиотекарь- Бабкина Нина Васильевна. Оказалось, что ученики городских школ прочитали несколько сотен книг о войне.

На 5 вопрос: Читали ли вы произведения Ф.Н.Липатова о войне? только

20 % , т.е 8 учащихся ответили в анкете, что знают нашего местного поэта и читали его произведения, а 80 % - 32 человека -незнакомы с автором и его стихами. Таким образом, было решено провести устный журнал «Поэт провинции уральской» и пригласить на встречу Ф.Н.Липатова. Праздник состоялся в сельской библиотеке 20 марта 2015 года. Дети рассказывали автору стихи о солдатах, воинах, ветеранах и празднике День Победы.

Таким образом, проведённые исследования позволили нам сделать вывод, что современные школьники недостаточно знают о Великой Отечественной войне, о подвигах солдат, а также мало интересуются военными событиями. По результатам анкетирования мы составили диаграмму. (Приложение 8)

Чтобы дети знали историю той страшной войны, о своих прадедушках и прабабушках, стоявших на защите своей Родины был составлен план мероприятий для учащихся начальных классов.

6 марта учащиеся нашего класса приняли участие на празднике для ветеранов в Доме культуры.

В апреле наш класс будет принимать участие в уроке нравственности «Нам жить и помнить подвиги дедов» в сельской библиотеке, в школьном мероприятии «Песни военных лет» с учителем музыки Корягиной Л.Ю., в конкурсной программе стихов «И слово ковало победу!», в конкурсе рисунков, иллюстраций и плакатов на тему «Дети войны игрушек не знали...» А учащиеся 3 и 4 класса примут участие в акции «Письмо прадеду».

Заключение

Мы познакомились с творчеством прекрасного человека – Феофана Николаевича Липатова. (Приложение 9)

В ходе работы я узнали много интересного о его нелёгкой жизни. Все его произведения написаны простым языком и понятны читателям любого возраста. Читать его стихи просто одно удовольствие!

Как хорошо, что в нашем селе жил такой талантливый и интересный человек. В своей работе мы постарались рассказать о том, что Ф. Н. Липатов - обыкновенный человек, с необыкновенной судьбой.

А всё-таки он был необыкновенный: и музыкант, и поэт, и композитор, и юморист, и сатирик! Ни дня без строчки не жил Феофан Николаевич! В своих произведениях автор он учил нас радоваться красоте поэтического слова и показал, что стихами можно рассказывать обо всём, что нас окружает, о том, что творится в душе.

Его произведения можно прочитать в областных литературных сборниках «Берёзовая каша» и на страницах нашей Кунгурской газеты «Искра» в разделе «Просёлки» и «Творчество читателей «Искры», в газете «Кунгур литературный». Феофан Николаевич - многочисленный победитель районных, краевых и российских конкурсов. Его стихи, особенно на военную тему, вызывают широкий общественный резонанс. Поэзия автора безгранична, она помогает найти ответы на все наши вопросы, помогает нам измениться, повзрослеть и многое понять в этой жизни.

От творчества Ф.Н.Липатова веет спокойствием, оптимизмом.

Таким образом, интересная поисковая и исследовательская работа помогла нам найти ответы на все наши вопросы, теперь мы знаем:

- Какие произведения написаны автором? О чём они?

- Какие сборники стихов изданы? Чем интересны?

Таким образом, всё что мы наметили в своей работе нам удалось выполнить с руководителем - Липиной Л.М.(Приложение 10)

Список использованных источников и литературы

1. Имена героев на карте Пермского края.

2. Край ты мой заветный- Пермь, Кн.изд-во, 2003.- 136 с.: фото.

3. Кунгур литературный Выпуск 1 (2) март 2014 г.

4..Липатов Ф.Н. Боготворю тебя, деревня! (стихи, песни, юморески) Кунгур, 2003.- 71 с. : фото.

5. Липатов Ф.Н. Войны последняя гармошка -Кунгур 2004.- 64с.

6. Липатов Ф.Н. Плачущие кони: стихи разных лет/ Ф. Липатов.- Кунгур, 2005.- 80 с.

7. Липатов Ф.Н. По грибы не ходит кошка (стихи)/.- Кунгур, 2007.- 23 с.

8. Литературная карта Кунгурского муниципального района/ МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»; отв.за выпуск: А.А.Шемелина; сост. А.А.Мехрякова, Е.А.Торсунова. – Кунгурский район, 2012, -545 с.: фото.

9. Литературно- экологический журнал школьников «Слово» Кунгурского района № 3 – 4, 2005 год.

10. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:

80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд.,/ дополненное. –М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 стр.

11. Рукописный альбом «И просится рука к перу».

12. Рукописный альбом «Наши поэты».

13. Сайт автораfeofan-lipatov.narod.ru paskudio.wordprees.com

14. Сберечь будущее // Новости Кунгурского края от 13.01.2015 г.

15. Я вырос среди родников и полей // Искра, 13.03.2014 г.

Список приложений

  1. Встреча с кунгурским писателем Валентином Раппом.

2. В процессе исследования: знакомство с книгой «Литературная карта Кунгурского района» в сельской библиотеке.

3. Объект исследования: поэт, писатель, музыкант – Ф. Н. Липатов.

4. Встреча с местным поэтом Ф.Н. Липатовым в сельской библиотеке

5. Подарок от автора: сборник стихов «Мир природы интересен».

6. Музыкант и композитор Ф.Н.Липатов.

7. В процессе сбора информации: изучение сборников Ф.Н.Липатова.

8. Диаграмма по результатам анкетирования учащихся начальных классов Неволинской школы.

9. В процессе исследовательской работы: чтение стихов в книге «Войны последняя гармошка».

10. ???В процессе исследовательской работы: беседа с руководителем- Липиной Л.М.

Приложение 1

Встреча с кунгурским писателем Валентином Раппом

Приложение 2

В процессе исследовательской работы:

знакомство с книгой «Литературная карта Кунгурского района»

Приложение 3

Объект исследования: поэт, писатель, юморист, сатирик – Ф.Н.Липатов

Приложение 4

Устный журнал «Поэт провинции уральской»

с учащимися 2 и 3 классов

Мы за мир!

Приложение 5

Подарок классу от автора: сборник стихов

«Мир природы интересен».

(20 марта 2015 г.)

Приложение 6

Музыкант и композитор - Ф.Н.Липатов.

Приложение 7

В процессе сбора информации: изучение сборников автора

в сельской библиотеке им. Ф.Ф.Павленкова

Приложение 8

Диаграмма по результатам анкетирования учащихся начальных классов

1. Что такое Великая Отечественная война?

50% учеников 2 -4 классов (20 человек) не знают, что такое Великая Отечественная война,

50% - 20 учеников рассказали о событиях тех страшных лет.

  1. Знаете ли вы героев Советского Союза?

70% - 28 учащихся не назвали героев,

30 % - 12 учащихся (4 класса) назвали

3. Как вы думаете, нужно ли знать имена героев, наших земляков?

Да- 100%

Нет – 0%

4. Какие произведения о войне читали?

10% - 4 учащихся читали стихи, рассказы о войне.

90% детей – 36 учеников совсем не читали

5. Читали ли вы произведения Ф.Н.Липатова о войне?

20 % - 8 учащихся знают нашего местного поэта и читали его произведения,

80 % - 32 человека не знакомы с автором и его стихами.

Приложение 9

В процессе исследовательской работы: изучение стихов по книге Ф.Н.Липатова «Войны последняя гармошка»

В процессе исследовательской работы:

изучение материалов о жизни и деятельности Ф.Н.Липатова

в сельской библиотеке.

Приложение 10

В процессе исследовательской работы: обсуждение с руководителем Липиной Л.М плана предстоящей работы. (ноябрь 2014 года)

30

30