IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

УНИКАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ XVIII ВЕКА – ПЕТРОВСКИЙ ДОК И ТАЛАНТЛИВЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ.
Коваль О.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


    Введение.

Ф2.

Ф2.

Я долго выбирал тему для конкурса, ознакомился с условиями и пришел к выводу, что предметом исследования может стать значимое событие из истории моего родного края. Я живу в Кронштадте - городе морской и воинской славы. С самого раннего детства бродил по родным улицам, наблюдая повседневную жизнь кронштадтских моряков, рабочих старейшего в России судостроительного и судоремонтного завода.

Ф2.

Здесь жили и сейчас продолжают жить потомки строителей, военнослужащих, людей разных профессий, связанных с морем.

Все военные и гражданские сооружения Кронштадта, памятники науки и техники, созданные на острове Котлин и сохранившиеся до наших дней – дело рук многих поколений. Началом грандиозного строительства послужил указ Петра Великого от 18 мая 1704 года первому коменданту форта Кроншлот полковнику Тимофею Трейдену: «держать оборону сия места, аще случится, хотя до последнего живота, яко наиглавнейшее дело».

Пётр I вынашивал грандиозные планы строительства на острове Котлин морской крепости, каналов, гаваней, пристаней и доков, получше «англицких» и голландских.

Ф3.

Карта, начертанная самим Петром I, утвержденная им в 1721 г. На ней нет улиц, домов, но намечены гавани, пристани и форты.

II.Основная часть. 1. Идея постройки уникального сооружения.

В своей работе я хочу описать одно из уникальнейших изобретений, созданных на острове Котлин в начале XVIII в.

Система доковых сооружений, способная в короткий срок отремонтировать сразу несколько крупных морских судов, ныне известна как "Док Петра Великого в Кронштадте".

Многие памятники XVIII в. со временем были утеряны или перестроены до неузнаваемости. Док Петра Великого вынес бремя тяжких испытаний: революции, войны, послевоенную разруху, но все еще не утратил первоначального назначения. Петровский док сейчас не функционирует, хотя поражает нас масштабами и уникальностью.

Ф5.

Ф9.

Ф7.

Ф8.

Доковая система: - это канал (Ф4,Ф9), док (Ф8), овраг, бассейн (Ф5), плотина, раздвижной мост (Ф6), маяк (Ф7).

Ф4.

Ф6.

Ф6.

К 1718 году Кронштадт стал главной военно-морской базой России (Ф11). Здесь были оборудованы по последнему слову техники мастерские, первоклассные гавани, военный порт. Но Петра очень беспокоило отсутствие на Балтике вместительного дока, в котором можно было бы строить крупные корабли и ремонтировать их подводную часть.

Царь посетил старинные морские державы мира – Англию, Францию, Голландию, ознакомился с устройством доков этих стран. Его не удовлетворили результаты поисков. Сравнительно малые по размерам европейские доки действовали по принципу приливов и отливов. Ждать до начала ремонта приходилось более месяца.

Ф10.

Ф11.

Ф13.

Ф12. Ф13.

России требовались доки, способные за краткий срок отремонтировать корабль, поэтому Петр решил построить принципиально новый док: больший по размерам и быстро осушаемый (Ф10). Замысел был гениален, прост и логичен.

Ф14. Ф13.

Ф15. Ф13.

Ф16.

Желая соединить все Кронштадтские доки в одно целое, Петр решил перерезать весь остров четырьмя каналами. Судно, прибывшее на ремонт, вводилось по каналу в бассейн, из него – в один из шести доков. Если требовался ремонт днища, то из дока откачивалась вода.

Весной 1719 г. начали рыть канал от южного берега к центру строящегося военного порта. Крепостные, работные люди гибли тысячами. Именно при строительстве крепости родилась песня «Эй, ухнем!» (Ф17).

Ф17.

Она стала гимном труду подневольных людей.

Ф18.

К декабрю 1721 г. работы были завершены. Зимой 1724 г. в небывало короткие сроки отремонтировали сразу 9 кораблей.

Смерть Петра Первого 25 января 1725 г тяжелым ударом отразилась на строительстве сооружений на о. Котлин. До своей смерти царь сам руководил всеми делами, а теперь неопытные адмиралы не могли толком ничего построить. Работы на острове Котлин приостановились.

2. Талантливые мастера.

С воцарением Анны Иоанновны и с возвращением столицы в Петербург в январе 1732 г. оживилось строительство на берегах Невы и в Кронштадте. Был приглашен опытный, талантливый иностранец инженер-фортификатор Иоганн Людвиг фон-Люберас (1687-1752). Он обучался во Франции, служил шведскому королю, затем перешел на службу России. Люберас жил в Доме Моряков и занимал те же комнаты, что и живший до него “арап Петра Великого” - Ганнибал.

Ф17.

14 июля 1739 г. он был откомандирован для осмотра и исправлений крепостей в Кронштадте. На него возлагалось секретное поручение: укреплять окрестности столицы, в частности, Кронштадт, вследствие слухов о военных передвижениях шведов. Люберас тотчас же приступил к съемке и описи части Финского залива, между Кронштадтом и Выборгом. Вскоре он закончил строительство канала.

Иоганн Людвиг фон-Люберас

Главная заслуга И.Л.Любераса – укрепление и устройство Кронштадтской крепости и порта — памятники истории, которые лучше слов говорят о его плодотворной деятельности.

И.Л.фон Люберас

Значительную роль в строительстве канала сыграл Андрей Константинович Нартов (1693—1756) — русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Родился в Москве 28 марта 1693 года.

А.К.Нартов

С 1709 года Нартов работал токарем в Московской школе математических и

навигацких наук.

Ф19.

В1712г. Пётр I вызвал его в Петербург, где определил, как высококвалифицированного специалиста, в собственную дворцовую «токарню». В конце 1718 г. послан царём в Пруссию, Голландию, Францию и Англию для усовершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и

математике».

По возвращении из-за границы Пётр Великий поручил ему заведовать своей токарней, которую Нартов расширил и пополнил новыми машинами. Отношения механика к Петру были очень близкими. После смерти Петра I Нартов отстранён от двора. В 1726 году именным указом направлен в Москву на монетный двор, который находился в то время в чрезвычайно запущенном состоянии. Нартову удалось наладить технику монетного дела. Позже он был вызван из Москвы в Петербург в академию «к токарным станкам», для заведования учениками токарного и механического дела.

В 1754 г. был произведен в генеральский чин статского советника.

Талантливый изобретатель скончался в Петербурге 16 апреля 1756 г. После его смерти остались крупные долги, т. к. он вкладывал много личных средств в научно-технические опыты.

Виртуоз токарного дела, механик-изобретатель руководил изготовлением приспособлений, облегчающих людской труд. Это и машины для шлифовки камня, и грузовой транспортер и многое другое.

3. Грандиозное событие – док Петра Великого открыт!

Ф20.

Поистине уникальными были разработанные в чертежах три пары двойных шлюзовых ворот – главный механизм дока-канала (Ф20). Ворота надежно перекрывали воду, были прочны и легки в управлении, прослужили многие десятилетия. Существование Петровского дока во многом обязано таланту А.Нартова.

Ф21.

В октябре 1751г. док – канал, общая длина которого около 3 километров, был закончен (Ф21). Его официальное открытие состоялось 30 июля 1752 года. По этому случаю в Кронштадт прибыла вся петербургская знать во главе с императрицей Елизаветой Петровной, иностранные послы, ученые, инженеры, писатели, адмиралы, техники из многих европейских государств.

Ф22.

30 июля док освятили. Подняв за рукоять щиты шлюза, Елизавета Петровна повелела именовать канал именем Петра Великого (Ф22). Первый корабль вошел в док 1 августа 1752 г. Иоганн фон Люберас присутствовал при торжественном открытии шлюза. Елизавета возложила на него орден св. Андрея Первозванного.

Люберас, завершив главное дело свой жизни, через неделю умер. А его детище служило людям более 260 лет.

Ф23.

Вот как действовала вся система: суда заводились в док-канал (до 12 кораблей). Осушение самого дока-канала происходило всего за сутки. Ворота и шлюзы открывались, канал наполнялся водой из моря. Корабль заводили в док, запирались ворота и шлюзы, разъединялось сообщение канала с морем и находящуюся в доке воду спускали через овраг в доковый бассейн, канал осушался и можно было начинать ремонт.

Ф24

Ф24.

Для ускорения откачивания воды в 1774 г. в Кронштадт из Шотландии доставили чугунные части «огнедействующей машины» - 1811 деталей весом 88 тонн. После отъезда англичан выяснилось, что отсутствуют чертежи. Русские умельцы сами по деталям собрали машину, а 8 июня 1777 г. пустили в ход. Это была первая паровая машина в России и одна из первых больших машин в Европе. Так, Кронштадт стал пионером промышленного применения пара в стране. Паровая машина действовала в течение 75 лет.

Кронштадтская система доков – уникальное гидротехническое сооружение. В первой половине XVIII в. Европа не имела сооружения, которое могло бы соперничать со знаменитым Петровским доком. В этом отношении Россия намного опередила морские державы западной Европы.

Построенный в XVIII веке, Петровский док пережил не мало потрясений: революции, войны, восстания матросов, природные катаклизмы. Доковая система всегда была неразрывно связана с судьбами людей, событиями всей страны. Можно сказать, что в этом сооружении отражена история моей Родины. Док прошел через века, не утерял своего достоинства. Время не тронуло древнее сооружение. Оно охранялось как наиважнейший объект города. Доковая система, а вместе с ней и Морской завод заслужили общественного внимания, защиты, ведь это наше народное достояние. Пусть люди услышат голос погибающего памятника человеческому труду. Давайте вместе поборемся за возрождение шедевра, созданного в XVIII веке, в полную силу работавшего в XIX и XX веках. Это стоит немалых усилий, но оставить такое сооружение на произвол судьбы – значит потерять историю страны. Такого исхода, безусловно, нельзя допустить. Я искренне надеюсь, что мой призыв будет услышан.

III.Заключение.

Список литературы:

Ф25. Ф26.

  1. Винокуров И.П. «Кронштадт. Краткий путеводитель», Лениздат, 1953г.

  2. Выписка из ведомости Кронштадтского порта, часть 1, стр.11, №360

  3. Газета «Известия Кронштадтского совета», 1920г., 2 сентября

  4. Газета «Рабочий Кронштадт», 1945г., 2 сентября «Петровский док», Шубин С.

  5. Газета «Рабочий Кронштадт», 1972г., 29 июня, «Приумножая славные традиции»

  6. Гизе М.Э. «Нартов в Петербурге», Лениздат, 1988г.

  7. МИРФ, т.7, СПб, 1873г., стр.285.

  8. Петров Г.Ф. «Кронштадт», Лениздат, 1971г.

  9. Рагозин Э.Б., Майоров И.К. «К истории Кронштадтского Ордена Ленина Морского завода», Лениздат, 1958г.

  10. Розадеев Б.А. «Кронштадт. Архитектурный очерк», Лениздат, 1977

  11. Тимофеевский Ф.А. «Краткий исторический очерк двухсотлетия Кронштадта», изд. «Кронштадтский вестник», 1913г.

  12. Шелов «Исторический очерк крепости Кронштадт», Кронштадт, 1904г.

Фотографии к тексту работы:

Ботордо-шлюз, перекрывающий воду в доке-канале. Автор изобретения – А.К.Нартов.

1.

Морской Никольский собор. Главная достопримечательность Кронштадта. Находится на Якорной площади. Географический центр старого города.

2.

2.

Карта о. Котлин, начертанная самим Петром Первым в 1721г., на которой мы видим планы царя по строительству крепости на острове Котлин.

3.

Док­овый канал. Проходит вдоль Усть-Рогатки южного берега острова. Прямо перед нами Ботордо сухого дока и разводной мост. Длина канала около 2 км. Здесь корабли проходили в док для ремонта.

4.

Доковый бассейн, принимающий воду из самого дока.

5.

Разводной мост. Уникален тем, что его металлическая конструкция отводится в сторону в специально подготовленную нишу.

6.

Вид на Кронштадтский маяк, который находится на Усть-Рогатке, предназначенной для стоянки кораблей.

7.

8.

Крестовина сухого дока, куда заводились большие и малые суда. С правой стороны небольшой наклон (38º), чтобы вода самотеком уходила через овраг в бассейн. Док осушался за несколько часов и был доступным для ремонта кораблей. Аналогов такого сооружения Европа еще не знала.

Вид на военные корабли, Кронштадтский рейд и старейшую Петровскую гавань, способную принимать большие суда.

9.

Старинный план, на которой представлена схема расположения Кронштадтских гаваней. Здесь хорошо просматривается доковая система.

10.

Гравюра XVIII века с изображенными на ней крепостными сооружениями, кораблями и гаванями.

11.

Старинные фотографии из дарственного альбома Николаю I. Вид на Морской Никольский собор с

севера и с запада. Хорошо виден доковый овраг, заросший деревьями и кустарниками. А по дну оврага видна вода, вытекающая из дока.

12.

13.

Бассейн Петровского дока. Вид сверху.

Архивные фотографии 2004 года.

14.

15.

16.

Старинная гравюра, отображающая планы Петра I: «Разрезать остров на каналы и установить в центре Великую башню…» Мы видим главный канал

доковой системы. Что же касается мечты царя

сделать на острове каналы, подобно Венеции, то ей просто не суждено было осуществиться.

13.

16.

Картина, изображающая крестьян-рабочих, присланных из разных губерний, которые в нечеловеческих условиях создавали будущую неприступную крепость.

17.

18.

«Корабли на рейде Кронштадта». Картина неизвестного художника.

Гравюра, изображающая токарный станок, изобретенный А.К.Нартовым. Впервые

задействован на строительстве дока в Кронштадте.

19.

Главный механизм Кронштадтского дока – шлюзовые ворота. Открывались для

пропускания внутрь дока судна, требовавшего ремонт.

20.

Нижняя часть сухого дока, заполняющаяся водой при входе корабля на ремонт и установке его на стапеля.

21.

23.

22.

24.

Памятная табличка, установленная в честь

открытия Петровского дока в 1752 году.

Одна из ветвей обводного канала.

Бассейн Петровского дока. Фото 2004 года.

25.

Ветвь канала, проходящая вдоль цехов

Морского завода.

26.

Старинная фотография обводного канала

(XIX век). Вдали виден деревянный

Андреевский собор.

Примечание.

Фотографии №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 25 сделаны непосредственно участником конкурса Ковалем Олегом Вадимовичем.

Рисунки, карты, схемы и фотографии XIX века №№ 3, 10, 11, 12, 14, 16, 19 взяты из архива Шлендовой Майи Александровны.