IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАЛИЧНИКИ И СТАВНИ СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ
Кичигина П.М.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Настоящим искусством русского народа можно назвать резные наличники для окон (особые оконные обрамления, где используется резьба по дереву), резные ветровые доски с красивой резьбой (вдоль сторон крыши) и резные полотенца, украшенные замысловатой резьбой по дереву (расположенные на торце сруба). В различных областях мастера резьбы по дереву обладают и ценят традиции производства этой красоты. Традиции резьбы по дереву на домах и изготовление резных узоров уходят своими корнями далеко в прошлое и имеют свое значение. Так животные, природа и люди — это не просто узоры, - это повествование из древней истории для настоящего и будущего поколения. Данная традиция сохранилась даже в период Советского Союза, когда на геройских домах возникли красные звезды.

В наше время лишь на древних домах можно увидеть резные полотенца, когда резные наличники и ветровые доски используются резьбой и поныне. Поскольку, как бы там ни было, эти элементы выполняют свою роль. Резные наличники в деревянном доме помогут при усадке, а ветровые доски с красивой резьбой защитят от лишней влаги стены сруба, поскольку отведут от них дождевой поток. Сейчас специалисты по резьбе по дереву изготавливают подобные резные украшения под заказ. Часто используются в наше время резные вензеля и монограммы, напоминающие традиционные рисунки, а значит — традиция резьбы на дереве не потеряна. Дом обретает историю семейства, которое в нем проживает. А к этому мы и стремимся, когда строим дом для своей семьи, свой очаг, что практически не реально в городской квартире.

II. Цель, задачи, методы, гипотеза

Цель моей работы: определить особенности домовой резьбы своей местности.

Задачи:

1. Проанализировать гипотезы возникновения домовой резьбы в России.

2. Рассмотреть элементы домовой резьбы

3. Изготовить элемент резного наличника своими руками.

Гипотеза: ставни и наличники несут не только декоративную функцию. но и охранную.

Методы исследования

Теоретические:

-анализ

-синтез

-восхождение от абстрактного к конкретному

Эмпирические:

-наблюдение

-сравнение

III. Основная часть

3.1 Обзор теории происхождения наличников и ставень

Еще с древних времен русский человек украшал окна своих жилищ наличниками и ставнями. Перед тем как начать изучать наличники, нужно было узнать их происхождение и собственно ответить на вопрос:

«Почему люди стали украшать окна домов наличниками и закрывать окна ставнями?»

Ответить на этот вопрос однозначно и точно не возможно. Так как вернутся с вами назад, мы не можем. Существует несколько теорий возникновения наличников и ставней. Первая и, наверно, самая реалистичная теория:

Языческая

Традиция украшать окна или «очи» своего дома резными наличниками возносится к самым древним и языческим временам, когда каждый знак, сделанный человеческими руками, наделяется особыми магическими силами.

Наделяя простые знаки чем-то магическим, человек охранял свои дом, свою семью от разной «нечести» и злых духов. Взывал к богам с просьбой о помощи, например, о плодородном годе или обильных дождях.

Резные наличники - это как раз одни из магических знаков, которые человек наделил особой способностью защищать свой дом, своих родных от злых духов и темных начал. Считалось, что определенные вырезанные на дереве орнаменты и фигуры оградят дом и их хозяев от всего злого.

Вторая теория связанна с повторением европейских каменных статуй. Итак, вторая теория:

Европейская

Эта теория тесно связанна с победой над «великой» наполеоновской армией. То есть когда в XIX «русский мужик» вернулся из Европы, он захотел повторить то, что было вырезано из камня. Повторить увиденное. Но поскольку камня в России не хватало, да и мастеров каменного дела было не так уж и много, русские люди решили повторить увиденное на дереве, которого было в избытке.

Да и полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники- это не исконно русская традиция.

Третья теория предполагает, что вся домовая резьба появилась из Поволжья где с старинных времен жили корабельщики украшавшие свои корабли разными резными орнаментами. Теория третья:

Корабельная

С развитием судоходства в Поволжье русский человек стал украшать свои корабли резными орнаментами и деревянными фигурами.

И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные (и невиданные в других регионах) фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.

Суть четвертой теории заключается в том, что вся резьба по дереву- это отголоски церковной деревянной резьбы. То есть четвертая теория:

Церковная

Это теория утверждает, что вообще первые кто стали украшать свои дома резными орнаментами стали отошедшие от церковных дел труженики. То есть все орнаменты - это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе.

Факты говорят — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?

Вот наверно и все теории происхождения наличников и ставней в нашей жизни. Так как ответить на мой вопрос ни один источник точно не смог, то я думаю все теории имеют место быть в моей работе, поскольку любая из этих четырех теорий подходит к каждому региону нашей необъятной страны. Ответ на мой вопрос где-то между них.

3.2 Элементы резьбы деревянных домов

Поскольку в жизни русские люди часто сравнивали перед дома с лицом человека, то и элементы резьбы деревянного дома назывались соответственно человеческому лицу.

Итак,

Чело — челом называли собственно фасад дома, всю его лицевую часть;2. Очелье — верхняя, треугольная, часть дома. Иногда встречается также название Начельник. В архитектуре эта же часть зовётся фронтоном (если отделена карнизом от предыдущего этажа) или щипцом (если не отделена, как здесь);3. Причелины — доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, а также доски, закрывающие торцы брёвен, из которых сложен сруб. Их же называют крыльями, или косицами;4. Подзоры— они же малыеподкрылки, они же полотенца, они же серёжки, они же зовутся и фризом — по некоторым источникам главное украшение избы: богато украшенный карниз отделяющий сруб избы от чердака;5. Чердачное окно — окно нежилого помещения, расположенного над жилым;6. Полица — надлом крыши, её выполаживание. Полица изначально делалась узкой, и была призвана обеспечить отвод воды от стен дома;7. Наличник, или, как говорят на юге — обналичник, или, что на мой взгляд очень интересно, лиштва по -украински. Обрамление оконного или дверного проёма.8. Завалинка, или приизба — насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома, служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Весной открывается для проветривания подпола.9. Террасноеокно — окно террасы или веранды. Как правило одинарное (в одно стекло) сегментированное окно, призванное защитить от дождя и ветра. Такие окна появились существенно позже, чем все остальные элементы фасада.10. Веранда — частный случай террасы: неотапливаемое помещение пристроенное к жилому дому.

Значительное количество резных деталей связано с украшением верхней части дома, то есть его щипца (фронтона), который всегда украшался наиболее пышно. Характер деталей обусловлен типом конструкции кровли.

Более подробное расположение деталей можно рассмотреть на рисунке (приложение 1 )

3.3 Технология производства

В свое работе я использовала сквозную резьбу.

Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически ,то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом является электролобзик.

При способе прорезной резьбы удаляют фон. При сочетании этой резьбы и, например, геометрических фигур или различной рельефной резьбы, создается впечатление воздушности изделия. Так как она достаточно проста в работе, прорезную резьбу используют с древних времен. Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной. Широкое распространение прорезная резьба со всеми подвидами получила потому что, по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она более проста, а также готовое изделие выглядит достаточно красиво. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.

Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

Домовую резьбу чаще всего выполняют пилением и сверлением. Обычно изделие не шлифуется и ямки не затираются, поскольку в основном домовую резьбу оценивают издалека, не приближаясь к дому. Но все - же многие столяры пытаются выполнить эту работу как можно чище и аккуратнее.

Отверстия в заготовке просверливают и прорезают в основном круглыми стамесками. Размер их зависит от того в каком месте изделия должно быть отверстие.

Черновую обрезку выполняют плотно к орнаменту. Чистота черновой и чистовой обрезки зависит не только от умения работать инструментом, но и его остроты. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто.

Пропиливают детали в такой последовательности:

  1. Просверливают в изделие отверстие

  2. Вставляют в него лобзик или ножовку

  3. Пропиливают детали по нанесенным рисункам

Накладная резьба — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.

IV. Практическая часть

4.1 Инструменты XIX в. и работа ими

С давних пор основным строительным материалом на Руси была древесина. Для такого выбора было несколько причин: деревья распространены по всей территории государства, материал легко обрабатывается, обладает хорошими теплоизоляционными свойствами.

Исходя из особенностей строительного материала, подбирался и необходимый набор инструментов. Универсальным, а в старину и единственным орудием мастера бал топор. С помощью одного только топора мастер не только мог срубить всю избу, но и оформить полки, лавки, косяки, рамы, двери. Все доски ранее тесали топором, раскалывая целый ствол дерева, отсюда и название материала – тес.

В конце XIX начале XX вв. набор инструментов значительно расширился: появились пилы, струги, долота и стамески, коловороты и различные сверла. Для распилки бревен применяли поперечные пилы, а для распиловки бревен на доски применяли пилы с косой нарезкой зубьев. Эти пилы получили повсеместное распространение на Руси с середины 19-го века. В набор инструментов входили также сверла – центровка и коловорот - для проделывания разного размера отверстий в обрабатываемом материале, долота и стамески для выбирания различных прямоугольных отверстий различной глубины. Длля выравнивания досок использовались также струги и скобели, которые позднее заменились рубанками и фуганками для более тщательной отделки. Стругами и скобелями очищали также бревна от коры. Рубанок–шерхебель от немецкого слова Hobel «рубанок».

Дословный перевод с немецкого(острый рубанок)применяется для грубого строгания древесины.

Рубанок (струг) – применяется для вторичного более чистого строгания.

Фуганок от немецкого слова Fuge – «паз в доске, выстроганный особым рубанком». Русское название – равнило. Используется для окончательной обработки древесины, а также для выравнивания плоских поверхностей и торцов.

Рубанок – цинубель (от немецкого Zahnhobel – «рубанок с зазубринами»). Применяется для строгания деталей0 подлежащих склеиванию.

Рубанок – зензубель название произошло от немецкого слова Simshobel – «рубанок для выделки карнизов». Этот рубанок имеет также и русское название «фальцовка». Используется для отборки четвертей и фальцев.

4.2Инструменты XXI в. и работа ими

Современный спектр инструментов для столярных работ огромен. На помощь мастеру кроме ручных инструментов пришли электроинструменты и электрифицированные станки. Все зависит от квалификации мастера, и его финансовых возможностей. В нашем распоряжении были: деревообрабатывающий станок, сверлильный станок ( который с успехом может заменить электродрель) с набором перовых свёрёл, электролобзик и ленточная шлифовальная машина. Вот весь набор необходимых инструментов для начинающего мастера домовой резьбы.

4.3 Проектирование и изготовление элемента резьбы

Поскольку мне стало интересно узнать, действительно ли легко изготавливать наличники, то я решила сделать наличник своими руками.

Для этого я изготовила эскиз элемента, который нашла в электронном журнале орнаментов «Народное творчество» ( приложение 2), а также разработала сама для боковых и нижней части моего окна.

В нашей школьной мастерской мой руководитель обработал деревянные доски, которые мы взяли для основы наших наличников ( приложение 3 ). После этого переложила свои трафареты на обработанные доски и перевела при помощи карандаша (приложение 4). Для того чтобы пилка лобзика смогла прорезать дерево я использовала сверлильный станок и перовые сверла ( приложение 5 ).

После этого я закрепила изделие на верстаке. Аккуратными движениями я с помощью учителя выпиливала электролобзиком все детали резьбы (приложение 6). Через полчаса я уже смогла выпилить элементы и без помощи учителя. Работа над резьбой заняла около 2 дней, и уже как испытанный данным делом человек, могу сказать, что это довольно кропотливый процесс, если вы тоже решили сделать такое прекрасное украшения для окна, то для первого раза нужно выбирать более крупные детали, поскольку «мелочь» очень трудно выпиливать.

Следующим моим действием была обработка- зашкуривание. После всех этих этапов мы с руководителем, при помощи шуруповерта и шурупов, прикрепили детали на основной наличник.

Я поняла, что делать красивые узоры на наличниках можно выполнить очень просто, нужно лишь иметь желание и трудолюбие. Готовый элемент наличника я решила использовала для украшения окна бани моей бабушки (приложение 7).

V. Заключение

В заключение хочу рассказать о наличниках своей деревни. Наше село всегда славилось мастерами разных ремесел и даже в XXIв. люди, живущие в нашей деревне никогда не оставляют свои дома без наличников. Конечно, в наше время дома украшают не так пышно и роскошно, как раньше, но все же, есть и такие дома, у которых наличники и ставни выделяются (приложение 8).

Поскольку у дома выявляется много разных черт похожих на человеческие ,сразу понимаешь, что те дома, у которых стоят пластиковые окна, и нет даже наличников, теряют свое лицо и свой вид. К сожалению, бывают и такие дома (приложение 9). Очень бы хотелось, чтоб наличники вернулись.

Понятно, что современные люди уже не так заботятся о красоте своего дома, не пытаются сделать так, чтоб их дом выделялся среди сотен других. Я думаю, что вскоре наличники уйдут в прошлое, и мы забудем о том, как же красивы были наши дома.

VI. Приложение

Приложение 1:

Приложение 2:

Приложение 3:

Приложение 4:

Приложение 5:

Приложение 6:

Приложение 7:

Приложение 8:

Приложение 9: