IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Котаев В.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

I.Предисловие

Игра - величайшее чудо из чудес, которое на протяжении всей истории человеческого общества является отражением различных сторон жизни и культуры народов.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. Игра издавна привлекает к себе внимание собирателей фольклора, прогрессивных педагогов, этнографов, искусствоведов.

Таким образом, цель данной работы - выявление общих черт и отличительных особенностей детских, юношеских игр и развлечений у народов Северной Осетии

Актуальность заключается в возрождении народных игр и их использование в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Изучить, обобщить, систематизировать и проанализировать учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

  2. Показать, что детские, юношеские игры и развлечения являются неотъемлемой частью национальной культуры.

  3. Провести сопоставительный анализ особенностей игр.

  4. Игра - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

В истории физической культуры нашей страны особое место занимают национальные игры. В них отражаются все характерные черты народа. Посредствам игр у молодежи воспитывались и развивались физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием и ряд других качеств, необходимых в бою и трудовой жизни народа. Создателем и хранителем народных форм физической культуры, как правило, всегда выступал трудовой народ.

Великие русские революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, а также другие прогрессивные деятели считали национальные игры средством развития физических и моральных сил народа.

В истории физической культуры Северной Осетии осетинские национальные игры занимают особое место и своими корнями уходят в далекое прошлое.

Физическому воспитанию подрастающего поколения должно уделяться большое внимание. Физкультура и спорт, а также народные игры воспитывают у молодежи жизненно необходимые двигательные и физические качества, а также чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность и гуманность, т.е. имеют большое значение в формировании его физических и моральных качеств.

Научные исследования подтверждают, что здоровый образ жизни, регулярные занятия спортом позволяют человеку многие годы поддерживать высокую работоспособность, творческую активность, отдаляют старение организма на 10-15 лет. У людей, занимающихся физической культурой, почти на четверть ниже потери рабочего времени из-за заболеваний.

II. 2.1. Игры для детей дошкольного возраста

Основной задачей дошкольных учреждений является воспитание здоровых, бодрых и жизнерадостных детей. В практическом осуществлении этой задачи ведущее место занимает физическое воспитание. В детских садах используются различные средства физического воспитания, однако первостепенное значение имеют детские игры, посредством которых решаются задачи укрепления здоровья, закаливания детского организма и увеличение его работоспособности.

В детском саду имеются четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная. Осетинские национальные игры опробовались в нескольких детских садах, во всех возрастных группах. В результате установлено, что опробованные национальные игры наиболее положительно воздействуют на организм ребенка, прежде всего подготовительной и старшей групп, меньшее количество игр отводится детям среднего и младшего возраста.

Т.к. дети этого возраста любят прыжки на двух и на одной ноге. В этом отношении очень хороша игра «Гаккырис», только с упрощенными правилами, то есть не толкать сидящего в кружке, а только коснуться ногой. В подготовительной группе можно использовать все рекомендуемые осетинские игры для 1−2 классов с небольшими изменениями. Например, «Бег к реке» −игра очень интересна и увлекательна для всех возрастов. Ребята детского сада не всегда могут быть у речки или у водоема, поэтому воспитатель, вместо речки, может положить таз с водой, в который кладутся камни. С определенного расстояния дети по 5 человек (чтобы не было толкотни у «речки») по сигналу воспитателя бегут к «речке», берут камень и возвращаются к финишу. Чтобы вызвать больший интерес к игре, камушки можно покрасить в разные цвета, а играющим давать задание принести камень определенного цвета и т.д.

2.2. Игры для учащихся младшего школьного возраста.

В этом возрасте дети владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) еще недостаточно совершенно, но тем не менее дети испытывают большую потребность в движении. Поэтому подвижные игры связанные с естественными движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте происходит более эффективно при игровой форме занятий, т.е. с использованием подвижных игр. Лучше, если в числе используемых игр буду те, которые известны детям.

С большим интересам дети 1-3 классов играют в игру «Гаккырис», основные движения в игре – подскоки на одной ноге, этим достигается развитие мышц ног, кроме этого в игре вырабатываются выдержка, находчивость, способность противодействовать, сопротивляется силе толчка, вырабатывается равновесие. Игра малоподвижна, нагрузка на организм не значительна. В игре можно регулировать нагрузку, увеличивать или уменьшать за счет увеличения числа водящих. Хорошей игрой с речитативом для этого возраста является «Агылата».

Игры с прыжками нужно использовать в упрощенном виде, т.е. из 10 прыжков с различными вариантами в возрасте 7-9 лет в этой игре можно использовать только первые шесть, они несложны и с большим удовольствием выполняются детьми. По содержанию эта игра проста, но интересна, с умеренной физической нагрузкой, хорошо способствует развитию мышц опорно-двигательного аппарата, развивает прыгучесть, скорость в беге и расчетливость.

2.3. Игры для детей 10-12 лет.

Дети этого возраста обладают большой устойчивостью в работе сердца, увеличивается емкость легких, хотя дыхательная система недостаточно развита. Мышечная система начинает крепнуть, однако силовые данные недостаточно развиты, поэтому организм мало подготовлен к длительным силовым напряжениям. Младшие подростки любят игры, в которых каждый может наилучшим образом показать свои личные возможности. Им нравятся более сложные игры со строгими правилами.

Из числа опробованных игр для этого возраста рекомендуются следующие: «Отгадай», «Бег к реке», «Лук и стрела», «Ямочки», «Перетягивания веревкой», «Журавли», «Вытолкни плечом из круга».

2.4. Игры для учащихся среднего школьного возраста 13-15 лет.

У детей этого возраста происходит ускоренный рост, особенно быстро растут кости ног и рук, вследствие чего незначительно нарушается координация движений. Происходит окостенение хрящевых тканей, уменьшается подвижность в сочленениях, увеличивается объем, развивается сила. У подростков этого возраста особый интерес вызывают занятия такими видами физических упражнений, где можно проявить самостоятельность, творчество, инициативу, чувство коллективизма, товарищества, показать свои умения и знания.

Мальчики в этом возрасте любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта, их интересуют командные игры, особую любовь они проявляют к военизированным играм на местности. В этом возрасте можно широко применять соревнования по подвижным играм, как индивидуальные, так и командные, в которые бы включались такие элементы, как борьба, сопротивление, метание, прыжки, лазание, преодоление различных препятствий.

Для детей среднего школьного возраста можно рекомендовать следующие осетинские игры: «Чука», «Метание палок», «Деревянный шарик», «Ямочки», «Выиграй палку», «Чижик», «Кулик», «Борьба за флажок», «Разбей шеренгу», «Деревянный мяч». С не меньшим интересом они играют в игры младших подростков: «Бег к реке», «Журавли», «Перетягивания кольцеобразной веревкой и палкой».

2.5. Игры для учащихся старшего школьного возраста 8-11 классы(15-17лет)

Рекомендуемые для этого возраста осетинские народные игры в основном являются типа подготовительных, точнее, они являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и закреплять отдельные навыки, действия и тактику к различным видам спорта. В педагогическом отношении они являются весьма ценными, так как все рекомендуемые игры включают в себя различные двигательные действия, которые проявляются в условиях соревнований, борьбы. Рекомендуемые игры, как правило, проводятся на воздухе. Это имеет большое гигиеническое и оздоровительное значение.

В этом возрасте полезно использовать такие осетинские игры: «Борьба за флажок», «Поймай мяч, сидя на плечах товарища», различные виды перетягивания, игры с метанием, толканием, лазанием, «Наездники и кони», «Выиграй палку», «Игра в чехарду», «Игра в охотников и зверей», «Игры с прыжками» - второй вариант.

Так, игра «Поймай мяч, сидя на плечах товарища», включает в себя элементы силы, поднятие и удержание тяжести, умение держать равновесие, в сложных условиях ловко передавать и ловить мяч; вырабатывает меткость.

III. Осетинские национальные игры

3.1.Метание камня с плеча

Для этой игры берется камень по возможности округлой формы и определенного веса, в зависимости от возраста участника игры, но не менее 10-12 килограммов. Игрок, держа камень на ладони, поднимал его на уровень правого плеча. Для того, чтобы усложнить упражнения, мизинец подгибался под камень. Затем игрок делал раскачку всем корпусом, слегка приседал и с силой бросал камень. Место удара камня о землю отмечалось. Выигрывает тот, кто бросит камень дальше всех.

В игре принимают участие юноши и взрослые мужчины. Игра эта до некоторой степени напоминает толкание ядра.

3.2. Поднятие камня

Еще в древние времена в Осетии существовала игра, где молодежь соревновалась в физической силе. Для этой цели в ныхасе специально держали камень весом 7-10 пудов. Камень поднимали двумя руками. Для этой игры существовали следующие нормы: а) юноши 17 лет, впервые принимавшие участие в игре, поднимали камень только на 10 вершков; б) участники игры в возрасте 20-25 лет и старше поднимали камень до груди. Бывали силачи, которые поднимали камень выше головы.

3.3. Перетягивания веревкой

Двое из играющих становятся друг к другу спинами. На ни надевают связанную в круг веревку так, чтобы она прошла под руками. Затем игроки становятся на колени и упираются руками в землю. По команде каждый начинал тянуть в свою сторону, стараясь перетянуть противника. Выигрывал тот, кто перетягивал противника на свою сторону.

Другая разновидность игры в перетягивания веревкой была следующая: две команды становились друг против друга, брались руками за длинную веревку и по сигналу начинали тянуть веревку на себя. Побеждала та команда, которая дотягивала своих «противников» до установленной отметки. На свадьбах или на праздниках обычно играли улица с улицей, фамилии с фамилией. Каждая фамилия выставляла своих представителей – наиболее сильных и ловких юношей. Состязания проходили интересно и весело. Проигравшая команда выходила из игры, а её место занимали представители другой фамилии или улицы.

3.4. Тохси

На ровной площадке или на крыше осетинской сакли чертили два круга, вписывая один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляли альчики или свинцовые пули от кремневых ружей, по одной от каждого игрока. Задача заключалась в том, чтобы более крупным альчиком выбить альчик или пулю за пределы большого круга.

3.5. Слепой медведь

Один из играющих выбирается медведем, ему завязывают глаза. У каждого игрока имеются две палочки: одна гладка, друга с нарезанными на ней зубцами. Играющие проводят гладкой палочкой по палочке с зубцами – издается дребезжащий звук. Медведь идет на звук и старается поймать кого-либо из играющих. Тот, которого он поймает, становится водящим.

3.6. Гаккырис

Играющие садятся на корточки по кругу. Около каждого имеется ямочка. Водящий, подпрыгивая на одной ноге вокруг сидящих, толкает их ногой. Если ему удается оттолкнуть кого-нибудь, он занимает его место, а тот становится водящим.

3.7. Жмурки

Водящему завязывают глаза. Затем игроки по очереди начинают бить его по ладоням вытянутых вперед рук. Водящий должен угадать, кто из игроков его ударяет. Если он угадывает, то тот, кто ударил, становится водящим.

3.8. Журавли

Мальчики становятся в колонну по одному, каждый обхватывает руками талию впереди стоящего. Во главе колонны находится вожак, как у журавлей при перелете.

Один из мальчиков выбирается волком, он и является водящим. Волк нападает на хвост колонны со словами «хърихъупп» (журавль), а колонна хором обращается к предводителю журавлей со словами: «Ма-ма зил» т.е. подожди.

Вожак должен уберечь журавлей от волка.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показывает, что у Осетин, как впрочем, у многих народов страны и мира, существует достаточно целостная, стройная и в тоже время многовариантная, гибкая педагогика народной игры. Она располагает своим собственным объектом и предметом, своими целями, задачами, идеалами, своими принципами и идеями, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение.

Список использованной литературы

1.Газета «Рæстдзинад» 27.07.1995 аз.

2. Журнал «Мах дуг» №1 1999 аз.

3.Журнал «Мах дуг» №2 1999 аз.

4. Журнал «Ногдзау» №3 1990 аз.

5.«Ирон фарн» - Айларов Измаил, Владикавказ «Ир» 1996 аз.

6.www.iriston.com

7. www.ossetians.com

8.«Осетинские национальные игры» С. Г. Гагиев Орджоникидзе 1980г.