IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОЙ ДУШИ – ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ ВАЛИТОВ З. Г.
Булатов К.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. Мы хотим изучить историю своей семьи, потому что история — это память.Немногие осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории своей семьи. Без знания своих истинных корней, невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего. Каждому человеку просто необходимо знать своих предков. Изучая историю своей семьи, мы учимся любить страну, в которой живем и очень хочется быть достойным своих предков.

Актуальность исследования диктует сама жизнь. Без прошлого, без истории нет человека, нет личности. История связывает нас в семью… в национальность… в народ… в человечество.

Цель исследования: изучить историю жизни Валитова З.Г. с целью увековечения памяти о нем.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

  1.  
    1. Изучить биографию и этапы педагогической деятельности Валитова З.Г.

    2. Познакомиться с продолжателями учительской династии Валитовых.

    3. Взять интервью у писателя Р.Ялчина, который написал книгу о Валитове З.Г.

    4. Посетить музей в школе, которую основал Валитов З.Г.

    5. Выпустить сборник и открыть памятную табличку в школе.

Объект исследования — учительская династия Валитовых.

Предмет исследования – жизненный путь основателя династии Валитова З.Г.

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что каждый учитель – это целая история, история школы, история родного села, страны, каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации биографических данных прапрадеда, которая дает представление не только о его личной жизни, но и исторических событиях страны.

Практическая значимость заключается в том, что запечатлена историческая страница длиною в век нашей семьи, которая имеет неоценимое значение для ныне живущих и для будущих поколений.

Методы исследования:

- изучение специальной литературы;

- изучение и анализ специализированных Интернет-ресурсов;

- сбор эмпирических данных с помощью опроса (интервьюирование);

- систематизация, качественный анализ полученных данных.

База исследования - наша семья, односельчане, творчество писателя Р.Ялчина.

Глава I.Основатель учительской династии Валитов З.Г.

I. 1. История длиною в жизнь

Валитов Зиязетдин Гаязетдинович (Приложение 1) родился 10 мая 1894 года в дер. Балыклы Мелеузовской волости Стерлитамакского уезда (ныне Федоровский район). В семье предприимчивого крестьяна - середняка Гаязетдина Хуснутдиновича (1864-1918). Шежере Зиязетдина Валитова таково: Бикбулат – Гарифулла – Габдрахим – Хуснутдин (1833-1902) – Гаязетдин (1864 - 1918) – Зиязетдин (1894 - 1971).

Мать Зиязетдина – Тайба была была из семьи ахуна Даикина Рахматуллы из дер. Князь-Яушево. Рахматулла был религиозно грамотным человеком. Он получил образование в Троицком медресе у ишана Зайнуллы Расулева (1833-1917), религиозного деятеля, знаменитого башкирского ишана. А Зайнулла Расулев в свою очередь учился в сельских и городских медресе, совершенствуя свое знание в г. Стамбуле и получил разрешение преподавать учение суфия Накшбандийя. По возвращению на родину внедрил новшества в практику суфизма среди местных мусульман. Открыл медресе «Расулия». Его глубокие познания в богослужении, шариате, суфизме, способности врачевания гипнозом, приемами тибетской медицины, дар пророчества снискали Расулеву многочисленных последователей. Имел печатные труды многочисленных последователей. Имел печатные труды, сыгравшие положительную роль в религиозном и национальном пробуждении тюркских народов России.

Ахун Р.Дашкин получил хорошее образование от З. Расулева и постоянно держал связь с ним. Р. Дашкин был депутатом дореволюционной Государственной Думы. Так же он общался с миллионером Рамеевым.

Мать Зиязетдина - Тайба Рахматулловна Дашкина была народной целительницей, лечила больных травами, читая при этом аяты из Корана, умела предсказывать будущее. К ней обращались и жители других деревень. Старожилы рассказывали, что обращавшиеся даже безнадежные больные выздоравливали. Она имела уважение и авторитет среди населения.

В такой семье родился и вырос мальчик Зия. Он рос любознательным мальчиком, рано научился читать и писать. Его первой учительницей была его мать Тайба Рахматулловна, достаточно грамотная к тому времени женщина. Она хорошо знала арабский и фарси языки [5, c.243].

В юные годы Зия существовали две системы образования: религиозное и новометодное. В последнем направлении кроме религиозного, преподавались знания по физике, математике и русскому языку. Родители хотели, чтобы Зия учился по новому методу. Такая школа была открыта ещё до революции в дер. Эзяк-Ишмете (ныне Куюргазинский район). Зия был одним из первых учеников этой школы. Он старательно овладел знаниями по физике, математике, изучал русский, арабский, турецкий языки. И научился переводить на татарский язык произведения, изданные на этих языках. Одновременно он помогал хозяину медресе Зиннатулле Хазрату, при необходимости был его кучером.

Огромное желание овладеть светскими знаниями, и быстро развиваемые природные способности позволили ему быстро овладеть всеми теми знаниями, которые преподавались в медресе. В свободное время он научился играть на музыкальных инструментах (на гармошке, на скрипке), плотничать, портняжничать, фотографировать. Эти навыки ему очень пригодились в будущем, когда стал на самостоятельный путь.

Зиязетдин успешно окончил учебу. Кропотливая работа над самообразованием и духовным развитием сделали его одним из передовых представителей молодежи своего времени [5, c.245].

В 1913г. после учебы в медресе его призывают на действительную военную службу. Начальное военное обучение прошел в троицких лагерях со своим земляком Идрисовым Имаметдином. Потом их отправили на фронт — началась Первая мировая война - 1914года.

Как и у многих солдат царской армии, так и у Зиязетдина возникла ненависть к непонятной войне. Положение на фронте, голод, нищета, бесправие и гнет, смерть людей заставляет задуматься о причинах несчастья.

Зиязетдин, будучи человеком более образованным и с широким кругозором, быстро сближается с солдатами большевистского настроения, ходит на нелегальные сходки, читает и слушает большевистские листовки. Общение с революционно настроенными солдатами перевернули весь его внутренний мир и события, происходящие в то время в России и в мире.

Не желая воевать за непонятные цели, со многими солдатами Зия оказался в плену в Австро-Венгрии. Находясь в плену, он продолжает общаться с военнопленными, читает письмо Крупской, которая по указанию В.И. Ленина поддерживала тесную связь с солдатами.

Великие революционные события в России освобождают 3. Валитова и других пленных из плена. В 1918 году они вернулись на Родину, чтобы активно принимать участие в преобразованиях, происходящих в то время.

По возвращению в свою деревню, его избирают председателем только организуемого сельсовета. Итак, он был первым председателем Балыклинского сельсовета. Ему пришлось устанавливать советскую власть в родном селе. Секретарем совета был Муртазин Муллахмат. С 1918 года начинается его педагогическая деятельность [5, c.249].

В 1930 году Валитова З.Г. пригласили в райком и предложили работать председателем Балыклинского сельсовета, он отказался. Тогда его попросили поработать некоторое время, чтобы наладить дисциплину на территории сельсовета, тогда он согласился и поработал четыре месяца.

Во время коллективизации и раскулачивания его противники всячески старались избавиться от него, хотели отправить в Сибирь. Во время обсуждения такого вопроса на собрании слово взял крестьянин З. Хабибуллин. Он сказал: «Среди нас нет таких людей, который бы смог разъяснить суть коллективизации. Если З. Валитова отправят в Сибирь, то кто же из нас организует колхоз?». Противники смирились тогда [4].

Он активно работал по организации колхоза и сам вступил в колхоз одним из первых. Противники все-таки отомстили ему путем поджога.

В марте 1942 года его призвали в армию, из-за состояния здоровья отправили в трудовую армию. Там он работал вместе с односельчанами Идрисовым Хайдаром, Валитовым Закиром. В музее находятся фотографии этих трех трудоармейцев [3].

I.2. Педагогическая деятельность Валитова З.Г.

По декрету Совнаркома от 10 декабря 1918г. «О мобилизации граждан на курсы для широкого разъяснения среди населения директивы Советского правительства» подбирали кадры на учебу. Выбрали троих: 3. Валитова, З. Халикова и Вахита Халикова. На учебу поехал только З. Валитов, остальные отказались.

Это был сложный период жизни в России. Веками обучавшиеся на религиозной основе люди не понимали изменившиеся обстоятельства. А требовалось открытие школ и привлечение детей на учебу. Были тяжелые времена: не было зданий для школ и учебных принадлежностей, кадров совсем нет, и еще родители отказались посылать детей в школу.

Вот в такую обстановку вернулся З. Валитов с педагогических курсов.

Засучив рукава он взялся за организационную работу: большую пропаганду вел среди родителей, собирал детей, составлял списки желающих учиться, закупал парты, черную доску и др.

1сентября 1919 года открывает первую советскую школу в дер. Балыклы. Это было большим событием для сельчан. Было решено: учиться должны ходить все дети от 8 до 18 лет. Привлечение детей женского пола было новым явлением и вызывало огромное сопротивление со стороны духовенства и религиозно настроенной части населения села.

Несмотря на это, люди начали отдавать своих дочерей в школу, таким образом З. Валитов добивается обучения балыклинских детей обоего пола [3].

В период организации школы и привлечения детей к обучению, З. Валитов подвергается многочисленным нападениям, угрозам, гонениям, оскорблениям и шантажу со стороны кулачества и духовенства. Но он не сломался.

Ему поручается важная работа - открытие детдом-приюта для голодных, беспризорных детей, окружающих деревень поле голодного 1921 года.

Приют организовали и его директором назначен З. Валитов. Он обучал их грамоте. Дети называли его папой, а его жену Сахипьямал - мамой (она тоже работала там). Приют существовал два года, потом был переведен в Мелеуз.

Зия Валитов работал над повышением своего знания: он окончил Стерлитамакское педучилище и получил диплом.

В 1926 году районный отдел образования направляет З. Валитова как опытного педагога в село Денискино для открытия школы и организации обучения детей в школе. Тут он опять подвергается шантажу. Его не пускают в квартиру, угрожают убийством. Поэтому в первый год он не переселяет в Денискино свою семью. Его два раза попытались убивать – в Балыклах и в Денискино. В результате принятых мер, в Денискино начинает постоянно функционировать школа. З. Валитов проводит большую работу с населением по преодолению неграмотности и ликвидации религиозного мировоззрения среди населения. Он сам смастерил первое в районе радиоприемное устройство, установил его на башне мечети с. Денискино, организовал прослушивание радиопередач из Казани вопреки запретам духовенства и работников мечети. Постепенно он завоевал авторитет среди населения, они убедительно просили его остаться на постоянную работу. Наладив вопросы обучения в Денискино, он передал должность директора учителю математики Габбасову Фатиху и 1930 году возвращается в родные Балыклы и до последнего дня оставался жить и работать в родной деревне. В течении двадцати лет был заведующим школой, а с 1939г., когда открылась семилетняя школа в Балыклах, работал директором школы. По состоянию здоровья передал должность Акчурину Мазигу, сам продолжал учительствовать [3].

Зиязетдин Валитов был талантливым, грамотным человеком. Он рассказывал, что ему приходилось самостоятельно выучить четыре алфавита арабский, татарский, латинский и русский (кириллица).

Вo главе 40 человек он в верховьях реки Агидель заготавливал лес для строительства школы в Федоровском районе, сплавлял лес по Агидели до села Мелеуз. Лес вытаскивали на берег, и в то самое время они услышали от местного -населения, что Германия напала нашу страну [4].

Зиязетдин Валитов в течение сорока лет свою жизнь посвятил народному образованию. Он был хорошим семьянином: с женой вырастили пятерых дочерей. Многие продолжают трудное и почетное дело сельского учителя. За успехи в деле народного образования неоднократно награжден.

В 1935 году присвоено звание ударника. Билет «Ударника» хранится в школьном музее. В нем написано «Победитель второй пятилетки в обл. народного просвещения». Премирован за ударную работу.

В 1947 году – медаль «За доблестный труд в годы ВОВ». В 1949 г. впервые в районе наградили орденом «Трудового Красного Знамени» (Приложение 2). В 1970г. – «За доблестный труд» и многими почетными грамотами за достигнутые успехи в области народного просвещения, за участие в коллективизации [5, c.251].

Зиязетдин Валитов в течение сорока лет свою жизнь посвятил народному образованию. Он был хорошим семьянином: с женой вырастили пятерых дочерей. Многие продолжают трудное и почетное дело сельского учителя.

I.3. Достойные продолжатели учительской династии

Великое дело Зиязетдина Валитова продолжили его дети и внучки.

Валитова Альмира Зияевна (дочь Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича) родилась 10 января 1928 в дер. Балыклы Федоровского района (Приложение 3). Окончила Балыклинскую семилетнюю и Каралачиковскую среднюю школы, окончила Стерлитамакское педучилище, потом Стерлитамакский учительский институт и получила специальность – учитель начальных классов. Работала учительницей в Денискинской, Бала-Четырманской школах. Потом долгие годы до ухода на пенсию работала в Балыклинской школе. Работу она свою знала хорошо, ее уроки проходили на высоком профессиональном уровне. Большую методическую помощь ей оказал ее отец – учитель Валитов Зиязетдин Гаязетдинович, который в 1919г. открыл в Балыклах школу и учил детей. Потом З.Г.Валитова направили в деревню Денискино с целью открыть школу. Альмира Зиязетдиновна вспоминает, как на ее уроках побывал министр просвещения БАССР Зиганшин. Уроки ему понравились, он ее похвалил. Она каждый год давала открытые уроки, вела большую общественную работу: была агитатором на ферме, участвовала в кружке художественной самодеятельности, играла в спектаклях. В школе вела танцевальный кружок, была и пионервожатой, на общественных началах работала библиотекарем, была внештатным корреспондентом республиканской газеты «Кызыл тан». В те годы никаких званий не давали, не поощряли почетными грамотами, она гордится тем, что всю душу отдала детям. Выпускники ее очень уважают, не забывают свою учительницу, поздравляют ее с праздниками, с днем рождения. Однажды написали выпускники про нее статью в районной газете «К победе». Она была очень тронута, и для нее это было выше всех похвал.

Валитова Лира Зиязетдиновна (дочь Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича) родилась 10.01.1932г. в дер. Балыклы (Приложение 4). Окончила Балыклинскую и Каралачикскую школы, Стерлитамакский учительский институт, учитель математики. В 60-70-х годах 20 столетия работала в Псянчинской средней школе Кугарчинского района учителем математики. Они с мужем вырастили пятерых детей. Её дочь Лера закончила педагогический институт, живет и работает педагогом на Украине.

Ахметова (в девичестве Каримова) Венера Хусаиновна (внучка Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича) родилась 20 февраля 1949 в дер. Балыклы Башкирской АССР (Приложение 5). В 1966 году окончила среднюю школу и поступила БГУ на филологический факультете. 1971 получила диплом о высшем образовании. Трудовую деятельность начала в Федоровском районе, потом вышла замуж за моего деда и переехала в Туймазинский район. Преподавала в Николаевской средней школе русский язык, литературу и родной язык. Она более 40 лет проработала учителем. Имеет много грамот и наград. Две дочери тоже продолжают педагогическую деятельность, окончив с отличием Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы на факультете психологии и педагогики средняя дочь Эльвира осталась работать в институте методистом, а младшая дочь Резеда – окончила Естественно Географический факультет, работает учителем в г.Уфа.

Бурагулова Гузель Хамитовна (внучка Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича) родилась19.02. 1959 г. в с.Федоровка (Приложение 6). После окончания Федоровской средней школы поступила в башкирский педагогический институт и успешно окончила его. Создав семью обосновались в селе Ново-Федоровка Стерлитамакского района. Работала учителем, потом много лет проработала директором средней школы до выхода на пенсию. Ее дочь Эльза тоже пошла по стопам матери, окончила БГПУ, в настоящее время работает педагогом в г. Уфе.

Выводы по главе I

Жизнь Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича была не простой. Родившись в обычной башкирской деревне, этот человек прошел сложный путь до директора и основателя школы. Всю свою жизнь занимался самообразованием, чтобы посвятить себя целиком народному образованию. Он основал 2 школы и приют для беспризорных детей: в родной деревне и в селе Федоровка. Валитов З.Г. сорок лет своей жизни посвятил народному образованию, стал основателем семейной династии учителей, общий стаж которой 211 лет. Его дети, внучки и правнучки продолжили его дело. За успехи в деле народного образования Валитов З.Г. неоднократно награждался различными грамотами, медалями и даже орденом «Трудовое Красное Знамя».

Глава II. Педагогическая деятельность Валитова З.Г. достойна внимания

Изучив биографию Валитова З.Г. мы узнали, о этапах его жизни, его педагогической деятельности, педагогической династии Валитовых. Мы решили увековечить память об этом уникальном человеке и наметили следующие этапы исследования:

1) Интервью с писателем Р.Ялчиным, который написал книгу о Валитове З.Г.

2) Посещение музея в школе, которую основал Валитов З.Г.

3) Выпуск сборника и открытие памятной таблички в школе.

II.1. Интервью с писателем Р.Ялчиным

О Валитове З.Г. было написано много статей в газетах и журналах, а писатель Равиль Дильмухаметович Ялчин написал книгу «Атячевско-Балыклинские зори», в которой подробно описал жизненный путь прапрадеда и учительской династии, которую он основал. Вот к нему мы и отправились в гости (Приложение 7), чтобы поподробнее узнать о Валитове З.Г. Ялчин Р.Д. со своей супругой проживает в городе Уфа. Он и его жена рассказали нам очень много интересного о жизни Валитова З.Г. Писатель поведал нам о том, что при подготовке к написанию книги, он очень долго изучал архивные документы в архивах города Уфы и Федоровского района. Все нити из материалов, которые она нашел сводились к Валитову З.Г. Тогда писатель понял, что в этом районе наш прапрадед был ключевой фигурой. Причем не только в образовании, но и вообще в становлении района. Р.Д.Ялчин рассказал нам подробности о жизни родителей нашего прапрадеда, которые не помнили даже наши родственники. Очень много информации он собрал о педагогической деятельности Валитова З.Г. и об учебных заведениях, которые он организовал. Также Равиль Дильмухаметович выяснил, что Валитов З.Г. был первым председателем Балыклинского сельсовета. После выяснения всех обстоятельств, оказалось, что Валитов З.Г. является основателем учительской диастии. Р.Д.Ялчин собрал материал о продолжателях династии и тоже разместил в книге. Весь материал, полученный у писателя, мы использовали для выпуска сборника о прапрадеде. Встреча нам очень запомнилась, она прошла в оживленной дружеской атмосфере, она была интересна и познавательна. После беседы с писателем, мы по-другому посмотрели на многие исторические факты, связанные с жизнью нашего прапрадеда.

II.2. Посещение музея школы, основанной Валитовым З.Г.

Затем мы решили посетить школу которую основал прапрадед. Мы отправились в Федоровский район деревню Балыклы. Конечно на месте старой школы, которую основал наш прапрадед, сейчас построено новое здание. Но в школе есть музей, где хранятся некоторые документы и памятные вещи прапрадеда (Приложение 8). Директор школы Тимербулатов Файруз Магруфович с удовольствием провел экскурсию по школьному музею. Здесь каждая вещь напоминает о прошлом, имеет свою историю. Красочные стенды, буклеты, альбомы, рассказывают нам о той или иной странице истории района, школы. В музее собрано около 700 экспонатов, из них 500 подлинных. Школьный музей располагается в отдельной комнате, материалы экспозиции музея размещены на стендах и выставлены в витринах. Часть материала размещена в рамках и выставлена на подставках. В музее несколько тематических стендов:

- «Вечная память» (материалы об участниках Великой Отечественной войны)

- «История нашей школы»

- «История нашего края»

- «Бытовые предметы былых времен»

- «Основатель школы Валитов З.Г.».

Директор школы рассказал нам много интересного о педагогической деятельности Валитова З.Г. В музее представлены архивные документы, аттестат об образовании, грамоты, награды и даже рукописи на арабском языке нашего прапрадеда. Также в музее много газет, в которых написаны статьи о Валитове З.Г. Очень интересно было познакомиться со статьями современников о нашем прапрадеде. Некоторые из нах написаны на татарском языке. Мы изучили и сфотографировали все документы и материалы, с целью использования их в нашем сборнике. Для полного сбора информации мы пообщались с односельчанами (Приложение 9), которые тоже поделились своими воспоминаниями. Все односельчане вспоминали добрым словом нашего прапрадеда и благодарны ему за большую просветительскую работу в нашем крае.

II. 3. Выпуск сборника и открытие памятной таблички в школе

Собрав очень много информации о нашем прапрадеде мы решили выпустить сборник «Валитов З.Г. - человек с большой буквы». Выпустив сборник, мы его передали в музей школы и подарили на память родственникам (Приложение 10). С целью увековечения памяти нашего прапрадеда, нами было принято решение об открытии памятной таблички в школе деревни Балыклы, которую основал прапрадед (Приложение 11). Директор школы с радостью поддержал нашу идею и помог в решении организационных вопросов.

10 мая 2017 года в МБОУ СОШ деревни Балыклы состоялось торжественное событие – открытие памятной таблички в честь основателя и первого директора школы деревни Балыклы, Заслуженного учителя РСФСР Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича.

На митинге собрались продолжатели династии Валитовых, учащиеся, учителя, ветераны педагогического труда, жители деревни, сельская администрация. Открыл митинг ее выпускник, а в настоящий момент директор школы Тимербулатов Ф.М. С приветственным словом к собравшимся обратился Хабибуллин А.И., глава сельской администрации. Право открыть памятную табличку предоставили дочери Валитовой А.З. По окончании митинга гостей пригласили на музейный час в школьный музей.

Спонсорами открытия памятной таблички выступила семья Булатовых (правнучка и праправнук Валитова З.Г.).

Выводы по главе II

Изучив биографию нашего прапрадеда мы решили увековечить его память, выпустив книгу открыв памятную табличку в школе основанной Валитовым З.Г. Для сбора материала мы посетили писателя Р.Д.Ялчина, который рассказал нам много интересного о жизни и педагогической деятельности Валитова З.Г. Затем мы посетили школу, которую основал Валитов З.Г. и школьный музей, в котором хранятся вещи и документы прапрадеда. Также мы пообщались с односельчанами, которые поделились своими воспоминаниями. Мы выпустили сборник и открыли памятную табличку, посвященную нашему прапрадеду.

Заключение

Валитов Зиязетдин Гаязетдинович родился 10 мая 1894 года в дер. Балыклы Мелеузовской волости Стерлитамакского уезда (ныне Федоровский район). В семье предприимчивого крестьяна - середняка Гаязетдина Хуснутдиновича (1864-1918). Он рос любознательным мальчиком, рано научился читать и писать. Его первой учительницей была его мать Тайба Рахматулловна, достаточно грамотная к тому времени женщина. Она хорошо знала арабский и фарси языки.

В юные годы Зия существовали две системы образования: религиозное и новометодное. В последнем направлении кроме религиозного, преподавались знания по физике, математике и русскому языку. Родители хотели, чтобы Зия учился по новому методу. Такая школа была открыта ещё до революции в дер. Эзяк-Ишмете (ныне Куюргазинский район). Зия был одним из первых учеников этой школы. Он старательно овладел знаниями по физике, математике, изучал русский, арабский, турецкий языки. И научился переводить на татарский язык произведения, изданные на этих языках. Огромное желание овладеть светскими знаниями, и быстро развиваемые природные способности позволили ему быстро овладеть всеми теми знаниями, которые преподавались в медресе. В свободное время он научился играть на музыкальных инструментах (на гармошке, на скрипке), плотничать, портняжничать, фотографировать. Эти навыки ему очень пригодились в будущем, когда стал на самостоятельный путь.

Зиязетдин успешно окончил учебу. Кропотливая работа над самообразованием и духовным развитием сделали его одним из передовых представителей молодежи своего времени.

1сентября 1919 года открывает первую советскую школу в дер. Балыклы. Это было большим событием для сельчан.

В период организации школы и привлечения детей к обучению, З. Валитов подвергается многочисленным нападениям, угрозам, гонениям, оскорблениям и шантажу со стороны кулачества и духовенства. Но он не сломался.

После этого он открыл приют для беспризорных детей и школу в селе Денискино.

Сорок лет своей жизни прапрадед посвятил народному образованию, за что был награжден многочисленными наградами. Также он стал основателем учительской династии, общий стаж которой 211 лет.

На втором этапе нашего исследования мы решили увековечить память нашего прапрадеда. Для уточнения информации мы посетили писателя Р.Ялчина, посетили школу, основанную Валитовым З.Г., пообщались с односельчанами. Всю собранную информацию мы включили в сборник, который подарили музею школы и нашим родственникам. Нами была открыта памятная доска в школе деревни Балыклы, в память о Валитове З.Г.

Таким образом цели и задачи данной работы выполнены, гипотеза подтвердилась. Валитов З.Г. - является не только историей своей школы и нашей семьи, но и историей своей деревни, своего народа.

Список литературы

1. Асфандияров А.З «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», Уфа, Китап: 2009 - 744 стр.

2. «Башкирские родословные», выпуск первый, Уфа, Китап: 2002 - 479 стр.

3. Материалы из музея. Альбом «История нашей школы».

4. Сведения из муниципального архива Федоровского муниципального района Республики Башкортостан.

5. Ялчин Р.Д. «Атячевско-Балыклинские зори», Уфа, Издательство Уфимского филиала МГГУ им.М.А.Шолохова: 2013 - 305 стр.

Понятийный аппарат

Биография - описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим.

Большевик - радикальное крыло (фракция) Российской социал-демократической рабочей партии после её раскола на фракции большевиков и меньшевиков.

Ишан - титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода.

Кучер - человек, управляющий упряжными лошадьми.

Медресе — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии.

Сельсовет - название местного органа власти (сельский Совет народных депутатов) и единица административно-территориального деления в СССР.

Целительница - устарелое именование врача, употребляется в основном в религиозных текстах относительно лечения.

Приложение

Приложение 1

Основатель династии учителей Валитов З.Г.

Приложение 2

Награды и документы Валитова З.Г.

Приложение 3

Валитова Альмира Зияевна (дочь Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича)

Приложение 4

Валитова Лира Зиязетдиновна (дочь Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича)

Приложение 5

Ахметова (в девичестве Каримова) Венера Хусаиновна (внучка Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича) и ее дочери Эльвира Флюровна и Резеда Флюровна

Приложение 6

Бурагулова Гузель Хамитовна (внучка Валитова Зиязетдина Гаязетдиновича) и ее дочь Эльза Минулловна

Приложение 7

Встреча с писателем Ялчиным Р.Д. и его женой

Приложение 8

Экскурсия в школьный музей

Приложение 9

Встреча с односельчанами

Приложение 10

Сборник «Человек с большой буквы» на память родственникам

Приложение 11

Открытие памятной таблички в школе

48