IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЕВАВШИЕ ДЕТИ НЕ ВОЕВАВШИХ ОТЦОВ
Редин Я.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Человек жив до тех пор, пока жива память о нём.

Моя Родина – Россия - страна, которая славится героическими страницами своей истории. Трудно на планете найти другое государство, которому пришлось в прошлом тысячелетии столько воевать, как России. Из 537 лет со времен Куликовской битвы до момента выхода из Первой мировой войны наши соотечественники провели в сражениях и походах 334 года. История России в XX веке, знает не только Великую Отечественную войну, но и другие войны, их называют локальными вооруженными конфликтами, в которых, как и в Великой Отечественной войне были проявлены героизм и мужество. Люди погибали, калечились и, безусловно, заслужили сохранение своих имен в памяти нашего народа. В XX веке две мировые войны, Афганистан и военная операция российской армии и внутренних воск в Чечне не стерлись еще из нашей памяти, продолжают волновать нашу душу, заставляют осмысливать происходящее в истории сегодня.

И я считаю, что каждый человек, являясь патриотом своей Родины, должен знать историю не только своей необъятной страны, но и историю свой малой Родины, историю народа, проживающего рядом.

Каждый день, при входе в школу, мой взгляд задерживается на мемориальной доске, где высечены фамилии выпускников школы №17. Эти ребята выполнили свой долг перед своей Родиной, не струсили, не спасовали перед лицом врага и опасности. Кто же они, эти герои, которые навсегда так и останутся мальчишками?

Свою работу я посвятил одному из них – Кинзакову Сергею. Простой парнишка, который ушёл защищать Родину, а домой так и не вернулся. В этом году ему бы исполнилось 39 лет. Его личность достойна внимания. Он был любящим сыном, братом и настоящим человеком.

Приступая к работе, я провел анкетирование учеников МБОУ «СОШ №17». Им был предложен ряд вопросов (Приложение 1).

Следует отметить, что многие из опрошенных ребят, к сожалению, не знают о военном конфликте в Чечне и о Сергее Кинзакове, чье имя высечено на памятной доске.

Актуальность работы заключается в том, что людям всех поколений необходимо знать правду о том, как любая война влияет на судьбы и дальнейшую жизнь молодых парней, а в целом и всего человечества.

Цель работы: изучить участие в Чеченской войне выпускника МБОУ «СОШ №17» Кинзакова Сергея. Для достижения поставленной цели мне предстояло реализовать следующие задачи:

1.Собрать устный и письменный материал (воспоминания) и документальные сведения об участнике войны в Чечне.

2. Изучить теоретический материал о войне.

3. Проанализировать собранный материал: статьи, воспоминания мамы и сестры Кинзакова Сергея и учителей.

4. Обобщить собранную информацию.

5. Предоставить работу в школьный музей.

Объект исследования - жизнь и судьба Кинзакова Сергея.

Теоретическая значимость и ценность полученных результатов в обогащении знаний о Чеченской войне через изучение достойной жизни одного из тысяч её солдат. Результаты работы могут быть использованы на классных часах и уроках Памяти. Материалы должны занять достойное место в школьном музее и использоваться в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Методы исследования данной работы: 1. Изучение статей.

2. Интервью.

3. Анкетирование.

Глава I.

Чеченская трагедия

Чтобы узнать, что же это за война такая, я прочитал книгу «История России. ХХ – начало ХХI века». Глава называется «Чеченский кризис». С началом «перестройки» в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения. Одной из подобных организаций стал созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа, ставивший своей целью выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Его возглавил бывший генерал советских Военно-воздушных сил Джохар Дудаев.

27 октября 1991 года в республике прошли выборы президента и парламента. Президентом республики стал Джохар Дудаев. Эти выборы были признаны Российской Федерацией незаконными. 7 ноября 1991 года президент России Борис Ельцин подписал указ о введении в Чечено-Ингушетии режима чрезвычайного положения. Юридически Чечено-Ингушская АССР прекратила своё существование 10 декабря 1992 года Чечено-Ингушская АССР прекратила своё существование. Чечня и Ингушетия стали самостоятельными республиками.

Отношения между Россией и Чечнёй резко обострились. Чечня стала фактически независимым, но юридически не признанным ни одной страной, включая Россию, государством. В республике установился режим личной власти Дудаева, продолжавшийся до августа 1994 года, когда парламенту были возвращены законодательные полномочия.

11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики». 31 декабря 1994 года начался штурм города. В город вступили около 250 единиц бронетехники, крайне уязвимой в уличных боях. Российские войска были плохо подготовлены, между различными подразделениями не было налажено взаимодействие и координация, у многих солдат не было боевого опыта. В результате штурма Грозного город был фактически уничтожен и превращён в руины.

К апрелю 1995 года российскими войсками была занята почти вся равнинная территория Чечни и сепаратисты сделали упор на диверсионно-партизанские операции. Чеченские сепаратисты стали проводить теракты на территории России.

31 августа 1996 года представителями России и Чечни в городе Хасавюрте были подписаны соглашения о перемирии. После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. 30 сентября 1999г. российские войска вновь вошли на территорию Чечни. Началась Вторая чеченская война (официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни, перешла в ведение местных чеченских сил самоуправления и самообороны. С 16 апреля 2009 года режим КТО отменён.

Глава II.

Герой нашего времени

2.1. Родительский дом - начало начал...

Сергей родился 3 февраля 1978 года в Рузаевке в семье Николая Петровича и Марии Васильевны Кинзаковых вторым ребенком. Старшей сестренке Людочке было уже три года.Татьяна Петровна Ельмеева, корреспондент «Рузаевской газеты», вспоминает: «Сережу знала с детства. Он ходил в кирзаводскои детский садик, в котором и мне довелось тогда работать. Помню его здоровеньким, розовощеким крепышом, с которым у воспитателей никогда хлопот не было».

В 1983 году Сергей поступил в первый класс средней школы № 17, которую и закончил в 1995 году. Бывший директор школы Логинова Надежда Михайловна так отзывается о своем ученике: «Серьёзный, ответственный, спокойный, уравновешенный. Учился Сергей в лицейском классе, школу закончил на «4» и «5» . За десять лет учебы никогда никаких проблем с ним не было, ни разу не пришлось приглашать родителей в школу. Самостоятельный, добродушный, уважительный, он пользовался уважением и любовью окружающих...» (Приложение 2)

В 1995 году по окончании школы, Сергей поступил в Рузаевский институт машиностроения на отделение «Технология машиностроения». С учебой справлялся без труда. Строил грандиозные планы на будущее, мечтал о любви... Однако судьба внесла свои коррективы. Сергей ушел из института, и был призван в армию, от которой никогда не пытался «откосить», как делают это многие сейчас. Просто хотелось сначала получить образование, специальность, но если уж так случилось, без сожаления отправился служить.

2.2. Если не я, то кто же...

22 ноября 1998 года Кинзакова Сергея призвали в армию. Поначалу все складывалось хорошо. Служба проходила недалеко от дома: в поселке Мулино Нижегородской области Володарского района, в войсковой части 62892. Сильный, выносливый, физически подготовленный, неизнеженный и неизбалованный, Сергей и тут стал наряду с лучшими (Приложение 2)

Токарева Людмила Николаевна (сестра Сергея) вспоминает: «Когда в апреле 1999 года мы с мамой навестили его в учебной части, едва разыскали на полигоне. Командир части очень хорошо отзывался о Серёже: дисциплинированный, инициативный, меткий стрелок. Сам Сергей мало рассказывал о своей армейской жизни, все больше расспрашивал о родных, друзьях, знакомых. О трудностях мы могли догадаться лишь по усталому, похудевшему лицу. Родительские гостинцы Сергей сразу же разделил с друзьями. Уже потом его друзья-однополчане рассказали о том, как уважали Сергея в части, каким бесхитростным и надежным он был». По окончании учебного подразделения Сергей Кинзаков стал младшим сержантом и командиром отделения мотострелкового полка. В сентябре он был уже в Чечне, в той же войсковой части 62892. Но об этом родные Сергея не знали. Уже из Чечни он прислал письмо, где поздравил маму с днем рождения.

«Тебя я, мама, поздравляю.

И вновь за все благодарю!

Меня ты, мама, воспитала

Благославила жизнь мою.

Живи, родная , долго, долго

И будь здорова, не болей.

Твой образ, мама дорогая,

Всегда живет в душе моей.

Был не прав я когда – то

И глупо всегда поступал,

Если сможешь, прости, дорогая

Я сейчас это все осознал».

Письма от Сергея стали приходить все реже и без обратного адреса. Ни в одном из них он даже не обмолвился о том, где находится. «У меня все нормально. Мамочка, не волнуйся, если некоторое время не будешь получать от меня писем…Мне положено ехать в отпуск уже где – то 20 июля. Но в начале августа наше подразделение ожидает полевой выход, который продлится целый месяц. Так что буду дома после этих учений… » - писал солдат домой. Это письмо пришло буквально за три дня до получения страшного известия. Последнюю короткую весточку от сына родители получили через два дня после похорон. Сергея уже не было, а письма продолжали идти.

О том, что произошло в тот страшный день 8 октября 1999 года, узнаем из письма, которое родители получили после гибели своего сына.

«Уважаемые Николай Петрович и Мария Васильевна!

Вам пишет командир 245 гвардейского Гнезненского Краснознаменного ордена Суворова III степени мотострелкового полка, в котором проходил службу Ваш сын – гвардии младший сержант Кинзаков Сергей.

Мне очень тяжело писать, но мой долг рассказать о Сергее все, особенно о службе в Чечне. Он служил командиром отделения разведки в разведроте нашего полка и принимал участие в боевых действиях с 28 сентября 1999г.

8 октября разведывательный дозор, в состав которого входил и Сергей, производил разведку маршрутов выдвижения полка между поселком Верхний Наур (8 км. южнее) и Терским хребтом. Около 15 часов наши разведчики попали в засаду и были обстреляны чеченскими боевиками из стрелкового оружия, гранатометов и крупнокалиберных пулеметов. В ходе боя Сергей решительно командовал отделением, лично сам уничтожил двух бандитов. Он обеспечил выход из-под огня и эвакуацию раненых товарищей, пытался завести подбитую машину и вытащить убитого механика – водителя, но получил смертельное ранение в грудь от выстрела из подствольного гранатомета.

Память о мужестве, самопожертвовании и героизме Сергея навсегда останется в наших сердцах. Он навечно останется в строю гвардейцев разведчиков нашего полка.

Вы можете в любое время и по любому вопросу обратиться ко мне лично или в полк по адресу: 103400 г. Москва-400, войсковая часть 62892 (в Чечне) или 606083 Нижегородская обл., Володарский район, пос. Мухино, войсковая часть 62892.

Выражаю вам свои соболезнования, с глубоким уважением

командир 245 гвардейского мотострелкового полка гвардии полковник Юдин Сергей Сергеевич» (Приложение 2)

Было, однако, и другое письмо, от временно исполняющего обязанности командира 245 гвардейского мотострелкового полка гвардии подполковника В. Полущенко: красивые и правильные слова напечатаны на компьютере, а имя вписано на месте пробелов. Холодом веет от такого письма.

Выписка из приказа № 51 командира войсковой части 62892 п. Мулино от 14 марта 2000 года гласит, что младший сержант Кинзаков Сергей Николаевич, командир боевой машины - командир отделения разведывательной роты, погиб в бою 8 октября 1999 года возле населенного пункта Верхний Наур в результате взрывной травмы: сочетание газово-детонационного повреждения груди, живота с повреждением внутренних органов.

Однако, когда закончился бой, Сергей был ещё жив. Его немедленно отправили в госпиталь в Ростове-на-Дону, но рана была смертельная, и спасти солдата не удалось. Поэтому во всех дальнейших справках и извещениях сообщается, что «командир отделения Кинзаков Сергей Николаевич, призванный в Вооружённые Силы РФ 22 ноября 1996 года Рузаевским городским военным комиссариатом Республики Мордовия, в бою, верный присяге, проявив геройство и мужество, погиб 9 октября 1999 года». За этими сухими словами трагедия несбывшихся желаний, несостоявшейся большой и красивой жизни.

Материнский охрипший беззвучный вой

Залп прощальный и красный шелк

Этот мальчик погиб, выполняя свой

Воинский долг.

Страшное известие Кинзаковы получили в воскресенье 17 октября. Невозможно словами передать состояние родителей и сестры в тот момент. «Был бы помоложе, поехал бы в Чечню мстить за сына. Это очень страшно, когда из жизни уходят молодые ребята …», - сказал тогда отец Сергея Николай Петрович. Через два дня состоялись похороны. Проводить Сергея Кинзакова в последний путь пришли родственники, друзья, учителя, одноклассники, соседи. Почти весь неблизкий путь до кладбища друзья несли гроб с телом Сергея на вытянутых руках. Это была последняя дань почтения и уважения к погибшему товарищу. Многочисленная похоронная процессия остановилась у здания школы, где прошли его лучшие годы.

Ламзова Людмила Борисовна, классный руководитель Сергея в старших классах, со слезами на глазах вспоминает: «Это было ужасно, когда на школьный двор внесли страшный груз. Учителя, технические работники, десятки мальчишек и девчонок в скорбном молчании окружили гроб. Даже самые отъявленные хулиганы притихли. Гроб был закрытым, можно было видеть только лицо Сергея ... В заключение директор школы Логинова Надежда Михайловна сказала: «Запомните, ребята, его таким молодым, красивым, добрым...» Мать Мария Васильевна бережно хранит память о Сергее, для нее он остался все тем же вихрастым мальчишкой... Мальчишкой, в свои 20 лет награжденным орденом Мужества! Да, Сергей погиб. Горько осознавать это! Но погиб он, не уронив чести, выполнив свой долг перед Отечеством, приняв эстафету мужества от своих дедов. Сестра Людмила Николаевна вспоминает, как горели глаза у маленького Сережи, когда он слушал рассказы дедушек о Великой Отечественной войне. Ведь оба деда - фронтовики. Для Осипова Василия Сергеевича, деда по матери, война закончилась в 1943 году: контузия помешала ему бить фашистов на фронте, но и, вернувшись в деревню, он не сидел, сложа руки, помогал фронту в тылу. А вот Кинзакову Петру Семеновичу выпало на долю пройти ратный путь до конца: призванный на срочную службу в 1939 году, он должен был уже демобилизоваться, когда началась война. Четыре долгих года честно воевал солдат, от пуль и снарядов не прятался, но судьба хранила его. Радость Победы в сорок пятом была безмерна, однако эшелоны повезли Петра и его однополчан навстречу неизвестности: воевать с японцами на Дальний Восток. Домой Петр Семенович вернулся лишь в 1946 году. В семье до сих пор бережно хранятся боевые награды Кинзакова Петра Семеновича и Осипова Василия Сергеевича. Теперь к ним прибавился Орден Мужества Кинзакова Сергея Петровича, награжденного посмертно.

Заключение.

Горько и обидно осознавать, что такого хорошего парня, как Сергей, не вернуть. Но имя Сергея Николаевича Кинзакова навсегда останется в истории. Оно внесено в «Книгу Памяти о военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, погибших в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо – Кавказского региона Российской Федерации ». Есть такое изречение, что человек живет столько, сколько живет светлая память о нем в наших сердцах.

Моя исследовательская работа – желание помочь молодым людям узнать имена героев, которые прошли суровое испытание в локальных вооруженных конфликтах, не уронив чести Российского воина. Когда есть такие ребята, как Сергей Кинзаков, Россию никто и никогда не сможет поставить на колени и мы должны помнить о своих защитниках.

Если бы не было этой войны, был бы жив этот парень, по-другому сложилась бы его судьба, судьба его родителей. Но очевидно, Сергей не умел хитрить и искать легких путей на гражданке, так и в бою не смог прятаться за спины товарищей. Сергей Кинзаков достоин своей высокой награды. И потому я преклоняюсь перед мужеством своего земляка и низко кланяюсь родителям, воспитавшим такого сына!

Библиографический список

1. Воспоминания Л.Н.Токаревой, записаны 23.11.2015 г.

2. «Книга Памяти о военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, погибших в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо – Кавказского региона Российской Федерации ». М., 2014.- С.193.

3. Реквием: книга об уроженцах Мордовии, погибших на Северном Кавказе/ сост. И.Ф.Голикова, В.А.Юрченков. Саранск, 2012. – С.126-127.

4. Рузаевская газета, 29 октября 1999 г.

5. Рузаевская газета, 12 декабря 2014 г.

Приложение 1

Класс

5«Б»

6 «А»

6 «Б»

8«А»

Вопрос

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1. Знаете ли Вы о войне в Чечне?

3

15

5

17

2

20

8

12

2. Знаете ли Вы земляков, воевавших в Чечне?

2

16

5

17

2

20

8

12

3.Знаете ли вы о герое-земляке С.Кинзакове?

-

18

-

22

-

22

3

17

Приложение 2

Детство

Сергей Кинзаков – ученик школы №17

Юность

Выпускной вечер

Вручение аттестата зрелости Сергей Кинзаков – студент директором школы Логиновой Н.М. ВУЗа

Служба

 

Присяга

Сергей Кинзаков с армейским другом

Родители

Николай Петрович и Мария Вавсильевна Кинзаковы