IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПАТРИОТИЗМ И ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКОВ
Доманова К.Г.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Время стремительно бежит вперед. Его нельзя остановить. Все дальше и дальше от нас события страшной Великой Отечественной войны, самой кровопролитной и беспощадной в истории человечества. Войны, забравшей миллионы жизней. Войны, отнявшей у родителей – детей, у детей-родителей.

С каждым днем все меньше и меньше остается живых свидетелей тех событий, ветеранов Великой Отечественной войны. Эти люди, не жалея своих сил, нередко рискуя своей жизнью, стремились приблизить такую долгожданную, такую выстраданную победу. Каждого из них по праву можно назвать «живой историей». Их простые на первый взгляд судьбы, достойны войти в героическую летопись нашей страны, нашего великого народа.

Сколько еще в нашей многострадальной земле безымянных солдат, сколько родных и близких не могут прийти на могилу к погибшим, принести живые цветы, поклониться и сказать «спасибо» за их подвиг.

Что же мы, молодое поколение двадцать первого века знаем о той далекой войне? Признаться честно, я никогда серьезно не задумывалась над этим вопросом. Как и любой российский школьник, я знала основные события, даты, битвы этой войны, не более. Конечно, я читала произведения на эту тему, знаю о своих легендарных прадедушках и прабабушках, которые тоже воевали, одни не фронте, другие в тылу. С большим трепетом отношусь к Бессмертному полку! Но, все же, я думаю, что этого недостаточно.

К такому выводу я пришла, когда год назад оказалась в замечательной организации юнармейцев. Познакомившись с деятельностью поискового отряда «Хослав», возглавляемого Андреем Алексеевичем Волоцуевым, побывав вместе с ребятами на раскопках в местах боев, я поняла, что совсем ничего не знаю о войне. А ведь я, не одна такая. Большинство из нас, представителей поколения двухтысячных, совершенно неграмотны в этом вопросе.

-3-

По моему глубокому убеждению, тема Великой Отечественной войны должна быть всегда и во все времена, для всех поколений актуальной. Ведь народ, не знающий своей истории, не почитающий своих героев, просто не имеет будущего. Парадокс. Чем дальше история уходит от сороковых годов прошлого века, тем сложнее оценивать причины и итоги войны. Двойные стандарты в оценке событий невыносимо больно ранят сердца теперь уже немногочисленных ветеранов, вносят путаницу в умы молодого поколения. Только знание фактов может прояснить картину событий вне зависимости от политических взглядов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мне хотелось бы предложить вашему вниманию небольшое исследование, которое я решила провести среди учащихся школ нашего района.

Цель данной работы: провести исследования и ознакомиться с уровнем знаний современных подростков о событиях Великой Отечественной войны на территории Хиславичского района. Выяснить актуальность создания поисковых отрядов и их роль в воспитании у молодежи патриотизма, бережного отношения к историческому наследию родного края.

Задачи исследования: определить уровень знаний современных подростков о событиях Великой Отечественной войны, провести опрос среди молодежи и жителей Хиславичского района на предмет их отношения к действующему на территории района поисковому отряду «Хослав».

Методика исследования:

  1. Разработать вопросы анкеты для подростков «Твои знания о войне и поисковом движении».

  2. Провести анкетирование.

  3. Провести анализ полученных результатов.

  4. Сделать выводы на основе полученных результатов.

  5. Познакомиться с деятельностью поискового отряда «Хослав».

  6. Ознакомиться с общественным мнением жителей поселка Хиславичи.

- 4 -

  1. Обсуждение и анализ полученных результатов.

Объект исследования: молодежь в возрасте 13-15 лет, проживающая на территории Хиславичского района.

Время проведения исследования: сентябрь-октябрь 2017 года.

Свою работу я решила выполнить, используя два раздела. Первый раздел – историко-краеведческий, поможет узнать уровень знаний ребят в возрасте 13-15 лет по теме событий Великой Отечественной войны на территории Хиславичского района. Второй раздел будет посвящен теме необходимости и важности создания поисковых отрядов на территории района.

1. НЕЗНАНИЕ ИСТОРИИ СВОЕГО НАРОДА-ПУТЬ В НИКУДА

Для проведения исследовательской работы, мною была составлена анкета, с вопросами которой можно ознакомиться в Приложении 1.

Все вопросы можно условно разделить на две категории: первые шесть касаются проверки уровня знаний событий, которые происходили в нашем крае в сороковые годы двадцатого века, остальные четыре – это знания о поисковом движении в нашем районе.

Вопросы ребятам задавались как в письменной форме, так и в устной. В таблице 1 (Приложения 2) отражены сведения о количестве обучающихся 7-9 классов в Хиславичской школе и в сельских школах нашего района. Таблица 2 (Приложения 2) показывает количество учащихся, которые согласились участвовать в анкетировании. Можно с уверенностью утверждать, что третья часть от всех подростков 13-15 лет приняли участие в опросе.

На основании полученных данных составлены диаграмма 1 (Приложения 3) и диаграмма 2 (Приложения 3), которые наглядно показывают, насколько активно проявили себя ребята. Диаграмма 1 позволяет сделать вывод о том, что активность подростков сельских школ и школы поселка оказалась следующей: 40%-сельские школы; 60%-школа поселка. Уместно будет

- 5 -

заметить, что ребята Хиславичской школы находились в более выгодном

положении, учитывая, что сельские школы находятся на расстоянии в несколько километров от поселка, и это естественно сказалось и на активности опрашиваемых.

Диаграмма 2 показывает, что наиболее заинтересованными и активными оказались подростки в возрасте 13-14 лет (7-8 классы)- 43% и 39% соответственно. Удивительно низкий процент пришелся на аудиторию девятиклассников (15лет) – всего 18%.

1.1 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

Проведя обработку полученных данных, мы пришли к следующим

выводам: ответы на первые шесть вопросов, которые касались знаний событий Великой Отечественной войны на территории Хиславичского района, можно условно разделить на две категории. Первая категория касается непосредственно времени оккупации, краеведческого музея, знаний названия улиц поселка. Эта категория вопросов не вызвала особых затруднений в ответах подростков. Это демонстрирует гистограмма 1 (Приложения 4). Здесь мы можем наблюдать довольно высокий уровень знаний. Почти 100% опрошенных молодых людей прекрасно знают, что немецко-фашистские захватчики ступили на территорию района 16 июля 1941года; закончилась оккупация 26 сентября 1943 года. Многие отметили те зверства, которые устроили фашисты на нашей земле, несколько ребят упомянули о созданном немцами еврейском гетто. 74% опрошенных безошибочно назвали улицы, названные в честь героев-земляков. 67% (более половины) посещали наш краеведческий музей, поделились своими впечатлениями. Несколько высказываний приведены ниже:

Таня Безрукова, 7 класс: « Мне было интересно узнать историю нашего

- 6 -

поселка. В музее рассказывали очень интересную информацию».

Максим Семенин, 9 класс: «Я очень рад, что смог побывать в краеведческом музее. Здесь я узнал много нового из истории своего поселка. Надеюсь, что в скором времени приду сюда еще раз».

Намного хуже обстоит дело с вопросами, касающимися партизанского и подпольного движения в районе, а так же знания наших уважаемых ветеранов и земляков – героев Советского Союза. Обратимся к гистограмме 2 (Приложения 4). На ней указано количество опрошенных (в%), которые смогли ответить на 2, 3, 4 вопросы. Только 37% знают о партизанском и подпольном движении и смогли назвать руководителей – секретарей РК ВКП(б) Зверева П.М. и Пояркова Н.В. 43% молодых людей смогли назвать

всех пятерых героев Советского Союза, уроженцев Хиславичского района:

Берестнева Павла Максимовича, Заикина Ивана Евдокимовича, Кудрявицкого Давида Абрамовича, Шилкина Михаила Кузьмича, Сергеенкова Николая Семеновича. Ныне здравствующих ветеранов нашего района знают лишь 17%. Это очень неутешительный результат. Очень часто мы знаем глобальные исторические события, битвы, полководцев, и совсем ничего не знаем о скромных ветеранах, живущих рядом с нами. Опрос ребят только подтвердил это. А ведь их осталось не так уж много… Кабанов Иван Демьянович, Широких Мария Ксенафонтовна, Ущекин Владимир Лаврентьевич, Ермаченко Иван Денисович, Степкин Николай Карпович, Осипов Михаил Иванович, Кофторов Павел Петрович.

На основании проведенного анализа первой части анкеты, можно с уверенностью утверждать, что интерес подростков к событиям Великой Отечественной войны есть и этот интерес неподдельный. Ребята признавались, что после того, как не смогли ответить на некоторые вопросы, пытались найти ответы в различных источниках. В трех анкетах молодые люди написали следующее: «…к своему большому стыду, я совершенно не

знаю о наших ветеранах-земляках…» Я думаю, эти слова говорят о многом.

- 7 -

2.ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ - СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ПОКОЛЕНИЙ

Последние четыре вопроса анкеты касались непосредственно поискового движения на территории района. Очень радует то, что на 8 вопрос анкеты ответ в 98% оказался утвердительным. Молодежь знает об отряде «Хослав» и его руководителе. 7 вопрос вызвал некоторые затруднения, но все же 76% ребят с ним тоже справились. Это демонстрирует гистограмма 1 (Приложения 5).

Интересными оказались ответы ребят на последние два вопроса. Хочется отметить, что почти 100% (98%) всех опрошенных считают, что такая деятельность, как создание поисковых отрядов очень нужна. В своих комментариях ребята приводили такие аргументы: « это лучше, чем сидеть целый день за компьютером и играть в бессмысленные игры…» (9 класс); «поисковые отряды – это как тимуровцы, они ведь могут помогать не только ветеранам, но и инвалидам, больным людям…» (8 класс); « это ведь интересно – раскопки, палатки, разные находки…» (8 класс); « такие отряды- это хорошая подготовка для мальчишек, которые пойдут служить в армию…» (8 класс).

Очень серьезно подростки отнеслись к вопросу о желании вступить в поисковый отряд. Только 46% опрошенных дали утвердительный ответ, а вот 48% - отметили, что это очень серьезная ответственность, для этого необходимо хорошо подумать, познакомиться с положением, уставом, узнать свои обязанности. Только 6% ребят ответили отрицательно. Гистограмма 2 (Приложения 5).

Я подумала, что будет интересно узнать мнение на предмет актуальности поискового движения и создаваемых в различных районах Смоленщины поисковых отрядов, не только подростков, поэтому попросила ответить на заданный вопрос нескольких жителей нашего поселка.

Хочется привести некоторые выдержки из интервью.

- 8 -

(Видеоролик можно посмотреть в Приложении 11).

С.Н. Костюкова (Председатель Хиславичского районного Совета депутатов): «Создание поисковых отрядов – это, прежде всего, воспитание у

подростков патриотизма. Память о наших дедах и прадедах, которые подарили нам светлое небо над головой. Когда идешь с ребятами в экспедицию, удивляешься их серьезному отношению, знанию дела, истории. За такими ребятами будущее нашей страны».

О.А. Максименкова (Заместитель Главы муниципального образования "Хиславичский район" Смоленской области по социальным вопросам - начальник отдела образования и молодежной политики Администрации муниципального образования "Хиславичский район"Смоленской области) : « Создание поисковых отрядов – это очень важное и нужное дело не только для муниципалитетов, регионов, но и для

всей Российской Федерации. Когда началось это движение, мы почувствовали, как вовлекается сюда молодежь. Отряды способствуют воспитанию патриотизма, любви к Родине».

Н.В. Михальченкова (Руководитель МБУ ДО "Дом детского творчества"): « Это самый основной способ научить детей и подростков бережно относиться к своему наследию, к своему прошлому, чтобы дети с глубоким почтением относились к своей Родине, к своей семье, к родному краю».

А.А. Волоцуев (Командир поискового отряда «Хослав», руководитель местного отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Хиславичском районе): « Поисковый отряд является основным двигателем патриотизма. У нас не говорят патриотизм. У нас надо не словами, а делом доказывать и ребята это доказывают».

В дополнение к вышеизложенному, мне хотелось бы немного рассказать о нашем отряде. Он еще совсем молодой, но его бойцы уже многое успели сделать. Главное – это энтузиазм, с которым ребята берутся за любое дело.

- 9 -

2.2 ИСТОРИЯ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «ХОСЛАВ»

Хиславичский поисковый отряд «Хослав» был создан 27 января 2015года. Идею создания отряда Андрей Алексеевич Волоцуев вынашивал несколько лет. Его идея воплотилась в жизнь. На вечере Памяти, состоявшемся в

поселке Хиславичи, «Хославу» в торжественной обстановке был вручен

паспорт отряда, позволяющий вести поисковые работы. У самых истоков

поискового движения стояло всего пятеро человек, но именно их упорство и вера в дело, которое они делают, позволили отряду развиваться, принимать в свои ряды новых бойцов. Уже осенью 2015 года был создан отряд для юных поисковиков, в который вошли 15 ребят.

Не перечесть всей деятельности, которую ведет «Хослав». Конечно, самая важная – это поиск погибших солдат, установление личности, розыск их родственников, захоронение. За плечами у бойцов не одна Вахта памяти.Не один неизвестный солдат поднят усилиями бойцов, как нашего отряда, таки и бойцами отрядов из других районов.

Первая Вахта (март-май 2015г) проходила в Ярцевском районе. Были найдены останки двух бойцов, причем один из них имел медальон (Карев Тимофей Ильич 1908г р Оренбургская область). Затем были Вахты в Ельнинском, Глинковском районах. В д. Надейковичи Шумячского района поисковиками (семья Волоцуевых и 10 юных бойцов), совместно с Шумячским поисковым отрядом, подняли солдата.

3 декабря 2016 года в г. Ельня состоялось захоронение останков красноармейца, поднятого поисковиками отряда «Хослав» в августе 2016 года. Неизвестного солдата нашли недалеко от деревни Огнеполье Хиславичского района в августе 2016 года. Найти останки было сложно, поскольку на месте трагедии выросла целая роща. При бойце, из личных

вещей, была найдена лишь серебряная ложка.

- 10 -

«Предположительно он был бойцом 403-го стрелкового полка, который штурмовал укрепленный пункт фашистов Печерская Буда. Штурм продолжался три дня, и потери составили почти 600 человек», – рассказал командир отряда Андрей Волоцуев.

В некоторых случаях возникает необходимость перезахоронения солдат. «Отдаленные деревни Хиславичского района постепенно остаются без жителей, где-то закрываются местные школы. В таких условиях некоторые воинские захоронения

остаются без надлежащего ухода. В минувшие годы было проделана немалая работа по

их благоустройству. Так, например, поставлены памятники на братских и одиночных могилах в д. Шершневка, Малая Буда, Новый Стан, Шашки. Они по-прежнему посещаются бывшими жителями, которые приняли от своих отцов и матерей вахту памяти, ухаживая за этими могилами. Но есть места, где такие захоронения остаются в стороне от местных кладбищ и дорог. Чтобы они не затерялись, хиславичский поисковый отряд "Хослав" под руководством Андрея Волоцуева начал акцию по перенесению останков воинов-освободителей нашей земли в Сквер Памяти поселка Хиславичи. 2 сентября текущего года состоялось первое перезахоронение, новое место упокоения получил советский солдат Иван, погибший в сентябре 1943 в д. Писляковщина.» ( Валерий Цыркунов «Хиславичские известия» №37 от 16.09.2016».

Поле деятельности «Хослава» очень обширно. Очень активно ведется работа с подростками. Это не только поисковые работы, но духовная, культурная.

Бойцы принимают активное участие в Фестивалях («Споем, бача, споем…»), сами организовывают концерты для местных жителей. Стали привычными для ребят акции Доброхоты (уборка и облагораживание воинских захоронений), участие в Президентских играх, в патриотических слетах.

Фоторепортаж о делах отряда можно посмотреть в приложениях 6, 7, 8,9,10.

- 11 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей работы, мне хотелось бы обозначить значимость моих исследований, как в теоретическом аспекте, так и в практическом.

Теоретическая значимость моих исследований заключается в том, что с

помощью проведенного мною опроса, я смогла выяснить уровень знаний современных подростков в возрасте 13-15 лет о событиях Великой Отечественной войны, ветеранах, героях Советского Союза, на территории Хиславичского района. Полученные данные позволили сделать выводы о том, что молодежь интересуется историей, пытается узнать новые факты. Ребята положительно относятся к созданию Юнармии, поисковому

движению. Многие готовы стать бойцами-поисковиками.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные можно использовать в организации школьных классных часов, посвященных патриотическому воспитанию школьников, в качестве дополнения к урокам обществознания и истории. Со своей работой я смогла бы познакомить школьников сельских школ, рассказать им о работе нашего поискового отряда «Хослав». Возможно, ряды поисковиков пополнятся новыми бойцами.

Моя работа является только начальной ступенькой в изучении темы воспитания современной молодежи в духе патриотизма, любви к родному краю, к историческому наследию. Эта тема многогранна. Работая над ней, я сама узнала много нового, интересного, ознакомилась с различными источниками. Я уверена, что новые сведения мне обязательно пригодятся.

- 12 -

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадаев М.Г. Память хранит все. - Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1995.-304с.

  2. Воробьев М.В и Храпченков А.К. В боях на Смоленской земле. М., «Моск. рабочий», 1975.- 272с.

  3. Материалы, предоставленные поисковым отрядом Хослав.

  4. Материалы с выставки в районной библиотеке поселка Хиславичи «Мы тоже были на войне».

  5. Солдаты победы.- ООО Книжное издательство «Смядынь».-2011.-656с.

  6. http://obuchonok.ru/znachimost.

  7. https://www.google.ru/search?q=хослав+фото

  8. http://hislavichi.museum67.ru/poiskovyj-otryad-hoslav/

-13-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

1.Назовите даты начала и окончания оккупации Хиславичского района немецко-фашистскими захватчиками.

2. Что вы знаете о подпольном и партизанском движении в Хиславичском района? Назовите руководителей движения.

3. Наши земляки - Герои Советского Союза. Что вы о них знаете?

4. Ныне здравствующие ветераны Хиславичского района.

5. Назовите улицы поселка, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

6. Посещали ли вы Краеведческий музей в поселке Хиславичи? Ваши впечатления.

7. Что вы знаете о поисковом движении «Вахта памяти»?

8. Известно ли вам о поисковом отряде «Хослав»? Руководитель, деятельность, которую осуществляет отряд.

9. Хотели бы вы стать бойцом поискового отряда? Почему?

10. Как вы думаете, является ли создание поисковых отрядов одним из способов воспитания у подростков патриотизма, бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края?

-14-

ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Таблица 1

Сеть образовательных организаций Хиславичского района 2017-2018гг

Количество обучающихся

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

Город

МБОУ «Хиславичская СШ

51

33

58

142

ИТОГО:

51

33

58

142

Село

МБОУ «Ленинская СШ»

2

1

5

8

МБОУ «Заревская ОШ»

6

3

3

12

МБОУ «Иозефовская ОШ»

0

2

2

4

МБОУ «Растегаевская ОШ»

0

5

0

5

МБОУ «Соинская ОШ»

1

1

1

3

МБОУ «Череповская ОШ»

4

5

3

12

ИТОГО:

13

17

14

44

ИТОГО по району:

64

50

72

186

Таблица 2

Количество обучающихся, принявших участие в анкетировании

Количество обучающихся

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

Город

МБОУ «Хиславичская СШ

17

14

9

40

ИТОГО:

17

14

9

40

Село

МБОУ «Ленинская СШ»

2

0

3

5

МБОУ «Заревская ОШ»

6

2

0

8

МБОУ «Иозефовская ОШ»

0

0

0

0

МБОУ «Растегаевская ОШ»

0

5

0

5

МБОУ «Соинская ОШ»

0

0

0

0

МБОУ «Череповская ОШ»

4

5

0

9

ИТОГО:

12

12

3

27

ИТОГО по району:

29

26

12

67

-15-

ПРИЛОЖЕНИЯ 3

-16-

-17-

ПРИЛОЖЕНИЯ 5

1. Гистограмма ответов на вопросы 7,8

2. Гистограмма ответов на вопросы 9,10

-18-

ПРИЛОЖЕНИЯ 6

ФОТОРЕПОРТАЖ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА ХОСЛАВ

Фото 1, 2 Захоронение неизвестного солдата в Ельне

03.12.2016г

Фото 3 Общеобластной день «Доброхотов»

-19-

ПРИЛОЖЕНИЯ 7

Находки на месте раскопок

Фото 1

Фото 2

Фото 3

-20-

ПРИЛОЖЕНИЯ 8

Фото 1

Фото 2

Фото 3

-21-

ПРИЛОЖЕНИЯ 9

Культурные мероприятия

Фото 1 Фестиваль « Споем, бача, споем…»

Фото 2 Урок Мужества в Хиславичской СШ

-22-

ПРИЛОЖЕНИЯ 10

Фото 1 Борисоглебский храм. Поселок Хиславичи

Фото 2Благославление на добрые делаМитрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором

-23-