IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

БЕЛОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945ГГ
Родикова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Несмотря на огромные трудности военного времени, страна не упускала из виду образование и воспитание подрастающего поколения. Актуальность исследования определяется сохраняющимся интересом местных исследований к истории развития образования, в том числе в годы Великой Отечественной войны. 2016 год – был юбилейный для нашей школы, её исполнилось 85 лет, именно поэтому история школы очень актуальна для местных жителей, а также для меня.

Цель проекта – Изучение деятельности учеников и учителей Белоярской средней школы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для достижения поставленной цели надо реализовать следующие задачи:

  1. Собрать материал об учениках и учителях Белоярской средней школы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, используя документы краеведческого музея и районного архива.

  2. Систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.

  3. Провести анкетирование в классах, с целью изучения отношения современной молодёжи к событиям того времени.

  4. Написать работу по данной теме и представить её на конференции.

  5. Оформить стенд к 9 мая « Ученики и учителя Белоярской средней школы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945

Объект исследования – Белоярская средняя школа в годы войны.

Предмет исследования – История деятельности педагогов и учащихся Белоярская средняя школа в годы войны.

Территориальные рамки работы охватывают пространство Верхнекетского района, который входит в состав Томской области и относится к зоне Крайнего Севера. Хронологические рамки работы охватывают период с 1941 по 1945 года. Гипотеза: предположим, что педагогический и ученический коллективы Белоярской средней школы внесли огромный вклад в развитие чувства патриотизма, ответственности за порученное дело и самостоятельности в решении многих практических задач в военное время.

Методологическую основу работы составляют принципы историзма, объективности и системного подхода. При написании использовались преимущественно историко-генетический и сравнительно-исторический методы исследования. Принципы предусматривают подход к действительности как развивающейся во времени, предполагается рассмотрение объективной истории Верхнекетского района как системы, закономерностей его развития. Историко-генетический метод, направленный на анализ развития явления, позволил последовательно раскрыть свойства изучаемой проблемы, проследить эволюцию социально – экономический изменений на территории Верхнекетского района. Сравнительно-исторический метод позволил изучить и сравнить Белоярскую среднюю школу с другими школами района. Сравнительно-исторический метод позволил показать историю Верхнекетского района в неразрывной связи с процессами, происходившими на всей территории Томской области, территории Сибири и российского государства в целом.

Источниковедческий обзор. Поставленные автором задачи исследования потребовали использования архивных документов из Муниципального архива Верхнекетского района. Это докладные записки, протоколы производственных совещаний, отчёты, справки, доклады районных конференций. Многие из архивных документов были открыты впервые. В работе использовались архивные документы с 1941 по 1945 годы.

Научная новизна заключается в том, что в научный оборот впервые вводится целый ряд источников, отражающих состояние образования Верхнекетского района в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость исследования, прежде всего, в том, что результаты данной работы (выпуск брошюры, презентация) могут быть использованы в качестве дополнительных материалов на уроках истории, обществознания и краеведческой работы в школе.

Глава I. Учебно-воспитательная работа Белоярской средней школы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

  1.  
    1. Учебная работа.

В Верхнекетском районе в 1940-1941 учебном году работало 15 школ, где 1425 учеников обучало 55 педагогов. 10 школ имели статус начальной, 4 школы-неполные средние и одна школа была средняя - этой школой и была Белоярская средняя школа, которая находилась в п. Белый Яр на улице Сталина (Приложение № 7). [1, стр.27]

И в довоенное время школа испытывала недостаток самого необходимого: учебников, тетрадей. Тяжёлым для школы стал 1941-1942 и 1942-1943 учебный год. Из отчётов директора школы Мартынова Семёна Николаевича мы узнаем, что занятия в школе проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Особенно мало поступало в школу букварей и книг для чтения для учеников первых и вторых классов. [2, стр.4-9] Вот что вспоминает Голых Елизавета Никифоровна: «Один букварь был на 5-6 человек, а иногда учебник один на весь класс. Все ждали своей очереди. Каждый старался выучить всё наизусть, потому что потом учебника не будет. Букварь знали от корки до корки, и так мечтали, чтобы учебник был у каждого.»

Не хватало тетрадей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. (Приложение №7) Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Учебный год начинался 1 октября, заканчивался 15 мая.

Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны. С II полугодия 1942-1943 учебного года во всех школах был введен и специальный новый предмет - военное дело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. На изучение данной дисциплины отводилось 850 часов. [2, c. 7,9] Введение военного дела в было встречено учащимися восторженно. На уроках они делали деревянные винтовки, ходили в «атаку», учились рыть окопы и стрелять из мелкокалиберной винтовки. Интерес к этим занятиям не ослабевал, ведь они могли помочь попасть мальчишкам на фронт, чтобы бить фашистов.

Большие трудности в школе вызывала нехватка педагогических кадров. Война привела к значительному сокращению численности педагогов, к изменению в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%. Учителей катастрофически не хватало. (Приложение № 1)Для решения этой проблемы в районе с января 1943 года при БСШ был организован консультативный пункт по заочному обучению учителей начальной школы, не имеющих педагогического образования. Заведующей консультативным пунктом и заведующей зимней январской сессией была назначена Карузина Валентина Алексеевна (Приложение №7).

Перед коллективом школы в годы войны стояли две важные задачи: выполнить всеобуч и добиться 100% успеваемости. Со второй задачей школа справлялась на протяжении всех военных лет успешно. По итогам успеваемости в 1941-1942 учебном году школа была отмечена как лучшая в районе.

С выполнением первой задачи появились большие сложности. Вот что мы узнаем из отчёта директора Белоярской средней школы за 1942-1943 учебный год: «…Неохваченной и неявившихся по разным причинам 7 человек (начальная школа).Одну девочку из 3 класса родители взяли из школы ввиду слабого здоровья. 4 человека не посещают школу из-за необеспеченности одеждой и обувью (живут за 4 километра в Широково), 2 детей были взяты из школы без серьезных на то причин…Занятия в начале учебного года проходили не совсем нормально: пришлось оторвать учащихся на заготовку дров»[2, стр.20-22]

В информационном отчёте РОНО за этот год также отмечается значительный отсев по уважительным причинам из 13 школ района. (Приложение №2)Особенно много было такого отсева из старших классов, потому что колхозам и предприятиям района, рыболовецким артелям требовались рабочие руки[3, стр.7]. Особый контроль велся за учениками, покидающими школы. Причины были самые разные: мобилизация на войну, выезд родителей, поступление в специальные учебные заведения, трудоустройство, отсутствие одежды и обуви, загруженность домашней работой, болезнь. О трудных военных годах остались тяжелые воспоминания.

Вот что вспоминает Сопыряев Алексей Николаевич, 1928 года рождения: «Мне шёл тринадцатый год, когда началась война. Детей в семье было семь человек, отца призвали на фронт. Поэтому моя учёба закончилась, нужно было помогать маме поднимать семью. Зимой возил на лошадях почту, ходили на охоту- ловили зайцев и куропаток. Летом работали в колхозе, заготавливал сено вместе с женщинами и стариками, рыбачил. В 1944 году меня отправили на сезонные работы в лесозаготовительный участок. Верёвкой таскали брёвна, затем делали из них пучки, которые трактор стаскивал к речке. Приходилось делать обласки для женщин- рыбачек, этому меня научил отец, он был мастер на все руки- коренной рыбак и охотник. Когда война закончилась, поздно мне было учиться. А очень хотелось… [4].

Балашова Пелагея Ивановна, 1928 года рождения: «Одежду сами шили. Красили ткань талиной – сушили тальник на солнце, варили, добавляя в варево железку – цвет становился черным. В коски вплетали кромку материала, вместо ленточек. Гладили все это нагретой алюминиевой кружкой. У нас и утюга-то не было. Да что утюга, детства не было!»

1.2 Воспитательная работа.

Казалось, что учёба и труд заняли всё время, но, как и в мирное время проводились родительские собрания, заседания родительских комитетов, учителя читали лекции, проводили беседы. Оформлялись классные комнаты, работали кружки, учащиеся вместе с учителями выступали с концертами и спектаклями в клубах и красных уголках. Эти данные подтверждаются отчетом завуча школы за 1941-1943 уч. г. (Приложение № 3)

Было развернуто соцсоревнования между школами, внутри школ, класса с классом, ученик с учеником. В школе были организованы соревнования: на стене в коридоре висел плакат, и ученики, получившие «5», «сбивали» вражеский самолет, «4» - «подбивали танк», «3» - пулемет, а тот, кто получал «2» - являлся пособником врага. Систематически проводили круглые столы о международном положении.

В праздничные дни: 7-е ноября, Новый год, День Красной Армии и, конечно.1-е Мая, школьный коридор превращался в зрительный зал. А сдвинутые столы в конце коридора превращались в сценические подмостки. Жителям посёлков учащимся предлагались трёх-, четырехактные пьесы: «Любовь Яровая» К. Тренёва , «Разлом» Б. Лавренёва, «Женитьба» Н. Гоголя, «На бойком месте» Н. Островского в исполнении учительского коллектива. С единичными случаями приглашения лицедеев со стороны. Представления начинались с 9-10 часов вечера, а заканчивались далеко за полночь, но никто раньше окончания спектакля не уходил. [3, стр.11]

Началось оформление занятий по ПВХО, РСО, РТО. (ПВХО- Знак "Готов к противовоздушной и противохимической обороне",с началом Великой Отечественной войны выпуск знаков был полностью прекращен, хотя работа по сдаче норм проводилась вплоть до 1946 года. )

Проведён лыжный кросс, посвященный 25-летию РККА, в котором участвовало 90 человек, из них 66 человек сдали норму. (Приложение № 4 )

Из Отчёт Белоярской средней школы за 1942-1943 учебный год. (май-декабрь 1943 г.)мы узнаем, что сдали нормы ПВХО 15 учеников. [3, стр.11]

Читая скупые строчки отчетов за те годы, только диву даешься, насколько разносторонней была работа школ. Кругом война, горе, а здесь в районе решается вопрос об открытии летних площадок для детей. Приказом РОНО №21 от 3 апреля 1944 года было предписано, в каждой школе открыть на летний период детские игровые площадки с целью физического укрепления школьников, предупреждения безнадзорности и организации общественно-полезного труда. В Белоярской школе такая площадка была организована на 60 человек, руководителем была назначена Кузнецова Ангелина Ивановна. [3, стр.18]

Вопросы об организации детских площадок выносились на обсуждение правлений колхозов, изыскивались особые фонды продуктов, предоставлялись помещения.

Глава II «Все для фронта! Все для Победы!

Особо хочется отметить воистину героический труд подростков. На плечи детей в те годы легло много совсем не детских обязанностей. Так как их матери трудились в колхозах, рыбацких артелях. На лесозаготовках и сплаве леса с раннего утра и до поздней ночи. Всю домашнюю работу делали дети. Кроме того и в школе было много работы. Сами делали ремонт классов, печей, заготавливали дрова, выполняли планы по сбору лекарственных трав, плели корзины, делали ящики для рыбаков, а летом трудились на полях, на заготовке сена, прополке и поливке огородов.

Для фронтовиков учащиеся школы заготавливали шиповник, кедровый орех. Берёзовую почку, колбу, рыбу, мясо диких животных. За годы войны колхозники сдали государству 99726 пудов хлеба, 29487 пудов мяса, 75724 пуда молока, 442 пуда шерсти, 858 пудов льна-волокна. Отправлено в качестве новогодних подарков 167 пудов хлеба, 500 пудов рыбы, 210 пудов пельменей и других сельскохозяйственных продуктов. [3, стр.13]. Активное участие принимали в сборе таких подарков ученики и учителя школ. Дети писали письма, рисовали рисунки, шили кисеты, клали туда табак, чтобы там, далеко на фронте бойцы могли получить такие весточки из дома. Например, в 1943 году от 2 и 3 классов была отправлена посылка с табаком, уложенным в 12 кисетов и мылом. [5,стр.10]

Учениками младших классов школы за годы войны было собрано 905 кг. березовой почки. За что учащиеся получили 60 кусков незаменимого мыла в 1943 году. [5,стр. 13]

Школа распространила среди учащихся и учителей 3 денежно-вещевые лотереи на сумму 2 200руб. Собрано средств учащимися детям сиротам отечественной войны, дому инвалидов, на авиа эскадру денег в сумме 826руб. Учащиеся школы оказали помощь детям Воронежа: послали книг 80 шт., письменных принадлежностей 60шт.[6, стр.4] За 1942 год ученики школы выработали в колхозах 15 тыс. трудодней. Собрали ягод более 15 тонн, сдали рыбы в фонд Красной Армии более 35 центнеров.[7, стр.32,33]

На фронтах Великой Отечественной войны сражались учителя: Капустин Яков Иванович, первый директор Белоярской средней школы – погиб на войне. Понамарев Борис Романович, второй директор школы, учитель физики. Борис Романович воевал на фронтах войны с 15 февраля 1942 года по 3 мая 1944 года, был демобилизован, вернулся в Белый Яр и продолжил работать в школе. Тимофеев Александр Андреевич, завуч школы, погиб.[8, стр.15]

На фронт ушли 21 ученик нашей школы (Приложение №5)

В 1945 году 16 человек учащихся Белоярской средней школы и были награждены наравне с взрослыми медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[ 9,10] (Приложение №6)

Родина отметила трудовой подвиг и учителей Белоярской средней школы, наградив четырёх из них медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»:

1.Понамарёв Борис Романович- учитель физики, математики.

2.Скороспешкина Мария Ивановна- учительница географии, биологии.

3.Есаулова Мария Андреевна - учительница начальных классов.

4. Сергеева Серафима Николаевна- учительница начальных классов. [11, стр.21,28]

Заключение.

Начиная работать над данной темой, я сомневалась: будет ли она интересна моему поколению. Для того, чтобы развеять сомнения я провела анкетирование в 10-11 классах по вопросам, а затем, ознакомившись с ответами ребят, я с удивлением поняла, что тема эта не только актуальна, но и очень важна как для моего поколения, так и для последующих поколений.

Некоторые ответы меня удивили своей глубиной. Ребята говорят о том, что знакомство с трудностями и лишениями тех лет заставили их более оптимистично преодолевать трудности нашего времени и относиться к ним совсем по-другому. Вот ещё некоторые выдержки из анкет ребят: «…несомненно, знать это нужно, так как человек, не знающий своего прошлого, не может иметь своего будущего. Если бы не те наши сверстники, наша жизнь была бы совсем другой , потому и надо знать и понять подвиг, тем более что совершен он нашим сверстниками..»

«…да, так как без знаний этого человек не может полностью понять трудности и лишения военных лет. Это может повлиять на желание детей, подростков изменить свою жизнь в лучшую сторону или просто расширить кругозор»

«…надо знать, какая цена у победы: как тяжело жилось нашим сверстникам, чтобы не допустить подобное в настоящее время…»

«…нужно знать о том времени, даже для того, чтобы почувствовать, как хорошо и легко живётся тебе, нужно знать как жили такие дети, как ты в годы войны.»

С каждым годом остается все меньше живых свидетелей тех лет. Работая над этой темой я понял одно, сколько бы лет не прошло нам надо помнить о подвигах наших отцов, дедов и прадедов. Эта память живет в нас каким-то тихим эхом войны. Она заставляет молодых отправляться по местам отгремевшей несколько десятилетий назад войны, восстанавливать имена погибших солдат, разыскивать их родных

Она, это память, заставляет нас приходить на митинги 9 мая и переживать радостное ощущение Победы, подарившей нам жизнь.

Эта память живет в нас на генетическом уровне, как непременное условие существования человека и человечества. Живет желанием стать участниками всероссийской акции «Бессмертный полк», собирать по крупицам утерянную некогда историю семьи. Именно этой памятью жива наша духовная сила. Память, может быть, главная ценность, которую мы обязаны передать следующим поколениям. Именно она дает нам право считать себя людьми. И пока жива эта память - жива наша Россия.

Список использованной литературы

  1. Муниципальный архив Верхнекетского района (далее МАВР). Фонд 4 Опись1. Дело 15

  2. МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 20.

  3. МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 21.

  4. Воспоминания Сопыряева А.Н. (Записаны краеведами музея в 1993 году)

  5. МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 15.

  6. МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 22.

  7. МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 24.

  8. МАВР. Фонд 4 Опись2. Дело 1.

  9. http://www.podvignaroda.ru

  10. www.obd-memorial.ru

  11. МАВР. Фонд 4 Опись. Дело 159.

Приложение № 1

Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%.

Всего учителей – 64

С высшим образованием – нет.

Незаконченное высшее – 4

Среднее педагогическое – 19

Среднее образование – 21

Низшие образование – 20

В течение всего времени не было учителей по истории в 3 школах Верхнекетского района (Максимоярской, Клюквинской и Моховской) и преподавателей по немецкому языку в 3 школах (Моховской, Белоярской и Клюквинской)1.

Приложение №2

Таблица о движении учащихся Белоярской школы2.

Всего уч-ся в начале года

1-4 классы

5-7 классы

8-10 классы

Всего уч-ся в конце года

Начало года

отсев

Конец года

Начало года

отсев

Конец года

Начало года

отсев

Конец года

 

1061

653

64

589

373

98

275

35

6

29

893

Приложение №3

Информация отчёта о работе школ В-Кетского района за 1941-1943 уч. г. (отчёт завуча БСШ)

Внеклассная работа3

Название кружка

Количество учеников

Самодеятельность

27

Математический

12

Химиков и натуралистов

18

Литературный

9

Физкультурный

12

Кружок ПВХО с 1класса по 10 класс

 

Стрелковый

12

Занятия с командирами

14

Дружина юных патриотов

25

Подготовка сандружинниц

27

Приложение №4

Сведения о сдачи норм оборонного значения.4

ПВХО

ГСО

Лыжная норма

Члены МОПР

371

293

324

341

Приложение №5

На фронт ушли 21 ученик нашей школы:

Растворов Николай Андреевич – призван 20 мая 1943г.

Растворов Сергей Георгиевич – погиб в 1945г.

Растворов Леонид Георгиевич -

Подкорытов Афанасий Понкратьевич - призван 27 октября 1942г.

Сергеев Валерий Владимировичт - призван 14 августа 1942г.

Лебедев Сергей - призван 14 августа 1942г.

Волчков Владимир Васильевич - призван 14 августа 1942г.

Лоскутов Николай Фомич - призван 29 июля 1942г.

Белов Анатолий Павлович - призван 7 октября 1942г.

Соколов Афанасий Николаевич - призван 7 октября 1942г.

Соколов Николай Николаевич - призван 20 мая 1943г.

Чуканов Михаил Васильевич - призван 20 мая 1943г.

Семенов Владимир Иванович - призван 20 мая 1943г.

Арабалдаев Михаил Борисович - призван 3 августа 1942г

Бояркин Владимир Васильевич - призван 17 августа 1942г

Сайнаков Илья Федорович - призван 28 сентября 1942г

Ханов Виталий Нестерович - призван 28 сентября 1942г

Гришаев Владислав Евграфович - призван 15 мая 1943г.

Серебренников Павел Григорьевич - призван 7 октября 1943г.

Татаринов Георгий Георгиевич - призван 20 мая 1943г.

Курченков Вениамин Макарович - призван 7 октября 1942г.

Приложение №6

Список учащихся Белоярской средней школы награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»5:

1. Анисимов Михаил

2. Бубнова Клара Михайловна

3. Герасимова Клавдия Дмитриевна

4. Глотов Михаил Петрович

5. Ищенко Раиса Михайловна

6. Казанина Антонина Михайловна

7. Козлятин Александр Андреевич

8. Котова Мария Михайловна

9. Кузнецов Пётр Иванович

10. Николаева Наталья Никитична

11. Петухин Гаврил Иосифович

12. Пушкарёва Ольга Александровна

13. Сошнина Евдокия Фёдоровна

14. Терехова Евдокия Фёдоровна

15. Хворова Валентина Антоновна

16. Хлыстова Зоя Ивановна

Приложение №7

Белоярская СШ 1942г

Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы.

Карузина ВалентинаАлексеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района, Томской области.

Ничто не забыто,

никто не забыт.

Информация об учителях и учениках Белоярской средней школы №1

( Материалы, взятые с сайта ПОБЕДА НАРОДА. РУ , ОБД Мемориал, Память- Народа.ру, а также архивные материалы Муниципального архива Администрации Верхнекетского района Томской области.)

Растворов Николай Андреевич 1924 года рождения Год рождения: __.__.1924 место рождения: Алтайский край, Грязнухинский р-н, д. Сетовка № наградного документа: 86 Орден Отечественной войны I степени дата наградного документа: 06.04.1985

№ записи: 1519325667 Звание: мл. сержант Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н № записи: 33799395

Медаль «За отвагу»Подвиг:

Стремительно развивая наступление, части дивизии в середине июля 1944 года форсировали р. Неман в районе г. Алитус, за что дивизия 12 августа 1944 года была награждена орденом СувороваIIстепени.

Растворов Леонид Егорович 1925 года рождения Звание: гв. ефрейтор в РККА с 03.10.1943 года Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

№ записи: 20894047

Орден Славы III степени

В наступательном бою в районе с. Гришинки, Петровки, 4 и 5 января 1944 несмотря на сильный арт. Мин. Огонь противника, находясь в боевых порядках пехоты, шёл впереди, воодушевляя при этом своих боевых товарищей на подвиги. Огнём личного оружия он уничтожил более 10 немцев, и под огнём противника он вынес с поля 5 человек раненых бойцов и офицеров с их личным оружием.

4 января 1944 года. 927-й день войны

Житомирско-Бердичевская операция. Командующий 1-м Украинским фронтом Н. Ф. Ватутин подчинил 40-й армии 5-й гвардейский танковый корпус А. Г. Кравченко и направил его форсированным маршем с правого крыла фронта в г. Сквира и далее в направлении Звенигородки. Удар танкового корпуса способствовал резкому увеличению темпов продвижения 40-й армии, а также действовавшей левее 27-й армий. В ночь на 4 января 1944 г. Белая Церковь была освобождена.

Совинформбюро. В течение 4 января к северу от НЕВЕЛЯ наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли более 100 населённых пунктов и среди них ПЛОСКОВО, АЛЕКСЕЕВСКОЕ, ГРИШАНКИ, ЧЕРНУХИ, ТАТЫРИНО, ГОРЫ, ТРЕХАЛЕВО, ТЫКОВО, ФЕНЕВО и железнодорожную станцию ИЗОЧА. Нашими войсками полностью очищена от противника железная дорога ВЕЛИКИЕ ЛУКИ — НЕВЕЛЬ.

Подкорытов Афанасий Панкратович 1924 года рождения

Звание: красноармеец в РККА с 02.10.1942 года Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

№ записи: 18385117

Медаль «За отвагу»Подвиг:

Подкорытов Афанасий Панкратович участвовал в боях за овладение рощей в районе села Троицкой с 29 по 31.08.43 года и показал себя как дисциплинированный боец, выполняя спец. Задание. Во время боя уничтожил 13 немецких захватчиков. 18.09.1943 года.

Член ВЛКСМ с 1942 года.

Бояркин Владимир Васильевич 1924 года рождения Звание: красноармеец Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

№ записи: 18750701

Медаль «За отвагу»Подвиг:

Бояркин Владимир Васильевич награждён медалью «За отвагу» за то, что в 9.00 29 июля 1943 года ворвался в траншею противника, где было уничтожено 15 солдат и 1 офицер и принесены ценные документы.

 

Информация из списков захоронения

Фамилия Бояркин Имя Владимир Отчество Васильевич Дата рождения/Возраст __.__.1925 Воинское звание рядовой Дата смерти 16.10.1944 Страна захоронения Россия Регион захоронения Республика Чувашия Место захоронения Алатырский р-н, с. Чуварлей

Курченков Вениамин Макарович 1924 года рождения

Звание: мл. сержант в РККА с 10.09.1942 года Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

№ записи: 19008983

Медаль «За отвагу»

Приказ подразделения

: 37/н от: 27.11.1943 Издан: 1314 сп 17 сд 3 А Белорусского фронта /

Архив: ЦАМО

фонд: 33

опись: 686044

ед.хранения: 1997

записи: 19008978

На гомельском направлении войска Центрального (Белорусского) фронта с середины октября к концу ноября 1943 оттеснили войска 9-й и 2-й немецких армий на глубину до 100 км на участке до 250 км фронта. 26 ноября 1943 был взят Гомель. При этом, как указывает "История ВОВ", немцы перебросили с участка Западного фронта две пехотные дивизии и бригаду СС. Советские войска нанесли удар сначала через Днепр и Сож, чтобы выйти к Речице, обойдя Гомель с юга. Гитлер запретил эвакуацию Гомеля, полагая, что его сдача отразится сильнее на престиже Германии, чем потеря Смоленска в сентябре 1943. В итоге 17 ноября с падением Речицы левый фланг немецкой 2-й армии был отрезан. По Кривошееву в начале операции было задействовано 761.300 бойцов и командиров, безвозвратные потери составили 21.650, санитарные 66.556 человек в период с 10 по 30 ноября 1943. Задача, поставленная Ставкой Верховного Главнокомандования, в основном была выполнена. В ходе этого наступления враг понес тяжелые потери. С сентября по декабрь 1943 г. советские войска разгромили до 40 дивизий группы армий "Центр", в том числе 7 танковых и моторизованных."

Курченков Вениамин Макарович 1924 года рождения

Звание: мл. сержант в РККА с 10.09.1942 года Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

№ записи: 21153268

Медаль «За отвагу»

Приказ подразделения

№: 43/н от: 15.12.1943 Издан: 1314 сп 17 сд 3 А Белорусского фронта /

Архив: ЦАМО

фонд: 33

опись: 686044

ед.хранения: 2314

№ записи: 21153262

Начальник рации роты связи, младший сержант 1314 стрелкового полка, член ВЛКСМ, на фронте с 1.04 1943 года. С 1943 года член ВКП (б), номер п/б 6038511№ записи: 31327994

Орден Красной Звезды

Подвиг:

Приказ подразделения №: 111/н от: 07.07.1944 Издан: 17 сд 48 А 1 Белорусского фронта / Архив: ЦАМО фонд: 33, опись: 690155

ед.хранения: 964

№ записи: 31327986

Курченков Вениамин Макарович

Год рождения: __.__.1924 гв. ст. сержант в РККА с __.__.1942 года место рождения: Алтайский край, Зональный р-н, с. Комарово

№ записи: 1375391855

Перечень наград

Дата награждения

Название награды

1

27.11.1943

Медаль «За отвагу»

2

15.12.1943

Медаль «За отвагу»

3

07.07.1944

Орден Красной Звезды

Тимохин Василий Иванович

Год рождения: __.__.1923

гв. майор

в РККА с __.__.1940 года

место рождения: Орловская обл., Болховский р-н, д. Хожайново

№ записи: 1424109247

Перечень наград

120/н21.07.1943 Орден Красной Звезды

25403.12.1943 Орден Отечественной войны I степени

39714.07.1944 Орден Отечественной войны II степени

411212.08.1944 Орден Отечественной войны II степени

5512/н25.03.1945 Орден Богдана Хмельницкого III степени

619929.05.1945 Орден Красного Знамени

Гришаев Владислав Евграфович

Дата рождения__.__.1925

Место рождения Томская обл., Каргасокский р-н, д. Ильино

Наименование награды Орден Отечественной войны II степени

Архив

ЦАМО

Ханов Виталий Нестерович

Место призыва: Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

01.01.1941

Боевые действия в составе: 208 ап

10.07.1941 - 10.07.1941

Боевые действия в составе: 208 ап

17.07.1941 - 21.07.1941

Боевые действия в составе: 208 ап

22.07.1941 - 07.08.1941

Место захоронения: Белорусская ССР, Могилевская обл., Бобруйский р-н, д. Гороховище, северная окраина. Умер 24.06.1944

Сайнаков Илья Федорович

красноармеец

Дата рождения__.__.1924

Место рождения Томская обл., Кривошеинский р-н, Ново-Николаевский с/с, д. Старо-Сайнаково

Место призыва Верхне-Кетский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Верхне-Кетский р-н

Воинская часть 9 габр 5 артд РГК БелФ

Дата поступления на службу__.__.1942

Кто наградил 9 габр

Наименование награды Орден Красной Звезды

Даты подвига 08.01.1944,09.01.1944

Приказ подразделения

№: 2/н от: 18.01.1944

Издан: 9 габр 5 артд РГК Белорусского фронта

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 686044

Ед.хранения: 1854

записи: 18572447

Ростворов Сергей Георгиевич

мл. лейтенант

Дата рождения __.__.1923

Последнее место службы 37 гв. сд

Дата выбытия 24.03.1945

Причина выбытия убит

Источник информации ЦАМО

Номер фонда ист. Информации 33

Номер описи ист. Информации 563784

Номер дела ист. Информации 40

Стеблецов Степан Елизарович

Дата рождения __.__.1921

Место рождения Алтайский край, Советский р-н, с. Сетовка

Наименование награды Орден Отечественной войны I степени

Архив ЦАМО

Картотека Юбилейная картотека награждений

Расположение документа шкаф 57, ящик 1

Номер документа 86

Дата документа 06.04.1985

Автор документа Министр обороны СССР

Лоскутов Николай Фомич

Дата рождения __.__.1924

Место рождения Томская обл., г. Колпашево

Наименование награды Орден Отечественной войны I степени

Архив ЦАМО

Акт

вручения награждённым медалей

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Указ от 6 июня 1945 года)

Фамилия, имя, отчество

(полностью)

Место работы.

Занимаемая должность.

Краткая характеристика.

Понамарёв

Борис Романович

Белоярская СШ

учитель физик-математик

Имеет педагогический стаж 17 лет, в В-Кетском р-не с 1939 года. Был в армии, с 15/II-42, по 3/V-44г.-работал в с. Б. Яр. т. Понамарёв владеет своими предметами, любит их и прививает любовь к ним у уч-ся.

Скороспешкина

Мария Ивановна

Белоярская СШ

Учительница географ-биолог

Работает преподавателем географии и биологии5-10 кл. Б-Ярской СШ. Уроки проводит интересно, уч-ся любят и знают предмет. т. Скороспешкина-хорошая общественница.

Есаулова

Мария Андреевна

Белоярская СШ

Учительница нач. классов

Работает учительницей 1 кл. Б-Ярской СШ. Много готовиться к урокам и хорошо проводит их. Уч-ся её класса отличаются дисциплинированностью, вежливостью.

Сергеева

Серафима Николаевна

Белоярская СШ

Учительница нач. классов

т. Сергеева в В-Кетском районе работает 13 лет. Преподаёт в начальных классах, пользуется уважением и любовью уч-ся и их родителей. С.Н. любит свою работу и помогает молодым учителям.

1 МАВР. Фонд 3 Опись1. Дело 7. Л.4

2 МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 17. Л. 15-16

3МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 20.Л. 31-32.

4 МАВР. Фонд 4 Опись1. Дело 20.Л. 27

5 МАВР. Фонд 4 Опись 2. Дело 21.Л. 10, 12