IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

И ВЕЧЕН БУДУ Я НА КРУГЕ РОДА. . .
Югова А.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Я не просто живу, я как эта река, начинаюсь с затерянного далека…»

Когда я приезжаю к бабушке в деревню, то всегда меня приветливо встречает портрет на стене: красивые, молодые лица - бабушкины родители. Портрет в позолоченной рамочке висит в главной комнате в деревянном доме. А бабушка, глядя на него, всегда вздыхает и говорит: «Вечен буду я на круге рода, если за мной мир предков, а впереди-мир потомков». Это она рассказала мне, что такое род, древо жизни, а еще поведала мне, почему краеведение стало частью ее жизни.

А началось все с этого портрета, портрета ее родителей.

В далекие годы двадцатого века в деревенских домах было много фотографий, висели они на стенах, в отдельной рамочке или в большой рамке, куда вмещалось десять-пятнадцать фотографий. А в семидесятые годы пришла другая мода и фотографии со стен исчезли, убрала их и бабушка Лена, было ей тогда четырнадцать лет.. Мама ее, (Валентина Григорьевна Снигирева-моя прабабушка) повздыхала, вытерла слезы и сказала: «Умрем мы с отцом, все выбросите, всех забудете».

Годы шли, родители умерли рано. Лене только тридцать исполнилось, осталась одна с двумя детьми и как обещала своему отцу, Виктору Васильевичу, переехала в родительский дом. Стала обустраиваться, прибираться и в одной из кладовок нашла тот портрет, что когда-то сняла со стены. Родители смотрели на нее, и как будто поддерживали, оберегали и те слова вспомнились, что когда-то сказала мама…

Вот уже 25 лет висит этот портрет на самом видном месте в доме, а моя бабушка Лена стала известным краеведом в районе, вместе с моей мамой Настей выпустили несколько книг об истории своего села, деревень, о воинах-земляках, о людях, что живут рядом.

Сегодня и я вношу свой вклад в познание своего рода, хочется знать, кто мои предки, кем были, где их потомки, и может когда-нибудь, мы все соберемся за большим семейным столом и станем богаче и сильнее, как те ручейки, что стекаясь становятся большой сильной рекой.

Мы – семья Юговых (Снигиревых), родом из вятских деревень, отсюда наши прадеды и нам очень хотелось узнать о них, их жизни, о времени, в котором они жили.

Наша работа написана на основе документальных источников: Ижевского государственного и Фаленского районного архивов, краеведческого материала Бельской средней школы, сведений из периодической печати, материалов краеведов В. Шулепова и О. Виноградова, В.Сычева, воспоминаний старожилов села Белая, воспоминаний наших родственников, семейного архива Шуклиной О.В.и семьи Снигиревых, а также книги Юговой (Снигиревой) А.В. и моей мамы Снигиревой Е.В. «Рождение и история села Белая.

Цель нашей работы:

  • узнать о родине моих предков;

  • проследить историю рода Снигиревых

  • систематизировать собранный материал и оформить родословную Снигиревых.

  • составить базу данных и стоставить древо на род Снигиревых в электронном приложении Family Tree

1.1. Родина моих предков.

Волки, Верхосадино, Давыдёнки, Соловьи – это родные места наших прадедов по бабушкиной линии (Снигиревой Е.В.) Эти деревни входили в состав Верхосадинского сельсовета Бельского района Кировской области.

История заселения деревень Верхосадинского сельсовета неразрывно связана с левыми притоками реки Чепцы - Святицей и Садой. На этих притоках несколько веков назад встречались редкие удмуртские селения, в основном, они были сосредоточены на устье обеих рек. Истоки и среднее течение рек представляло собой глухое раменье.

Мы знаем, как жили наши пращуры: обустраивались, распахивали землю, выращивали хлеб и лён, ухаживали за лесными наделами. Для совместного пользования они строили мельницы на речках, овины, прудили лога, по которым текли речки и били ключи, ставили пожарные сараи, обязательно огораживали деревню. В Энциклопедии Земли Вятской читаем: «Русские заселяли новую территорию мелкими посёлками – починками или займищами, очень часто в 1 или 2 дома».

Русские крестьяне были очень набожными, поэтому на новом месте старались построить церковь, там, где её строили, образовывалось селение, ближние деревни объединялись в приход. Так было и у нас.

Люди, которые поселились на этой земли, имея в приходе всего 25 дворов, обязались на кровные деньги и своими силами строить большую деревянную церковь. «В Филипповой Слободке вверх по Святице реке по нижнюю сторону раменья, под Черным лесом»[3].

Именно так возник Бельско – Богородицкий приход в далёком 1705 году. Уже в 1707 году церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена и освящена. Уверены, что и наши предки тоже участвовали в строительстве. Село назвали Бельско – Богородицкое.

Бельско – Богородицкий приход был причислен к Глазовскому духовному правлению Вятской духовной консистории. [3]

В конце 18 века село Бельское стало волостным центром Глазовского уезда, оно являлось административным, торговым и религиозным центром. Первые упоминания о некоторых деревнях Верхосадинского округа появляются в 1831 году в документах церковного архива.

В 1831 году в составе прихода Бельско – Богородицкой церкви в с. Бельское числилось 88 деревень и починков, в том числе: починок Стёпинский (д. Волки), починок Снигирёвский (д. Акилёнки), починок над речкой Сада (возможно, что это д. Верхосадино). [3]

Как бы то ни было, но деревня Верхосадино в 1831 году уже существовала. Точно установлено, что семь деревень Верхосадинского округа появились в первой половине 19 века.

Во второй половине 19 века по спискам Глазовского уезда в Верхосадинском округе числится 14 деревень, 224 хозяйства и почти полторы тысячи жителей Деревни к тому времени разрослись, тем самым доказывая, что они существуют уже давно. [6]

Итак, мы узнали о родине моих предков? Мы узнали, чем же приглянулась эта земля переселенцам. Во-первых, свободные земли, много земли, во-вторых, лес и его дары («В поскотине было малины уйма, костяника, земляника росла»1, «В лесу чисто было, весь сук подберёшь, на дрова сучьев рубили сколь надо. Ягоды, грибов было! Ой! Рыжиков, грузди белые, грузди чёрные»2.

В округе много естественных рощ, возле таких рощ и были поставлены починки (до сих пор местные жители называют эти места «Верхосадинская роща», «Степанёнская роща» и.т.д. Этих рощ в округе – у каждой бывшей деревни. «Около пруда роща была, там лес готовили»3, «Были берёзовые рощи в округе. В Алексанёнках роща была, тропинка ходовая по середине, а вдоль берёзы, дорога рядом»4.

На территории Верхосадинского округа не было крупных рек, зато было много ключей и маленьких речушек – Сада, Чура, Тихая, Параваиха, так что крестьяне жили с водой. В речках водилось множество рыбы. «Пруд под угором был. Весной дадут убежать, потом закупорят, чтобы вода держалась. Усачи были здоровые, вёдрам ловили весной»5, «Ручеёк бежал, бабы его прудили, пруд всё лето был. Чистый – чистый, сами и чистили!»6 «В деревне был пруд, водилась белуга даже»7.

Прав был вятский краевед Бердинских, сказав: «Люди выбирали место для поселения так, чтобы всё было по сердцу. Это была не просто деревня, не просто дом, не просто крепость, а данное ему Богом место в жизни». [1]

Узнали, что большинство переселенцев были русскими крестьянами, которые в поисках лучшей доли переселились на верхосадинскую землю из северных районов Вятского края. Уверены, что мои предки были одними из них.

1.2. Род Снигиревых.

В исповедальных росписях Бельского прихода за 1891 год числятся 13 дворов с фамилиями Снигиревы (деревня Снигири Бельский приход), так же 6 дворов с фамилиями Снигирев числится в займище Снигирёвское (на 1892 год название по списку Глазовского уезда), современное название (по спискам 1939 года) деревня Акиленки. ( В 1873 г. название - займище Снегиревсое (Акиловское)-4 двора. В1926г.- п. Снигирев (Акиленки). [5]

А так же мы находим фамилии Снигиревы в деревне Верхосадино, на 1891 год-8 дворов с фамилией Снигирев (старое название на 1892 год п. Верх речки Сады (Засоринцы). [5] Это родина моегопращура – Андрея Снигирева, его сына Тимофея Андреевича, внука Василия Тимофеевича (1902 – 1941 г.г.) и правнука Виктора Васильевича Снигирева, моего деда (1922 – 1989 г.г).

Что я знаю о них? Знаю, что жили в сложное время: первая мировая и гражданская война (родственники служили добровольно и подневольно у красных и белых), работа в коммунах и колхозах. Вот, что вспоминает наша родственница Снигирева Дина Николаевна (1928 г.р.): «Из деревень разных по желанию приехали люди записываться в коммуну, им давали квартиру. Дома не готовили, все ходили в столовую, бесплатно 3 раза кормили. Родители работали, нас приучали, мы колоски собирали. Всё так хорошо начиналось и всё так быстро закончилось: проели все конфискованные запасы хлеба и всё». «Единоличные хозяйства душили огромными налогами, с ними всячески боролись. Кулаки и середняки подверглись раскулачиванию. Изымалось у них всё, вплоть до старых сандалий, банных котлов и даже портянок». [1]

Родной брат деда Анастасии Юговой (Снигиревой)-моей мамы Снигирев Евгений Васильевич рассказывал: «Снигирев Гришуня, Григорий Иванович, в 1937 году забрали его, посадили по статье 58 - 10 лет. Никто не знал за что. Гришуню, тятю, Акулину, Таню – увезли и расстреляли, ни суда, ничего...».

Помнит эти события Шиврина (Снигирева) Клавдия Васильевна, (родная сестра моего прадеда) ей тогда 5 лет было. Отец ее, (Снигирев Василий Тимофеевич), как всегда в командировке был, пришла домой комиссия, человек 5, стали все описывать, а она на печке сидела, схватила свою маленькую шубку из лоскутков сшитую, прижала к себе и причитала все время: «Шубку не отдам, шубку не отдам»…8 Так и ушли, ничего не взяли, не чего брать-то было.

Наш прапрадед Снигирев Василий Тимофеевич работал в колхозе кладовщиком и несколько лет входил в состав финансовой секции Верхосадинского сельсовета. Его дочь Клава (Шиврина Клавдия Васильевна, 1923г.р) вспоминает: «Василий - обыкновенный мужик, очень хозяйственный, очень честный работал кладовщиком. Шел 1936 год, очень голодный, да чтоб он принес 100 грамм муки домой, да боже упаси! Умел писать, считать». Время было тяжелое, Клавдия Васильевна рассказывала, что есть, было нечего, как лето настанет, дети ели все подряд, грибы, ягоды. Как понос у ребенка- 7-8 ребятишек умирало в деревне. Болели и взрослые, тиф многих забирал. У моей прапрабабушки Матрены Максимовны из 12 детей выжило только трое. А у ее брата Александра Максимовича из 22 детей род продолжили всего двое детей.

В деревеньках, которые располагались от одного до трех километров, жили одинаково, особо ничем не отличались. Работали на разных работах: пахали, боронили, жали - все делали.

В деревне Давыдёнки, которая долгое время была починком Опаринским, немноголюдным, жило несколько семей Опариных.

Именно отсюда пошли мои корни - здесь когда – то обосновался мой пращур Семён Опарин. Здесь родился его сын Арсентий Семёнович (1853 – 1922 г.г.), участник Первой мировой войны и его внучка, моя прапрабабушка, Арина Арсентьевна Снигирева (в девичестве Опарина, 1901 - 1981 г.г.), в паспорте у которой по день смерти значилось местом рождения - деревня Опаринцы.

Починок Стёпинский позднее стал носить название деревня Волки («Тут волки сидели, когда люди место себе под строительство, ну под деревню искали»). Эту деревню до сих пор все называют с ударением на второй слог.

ДеревняВолки – родина моих прапрадедов - Изместьева Григория и Изместьева Максима Максимовича, их детей: Григория Григорьевича (1899 – 1943 г.г.) и Изместьевой Матрёны Максимовны (1899 – 1975 г.г.). Здесь же родилась моя прабабушка-Снигирева (в девичестве Изместьева) Валентина Григорьевна (1921- 1993 г.г.).

Вот так, из трех деревень Верхосадинского сельского совета берут начало мои корни: Верхосадино, Волки, Давыденки.

Старые фотографии. Они бережно хранятся в альбомах или лежат где-то просто в картонных коробках на чердаках. Они есть в каждой семье. В дни, когда семья собирается вместе, их достают и вспоминают тех, кого уже нет с нами.

Однажды в семейном альбоме я увидела фотографию: на снимке мужчина, а у него белое круглое пятно на левой стороне гимнастерки. Мне стало интересно, что это за снимок такой, и вот что мне рассказала мама:

«Это фотография твоего прапрадеда Василия. Это копия той фотографии, что носил он в левом кармане гимнастерки. Ему пуля прямо в сердце попала и фотографию пробила. Уже после войны родня копию с фотографии сняла, а след от пули остался».

Моя бабушка продолжила эту историю: «Дед твой, Василий Тимофеевич Снигирев, родился в 1902 году, родился в д. Давыденки Кировской области, жил вместе с женой Ариной и пятью детьми в деревне Верхосадино. Мужики из деревни на войну начали уходить с первого дня. Ушел и Василий, было это в 1941 году.

Уходили тогда вчетвером, идут по деревне, а навстречу старуха: «Сынки, спишите мою молитву, у сердца носите - домой вернетесь». Матвей Снигирев, председатель колхоза, переписал, и один из четверых домой вернулся. Похоронил земляков в Тверской области. Одну шинельку им постлал, другой прикрыл. 140 воинов в этой могилке остались…

О том бое Матвей Снигирев рассказывал, что высадили их 16 ноября 1941 года с поезда, а тут танки фашистские. На роту всего 4 винтовки было, всю роту за двадцать минут уничтожили…»

40 лет болело сердце у прапрабабушки Арины, думала о муже, тосковала: «Хоть бы глазком могилку увидеть …».

В 1990 году внук ее Володя ездил искать это захоронение. Нашел. Находится могила в д. Карманиха Старицкого района Тверской области. Прочитал фамилии всех трех земляков, одна - деда Василия. Землю Верхосадинскую привез с собой, высыпал на могилку.

Свеча Памяти, парад, Митинг 9 мая…Я сейчас по-другому к этому отношусь. Я думаю о том, что вся страна помнит моих прапрадедов, павших за освобождение Родины. Я горжусь ими, я радуюсь великой Победе! Я знаю: не забыт тот, кого помнят!

О втором прапрадеде Изместьеве Григории Григорьевиче, наш род знал только, что родился он в 1909 году в д. Волки (ныне Кировская область), что воевал. Он был стрелком в 19-м стрелковом полку, 90-й Краснознаменной стрелковой дивизии, что был убит 4 февраля 1943 года и захоронен в Ленинградской области, Мгинский район, Рабочий поселок № 5. (Рабочий поселок № 5. Здесь в 11 часов 45 минут 18 января 1943 года соединились войска 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригады 67-й армии Ленинградского фронта с частями 18-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии Волховского фронта, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. [8] )

Моя мама, Югова А.В., искала информацию о нем и, благодаря документам из архива: схемы огней артиллерии 90-й Краснознаменной дивизии на день последнего боя прадеда, схемы боевых порядков за день до боя, а также описание самого дня боев 4 февраля 1943 года, а также помощи поисковика из Санк-Петербюурга, перед нами сложилась картина того, последнего, дня в жизни моего прадеда Григория.

Какую задачу он выполнял? Может, находился в одной из штормовых групп, а может, был в разведке? Один день! И целая жизнь, полная событий и потерь…

Такая боль, такая безысходность… как будто бы получила похоронку, как получали ее в те сороковые... Мы нашли его. Наш прадед Изместьев Григорий Григорьевич покоится на братском воинском захоронении Синявино-1 (Кировский район, г.п. Синявино, ул. Песочная Ленинградской области) за номером 9342. Братское кладбище. Два могильных холма 20 на 30 метров, где лежат почти 29 тысяч защитников Отечества. (По данным Кировского РВК Ленинградской области, в этой братской могиле захоронено 28959 человек, из них 27878 - известных, 1081 неизвестных). [8]

А в 1943 году Виктор Васильевич (мой прадед) и Изместьева Валентина Григорьевна (моя прабабушка) сыграют свадьбу и переедут в село Бельское (позднее Белое, а в современное время с. Белая). Молодые люди влюблись, ведь им было всего чуть больше 20 лет, и связали навсегда себя крепкими узами. Родили и воспитали шестерых детей, всем дали возможность получить высшее образование.

Виктор Васильевич на почте с. Белая со 2 февраля 1944 по 6 января 1982 г, заведовал узлом связи. Работящий и умелым был. Валенки катал, печи клал, пасеку держал, хозяйство большое было: гуси, куры, корова. Был знаменитым охотником в районе, сотрудничал с Ленинградской Академией, собирал сведения о птице и животных.

Был гостеприимным, говорил правду в глаза, умел шутить и юмор понимал, учил детей делать все добросовестно и быть честным, помнить о своей фамилии и беречь ее.

Прабабушка Валентина Григорьевна работала продавцом в Бельском сельпо, а с 1957 года - по 1972год на почте, сначала телефонисткой, потом почтальоном. Работали в колхозе каждый день рядом. Виктор был очень весёлым, заводным, любил шутки, розыгрыши, играл на гармошке и балалайке, и Валентина была под стать ему: первая песенница, а уж в танцах ей не было равных. Вот и родилась новая семья.

Наконец пришла долгожданная Победа: кто-то будет сиять от счастья, что наконец-то он сможет увидеть и прижаться к груди самого дорогого человека: кто-то её встретил в слезах, оттого что уже никогда не увидит своих самых любимых и дорогих сердцу людей… Обе мои прабабушки: Арина и Матрена - остались вдовами, вдобавок ко всему у обеих во время войны (в 1943 году) умерли младшие дочки. У Арины - шестилетняя Июлья, а у Матрёны - годовалая Таисия. (Материалы семейного архива Снигиревых, Шуклиных)

Село Белая станет родиной их детей, в том числе, дочери Снигиревой Елены Викторовны и внучки Юговой (Снигиревой) Анастасии Владимировны - моей мамы). Традиционно наш род раз в году на Троицу встречается, родственники приезжают из разных городов, чтобы помянуть память предков, поклониться их могилам. (Приложение 6 )

Новое поколение Снигиревых достойно будет нести фамилию своего рода. (Приложение 9 «Педагогическая династия»)

Мы гордимся тем, что историю знаем, достойно продолжаем свою родословную, бережем память семьи, стараемся сохранить ее лучшие традиции. Уверены, что благодаря этому вырастут в России добрые люди, смелые защитники, честные труженики, способные приумножить славу нашей Родины.

Заключение

Из нашей работы можно увидеть, откуда берет начало род Снигиревых, где жили наши предки, чем запомнились. Они вместе переживали все перемены, которые происходили в стране: войны, революции, переселения, раскулачивание, словом, лихие и счастливые времена.

В 1960 году на базе всех колхозов (в тридцатые годы было так: деревня-создавался колхоз, а на территории Верхосадинского сс их было 12) создадут совхоз «Бельский» и в 1961 году совхозное начальство под давлением сверху начинает сселять оставшиеся верхосадинские деревеньки на усадьбу третьего отделения совхоза в д. Соловьи. Мало того, что переселили, так ещё все деревни сравняли, всё выкорчевали, земли в совхозе не хватало. Изчезли с карт наши маленькие вятские деревушки.

Так и наш род Снигиревых, когда живший одной большой семьей на этой земле, разъехался в города, селения Советского Союза, живут и за рубежом (США, Германии, Болгарии). А те, кто остались честно трудились на земле, работая механизаторами, доярками, строителями в совхозе, учителями. (Педагогическая династия Снигиревых - приложение 9)

Поставленные нами задачи в работе выполнены. Мы узнали о родине моих предков. Проследили историю рода Снигиревых, систематизировали собранный материал и оформили родословную Снигиревых. Собрали материал о педагогической династии в роду Снигиревых.

Работая с архивами, нашли информацию о прадеде, Изместьеве Г.Г. Наша работа будет продолжаться.Хочется надеяться, что эти исследования помогут многим моим родственникам и землякам «найти свои корни», и будут продолжены нашими детьми и внуками.

«Вечен буду Я на круге рода, если имею за собой мир потомков, а впереди - мир предков»…

Список литературы и источников:
  1. Бердинских В.А. История Вятского края: Мир русской провинции. Киров, 2005 320 с.

  2. Откуда мы родом. Фаленский район. История, события, люди. Составитель сборника: Фаина Николаевна Соколова.

  3. Снигирева Е.В., Снигирева А.В. «История и развитие села Белая», «СКС полиграфия», 2005 год

  4. Энциклопедия земли вятской. Том 1. Книга 2. Деревни. Сёла. Областная писательская организация. – Киров, 2002.

  5. Исповедные росписи села Бельского Слободского уезда за 1788 год. (ГАКО Ф. 237 Оп. 71 Д. 667)

  6. Исследовательская работа Шулиной Виолетты "Вычеркнуты из списков,но не из памяти (деревни Верхосадинского сельсовета) "

  7. Сайт Фаленского района, точка доступа: http://www.falenki.ru/category/derevni-sela-poseleniya-raiona/belaya

  8. Сайт Рабочий – поселок-5.рф сайт Поискового отряда «Озёрный»

  9. Книга Памяти Кировской области http://rodnaya-vyatka.ru/kniga-pamyati

  10. База данных оцифрованных военных документов Второй Мировой войны https://pamyat-naroda.ru/ Оперсводка № 65, 67 боевого донесения № 27 Разведсводки № 35 от 4.02.1943

Приложение 1 Схема деревни Волки

Снигирева (Югова) Анастасия (моя мама) на родине прабабушки д. Волки, 1996 год. Поход по забытым деревням. Руководитель похода Снигирева Елена Викторовна.

Схема деревни Волки (на конец 1955 г.)

Юг Север

Приложение 2 Семейные фото предков «Прапрабабушка Снигирева Арина( Ирина) Арсентьевна и прапрадед Василий Тимофеевич)

Фото: Семья Юговых: Анастасия, Денис, Арина на Всероссийской акции «Бессмертный полк» с портретом прадеда.

Арсений Югов на акции «Бессметрный полк»

Приложени 3 Мой прадед и прабаушка Валентина и Виктор Снигиревы

Снигирев Виктор Васильевич родился 11 февраля 1922 года в д.Верхосадино. Образование начальное.

Снигирева (Изместьева) Валентина Григорьевна родилась в д.Волки. Образование начальное.

Фото: Снигирева Валентина Григорьевна и дети - близнецы: Таня, Лена, (моя бабушка) 1960 год

Приложение 3 Родословное древо Юговой Арины Приложение 4 Родословное древо предков (по маминой линии Юговой Снигиревой А.В.) Приложени 5 Близкие родственники Юговой Арины Денисовны Приложение 6 Фото Семьи родственников Юговы-Снигиревых.

Каждый год на Троицу наша семья собирается на могилах предков, приезжают со всех концов России (Глазов, Казань, Пермь, Екатеринбург и др.городов.)

На могиле прадеда и прабабушки Юговой Арины, село Белая Фалеский район

Приложение 7 Братское захоронение прадеда Снигирева В.Т. д.Карманиха Тверская область

Снигирев Владимир Евгеньевич (мой дядя) на могиле своего деда Снигирева Василия Тимофеевича Бра (моего прадедушки). Братское захоронение деревня Карманиха Старицкого района Тверской области.

Учетная карточка братского захоронения д.Карманиха

Приложение 8 Педагогическая династия Снигиревых

1 Воспоминания жителя деревни Соловьи Максимова Н.Б

2 Воспоминания жительницы деревни Алексаненки Злобиной Н.С.

3 Воспоминания жителя деревни Селижонки Кропотина П.И.

4 Воспоминания жительницы деревни Соловьи Шуклиной Г.А.

5 Воспоминания жительницы деревни Тарасенки Лащиковой В.А.

6 Воспоминания жительницы деревни Скрябинцы Лысковой Р.И.

7 Воспоминания жителя деревни Соловьи Турунцева В.И.

8 Воспоминания Шивриной (Снигиревой) К.В.