IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОДИМ, АРХИЕПИСКОП КОСТРОМСКОЙ И ГАЛИЧСКИЙ
Боева Н.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Идет время, и год за годом отдаляют нас от тех страшных лет, когда богоборческая власть проводила по всей стране политику тотального уничтожения Русской Православной Церкви. Нынешнее молодое поколение священнослужителей и мирян, по счастью, уже не имеет печального опыта переживания тех горестей, с которыми неизбежно приходилось сталкиваться тем, кто решался открыто исповедовать веру Христову в атеистическом обществе. Но память о Российских новомучениках жива, их почитание в народе год от года возрастает.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Мы понимаем, что исследование жизни мучеников и исповедников нужно не им, а нам. Почему же важно помнить о них людям, живущим в ХХI веке, в совершенно других условиях? Потому, что они являются истинными духовными маяками, образцами духовной жизни и исповедания веры. Мы их наследники, православная вера и любовь к Богу роднят нас с ними, положившими свои жизни ради Христа и Церкви. Их подвиг стал тем семенем, из которого восстала Церковь в конце ХХ века, их молитвы продолжают питать Церковь и сегодня.

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт

  1. Введение.

Я живу в большом красивом поселке Поназырево, учусь в 5 «а» классе Поназыревской средней школы. Четвертый год с удовольствием посещаю воскресную школу при храме Святой Блаженной Ксении Петербургской. В воскресной школе нас знакомят со Священным Писанием, церковным пением, православным вероучением, богослужением, житием Святых.

На одном из занятий нам рассказали о новомучениках и исповедниках ХХ века. О том, что народ за исповедование веры и принадлежность к Церкви Христовой подвергался гонениям, расстрелам, мучениям, пыткам. Священнослужители и их семьи не имели права на продовольственные карточки, медицинскую помощь, коммунальные квартиры. Дети священников вынуждены были отрекаться от своих отцов, чтобы иметь возможность учиться, просто жить. Храмы разрушали, отдавали под склады, сжигали иконы, колокола сбрасывали с колоколен, отнимали церковные ценности, утварь. Церкви опустели, так как в них просто некому стало служить. Я была поражена, когда узнала, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших. Что более чем 400 архиереев подверглись репрессиям, из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении.

Свое исследование посвящаю Священномученику Никодиму, архиепископу Костромскому и Галичскому. Почему я выбрала эту тему? Святитель Никодим – истинный мученик, мой земляк. В ХХ веке пробил грозный час. Уже в феврале 1918 года кровь расстрелянных священников и прихожан оросила снег в Солигаличе. Была закрыта Костромская Духовная семинария. Одна за другой разорялись церкви, уничтожались монастыри. В суровое время испытаний он отказался от предложения

митрополита Антония (Храповицкого) покинуть страждущую Родину и тем самым добровольно обрек себя на страдания, заточения и ссылки. Из 21 года своей жизни в послереволюционное время он, уже немолодой и болезненный человек, около 13 лет провел в тюрьмах и ссылках.

Предмет исследования - духовный подвиг Священномученика Никодима.

А. Цели и задачи исследовательской работы.

Цель: исследование жизненного пути и осмысление духовного подвига Никодима, архиепископа Костромского и Галичского.

Задачи:

-изучить жизнеописание Никодима, архиепископа Костромского и Галичского;

- определить духовно-нравственного значение подвига Никодима, архиепископа Костромского и Галичского;

-подготовить материал для ознакомления обучающихся класса с жизнеописанием и духовным подвигом Никодима, архиепископа Костромского и Галичского.

Б. Этапы исследования.

1. Определение цели и задач исследования.

2. Поиск материала:

- беседа с настоятелем храма Святой Блаженной Ксении Петербургской протоиереем Евгением Кетовым;

- поиск информации в библиотеке храма, интернет-ресурсах.

3. Анализ и обобщение собранного материала.

В. Актуальность выбранной темы.

Я много думала о новомучениках и исповедниках, восхищалась их духовным подвигом. Мне захотелось узнать, насколько учащиеся нашей школы знакомы с этой темой. В своем классе я провела социологический опрос, целью которого было выяснить, насколько современные дети знакомы с этими понятиями. Ребятам были предложены следующие вопросы:

1. Кто такие новому́ченики и испове́дники ХХ века?

2. Кого из новомучеников и исповедников ХХ века Русской православной церкви вы знаете?

3. Кого из новомучеников и исповедников ХХ века Костромской епархии вы знаете?

К сожалению, никто из моих одноклассников не смог ответить ни на один из поставленных вопросов. Меня шокировала одна реплика: «Зачем мне это надо знать?»

Наше общество нуждается в образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие. У человека должны быть сформированы нравственные качества - совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм. Этому может способствовать изучение и осмысление подвига новомучеников. Я считаю, что формирование нравственного идеала – это путь к духовному возрождению новой России.

  1. Основная часть.

Священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский

Выбрав тему для исследования, я встретилась с настоятелем храма Святой Блаженной Ксении Петербургской протоиереем Евгением Кетовым. Очень сильно волновалась в ожидании беседы, но когда переступила порог храма, все волнения исчезли. В начале нашей беседы отец Евгений рассказал о размахе репрессий со стороны Советского государства в отношении к духовенству Русской Православной Церкви. Затем я задавала вопросы, которые меня интересовали. Наша беседа длилась около часа, но это время пролетело незаметно, потому что было очень интересно. Из беседы с отцом Евгением я смогла узнать много интересного о святых новомучениках и исповедниках ХХ века Костромской епархии. Настоятель храма Евгений Кетов рассказал о судьбе священномученика Никодима, возглавившего Костромскую епархию в самые трагические годы и показал икону с изображением лика Святого. В ходе беседы у меня возник вопрос: «Где можно найти подробную биографию священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского?» Отец Евгений помог выбрать в библиотеке храма книги с жизнеописанием святителя и порекомендовал интернет-ресурсы, которыми можно воспользоваться (Приложение 8). В конце нашей беседы батюшка благословил меня со словами: «Пусть труды твои не пропадут даром, а принесут пользу во славу Божию».

А.Страницы биографии

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский происходил из старинного священнического рода. Все его известные предки были сельскими священниками и служили в Нерехтском уезде Костромской губернии.

Один из основных источников о жизни и деятельности Святителя – книга Архиепископа Александра «Священномученик Никодим. Жизнь, отданная Богу и людям». Владыка Александр тщательно собирал архивные материалы, беседовал с живыми свидетелями тех страшных событий. Его книга является бесценным источником.

«Святитель Никодим родился 29 ноября 1868 года в селе Погрешино Костромской губернии. Отец святителя, Василий Кротков, служил диаконом вначале в Петропавловской церкви города Плеса, а в 1865 году он был переведен на служение в село Погрешино, где у супружеской четы Кротковых и появился на свет их первый сын, нареченный в крещении Николаем, – будущий святитель Никодим (Приложение 1). Детские годы маленького Николая Кроткова были типичными для детей сельского духовенства. Мальчик рос при храме, присутствуя на богослужениях и участвуя в них, проводил свободное время с крестьянскими детьми. В 1978 году диакон Василий отвез своего старшего сына на учебу в Костромское Духовное училище.

Самостоятельная жизнь в губернском городе, начавшаяся для Николая в десятилетнем возрасте, состояла не только из радостных моментов. Семья была бедной, и бедность будущий святитель хорошо познал с самого детства. Прошли пять лет учебы, и в мае 1883 года, сдав выпускные экзамены, Николай Кротков вернулся к родителям. Радости и горести училищной жизни были позади, но перенесенные лишения будущий святитель запомнил на всю жизнь. Впоследствии, свои посещения Духовных училищ обычно он начинал с того, что посылал купить конфет для всех воспитанников.

В этом же году Николай Кротков стал учащимся Костромской Духовной семинарии, в которой до этого учились его отец, дяди и дед. Почти все его одноклассники, как и сам Николай, происходили из семей сельского духовенства, и большинству из них, священно- и церковнослужителям, пришлось впоследствии испытать суровые гонения на Церковь Христову... Духовную семинарию Николай Кротков окончил в 1889 году в числе лучших. В начале февраля1890 года он женился на Аполлинарии Успенской, а 25 февраля принял священный сан и был направлен в Петропавловскую церковь села Тезино Кинешемского уезда (Приложение 2).

В 1892 году у отца Николая родилась дочь, которая вскоре умерла. Через некоторое время, так и не оправившись от тяжелых родов и потери ребенка, скончалась и его молодая матушка. «Испытав»,- по его собственным словам,-« горесть вдовства на 24 году от роду», отец Николай полностью посвятил себя служению Богу.

В 1896 году он по­сту­пил в Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. На четвер­том кур­се при­нял мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни в честь правед­но­го Ни­ко­ди­ма. В част­ной жиз­ни отец Ни­ко­дим довольствовался са­мой про­стой об­ста­нов­кой. В лич­ных от­но­ше­ни­ях от­ли­чал­ся ис­крен­но­стью и пря­мо­той.

После успешного окончания академии со степенью кандидата богословия иеромонах Никодим был назначен смотрителем, а затем инспектором духовной семинарии на Кавказе. В 1905 году он был назначен ректором Псковской Духовной семинарии.

Осенью 1907 года совершилась важная перемена в жизни будущего святителя: определением Святейшего Синода он назначался на архиерейское служение – епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии (Приложение 3). Во время хи­ро­то­нии прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир (Сень­ков­ский), епископ Ки­ши­нев­ский и Хо­тин­ский вру­чил но­во­по­став­лен­но­му еписко­пу Ни­ко­ди­му ар­хи­ерей­ский жезл с про­ро­че­ски­ми сло­ва­ми:«В на­сто­я­щее неспо­кой­ное вре­мя – вре­мя ша­та­ния и ко­ле­ба­ния в мысли и в жиз­ни, от­ри­ца­ния все­го, что вы­ше ве­ще­ствен­ной потребности, – епи­скоп­ское слу­же­ние мож­но на­звать по справедливости по­дви­гом му­че­ни­че­ским. На­сто­я­щая совре­мен­ность с ка­ким-то осо­бен­ным усер­ди­ем го­то­ва ве­сти – и ве­дет – епи­ско­па на Гол­го­фу, чтобы рас­пять там и сде­лать его ми­ше­нью для вся­че­ских зло­сло­вий, уко­ров, из­де­ва­тельств».

Судьба Святителя неотделима от истории России в ХХ столетии. В этапах его биографии отражаются значимые события российской истории: революция 1905года, убийство П.А. Столыпина, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, обновленческий раскол 20-х годов (Приложение 5). В то же время жизнь священномученика Никодима неразрывно связана с историей его родного Костромского края. После нескольких десятилетий служения на Кавказе, в Пскове, в Молдавии, на Украине, в Крыму и в Средней Азии в 1932 году святитель Никодим вернулся на родину, и его архиерейское служение на Костромской кафедре в 1932-1936 годах, в условиях все более и более ужесточающихся гонений на Церковь, стало главным периодом его жизни, увенчанной мученическим подвигом (Приложение 3).

Костромские власти были раздражены церковной активностью архиерея. Он не желал «сидеть тихо», как это ему неоднократно «рекомендовали». Опираясь на твердое духовенство, он не давал закрывать храмы, боролся за каждую возможность укрепить приходы и внутреннюю жизнь Церкви. Наиболее активные верующие посылались ходоками к советской администрации, ездили в Москву с ходатайствами, организовывали собрания, протестуя против закрытия церквей. Одним из важнейших направлений его деятельности стала помощь ссыльным служителям Церкви и их семьям. Сколько пришлось архипастырю претерпеть на Костромской земле! Это было время, когда государство, насильно насаждавшее в народе атеизм, решило нанести по Церкви последний удар. На глазах святителя осквернялись и разрушались храмы и обители, пылали костры из священных книг. В 1934 г. без­бож­ни­ки взо­рва­ли Ко­стром­ской Успенский ка­фед­раль­ный со­бор. Око­ло вось­ми ве­ков в этом хра­ме пре­бы­вал чу­до­твор­ный об­раз Фе­о­до­ров­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, пред кото­рым моли­лись бла­го­вер­ные кня­зья Алек­сандр Нев­ский и Димитрий Донской и мно­гие по­ко­ле­ния пра­во­слав­ных лю­дей. Именно священномученику Никодиму удалось сохранить этот чудотворный образ.

В ночь на 4 декабря 1936 года, под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, владыку арестовали по до­но­су его сек­ре­та­ря и от­пра­ви­ли в Яро­слав­скую тюрь­му. Началось восхождение на Голгофу православного архиерея. Два года семидесятилетний старец содержался в нечеловеческих условиях следственного изолятора ярославской тюрьмы. 27 марта 1937 года владыка Никодим (Кротков) был приговорен за «контрреволюционную деятельность» к высылке в Красноярский край сроком на пять лет. Вла­ды­ке шел се­ми­де­ся­тый год. Со­сто­я­ние его здо­ро­вья на­столь­ко ухуд­ши­лось, что он ед­ва ли мог быть от­прав­лен в ссыл­ку. В течение всего этого времени святитель находился в одиночной камере, подвергался издевательствам, пыткам, избиениям, многочасовым ночным допросам. 3 сен­тяб­ря без воз­буж­де­ния уго­лов­но­го де­ла ис­по­вед­ни­ку бы­ло предъ­яв­ле­но но­вое об­ви­не­ние. Обвинительное заключение было следующим: "Формирует из духовенства контрреволюционную группу, которая распространяет антисоветскую гнусную клевету, сеет среди верующих сомнения в колхозном строительстве, ждет капиталистической войны и готовит повстанческие организации для борьбы с советским государством". На­ча­лись но­вые ноч­ные до­про­сы и из­де­ва­тель­ства. Из протокола допроса:

— Что это за «единая неделимая Россия», за которую вы стояли?

— Мы стояли за сохранение России в прежних границах.

— А с каким политическим строем?

— Политический строй для меня лично был безразличен.

— Для вас было безразлично — Советская ли власть или власть русской или иностранной буржуазии была бы в «единой неделимой России»?

— Да, лишь бы Россия сохраняла прежнюю свою целостность.

Ар­хи­епи­ско­па Ни­ко­ди­ма оста­ви­ли по­след­ние си­лы. 21 ав­гу­ста 1938 года, в день об­ре­те­ния чу­до­твор­ной Толг­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в яро­слав­ской тю­рем­ной боль­ни­це за­кон­чи­лась мно­го­стра­даль­ная жизнь му­че­ни­ка и ис­по­вед­ни­ка, про­нес­ше­го с доб­ле­стью нелег­кий крест ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния в наи­бо­лее страш­ные го­ды в истории Православной Церкви. Он отошел ко Господу как истинный подвижник и мученик, защитник веры и благочестия, ревностный архипастырь Православной Руси. Место погребения святителя неизвестно. Вероятнее всего, святые останки костромского архипастыря почивают в одной из братских могил у деревни Селифонтово под Ярославлем, где в то время по ночам тайно хоронили расстрелянных и умерших узников Ярославской тюрьмы "в Коровниках".

Другие источники, помогающие составить жизнеописание священномученика Никодима - мартиролог репрессированных священно и церковнослужителей Костромской епархии и база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века», Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург). В базе данных о священномученике Никодиме представлены следующие сведения:

Дата рождения: 26 ноября 1868 г.

Варианты ФИО: Никодим

Место рождения: Ивановская Промышленная о., Середский р., с. Погрешино

Пол: мужчина

Профессия / место работы: священник, архиепископ

Место проживания: Москва

Дата смерти: 21 августа 1938 г.

Аресты

Где и кем арестован: Украина; петлюровцами.

По сведениям в мае-октябре 1919г. находился в Кракове, в католическом монастыре вместе с митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием, до этого 4 мес.жили в г. Бучаче. Вернулись в Киев при Деникине

Дата ареста: 1918 г.

Где и кем арестован: Симферополь

Дата ареста: 1922 г.

Где и кем арестован: Москва

Дата ареста: 1923 г.

Место отбывания: Красноводск (ссылка) (12.1923—1926 гг.)

Где и кем арестован: Крым

Дата ареста: 1926 г.

Место отбывания: Москва, Бутырская тюрьма (1926—1926 гг.)

Где и кем арестован: Кострома

Дата ареста: 3 декабря 1936 г.

Обвинение: "а/с деятельность"

Осуждение: 27 марта 1938 г.

Осудивший орган: ОСО при НКВД СССР

Статья: 58-10 УК РСФСР

Приговор: 5 лет ссылки в Красноярский край, считая срок с 3. 12. 1936г.

Дата реабилитации: 13 февраля 1995 г.

Б. Канонизация.

Канонизирован в Костромской епархии 27 марта 1995 года, в день празднования главной святыне Костромского края и одной из величайших всероссийских святынь – Федоровской иконе Пресвятой Богородице как местночтимый святой (Приложение 7). Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века:

«…Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:

….в Костромской епархии:

архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868-1938, память 8/21 августа, священномученик)…

8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого.

10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора».

Память его совершается 5 февраля в день Собора святых, в земле Костромской просиявших, и 21 августа, когда последовала его мученическая кончина.

Священномученик Никодим жил в экстремальное время — революции, первая мировая, гражданская война, период репрессий. Главным для него стал вопрос: я с Христом или нет? В тех исторических условиях у человека было больше поводов отступиться, ведь никто бы ничего не узнал. Но Никодим выбрал веру и за верность расплатился жизнью. Вся жизнь святителя – пример жертвенного служения Богу и ближнему.

В. В памяти народной

В соответствии с принятым в 1991 году Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» архиепископ Никодим (Кротков) 27 мая 1992 года был полностью реабилитирован. Прокурор Костромской области Б.И. Дмитриев написал управляющему Костромской епархией: «привлекался к уголовной ответственности необоснованно, так как в его действиях нет состава преступления. Его высказывания и действия были направлены в защиту Церкви и священнослужителей, осужденных по политическим мотивам и находящихся в ссылке». Об этом же говорил в своем письме начальник управления Федеральной службы контрразведки по Костромской области генерал-майор В.А. Братанов: «Изучение материалов показывает, что единственной «виной» архиепископа Никодима являлось …стойкое, несмотря на выпавшие его долю испытания, следование христианскому вероучению, проповедническая и подвижническая деятельность».

11 марта 1994 года на опушке леса вблизи деревни Селифонтово под Ярославлем был торжественно открыт один из первых в России мемориалов памяти жертв политических репрессий. Автор – архитектор С. Новиков (Приложение 6).

В 1997 году создан Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», цели которого – изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников. Руководитель Фонда - игумен Дамаскин.

30 сентября 2017 года в Москве на проспекте Академика Сахарова был открыт памятник жертвам репрессий «Стена скорби». В церемонии вместе с президентом страны Владимиром Путиным принял участие глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл. Во время церемонии открытия Патриарх Кирилл заявил: « Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам… И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия… Пусть Всемилостивый Господь поможет всем нам сделать правильные выводы из прошедших ста лет, из трагических событий, которые начались сто лет назад, и поможет нам никогда не повторять ошибок наших предков».

3. Заключение.

Проведенное исследование позволяет мне сделать следующие выводы:

-в результате трагических событий, гонений на Русскую Православную Церковь, которые произошли в нашей стране в начале ХХ века, тысячи служителей церкви с верой и с самопожертвованием прошли свой жизненный путь;

- примером страдания за Христа стал духовный опыт нашего земляка Священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского;

- он является истинным героем, так как продемонстрировал такие нравственные качества, как несгибаемая воля, глубокая убеждённость и готовность идти до конца, пожертвовал своей жизнью, но остался верен клятве.

Изучив житие священномученика Никодима, архиепископа Костромского, я была восхищена его мужеством, верностью Богу, жертвенностью, смирением, кротостью, силой веры. Я пыталась представить себя на месте этого человека и понять, что чувствовал он, находясь почти два года в одиночестве в холодной, тесной, темной, сырой камере тюрьмы. Какую несгибаемую волю надо иметь, чтобы вынести эти испытания!

Жития святых показывают нам примеры исполнения Божиих заповедей. Многие люди последовали за Христом под влиянием житий святых и сами стали святыми. Нужно знакомить школьников с жизнью святых. Это поможет подрастающему поколению воспринимать подвиг святого не как что-то далекое, а как выбор, который и он мог бы совершить в собственной жизни. И сегодня моя цель – рассказывать одноклассникам, знакомым о духовном подвиге священномученика Никодима, продолжать изучать жития Святых, передать собранные материалы в воскресную школу храма Святой Блаженной Ксении Петербургской.

Материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных кружковых занятий, в музее школы, на классных часах, а так же при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе.

Мы молитвенно обращаемся к новомученику Российскому, святителю костромскому Никодиму: святый священномучениче Никодиме, моли Бога о нас!

4. Использованные источники

1. Рассказ настоятеля храма Святой Блаженной Ксении Петербургской Евгения Кетова.

2. Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) «Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям», Кострома, 2001

3. Интернет-сайт http://golos-obitely.prihod.ru/

4. Интернет-сайт https://azbyka.ru/days/sv-nikodim-krotkov

5. Интернет-сайт http://drevo-info.ru/articles/12524.html

6. Интернет-сайт http://sazonow.ru/svyatye-i-svyatyni/821-svyashchennomuchenik-nikodim-krotkov-arkhiepiskop-kostromskoj-i-galichskij-1868-1938

7. «Костромская Голгофа» /автор-составитель протоиерей Дмитрий Сазонов, Кострома, 2016

7. Интернет-сайт http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2014/08/20/svyashhennomuchenik-nikodim/

8. Интернет-сайт http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuBe8eid8Wg60W8s8vWeeuW66qceeufc8YUUe1Ve8jgdO8ctmY*

5. Приложения

Приложение 1.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Погрешино (ныне – Погост), в котором дьякон Василий Кротков служил в 1865 -1879 годах. Здесь в декабре 1868 года крещён его сын Николай – будущий святитель Никодим. Фото Г.П. Белякова. 1961 г.

Приложение 2. Петропавловская церковь в селе Тезино, где священник Николай Кротков служил в 1890 – 1896 годах. Фото начала XX века.

Приложение 3.

Преосвященный Никодим, епископ Аккерманский, викарий Кишинёвской епархии. Фото 1908 г.

Приложение 4 . В этом небольшом доме на окраине Костромы (ул. Свердлова, 59) святитель Никодим жил в 1932 — 1936 годах. Фото Г.П.Белякова. 1999 г.

Приложение 5.

Приложение 6. Мемориал жертвам политических репрессий, расположенный близ деревни Селифонтово под Ярославлем.

Приложение 7. Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский

Приложение 8.

Беседа с настоятелем храма Святой Блаженной Ксении Петербургской протоиереем Евгением Кетовым