IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОНЧАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Кораблева Т.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность работы. Современное общество связывает с Тулой оружейное дело и пряничное производство, самовары и гармонь, ее знаменитых мастеров и тружеников тыла, а так же героическую оборону в годы Великой Отечественной войны, прославленных писателей и композиторов. Говоря о Туле, возникает множество ассоциаций и лишь в последнюю очередь хочется сказать, что Тула является крупным гончарным центром в России. Тульское гончарное производство, безусловно, относится к числу самых ранних городских ремёсел, наряду с кузнечным и оружейным производством, но, в отличие от последних, оно до недавнего времени оставалось за рамками исследовательских интересов. Лишь в последние годы стали появляться работы, посвящённые изучению тульского гончарства. Именно поэтому мы так мало знаем о гончарном производстве Тульского края.

Настоящая работа актуальна как для массового читателя, так и для исторической науки, поскольку изучению гончарного производства в истории Тульского края уделялось незначительное внимание, а те не многочисленные наработки, которые представлены исторической наукой, устарели в связи с археологическими раскопками последних 3-4 лет.

Степень изученности работы. На современном этапе развития историографии, данная тема стала изучаться лишь в конце 90-х годов XX в. В частности, тему гончарного производства на территории Тульского края в разной степени изучали В.П. Гриценко, Ю.Г.Екимов, С.В. Зацаринный, В.А. Касаткин, И.С. Простяков, К.Н.Фомин, А.М.Воронцов, А.В. Шеков, Е.В. Столяров, А.М.Колоколов. Однако стоит отметить, что еще до 2014 года было принято считать, что керамика, представленная на территории Тульской области в XIV-XV веках, завозилась к нам с территории Московской области, а о существовании Гончарной слободы XVIII-XIX вв. исследователи могли лишь догадываться.

Научная новизна. Научная новизна работы состоит в исследовании истории формирования и развития гончарного производства в Тульской области, которое основывается на самые последние данные археологических раскопок. В данной работе впервые прослеживается история гончарного производства в Туле с XV века по XIX век, а так же определяется ее место и роль в жизни туляков.

С этой целью были:

- проанализированы источники, а именно государева жалованная грамота тульским кирпичникам 1587 г. (7095 г.) и писцовая книга 1587-1589гг;

- изучена научная литература, посвященная исследуемой теме;

- установлены время и место первых гончарных работ на территории Тульской области;

- рассмотрены материальные вещи, дошедшие до наших дней, в первую очередь, благодаря археологическим раскопкам;

В качестве объекта настоящего исследования выступает процесс развития гончарного производства в Тульском крае.

Предметом исследования является роль, значение и место гончарного производства в ремесленном дело Тульского края.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе источников и историографических данных построить единый исторический процесс формирования и развития гончарного производства в Тульской области.

Общая цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- изучен процесс изготовления керамических изделий;

- рассмотрены письменные и археологические данные по гончарным горнам XV-XIX вв.;

- проанализирована деятельность тульских гончаров изучаемого периода;

- определены место, роль и значение гончарного производства в истории Тульского края.

Настоящая исследовательская работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключении, списка литературы и источников, а так же презентации. В первой главе рассматривается время образования Тульского кремля – первая половина XVI века и основные виды деятельности туляков на их новом месте жительства. Определяется место гончарного дела среди ремесленников изучаемого периода, а так же первые гончарные горны при Тульском кремле. Вторая глава посвящена Гончарной слободе XVII-XVIII вв, открытая исследователями лишь в 2013 году, и Гончарной слободе XIX века. В третьей главе проанализированы данные археологических раскопок памятника Упа-4 2014 года и определена значимость открытия горнов XV-XVI вв. для исторической науки в ходе эти раскопок.

Глава 1. Образование Тульского кремля в 1520 г. Гончарное дело в конце XVI- начале XVII вв.

  1.  
    1. Тульский кремль 1520 года. Первые гончары Новой Тулы XVI века.

Используя сообще­ние "Краткого летописца" о строительстве Тульского кремля в 1507 году стоит отметить следующую последовательность данного сооружения:

- «на первом этапе в 1507 году были проведе­ны только подготовительные работы, намечена общая композиция кремля. Прекращение работ связано, скорее всего, с тем, что строители в 1508 году были переведены в Нижний Новго­род, а к 1509-му году достроили начатые очер­тания кремля дубовыми стенами;

- в 1514 году строительство возобновилось и было уже каменным. Были построены севе­ро-восточное и юго-восточное прясла с Водя­ными и Ивановскими воротами (прясла, смот­рящие на Оружейный завод и Садовый пере­улок);

- с последним этапом, охватывающим всего два строительных сезона 1519 и 1520 гг., можно связать юго-западное, северо-западное (в сторо­ну площади Ленина и улицы Металлистов) прясла и окончание строительства нашего крем­ля» 1.

И так, к 1520 году Тульский кремль уже существовал. «Самыми ранними поселенцами стали, в том числе и тульские гончары. Это открытие. Однако стоит сразу отметить, что поселились они не внутри стен кремля, а за ее пределами, ныне это территория площади Ленина»2. Причина в том, что гончарное производство огнеопасное. Печи очень часто горели, затрагивая рядом стоящие деревянные постройки. Именно поэтому, все дальнейшие гончарные мастерские, которые будут рассмотрены в настоящей работе, располагались за пределами границ города. «О том, что они поселились в XVI в. именно здесь, а не на месте будущей Гончарной слободы в Заречье, не знал раньше никто. Судя по всему, именно они и делали кирпичи для строительства стен кремля. От них остались следы жилых домов и гончарные горны - печки, в которых гончары обжигали горшки и другую глиняную посуду. Всего было раскопано три горна, отстоящих друг от друга на расстояние 12-15 метров. Линия горнов «уходит» в сторону здания областной администрации параллельно стене кремля. Один из них имел настолько хорошую сохранность, что было принято решение о его «вырезке» вместе с частью грунта. Его окружили коробом, под него подвели поддон, вся конструкция была вынута из котлована и передана для дальнейшего экспонирования (естественно, после реставрации) в Тульский кремль»3.

Таким образом, следует отметить, что одними из первых ремесленников в истории Тульского края стали именно гончары, которые образовали целый квартал из своих мастерских, печей и горнов. Вероятно, что большая часть этих горнов еще не обнаружена специалистами, так как предполагаемом месте сегодня находится площадь Ленина и здание администрации, но проводимые раннее раскопки на месте ТЦ «Гостиный двор» и обнаруженные там гончарные горны дают основание предполагать, что их было больше трех, которые найдены археологами.

  1.  
    1. Процесс изготовления керамических изделий.

Для понимания процесса работы гончара средневековой Тулы, его необходимо изучить. «На протяжении XVI-XVII вв. вся тульская посуда изготавливалась исключительно из беложгущейся (неожелезнённой) “жирной” глины без искусственных отощающих примесей. В XVI в. сосуды конструировались в технике жгутового налепа на ручном гончарном круге. Примерно на рубеже XVI-XVII вв. произошёл переход к ножному (высокоскоростному) кругу, позволявшему мастеру уже вытягивать сосуд из единого куска глины и лучше заглаживать его поверхности. Обжиг изделий производился в горнах ямного типа. Подобные горны были обнаружены в 1991г. тульскими археологами В. П. Гриценко и А. В. Шековым при раскопках во дворе дома № 25 по ул. Луначарского»4. «Оба горна располагались на усадьбе XVII в. Различия в конструкции горнов (один горн являлся глинобитным, другой был сложен из сырцового кирпича) очевидно свидетельствуют о совершенствовании в XVII в. конструкции обжигательных устройств»5.

«Практически вся тульская посуда XVI-XVII вв. демонстрирует весьма качественный обжиг, проявляющийся в светлых однородных изломах черепков. В зависимости от назначения сосуды обжигались как в окислительной, так и в восстановительной среде.В первом случае обжиг осуществлялся обычным образом, вследствие чего поверхности сосудов окрашивались в соответствии с химическим составом глины, т.е. применительно к тульской керамике – получалась обычная беложгущаяся посуда.

Во втором случае обжиг производился без доступа кислорода: после доведения температуры в обжигательной камере горна до 900°С его топочное и отводное отверстия замазывались глиной, после чего обжигаемые изделия “томились” (или “морились”) без доступа кислорода. В результате происходившей таким образом реакции восстановления металла, сосуды приобретали светло-серый или серебристо-чёрный цвет»6. «Изделия, обожжённые в восстановительной среде, обладали более низкой способностью к водопоглощению (за счёт более плотной усадки черепка), по сравнению с посудой, прошедшей через окислительный обжиг»7. Учитывая эту особенность, тульские гончары обжигали в восстановительном режиме преимущественно ту посуду, которая предназначалась для постоянного или временного хранения жидкостей (напитков или воды) – кувшины, кумганы, фляги, корчаги, рукомойники и т.п. Самыми массовыми категориями посуды были горшки, миски и кувшины.

Горшки являлись основным видом продукции тульских гончаров, поэтому последние именовались также “горшечниками”. Они составляли не менее 90 % всей посуды, использовавшейся в домашнем хозяйстве. А с учётом того, что горшки в результате постоянной эксплуатации периодически приходили в негодность, производство посуды этого типа являлось самым востребованным.

Глава 2. Гончарная слобода XVII – XIX вв.

2.1. Открытие и значение гончарной слободы конца XVII-XVIII вв.

Первым местом заселения гончаров Тулы, как определено в ходе работы, стало место близ Тульской кремля, ныне это площадь Ленина. Тула расширялась, а значит и гончары переселялись. Еще до 2013 года, ученые только предполагали о месте Гончарной слободы, а некоторые и вовсе не верили в ее существование. Единственной зацепкой ученых были открытые горны на улице Луначарского в 1991 году. Горны ямного типа были обнаружены в 1991г. тульскими археологами В. П. Гриценко и А. В. Шековым при раскопках во дворе дома № 25 по ул. Луначарского. Оба горна располагались на усадьбе XVII в. Различия в конструкции горнов (один горн являлся глинобитным, другой был сложен из сырцового кирпича) очевидно свидетельствуют о совершенствовании в XVII в. конструкции обжигательных устройств.

Перед началом проведения археологических работ предполагалось, что будет раскопана часть квартала, относившегося к Гончарной слободе г. Тулы, то есть жилые дома и хозяйственные постройки, связанные с бытом горожан, живших в ней. Но уже по завершении предварительных работ стало ясно, что ученых ждет нечто масшатбное.

Дело в том, что непосредственно научные археологические работы предваряются снятием позднейших напластований земли, бытового и строительного мусора, не имеющих археологической ценности. И после снятия слоя балласта стало очевидно, что в данном случае ученые имеют дело с нерядовым участком городского слоя. На поверхности земли, освобожденной от напластований позднего мусора, проявились признаки наличия остатков нескольких гончарных горнов — печей, в которых гончары обжигали горшки и другую глиняную посуду. Всего на момент приостановки работ было изучено 18 гончарных горнов. В отличие от ранее изученных горнов, обнаруженных в районе площади Ленина, здесь горны не являлись отдельно стоящими, а образовывали целые узлы. «По-видимому, гончары активно перекладывали горны в процессе эксплуатации, возводили новые на месте разрушившихся. Несколько горнов имели общую предгорновую яму (место, откуда осуществлялась топка). В целом это может свидетельствовать о совместном, «артельном» производстве предметов гончарного промысла в Заречье. Учитывая, что у каждого «кирпичника» было своё собственное место, где он осуществлял деятельность, можно сказать, что на участке, подвергнутом изучению, трудилось несколько мастеров одновременно. Именно поэтому и появилось предположение, что тут располагалось «поле кирпичников» — место, где осуществлялся полный цикл гончарной деятельности»8.

Кроме горнов здесь также были обнаружены сушильные камеры, служащие для предварительной просушки некоторых видов изделий, которым не требовалась высокая температура обжига; желоб для промывки глины и яма для её хранения (туда помещалась готовая для употребления глина, чтобы она отлежалась; также обеспечивался необходимый запас глины).

«Сами горны можно разделить на несколько категорий. По размеру можно выделить «саженные» горны с камерой для обжига диаметром 2,1–2,13 м и малые с диаметром камеры обжига около 1,05–1,07 м — «полуторааршинные». Подавляющее большинство горнов можно отнести к наземным, то есть камера для топки, обжига и купол у таких горнов располагались над землёй. Лишь один горн был заглублен в материк. То есть у этого горна камера для топки и частично камера для обжига были заглублены под землю в глину, наверху оставался только купол. Что касается заполнения, то четко выделяются горны, заполненные металлургическими соплами, горны с керамическими игрушками и горны с посудой. Изразцы, как правило, обжигали вместе с другими группами производимых предметов быта»9.

В горнах было обнаружено огромное количество керамических предметов: фрагменты керамической посуды, металлургические сопла, а также печные изразцы и глиняные игрушки. Сам факт этих находок помог пролить свет на историю Тулы. Ранее среди специалистов бытовало мнение, что в Туле изразцы массово не производили, а небольшое количество их фрагментированных остатков являлось свидетельством привозного характера этих изделий. Кроме того, в письменных источниках ранее второй трети XVIII в. об изразцовом производстве не упоминалось. Теперь же, после обработки материалов раскопок 2013 года, мы можем с уверенностью сказать, что изразцы в Туле производили, причем в большом количестве. С другой стороны, о наличии специальных «заводов» изразцов говорить преждевременно. По-видимому, они изготовлялись в общем порядке с прочими керамическими изделиями. Специализированного производства найти не удалось.

«Что касается самих изразцов, то большинство из них можно отнести к типичным для бытовавших в Туле. Для изготовления изразцов глина проходила специальную обработку: её выдерживали в ямах, вымораживали, выветривали, замачивали и таким образом очищали от примесей. Тщательно перемешанную массу, освобожденную от влаги, набивали в гладкие или резные деревянные формы. Затем оттиски сушили, обжигали в печи и лишь затем наносилась глазурь, роспись, а потом изразец обжигался вторично»10.

Изразцы бывали нескольких видов, в зависимости от их расположения и декоративной функции: стенные лицевые, образующие основной орнамент печи; стенные угловые; поясовые, из которых набирался фриз; городки, украшавшие навершие печи, ножки, перемычки. Все вместе они составляют печной набор.

«Особо стоит отметить несколько изразцов, которые можно назвать уникальными для Тулы. Это красноглиняные изразцы с оттиском сюжета «Борьба льва с единорогом». Эмблематическая пара «лев и единорог» была широко распространена в русской культуре XVI—XVII веков»11. «В финале «Голубиной книги» показано противоборство льва и единорога, которое олицетворяет бой Кривды с Правдой»12. Наиболее значимо для нас, что ближайшая аналогия найденным изразцам происходит из Коломенского дворца Алексея Михайловича, где сохранилась печь, облицованная изразцами с тем же сюжетом. Конечно, тульские изразцы изготовлены позже, чем коломенские. В целом можно отметить, что столичная мода докатывалась до провинции с большим запозданием. И потому у нас такие изразцы стали производить только во времена правления Петра I.

«Отдельного рассказа заслуживают глиняные игрушки, обнаруженные здесь. Поистине, никогда в Туле не находили такого количества «глиняных безделушек» одновременно! Здесь и типичные свистульки в форме «барана» или «уточки», фигурки всадников и домашних животных, статуэтки «барынек», и более необычные — головы львов, птичьи фигурки на подставках и т. д. Казалось бы, что удивительного в том, что в гончарной слободе найдены глиняные игрушки? Ведь производство глиняных игрушек, как правило, сопутствовало более «серьезному» гончарному производству»13. «Лепили их женщины в свободное от других работ время, обычно зимой, помогая мужу. Для лепки игрушек в ход шла та же глина, что и на горшки. Лепили игрушки без каких-либо приспособлений, от руки. Готовые изделия сначала просушивали в тени, чтобы не растрескались, а затем обжигали вместе с горшками в горне. Готовые игрушки расписывали жидкой глиной красного цвета, т. е. ангобом или красками на водной основе»14. Уже давно известно, что в Туле производили «тульскую» глиняную игрушку, известны отдельные экземпляры, хранящиеся в музеях нашей страны. Но предметы, найденные в 2013 году, относятся к наиболее древним. Ученые датируют их не позднее чем 2-й третью XVIII в., в то время как большинство известных ранее игрушек относятся к XIX в. По сравнению с поздними игрушками, технику изготовления ранних можно назвать примитивной, несколько грубой, но именно с неё и начинается история «тульской» игрушки. Кроме того, большинство найденных фигурок представляют собой заготовки, только обожженные, ещё не расписанные. Ну и самое главное, это точно игрушки, произведенные в Туле.

Таким образом, следует сделать следующий вывод. Открытые Гончарной слободы в Туле на улицах Герцена/Луначарского, позволило ученым ответить на многие вопросы. В частности, было доказано, что именно Тула производила керамическую продукцию в полном объеме. Здесь работали многочисленные профессиональные группы гончаров, а значит, что к многочисленным цехам – слободам, можно прибавить и Гончарную слободу.

2.2. Гончарная слобода XIX в.

В XVIII веке Тулу несколько раз охватывал крупный пожар. Одной из основных причин этих пожаров стала и Гончарная слобода, которая уже находилась непосредственно в черте разрастающегося города. Именно поэтому, Гончарную слободу переносят в Малые Гончары, а огнеопасную слободу XVIII века забросили.

Слобода, известная по письменным источникам как Кирпичная, а потом – Гончары, находится за Спасским кладбищем. Местность богата различными ценными сортами глины, именно поэтому сюда и переселились гончары в начале XIX века. Здесь с давних времён делали кирпичи для каменных стен, черепицу, всевозможную посуду, глиняные игрушки: старинных «князьков», молодых нарядных дам с осиной талией и зонтиком в руках, танцующие пары, важных генералов с орлиным взором, румяных попов. На потеху восторженной детворе хозяйственные мастера лепили голосистые свистульки, дудочки.

Начиналась слобода с шести деревянных дворов, была пустынна, потом разрослась. Таким образом, именно по причине разрастания города, когда старая Гончарная слобода была уже в пределах города, и несколько раз в XVIII веке стала причиной масштабных пожаров, ее переселили за пределы города, старую слободу забросив. На ее месте были построены жилые здания. А на Гончарной слободе XIX века, в итоге образовалось две деревни, преимущественно из ремесленников-гончаров – Малые Гончары и Большие Гончары. Сегодня, и эти районы входят в предел города, где происходит активная застройка жилыми зданиями. Гончарная слобода осталась лишь в истории Тулы, которая только начинает изучаться.

Глава 3. Гончарное производство в Тульской крае конца XIV-XV вв.

3.1. Археологические раскопки на берегу р. Упа. Значимость открытия горнов XIV-XV веков для исторической науки.

Настоящий вопрос рассмотрен отдельно от развития гончарного производства в Туле, поскольку охватывает исторический период до появления Тульского кремля – конца XIV-XV вв. Буквально, до 2014 года, историки утверждали, что керамические изделия, находившиеся на территории Тульской области конца XIV- XV вв. носили привозной характер.

Археологические раскопки проходили на берегу р. Упа (мкр. Левобережный) археологического памятника Упа-4. На участке раскопов 2, 3 были обнаружены остатки 3 гончарных горнов. Все они на основании датировок находок, включая нумизматические, и керамических комплексов были датированы концом XIV – XV в. Гончарные горны XVI–XIX в., сложенные из кирпича, прекрасно представлены в материалах раскопок последнего времени (2013–2014 г.) на территории бывшей Гончарной слободы Тулы. Горны более раннего времени, аналогичные найденным на поселении Упа 4, известны не были. «Конструкция и размеры найденных на поселении Упа 4 трех горнов в целом типичны для древнерусского гончарства. Они относятся к группе глинобитных двухъярусных горнов с центральным опорным столбом/стойкой в центре и имеют схожую форму и близкие размеры»15. «В горне 1 было найдено 647 фрагментов белоглиняной посуды, 254 фрагмента посуды из слабоожелезненной глины, 8 фрагментов – красноглиняной, 63 фрагмента имели серо-черный цвет. В горне 2 было найдено 460 фрагментов белоглиняной посуды, 119 фрагментов посуды из слабоожелезненной глины, 9 фрагментов – красноглиняной, 33 фрагмента имели серо-черный цвет. В горне 3 было найдено незначительное количество мелких фрагментов круговой посуды, аналогичной найденной в горнах 1, 2. Горн 2 был частично разрушен в ходе сооружения горна 1 и поэтому является более ранним. Близкие по характеристикам керамические комплексы были найдены в ямах 4, 5 вместе с ордынскими монетами. В яме 4 было найдено 108 фрагментов белоглиняной посуды, 14 – из слабоожелезненной глины, 6 фрагментов имели серо-черный цвет. Только один белоглиняный фрагмент содержал примесь мелкого песка, остальная керамика заметных примесей не имела. В яме 5 было найдено 436 фрагментов белоглиняной посуды, 19 – из слабоожелезненной глины, 5 – красноглиняной, 26 фрагментов имели серо-черный цвет. Только 4 белоглиняных фрагмента содержали примесь мелкого песка, остальная керамика заметных примесей не имела»16.

Какое значение для исторической науки имеет данное открытие?

Факт обнаружения горнов свидетельствует о том, что до времени строительства каменного тульского кремля в первой четверти XVI в. на ближайшей к нему территории существовало поселение с развитым керамическим производством. «Поэтому истоки тульской гончарной традиции XVI в. следует искать не только в образцах московской белоглиняной керамики или керамики «коломенского типа», но и, возможно, в местном керамическом материале, ярко представленном находками из горнов и построек на поселении Упа 4»17. «Плотная застройка поселения и находки предметов вооружения, особенно арбалетных «болтов», не характерны для рядовых сельских поселений эпохи Средневековья. Видимо, поселение имело особый статус, который был связан с устройством переправы через Упу или мыта (таможни). Возможно, это поселение объясняет причины появления по соседству каменной крепости – тульского кремля, построенного к 1520 г»18. «Вероятно, это место было стратегически важным. По договорным грамотам второй половины XIV – первой половины XV в. Тула служила объектом притязаний великих князей московских, рязанских и литовских»19. «Возможно, поселение Упа 4 было расположено на южной границе средневековой волости Тула, так как центр волости аргументированно связывают с городищем у с. Торхова в 15 км к северо-востоку от тульского кремля. Археологический комплекс у с. Торхова находится на р. Тулице (ранее Тула). Здесь в XVI–XVII в. находился центр Старогородищенского стана Тульского уезда»20.

Таким образом, открытие 3 гончарных горнов показывает, что еще до основания кремля в Туле, гончарное производство на территории Тульского края уже были развиты. Это подтверждают археологические раскопки 2014 года. В свою очередь, можно утверждать о собственном пути развития гончарного ремесла в Туле, не смотря на влияние более развитых районов, в частности коломенских керамических изделий.

Заключение

Строительство Тульского кремля в начале XVI века привело к формированию гончарной слободы. Изначально она располагалась возле кремля, о чем свидетельствуют раскопки на месте торгового центра «Гостиный двор». Впоследствии гончары перебрались за Упу, в более спокойный район и стали соседями оружейной слободы. В 2013 году в районе улиц Луначарского и Герцена были проведены археологические раскопки. Археологи обнаружили производственный комплекс гончарной слободы, более 40 горнов и собственно то, что гончары делали. Наряду с мисками и кувшинами Тульские гончары производили сопла для металлургических горнов, кирпич, печные изразцы, глиняные игрушки. Сегодня о расцвете промысла напоминает лишь название района Гончары. - Гончары Большие и Малые. Название связанно с гончарным промыслом, некогда существовавшим в городе. Еще 7 лет назад, историки утверждали, что гончарный промысел в Туле был слабо развит, а то и вовсе его не было. Но последние работы утверждают обратное. Кроме того, гончарство настолько сильно было развито в Туле, что по праву может встать наравне с кузнечеством и оружейном делом. Однако, в отличие от продукций тех же оружейников, пряников, самоваров, гармонистов, гончарное производство не нашло своего дальнейшего развития. Уже внутри Тулы оно всячески тормозилось переносами в новые районы. По всей видимости, продукция дальше территории Тульской области не выходила, поскольку по соседству были более развитые гончарные области, в частности Москва и Калуга. Но тот факт, что Тула полностью обеспечивала себя керамическими изделиями остается. Кроме этого, именно благодаря гончарному ремеслу, свою известность на всю Россию получили детские глиняные игрушки-свистульки, которые производились в мастерских этих самых гончаров.

За последние 4 года было сделано не мало значимых открытий. Это и открытие Гончарной слободы на улице Луначарского и Герцена, а так же самостоятельная продукция гончаров XIV – XV вв. Таким образом, можно утверждать, что уже до появления кремля гончары работали на Тульской земле, а значит это одна из первых ремесленных профессий, которая была освоена в Тульском крае.

Множество находок керамических изделий, представленных в ходе исследуемых археологических раскопок, отражают быт туляков средневековья, а так же свою самостоятельность в насыщении местной глиняной продукцией туляков.

Список используемой литературы

  1. Воронцов А. М., Воронцова М. Новые данные о тульской Трое (раскопки на площади Ленина в Туле) / А. Воронцов, М. Воронцова // Тульский краеведческий альманах. - 2010. - Вып. №7. - С. 8-10.

  2. Воронцов А. М., Гриценко В. П., Фомин К. Н., Шеков А. В. Позднесредневековые слои Торховского городища // Позднесредневековый город III: археология и история. Тула, 2011. С. 23-24.

  3. Воронцова М. Глиняные безделушки (тульские глиняные игрушки XVIII — начала XIX веков по археологическим данным) // Тульский краеведческий альманах. 2007. Вып. 5. С. 37.

  4. Власова Г. Изразец живительный и жаркий // Антиквариат. 2004. № 5. С. 86.

  5. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л.Ф. Солощенко, Ю.С. Прокошина. М.: Московский рабочий, 1991. С. 336.

  6. Гриценко В.П. К вопросу об исторической топографии Тульской Оружейной слободы XVII-XVIIIвв. / В.П. Гриценко, А.В. Шеков // Тульский металл в истории российской промышленности и предпринимательства: материалы республ. науч.-практ. Конф. Тула, 1992. С.35-36.

  7. Древняя Русь. Город, замок, село // Археология СССР. М., 1985. С. 273.

  8. Зацаринный С.В. Керамический комплекс раннего этапа заселения Тульского кремля // Н.И.Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия центральной России. Тула, 2002. Т.1: Археология. С. 255-259.

  9. Поверин А.И. Гончарное дело: Чернолощеная керамика. М.: Культура и традиции , 2002. С.35.

  10. Простяков И.С. О раскопках Гончарной слободы / И.С. Простяков // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.10-16.

  11. Пчелов Е.В. Эмблематическая пара «Лев и Единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика // Календарно-хронологическая культура и проблемы её изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы научной конференции. М.: РГГУ, 2006. С. 138.

  12. Столяров Е.В., Колоколов А.М., Шеков А.В. Археологические материалы конца XIV – XV в. с поселения Упа 4 в черте Тулы по раскопкам 2014 г / Древняя Русь. М., 2015. С. 112-114.

  13. Столяров Е. В. Отчет об охранных археологических раскопках на поселениях Упа 3а и Упа 4 в Ленинском районе Тульской области в 2014 году. Т. 1 // Архив Института археологии РАН. 2014. Р-1. Б/н

  14. Шевчук А. Из истории Тульского кремля/Александр Шевчук //Тульский краеведческий альманах. - 2003. - №1 - С. 33-36.

1 Шевчук А. Из истории Тульского кремля/Александр Шевчук //Тульский краеведческий альманах. - 2003. - №1 - С. 33-36.

2 Воронцов А, Воронцова М. Новые данные о тульской Трое (раскопки на площади Ленина в Туле) / А. Воронцов, М. Воронцова // Тульский краеведческий альманах. - 2010. - Вып. №7. - С. 8.

3 Воронцов А, Воронцова М. Новые данные о тульской Трое (раскопки на площади Ленина в Туле) / А. Воронцов, М. Воронцова // Тульский краеведческий альманах. - 2010. - Вып. №7. - С. 9-10.

4 Гриценко В.П. К вопросу об исторической топографии Тульской Оружейной слободы XVII-XVIIIвв. / В.П. Гриценко, А.В. Шеков // Тульский металл в истории российской промышленности и предпринимательства: материалы республ. науч.-практ. Конф. Тула, 1992. С.35-36.

5 Зацаринный С.В. Керамический комплекс раннего этапа заселения Тульского кремля // Н.И.Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия центральной России. Тула, 2002. Т.1: Археология. С. 259.

6 Зацаринный С.В. Керамический комплекс раннего этапа заселения Тульского кремля // Н.И.Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия центральной России. Тула, 2002. Т.1: Археология. С. 255.

7 Поверин А.И. Гончарное дело : Чернолощеная керамика. М.: Культура и традиции , 2002. С.35.

8 Простяков И.С. О раскопках Гончарной слободы / И.С. Простяков // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.10-11.

9 Простяков И.С. О раскопках Гончарной слободы / И.С. Простяков // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.12-13.

10 Власова Г. Изразец живительный и жаркий // Антиквариат. 2004. № 5. С. 86.

11 Пчелов Е.В. Эмблематическая пара «Лев и Единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика // Календарно-хронологическая культура и проблемы её изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы научной конференции. М.: РГГУ, 2006. С. 138.

12 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л.Ф. Солощенко, Ю.С. Прокошина. М.: Московский рабочий, 1991. С. 336.

13 Простяков И.С. О раскопках Гончарной слободы / И.С. Простяков // Тульский краеведческий альманах. - 2014. - Вып. 11. - С.16.

14 Воронцова М. Глиняные безделушки (тульские глиняные игрушки XVIII — начала XIX веков по археологическим данным) // Тульский краеведческий альманах. 2007. Вып. 5. С. 37.

15 Древняя Русь. Город, замок, село // Археология СССР. М., 1985. С. 273.

16 Столяров Е.В., Колоколов А.М., Шеков А.В. Археологические материалы конца XIV – XV в. с поселения Упа 4 в черте Тулы по раскопкам 2014 г / Древняя Русь. М., 2015. С. 112.

17 Там же. С. 114.

18 Столяров Е. В. Отчет об охранных археологических раскопках на поселениях Упа 3а и Упа 4 в Ленинском районе Тульской области в 2014 году. Т. 1 // Архив Института археологии РАН. 2014. Р-1. Б/н

19 Столяров Е.В., Колоколов А.М., Шеков А.В. Археологические материалы конца XIV – XV в. с поселения Упа 4 в черте Тулы по раскопкам 2014 г / Древняя Русь. М., 2015. С. 113.

20 Воронцов А. М., Гриценко В. П., Фомин К. Н., Шеков А. В. Позднесредневековые слои Торховского городища // Позднесредневековый город III: археология и история. Тула, 2011. С. 23-24.