IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ЯЗЫК В КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ
Веремеев С.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Культурное наследие народов можно сравнить с нитью времён, которая связывает человека с его корнями. Оно является основой для развития культуры города, края, области и т.д. Если обычному человеку много известно о культуре, которую оставили наши прародители – славяне, то о культурном наследии коренных малочисленных народов Югры он будет знать не так много.

В культуре любого народа присутствуют черты, которые определяют ее своеобразие, и являются как бы отражением самобытной культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. В традиционном народном орнаменте в большей мере, чем каком либо другом компоненте духовной и материальной культуры, содержится закодированная в знаках и мотивах узоров информация о происхождении культуры народа, её историческом развитии.

Орнамент позволяет оживить вещи, сделать их более заметными, красивыми и уникальными. Через орнамент в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений.

Основная цель проекта – попытаться выявить характерные особенности орнамента коренных малочисленных народов Югры как одной из традиционных знаковых систем, содержащую информацию о духовных особенностях культуры, а также определить, как он связан с их традиционными представлениями о мире.

Чтобы достичь этой цели, я поставил перед собой задачи:

  1. провести анализ способов появления орнамента коренных малочисленных народов;

  2. выяснить, как орнамент связан с категориями цвета, с бытом, с народными названиями отдельных орнаментальных знаков;

  3. сделать вывод о своеобразии угорского орнаментального языка и его связи с народным сознанием.

Объектом исследования являются орнаменты, используемые в быту коренных малочисленных народов Югры.

Практическая значимость: данная работа может быть использована педагогами при подготовке и проведении классных часов, уроков посвящённых изучению Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югра

Коренные малочисленные народы Югры

В Российской Федерации коренными малочисленными считаются народы, которые проживают на территории традиционного расселения своих предков и сохраняют свой образ жизни, особенности ведения хозяйства и промыслы, а также насчитывают менее 50 тысяч человек. Ещё одним не маловажным условием является осознание себя самостоятельными этническими общностями.

В России проживает 45 коренных народов. Их численность составляет около 280 тысяч человек. [1] Особенностью таких народов является использование традиционных приёмов и форм ведения хозяйства – охоты, оленеводства, рыболовства, скотоводства и т.д.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является местом исконного проживания коренных малочисленных народов.

Бухтин Геннадий Фёдорович, первый замгубернатора Югры, представляющий делегацию Югрына 15-й сессии Постоянного форума Организации Объединённых Наций по вопросам коренных народов, которая прошла 9 мая 2016 года в Нью-Йорке, сообщил: «За последние 10 лет почти в два раза выросло число представителей коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. В регионе проживают коренные малочисленные народы Севера России – ханты, манси, ненцы – всего 30 773 человека или 2% населения региона».[2]

Ханты являются коренным народом Сибири, который относят к угорской группе. Большая доля хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, который входит в состав Уральского Федерального Округа России.

Традиционными занятиями хантов являются речное рыболовство, особенно на Оби, Иртыше и в низовьях их притоков, охота в тайге и оленеводство. Ханты жившие в южных районах и по Оби с 19 века занимаются животноводством и овощеводством. Большую роль в жизни народа играет собирательство. Род занятий зависел от условий местности на которых проживали народы хантов. У населения берегов Оби главным средством существования было рыболовство, и уже на второстепенном плане находилась охота.

Среди предков хантов главной религией был шаманизм, однако в последнее время всё больше хантов причисляют себя к православным христианам. Старшее поколение и сейчас сохранило многие традиционные для народности верования и культы, которые связаны с тотемами, шаманизмом, культом предков и т.д. Огромное значение имеет культ медведя и связанные с ним мифы и обряды («медвежий праздник»), который празднуется в определённое время и по случаю добычи медведя на охоте. С этим праздником тесно связано множество фольклорных произведений, песен, театральных представлений и пр.

Одним из главных занятий женщин являются шитьё одежды и изготовление обуви из оленьего меха, украшенные вышивкой и традиционными орнаментами.

Основными средствами, используемыми для передвижения, являются лыжи, собачьи и оленьи нарты. Летом использовались лодки-долблёнки, для передвижения на большие расстояния большими лодками с каютами, крытыми берестой.

У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а также назначение – собачья, оленья. Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать.[3]

Ближайшими родственниками хантов являются манси. Манси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогулы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.[4]

Манси являются таёжными охотниками и рыболовами, отчасти оленеводами. Современная культура манси основана на промысловой экономике. Условиями, в которых они обитали обусловлены таёжные черты в одежде, жилищах, предметах домашнего обихода, средствах передвижения. Культура манси тесно переплетается с культурами хантов, селькупов.

Манси формально являются православными, но некоторые группы придерживаются традиционного шаманизма, культа духов-покровителей, предков. Также как у хантов культура манси богата фольклорными произведениями и развитой мифологией.

Самым распространённым видом жилища манси является невысокий сруб, имеющий фронтальный или боковой свес крыши; часто встречается чум, имеющий схожие черты с ненецким, и используемый не только оленеводами, но и рыболовами. Жилища манси не так разнообразны по форме и конструкции, чем у хантов. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Ещё одним коренным малочисленным народом Югры являются лесные ненцы. Культура и язык лесных ненцев имеют черты сходства с северными и восточными ханты. Хозяйство лесных ненцев имело натуральный характер и архаичные черты.[5]

Несколько десятков лет назад для рыбной ловли использовались сплетённые из ивового лыка сети и невод, а грузила заменяли куски оленьих черепов. Для рыбной ловли на небольших речках сооружались специальные запорные сооружения. В качестве транспорта летом использовали лодки-долблёнки, изготавливаемые из сосны или кедра, зимой лыжи и нарты с запряжёнными оленями.

Характерной чертой оленеводства у лесных ненцев можно назвать незначительный размер стада, полувольная система выпаса с применением деревянных заграждений и дымокуров. Большое значение имела охота в зимне-весенний период на диких оленей и лосей посредством загона. Осенью, весной или летом охотились на водоплавающую дичь. В охоте использовались капканы, черканы, слопцы.

В качестве традиционного жилица лесных ненцев выступал чум. Стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек, предназначенных для хранения продуктов.

Одежда и обувь шилась из шкур домашних и диких оленей. Мужчины зимой одевались в глухую одежду мехом внутрь с капюшоном и рукавицами, летом в рубаху, сшитую из сукна. Женщины одевались в распашную двухслойную шубу мехом внутрь и наружу. [6]

Основу религиозных представлений лесных ненцев составляет вера в духов, которые населяют окружающий мир.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коренные малочисленные народы имеют много схожих между собой черт, проявляющихся в занятиях, одежде, быте, религиозных представлениях, но каждая народность имеет свои исключительные особенности и свою складывающуюся веками культуру.

Орнамент в культуре народа манси

В народном искусстве народа манси одно из главных мест занимает орнаментальное искусство, мотивы которого не сильно отличаются от мотивов родственных хантов и селькупов. Орнамент представляет собой изображение геометрических фигур имеющих форму оленьих рогов, ромба, волнистых и зигзагообразных линий, которые расположены чаще всего в виде полосы.

При подробном рассмотрении орнамента можно выделить некоторые особенности:

  1. довольно крупные узоры геометрического характера, в которых преобладают прямые линии, резкие изломы и различные отростки;

  2. авторы стремятся к некому равенству фона и узора;

  3. имеет силуэтные очертания, в большинстве случаев бордюрный (зональный), но встречаются и замкнутые узоры (розетки).

  4. преобладание симметричных фигур, редко ассиметричные

  5. противопоставляется светлый и тёмный материал. В меховых изделиях орнамент ахроматичен, в суконных и бисерных имеет яркие цвета.

  6. восточная группа хантов (сургутские, ваховские) используют орнамент, имеющий криволинейные очертания, так называемый приобский тип орнамента.

Главнейшие фигуры: Меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Так же распространен у хантов и манси, европейских и зауральских ненцев, тазовских и нарымских селькупов, нганасанов, энцев, т.е. у народов самодийской и угорской групп. Прослеживается также у кетов. За пределами Сибири сходный или более усложненный орнамент того же типа встречается у народов Поволжья, главным образом у марийцев и мордвы.

Орнамент в культуре народа ханты

Женщины народа ханты шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши, цветного сукна и вышивают бисером. Традиционно используются орнаменты

Особенностями хантыйского орнамента являются:

  1. зооморфные и растительные мотивы

  2. геометрический стиль

  3. строгая симметрия

  4. для фигур применяется преимущественно тёмный фон

  5. часто происходит компоновка замкнутые узоры

  6. для узоров применяются 2 цвета, как правило, красный и синий

  7. применяется декоративная разработка внутренней стороны контура фигур. Там часто встречаются небольшие завитушки и усики. Такой тип орнамента имеет название Нижнеиртышского.

  8. большая часть орнамента густо помещается на поверхности предмета и включается в систему геометрических орнаментов.

Главными понятиями в орнаментальной системе хантов являются: «след» и «изображение». Эти понятия связаны с охотничьим мировоззрением. Обнаружив след зверя, охотники понимали, что близки к добыче, поэтому след для них является сакральным. Сакральными являются и конечности, оставившие этот след. Поэтому в названиях мотивов орнаментов преобладают слова «лапки», «коготки», «ступня».

Рощи, особенно берёзовые, воспринимались как покровители отдельных селений, поэтому к ним было почтительное отношение. Считалось, что в них обитают духи, которые способны отвести беду (орнаменты : «берёзовая ветка», «берёзовая ветка с ломаной лозой» и т.д.).

Из всего многообразия фауны одним из самых почитаемых животных был медведь. Это объясняется его значительным местом в верованиях, обрядах, мифологических представлениях. Настойчивое стремление древних художников таежного Обь-Иртышья к «медвежьей» теме, видимо, отражает определенную сторону верований, уходящую своим происхождением в далекую первобытность (орнамент пупи хур «изображение медведя»).

Традиционной отраслью хозяйства у народов севера было оленеводство. Северный олень являлся для человека источником пищи, материала для одежды, покрытия передвижного жилища (чума), орудия производства, служил средством передвижения (орнамент салы анть «рог оленя»).

Главные фигуры: отдельные или парные птицы, стоящие по сторонам дерева, крестообразная розетка, восьмиконечная розетка, ступенчатый ромб.

В недавнем прошлом (начало XX в.) был известен южным хантам (живущим по Иртышу, Конде с притоками, Демьянке, Салыму) и южным манси. В 20-х годах вышел из употребления. За пределами Сибири известен народам Поволжья (мордва, марийцы, чуваши). [7]

Орнамент в культуре лесных ненцев

К линии орнамента, которая была начерчена, высечена или вышита у ненцев было магическое отношение. Считалось, что она заставляет силы природы оберегать, лечить и защищать человека.

В орнаменте лесных ненцев присутствуют свои особенности:

1. строгая геометричность. Используются прямоугольники, зигзаги, углы, ромбы. Рисунки орнамента ненцы соотносят с живым воспроизведением привычной для них северной природы.

2. лаконичность и силуэтность узоров. Отличаются чётким и ритмичным строением.

3. прямое восприятие природы.

4. названия узоров связаны с названиями животных или их отдельными частями.

5. орнаментальные мотивы напоминают фигурки людей, зверей, растений.

6. при изготовлении использовался, в большинстве случаев камус –шкура с ног оленя.

Изготовление мозаичного узора требует от мастерицы немалую долю трудолюбия. Для меховой мозаики берутся две узкие полоски оленьего меха, имеющие коричневый и белый цвет и короткий ворс. Полоски помещаются на специальную доску друг на друга. Далее острым ножом вырезается узор. Получается четыре элемента. Белая орнаментальная полоска вставляется в прорезь коричневой и наоборот. С обратной стороны мелкими стежками полоски сшиваются вместе. Образуется мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом. [8]

Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Символическое значение орнамента коренных малочисленных народов Югры

Одежда и предметы быта народов ханты, манси и лесных ненцев украшена узорами. Они имеют символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» символизируют домашний очаг. «Крест» оберегает от дурного глаза. «Олень» является символом победы добра над злом, пчела символом трудолюбия, зеркало – правды, крылья – движения. [9] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом. [10]

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка. [11]

При создании изделий используются несколько цветов, каждый из которых имеет своё значение: белый символизирует цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый символизирует тайгу; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Подол платья украшался национальным орнаментом, в котором использовались длинные узкие полоски определённых цветов.

Таким образом, орнамент представляет собой систему условных знаков, символов, через которые люди выражают своё отношение к явлениям природы.

Заключение

Хантыйская земля сегодня - это регион контрастов. Здесь есть такие места, где, как и много столетий назад, охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой прежний темп. Но в отдельных местах от хантыйской культуры не осталось и следа. Ничто не напоминает здесь людям о традициях и обычаях, которые уходят корнями далеко в прошлое. Здесь на местах где раньше охотились коренные народы стоят высокие буровые вышки, а в местах, где раньше сооружались рыбные запоры, установлены мощные дренажные системы. Многое из того, что являлось необходимой частью бытия, из чего состояла культура в целом, ушло безвозвратно.

Одними из преданных хранителей культуры хантыйской земли являются коренные малочисленные народы Югры. Среди этих народов по прежнему почитаются обычаи и традиции предков живших долгое время на этой земле. В быту и одежде по прежнему большое внимание уделяется узорам.

Узоры содержат в себе некую силу, заряд энергии, который способен сакрально очистить предмет, на который он наносится. Именно поэтому считается, что нужно осознанно подходить к выбору орнамента, и пользоваться вещью можно лишь тогда, когда она орнаментирована.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества.

Список используемой литературы

1) Каулен М. Е. Музей и наследие // Музей. 2009. № 5.Рындина О.М., Лукина Н.В., Курьянова Т.С., Золотарева Н.В.

2) Манси Народы России. Атлас культур и религий - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с.

3) Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru

4) Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com

5) Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru

6) Путешествие к хантам . У. Т Сирелиус - Томск, 2011. – 44 с.

7) Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp

8) Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25.

9) Чувилова И. С. Классификация музеев и проблемы наследия // Музей: российский партнер журнала Museum. 2009. № 5.

10) Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

11) Этнокультурное наследие ханты Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в теоретическом и практическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. C. 126-131