IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МУЗЕЙ – НАСЛЕДИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ
Симонян Г.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Понедельник. Для кого-то это самый трудный день недели. Для меня же он был долгожданным днем. В этот день мы всем классом собирались на экскурсию в школьный музей. Мне не терпелось поскорее прийти в школу. Я удивительно быстро собралась, позавтракала и побежала на встречу волнующему меня событию.

Экскурсия прошла увлекательно. Нам рассказали о удивительных старинных предметах, событиях, фактах. Но я заметила, что не всем детям было так же интересно, как мне. Многие отвлекались, разговаривали, хихикали. И я задумалась, а понимают ли они для чего нужны музеи? Их историческую ценность? И тут я определилась с темой моего исследования: «Музеи – наследие наших предков».

Я поставила перед собой цель исследования: Определить нужны ли нам музеи?

Поставила задачи:

  1. Узнать историю возникновения музеев. Понять их предназначение.

  2. Рассказать о первом музеи в России.

  3. Изучить историю городского Краеведческого музея.

  4. Провести опрос среди сверстников «Нужны ли музеи».

  5. Подумать, как сделать посещение музеев более частым.

  6. Разработать рекламные буклеты «Краеведческий музей».

Предмет исследования: Музеи

Объект исследования: Отношение людей к музеям

Я предположила: «Музеи — это одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа. На самом ли деле музеи так значимы для каждого из нас? Попробуем это узнать.»

Методы исследования:

1) Изучение теоретического материала.

2) Посещение музея, изучение его истории.

3) Опрос.

4) Решение проблемной ситуации.

5) Изготовление буклетов

История возникновения музеев. Их историческая ценность.

Для ответа на все мои вопросы нужна была достоверная информация. Но где же её взять? Конечно же в библиотеке!

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз». Первый прототип современного музея был основан в Александрии под названием Мусейон в 290 году до н.э.

В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

В древней Греции существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства. В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке Лоренцо де Медичи (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур. Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи.

Самым первым современным музеем является Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году. Чтобы посетить его, необходимо было письменное разрешение.

А вот первым публичным музеем стал Лувр, который открылся в 1793 году.

А какой был первый музей в России?

Открытие первого отечественного музея связано с именем самого любопытного и деятельного царя в российской истории — Петра I.Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой царь впервые побывал в так называемых «кунсткамерах» — «кабинетах диковинок». Эти кабинеты напоминали лавки, где торговали всякой всячиной: старинные монеты соседствовали здесь со скелетами зверей и чучелами птиц, а древние книги на непонятных языках уютно располагались вокруг склянок с заспиртованными уродцами. Кунсткамера была основана в период между 1704 и 1718 годами. В это время Петр издает указ «О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей». Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. (Живые так и существовали при музее до своей естественной смерти. )Некоторые из экспонатов петровского времени сохранились до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа. Легенда повествует, что пристрастное отношение царя к уродцам послужило причиной выбора места для закладки здания, выстроенного специально под музей. Как-то, гуляя по болотам в ту пору еще пустынного Васильевского острова, Петр наткнулся на сосну, в ствол которой полукругом, напоминающим дужку замка, вросла ветка. «Вот так дерево-монстр!» — воскликнул царь, тут же приказал срубить сосну «на память», а на том месте, где она росла, заложить новое здание под Кунсткамеру.С 1727 года музей открыли для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — «приучать и угощать». Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали «кофе и цукерброды», кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый «суббиблиотекарь», который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света. В начале 40-х годов ХIХ века на базе Кунсткамеры в Петербурге создаются 8 академических музеев, ведущих активную научную работу и получающих самостоятельные здания. История музейного дела в России развивается семимильными шагами.Но и по сей день монументальное здание Кунсткамеры — первого российского музея, построенного Петром на Стрелке Васильевского острова, — остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века и поражает наше воображение.

История городского Краеведческого музея

Историю возникновения музеев я узнала. Оставалось узнать про наш родной Краеведческий музей. Информацию пришлось поискать и библиотеках нашего города. В книгах о городе Киселёвске информации оказалось мало, пришлось поднимать архивы, искать статьи в газетах.

И вот что мне удалось выяснить:

Киселевский краеведческий музей открыт 11 июня 1989 г. Принцип построения - экспозиционно-типовой, традиционный для историко-краеведческих музеев. Коллекционные группы материалов подчинены тематике экспозиции, характеризующей определенные стороны развития природы, быта и культуры региона, а также некоторые события, происходившие в данной местности. В коллектив работников музея, которые борются за сохранение и развитие коллекции, входят два научных работника и шесть сотрудников. На сохранение в музее находится свыше девять тысяч предметов, а семь тысяч из них входят в различные экспозиции и являются основным фондом Киселевского музея. На сегодняшний день, музей имеет в своей коллекции материалы и документы по всей истории Кузбасса и родного города с древних времен.

Построены композиции по традиционному типу историко-краеведческих музеев. Экспозиции разделены на разные виды, которые рассказывают о природе города,

его быте и культуре,

а также о том, что происходило в городе и его районе.

Это единственный музей в городе и он играет активную роль в культурной жизни населения. Ежемесячно устраиваются новые выставки (из собственных фондов, а так же из фондов других музеев, авторские и совместные выставки художников, коллекционеров и т.п.). В год проводится более 20 крупных массовых мероприятий, около 30 выставок.

Основной фонд музея составляет 10800 экспонатов. Ежегодно экспонируется из них более 2000 предметов.

Наиболее ценные коллекции:

Коллекция колокольчиков и бубенцов (38 единиц хранения).

Коллекция металлопластики (25 единиц хранения).

Коллекция живописи (100 единиц хранения)

Музей проводит широкую образовательную и воспитательную работу. Системно работает с детьми и молодежью, а также с ветеранами Великой Отечественной войны. В тесном контакте налажена работа с учреждениями культуры города, МАОУДОД «Дом детского и юношеского туризма, экскурсий» и школьными музеями, которым оказывается методическая помощь.

Одной их форм организации культурного досуга широких слоев населения стали Дни открытых дверей, которые проводятся 8 – 10 раз в год и дают возможность большому количеству посетителей побывать в музее.

Я посмотрела «Журнал учёта посещений музея» и сделала вывод, что раньше музей посещало гораздо больше школ, работников культуры, художников и просто жителей города. В течении нескольких лет число посетителей уменьшилось. Я предположила, что это произошло из-за того, что любую информацию сейчас можно найти в социальных сетях, школьных и городских библиотеках.

Я провела опрос среди учащихся 3 классов и задала им несколько вопросов.

  1. Посещали ли вы музеи?

  2. Какие?

  3. С какой целью вы посещали музей?

  4. Нужны ли нам музеи?

  5. Как часто вы посещаете музеи?

Вот какие результаты у нас получились:

Вопрос:

Кол-во

опрошенных

Да

Нет

1) Посещали ли вы музеи.

45

45

-

2) Какие?

Школьный музей:

Городской краеведческий музей:

Другие музеи:

45

45

27

42

-

18

3

3) С какой целью? (Для чего они посещали музеи?)

Посмотреть экспонаты музея:

Послушать тематическую экскурсию:

Выполнить исследовательскую работу?

45

45

45

-

-

-

-

4)Нужны ли нам музеи. Для чего?

Да - нет:

Знакомят нас с нашим прошлом

45

45

45

-

-

5) Как часто они посещают музеи? Почему?

До 5 раз:

От 5 до 10 раз:

От 10 раз:

45

40

-

-

-

40

40

Проанализировав вместе с Анной Викторовной результаты опроса, я пришла к выводу, что все дети понимают, какую роль играют музеи в нашей жизни. Им интересно посещать музеи, но делают они это нечасто. Ребята назвали самые разные причины:

1)Живут в другом районе.

2) Не знают расписания работы городского Краеведческого музея.

3) Редкая организация экскурсий в городской музеи.

4)Нет возможности посетить музеи в других городах.

Передо мной возникла проблемная ситуация: «Как сделать, чтобы городской музеи посещали чаще?».

Мы подумали, что если учащиеся будут знать больше информации о музеи, то у них возникнет интерес и желание посетить его.

  1. Я решила устроить не выездную экскурсию по Краеведческому музею, где я выступала экскурсоводом. Я сделала фото-презентацию своей экскурсии и постаралась рассказать о том, что я видела в музее.

  1. После чего сами учащиеся предложили изготовить буклеты, в которых будет упомянута важная информация о выставках и экспозициях Краеведческого музея, которые после были розданы учащимся начальных классов.

  2. Провели экскурсию по важным историческим местам нашей школы. Учащиеся с удовольствием выступили в роли экскурсоводов для первоклассников.

Заключение

Краеведческий музей города Киселёвска занимает огромное место в культурной жизни города. Каждый месяц здесь проходят частные выставки, в которых коллекционеры выставляет собранные вещи разных времен. Музей всегда рад школьникам и студентам, которые используют экспонаты и предметы для изучения истории Кузбасса. Гости города могут посетить музей и узнать много интересного о жизни людей в этом крае, о их традициях, которые существуют много столетий и о природе Киселевского района.

Целью моей исследовательской работы было ответить на вопрос «Нужны ли нам музеи?» Я считаю, что ответ очевиден. Конечно нужны.

В ходе исследования я не только узнала много нового о музеях и конкретно, о городском Краеведческом музее, но и испытала чувство гордости, что в нашем городе есть такой краеведческий музей. Музей, которому 27 лет, музей, с ценными экспонатами и имеющего такую интересную историю посещения.

Мне хочется, чтобы мы чаще заглядывали в музеи, работали там. Ведь только в музее можно получить не только знания, но и увидеть, вдохнуть, почувствовать и осознать исторические корни, свои народные истоки.

Литература

Георгиева Т.С. история русской культуры.- М., 2008.

Кондакова И.В. Культура России. – М., 2005 г.

Сетевой ресурс: http://www.culture.ru/institutes/1912/kiselevskiy-gorodskoy-kraevedcheskiy-muzey