IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИГРЫ И ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ
Окорокова А.С., Окорокова О.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Традиционные народные игры - одна из важнейших составных частей фольклора. Многие из этих игр и забав дошли до наших дней и пользуются популярностью. Но великое множество теряются со временем, незаслуженно забываются. Нам захотелось поближе познакомится с детством наших предков, больше узнать об играх и игрушках разных поколений детей, найти незнакомые для нас игры. Для достижения цели мы изучили литературу по данной теме, воспользовались Интернет-ресурсами, беседовали со взрослыми людьми разного возраста.

Веками собирались и копились самобытные народные игры и забавы. Они помогали расти детворе, делали её бойкой, задорной, выносливой. Приучали не боятся труда, забот по хозяйству и ремеслу. Игры украшали отдых, праздники. Всегда у русских людей ценилась сила, выносливость, ловкость, сообразительность, великодушие. Всё то, что с детства проявляется в игре, забаве, единоборстве.

В каком же возрасте дети начинают знакомиться и игрой? С чего начиналось это знакомство?

Идет коза рогатая,За малыми ребятами.Кто маму не слушает?Кто кашу не кушает?Кто отцу не помогает?Забодает! Забодает! Забодает!

Кто из нас не слышал этих стишков. Это потешки. Потешки — это песенка - приговорка, которая сопутствует игре с пальчиками, ручками и ножками малютки. Потешки помогают в игровой форме развивать у ребенка мелкую моторику, приучать к гигиене, порядку. Благодаря потешкам, малыш развивается эмоционально. В результате наших поисков мы узнали, что этими потешками забавляли ещё наших бабушек и дедушек.

При помощи палочек, крючков, кружочков дети учатся писать, а при помощи побасенок « Коза-дереза», «Сорока-ворона» и других, ребёнок знакомится с огромным и удивительным миром игры. И без этого «подготовительного класса» малышу не овладеть радостью, озорством подвижной игры. Раньше играли все: и детвора, и молодёжь, не стеснялись игр по праздникам и люди взрослые. Малышам для игр был предоставлен весь день. А вот детям лет с 5-7 удавалось заняться любимыми играми только после того, как выполнят обязанности по хозяйству, возложенные на них родителями. Молодёжь могла позабавиться лишь после трудового дня, либо в праздники. Наша односельчанка Рощупкина Валентина Николаевна вспоминает: «Мы рано начинали помогать родителям: в доме убирали, помогали деньги зарабатывать- с семи лет начинали платки вязать. Особенно много работы было летом. Надо было работать в огороде. Для игр мало времени оставалось.»В игре воспитывались такие качества, как готовность прийти на помощь, уважение, способность к коллективным действиям, дисциплина, умение подчинить себя установленным правилам. В песенных играх расширялось мировоззрение детей, вырабатывалось чувство ритма. В играх, основанных на беге и игре с мячом, развивались внимание, способность сконцентрироваться. А мячи наши прабабушки и прадедушки сами для себя делали из шерсти коровы. Собирали её, скатывали в шар. И вот готов новый мяч! Бег, наклоны, прыжки, ползания, броски обеспечивали разностороннее физическое развитие.Ниши предки не знали специальных физических занятий, спортивных тренировок. Силу и удаль воспитывала в них сама жизнь - трудная, требующая сноровки и выносливости. В силе и ловкости можно было посоревноваться при перетягивании каната.

Традиционными на Руси были кулачные бои, где мерились силой и удалью первые деревенские молодцы. Бывало, мерились силой парни деревня на деревню. Бились до крови, но, несмотря на это, был свой

« кодекс чести». Нельзя было заплакать от боли, нужно было прийти на помощь товарищу, если ему приходилось туго, ни в коем случае нельзя было бить «лежачего». Были свои развлечения и зимой. Зима в наших краях приходит надолго. Вот тогда любой пригорок, склон оврага облюбовывали саночники, да лыжники. Понастроят трамплинов, храбрость показывают. Не оставались пустовать и замерзшие водоёмы. Коньки и лыжи мастерили сами. «Особый восторг детворы вызывали огромные сани, изготовленные умелыми руками одного из отцов. В них помещалось несколько человек. Как же было весело «лететь» в них с друзьями с горы, в лицо летит снежная пыль, ветер обжигает лицо. А уж если сани переворачивались на бок… Смех и шум было не унять»- вспоминает своё детство Кривова Мария Семёновна. Одно из развлечений зимой было катание на самодельных каруселях. А как они изготавливались нам рассказала Яковлева Зоя Яковлевна: « Какой только зимушки не бывает на наших просторах. Она и злая, и лютая, трескучая и снежная. А здоровым людям и крещенские морозы нипочем. На ярмарке мимо навощенного или намыленного столба с призами, выставленных на самой верхушке, не пройдешь. Если не робкого десятка, поплюёт на ладони и ползет отважный человек. Дело не в подарках, а в принципе. Попробуй опростоволоситься! Смельчаков подбадривают, но если спасует, хлестким словцом наградят и шуточек колких не пожалеют. И сейчас жива эта масленичная забава. Нам не раз приходилось видеть, как смельчаки «штурмуют» столб с призами». Мир традиционной русской игры необычно разнообразен. Лапта, городки, чехарда, хороводы… и многие другие. Место для игр выбиралось попросторнее и покраше.

Детей в каждой семье было много, поэтому поиграть собиралась компания большая и шумная.Хотим рассказать о нескольких играх, в которые играли несколько поколений детей, от прабабушек до наших родителей - «ГОРЕЛКИ». Несколько веков эта игра была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Она и до сих пор сохранилась. В эту игру играли 15-25 человек. Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей (колонной). Все хором говорят:

Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо, Птички летят,колокольчики звенят.

« Горельщик» (ведущий) стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов « глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки и один игрок идет справа, другой - слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с ведущим, ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперед, мимо ведущего. Он гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они возьмутся за руки. Кого ведущий поймает, с тем и становится парой впереди вереницы. А водит игрок оставшийся один. Если же ведущий никого не поймает, он снова « горит» - ловит следующую пару.

Правила игры таковы: 1. Ведущий не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. 2. Никто не должен начинать бег раньше, чем прозвучит последнее слово «звенят». 3. Ведущий может салить бегущего только до того момента. Как они возьмутся за руки. Была у игры и разновидность.

Если играла молодежь, то часто играющие договаривались, что ведущий должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем, и, догнав его, может встать в пару с девушкой. Метрах в 15-20 впереди ведущего заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединить руки. Ещё одна известная игра «Чехарда». Она несложная. Соберется молодежь и прыгает друг через дружку. Только и здесь своя хитрость. Каждый норовит попрямее встать и спину горбом выгнуть, чтобы прыгать было тяжелее. Но робеть нельзя, разбегайся и прыгай, старайся, что есть силы руками от спины оттолкнуться. Ещё одна игра, которую сохранили люди, передавая своим детям – «городки». «Городки» развивают глазомер, силу рук, воспитывают хладнокровие. Изготовлением атрибутов занимались сами дети и молодежь. Это прививало способность трудиться, не только ради себя, но и для других.

Во все времена была популярна среди детей всех возрастов подвижная игра, которую мы называли « Прятки». Раньше, когда были маленькими наши прабабушки и прадедушки, эта игра называлась «Хоронюшки» или «Кулючики». Самостоятельно готовили забавы, напоминающие современные карусели. На верхушку столба надевалось колесо. К нему привязывали верёвки с петлёй на конце. Продевали ногу в петлю и начинали все разом разбегаться по кругу.

А какие игрушки были у наших предков? И были ли они вообще?

В беседе с людьми старшего поколения мы узнали много интересного об игрушках разных времён. Мария Ивановна Петухова вспоминает: « Времена были тяжёлые, денег не хватало даже на еду и одежду, что уж говорить об игрушках. Но дети всегда остаются детьми. Хочется играть. И вот начинали выдумывать, делать игрушки из того, что есть из глины, соломы, деревяшек. Старались, чтобы игрушка была покраше, для этого привязывали к ней яркую ленточку. Пусть друзья позавидуют».

Игрушки были самодельные. Изготовляли их из доступных материалов. Для самых маленьких делали погремушки из гортани птицы. Высушивали, и засыпали туда сухой горох, края закрывали. Наша учительница Беликова Надежда Михайловна рассказала, что вспомнив рассказ свой бабушки о том, как игрушками забавляли они своих малышей. Изготовила такую игрушку для своего маленького сынишки. Малыш был доволен.

Из глины делали игрушки так. Брали кусочек глины, делали какую-нибудь фигурку, после клали на ночь в тёплое место, для того, что бы высохло, затем её красили. Краски тоже готовили сами из яиц. Древесинным угольком рисовали глаза, рот, нос. Одевали в разные кусочки материи. Такие игрушки, конечно, были не долговечными, но за свою короткую жизнь успевали дарить детям много счастливых минут. И сейчас люди с улыбкой и теплотой вспоминают свои первые, иногда нелепые, но такие родные игрушки.

Солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. При изготовлении игрушек она тоже использовалась. Брали пучок соломы. Делили его пополам и в образовавшиеся промежуток вставляли другой пучок, потоньше и покороче, со стянутыми нитками концами– это руки. Делали и игрушки – животные.

Вырезали игрушки из дерева: фигурки людей, животных, игрушечную посуду. Мария Ивановна рассказала нам о том, как игрушки сказались на выборе профессии одного юноши. «Когда Вася был маленький, дед вырезал для него из дерева самолёт. И так мальчонке он был по душе, что нигде с ним не расставался. Так и «заболел» с тех пор самолётами, да небом. Вырос и стал военным лётчиком».

Во время наших краеведческих поисков мы услышали много интересных историй. Но больше всего нам запомнился рассказ Бородиной Ирины Николаевны о своём дедушке. Во время ВОВ попал он в плен и там игрушки, которые он вырезал из дерева, помогли добыть кусок хлеба. По началу, когда фашисты обнаружили самоделки, жестоко избили мужчину.

Ну, а потом чем – то заворожила их эта вещица, немного смягчив их. И порой вырезал он им игрушки в обмен на кусок хлеба. Видимо игрушка, изготовленная своими руками, пусть и нескладная излучает особое тепло, способное повлиять даже на жестокого человека.

Кажется чему могли научить примитивные куклы из тряпок и соломы, «дитяшки», «пеленашки», «скелетики» из лучины? Кукол свертывали из лопуха и цветов. Домики им мастерили из прутьев, соломы. Кукольную посуду делали из глины, овощей. Кукла была не только развлечением, но и имела большое познавательное значение. Дети открывали мир природы, учились преобразовывать материал.

Уже после войны, когда с тканью стало проще, стали делать кукол из материи. Набивали кусок ткани золой или опилками. Если золой, то опускали её в воду для того, чтобы зола спрессовалась. Так делали голову, туловище, пришивали руки и ноги, изготовленные таким же образом. Рисовали глаза, рот, нос. Потом на эту куклу шили одежду из клочков материи. Вот где можно было посоревноваться! Девчонки старались как можно наряднее разодеть своих кукол. Фабричных кукол было мало, в основном у городских детей можно было увидеть таких. И деревенские девчонки с нетерпением ожидали летник каникул, когда к бабушкам приезжали их внучки из города, чтобы вволю наиграться с настоящей красавицей куклой.

Занимаясь изучением этой темы, мы пришли к выводу, что традиционные народные игры не только одна из составных частей фольклора, но и связующая нить разных поколений.

Список использованной литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия. 631 с.

  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. М., Просвещение, 207 с.

  3. Фирсова Л.М. «Игры и развлечения». М., 1989 г. 237 с.

4.Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: Паритет, 2006. — 240 с. 2.