IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

Я БЫЛ СТРАСТНЫМ УЧИТЕЛЕМ
Кузнецова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Известно высказывание великого ученого, основателя космонавтики, а также учителя, К.Э. Циолковского: «Я был страстным учителем». Значение слова «страстный»: сильно увлечённый чем-либо, полностью отдающийся какому-либо делу, влечению.

Появилась гипотеза: К.Э. Циолковский отвечает требованиям образа современного учителя.

Объект исследования – профессиональный стандарт учителя, предмет исследования –профессиональный портрет учителя К.Э. Циолковского, согласно воспоминаниям самого ученого и его современникам.

Цель исследования: убедиться в том, что профессиональные качества учителя К.Э. Циолковского отвечают современным требованиям.

Задачи исследования:

  •  
    1. Собрать необходимую информацию из воспоминаний К.Э. Циолковского, его современников о педагогической деятельности ученого.

    2. Выяснить, каким должен быть современный учитель, изучив, в том числе, некоторые положения Профессионального стандарта учителя.

    3. Доказать, что учитель К.Э. Циолковский - учитель, отвечающий требованиям современности.

    4. Составить буклет, который познакомит учащихся Калуги с деятельностью Циолковского-учителя.

    5. Выступить с сообщением о преподавательской деятельности К.Э. Циолковского на классном часе.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

К. Э. Циолковский избрал профессию учителя - уже в юности понял, что у него есть способности к педагогическому делу.

В 16 лет Циолковский отправляется покорять Москву. Его единственный путь — самообразование. Книги стали его верными друзьями.

В автобиографии Циолковский лишь упомянул, что он ходил в …Румянцевскую публичную библиотеку …, где произошло знакомство с помощником библиотекаря Н. Ф. Федоровым. По сути Федоров стал наставником Циолковского. В 1879 году Константин Циолковский в день своего рождения, 17 сентября, сдал экстерном экзамен на звание учителя математики уездного училища в Рязани.

Проработав 12 лет в Боровске, он был переведен в 1892 г. в губернский город Калугу «...как один из способнейших и усерднейших преподавателей» - говорилось в представлении директора народных училищ губернии. Учительская карьера была успешной. В 1893 г. в отчете дирекции народных училищ губернии говорилось: «...он - полный специалист своего предмета и глубоко предан педагогическому делу». За добросовестный труд на педагогическом поприще ученый был награжден орденами святого Станислава 3-й степени в 1906 г. и святой Анны 3-й степени в 1911 году, орден Трудового Красного Знамени к 75-летию со дня рождения в 1932 году.

В целом Константин Эдуардович проработал педагогом почти 42 года, с 1879 по 1921 год, ушел на пенсию по состоянию в 64- летнем возрасте.

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции» учителя.

Вот, например, портрет современного учителя, выполненный учителем:

  1.  
    1. Прежде всего, он должен любить детей.

    2. Учитель должен быть справедливым.

    3. Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.

    4. Учитель - совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день.

    5. Настоящему учителю интересен процесс.

    6. Хороший учитель обязательно должен знать детскую психологию.

    7. Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения.

    8. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.

В проведенном опросе учащимся (50 респондентов, возраст 14-16 лет): «Каким бы ты хотел видеть современного учителя?», были получены ответы:

  1. Учитель, который относится ко мне по-человечески. (80%).

  2. Учитель, который учитывает мои возможности. (45%).

  3. Учитель, который хорошо знает предмет. (95%)

  4. Учитель, у которого интересно на уроке. (88%).

  5. Учитель, который называет меня по имени. (23%).

  6. Эмоционально уравновешенный учитель. (10%).

  7. Строгий учитель, который требует много. (40%).

  8. Учитель, который хвалит меня. (90%).

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО КАК УЧИТЕЛЯ

Итак, выше были даны портреты современного учителя с двух позиций: с позиции учителя и с позиции ученика. В этой части исследований «современный учитель» будет рассмотрен с позиции современного профессионального стандарта учителя и, по возможности, каждое требование к нему будет сопоставлено с выявленными воспоминаниями К.Э. Циолковского и его современников, имеющих отношение к данному месту.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Согласно профессионального стандарта учителя педагог должен:

1. Иметь высшее образование. – Как известно, К.Э. Циолковский не имел высшего образования.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

Смотритель Боровского училища Любимов: «Г-н Циолковский предан своему делу и продолжает свое самообразование, читает руководство по математике не только русских, но и французских авторов; занимается алгеброй и высшей математикой, делает сам модели геометрических тел и физических приборов. Под руководством такого умелого, практичного и образованного учителя ученики умственно развиваются и приобретают серьезные познания в математике».

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

Отец учительствовать любил, но не выносил механического заучивания. Обучение у него всегда было живым, наглядным. В физическом кабинете он исправил приборы и демонстрировал на уроках опыты.

П.С. Любомирская пишет: «Уроки, проводимые Константином Эдуардовичем, были очень интересны, любое объяснение было доходчиво. Даже по математике он применял наглядное обучение. Например, надо решить задачу: через сколько времени поезд «б» догонит поезд «а». Для решения такой задачи Константин Эдуардович расставлял учениц с наименованием поездов и заставлял передвигаться с соответствующей скоростью, перегоняя друг дружку на расстоянии от двери к окну, а иногда сам изображал тот или иной поезд».

… на его уроках даже наиболее слабые воспитанницы забывали о времени и с интересом следили за объяснением учителя, физическими опытами была зачарована даже классная дама.… одним из основных методов преподавания ученого был наглядный метод, даже на уроках математики.

Мы располагаем достаточным количеством источников, чтобы составить довольно полное представление о Циолковском – учителе, его методах работы: … планы преподавания арифметики и геометрии, им составленные, ….

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Первое представление о методах работы Циолковского-учителя было получено из автобиографии «Черты из моей жизни»: «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звенели колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля…

«Преподаваемые Циолковским предметы ученицы знали отлично …. Обыкновенно он носил с собой целый саквояж, наполненный различными самодельными приборами, которые он каждый урок демонстрировал в классе, дополнительно к школьным учебным пособиям» (В.Е. Воронцова).

«Наглядность уроков физики состояла не только в применении опытов. Все отвлеченные понятия учебников, выраженные законами физики, раскрывались нам на примерах из повседневной жизни. Окружавший нас мир на уроках физики становился в нашем представлении цепью целесообразных явлений природы» (А.В. Добромыслова).

А.В. Маслова, ученица К.Э. Циолковского, вспоминала: «Помню, как на опытах объяснял нам движение Земли вокруг своей оси и Солнца, смену времён года, дня и ночи. Он приносил в класс стеариновую свечу, чёрный деревянный шарик в реденькой сетке с ниткой. Вызывал двух учениц. Одной давал зажженную свечу – это Солнце, другой шарик – это Земля. Ученица – Земля ходила вокруг Солнца и одновременно крутила нитку, и шарик вращался вокруг себя и Солнца. Вращение Земли вокруг земной оси и Солнца Константин Эдуардович сравнивал с парочкой, танцующей вальс. Эта парочка, танцуя, делает круг на месте и вокруг зала. Объясняя смену времён года, он на чёрном шарике ставил мелом точку и говорил: это Калуга. Точка стоит против свечи – Солнца – в Калуге лето. Шарик удаляется – в Калуге осень, зима, весна и снова лето. А мы, затаив дыхание, следим и слушаем».

5.Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.

«Несмотря на глухоту, мне нравилось учительство. Большую часть времени мы отдавали решению задач. Это лучше возбуждало мозги и самодеятельность и не так было для детей скучно». «Старался иметь добрые отношения с учениками и ученицами. В силу глухоты держался больше лекционного метода».

Писатель Виктор Шкловский вспоминал о педагоге Циолковском: «Он умел рассказывать детям так, что они как будто вместе с ним светлой стайкой, держась друг за друга, улетали к звездам».

Константин Эдуардович объясняет один из законов физики. Вдруг лицо его озаряется каким-то внутренним светом.

- А вы знаете, кто это открыл? Ньютон! - и сказал это с таким выражением, что все почувствовали глубочайшее уважение к Ньютону.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

«Дело я обыкновенно вел так. Объяснял урок примерно полчаса. Показывал опыты, причем часто исправлял сам приборы или отдавал их подправлять за свой счет. Затем я предлагал поднять руку тем учащимся, которые поняли мое объяснение. Обыкновенно несколько человек поднимали руку. Им я предлагал повторить мою лекцию. Их повторение мне казалось плохим, но учащиеся их понимали, и уже множество рук поднималось в знак усвоения урока. Отметки ставил щедро, и это не только не вредило, но даже способствовало работе и успеху учеников». Добрый Константин Эдуардович попробовал однажды ввести систему самооценок - спрашивал ученика, какой балл он сам бы поставил себе. Но эта практика не удалась, совесть не позволяла ребятам требовать высокую оценку, а на плохую добровольно соглашаться тоже не хотелось.

7.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

«Особенно памятен один урок по электричеству: мы все стали в круг, крепко держась за руки. К.Э. велел крепко - крепко держать руки и пропустил ток, мы все взвизгнули и рассыпались в разные стороны. К.Э. улыбнулся и сказал: «экие вы недружные» - и мы снова взялись за руки и сжимали руки друг другу что было сил. Но, конечно, опять все рассыпались! Учитель сказал нам, что сила электричества могущественна и неограниченна. Урок прошел очень занимательно и даже шумно …».

8. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

Большую часть времени мы отдавали решению задач. Это лучше возбуждало мозги и самодеятельность [учащихся] и не так было скучно для детей. С учениками старшего класса летом катались на моей большой лодке, купались и практиковались в геометрии. Я своими руками сделал две жестяных астролябии и другие приборы. … Я показывал, как снимать планы, определять величину и форму недоступных предметов и местностей».

11.Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Ученики его любили, и на уроках всегда, было тихо. Константин Эдуардович умело объяснял новый материал, его интересно было слушать, и он старался, чтобы в классе не было отстающих учеников. Если кто-нибудь не мог решить задачу, он дополнительно объяснял ее. Говорил всегда спокойно, не так громко, как обычно говорят люди, страдающие глухотой.

12.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

В начале века в женском епархиальном училище на уроках обязательно присутствовала классная дама, воспитательница, и надзирала за дисциплиной.… на уроках Циолковского, как и ученицы, была захвачена рассказами о науке.

14.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Девочка в новом платье, запинаясь, кое-как отвечает урок. Циолковский укоризненно подводит итоги: «Надела новое платье, платье шумит, а, сама ничего не знает. Ну, ничего, будет знать, будет знать».

15.Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

Своему предмету он умел придать живой характер и тем возбудить в нас интерес. Ученики слушали его внимательно и зада­вали самые разнообразные вопросы из области математики и астрономии.

16. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка.

С ноября 1918 по октябрь 1921 года Циолковский преподавал физику, математику, химию и астрономию в 6-й единой трудовой школе 2-й ступени. Вот что пишет об этом Т.Д. Матюк: «То было тяжелое голодное время, в классах было очень холодно. На уроках мы сидели в пальто, учиться было трудно. Но Константин Эдуардович умел интересно рассказывать, и слушая его, мы забывали обо всем остальном».

17. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка

Известна тяга Циолковского иллюстрировать свои объяснения. К примеру, в школе, говоря о движении планет, он расставлял детей по классу – «ты - солнце, а ты – земля» и заставляя их соответствующим образом двигаться. Много позже, уже в декабре 1934 года, он читал лекцию в одном колхозе. Об этом событии «Комсомольская правда» написала так: «Лектор долго и терпеливо кружил свою мохнатую шапку вокруг лампы, объясняя пытливым кол­хозникам фазы Луны».

18.Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Училище было закрытым учебным заведением для детей духовного сословия, в нем учились дочери сельских учителей, дьячков, дети богатых священников и дети-сироты, жившие в интернате при училище.

21. Уметь сотрудничать с другими педагогами в решении воспитательных задач.

К своим коллегам по работе Константин Эдуардович относился с уважением и никогда не отзывался о них плохо. Не любил он только на­чальницу училища К. В. Зайцеву, с ней он часто ссорился, она была недовольна его мягким отноше­нием к ученицам, считала, что, он завышает оценки.

Около 20 лет Циолковский работал в Калужском женском епархиальном училище, которое было средним учебным заведением духовного ведомства. … И только преподаватели, зарекомендовавшие себя способными и опытными педагогами с большим стажем, могли быть допущены в средние школы. «…. Только мой успех в школе и на экзаменах удерживал меня на месте».

22. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Как-то весной на уроке он что-то писал в журнале, вдруг посмотрел в окно и говорит: "Лед-то ведь треснул! Скоро река пойдет."- И эти простые слова, среди казенной атмосферы училища привели нас в самое лучшее настроение.

23. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Ученицы Калужского епархиального училища любили перед уроком приносить из учительской приборы, которые делал Константин Эдуардович. Однажды одна из добровольных помощниц ухитрилась разбить прибор и остолбенела, ожидая нотации. Подходит Циолковский - Разбила? Как же это? Толкнул ее кто-нибудь, что ли? Ну, ничего колпак-то мы купим, а вот эту вещь... Ведь это я сам делал, и для меня это трудновато. Ну, ничего, как-нибудь сделаем, не огорчай­тесь. Когда прибор был восстановлен и принесен в класс, Циолковский тепло сказал: - Ну вот, она разбила, а мы снова сделали. Теперь все в порядке.

24. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

В Калуге наиболее тесно педагогическая жизнь Циолковского была связана с епархиальным женским училищем, в котором он проработал 18 лет, с 1899 по 1917 год. Преподавать в училище ему нравилось, там был доброжелательный педагогический коллектив, хорошая дисциплина.

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности

  •  
    1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

«Уроки Константина Эдуардовича были самыми любимыми для меня потому, что он всегда ласково и мягко говорил с учащимися, не запугивал низкими отметками. Всегда у меня были четверки и пятерки по предметам, так как, не боясь его, я отвечала смело, не смущаясь» (М.С. Субботина).

  •  
    1. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

Ученица Циолковского Е.М. Любимова вспоминала: «При слабой успеваемости он принимал особый метод: он прикреплял к одной из лучших учениц отстающую и давал наказ повторять с нею зады, объяснить всё, что она не понимает, и подготовить к хорошему ответу… за хороший ответ подшефной ученицы он ставил хороший балл репетитору».

  •  
    1. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Из биографии Циолковского стало понятно, что он был очень добр к воспитанницам: «Помню, однажды одной слабой девице по ошибке я поставил пять, но не стал ее огорчать и не зачеркнул балл. Спрашиваю урок в другой раз. Отвечает на пять. Заметил, что дурные баллы уменьшают силы учащихся и вредны во всех отношениях». (М.С. Субботина).

  •  
    1. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках педагогического консилиума.

Основными предметами Циолковского были арифметика и геометрия. Кроме того, время от времени, за неимением других учителей, он вел черчение, рисование, чистописание, давал уроки истории и географии.

Циолковский преподавал математику и физику (в Калужском казенном реальном училище), хотя права на это не имел, так как был учителем уездных училищ. Однако за большие педагогические заслуги неофициально, на правах приходящего учителя, он все же был принят на работу. Кроме того, являясь учителем математики, он также не имел права преподавать физику, но и на это дирекция училища «закрыла глаза».

В 6-й трудовой школе учились мальчики из бывших духовных учебных заведений и из старших классов бывших высших начальных училищ. Циолковский преподавал математику, химию, астрономию, физику, заведовал физическим кабинетом.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

Г.Н. Зубова, бывшая ученица К.Э. Циолковского, подробно описывает, как Константин Эдуардович вел урок: «… Вызывает к доске ученицу. Если эта ученица не справляется с заданием, Константин Эдуардович вызывает более сильную. Первая не садится на место, а наблюдает за решением. Обычно сильная ученица решает один вопрос, а другой предлагается решить слабой. Константин Эдуардович употребляет все усилия, чтобы добиться от слабой ученицы сознательного усвоения материала. Отметки ставит обеим ученицам. Затем вызывает еще ученицу, она продолжает отвечать дальше. По домашнему заданию. Во время опроса у доски Константин Эдуардович постоянно спрашивал учениц с места добавить, продолжить или сделать вывод. Таким образом, каждая из нас в любую минуту ждала вопроса учителя. За урок учитель спрашивал многих учениц, отметки ставил трем-четырем. Контрольные работы Константин Эдуардович проводил раза два в четверть. Материал к контрольным работам закреплял очень хорошо, ничего нового, неизвестного в контрольной работе не давалось. Неудовлетворительных отметок по контрольным работам почти не было».

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

«Вызывая ученицу, Циолковский обыкновенно махал к себе рукой и говорил: «А ну-ка, вот вы, на последней парте, пожалуйте сюда». Случалось, что ему поневоле приходилось ставить ученицам плохие отметки, особенно если ответы давались в присутствии посторонних лиц. В этом случае Циолковский всячески старался ободрить неудачницу, обещая ей вскоре исправить отметку, и обычно в точности исполнял свое обещание» (В.Е. Воронцова).

9.Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Вот выходит к нему по вызову неуклюжая, нескладная, толстая девочка. Каждое ее движение, ко­мичные позы вызывают смех всего класса. Циолковский берет ее немедленно под свою защиту: - Вы что смеетесь? Смотрите, как она будет отвечать! Нечего смеяться, она лучше вас знает...

10.Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Потом он (К.Э. Циолковский) заговорил о том, что педагогическая работа тяжела... Ведь детей приходится не только учить, а воспитывать. … Далее он сказал, что всегда придер­живался того убеждения, что бить детей и кричать на них, когда они отвлекаются, не следует. Это только расшатывает их нервную систему, и без того слабенькую, еще не окрепшую... К детям надо относиться бережно. И всегда следить за методикой своей работы. Надо искать такие способы, чтобы возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, интерес к творчеству.

11.Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

В то время; когда в обучении чаще всего преобладали формализм, зубрежка, Константин Эдуардович придерживался убеждения, что надо стремиться к тому, чтобы избавить учащихся от механического способа обучения, что ни бить, ни кричать на детей нельзя. Надо «возбуждать внимание в детях, поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить!» Учитель часто заканчивал уроки словами: «Помните о своем рассудке и моих вопросах: зачем? почему? какая причина?»

12.Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Когда в 1921 году в стенах Губернского отдела народного образования обсуждались вопросы, связанные с принятием устрашающих мер в отношении подростков, не подчиняющихся правопорядку, Циолковский не мог поверить, что в отношении несовершеннолетних может быть применена смертная казнь. Она шла вразрез с его концепцией воспитания и образования, в основу которой он ставил свободу личности, с педагогикой ненасилия … Ученый писал тогда, что «страх наказания следует заменить голосом рассудка, разума, науки». Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру

  •  
    1. Учитель должен: уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения в математических и иных контекстах. Понимать рассуждение ученика. Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помогать учащемуся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении. Если это целесообразно, то помогать в улучшении рассуждения.

    2. Вот первое знакомство, когда новый учитель входит в класс: «Запомните, я буду при ответах урока всегда ставить перед вами вопросы: зачем, почему, какие причины тому или другому явлению?» Потом сказал: «Ну, желаю счастья вашему рассудку».

  •  
    1. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс.

    2. Казалось бы, как заинтересовать уроками физики девушек 14-15 лет, столь далеких от естественных наук? Циолковскому это удавалось опять-таки с помощью ярких физических опытов. Воспоминания девушки, помнившей Константина Эдуардовича по женскому училищу. Вот что она вспоминала: «Помню, как на опытах объяснял нам движение Земли вокруг своей оси и Солнца, смену времен года, дня и ночи. Он приносил в класс стеариновую свечу, черный деревянный шарик в реденькой сетке с ниткой. Вызывал двух учениц. Одной давал зажженную свечу - это Солнце, другой шарик - это Земля. Ученица-Земля ходила вокруг Солнца и одновременно крутила нитку, и шарик вращался вокруг себя и Солнца. Объясняя смену времен года, он на черном шарике ставил мелом точку и говорил: это Калуга. Точка стоит против свечи - Солнца - в Калуге лето. Шарик удаляется - в Калуге осень, зима, весна и снова лето. А мы, затаив дыхание, следим и слушаем».

    3. Организация деятельности учителя ребенка и группы детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

А.В. Добромыслова пишет: «Свои уроки Константин Эдуардович проводил по установленному порядку: спрашивал урок, задавал вопросы по пройденному материалу, а потом объяснял задание на дом. Он рассказывал всегда, увлекаясь, вдохновенно. После следовало повторение нового материала кем-либо из сильных учениц. Таким образом, Константин Эдуардович проверял, как понял класс его объяснение. Потом указывал страницы по учебнику. На этом урок заканчивался. Обыкновенно повторять выходила Оля Соколова. Она обладала отличными способностями к математике и быстро схватывала материал в изложении преподавателя. Посредничество сильной ученицы к классу имело большое значение. В часы подготовки Соколова всегда была налицо и могла повторить всему классу или тем, кто в этом нуждался, объяснение урока, данное учителем. Нам всегда казалось, что ее объяснение понятнее, хотя изложение задания преподавателем было не труднее».

  •  
    1. Формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства. Предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла. Поощрять выбор различных путей в решении задачи. (См. стр. 11-12, п. 8, 10, 12).

Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных ситуаций, описанных текстом. Поощрять инициативы учащихся по использованию математики.

«… А с каким удовольствием дети идут с учителем в огород или поле, весной, конечно, чтобы измерить площадь участка, определить расстояние между двумя недоступными предметами или измерить издалека высоту колокольни... При таких занятиях употребляется единственный, и то самодельный, инструмент — астролябия. Вместо вех при съемке планов в нужные точки становятся иногда сами ученики, а расстояние, за неимением цепи, проверяется шагами. Упражнения этого рода, несомненно, увлекательны и полезны, а на геометрию они приучают смотреть как на науку, пригодную к жизни...»

7.Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.

В отчете штатного смотрителя Калужского уездного училища П. Рождественского за 1898 год читаем: «...Учитель арифметики и геометрии г. Циолковский полный специалист своих предметов и преподает их с особым умением. Ясность, точность, определенность и наглядность – отличительные черты в изложении им уроков математики. Знания учеников по арифметике и геометрии весьма удовлетворительные...»

8.Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных (эксперимент) и общественных школьных курсах, данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ. Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные.

«… склеив из бумаги цилиндр и конус с равными основаниями и высотами и пересыпая песок из одного объема в другой, ученики убеждаются, что объем цилиндра в три раза больше объема конуса».9. Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, строя объемные модели вручную.

«Опыты показывались раза два в месяц, ибо на них не хватало времени. Более других нравились опыты с паром, воздухом и электричеством…. Зажженный водород у меня свистал и дудел на разные голоса. В пятом классе всегда показывал монгольфьер. Он летал по классу на ниточке, и я давал держать эту ниточку всем желающим. Большой летающий шар, особенно с легкой куклой, производил всеобщее оживление и радость. Склееный мною бумажный шар, весь в ранах и заплатах, служил более 15 лет». (К.Э. Циолковский).

10. Вести диалог с одним учащимся или с группой в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать правильность решения.

Смотритель Боровского училища Илья Любимов есть такие строки:«Уроки г. Циолковского всегда оставляют весьма приятное впечатление. Его приемы преподавания просты, наглядны и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во все время урока. Вследствие такого преподавания дети без особого труда и сознательно усваивают изучаемый предмет. Готовых правил и теорем учитель никогда не дает детям, а они сами с помощью учителя, посредством решения многих частных вопросов и задач, приходят к той или другой истине, к тому или другому положению...».11. Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Проводить различия между точным математическим доказательством и «очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением, вычислением. (См. стр. 11. п. 8).

12. Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого материала.

В одном из отчетов смотрителя Боровского училища Ильи Любимова есть такие строки:«На уроке геометрии, например, делают из бумаги разнообразные треугольники, берут каждый из них, отрезают от него углы, складывают их вместе на плоскости... и, поступив также с другими треугольниками, вполне убеждаются, что сумма углов во всяком треугольнике равна двум четвертям (180°)».13. Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики; профессионально использовать ее элементы.

Давая уроки арифметики и геометрии, учитель использовал придуманные и сделанные им самим пособия, которые помогали быстрее освоить новый материал и очень нравились детям. Например, когда на уроке геометрии изучали многогранники, Константин Эдуардович делал их из разноцветной бумаги, нанизывал на веревку, вешал “многогранные” бусы на шею и шел на уроки по улице, вызывая удивление прохожих.14. Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания. Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства предмета, как: о красоте (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и предшествующей информацией, o объяснении и предсказании реальности, o преодолении трудности, получении завершенного результата, o соревновательности с собой и другими учащимися.

Из воспоминаний А.Г. Сёмина в статье «Летатели-мечтатели»: «…Константин Эдуардович некоторое время сидел неподвижно, а затем попросил показать чертежи будущей модели дирижабля. Я протянул учёному большой деревянный циркуль, он стал делать им промеры и сейчас же указал мне на несоответствие между длиной модели и её диаметром. … Видя, что я рассматриваю его (карандаш), Константин Эдуардович заметил: «Удобен и не так крошится… Советую приобрести для ваших юных «летателей» - очень удобно чертить на фанере».

  1. Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от абсолютного уровня этого достижения. (См. стр. 8 п. 14).

  2. Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально. (См. стр. 14 п.6).

21.Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы одной задачи.

Из воспоминаний Р.И. Георгиевской: «Задание на дом Константин Эдуардович предварительно объяснял, делал необходимые зарисовки на классной доске и закреплял опытами. Если опрос учениц выявлял, что предыдущий материал усвоен плохо, то к объяснению нового не приступал».

Общепедагогическая компетентность учителя математики (и информатики):

  •  
    1.  
      1. Определение совместно с учащимся достигнутых результатов и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося и сообщение ему об этом.

В «Планах преподавания арифметики и геометрии на 1892/93 учебный год (в Калужском уездном училище) «Циолковский писал: «Замечу, что судить о познании класса лучше всего по ответам слабейших учеников. Таким образом, учитель не будет никогда иметь преувеличенного мнения об успехах своих клиентов, каковое преувеличенное мнение может сильно вредить делу преподавания».2. Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития.

Из воспоминаний Б.С. Блинова: «Позднее я ещё раз встретился Константином Эдуардовичем. Однажды у нас состоялась беседа на технические темы. …Константин Эдуардович … записал мою фамилию, имя и отчество и сказал:- Из тебя, Боря, может выйти со временем изобретатель.И добавил:-А если окончишь институт, то и пытливый инженер. Сейчас, спустя столько лет, я явственно помню все эти напутствия».

  •  
    1. Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

Из воспоминаний З.М. Казакова: «В том же 1924 году мне посчастливилось участвовать во 2-ом съезде ОДВФ, проходившем в Москве. Вернувшись, я сразу же побежал к Циолковскому, поделиться впечатлениями. Он внимательно меня выслушал и сказал:-Ну, ты, наверно, пойдёшь в большую авиацию!Он не ошибся».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К. Э. Циолковскийкакпедагогпрактиковал в основном математику, поэтому в исследованиях ориентировались личностные качества и профессиональные компетенции учителя математики. Из 54 компетенций, возможно, присущих учителям, современникам К.Э. Циолковскому, только по 6 компетенциям не найдена информация, касающаяся педагогической деятельности ученого. Одна из них – окончание высшего учебного заведения. Удивительно, но человек, имеющих 2 класса образования, обучал детей на высочайшем уровне! Что подтверждает поставленную в начале исследовательской работы гипотезу.

Результаты опроса учащихся выборочно 8-ых и 10-ых классов (110 респондентов, возраст 14-16 лет), указывают на то, что немногие из них знают биографию великого учёного, преподававшего в Калужскомепархиальном женском училище, в здании которого в настоящее время получают образование (См. таблицу 2). Это подтверждает актуальность изучения педагогической деятельности К.Э. Циолковского.

Какие предметы преподавал К.Э. Циолковский?

Предметы

 

Физика

68%

Химия

0%

Астрономия

0%

Арифметика

80%

Геометрия

92%

Черчение

0%

Космография

0%

Таблица 2

Благодаря сотрудникам Государственный архив Калужской области удалось найти характеристику К.Э. Циолковского, в которой председатель совета епархиального училища протоиерей Иоанн Протопопов 10 июля 1916 года сообщал директору народных училищ губернии: «…Константин Циолковский представляет собою исключительный экземпляр педагога. Одарённый от природы особыми способностями к изучению математических наук, он обнаружил свои выдающиеся математические познания во многих печатных своих сочинениях по математике, известных даже за границей. Вместе с учёностью в нём уживается редкая способность преподавать учащимся даже отвлечённые математические истины в простой, наглядной, общедоступной форме, что делает его уроки доступными и слабым ученицам. Как человек глубоко верующий и высоконравственный он своею личностью имеет благотворное влияние на учащихся…»

Интересно было узнать, что ежегодно, начиная с 1966 года, в Калуге проводятся научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Н.А. Гущина пишет, что К.Э. Циолковский всегда искал способ, как возбудить у учеников интерес к предмету, развить любознательность, творческие способности и фантазию, уважал личность и достоинство ребенка, отрицал насилие. Е.В. Архипцева отмечает, что новое в работе Циолковского — это его занятия с детьми вне стен школы. А.А. Астахова пишет, что Циолковский считал необходимым научить молодых людей быть гражданами своей страны, понимать «лучшее социальное устройство», способствовать процветанию родной страны. Н.И. Климова рассказывает, что Циолковский мечтал о школе, где созданы условия для свободного развития личности.Свои соображения по поводу образования и воспитания молодежи К.Э. Циолковский изложил в статьях: «Знание и его распространение» (1915 г.), «Какой тип школ желателен» (1918 г.), «Мысли о лучшем доступном устройстве человечества» (1918 г.) и других.

К. Э. Циолковский писал: «Берегите жизнь, дети, и вам останется впереди еще 60-70 лет работы, в течение которых вы можете, если захотите, достигнуть многого. … Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом и вы наверное достигнете успехов в стремлениях быть полезными людьми».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  •  
    1. Профессиональный стандарт педагога. - Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения 19.07.2017)

    2. Викисловарь. - Режим доступа:ru.wiktionary.org›wiki/(дата обращения 19.07.2017)

    3. Циолковский. Черты моей жизни. - Режим доступа:epizodsspace.airbase.ru (дата обращения 19.07.2017)
    4. В. Алексеева. К.Э.Циолковский: «Я был страстным учителем». - Режим доступа:

vevivi.ru›best/(дата обращения 19.07.2017)

  •  
    1. Связь научно-философских идей Н.Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и их педагогической деятельности. Преподавательская и библиотечная деятельность Н. Ф. Федорова.- Режим доступа:superinf.ru(дата обращения 19.07.2017)

    2. Преподавание. - Режим доступа:-krylatckrylatc.livejournal.com
    3. Журнал «Человек без границ» - Звездный мечтатель. - Режим доступа:bez-granic.ru(дата обращения 18.07.2017)
    4. Великий ученый и педагог, окончивший 2 класса начальной школы.- Режим доступа:

radetel.ru›rubric/education/(дата обращения 19.07.2017)

9.Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ / сост., предисл., подгот. текста и коммент. О.Д. Поповой. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 304 с.

10.Мир Культуры. Циолковский Константин Эдуардович- Режим доступа:mirkultura.ru(дата обращения 19.07.2017)

11.Е. Архипцева. Ученый и учитель милостью божьей.- Режим доступа:https://www.nkj.ru/archive/articles/11800/ (дата обращения 19.07.2017)

12.Моя жизнь (Циолковский Константин Эдуардович)- Режим доступа:http://bookre.org/reader(дата обращения 18.07.2017)

13.Становление Циолковского.- Режим доступа:moscowcosmos.narod.ru(дата обращения 18.07.2017)

14. Н.И.Климова. Проект школы К. Э. Циолковского как воплощение идей ненасильственной педагогики.- Режим доступа: readings.gmik.ru(дата обращения 19.07.2017)

15. О.Д.Попова. Особенности опубликованных воспоминаний о педагогической деятельности К. Э. Циолковского как источника по истории женских епархиальных училищ.- Режим доступа:readings.gmik.ru(дата обращения 19.07.2017)

16. Нина Мизюлина. Старый Боровск.- Режим доступа:borovskold.ru(дата обращения 19.07.2017)

17. Эссе «Портрет современного учителя»- Режим доступа:infourok.ru(дата обращения 19.07.2017)