IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИИ МЕСТА, НА КОТОРОМ НЫНЕ РАСПОЛОЖЕНА ХОТЬКОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО БАРСКОГО САДА
Громова М.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Актуальность темы исследования:Школа для учеников – это второй дом, потому что ребята проводят в ней половину своего времени. Но мало кто из школьников знает историю своей школы, в отличие от истории своей семьи. А откуда им узнать какую-либо информацию об этом, если в интернете по их запросу ничего не найдено? Так значит надо искать исторические факты в старинных книгах, в библиотеках, общаться со старожилами – а всё это так нравится школьникам, увлечённым духом первооткрывателей тайн истории.

Гипотеза:Знание истории своей школы будет способствовать росту чувства патриотизма обучающихся и гордости за своё учебное заведение.

Цель: Восстановить историю места, где сейчас расположена Хотьковская школа-интернат, и установить историко-краеведческий стенд «Дача Анисимова».

В соответствии с поставленной целью нами были решены следующие задачи:

  1. Восстановить максимально подробную историю территории школы;

  2. Расспросить старожилов о местонахождении бывшей усадьбы;

  3. Собрать старинные фотографии усадьбы;

  4. Реконструировать плодово-ягодный сад барина Михаила Анисимова на территории школы;

  5. Изготовить историко-краеведческий стенд;

  6. Торжественно открыть «Сад выпускников» и историко-краеведческий стенд перед проходной школы-интерната.

Дача Анисимова

Территория современной школы-интерната имеет свою интересную историю. Ещё несколько веков назад здесь шумел лес. С этой возвышенности открывается завораживающая взгляд панорама древней долины реки Вори. Внизу протекает сверкающая на солнце река в зарослях осоки и густого кустарника, а дальше за горбатыми полями можно увидеть деревни Мутовки и Быково. В конце ХIХ – начале ХХ века эта земля перешла по наследству Михаилу Анисимову – зятю владелицы Жучек Варвары Алексеевны Морозовой. Он выстроил здесь барский дом. Усадьба представляла собой красивое двухэтажное деревянное здание с высоким крыльцом и колоннами, с окнами, украшенными резными наличниками, рядом был разбит парк и сад. Со стороны шоссе усадьба была обнесена деревянной высокой оградой с каменными столбами и широкими въездными воротами.

Рис. 1. Общий вид барского дома Михаила Анисимова

После 1917 года на её территории располагались разные учреждения. В 1919 году была создана Хотьковская опытно-показательная школа, иначе ХоБЮН (Хотьковское бюро юных натуралистов). При ней был детский сад, который мог принять 50 детей – готовили ребят в первый класс, школа 1 ступени, где учился 101 ученик, и три группы школы крестьянской молодёжи. В школе было 5 агрономических кружков. Это учебное заведение давало своим воспитанникам, бывшим беспризорникам и детям бедняков, среднее и средне-специальное сельскохозяйственное образование.

Задача школы заключалась в том, чтобы на опыте своей работы выработать тип деревенской школы, которая вполне могла бы отвечать нуждам и потребностям современной деревни и была бы одним из основных опорных пунктов в её переустройстве.

Чтобы дать крестьянской молодёжи необходимые знания и навыки по сельскому хозяйству, в школе проводилось трудовое или производственное обучение в школьном совхозе: в поле, на огороде, скотном дворе. Школьный совхоз имел 4 десятины пахотной земли, около 8 десятин сенокосных угодий, 2 лошади, 3 коровы, 1 быка и 4 головы молодняка ярославского скота, 12 свиней крупной английской породы и метисов, пасеку в 5 ульев. Для проведения теоретического и практического обучения в школе был агроном и инструкторы по огородничеству и пчеловодству.

В этой школе была электростанция, которая вырабатывала электричество для освещений зданий школы и деревни Жучки. На ней был установлен нефтяной двигатель «Виктория» на 9 лошадиных сил и динамо-машина на 7 киловатт. Протяжённость сети достигала 6 километров. Ламп насчитывалось до 150 штук.

Позже это заведение было преобразовано в партийно-комсомольскую школу.

В 1943 году здесь был организован Загорский детский дом № 2 для детей, чьи родители погибли в Великую Отечественную Войну.

Рис. 2. Воспитанницы детдома Валя Котенкова, Нина Голосёнкова, Мира Лебедева, Вера Бурцева и Нина Хамайдова.

Рис. 3. Бурцева Вера воспитанница детдома.

Рис. 4. Дети детского дома с воспитателем. Валера Лекруа, Света Гусева, Коля Мясников, Марина Балыцкая, Галя Воробьёва и др.

Рис. 5. Вера Карандаева, Галя Егорова, Валентина Фокина воспитанница, Таня Мельникова 1965 год закончили 6 класс.

Рис. 6. Воспитанники детдома Сергей Астраханцев, Женя Кувшинков, Валя Клевцова, Таня Жданова, Света Рабинович, Соня Галямова, Нина Сахарова, Саша Панов и др.

Директором детдома был Николай Алексеевич Худяков.

Рис. 7. Первый директор детского дома Худяков Николай Алексеевич, жена Александра Сергеевна, сын Лёва и дочь.

Сейчас, к сожалению, ни от дома, ни от ограды ничего не сохранилось. Воспитанники детского дома учились в Жучках до 5 класса, а старшеклассники самостоятельно ходили в 1-ю школу, старое здание которой располагалось на месте парка «Покровский».

Барский дом был в полном порядке, имел два зала с очень высокими сводами.

Рис. 8. Барский дом Михаила Анисимова зимой.

Рис. 9. Школьная линейка.

Во всех помещениях стояли изразцовые печи.

Сотрудники жили во флигеле, в котором потом размещались склады. На 110 детей в возрасте от 7 до 17 лет было 6 воспитателей.

Сотрудники:

Рис. 11. Анна Семёновна Вербич, прачка, дочь Вербич Ольга, Райха Иминовна Хасанова, воспитатель.

Рис. 10. Александра Васильевна инструктор по труду, Нестерович Дмитрий Иосифович агроном, Надежда Петрова повар.

Детский дом имел подсобное хозяйство. Был скотный двор, держали шесть коров и трёх лошадей.

Рис. 12. Дом, в котором жила скотница Копытовская Полина Андреевна со своими детьми.

Рис. 13. Копытовская Полина Андреевна. В такой бочке возили воду на скотный двор.

Рис. 14. Сарай, где готовили корм для скота.

Рис. 15. Свинарник, коровник и стойло для лошадей. Лошадь Пилот.

В саду росли яблони, смородина, крыжовник, земляника, был огород. Летом детский дом переходил на положение трудового лагеря. Работала мастерская, в которой шили одежду и постельное бельё. Над детским домом шефствовал главный штаб ВВС.

Детский дом просуществовал до 1964 года. В 1964 году детей увезли в Константиновский детский дом.

Рис. 16. Фото проводов сирот в Константиновский детский дом.

Потом в здании детского дома располагалась вспомогательная школа. В 1966—1967 гг. барский дом Анисимова обветшал, был заброшен, признан аварийным и впоследствии снесён.

В 1967 году на территории усадьбы, рядом с барским домом, на месте бывшего футбольного стадиона началось строительство здания будущей детской колонии. В строительстве принимали участие студенты Московского физико-математического института. Но впоследствии строительство было приостановлено из-за жалоб жителей посёлка Академиков, не желавших такого соседства. В дальнейшем было решено закончить строительство и разместить в здании коррекционную школу для детей с проблемами речи. Поэтому строительство затянулось и продолжалось около 9 лет.

Свою работу школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи начала в ноябре 1976 года.

Рис. 17. Здание школы-интерната 1981 г.

Главным направлением в работе этого учреждения является коррекция и компенсация речевых дефектов, оздоровление и социальная адаптация воспитанников. С 1992 года школа работает в тесном сотрудничестве с научно-внедренческой лабораторией физиолого-здравоохранительных проблем образования доктора медицинских наук профессора В.Ф. Базарного.

Руководил подготовкой школы к приёму детей первый директор А.Н. Егоров. Директорами были: В.Н. Праслова, В.И. Федосеева, Н.А. Мичурин, около 20 лет школу возглавлял Ю.В. Егоров, с 2010 года директором школы-интерната является Ильин Сергей Михайлович.

Весной 2016 года учащиеся-выпускники под руководством учителя биологии Полюдченкова Игоря Павловича и учителя истории Королёвой Марии Васильевны осуществили историческую реконструкцию плодово-ягодного сада, который существовал раньше на приусадебном участке дачи Михаила Анисимова. С этой целью школьники посадили вишни, груши и яблони — 20 деревьев различных сортов.

Рис. 18. Посадка саженцев плодовых деревьев обучающимися выпускных классов.

Чтобы посадить 20 деревьев - пришлось немало потрудиться. Нужно и машину земли раскидать, и сажать всё строго по правилам, чтобы «саду цвесть». В посадке сада принимали участие Грошева Светлана Георгиевна (учитель русского языка и литературы), Полюдченков Павел Алексеевич (учитель информатики) и выпускники школы в количестве 14 человек: Бирюкова Ирина, Александров Дмитрий, Аникин Иван, Глухова Наталья, Бураков Александр, Ильин Максим, Заец Максим, Синицина Любовь, Усачёва Светлана, Щеглова Оксана, Лазарюк Дмитрий, Сиганьков Иван, Круглов Алексей, Кузьмин Семен. Посадили не за один заход. В течении целой недели на помощь к старшеклассникам приходили ребята со всей школы: Архипов Дмитрий, Бондаренко Илья, Гранчак Анастасия, Громова Мария, Замятин Егор, Логвины Серафим и Федор, Путинцев Александр, Мухин Максим, Решетников Роман, Сапега Сергей, Хаулькина Ирина, Шишкарёва Ксения и многие другие. Вот так дружно, всей школой, нам удалось посадить прекрасный плодово-ягодный сад Выпускников на месте барского сада Михаила Анисимова.

Когда мы увидели, что все деревья прижились, решили сделать табличку, чтобы все могли почитать, какие замечательные сорта у нас растут. Ведь 20 деревьев – это уже целый сад, который спустя уже несколько лет будет радовать учащихся и сотрудников школы вкусными яблоками, грушами и вишнями. Мы уже подсаживаем дальше. Посадили вдоль забора сливу, будем ещё сажать…

Заключение

Можно с уверенностью сказать, что мы восстановили здесь связь времён – работа удалась на славу. И теория, где главной была проработка исторического материала учащимися школы с преподавателями, и общение детей с жителями города в поисках старых фотографий. И такая замечательная практика, где потрудились выпускники, и которая будет продолжаться, ведь за садом нужен постоянный уход, и давать плоды он будет реально, и радовать следующие поколения учащихся и работников школы. И информационные плоды - теперь все смогут почитать про это место, ведь стенд стоит у входа в школу снаружи. Прочитать и осознать, что будущее творится трудом в настоящем с учётом того прекрасного, что было в прошлом. И это - радостный труд!

Береги и цени, Человек, свою Землю, помни свою историю.

Рис. 19. Выпускники на фоне реконструированного барского сада.

Рис. 20. Фотография с церемонии торжественного открытия сада Выпускников

Библиографический список

1). Любопытнов Ю.Н. Моё Хотьково. История Хотькова с древнейших времён до наших дней. Легенды и мифы Радонежья. – Сергиев Посад. РЕМАРКО. 2014. 304 стр.

2). Электронный ресурс http:www.hotkovo-internat.ru (дата обращения 21.10.17).

3). Электронный ресурс http://hotkraeved.ru (дата обращения 10.09.17).

4). Электронный ресурс http://наше-подмосковье.рф (дата обращения 27.09.17).