IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ К. Л. ХЕТАГУРОВА
Каргинова Э.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Ну, разве это не правда? Ведь смотреть на набухшие почки, на вальс деревьев при лёгком ветерке, смотреть на нежные лепестки цветов, дышать этим прекрасным воздухом, слышать шелест листьев, слышать пение птиц, видеть, любоваться этой цепью гор, наслаждаться лучом солнца, любить дождь, снег... Ну разве это не счастье?

Природа - это наше вдохновение, это счастье, чистота. А наша земля! Возьмешь горсть и отпускать не хочется, а только держать! Такое чувство, как будто энергия, позитив переполняют тебя. Идёшь и понимаешь, что перед этой красотой устоять невозможно! Уважать природу надо! Зачем кидать фантики, бутылки... Мы дети природы, мы — это природа! Природа — это мы!

Ещё Пришвин сказал, что «охранять природу - значит охранять родину!»

Ещё К.Г. Паустовский писал: «А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа. Её нужно беречь, как мы бережём саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Проблема взаимоотношений человека и природы стала «вечной» темой в русской литературе. А.П. Чехов говорил, что «вся энергия художника должна быть направлена на две силы: человек и природа».

Считаю, что актуальность выбранной мною темы ««Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная – Отечество мое». Коста Хетагуров. Тема единства человека и природы в творчестве К.Л. Хетагурова» очевидна.

Да, сегодня экологическая тема широко освещена в СМИ, бьют тревогу общественные организации, но этого недостаточно. Многие люди с малых лет живут с чувством неприязни ко всему живому. Нередко мы видим, как дети издеваются над котятами и щенками. К сожалению, мало людей обращают на это внимание. Такие дети вырастают и, зачастую, превращаются в браконьеров, в жестоких людей, просто в горе-туристов, оставляющих после себя горы мусора, людей, не любящих и не берегущих родную природу.

Хотя К.Л. Хетагуров писал свои произведения в 19 веке, он своим творчеством помогает нам понимать природу, любить её, наслаждаться вечно не увядающей красотой. Каждое его произведение делает нас немного добрее, милосерднее , учит состраданию, сопереживанию.

Выбор произведений этого автора не случаен. К.Л. Хетагуров – наш земляк, глубокий и тонкий писатель, патриот своей родины. В своих природоведческих произведениях автор открывает перед нами всё новые и новые уголки сложного мира природы. И, может быть, прочитав его произведения, мы посмотрим на нашу маленькую родину другими глазами, станем относиться ко всему живому более трепетно, задумаемся над тем, что мы делаем с природой.

Ведь человек, полюбивший маленькую речку, дерево, растущее у дома, горы, покрытые лесами и лугами, неугомонный птичий мир, не будет им вредить. «Природа – это любовь, а человек – это что из любви можно сделать»1

Цель своей работы вижу не только в том, чтобы ещё раз привлечь внимание к проблемам экологии, но и к проблемам нашей нравственности, «к великому труду души». А кто же лучше писателей, «инженеров человеческих душ», может поведать о вечной теме взаимоотношений человека и природы, о месте природы в нашей жизни, отразить боль и тревогу за судьбу нашего общего дома. Ведь в отношении к родному дому, к родной земле раскрывается духовная сущность человека. Уверена, что не только семья, школа, окружение, но и книга продолжат играть немаловажную роль в нравственном формировании личности.

Несомненно, прав И.С. Тургенев, утверждавший: «Человек не может не замечать природы, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он её сын…»2

Глава 1.

«Только живая природа рождает живую мысль».

С. Липин

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах имеют большое значение для людей. Общение с природой всесторонне влияет на человека, делает его мягче, добрее, будит в нём лучшие его качества.

Огромно и эстетическое значение природы. Она всегда была вдохновением искусства, источником великих творений во все времена существования человеческого общества.

Природа является первоисточником удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Вся жизнь человека теснейшим образом связана с ней. Окружающая природная среда, включающая в себя естественные ресурсы и природные условия, необходимые для существования человека, находится в постоянном взаимодействии с обществом на всех этапах его развития. В историческом аспекте формы и сферы этого взаимодействия характеризуются постоянным усложнением и расширением. В современном технически развитом обществе оно достигло таких масштабов и такого разнообразия, что выработанные ранее подходы охране отдельных естественных ресурсов оказываются уже малоэффективными.

Конечно, есть люди, которые не отделяют себя от природы, считая себя ее частью! Так и поэт и прозаик, писатель и художник Коста Леванович Хетагуров.

Следующего поколения с самых детских лет, озаряя его солнечным светом встречи с колдовской, потрясающей душу, глубоко народной хетагуровской поэзией, и уже не покидает до конца дней, открываясь всё более удивительными своими гранями и оттисками.

Традиция пейзажной живописи в русской литературе идет от древнейших времен. Непревзойденные образцы ее содержатся в бессмертном «слове о полку Игореве»; в литературе 18 века пейзажная живопись представлена в поэзии классицизма, где она выполняла функции аллегорий. Реалистическая литература 19 столетия принесла лаконичный и предельно точный пейзаж Пушкина, богатство красок лермонтовского, задушевную глубину тургеневского пейзажа.

К.Л. Хетагуров не просто «освоил и продолжил» эти традиции русской классической литературы, он внёс в пейзажную лирику своё, неповторимое хетагуровское.

Основой создания пейзажной живописи является глубочайшее понимание писателем нерасторжимой связи человека с окружающей его природой. По мнению поэта для человека природа - это судьба, дарующая хлеб насущный и радости жизни, или несущая горе, голод и бескормицу. У Хетагурова природные зарисовки часто даются сквозь призму народно - поэтических традиций. Но Хетагуров видел в природе не только источник вдохновения, но и ту неотъемлемую часть существования осетина-горца того времени. Этому было посвящено ряд публицистических работ писателя.

Глава 2.Биографическая справка о К.Л.Хетагурове.

Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял». Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно - идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось; в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдали от родного края, и теперь его потянуло на родину, языковой и культурной стихии.

Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по - настоящему проявить, свои разносторонние способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно - музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ». В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно-было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей «на бой за великое, честное дело» , а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терской области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому - либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, - не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирои фандыр ».В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф - генерал Караханов»

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провёл в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» - все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

Глава 3.»Нет ничего более изобретательного, чем природа».

Цицерон Марк Туллий

Нашему, выдающемуся, прославленному на всю Европу, Коста, удалось это доказать. Сейчас я могу даже это доказать. Например, я: простая ученица 9 класса «б», я никогда не увлекалась стихотворениями о природе. Проза - да, а вот стихи... Но погрузившись в творчество К.Л. Хетагурова, я поняла: Я ПОГРУЖАЮСЬ В МИР. Во все живое. Я не замечала столько красоты вокруг меня, как прекрасен наш край. На самом деле, для меня, мне кажется и не только, её открыл Коста Леванович Хетагуров.

Наша Осетия мала, но для нас, она безгранична. Высочайшие горы, чистейшие родники, зеленеющие леса, пестреющие цветы, щебечущие птицы...

Такое ощущение, что наша республика вобрала в себя красоту всей Вселенной. Стихотворение о каждом уголке, картина о каждом холме...

Вся совокупность патриотизма, родилась в нем, в нашем Коста.

Поэта вдохновляла искренняя и одухотворённая любовь к природе, родной земле, её истории и красоте. «Природа всю жизнь была его единственной и тайной собеседницей. Он оставался верен ей до конца, и она по-царски награждала его». 3

Тема природы достигает яркого звучания в стихотворение «Утёс».

Мрачного утёса только что коснулся

Первый луч восхода, весело, шутя...

И утёс холодный ожил, улыбнулся,

Запылал румянцем ярким, как дитя...

На челе высоком, зеленью обвитом,

Ландыш и азалья снежные цветут,

На порфире царской, вышитой фельзитом,

В золотых узорах блещет изумруд

Всё залито солнцем - лес, долина, горы...

Серебрятся реки... Беспредельна даль…

Воздух наполняет радостные хоры...

Чужды великану горе и печаль. *

Показалась туча из-за снежной цепи...

Почернели горы, багровел закат…

В синеву густую облачились степи...

Потрясал ущелье громовой раскат...

Застонали скалы, повалились ели...

Под ударом бури дрогнул великан...

Ландыши измяты, камни потускнели...

Хлынули потоки из глубоких ран...

Наступила полночь, тихая, немая...

В сон невозмутимый погружён утёс...

Только по ланитам, змейкою сбегал,

Падают беззвучно в бездну капли слёз.4

Стихотворение наполнено глубокими философскими наблюдениями и раздумьями поэта, чей голос исполнен высокой частотой искренности. Вместе с поэтом мы зорко вслушиваемся в шелест ландыша и всматриваемся в таинственную гармонию просыпающейся природы. Как узнаваемы чувства щемящей тоски, когда «ландыши из мяты камни потускнели». Но природа обновляется как сама жизнь «Мрачного утёса только что, коснулся первый луч восхода, весело, шутя... И утёс холодный ожил, улыбнулся, Запылал румянцем ярким, как дитя» Стихотворение полно глубокого символизма: жизнь вечна, и человек и природа образует единое не расторжимое целое. Хотя стихотворение заканчивается на минорной ноте «Только по ланитам, змейкою сбегал, Падают беззвучно в бездну капли слёз.» Богатейшая звукопись стиха позволяет сравнить раны утёса с глубиной человеческих ран: физических, а может быть душевных.

Лексическую ткань хетагуровского пейзажа обогащает использование антитезы «Запылал румянцем ярким, как дитя…», « Под ударом бури дрогнул великан...» Так и в жизни радость сменяется горем умиротворение тревогой. Автор умело сочетает прямые и метафорические обозначения деталей пейзажа «Почернели горы, багровел закат… В синеву густую облачились степи... Потрясал ущелье громовой раскат...»

Вживание в мир красоты природы в стихотворение Утёс приводит нас к глубокому постижению мира и себя, к эстетическому потрясению и нравственному очищению.

Природа для Хетагурова – не предмет пейзажных зарисовок, это другое название жизни пример душевных исканий, естественности и красоты, которое нужно перенести в искусство, приобщить к духовному миру человека. О потрясающей красоте пейзажей Хетагурова сказано много проникновенных слов. Особое восхищение вызывает стихотворение «Джуг - Тур». Джуг - Тур сравнивается поэтом с жемчугом, он так же величественен, как и кавказские горы. Чувство гордости и восторга переполняет душу от увиденной зимней глади. «Над ним лишь короной алмазной сверкает, в прозрачной лазури незыблемый Шат; У ног его в дымке Кавказ утопает, Чернеют утесы и реки шуршат...» Ряд метафор и сравнений помогает читателю ощутить благоговение перед монументальным горным пейзажем, перед чудом жизни, красотой природы. Проникнутся магией «торжественности» так волнующей душу… Видно, что у поэта был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Хетагурову живым, полным глубокого значения, все говорит с ним понятным сердцу языком. «И смутно, на эту картину взирая, познал он впервые любовь и печаль...»

Джуг-тур.5

Бестрепетно, гордо стоит на утесе

Джуг-тур круторогий в застывших снегах

И, весь индевея в трескучем морозе,

Как жемчуг, горит он в багровых лучах.

Над ним лишь короной алмазной сверкает

В прозрачной лазури незыблемый Шат;

У ног его в дымке Кавказ утопает,

Чернеют утесы и реки шуршат...

И луг зеленеет, и серна младая

Задумчиво смотрит в туманную даль...

И смутно, на эту картину взирая,

Познал он впервые любовь и печаль...

Феномен творчества Хетагурова заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно делает это в последний раз. Поэтому каждое произведение Хетагурова наполнено искренностью и какой-то щемящей тоской, которая была неизменной спутницей поэта.

Глава 5. Публицистика Коста Левановича Хетагурова

Не раз Коста вставал на защиту Родины, на защиту природы. Много вытерпел, много выстрадал, - под ударами врагов не раз и падал, - но никогда он не приостанавливал своей борьбы за счастье людей, за свободу своего народа. Статьи и отдельные высказывания о творчестве Коста Хетагурова появились ещё в дореволюционный период. В 20 - 30годы началось углубленное научное изучение его творческого наследия и общественно - политической деятельности. Немало публикаций он выпустил. Из-под пера Коста выходили публикации о проблемах природы. В одной из таких статей («Городские нимвроды») он писал: «Городские нимвроды, по-видимому, никак не могут дождаться того дня, с которого им разрешается по всем правилам искусства утолять свою жажду в крови. Иначе чем же объяснить то обстоятельство, что они, игнорируя закон об охоте, в настоящее время очень успешно истребляют запрещённую дичь? К сожалению, ещё ни один из этих нетерпеливых охотников не был привлечён к ответственности, как это наблюдается в Ростове и других городах. Виноваты, конечно, наши полевые сторожа (если они есть), что не могут изловить ни одного из нарушителей закона об охоте».

Также Коста ,немало писал о проблемах рационального использования залежей руд, цветных металлов в Садоне. Интересно и доходчиво пишет Коста о проблемах социально-экономического развития тогдашней Северной Осетии. Коста всегда был за природу. Из года в год продолжительные ливни, снеговые завалы, осыпи и т. д. приводят в горной полосе Кавказа и так очень опасные дороги, вернее - тропинки, в совершенную негодность для проезда и местами и для прохода. Понимая это, Коста призывает людей к помощи, у него в мыслях много идей по совершенствованию.

Одним из известных исследователей Кавказа того времени был военный топограф и альпинист А.В. Пастухов, покоритель Казбека и Эльбруса, организатор и участник экспедиций по многим высокогорным районам Кавказа. Материалы его научных изысканий послужили для Коста Хетагурова, познакомившегося с ним в Пятигорске, немалым подспорьем в его публичных лекциях.

Характерная особенность литературного творчества Коста - грамотно изложенные географические описания тех мест, о которых он упоминал в своих очерках и статьях. Так, при описании географического положения своей родины - Нарской котловины - он использует такие выражения, которым может позавидовать любой географ. Вот строки из этого описания: «... Границы этой площади следующие: с востока - гора Лиай-хох, с юго-востока - горы Техсай-цуп и Стыр-зайут, перевалы - Дзомагский и Бахфандаг...»

И далее, Коста продолжает описание Нарской котловины, особо останавливаясь на своеобразии ее растительности и на той роли, которую играло использование этого природного ресурса в быту и хозяйстве местных жителей.

Интересно и доходчиво пишет Коста Хетагуров и о проблемах социально-экономического развития тогдашней Северной Осетии. Заслуживают внимания его высказывания о необходимости рационального использования естественных природных богатств края, о роли трудового населения в этом важном и судьбоносном для тогдашних горцев Осетии вопросе.

Особое место в публицистике Коста Хетагурова занимал и анализ вопросов преподавания школьной географии. Он досконально изучает учебник географии М.Мостовского, который выдержал к тому времени в России восемь изданий, и подвергает справедливой критике многие его страницы, посвященные Кавказу.

Особое место в обучении школьников географии Коста Хетагуров отводил экскурсионной форме, на что, по его мнению, должны делать особый упор органы народного образования, составляя учебные программы преподавания этого предмета. Он рекомендовал, чтобы руководители школьных экскурсий детально знали свою тему, маршрут, объекты экскурсионного осмотра, чтобы могли делать выводы по всему увиденному и услышанному. Коста находил органическую связь между душевным состоянием человека и природой, глубоко чувствуя её дыхание, её запахи, цвета, звуки. Но он был и талантливым публицистом, знатоком и патриотом своего края, ярым защитником окружающей среды.

Заключение.

Поэзия, мысли, картины Коста Левановича связанны с природой. Любовь, нежность, мечты, ТВОРЧЕСТВО А слово было гибким инструментом в творчестве поэта. Слово, так глубоко проникшее в тайны природы, и так умело уловившее ее особенности.

Кому, как не осетинской молодежи, молодому, новому поколению Северной Осетии, были посвящены все самые лучшие, самые кровные строки Коста? Именно о ней, о молодежи своего народа, думал он, когда мечтал о счастье, о правде, о справедливости. Потому что он предвосхищал счастливое будущее своего народа и знал, что это счастливое будущее осуществит, воплотит в жизнь, поймет, разовьет, двинет вперед именно молодежь, которой будет все открыто, все пути жизни - учеба, творчество, любовь, слава, труд на благо всех людей.

И мы будем, как Коста, в борьбе, в труде, в преданности своему народу! Будем, как Коста, верны своему долгу и своему народу!

Список литературы

  1. В.Д.Пришвина. Наш дом. М.,1977, с.26

  2. И.С. Тургенев. Избранное. М., Современник, 1979, с 568

  3. А. Ахматова Записные книжки. М., 1978, С388

  4. Хетагуров К.Л. избранные сочинения, М., 1087,с 47

  5. Хетагуров К.Л. избранные сочинения, М., 1087,с 23

1 В.Д.Пришвина. Наш дом. М.,1977, с.26

2 И.С. Тургенев. Избранное. М., Современник, 1979, с 568

3 А. Ахматова Записные книжки. М., 1978, С388

4 Хетагуров К.Л. избранные сочинения , М., 1087,с 47

5 Хетагуров К.Л. избранные сочинения , М., 1087,с 23