IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ
Корнеев Р.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Мы с мамой собираем на прогулках понравившиеся камни, которые лежат под ногами. Нашли много интересных камней. Камни я собирал в городе Чернушка и в селе Тюй Чернушинского района Пермского края.

Цель исследования: изучить интересные камни, которые лежат на дорогах или встречаются на прогулках.

Задачи исследования:

1.Собрать интересные камни, которые встречаются на дорогах, на прогулках.

2.Познакомиться с информацией о камнях из литературы, из Интернета.

3. Определить название собранных камней.

4.Узнать, откуда были завезены камни.

5.Исследовать найденные камни.

6.Рассказать о камнях людям.

Средства и методы исследования: сбор камней, работа с литературой и Интернетом, наблюдение, опрос людей, анкетирование учащихся.

Объект исследования: собранные камни.

Предмет исследования: чем интересны найденные камни.

1. Информация о камнях

Я прочитал информацию о камнях в книгах и в Интернете. Узнал название собранных камней: галька, гравий, селенит, яшма, змеевик и другие камни.

1.Селенит - это волокнистая разновидность гипса, образуется по трещинам в различных осадочных горных породах. Некоторые разновидности селенита являются поделочными камнями – например: камни, окрашенные в оттенки желтого, оранжевого, розового и красного цветов. Без поделок из селенита не обходится ни один сувенирный магазин в Пермском крае. Использовать селенит в поделочных целях начали еще в 19 веке, когда на этот камень обратили внимание специалисты Императорской гранильной фабрики в Екатеринбурге. Тогда же появились и первые мастера резьбы по этому камню. Поделочный селенит в Пермском крае добывается и обрабатывается в Ординском районе, в окрестностях сёл Красный Ясыл, Павлово и Вторые Ключики. На данный момент карьерами отрабатываются месторождения "Федоровское" и "На Шуму" (Приложение 1-6).

2.Яшма (пёстрый или крапчатый камень) - горная порода, полудрагоценный поделочный камень. Наличие множества тонкораспыленных и неравномерно распределённых примесей обусловливает разнообразие и пестроту яшм. Яшмы бывают пятнистые, полосчатые и другие. Однотонные яшмы редки. Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале, в районе Миасса, Сибая и Орска (месторождение гора Полковник).

Яшмы получили многочисленные наименования в зависимости от расцветки, рисунка, месторождения или состава: агатовая яшма; египетская яшма («нильский кремень»); ленточная яшма; «кровавая яшма», пейзажная яшма (с ландшафтным рисунком); плазма (темно-зеленая, равномерно-тонкозернистая); празем (зеленая яшма или поделочный камень из группы кварца — зеленый сливной кварц); силекс (с бурыми и красными пятнами); ирнимит (синяя яшма, характерная черта – синие (голубые) прожилки и пятна в вишневой, оранжевой, серой яшмовидной породе) и другие (Приложение 10-12).

В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройств зрения и от засухи. Яшма особенно ценилась в Корее и Китае. В наше время это популярный материал для художественных камнерезных изделий, каменной мозаики. В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. Многие произведения камнерезного искусства того времени сейчас хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

3.Змеевик - уральское чудо. Окраска от тёмно-зелёных тонов до зеленовато-жёлтых с пятнами различных цветов, такая окраска придаёт змеевикам сходство со змеиной кожей. Разновидности змеевика:

Шабровский - насыщенно-зеленый с белыми полосами,

григорьевский - светлая разновидность,

малышевский или учалинский - светло-зелёный, имеет вкрапления слюды,

толигор- нефритоподобная разновидность,

благородный серпентинит - светло-зеленая разновидность с темными пятнами,

моховик - тёмно-зеленая с черными пятнами,

офит - темно-зеленая с однородной окраской.

благородный офит - слабо пропускающая солнечные лучи разновидность.

В качестве поделочного камня змеевик используется в Европе более 400 лет. В России художественные изделия и сувениры из этого камня изготавливают с 18 века. В конце 18 века этот камень чаще всего использовали для изготовления сервизов, которые использовались в дворцовом обиходе, различных ёмкостей для лекарств, как материал для отделки и при изготовлении интерьерных изделий.

В настоящее время широко известные уральские змеевики используются для облицовки фасадов зданий, для облицовки внутренних помещений, каминов, например: змеевик использовался для отделки станции метро “Щелковская” в Москве. А также змеевик используется в качестве поделочного камня для массового выпуска сувенирных изделий (шкатулки, подставки под телефоны и украшения, вазы, канделябры и т.д.) (Приложение 7-9).

Раньше считалось, что змеиный камень усиливает действие лекарств, поэтому лекарства держали в емкостях из змеевика (его также назвали аптечный камень), также благодаря схожести змеевика с кожей змеи люди верили в то, что змеевик защищает от укусов змей.

В России змеевик добывают на Урале. Причем на различных месторождениях змеевики внешне существенно отличаются. В Шабровском и Южно-Шабровском месторождениях, расположенных в Чкаловском районе в 20-25 км к югу от г.Екатеринбурга добывают шабровский змеевик (насыщенно зеленый с белыми полосами), который наиболее часто используется как облицовочный материал). Малышевский или учалинский змеевик имеет слюдяные вкрапления благодаря чему камень становится живым и играет на свету, его часто используют для изготовления сувениров.

4.Галька - самый распространенный декоративный и строительный материал (морская или речная галька). Ее используют не только в помещениях, но она отлично смотрится и на приусадебных участках в виде оформления бассейнов, клумб и т.д. Красиво, но не практично смотрится галька в виде выложенной дорожки, зимой она может быть скользкой, а летом горячей. В былые времена галька не считалась экзотическим строительным материалом, поэтому применялась по большей части для строения изгородей. В наше время груда камней из гальки может превратиться в красивое оформление сада. Прочность и долговечность гальки уникальна: этот камень подвергался под воздействию природных стихий, веками омывался морями, чтобы приобрести такую округлую форму. Галька весьма разнообразна по цвету, форме и размеру. По качеству влагоустойчивости - это незаменимый строительный элемент в строительстве помещений с высокой влажностью.

2.Исследовательская работа

Интерес к камням у меня появился давно, но сбором камней занимаюсь три года. Камни собирал в городе Чернушка около железной дороги (Горьковская железная дорога) и в селе Тюй Чернушинского района, вообще, подбираю на дорогах и полянках любые камни, которые мне понравились. Все собранные камни при исследовании я делю на три группы: по форме, цвету и исторической значимости. Исследования камней проводил дома с помощью различных луп (Приложение 21-22).

2.1.Форма камней

Самые интересные формы камней обнаружил на дорогах в селе Тюй. Разнообразные формы встречаются, в первую очередь, среди галек: у меня есть сердечко, шарик, картошка, плоские гальки (Приложение 13).

2.2.Цвет камней

При сборе камней я обнаружил красивые камни из полосатой разного цвета яшмы, зеленого с вкраплениями змеевика и светлый гравий с вкраплениями слюды, которые также нашел в селе Тюй (Приложение 14-15). Яшма и змеевик – это поделочные камни, из них можно изготовить красивые сувениры, различные изделия. Папа Антон Алексеевич сделал шкатулку из яшмы, а бабуля Любовь Александровна купила шкатулку из змеевика и слоника из яшмы. У мамы и бабули очень много украшений из натуральных камней, я нашел у них и яшму, и змеевик, и другие камни (Приложение 8, 11, 16-17).

В селе Тюй я насобирал вдоль дорог много селенита. Селенит тоже относится к поделочным камням. Моя мама Алена Анатольевна из селенита делает различные поделки, украшения: подвески, фигурки и т.д. (Приложение 6).

3.Историческая ценность

Три года назад мы с мамой нашли в городе Чернушка недалеко от железнодорожного вокзала гальку с окаменевшими червячками, также камень от горной породы, на которой четко виден окаменевший след улитки или червячка (Приложение 18 (1-6), 19.

Из энциклопедий и мультфильмов я узнал, что на Земле несколько раз были ледниковые периоды, во время которых погибали растения, животные и птицы. Они вмерзали в лед. В тоже время, найденные окаменевшие червячки могли попасть в ил, в болото и там сохраниться в таком виде. Изучая гальку с помощью лупы, я нашел в ней несколько червячков. Также это видно по фотографиям. Первоначально я думал, что это ходячие червячки, которые жили на Земле 300 тысяч лет назад, потому что они подходят по описаниям и по внешнему виду. Но потом я засомневался в этом. Считаю, что вывод об этой находке без консультации ученых сделать невозможно.

2.4.Анкетирование учащихся и опрос населения

Во время исследования я провел анкетирование учащихся своего 4 б класса гимназии и учащихся 5 и 6 классов Тюинской школы. Всего был проанкетирован 41 ученик. Мне хотелось узнать: собирает ли кто-то из ребят еще камни, чем они их привлекают. Оказалось, что многие мои одноклассники это делают, также собирают интересные и красивые камни, а Тюинские ребята меньше этим интересуются (Приложение 20). 24 одноклассника любят собирать интересные камни по форме и цвету, 6 - их коллекционируют, а среди Тюинских ребят только четверо увлекаются сбором камней.

Прежде, чем заниматься исследованием камней, я решил узнать: откуда привезли в Тюй эти камни. Сходил в администрацию Тюинского сельского поселения. Встретился с работниками поселения (главой Бурковым В.В., бухгалтерами Швецовой С.И., Поварницыной Т.И., Вотинцевой Л.Л.). Узнал от них, что камни на дорогу были завезены из деревни Капкан, Ермиевского и Бедряжинского карьеров Чернушинского района, а также из села Уинское Пермского края.

Во время исследования я встречался с работниками Чернушинской дистанции пути: с начальником производственно-технического отдела Моисеенко О.В. и технологом Брюховой З.И.. Они рассказали, что гравий, галька на железную дорогу были завезены из Челябинской области «Нерудной компанией «Бердяуш»».

Моя работа вызвала интерес у учеников 5 и 6 классов Тюинской школы, когда я им рассказал о своих собранных камнях. Также о своей коллекции я рассказал работникам Тюинского сельского поселения и продавцам магазина в селе Тюй (Приложение 23).

3.Заключение

3.1.Результаты и их анализ

При исследовании я получил следующие результаты:

1.Собрал много интересных камней на дорогах в селе Тюй, в городе Чернушка около железной дороги.

2.Познакомился с информацией о камнях из литературы и Интернета.

3. Научился определять название собранных камней.

4.Научился находить знакомые камни в поделках, сувенирах, украшениях.

5.Узнал информацию о том, что камни в село Тюй были завезены из деревни Капкан, Ермиевского и Бедряжинского карьеров Чернушинского района, из Уинского района, а на железную дорогу в Чернушку были завезены камни из Челябинской области «Нерудной компанией «Бердяуш»».

6.Провел анкетирование 41 учащегося.

7. Выступил со своей исследовательской работой перед учениками 5 и 6 классов Тюинской школы, а также перед своими одноклассниками.

8. Встречался с работниками Горьковской железной дороги, с работниками Тюинского поселения.

9. Рассказал о своих камнях работникам Тюинского сельского поселения и продавцам магазина села Тюй.

10.Попытался сопоставить найденные камни с изученной информацией. Сложнее всего было определить средний возраст гальки, в которой окаменели несколько червячков. Без ученых это сделать невозможно!

11. Не стал определять название видов яшм и змеевиков. Пока мне это сложно сделать.

3.2.Выводы

В ходе исследования я много узнал о камнях, изучал литературу, в которой была информация о камнях, смотрел информацию в Интернете, провел анкетирование одноклассников в гимназии, а также учащихся Тюинской школы из села Тюй, встретился с представителями Чернушинской дистанции пути, Тюинского сельского поселения, выступил перед учениками Тюинской школы и жителями села Тюй, исследовал найденные камни.

Своей главной находкой я считаю гальку, в которой окаменели несколько червячков.

Оказывается под нашими ногами мы можем обнаружить настоящее чудо!

Моя работа будет интересна любому человеку. Она поможет расширить знания об окружающей среде.

Тема моей исследовательской работы интересна, поэтому я продолжу работу в будущем в данном направлении. Надеюсь встретиться с геологами и археологами. Мечтаю побывать на экскурсии в музее камней, а также посетить в Санкт-Петербурге Эрмитаж.

4.Список литературы

1.Афонькин С.Ю.

Минералы и драгоценные камни

СПб.: «БКК», 2012.-96 с.

2. Энциклопедия. Наука

М.:, Росмэн,1995.-127с.

3.Ферсман А.Е.

Занимательная минералогия

Ленинград, Дополнительная литература, 1975.-238с.

4.Энциклопедия для детей: Т.3 (География)

Составитель С.Т. Исмаилова

М.: Аванта+, 1995. – 624 с.

5. Энциклопедия для детей: Т.4 (Геология)

Составитель С.Т. Исмаилова

М.: Аванта+, 1995. – 624 с.

6.https://sites.google.comwi kibitz.me/video

7.https://lru.wikipedia.org

8.winnie-the-pooh.ru

5.Приложение

  1. Селенитовые камни

2.Гипсовые скалы Пеньковой горы содержат большое количество селенитовых прослоек

3. Около выработок валяются куски селенита

4.Опытный карьер Денисовского месторождения

5.Куски селенита на Морозовом камне (у реки Ирень)

6.Селенит

7.Змеевик

8.Шкатулка из змеевика

9.Камень змеевик и шкатулка

10.Яшма

11. Изделия из яшмы

12. Яшма и изделия из яшмы

13.Гальки

14.Разные камни

15.Собранные камни

16. Изделия из натуральных камней

17. Окаменевшие черви (1-6)

18.Рисунок на камне

19. Моя коллекция

20. Результаты анкетирования учащихся

Вопрос

Количество одноклассников в гимназии

Количество учеников Тюинской школы

да

нет

да

нет

Собираете ли вы камни на прогулке, на дорогах?

24

4

4

9

Коллекционируют камни 6 одноклассников, причина сбора камней у ребят разная.

Почему вы собираете камни?

Количество одноклассников в гимназии

Количество учеников Тюинской школы

- интересно

15

3

- красивые камни

15

3

- необычные

5

 

- всякие

11

 

- полосатые

3

 

- красные

4

 

-зеленые

2

 

- черные

1

 

- гальки

7

 

- стеклянные

1

 

- белые

1

 

- мрамор

1

 

21.Работа с камнями

22. Исследование камней

23.Выступление в Тюинской школе