IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОЯ БАБУШКА – УЧИТЕЛЬ
Илюшина П.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

«Гордясь своими предками,

не лишай такой же возможности своих потомков…»

Цаль Меламед3

Можно в жизни всему научиться, Воплотить много новых идей, Но учителем нужно родиться, Чтобы жить на земле для детей.Н. Веденяпина4

Моя бабушка – учитель. Это её призвание. Любовь к детям она пронесла через всю жизнь. Она нашла дорогу на нелёгком жизненном пути, помогла найти дорогу в жизни своим детям, внукам.

Я горжусь своей бабушкой, которая работала в нашей школе и хочу рассказать о ней.

Цель исследования: изучить биографию ветерана нашей школы

Илюшиной Галины Васильевны

Задачи:

1.Собрать материалы, содержащие информацию о биографии

Илюшиной Галины Васильевны

2. Рассказать о жизненном пути и педагогическом опыте моей бабушки.

3.Провести беседу с родителями бывших учеников, коллегами.

4.Совместно составить памятку для современных учеников « Советы моей бабушки».

Предмет исследования:

фотографии и документы из школьного и семейного архива.

Объект исследования:

педагог – ветеран Илюшина Галина Васильевна

Методы исследования:

- изучение документов и фотографий из школьного и семейного архива;

- беседы с Илюшиной Г. В., с родителями бывших учеников, коллегами;

- анализ и обобщение.

Основная часть

  1. Детство и юность бабушки

Моя бабушка родилась в небольшом селе Гавриловка Фёдоровского района 10 июля 1954 года в большой и дружной семье.

У неё четыре сестры и два брата. Родители были очень трудолюбивые и прививали это качество своим детям.

Её отец – Крючко Василий Николаевич участник Великой Отечественной войны. Он прошёл всю войну и за боевые заслуги был награждён двумя боевыми орденами и многими медалями. О его храбрости и мужестве, проявленных в борьбе с фашистами, писали на страницах фронтовых газет. После войны он работал в совхозе, был лучшим пчёловодом района.

Мать – Мария Андреевна занималась воспитанием детей, вела домашнее хозяйство. Когда дети немного подросли, работала в совхозе. Несколько лет работала в детских ясельках няней. Будучи младшей школьницей, бабушка Галя приходила туда играть с малышами, читать им сказки. По её словам, тогда и зародился интерес к работе с детьми.

Детство в её памяти осталось, как самое счастливое и беззаботное

время. Часто она бегала на речку купаться, загорать и строить из песка и глины «дворцы и замки».

С нетерпением ждала, когда же, наконец, переступит порог школы. В школу ходила с большим желанием, ей очень нравилось учиться. Средняя школа, в которой она училась с пятого класса, находилась в шести километрах от дома. Приходилось добираться пешком и только осенью и весной на велосипедах.

  1. Педагогическая деятельность Илюшиной Г.В.

После окончания восьмого класса, Галина Васильевна поступила в Салаватское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов и старший пионервожатый. В 1973 году успешно закончила его (Приложение 4) и была направлена в Туймазинский район. Там была назначена старшей пионервожатой и учителем музыки в Николаевскую среднюю школу.(Приложение 5) С увлечением она окунулась в работу, которая не оставляла не одной свободной минуты. Пионерские сборы, костры, походы, множество интересных и увлекательных мероприятий организовывала она (Приложение 1).Пионеры чувствовали себя одной и дружной семьёй.

В Николаевке Галина Васильевна нашла свою судьбу – вышла замуж за моего дедушку – Илюшина Валерия Ивановича. Там же родились моя тётя-Наташа и мой папа – Женя.

В 1982 году бабушка с дедушкой переехали в посёлок Серафимовский. Им дали комнату в малосемейном общежитии. Места учителя начальных классов в школе не было. Бабушка проработала год воспитателем в общежитии, затем перевелась работать воспитателем в детский сад.

Только в 1985 году Галина Васильевна осуществила свою мечту. Она смогла устроиться учителем начальных классов в Серафимовской средней школе № 3.(Приложение 6,7,8)

Я решила взять небольшое интервью у бабушки и задала ей вопрос:

«Какова, по-твоему, главная задача учителя?»

-Учитель начальных классов должен научить детей читать, считать, решать задачи. Но главная задача - воспитать гражданина страны. Поэтому в первую очередь, я старалась привить детям чувство патриотизма, трудолюбия, честности, справедливости, уважения к старшим. Огромное значение в воспитании младших школьников имеет личный пример учителя, его отношение к происходящим событиям окружающим людям и, конечно же, к своим ученикам. Дети начальных классов очень чувствительны к мнению своего учителя. Мне очень хотелось, чтобы ребята чувствовали моё трепетное отношение к ним, искреннюю радость за их успехи, порой даже самые незначительные, хорошие поступки, совершённые ими. И наоборот, чувствовали, как я расстраивалась из-за нехороших поступков или недобросовестного отношения к учёбе.

Чтобы заинтересовать детей, Галина Васильевна старалась использовать разнообразные методы обучения, красочную наглядность, часто использовала задания в игровой форме. Логические способности учащихся развивались и на занятиях шахматного кружка, который она проводила на протяжении нескольких лет.

Бабушка Галя хорошо играет на баяне, поэтому она проводила кружок народной песни, где разучивали песни разных народов. Через народные песни прививалась любовь к своему народу, его традициям. Дети его очень полюбили.

Галина Васильевна принимала активное участие в общественной жизни школы: была членом профсоюзного комитета школы, участвовала в смотрах художественной самодеятельности, неоднократно участвовала в городских соревнованиям по шахматам и занимала призовые места.

Сейчас ученики Галины Васильевны уже давно окончили школу, многие из них получили высшее образование. Среди них есть люди разных профессий: учителя, врачи, юристы, инженеры. Моя бабушка уверена в том, что многие из них сохранили те качества, которые она старалась привить им: честность, добросовестное отношение к труду, неравнодушии.

В настоящее время в нашей школе работают учителя, знавшие Илюшину Галину Васильевну, и я захотела узнать: какой они её запомнили, и что заполнилось больше всего.

Учитель русского языка и литературы Дрёмина Татьяна Фёдоровна сказала: « С Галиной Васильевной я начала работать в Николаевской средней школе. В то время она была старшей пионервожатой и вела уроки музыки. Она творческий человек, отличный организатор. Пионерские сборы, линейки проходили на высоком уровне. Она заражала всех своей энергией. Все перемены дети бегали к ней в пионерскую комнату. Когда работала в Серафимовской школе № 3 вместе ездили в Ленинград. В поездках очень надёжный и ответственный человек, в любой трудной ситуации она может найти выход: успокоит и детей, и коллег».(Приложение 10)

Учитель физики и математики Уматбаева Забира Сайдыровна : « Галина Васильевна учила моих сыновей Ильдара и Ильгиза. В их классе были в основном мальчики. Галина Васильевна сумела организовать их, она проводила кружок хорового пения и каждое родительское собрание с детьми показывала небольшой концерт». (Приложение 9)

Учитель русского языка и литературы Еникеева Гузель Вильмеровна: «Галина Васильевна была хорошим учителем - умным и требовательным. Её уважали ученики и учителя. Её выпускники отличались хорошими знаниями, были дисциплинированными. Галина Васильевна вела шахматный кружок и все её ученики играли в шахматы и хорошо знали математику.» (Приложение 10)

Ученица Илюшиной Галины Васильевны Минкаева Екатерина выпускница Башкирского Аграрного университета факультета экономики сказала: «Галина Васильевна – моя первая учительница. Она была добрая, требовательная, справедливая. Она нас всему учила. Все уроки были очень интересными. Особенно нравился урок математики. С первого класса старалась развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку. Благодаря этому мне в старших классах математика давалась легко. Я очень благодарна Галине Васильевне».

У бабушки много Почётных грамот за добросовестное отношение к обучению и воспитанию молодого поколения. (Приложение 1,2) В 1997 году Галина Васильевна была награждена значком «Отличник образования Республики Башкортостан». (Приложение 3)

За свой многолетний и плодотворный труд в 2012 году моя бабушка была награждена медалью «Ветеран труда». (Приложение 3) Но самая большая награда – это благодарность учеников и их родителей.

3. Моя бабушка

В настоящее время бабушка Галя находится на заслуженном отдыхе. Она вырастила и воспитала двоих детей. У них свои семьи, работа, дети. Дочь – Наталья Валерьевна живёт в Уфе, её дочь Настя – студентка БГУ. Мой папа – Евгений Валерьевич – нефтяник, мы живём в Серафимовском. Он – мастер на все руки. Что касается ремонта, строительства он умеет всё и во всём помогает бабушке. А бабушка, когда бывает нужно, помогает маме заботиться о моих младших братишках.

У бабушки с дедушкой свой большой дом, и она с удовольствием занимается огородом и домашним хозяйством. Летом и осенью собирает ягоды и грибы, зимой занимается вязанием. Всегда с интересом смотрит телепередачи, которые отражают актуальные темы жизни общества: политику, экономику, социальную жизнь.

К нашему приезду бабушка всегда печёт вкусные пироги и блины, варит любимый украинский борщ. В свободное время бабушка с дедушкой играют в шахматы. В подвале дома они оборудовали спортзал и установили настольный теннис, в который с удовольствием играют сами и учат меня и моих братишек. (Приложение 12) В магазины, которые находятся в 2-3 километра от их дома, бабушка и дедушка ходят пешком.

Я всегда удивляюсь: сколько у бабушки добра, энергии. Я очень хочу быть похожей на неё и попросила дать советы мне и моим одноклассникам, из которых мы вместе с бабушкой составили небольшую памятку. (Приложение 13)

Заключение

Выполняя свою исследовательскую работу, я решила все поставленные перед собой задачи: собрала материалы, содержащие информацию о биографии моей бабушки, рассказала о жизненном пути и педагогическом опыте, провела беседу с коллегами, родителями бывших учеников, учениками, совместно с ней составила памятку «Советы моей бабушки».

Работая над темой, я получила много нужного и полезного для себя.

Я сделала вывод, что любовь к детям, справедливое отношение к ним, личный пример учителя – вот главные качества учителя. Все эти качества есть в моей бабушке. В дальнейшем вместе с бабушкой мы планируем составить родословную моей семьи.

Их много — Курносых, несхожих, Влетающих в школу гурьбой. И с ними непросто. И все же Душе его дорог — любой. Он вел ихПо лесенке знаний, Страной научил дорожить, И видеть сквозь даль расстояний, И с умницей-книгой дружить... Пусть кто-то строителем станет, А кто-то хозяином рек, Но верится сердцу: Поставит Пятерку им завтрашний век. И, взрослыми став, через годы Ребята добром помянутИ строгость его, и заботы, — Нелегкий учительский труд.

Б. Гайкович 2

Список использованных источников и литературы

1.Документы и фотографии из семейного архива.

2.Детский сайт «Пустунчик». Ссылка http://pustunchik.ua-school/literature/virsh-pro-vchytelia

3. Сайт «InPearls». Ссылка http://www.inpearls.ru/

4. Сайт «LiveLib». Ссылка http://livelib.ru//author/535778-n-vedenyapina

Приложение 1

Почётные грамоты старшей пионервожатой

Крючко Галины Васильевны

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Почётные грамоты учителя начальных классов

Серафимовской школы №3 Илюшиной Галины Васильевны

 

 

 

Приложение 3

Удостоверение ветерана труда

Удостоверение о награждении значком «Отличник образования Республики Башкортостан».

Приложение 4

Студенческие годы

Приложение 5

Старшая пионервожатая Николаевской средней школы

Приложение 6

Первые выпуски в Серафимовской школе №3

Приложение 7

Третий и четвёртый выпуски Галины Васильевны

Приложение 8

Последний класс Илюшиной Галины Васильевны

Приложение 9

Интервью с учителем физики Уматбаевой Забирой Сайдыровной

Приложение 10

Интервью с учителями русского языка и литературы

Дрёминой Татьяной Фёдоровной

Еникеевой Гузель Вильмеровной

Приложение 11

Моя любимая бабушка

Приложение 12

Играем в настольный теннис

Приложение 13

Памятка «Советы моей бабушки».

1.Хорошо учитесь – это ваш главный труд. Ведь всё прекрасное, что есть в нашей стране создано руками человека. И чтобы сделать нашу страну богаче и краше, вы должны вырасти умными и трудолюбивыми.

2.Будьте добрыми, уважайте старших, не обижайте младших. Относитесь к другим людям так, как хотели бы вы, чтобы они относились к вам.

3.Берегите и укрепляйте здоровье с детства. Занимайтесь физкультурой, спортом, посильным физическим трудом.

4.Будьте честными и правдивыми в своих поступках, и тогда вас будут уважать, ценить и гордиться вами.

5. Бережно относитесь к природе, окружающему миру, старайтесь сделать его лучше.