IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СИДОРОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Мошкова К.А., Буслаева А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Последние научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более.

Современный мир быстро изменяется, усложняется и к этому человек должен быстро адаптироваться. Это может сделать только физически здоровый человек. Человек в 21 веке должен обладать многими качествами, в числе которых лидерство, организаторские, волевые и коммуникативные способности. Все они в дальнейшем помогут школьнику стать личностью, обрести облик современного человека и достичь поставленных перед собой целей и задач, преодолевая трудности, решать проблемы, найти своё место в жизни. В формировании этих качеств выступают многие факторы, и в том числе занятия физкультурой и спортом.

Тема нашей исследовательской работы является актуальной темой нашего времени. Мы хотим показать, важность для обучающихся ведения здорового образа жизни и выяснить роль занятий спортом в жизни сидоровских школьников.

В школьном возрасте большую роль в формировании здоровья, здорового образа жизни играют занятия физической культурой. И роль учителя физкультуры в этом наиглавнейшая. Его авторитет, вера в победу вселяет уверенность и в его учеников. А регулярные занятия физкультурой и спортом помогают добиваться побед.

Цель работы: мы хотим доказать, что любая малочисленная школа может соперничать с крупными школами района, побеждать их в спортивной борьбе, если уделять в школе больше внимания занятиям физической культурой и спортом.

Для решения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить смысл понятий «физическая культура» и «спорт».

  2. Изучить теоретический материал по теме «Роль занятий физической культурой и спортом в формировании современных качеств личности школьника».

  3. Проанализировать сводные ведомости «Спартакиады школьников Колыванского района» с 2007 года и выяснить результативность участия в ней учеников нашей школы.

  4. Определить путем анкетирования отношение учеников школы к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой.

  5. Проследить посещаемость спортивных секций учениками нашей школы с 1999 года, анализируя классные журналы.

Выбор темы обусловлен актуальностью и новизной исследования. Новизна данного исследования заключается в том, что подобного комплексного анализа результативности участия в Спартакиаде Колыванского района еще не проводилось.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-популярной литературы.

  2. Анализ классных журналов, ведомостей «Спартакиады школьников Колыванского района».

  3. Анкетирование.

  4. Обобщение результатов исследования.

Основная часть

Глава 1. Что такое физическая культура личности и спорт?

Из Большой энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мы узнали, что термин «физическая культура» появился в конце 19 века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашёл широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России этот термин появился в начале 20 века и прочно вошёл в научный и практический лексикон. Физическая культура - это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основные элементы физкультуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Спорт (англ., сокращение от первоначального англ. disport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт - составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.

Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие. В чем же разница между физкультурой и спортом? Можно сказать, что физическая культура — это вид физической деятельности человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, развитие физических и психологических способностей человека. Физкультура носит индивидуальный характер, так как отсутствует состязательная сторона между двумя и более особами. Она играет важную роль в формировании здорового образа жизни человека и его социальной адаптации.

Физкультура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием научно-технического прогресса человечество становится физически менее активным. Основную работу за человека делает «машина», «робот». В настоящее время, как у пожилых, так и у молодых людей наблюдается недостаток двигательных и физических нагрузок, что приводит к замедлению обмена веществ и снижению активности клеток человеческого организма. В результате — у людей слабая физическая выносливость и набор лишнего веса. Решить эти проблемы можно при помощи физкультуры и спорта.

Глава 2. Роль занятий физкультурой и спортом в формировании качеств личности школьников.

Благополучно жить в современном мире – сложном, динамичном, быстро меняющемся - значит быть человеком, способным вписаться в этот своеобразный ритм. Одним из основных качеств, способствующих этому процессу, являются лидерские способности. И чем раньше современный человек начнет развивать в себе такие качества, как активность, творчество, уверенность в себе и в своих силах, выносливость, решительность, оптимистичность, тем более гладко произойдет его включение в современное общество.

Среди факторов, которые могут оказывать влияние на формирование и развитие лидерских способностей можно назвать такие, как: особенности семейного воспитания, специфика деятельности, в которую включен человек, специфика среды его общения, особенности его досуга, а так же, на наш взгляд, занятия в различных спортивных секциях.

Школьный период очень важный в жизни человека. Потому что в это время в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с противоположным полом. От того, к чему ученик будет подготовлен в школе, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.

В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Спорт наряду с живописью, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее. Поэтому спорт для человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

Каждый человек частица коллектива. Он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Эта оценка основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности.

В формировании у учеников нашей школы волевых, нравственно-эстетических и лидерских качеств немалую роль играет наш учитель физкультуры Пахомов Сергей Степанович, учитель высшей квалификационной категории. В нашей школе он работает с 1985 года.

Сергей Степанович зажигает всех своей энергетикой, придумывает различные идеи, проводит интересные мероприятия, которые связаны с воспитанием и оздоровлением молодого поколения. По словам Сергея Степановича, он ставит перед собой такие задачи физического воспитания, «как укрепление здоровья, повышение работоспособности, воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, развитие волевых качеств личности, творческих способностей учащихся и привитие им здорового образа жизни». По мнению учеников школы, на своих уроках Сергей Степанович развивает физическую выносливость, дух спортивного соперничества. Он пропагандирует красоту спорта, здоровье и силу, учит быть стойкими в достижении поставленной цели

Глава 3.Физическая культура и спорт в жизни учеников Сидоровской школы.

3.1. Отношение учеников школы к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

Общаясь со сверстниками можно смело утверждать, что для большинства учащихся самым интересным является урок физической культуры. И не потому, что на этом уроке вроде бы не надо думать – играй себе в мяч, а потому, что только здесь, в спортивном зале, в честном соперничестве можно победить одноклассника в одном из видов физических упражнений или, что ещё почётнее, преодолеть свою физическую и моральную слабость. И это на виду всего класса. Чтобы убедиться в этом нами было проведение анкетирование учеников нашей школы. Всех учащихся мы разделили на две группы: первая - ученики начальных классов, вторая - средних и старших классов.

Ученикам начальной школы было предложено 7 вопросов (приложение 1). В результате мы выяснили, что 98% учащихся любят уроки физкультуры. Нравятся они им за то, что ребятам интересно на уроке (34%), потому что любят бегать (12%), прыгать, играть (28%) и заниматься физическими упражнениями (12%) (приложение 2). Большинство учеников (98%) хотели бы в средних классах посещать спортивные секции. Все ученики начальных классов отрицательно относятся к алкоголю и курению и не хотели бы дружить с товарищами, которые курят или пьют. Всем им очень нравится учитель физкультуры.

Ученикам средней и старшей школы в анкете было предложено 11 вопросов (приложение 3). По результатам мы узнали, что у всех учеников основной и старшей школы высокий интерес к физкультуре (100%). Они понимают, что такое здоровый образ жизни, но, несмотря на это 42% учеников 9 класса курят, хотя прекрасно понимают, к чему ведет нездоровый образ жизни. В 5-9 классах мальчики в основном хотят развить силу, ловкость (55%), освоить спортивные игры (21%) и им интересно на уроке (100%). Большинство девушек еще отметили, что хотят иметь красивую фигуру, красивую походку, гибкость (79%), быть физически развитой (10%) и им очень нравится на уроке (приложение 4). Ученики старших классов ставят на первое место подготовку к вступлению в новую жизнь. Кроме этого ученики старших классов большую роль отводят учителю на уроке. Его поведение на уроке, его настроении, подготовку к уроку, знание предмета, эмоциональное ведение урока, сопереживание с учащимися в тот момент, когда у ребят не получается то или иное упражнение. И интерес к уроку им привил учитель физкультуры – Пахомов Сергей Степанович.

3.2. Посещаемость спортивных секций учениками школы с 1999года по 2015 год.

Чтобы добиваться результатов в спорте, нужны регулярные тренировки, а значит необходимо посещать во внеурочное время спортивные секции. Мы решили выяснить, какие спортивные секции работали в нашем селе с 1999года. Для этого мы проанализировали страницу «Сведения о занятиях во внеурочное время» в классных журналах. И узнали, что за изучаемое время ученики нашей школы посещали секции «Легкая атлетика» и «Баскетбол», которые работали на базе Колыванской ДЮСШ. Наибольшим интересом у ребят пользовалась секция «Легкая атлетика». Она работала весь изучаемый период. Секция «баскетбола» работала с1999 года по 2004 год. Анализируя собранные данные, мы составили график «Посещаемость учениками Сидоровской школы секций «легкая атлетика» и «баскетбол» (приложение 5). Анализируя его, мы узнали, что с 1999 года по 2004 год секцию «легкая атлетика» посещали 20%-40% учеников школы, начиная с 2005 года резко возросла посещаемость этой секции, и она составляла от 55% (в 2005 году), до 75% (в 2011году).

Мы захотели узнать – почему? И выяснили, что у этих ребят родители, когда были учениками нашей школы, тоже с удовольствием занимались спортом. И поэтому они, возможно, посоветовали ребятам заниматься спортом, посещать секции.

Таким образом, за изучаемый период средний показатель посещаемости секции «легкая атлетика» составил 50% (т.е. половина учеников нашей школы ежегодно посещают эту секцию) и 15% - секцию «баскетбола». Это значит, наши ученики понимают важность занятий спортом для человека. Они заботятся о своем здоровье, а значит о своем будущем.

3.3. Результаты участия обучающихся Сидоровской школы в «Спартакиаде школьников Колыванского района».

Для того, чтобы выяснить результативность участия учеников нашей школы в «Спартакиаде школьников Колыванского района», мы обратились за помощью в ДЮСШ. Завуч этой школы Лаптева Е.В. предоставила нам сводные таблицы с итогами соревнований с 2007 года.

Анализируя результаты «Спартакиады школьников Колыванского района», мы выяснили, что профилирующим видом спорта у нас является легкая атлетика. Это объясняется тем, что у нас работает филиал ДЮСШ с секцией «Легкая атлетика». В процессе тренировок учащиеся занимаются дополнительно игровыми видами спорта «баскетбол», «волейбол». А весной добавляется еще «русская лапта». Этим и объясняется выбор видов спорта в Спартакиаде, по которым мы принимаем участие.

А теперь проанализируем результативность участия учеников нашей школы в Спартакиаде. Первым вначале учебного года проходит «Первенство района по кроссу» (приложение 6). Из 13 школ района, участвующих постоянно, мы занимаем с 2011 года (четыре года подряд) первое и второе места.

Следующей дисциплиной является баскетбол. Наша школа выставляет ежегодно на соревнования три команды девушек (средней, младшей и старшей групп) и одну команду юношей (приложение 7). Анализируя таблицу приложения «Первенство района по баскетболу» мы видим, что команда девушек младшей возрастной группы на протяжении последних пяти лет никому не уступает первого места. Девушки средней возрастной группы с 2013 года - чемпионки района. И такие великолепные результаты являются итогом постоянных тренировок, долгих, тяжелых.

Третьей дисциплиной является волейбол (приложение 8). Наша школа выставляет ежегодно две команды девушек средней и старшей возрастных групп. С 2007 года девушки старшей возрастной группы выступают стабильно: они занимают первые места (кроме 2007 и 2011года). Девушки средней возрастной группы последние два года (2012-2013 и 2013-2014) – лидеры.

Четвертой дисциплиной Спартакиады для нашей школы является русская лапта (приложение 9). За семь изучаемых лет наша школа была бесспорным лидером в этом виде спорта. Команда девушек на протяжении 6 лет была чемпионом района, команда юношей – занимала традиционно 1 и 2 места.

Пятой дисциплиной Спартакиады является первенство района по легкой атлетике. Эти соревнования проходят весной (приложение 10). По их итогам наша школа на протяжении исследуемых семи лет занимает 3-4 места из тринадцати школ района.

И заключительной дисциплиной является весенний районный кросс (приложение 11). По ее итогам за семь наблюдаемых лет наша школа четыре раза становилась чемпионами, два раза занимала 2 место и один раз – третье.

Таким образом, изучив результаты Спартакиады школьников Колыванского района, наша школа с 2010года стабильно занимает третье – четвертое место среди тринадцати школ Колыванского района (приложение 12). И, конечно же, у ребят нашей школы есть мечта занять первое или второе место в Спартакиаде школьников.

Заключения

В ходе анализа изученной литературы и результатов проведенных исследований мы пришли к следующим выводам.

  1. Роль занятий физкультурой и спортом велика в формировании лидерских, организаторских и коммуникативных качеств подрастающего поколения.

  2. В формировании у учеников нашей школы волевых, нравственно-эстетических, лидерских качеств немалую роль играет учитель физкультуры Пахомов Сергей Степанович.

  3. Ученики нашей школы с 1999 по 2014 год посещали секции «Легкая атлетика» и «Баскетбол», которые работали на базе ДЮСШ. Наибольшим интересом у ребят пользовалась секция «Легкая атлетика», которую ежегодно посещали половина учеников нашей школы.

  4. У большинства учащихся школы самым любимым является урок физической культуры.

  5. В результате опроса мы выяснили, что ученики нашей школы, занимаются спортом, потому что хотят быть физически развитыми, сильными и ловкими.

  6. Анализируя результаты «Спартакиады школьников Колыванского района», мы выяснили, что профилирующим видом спорта в нашей школе является легкая атлетика.

  7. По результатам Спартакиады школьников Колыванского района, наша школа с 2010года стабильно занимает третье – четвертое место среди тринадцати школ Колыванского района. А это еще раз подтверждает, что количество учеников в школе не главное для победы. Просто нужен учитель, который будет долго и кропотливо готовить нас, сопереживать и внушать нам – ученикам веру в победу.

Чтобы сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия нужно просто заниматься физической культурой и спортом. Ведь занятия физическими упражнениями доступны каждому человеку и не требуют особых материальных затрат, но являются эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие либо заболевания.

В заключение мы бы хотели привести слова Платона и Горация.

«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!» (Гораций). «Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой». (Платон)

Как вы видите еще в древности, мудрецы понимали, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Список литературы

  1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности, - М.: Мир, 1992г.

  2. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» на DVD, ООО «Кирилл и Мефодий», 2008г.

  3. Биркина Е.Н. Энциклопедия спорта, - РИПОЛ КЛАССИК, 2002г.

  4. Голощалов Б.Р. История физической культуры и спорта, - М., АСАДЕМА, 2001 г.

  5. Лях В.И. Мой друг – физкультура, - М, Просвещение, 2002г.

  6. Сводные ведомости «Спартакиады школьников Колыванского района с 2007 года по 2014 год.

  7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004г.

  8. http://www.fisio.ru/ fisioinlife.htm

Приложение 1

Анкета для учащихся начальной школы

1. Любишь ли ты физическую культуру в школе?

Да.

Нет

2. Если любишь физкультуру, то напиши почему?

А) Интересно на уроке.

Б) Люблю играть.

В) Люблю заниматься физическими упражнениями.

Г) Люблю бегать.

Д) Люблю усталость после урока.

Е) Хочу, что бы у меня было красивое телосложение.

Ж) Считаю, что физкультура влияет на умственные способности.

З) Хочу быть физически развитым.

3. Тебе нравится учитель физкультуры?

4.Какие спортивные соревнования вам запомнились? Напиши.

5. Хотите ли вы посещать спортивную секцию?

Да.

Нет.

6. Как вы относитесь к употреблению алкоголя, наркотиков, курению?

Положительно.

Отрицательно.

7. Хотите ли вы дружить с товарищами, которые курят или пьют?

Да.

Нет

Приложение 2

Результаты анкеты

«Отношение учеников начальной школы к занятиям физической культуры и к спорту»

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

1. В каком классе вы учитесь?

А) 5-9кл.

Б) 10-11кл.

2. Знаешь ли ты что такое здоровый образ жизни?

А) Занятия физическими упражнениями.

Б) Режим питания.

В) Рациональное питание.

Г) Закаливание.

Д) Личная гигиена.

Е) Режим труда и отдыха.

Ж) Или все пункты в целом.

3. Ведёшь ли ты здоровый образ жизни?

Да. Нет.

4. Какой спорт предпочитаешь?

А) Спортивные игры.

Б) Лёгкая атлетика.

В) Лыжи.

Г) И другие.

5. Каким видом спорта занимаешься? Напиши.

6. Любишь ли ты физическую культуру в школе?

Да. Нет

7. Если да, то почему?

А) Интересно на уроке.

Б) Люблю играть.

В) Люблю заниматься физическими упражнениями.

Г) Люблю бегать.

Д) Люблю усталость после урока.

Е) Хочу, что бы у меня было красивое телосложение.

Ж) Считаю, что физкультура влияет на умственные способности.

З) Хочу быть физически развитым.

8. Кто тебе привил интерес к уроку физкультуры?

А) Родители.

Б) Учитель.

В) Старшие братья или сестры.

9. Хотите ли вы связать свою жизнь со спортом?

Да. Нет.

10. Как вы относитесь к употреблению алкоголя, наркотиков, курению?

Положительно. Отрицательно.

11. Хотите ли вы дружить с такими товарищами?

Да.

Нет

Приложение 4

Отношение учеников 5-11 классов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.

Приложение 5

Посещаемость учениками МБОУ «Сидоровская СОШ» секций «легкая атлетика» и «баскетбол».

Приложение 6

Первенство района по кроссу (занятые места).

Приложение 7

Первенство района по баскетболу с 2007 года по 2015 год

год

Юноши

Девушки

Старшая группа

Средняя

младшая группа

Старшая группа

Средняя группа

Младшая группа

2014-2015гг

-

-

-

3 место

1 место

1 место

2013-2014гг

-

-

-

3 место

1 место

1 место

2012-2013гг

3 место

2 место

-

-

3 место

1 место

2011-2012гг

2 место

-

-

1 место

4 место

1 место

2010-2011гг

-

-

1 место

2 место

4 место

1 место

2009-2010гг

-

-

-

2 место

2 место

4 место

2008-2009г.

-

-

4 место

1 место

1 место

-

2007-2008гг

4 место

 

4 место

2 место

4 место

-

Приложение 8

Первенство района по волейболу (занятые места)

«0» на диаграммах означает, что команда в этот период не принимала участие в соревнованиях.

Приложение 9

Первенство района по русской лапте с 2007 года по 2014 год.

Приложение 10

Первенство района по легкой атлетике с 2007 года по 2014 год (занятые места).

Приложение 11

Итоги «Весеннего кросса» (занятые места)

Приложение 12

Итоги Спартакиады школьников Колыванского района (занятые места)