IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ АТМОСФЕРЫ ГОРОДА ИШИМА
Лезина Д.С., Гилев М.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Аннотация

Большие, индустриально развитые города, мегаполисы с шумными промышленными районами, с лесом фабричных труб, бесконечных линий электропередач и многочасовыми автомобильными пробками стали для миллионов людей естественной средой обитания и конечно воздух в подобных местах нашей планеты очень сильно загрязнён.

Все детища научно-технического прогресса ежедневно выбрасывают в атмосферу по всему миру многочисленные тонны ядовитых газов, паров, продуктов сгорания химических веществ, собранных со всей таблицы Менделеева. В XXI столетии изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называтьглобальными, загрязнение воздушного бассейна - одна из них.

В связи с увеличением количества автомобилей в России с начала 1990-х годов транспортный фактор загрязнения атмосферы стал преобладать над промышленным. По данным статистики только в России в 58% городов степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая

Данная работа посвящена выявлению уровня загрязнения воздуха в г. Ишиме выбросами токсических веществ автотранспортом и выявлению уровня транспортного шума на территории города на исследуемых улицах, что позволит узнать превышает ли уровень загрязнения воздуха и шума допустимый

В работе раскрываются понятия загрязнение воздуха, атмосферы Земли, шума; предложены возможные способы для стабилизации экологической безопасности в городе Ишиме, а также по приближению к нормам уровня интенсивности звука. Приведены материалы исследования.

Объект исследования: Воздух и шум на улицах г. Ишима.

Предмет исследования: Действие выброса токсических веществ автотранспортом и шумов на организм человека.

Гипотеза: Выбросы токсических веществ и уровень транспортного шума на обследуемых улицах г. Ишима не превышают предельно допустимых концентраций,

Цель исследования: Определить, каким улицам города Ишима нанесен наибольший вред автотранспортом.

Методы исследования:

  • Работа с источниками информации.

  • Сопоставление расчетов и статистических данных.

  • Сравнительный анализ.

  • Практическая работа по определению уровня шума.

  • Практическая работа на выявления уровня загрязнения воздуха

  • Наблюдение.

Атмосферное загрязнение

Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XXI столетии на природу легла нагрузка, вызванная ростом численности населения и увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называтьглобальными. Среди них наиболее актуальны: изменение климата Земли; загрязнение воздушного бассейна; истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана; загрязнение земель, разрушение почвенного покрова и др.

Эти проблемы не обошли и нашу страну. В своей работе мы остановимся только на одной из них - загрязнение атмосферы.

Загрязнение — это принесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических, информационных или биологических агентов или превышение их естественного средне многолетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям. [7]

Бесспорно, в результате прогресса и развития, который происходит на регулярной основе, стремительно развиваются технологии для улучшения качества человеческой жизни. Все это, несомненно, обеспечивает высокий уровень комфорта и богатую жизнь всем людям, но существенно уменьшает качество человеческого здоровья. К сожалению, необходимость иметь хорошую и здоровую окружающую среду игнорируется.

Трудно не согласиться с тем, что много новых изобретений и нововведений представляют угрозу для жизни человека, поскольку они созданы искусственно. Этот искусственный и бессистемный путь обеспечения наилучших условий для жизни создает компоненты, необходимые для человеческой жизни. Какую бы вещь мы не взяли, в том числе и вещи первой необходимости, такие как одежда или даже еда, многие из них сейчас производятся синтетическим путем. Однако достаточно одного пристального взгляда на экологию чтобы понять, что увеличение нужд современного уклада жизни в конечном итоге нарушает баланс в экологии. [9]

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2014 год, ежегодно в мире примерно 3,7 миллионов человек умирает из-за загрязнения атмосферного воздуха. Общее количество смертей, связанных с воздействием загрязненного воздуха, как в помещениях, так и в атмосфере, достигает 7 миллионов в год. По данным Международного агентства по изучению рака ВОЗ, загрязнение воздуха является главной причиной возникновения онкологических заболеваний. Загрязнение воздуха провоцирует 10 % детских болезней, 41 % респираторных и 16 % эндокринных заболеваний.

Виды загрязнения атмосферы квалифицируются:

  1. По источникам загрязнения:

  • естественное

  • антропогенное

  1. По характеру загрязнения атмосферы:

  • физическое — механическое (пыль, твердые частицы), радиоактивное (радиоактивное излучение и изотопы), электромагнитное (различные виды электромагнитных волн, в том числе радиоволны), шумовое (различные громкие звуки и низкочастотные колебания) и тепловое загрязнение (например, выбросы тёплого воздуха и т. п.)

  • химическое — загрязнение газообразными веществами и аэрозолями. На сегодняшний день основные химические загрязнители атмосферного воздуха это: оксид углерода (IV), оксиды азота, диоксид серы, углеводороды, альдегиды, тяжёлые металлы Pb, Cu, Zn, Cd, Cr), аммиак, пыль и радиоактивные изотопы

  • биологическое — в основном загрязнение микробной природы. Например, загрязнение воздуха вегетативными формами и спорами бактерий и грибов, вирусами, а также их токсинами и продуктами жизнедеятельности. [8]

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

  1. Природные (естественные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, пыль, пыльцу растений, выделения животных и др.)

  2. Искусственные (антропогенные), которые можно разделить на несколько групп:

  • Транспортные – загрязнители, образующиеся при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта;

  • Производственные – загрязнители, образующиеся как выбросы при технологических процессах, отоплении;

  • Бытовые – загрязнители, обусловленные сжиганием топлива в жилище и переработкой бытовых отходов.

По составу антропогенные источники загрязнения атмосферы также можно разделить на несколько групп:

  • Механические загрязнители — пыль цементных заводов, пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах, сажа от сгорания нефти и мазута, истирающиеся автопокрышки и т. д.;

  • Химические загрязнители — пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

  • Радиоактивные загрязнители. [8]

Загрязнения атмосферы наносит вред защитному озоновому слою в атмосфере. Этот слой защищает землю от вредного влияния ультрафиолетовых лучей, а его утончение влечет за собой угрозу человеческой жизни. [10]

К последствиям загрязнения атмосферы Земли можно отнести парниковый эффект, кислотные дожди, смог, туман и озоновые дыры. Астрономы утверждают, что прозрачность атмосферы уменьшилась за последнее время.

Моделирование изменений климата и загрязненности воздуха, связанных с индустриальным развитием человечества, показало, что ежегодно примерно 470 000 смертей может быть связано с воздействием атмосферного озона и примерно 2 миллиона - с загрязнением воздуха высокодисперсными фракциями. [8]

Загрязнение атмосферы автомобильными выхлопами

Каждый человек хочет, чтобы он и его дети дышали чистым воздухом. Но по данным статистики в 58% городов России степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая и только в 17 % городов — как низкая. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 55,1 млн. человек, что составляет 53 % городского населения России. Воздушное загрязнение вызывается выбросом вредных веществ в атмосферу. Одним из ключевых факторов является загрязнение атмосферы автомобильными выхлопами.

Второй половины XX столетия ознаменовалось ин­тенсивным процессом автомобилизации общества. Развитие ав­томобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический по­тенциал развития общества, способствовал удовлетворению со­циальных потребностей населения, а с другой – обусловил увели­чение масштаба негативного воздействия на общество и окру­жающую среду, приводя к нарушению экологического рав­новесия на уровне биосферных процессов. Очевидная позитив­ность первой тенденции повлекла за собой ярко выраженные не­желательные последствия. К концу века возникла, повсеместно проявила себя и накрепко обосновалась новая угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства – реальная экологическая опасность для жизнедеятельности, связанная с достигшим гигантских масштабов уровнем автомобилизации.

С развитием технологий, число транспортных средств на дорогах неимоверно увеличивается, что, в конечном итоге, повышает уровень атмосферного загрязнения. [9]

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.

В связи с увеличением количества автомобилей в России с начала 1990-х гг, транспортный фактор загрязнения атмосферы стал преобладать над промышленным. Транспортные средства, по типу двигателя, подразделяются на дизельные и карбюраторные. Карбюраторные двигатели заправляют бензином, дизельные - лигроином (соляркой).

Автомобили с карбюраторным двигателем выбрасывают в атмосферу токсические вещества:оксид углерода и оксид азота.

Оксид углерода — или углекислый газ, — это бесцветный, не имеющий запаха газ, вызывает кислородную недостаточность тканей организма, ведут к удушью, разрушают нервную и сердечно - сосудистую системы. Является одним из парниковых газов.

Двуокись углерода (СО2) бесцветный газ с кисловатым запахом и вкусом, продукт полного окисления углерода. Является одним из парниковых газов. [8]

Оксид азота – ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания. Оксид азота в дыхательных путях, соединяясь с водой, превращаются в азотную и азотистую кислоты, раздражают слизистые оболочки верхних и нижних дыхательных путей, что ведёт к тяжелым заболеваниям. По этой причине оксид азота в несколько раз более опасен для человека, чем оксид углерода.

От общего количества выбрасываемых в атмосферу оксидов азота на транспорт приходится 55 %, на энергетику — 28 %, на промышленные предприятия — 14 %, на мелких потребителей и бытовой сектор — 3 %. [8]

Автомобили с дизельным топливом выбрасывают в атмосферуоксид азота и саж, которая входит в категорию частиц опасных для лёгких, так как частицы менее пяти микрометров в диаметре не отфильтровываются в верхних дыхательных путях. Дым от дизельных двигателей, состоящий в основном из сажи, приводит к раку.

Исследование улиц г. Ишима на загрязнение воздуха выхлоп

В последнее время и в городе Ишиме заметно увеличилось число автотранспорта. В ходе реконструкции главной улицы города – Карла Маркса дорога была расширена и на данный момент движение транспорта осуществляется по четырем дорожным полосам.

Для оценки воздействия на здоровье человека автотранспорта в нашем городе были обследованы пять более загруженных улицы города: Карла Маркса, Большая Садовая, Луначарского, Чкалова, Республики.

На каждой из этих улиц в течение 1 часа на участке дороги протяженностью 100м (0,1км) провели подсчёт дизельных и карбюраторных машин.

При этом условно принимаем:

  • Легковые автомобили используют - бензин;

  • Грузовые автомобили и Автобусы используют – дизельное топливо;

  • Газели используют - газ.

Результаты записали в таблицу №1.

Численность движущегося автотранспорта на улицах Ишима

(время испытания 1 час)

Таблица №1

Название улиц

Количество машин N

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль

Автобус

Газель

1

Карла Маркса

104

0

4

8

2

Большая Садовая

225

12

0

2

3

Луначарского

192

2

0

4

4

Чкалова

185

0

2

3

5

Республики

284

7

4

7

Определили общий путь (S) пройденный всеми машинами за час по формуле:

S = N х 0,1км,

где:

  • S – расстояние

  • N – количество машины

Расчёты разместили в таблице №2.

Расстояние, пройденное автотранспортом

Таблица №2

Название улиц

Количество машин N

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль

Автобус

Газель

1

Карла Маркса

10,4

0

0,4

0,8

2

Большая Садовая

22,5

1,2

0

0,2

3

Луначарского

19,2

0,2

0

0,4

4

Чкалова

18,5

0

0,2

0,3

5

Республики

28,4

0,7

0,4

0,7

Рассчитали количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин по формуле:

R = S х K

где:

  • R – количество топлива

  • S – расстояние

  • К– известный расход топлива на 1км пути в литрах (таблица №3).

Коэффициенты расхода топлива для автомашин

Таблица №3

Тип автотранспорта

расход топлива К (литров на 1 км)

Легковые

0,12

Грузовые

0,33

Газель

0,17

Автобус

0,42

Данные полученные при расчётах занесли в таблицу № 4.

Количество топлива сжигаемого автотранспортом

на улицах Ишима (литр)

Таблица №4

Название улиц

Количество топлива R (литры)

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль

Автобус

Газель

1

Карла Маркса

1,248

0

0,168

0,136

2

Большая Садовая

2,7

0,396

0

0,034

3

Луначарского

2,304

0,066

0

0,068

4

Чкалова

2,22

0

0,084

0,051

5

Республики

3,408

0,231

0,168

0,119

Рассчитаем концентрацию выделившихся вредных веществ (Q) по формуле:

Q = R x F x P (мг/м3)

где:

  • Q – выбросы вредных веществ

  • R – количество топлива

  • P – плотность газов =1,25мг/м3

  • Значение Fизвестно из таблицы №5

Значение F

Таблицы №5

Вид топлива

Значение коэффициента F

Угарный газ

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,04

Газ

0,2

0,016

Результаты вычислений зафиксировали в таблицах №6 и №7.

Выбросы угарного газа

Таблица №6

Название улиц

Количество угарного газа (мг/м3)

Бензин

Дизельное топливо

Газ

Всего

1

Карла Маркса

0,936

0,021

0,034

0,991

2

Большая Садовая

2,025

0

0,009

2,034

3

Луначарского

1,728

0

0.017

1,745

4

Чкалова

1,665

0,011

0,013

1,69

5

Республики

2,556

0,05

0,03

2,636

Выбросы диоксида азота

Таблица №7

Название улиц

Количество диоксида азота (мг/м3)

Бензин

Дизельное топливо

Газ

Всего

1

Карла Маркса

0,017

0,012

0,003

0,032

2

Большая Садовая

0,033

0

0,005

0,038

3

Луначарского

0,023

0

0,004

0,027

4

Чкалова

0,019

0,007

0,003

0,029

5

Республики

0,015

0,014

0,008

0,037

Полученные расчеты мы сравнили с предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ (таблица № 8).

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ

Таблица №8

  1.  
    1. Вещество
  1.  
    1. ПДК (мг/м3)

1

Оксид углерода

3

2

Диоксид азота

0,04

3

Диоксид серы

0,05

4

Пыль

0,15

Предварительный вывод: расчёты говорят о том, что выбросы токсических веществ на обследуемых улицах не превышают нормативных данных. Расчёты сравнивались с нормативными данными из таблицы №9.

Подтвердим свои вычисления инструментальным исследованием, используем прибор для отбора проб воздуха.

Инструментальные исследования загрязнения воздуха

Для подтверждения свои вычислений за помощью обратились в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах. Совместно провели инструментальные исследования, используя прибор для отбора проб воздуха, таблица №9.

Инструментальное обследование улиц города прибором

для отбора проб воздуха

Таблица №9

Название улиц

Выбросы автомобилей (мг/м3)

   

Оксид углерода

Оксид азота

Оксид серы

Пыль

1

Карла Маркса

1,03

0,024

0,04

0,06

2

Большая Садовая

2,13

0,024

0,04

0,13

3

Луначарского

1,9

0,024

0,04

0,13

4

Чкалова

1,87

0,024

0,04

0,11

5

Республики

2,43

0,024

0,024

0,16

Сравним результаты инструментальных исследований с таблицей № 6, 7, 8.

Таким образом, результаты расчётов и результаты инструментальных исследований показали, что выбросы токсических веществ на обследуемых улицах не превышают предельно допустимых концентраций, за исключением концентрации пыли на улице Республики, что можно объяснить тем, что это одна из самых загруженных улиц города, по которой движется не только легковые автомобили и общественный транспорт, но и транзитный.

Шумовое загрязнение

Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остроактуальными только в последние десятилетия.

Шум - беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. С физиологической точки зрения шумом может быть назван любой нежелательный звук (простой или сложный), мешающий восприятию полезных звуков (человеческой речи, сигналов и пр.), нарушающих тишину и оказывающих вредное действие на человека. [6]

Любой шум, который неприятен для человеческого слуха, является шумовым загрязнением. Громкие и резкие звуки, издаваемые машинным оборудованием, поездами, автомобилями, тресканьем от нагревания и взрывами тоже являются шумовым загрязнением.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Человеческий организм по-разному реагирует на шум разного уровня.

Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов, и то при уровне шума 60-90дБ возникают неприятные ощущения. Согласно нормативам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сердечно-сосудистые заболевания могут возникнуть, если человек по ночам постоянно подвергается воздействию шума громкостью 50 дБ или выше - такой шум издает улица с неинтенсивным движением. Для того, чтобы заработать бессонницу, достаточно шума в 42 дБ; чтобы просто стать раздражительным - 35 дБ(звук шепота). Звук в 120-130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым и парой приводит к необратимой потери слуха. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Звук в 180дБ вызывает усталость металла, а в 190 – вырывает заклёпки из конструкций. [6]

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

По данным исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для больших городов, сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет. Негативное влияние на человека от шума мегаполиса на 36% более значимо, чем от курения табака, которое сокращает жизнь человека в среднем на 6-8 лет. [6]

При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 - 2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 - 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. [6]

Но необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдёрнуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом.

Следовательно, городской шум можно отнести к факторам риска возникновения различных болезней, в том числе, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.

Экспериментальное определение уровня шума

По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 децибел. Имея в виду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия».

В Ишиме городской шум определяется в основном транспортным шумом, так как в нашем городе нет заводов, фабрик. Наибольшие уровни шума отмечаются на магистральных улицах города. Шумовые характеристики транспортных потоков в первую очередь определяются назначением улицы. Уровень уличных шумов определяется интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к росту уровней шума. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и в глубь жилой застройки.

Поэтому было решено произвести расчеты уровня транспортного шума на территории города на тех же исследуемых улицах, на которых изучали действие выброса токсических веществ автотранспортом, и узнать превышает ли уровень шума допустимый.

Уровень шума, на тех же улицах был измерен с помощью прибора шумомера, электронного измерительного прибора, реагирующего на звук аналогично человеческому слуху и обеспечивающего объективное и воспроизводимое измерение уровней звука или звукового давления.

Для измерений выбирали периоды времени, когда возможно ожидать наибольших уровней шума. Продолжительность измерений планировали таким образом, чтобы можно было определить все необходимые нормируемые параметры шума.

Точки для измерения выбирали на границе участков территорий наиболее приближенных к источникам шума, которые располагались не ближе 2 м от стен жилых зданий, во избежание ошибки в связи с отражением звука, и вне зоны звуковой тени.

Результаты зафиксировали в таблице №10.

Интенсивность внешнего шума на улицах Ишима

Таблица №10

Название улиц

Уровень шума (дБ)

1

Карла Маркса

66

2

Большая Садовая

72

3

Луначарского

71

4

Чкалова

70

5

Республики

73

Характеристика шумов

Таблица №11

Децибел, дБ

Характеристика

Источники звука

5-25

Почти не слышно

шелест листьев, шепот человека (на расстоянии 1м)

30

Тихо

шепот, тиканье настенных часов

35-45

Довольно слышно

обычная речь

50-55

Отчётливо слышно

разговор

60-70

Шумно

громкий разговор, крик, смех (1м)

80-85

Очень шумно

громкий крик, мотоцикл с глушителем

90-95

Очень шумно

громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (в семи метрах)

100

Крайне шумно

оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты грома

Результаты измерений шума сравним с нормативными данными, таблица №12.

Допустимые уровни шума двигателей автомобилей

Таблица №12

Тип автомобиля

Уровень шума, дБ

Автомобили легковые, грузопассажирские

96

Автобусы, автомобили грузовые

98-100

Из таблицы №10 видно, что от шума наиболее страдают жители, проживающие на следующих улицах (в порядке убывания влияния вредного фактора): Республики, Большая Садовая, Луначарского, Чкалова, Карла Маркса. Порог слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) увеличен в среднем на 60 дБ, хотя, является допустимым.

Вывод: воздушная среда, шумовой фон в городе Ишиме экологически безопасны для живого мира. В городе Ишиме нет проблемно – экологических точек (уровень шума и токсических выбросов не превышает допустимый).

Мероприятия для стабилизации экологической безопасности в городе Ишиме

Считаю, что для стабилизации экологической безопасности в городе Ишиме, необходимы такие мероприятия как:

1) Использование электромобилей, но данный вид транспорта только еще начинает завоевывать рынок, хотя радует то, что даже отечественный производитель не спорит с тем, что будущее за электрокарам. В нашей стране запущен проект LadaEllada, эта машина действительно существует.

2) Уменьшения парка автомобилей, например, за счет использования велосипеда. Так в Нидерландах велосипед – средство передвижения не менее популярное, чем автомобиль. Вся страна ездит на велосипедах, причём не только из спортивных соображений. На нём отправляются на работу, за покупками (для этой цели через велосипед перекинута специальная сумка и прикреплена корзинка), на прогулку с собакой. Как результат – жители этой страны, в большинстве своём, спортивные, подтянутые и здоровые.

3) Увеличение расстояния между автотрассой и жилой зоной (более 30 метров) относятся не только к мероприятиям по защите населения от шума, но и защищают от выхлопных газов автотранспорта;

4) Максимальное озеленение территорий микрорайонов и разделительных полос. Так администрация и жители нашего города уделяет большое внимание озеленению улиц города. Ведь зелень парков и садов, опрятные улицы не только украшают город, но и дают своё экологическое воздействие, что можно наблюдать из таблицы № 13

Снижение концентрации загрязнений зелеными насаждениями

Таблица №13

Мероприятие

Снижение концентрации, %

1. Один ряд деревьев с кустарником высотой до 1,5м на полосе газона 3-4 м

10

2. Два ряда деревьев без кустарника на газоне 8-10 м

15

3. Два ряда деревьев с кустарником на газоне 10-12 м

30

4. Три ряда деревьев с двумя рядами кустарника на поло­се газона 15-20 м.

40

5. Четыре ряда деревьев с кустарником высотой 1,5 м на полосе газона 25-30 м

50

Наличие зеленых насаждений также способен изменить уровень транспортного шума до 10 дБ.

5) Снижение городского шума может быть достигнуто и за счет уменьшения шумности транспортных средств, а именно, за счет изменения технологии и конструкции машин. К мерам этого типа относятся замена шумных процессов бесшумными, ударных - безударными, например замена клепки - пайкой, ковки и штамповки - обработкой давлением; замена металла в некоторых деталях незвучными материалами, применение виброизоляции, глушителей, демпфирования, звукоизолирующих кожухов и др.

6) Методом ослабления шумового воздействия на среду обитания является снижение скорости движения транспортных средств, улучшение регулировки уличного потока, запрещение движения для отдельных видов автомобилей по определенным трассам и в определенное время суток, улучшение звукоизоляции зданий и сооружение противошумовых экранов вдоль скоростных автотрасс.

Заключение

Для защиты здоровья от глобальных изменений окружающей среды необходимо управление на многих уровнях – от социальных и экономических факторов, способствующих изменению окружающей среды, до возникающих в результате этого опасностей и рисков для населения. ВОЗ поддерживает связь программ в области окружающей среды и здравоохранения, например, путем предоставления специальных знаний в области здравоохранения для Конвенций ООН по изменению климата, биологическому разнообразию и опустыниванию, а также посредством консультирования сектора здравоохранения в отношении ответных мер, которые необходимо принимать в связи с рисками для здоровья, возникающими в результате крупномасштабного изменения окружающей среды. [7]

Но многое зависит и от нас с вами, от каждого из нас. Это хорошо отраженно в стихотворении Г. Маршанова «Береги свою планету»

Береги свою планету!

Есть одна планета-сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных.

Здесь лишь утро золотое, Воздух нежно - голубой, Дышится легко и вволю.

Забываем мы порой –Воздух дан на счастье нам, Он один на всех землян.

Чтобы жизнь торжествовала, Охранять нам воздух надо. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету!

Библиография:

  1. Государственный Стандарт «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей», 1999;

  2. Строительные нормы и правила «Защита от шума», 2003;

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", 2001.

  4. Зайцев В.А. Промышленная экология / В.А. Зайцев. – М.: Бином. Лаб. Знаний, 2012. – 382 с.

  5. Зеленин С.Ф., Молоков В.А., Учебник по устройству автомобиля, Издательство Русь Авто Книга, 2007;

  6. ГОСТ 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения.

  7. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: учебник / С.И. Колесников. – М.: Дашков и К, 2013. – 304с.

  8. Тулякова О.В. Экология: учебное пособие / О.В. Тулякова. – М.: Издатель Директ-Медиа, 2013.

  9. Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., Нгуен Суан Дат ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8 – С. 14-15