IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Новаковская Д.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Собственные наблюдения человека за тем, что ему

хорошо, а что вредно, есть самая лучшая

медицина для сохранения здоровья.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

(1561 — 1626)

Изучая литературу по вопросам артериального давления, я узнала, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России гипертонией страдают 39% мужчин и 41% женщин. По данным Государственного комитета по статистике РФ, артериальная гипертония и ее осложнения становятся причиной смерти более 100 тысяч человек в год. К сожалению, сегодня эта проблема касается, не только пожилых, но и совсем молодых людей и детей.

Одной из причин повышения детского давления является большая учебная нагрузка школьников. Родители хотят, чтобы их дети хорошо учились по всем предметам. Специалисты выявили закономерность: у детей, которые или сами, или под нажимом родителей стремятся быть лучшими учениками в классе, часто появляются проблемы со здоровьем. Получать одни пятерки по всем предметам трудно хотя бы в силу физиологических особенностей. На отметках сказываются склонности и способности ученика: по любимым предметам у него пятерки, а по другим он до них не дотягивает. Но, желая угодить старшим, старается изо всех сил. Из-за непомерных амбиций (в основном внушенных взрослыми) у школьников может повышаться артериальное давление.

Исследуя здоровье детей, врачи обнаружили настораживающую тенденцию. Детская гипертония, о которой родители даже не догадываются, чревата риском развития гипертонической болезни в старшем возрасте. Высокие учебные нагрузки в школе, физические нагрузки, стрессовое состояние, генетическая предрасположенность и многое другое, все это влияет на давление школьников и может привести к тяжелым последствиям.

Как сделать так, чтобы здоровье моих одноклассников, родителей и знакомых длительное время не нуждалось в медицинском лечении? Желание помочь одноклассникам сохранить здоровье определило тему исследования.

Актуальность проводимой работы: проблема сохранения здоровья учащихся.

Цель моей работы: Проанализировать влияние дневной учебной нагрузки на состояние артериального давления учащихся.

Задачи следующие:

1. Из литературных источников узнать, что такое артериальное давление, как оно формируется и от чего зависит.

2. Изучить приборы для измерения артериального давления, научиться правильно измерять пользоваться тонометром.

3.Осуществить замеры путем двухразового измерения артериального давления участникам эксперимента, обработать результаты измерения и после проведённых наблюдений сделать выводы

4. К оценке результатов проведённых измерений привлечь специалиста медицинского работника.

В своей работе я выдвигаюгипотезу:нагрузки, испытываемые на учебных занятиях, приводят к изменению артериального давления.

Объект исследования – изменение артериального давления у одноклассников во время занятий в школе.

Предмет исследования - артериальное давление.

Применяемые методы исследования - изучение и анализ литературы; социологический опрос, экспериментальный (наблюдения, измерения) анализ, сравнение и обобщение;

  1. Проведение анкетирования среди одноклассников.

Возникла идея проанализировать результаты показаний артериального давления учащихся нашего класса до начала занятий и сравнить их с результатами после учебных занятий. Выбрав тему для исследования, знакомясь с литературой по вопросу изменения артериального давления, я узнала, что кое-кто из ребятничего не знает по этой теме. Была составлена анкета, на которую ответили мои одноклассники. Опрошено 27 человек из 10-го класса.

На вопросы «Знаете ли вы что такое артериальное давление?» и «Для чего меряют давление?» положительно ответили 26% и 11 % опрошенных.( Приложение I, диаграмма 1).Этот полученный результат анкетирования очень удивил.

Следующие вопросы были о самочувствии учащихся:

1

Часто ли вас беспокоит головная боль:

часто

иногда

нет

-утром, при пробуждении

18%

26%

56%

-усиливается к вечеру

7%

33%

60%

2

Часто ли бывает головокружение

11%

37%

52%

3

Часто ли бывает слабость

15%

56%

29%

4

Часто ли бывает плохой сон

15%

33%

52%

Результаты анкетирования отражены в диаграмме (Приложение I, диаграмма 2). Более 50 % опрошенных имеют хорошее самочувствие, но настораживают некоторые показатели. Довольно часто у учащихся бывает слабость. Почему?

Следующие вопросы нашей анкеты были о питании;

   

постоянно

иногда

нет

1

Завтракаете ли вы по утрам

52%

33%

15%

2

Обедаете ли в школе

29%

56%

15%

Полученные результаты показали, что ребята если не завтракают дома, то , возможно, питаются в школе. ( Приложение II, диаграмма 3). Но утверждать так нельзя, это вопрос требует более детального изучения.

Как вы считаете, что влияет на самочувствие учащегося? – это был последний вопрос анкеты. Были получены такие ответы:

1

Учебные нагрузки

63%

2

Физические нагрузки

74%

3

Смена погоды

48%

4

Курение

11%

5

Летний период

4%

Результаты ответов на этот вопрос можно посмотреть на диаграмме ( Приложение II, диаграмма 4).

Оказывается, мои одноклассники мало знают о кровяном давлении, о значении его в жизни человека, об артериальной гипертонии. Артериальное давление является одним из основных маркеров состояния здоровья человека, который дает представление не только о работе кровяной системы, но и организма, в общем. Результаты проведённого анкетирования подтвердили, что тема моей работы актуальна.

2.Обзор литературы.

2.1.Что такое артериальное давление [1,2,4]

Принято считать, что гипертония - заболевание людей старшего возраста, но в последние несколько десятилетий медиков беспокоит, что всё больше она проявляется в молодом возрасте. Встречается повышенное давление в юношеском возрасте, подростковом и у детей.

Артериальное давление - один из основных показателей жизнедеятельности человеческого организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Этот показатель отражает состояние кровеносной системы и скорость сосудистого кровотока. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск развития таких опасных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфаркт, почечная недостаточность. Основной фактор, который влияет на артериальное давление – сила сокращения сердечной мышцы, выталкивающей кровь, и сила сопротивления сосудистых стенок, сдерживающих кровяной поток.

Повышение давления на каждые 10 мм рт. ст. увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 30%. Именно с измерения артериального давления необходимо начинать поиск причины таких частых проявлений дискомфорта, как головная боль, слабость, головокружение. Показатель артериального давления зависит от многих характеристик – объема крови во всей кровеносной системе, количества физических нагрузок, общих заболеваний, или патологий кровеносной системы, возраста, приема медицинских препаратов. Все это нужно учитывать при измерении артериального давления у разных людей.

Артериальное давление (АД) характеризуется двумя показателями, которые измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.). Верхнее значение (первое число) называется систолическим давлением, нижнее значение (второе число) называют диастолическим давлением. Несмотря на это, все же есть стандартизированные усредненные показатели, которые приняты за норму. Таким считается давление 120/80 мм. рт. ст. При этом амплитуда нормы для верхнего предела – 110-140, и 70-90 – для нижнего предела. Такие показатели определяются в значительной степени сердечной деятельностью.

Для оценки уровня артериального давления используется классификация Всемирной организации здравоохранения, принятая в 1999 году.

Нормы артериального давления по классификации шкалы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) [1]

Артериальное давление (категория)

Верхнее артериальное давление

Нижнее артериальное давление

Гипотония (пониженное)

ниже 100

ниже 60

Гипертония (повышенное)

110 на 119

60 на 79

Нормальное давление

120 на 129

80 на 84

Высокое нормальное давление

130 на 139

85 на 89

Умеренная гипертония (повышенное)

140 на 159

90 на 99

Гипертония средней тяжести

160 на 179

100 на 109

Тяжелая гипертония

более 180

более 110

Давление крови – это объём крови, который перекачивается за единицу времени сердцем, и сопротивление сосудистого русла. Самое большое давление крови наблюдается в момент выхода крови из левого желудочка сердца. В артериях давление крови несколько меньше. Затем отмечают ещё более низкое давление в капиллярах. А в венах давление самое низкое на входе в правое предсердие. Таким образом, в разных частях организма наблюдается разная степень давления крови.

Систолическое давление – это верхняя цифра параметра. Она показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии. Именно этот показатель отвечает за силу выталкивания крови в артерии. Из сердца при этом выталкивается 60-70 мл крови. Систолическое давление зависит от силы сокращения сердца.

Диастолическое давление отмечается как нижняя цифра параметра и в большей степени характеризует работу сосудов. Она показывает значение давления в момент расслабления сердечной мышцы. Это связано с тем, что при диастоле (расслаблении) сердца оно не выталкивает кровь. Соответственно, диастолическое давление показывает минимально возможное давление в артериях. Вызывает это явление сопротивление периферических артерий. При нормальном диастолическом давлении (около 70 – 90 мм рт. ст.) мелкие артерии отличаются нормальной проходимостью, сердце бьется в частоте около 60 – 80 сокращений в минуту, а стенки сосудов достаточно эластичны Нужно отметить, что это минимальное давление в артериях. Этот параметр говорит о силе сопротивления периферических сосудов.

Соотношение систолического и диастолического давления. Норма кровяного давления здорового человека составляет 120/80. Разница между систолическим и диатолическим давлением обычно составляет 30/50 мм рт. ст. Эта разница называется пульсовым давлением. Квалифицированный специалист скажет, что пульсовое давление характеризует проходимость артерий и вен, жесткость их внутренней оболочки, наличие спазмов или воспаления в определенном участке. Слишком маленькая разница между систолическим и диастолическим давлением сигнализирует о серьезной патологии. Повышение пульсового давления считается более опасным, так как ускоряет процессы старения сердца, сосудов, головного мозга и почек, ведь они вынуждены работать «на износ». Большая разница между верхним и нижним давлением наблюдается у людей с артериальной гипертензией, когда показатели значительно превышают нормальные. Повышение пульсового давления, могут вызывать различные другие заболевания.

У многих людей может наблюдаться стойкое повышение артериального давления. Таким людям обязательно нужно знать, как понизить давление, ведь артериальная гипертензия это тревожный симптом. Также наблюдают и обратный процесс, стойкое понижение артериального давления, то есть артериальную гипотензию. Эти симптомы –тревожный знак, они могут привести к гипертонии и гипотонии соответственно. Люди, старше 50 лет, испытывающие высокое систолическое давление, склонны к развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, поэтому следует обращать внимание на показатель систолического давления, а не диастолического.

Диастолическое и систолическое давления должны быть в норме. Любые отклонения от нормы в любую сторону могут отрицательно сказаться на здоровье человека. При появлении симптомов необходимо сразу обратиться к врачу, он поможет справиться с этим кризисом. За время жизни сердце любого человека устаёт, оно ведь никогда не останавливается. Поэтому необходимо особенно внимательно следить за состоянием своей сердечно-сосудистой системы в целом.

2.2. Признаки изменения артериального давления [7]

Повышенное давление (гипертония) в первую очередь грозит серьезными патологиями сердца и сосудов. К ним относятся некоторые разновидности инсульта, инфаркт миокарда, сердечная и почечная недостаточности, ухудшение зрения. Особенно опасным считается гипертонический криз— острое повышение артериального давления. В чем опасность высокого давления для детей и подростков? Высокое давление приводит к нарушению качества жизни у детей и подростков. Они хуже учатся в школе, плохо переносят физические нагрузки, достаточно вспыльчивы и конфликтны. У каждого третьего юного пациента в дальнейшем возможно формирование гипертонической болезни.

Основные признаки при повышении давления: [2]

1.головные боли пульсирующего характера в области затылка:

- возникают утром, при пробуждении;

- связаны с эмоциональным напряжением;

- усиливаются к концу дня;

2. головокружение;

3. мелькание «мушек» перед глазами;

4. плохой сон;

5. раздражительность;

6. нарушение зрения;

7. боли в области сердца;

Снижение артериального давления (гипотония) — тоже не положительная ситуация. Когда давление падает, ухудшается кровоснабжение тканей, в том числе и головного мозга. Это грозит инсультом либо же кардиогенным шоком. При гипотоническом кризе человек чувствует резкую слабость, у него кружится голова, иногда — бледнеет или холодеет кожа. Для этого состояния весьма характерна потеря сознания.

Основные признаки пониженного давления: [2]

1.слабость и вялость, разбитость и недомогание;

2. тошнота и рвота;

3. головная боль в затылочной или височной части;

4. ощущение нехватки воздуха, особенно в многолюдном месте, постоянное зевание; одышка, повышенная потливость;

5.головокружение при перемене из положения лёжа в вертикальное, потемнение в глазах;

6.ухудшение здоровья во время магнитных бурь и смене погоды;

7. плохая память, рассеянность; склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость,

раздражительность, резкие перепады настроения;

8. из-за пониженного тонуса сосудов могут возникать боли в сердце и за грудиной, сердцебиение; 9. редко – обмороки;

2.3. Артериальное давление и пульс: норма по возрастам.[3,5,8]

Какое нормальное давление у человека? Норма для каждого человека, чаще всего, индивидуальна. Учебная медицинская литература предлагает принимать за показатель нормы цифры в 120/80 мм.рт.ст. Именно такие показатели регистрируются у людей в возрасте 20….40 лет. Нормальное артериальное давление для человека в возрасте 16…20 лет может быть слегка понижено. Это касается и систолического, и диастолического показателя. В целом давление в покое 100/70 мм рт. ст. является физиологической нормой.

Нормы давления по возрасту представлены в таблице:

Возраст (лет)

Мужчины

Женщины

20

123/76

116/72

До 30

126/79

120/75

30 – 40

129/81

127/80

40 – 50

135/83

137/84

50 – 60

142/85

144/85

Старше 70

142/80

159/85

Следующим показателем состояния здоровья, наравне с цифрами артериального давления, является пульс. Пульс (от лат. pulsus — удар, толчок) — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца... (5) Нормальным считается пульс в диапазоне 60…80 ударов/мин. Чем интенсивнее проходит обмен веществ, тем выше количество ударов в минуту. Также как и для показателей АД, для разной возрастной категории имеются свои усредненные нормы. Нормы пульса по возрасту представлены в таблице:

Возраст (годы)

Число ударов в минуту

После рождения

140

0 – 1

130

3 – 7

95

8 — 14

80

В среднем возрасте

65

Во время болезни

120

Измеряя пульс, можно научиться распознавать приближающуюся проблему. Например, если количество ударов сердца увеличилось через 2-3 часа после приема пищи, то можно заподозрить отравление. Магнитная буря у людей остро реагирующих на резкое изменение погоды вызывает снижение артериального давления. На это организм реагирует увеличением частоты пульса, чтобы поддержать оптимальный уровень АД. Наряженный пульс, удары которого человек ощущает очень четко, говорит о резком повышении артериального давления. [3]

2.4.Факторы, влияющие на артериальное давление.[2]

Полностью здорового человека на земле не бывает, поэтому у каждого человека будут отклонения от нормы при измерении артериального давления. Факторы, влияющие на изменение величины артериального давления разнообразны. Исследователи сходятся во мнении, что чаще всего к основным причинам подростковой гипертонии можно отнести:

- нервное перенапряжение - оно может возникнуть, если учащийся не справляется со школьной программой; при перегрузках дополнительными внеклассными занятиями; при физических перегрузках; при нерациональном использовании рабочего времени; недостатке отдыха;

- отрицательные эмоции – у детей, как и у взрослых, скопление отрицательных эмоций связано с основными сферами жизни - учёба, семья, ближайшее окружение; эмоции могут быть обострены из-за гормональных изменений;

- наследственность – принято считать, что если в семье родственники страдают гипертонией, то заболевание может передаться ребёнку, но артериальная гипертензия в большей мере зависит от внешних факторов, которые её могут вызвать. Поэтому по наследству передаётся не болезнь, а личностные особенности, которые способствуют её проявлению.

- личностные характеристики - к подростковой гипертонии склонны учащиеся, имеющие низкий уровень самооценки, не уверенные в своих силах, пессимисты, но в то же время желающие быть в центре внимания, завоевать уважение окружающих.

-недостаток двигательной активности – учащиеся, занятые школьными и внеклассными занятиями, мало двигаются, не посещают спортивные занятия.

-вредные привычки - в этом возрасте часть молодёжи начинает курить и употреблять алкоголь, что увеличивает нагрузку на сердечную мышцу и сосуды.

- другие неблагоприятные причины - неправильное питание; низкий социальный уровень семьи; различные заболевания; употребление наркотиков, допинга для мышц, лекарственных препаратов.

2.5. Методы измерения артериального давления. [4]

Впервые компрессионная манжета была предложена итальянcким врачом Рива-Роччи (S. Riva-Rocci, 1863-1937) в 1896 году. Этот метод заключался в сжатии плечевой артерии при помощи специальной резиновой манжеты, заключенной в футляр из шелковой ткани. Манжета соединялась с ртутным манометром оригинальной конструкции, и воздух в нее нагнетался с помощью баллона. О величине артериального давления судили по моменту исчезновения и затем появления пульса на лучевой артерии соответственно при подъеме и спуске давления в манжете, беря из этих показаний среднее. По методу Рива-Роччи определялось только систолическое давление. В 1905 г. русский хирург Коротков обнаружил, что в артерии во время ослабления манжеты возникают шумы. Основываясь на данном открытии, он разработал аускультативный метод измерения артериального давления, который и был назван его именем. С тех пор этот метод считается эталонным.

Для измерения артериального давления в настоящее время широко используются два метода:

1.Метод Короткова. Этот метод, разработанный русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 году, предусматривает для измерения артериального давления очень простой прибор, состоящий из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Метод основан на полном пережатии манжетой плечевой артерии и выслушивании тонов, возникающих при медленном выпускании воздуха из манжеты.Преимущества:

- признан официальным эталоном неинвазивного измерения артериального давления для диагностических целей и при проведении верификации автоматических измерителей артериального давления;

- высокая устойчивость к движениям руки.

Недостатки:

- зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки—зрение—слух»);

- чувствителен к шумам в помещении, точности расположения головки фонендоскопа относительно артерии;

- требует непосредственного контакта манжеты и головки микрофона с кожей пациента;

- технически сложен (повышается вероятность ошибочных показателей при измерении) и требует специального обучения.

2. Осциллометрический метод. Это метод, при котором используются электронные приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.

Преимущества:

- не зависит от индивидуальных особенностей человека;

- устойчивость к шумовым нагрузкам;

- позволяет производить определение артериального давления при слабых тонах;

- позволяет производить измерения без потери точности через тонкую ткань одежды;

- не требуется специального обучения.

Недостаток: При измерении рука должна быть неподвижна.

3. Проведение экспериментов

3.1. Условия проведения эксперимента

Для наблюдения была отобрана группа учащихся, которым первый раз измеряли артериальное давление сразу после прихода в школу, до начала занятий и второй раз измеряли после окончания школьных занятий, перед уходом домой. Наблюдаемая группа состояла из 5 девочек и 5 мальчиков 10 «А» класса одного возраста (16 лет). Измеренное артериальное давление и пульс записывали в журнал наблюдений.

Проводились измерения в течение 10 дней - с 16 по 26 ноября 2016 года.

3.2. Применяемое оборудование.

Измерение артериального давления проводят специальным прибором тонометром. Тонометр состоит из манжеты, устройства для подачи воздуха в манжету и манометра, который собственно и производит измерение давления воздуха в манжете. В зависимости от вида, тонометр оснащается стетоскопом или электронным устройством, с помощью которого регистрируется пульсация воздуха в манжете. (Приложение IV, Фото 1.2.3)

Для измерения артериального давления мы использовали автоматический тонометр, на табло которого высвечиваются три цифры; первая – величина систолического давления: вторая - величина диастолического давления; третья – величие пульса в момент измерения. При измерении давления соблюдались следующие правила:

— Измерение кровяного давления должно производиться в сидячем и расслабленном положении пациента, не ранее чем через 5 минут, как он расслабиться;

— Руку, на которую будет надеваться манжет, необходимо установить в такое положение, чтобы ее локоть был приблизительно на уровне сердца;

— Рука обязательно должна быть полностью расслаблена;

— Во время процедуры, нельзя разговаривать и двигаться;

— Между двумя измерениями необходимо выдержать 3-5 минутную паузу, чтобы давление в сосудах, после их сдавливания манжетой тонометра нормализовалось.

Надев манжету на руку, необходимо нажать на автоматическом тонометре кнопку для начала измерения давления. Тонометр автоматически накачает манжету воздухом, а потом спустит ее. На табло высвечиваются показания.

Проведение измерений артериального давления.Измерения проводили в школе два раза в день, в течение 10 учебных дней. Первый раз – утром, перед началом уроков, второй раз - после окончания последнего урока, перед уходом домой. Три показания тонометра (систолическое, диастолическое давления и пульс) записывали в журнал наблюдений. (Приложение V, фото 4 и 5)

4. Полученные результаты.

Результаты полученных измерений были сведены в таблицу ( Приложение III). Анализируя полученные результаты, были отмечены все случаи повышения или понижения артериального давления учащихся к концу учебного дня.

По результатам измерений была составлена диаграмма % повышения и понижения давления у мальчиков и девочек наблюдаемой группы (Приложение VI, диаграмма 1). К концу занятий у 46 % мальчиков давление повысилось, и у 46% - понизилось. У девочек повысилось давление у 32 %, понизилось – у 62 %.

Проведена группировка изменения давления по дням недели. Составлена диаграмма изменения давления ( Приложение VI, диаграмма 2 ). Можно отметить, что к концу дня у большинства учащихся давление понижается. Повышение давления у 70% учащихся и учащение пульса наблюдалось в первую пятницу, когда пятым уроком проходила контрольная работа.

Графики понижения ( Приложение VII, график 1 ) и повышения артериального давления (Приложение VII, график 2) мальчиков и девочек показывают, что у девочек более плавные изменения давления, у мальчиков более резкие.

У мальчиков Аверьяна и Димы, которые занимаются спортом, к концу дня были заметные повышения давления. Так в пятницу к концу дня у Аверьяна было давление 139/77 мм рт. ст., а у Димы, который в этот день сдал нормы ГТО -179/102 мм рт. ст. Дима занимается спортом, высокий, крупного телосложения, его показатели артериального давления постоянно заметно выше, чем у других ребят. С чем это связано? Хорошо, если это не симптомы начала заболевания.

Показатели артериального давления девочек более стабильны. Наиболее высокие показатели у Даши. В первый четверг и во вторую среду утреннее измерение показало давление 168/143 мм рт. ст. и 165/ 120 мм рт. ст. Эти показатели очень высоки для её возраста. Даша склонна к полноте, возможно с этим связано повышение давления.

4.1.Консультация врача.

По поводу полученных результатов изменения артериального давления мы решили проконсультироваться со специалистом. Договорились о встрече с врачом терапевтом Абинской поликлиники Галиной Ефимовной Диденко. Галина Ефимовна более 40 лет проработала в медицине. Много лет работала заведующей терапевтического отделения Абинской районной больницы, в последнее время была терапевтом Абинской районной поликлиники, пользовалась огромным авторитетом у пациентов. С мая 2016 года она отдыхает на пенсии. Галина Ефимовна с интересом отнеслась к проведенным нами измерениям, рассказала о признаках гипертонии и гипотонии, проанализировала результаты наших измерений. Она отметила, что в основном у обследуемых нами учащихся показатели артериального давления в норме, кроме двух случаев. Даше и Диме необходимо обязательно посетить врача и пройти обследование. Показатели артериального давления этих ребят вызывают тревогу.

5.Заключение.

В литературных и интернет- источниках были изучены понятия артериальное давление, как оно формируется и отчего зависит.

Были изучены приборы для измерения давления, правила пользования тонометром.

В течение 10 дней у группы учащихся проводились замеры артериального давления: утром и в конце учебного дня.

Проведя исследование по измерению артериального давления, мы пришли к выводу: выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

1.Артериальное давление может меняться в течение дня, оно зависит от эмоционально-психологического состояния людей, физической и умственной нагрузок.

2. Как позитивные, так и негативные стрессовые факторы могут приводить к повышению уровня АД.

3.У людей, которые ведут малоподвижный образ жизни, риск возникновения АД выше, чем у физически активных.

4.Увеличение массы тела сопровождается повышением артериального давления.

Консультация врача терапевта Диденко Г.Е. подтвердила правильность наших выводов по результатам измерения артериального давления у 10 учащихся нашего класса. Доктор выразила обеспокоенность тем, что у двух подростков из десяти ( большой %) имеются проблемы с давлением, рекомендовала, не задерживаться с обращением к медикам – специалистам.

После проведения анкетирования, было выявлено, что большая часть подростков имеет плохую осведомлённость о подростковой гипертонии.

Как справиться с изменениями артериального давления:

-здоровый сон необходимой продолжительности, а это не менее восьми-девяти часов,

- должно быть правильное, регулярное, умеренное питание;

-- употреблять меньше мяса, больше рыбы, растительного белка, сыра, овощей, фруктов, каши;

-правильная организация труда и отдыха;

- умеренная физическая активность используется в качестве терапии повышения давления, а также как его предупреждение.

- употреблять чеснок, он оздоравливает сосуды, снижает уровень холестерина, способствует работе сердца;

Все это обязательно внесет вклад в оздоровление кровеносных сосудов и предотвращение или лечение гипертонии. Измеряя артериальное давление можно предположить будущее состояние сердечнососудистой системы и таким образом изменить свое здоровье в сторону улучшения, то есть вести здоровый образ жизни. Выполняя работу, был сделан ещё один шаг к познанию самого себя, к познанию человека.

Мои одноклассники с большим интересом отнеслись к проводимым мною исследованиям. Результаты проведённой работы будут мною обсуждены в классе, на уроке биологии. Будет сделан буклет о понятии артериальное давление крови, о значении артериального давления в здоровье человека. Работу начатой темы надеемся продолжить, углубить и расширить исследования.

5.Список литературы.

  1. http://milleta.ru/articles/arterialnoe-davlenie/

  1. http://headexpert.ru/zabolevaniya/gipotoniya/simptomy-i-lechenie-ponizhennogo-davleniya.html headexpert.ru © http://headexpert.ru/

  1. http://davlenie.org/cheloveka-norma-po-vozrastu.html

  1. ru.wikipedia.org›Пульс

5.Журнал «Здоровье»;№ 4,2013.

6.http://kardioportal.ru/content/chto-takoe-diastolicheskoe-i-sistolicheskoe-davlenie

7.В.В. Долгих, Ж.В. Прохорова, Н.А. Фомина «Роль психоэмоциональных и социальных факторов в развитии эссенциальной артериальной гипертензии у подростков» Педиатрия №5, 2011

8.К.И. Григорьев, Е.Л. Поважная, А.Л.Соловьева «Артериальная гипертензия у детей и подростков: практикум для медицинского работника» Медицинская сестра № 5, 2007

Приложение I

Диаграмма 1.Ответы на вопросы анкеты

Диаграмма 2. Ответы на вопросы о самочувствие.

Приложение II

Диаграмма 3. Ответы на вопросы анкеты о питании учащихся.

Диаграмма 4. Ответы на вопрос анкеты.

среда (7ур)

четверг(6 ур)

пятница(6ур)

суббота(5ур)

понедел (6ур)

вторник (7ур)

среда (7ур)

четверг(6ур)

пятниц(6ур)

суббота(5ур)

1 дев

Лиза

пульс

110

70

75

100

67

71

110

70

76

110

74

89

111

72

106

113

73

72

94

64

81

94

68

74

105

84

91

96

67

80

111

72

70

108

71

76

108

69

87

97

73

75

117

69

81

106

57

87

112

63

88

97

61

80

110

80

70

94

74

90

2 дев

Даша

пульс

135

86

70

125

90

70

168

143

103

147

115

85

107

66

75

135

102

70

140

101

80

125

96

83

130

71

101

143

73

77

99

57

62

130

70

70

165

120

101

94

53

68

115

61

93

109

70

60

120

90

90

108

60

70

130

70

68

105

99

90

3 дев

Кристина

пульс

112

67

73

107

60

78

114

65

86

92

40

73

119

69

88

112

59

88

112

58

78

93

57

82

102

58

86

103

57

73

118

65

81

106

58

79

115

51

83

103

96

86

106

59

72

104

58

71

94

57

95

100

59

76

113

63

88

100

64

82

4 дев

Ангелина

пульс

123

72

82

128

84

93

120

77

85

122

69

78

118

68

93

120

70

80

117

68

85

123

112

96

120

70

80

108

80

100

126

73

100

101

82

102

133

81

118

103

64

97

108

66

83

122

70

87

128

73

95

122

70

90

130

80

90

100

80

100

5 дев

Настя

пульс

108

60

90

115

68

84

110

56

96

112

66

80

115

67

85

100

58

97

108

58

97

111

71

95

116

70

93

107

98

85

136

73

113

119

63

74

110

53

96

101

41

74

116

53

89

108

66

94

101

66

101

107

69

90

108

66

93

120

91

110

6 муж

Артём

пульс

133

76

74

119

70

79

138

77

71

129

70

92

118

67

75

119

63

83

119

62

89

104

59

80

161

116

103

121

90

101

128

73

74

127

54

75

102

61

72

132

62

76

130

66

77

130

77

78

116

83

76

121

54

100

108

78

91

110

80

90

7 муж

Сергей

пульс

119

62

70

125

67

86

115

58

73

130

74

91

113

78

89

129

69

90

101

61

65

99

54

67

124

55

71

157

53

90

122

72

77

100

56

66

120

60

80

106

67

86

103

52

61

110

70

80

107

74

91

100

58

73

103

52

68

103

70

70

8 муж

Павел

пульс

121

60

74

108

57

77

135

59

73

119

56

71

113

44

70

132

58

71

105

59

72

112

55

93

111

53

81

116

59

70

117

49

82

111

50

67

110

52

67

110

49

76

122

60

64

118

61

84

116

73

80

106

46

64

118

64

92

120

70

67

9 муж

Аверьян

пульс

118

78

70

128

66

68

146

81

66

127

75

56

124

72

68

133

78

59

117

86

71

122

67

53

126

93

65

139

77

62

118

65

61

139

85

50

146

78

87

114

56

62

133

65

52

117

85

70

136

79

77

121

63

63

139

83

72

119

83

65

10 муж

Дмитрий

пульс

144

75

84

138

69

90

145

77

83

143

74

90

149

76

77

134

63

94

162

85

94

167

82

105

151

70

89

179

102

92

143

68

90

140

76

92

148

90

90

150

97

90

144

88

85

136

52

90

142

65

80

150

70

90

153

69

90

170

78

65

Приложение IV

Фото 1. Изучение тонометров.

Фото 2. Механический тонометр.

Фото 3. Автоматический тонометр.

Приложение V

Фото 4.Измерение артериального давления однокласснице.

Фото 5. Измерение артериального давления себе.

Приложение VI

Диаграмма 1. Сравнение % изменения артериального давления у мальчиков и девочек наблюдаемой группы.

Диаграмма 2.Сравнение изменения артериального давления у учащихся наблюдаемой группы.

Приложение VII

График 1. Изменение повышения АД к концу дня в течение 10 дней.

График 2. График 1. Изменение понижения АД к концу дня в течение 10 дней.