IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

В МИРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Жучкова М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


1.1.В мире географических профессий.

Цель исследовательской работы: Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

Методы проведенных исследований: Для исследования использовались статистический и аналитический методы.

Актуальность. В последнее время отмечается изменение набора изучаемых предметов в школе. Мне география очень нравится и я хотела бы, чтобы моя профессия была связана с ней. Поэтому я решила изучить профессии, в которых требуются знания географических законов, чтобы определиться с дальнейшим выбором своей профессии.

В мире много профессий связанных с географией, но какую из этого множества выбрать, какая профессия полезнее всего? Безусловно, все эти профессии полезны и очень важны. И, чтобы понять их важность, давайте разберем самые интересные и важные из них .

В своей работе я хочу рассказать и показать вам, как эта замечательная наука о планете земля нашла отражение в развитии многих профессий человека. Я считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются все новые и новые профессии, связанные с географией.

Во всех этих профессиях важным элементом является география. География – это наука о планете земля, о ее природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Я поставила себе такую цель:

  1. Изучить выбранные мною профессии связанные с географией и профессиональные качества нужные для них.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

Я проведу исследование отдельных профессий на предмет использования географии.

  1. Провести социологический опрос учащихся школы на выявление значимости предмета географии при выборе профессии;

  2. Выясню, какими качествами в этих профессиях должен обладать человек.

1.2. Методы исследования

Для исследования я использовал статистический и аналитический методы. Для доказательства гипотезы мною были разработаны вопросы для анкет. На основе их проведён социологический опрос среди учащихся нашей школы, результатом которого стал анализ полученных результатов и сделаны выводы о значимости географических знаний в жизни и при выборе профессии.

Особенности исследуемой аудитории

Ребята 9 - 11 классов приняли активное участие в проведении социологического опроса. На основании, которого, мною был сделан вывод о понимании учащимися нашей школы необходимости географических знаний в жизни и при выборе профессий.

Результаты исследования

Для проведения соцопроса была составлена анкета из следующих вопросов:

1. Можно ли человеку обойтись без географических знаний?

2. Нужна ли география после окончания школы?

3. Какие профессии связанные с географией знают ученики?

Проанализировав полученные данные, я сделал вывод, что учащиеся понимают, что географические знания нужны даже в повседневной жизни, независимо от имеющейся профессии. Но профессии, в основе которых лежат применения знаний и законов географии назвать много не могут. Поэтому я решил изучить наиболее заинтересовавшие меня профессии и рассказать о них подробнее.

1.3.В географии есть два направления:

1.Физико-географическое – направление изучающее природу земной поверхности.

2 .Экономическое – направление изучает население и его хозяйственную деятельность.

В своей работе я выбрала физика – географическое направление, так как в этом направлении, по моему мнению, самые важные профессии, связанные с географией.

Географические профессии делятся на три категории:

  1. Традиционные: геоморфология, земледелие, климатология и др.

  2. Современные: биоклиматология, география туризма, географическая планетология и др.

  3. Редкие: вулканолог, метеоролог, океанолог, климатолог и др.

1.4.Я хочу рассказать вам о самых редких и интересных профессиях в географии.

1.Первая профессия – Вулканолог.

Функции:

Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Изучать вулканы довольно проблематично. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Сейсмостанции фиксируют вулканические землетрясения. Это самые надежные предвестники грядущего извержения. Вулканологи исследуют так же потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии. Кроме научных наблюдений вулкано-станция приносит и иную пользу. Когда идет извержение, вулканологи следят за направлением пеплового шлейфа и по их прогноза авиаторы корректируют маршруты самолетов.

В профессии вулканолога важна физическая выносливость, аналитический ум, логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам, хорошие слух и зрение.

Профессионально важные качества:

  • Физическая выносливость

  • Аналитический ум

  • Логическое мышление

  • Наблюдательность

  • Склонность к естественным наукам

  • Хороший слух и зрение.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. Академик РАН Евгений Гордеев

2.Океанолог.

Океанологи изучают воды океанов и морей. Они исследуют их состав, свойства и строение. Отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. Необходимо хорошо разбираться в технике, т.к. большинство исследований проводится с использованием специального оборудования. Глубина Мирового океана изучена плохо, поэтому специальсты-океанологи пользуются и хорошими знаниями английского, океанологи имеют все шансы работать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии

Профессионально важные качества:

  • Физическая выносливость

  • Хорошая память

  • Внимательность

  • Логическое мышление

  • Любовь к природе

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

  2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

3. Эколог

Современная экология — это быстро развивающаяся наука, ее объекты относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой. Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

Выделяют несколько разделов экологии:

- общая экология – исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);- полевая экология – исследование живых организмов в естественной обстановке;- экспериментальная экология – изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок.

В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др.

Профессионально важные качества:

  • аналитические способности;

  • математические способности;

  • логическое мышление;

  • хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная память);

  • гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);

  • способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;

  • ответственность;

  • инициативность;

  • самостоятельность;

  • добросовестность;

  • наблюдательность

  • принципиальность

  • аккуратность.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет

  2. ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет

4.Геолог

Геолог-разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.

Работа для мужественных, решительных и одновременно романтических людей. Твердая рука товарища - единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь – дело обычное

Профессионально важные качества:

  • Физическая выносливость.

  • Пространственное воображение.

  • Наблюдательность.

  • Внимание.

  • Логическое и наглядно-образное мышление.

  • Эмоционально-волевая устойчивость.

  • Математические способности.

  • Самостоятельность и гибкость мышления.

  • Способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

  • Упорство.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

  2. КФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет

5.Метеоролог.

Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они – непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план профессии метеоролога.

Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Скрасить некоторую монотонность работы позволяет большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи.

Профессионально важные качества:

  • Аналитические способности.

  • Аккуратность.

  • Ответственность.

  • Терпение.

  • Упорство.

  • Наблюдательность.

  • Умение работать в команде.

  • Предусмотрительность.

  • Большой объем кратковременной памяти.

  • Способность к прогнозированию.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. Российский государственный

гидрометеорологический университет

  1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - МГУ

6.Гидролог - исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов

суши.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

  2. ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

7.Маркшейдер — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

  1. Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный»

  1. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) (НИТУ МИСиС Горный институт)

1.5.Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, государственные деятели, писатели, телеведущие, журналисты.… Например:

Николай Дроздов (ведущий телепрограммы «В мире животных»),

Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении),

Иван Затевахин (теле - и радиоведущий программ о животных),

Фёдор Конюхов (знаменитый мореплаватель и путешественник-одиночка),

Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции),

Александр Кондаков (гендиректор издательства «Просвещение»),

Борис Соколов (известный в России писатель на военно-политическую тематику),

Жак-Ив Кусто (океанограф с мировым именем, изобретатель акваланга),

Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили),

Наследный английский принц Гарри (сын принцессы Дианы и принца Чарлза)

и многие – многие другие.

Среди обилия географических специальностей есть « старые» и «новые», «мужские» и «женские», наиболее и наименее популярные.

Самый высокий конкурс на географическом факультете МГУ им. Ломоносова имеют такие специальности, как мировая экономика, геоинформатика, региональная политика, туристическая география. А в МПГУ очень престижным становится специальность «учитель географии и английского языка». В Академии Генерального штаба учат военной географии (военный синоптик, военный картограф, фотограмметрист-дешифровальщик аэрокосмической разведки.)

Заключение:

В своей работе я разобрала профессии связанные с географией и узнала, для чего они служат нам. Выяснила, какие нужны человеку качества для работы. Я поняла что работа, связанная с географией не только полезная и сложная, но еще и интересная. Я думаю, моя работа заинтересует многих людей, не определившихся с профессией и возможно подтолкнет к выбору одной из выше рассмотренных. Результаты работы

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказатьПрактическое значение

На основе полученной информации и сделанных выводов планирую изготовить и распространить буклеты о профессиях, связанных с географией. Это поможет учащимся определиться в выборе профессии и проявить больший интерес к изучению географии

Список используемой литературы:

1. БОУ «Омский Центр профориентации»

2.Википедия.

3. ВУЗы России

4. ШКОЛЬНИКУ.ру Столичный центр профориентации «Разумный выбор»