IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

С КНИЖКОЙ ПО ЖИЗНИ: ЧТО ЧИТАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ?
Хамитова Д.Р., Тимирбулатова А.П.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

«Автор пишет только половину книги:

другую половину пишет читатель»

Джозеф Конрад

Чтение – уникальный феномен культуры. Оно выполняет важную социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей. Сейчас говорят, что наше поколение мало читает, мы решили выяснить, а так ли это?

Актуальность работы заключается в том, что появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы – важнейшее условие успешности человека в обществе. В начале XXI века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. Многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевиденьем, компьютерными играми. Но, безусловно, они книгам не конкуренты. Ведь в книгах заключены знания человечества.

Цель исследования – изучение отношения подростков к чтению и читательского интереса современных детей в возрасте 12 – 14 лет.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

  1. познакомиться с историей создания книг;

  2. узнать о современных технологиях создания книг;

  3. определить тенденции в литературных предпочтениях и вкусах подростков.

Объект исследования: читатели в возрасте от 12 до 14 лет.

Предмет исследования: современная художественная литература, читаемая подростками.

Гипотеза исследовательской работы: мы считаем, что роль чтения остается по-прежнему актуальной в жизни подростка.

Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: результаты помогут в жизни, могут быть использованы на классных часах, уроках литературы, внеклассных мероприятиях, при написании статьи.

Методы исследования:

- изучение теоретической литературы;

- анализ документов в сети Интернет;

- опрос;

- экскурсия – посещение библиотек;

- интервьюирование.

Базу исследования составили учащиеся 8 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Глава I. Теоретическое обоснование создания книг

I.1. История создания книги

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.

В истории мировой литературы был период «устной книги». Бессмертные поэмы «Иллиада» и «Одиссея» были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им.

По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.

Первый этап книги – это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков – настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки [6] (Приложение 1).

Для кратких документов служили восковые дощечки (Приложение 2), а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамент (Приложение 3) – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твёрдым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево (Приложение 4). Писали на всем, что попадалось под руку.

В древнем Египте в 3 тысячелетии до н. э. изобрели превосходный материал для письма – папирус, из которого получали свиток (Приложение 5). Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин [6]. Несколько таких «книг» укладывали в ящики. На весь мир прославилась Александрийская библиотека. В ней было около 700 000 свитков.

Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева (Приложение 6).

На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту (Приложение 7). Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок [2; 27] (Приложение 8). Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.

Началом русского книгопечатания считается 1564 г. русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. (Приложение 9). Это была церковная книга «Апостол». А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь [2; 32].

Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час (Приложение 10). Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги).

Следующим шагом в эволюции книг считается появление книг на электронных носителях (Приложение 11).

Таким образом, процесс создания книг является довольно-таки трудоёмким.

I.2. Современные технологии создания книг

Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр. Страницы последовательно распечатываются на рулонной бумаге, которая впоследствии разделяется на отдельные листы, таким образом, что в итоге книга сразу будет собрана в правильном порядке. Такой станок, соответственно, называется рулонным, или ротационным; существуют также и офсетные станки, печатающие на отдельных листах, а не на рулонах [7].

После сбора листов с оттисками осуществляются переплётные работы. В середине прошлого века соответствующая часть работы выполнялась обособленными предприятиями, которые не занимались книгопечатанием и выполняли только лишь работу по переплету книг; в настоящее время активные процессы слияния и реорганизации компаний приводят к тому, что интеграция различных задач в рамках одной и той же издательской фирмы нарастает, и теперь найти предприятие, подобное описанному выше, затруднительно [7]. Растёт популярность переплёта книг без традиционной прошивки, однако прежние методы брошюрования также находят применение в полиграфическом процессе.

Для современного книгопечатания характерна стандартизация: изготавливаемые книги имеют, как правило, определённый размер и формат. В англоговорящих странах, за исключением США, доминируют британские стандарты; собственные нормы и правила действуют в странах Европы. Бумага также изготавливается специально для полиграфических нужд; для облегчения процесса чтения она традиционно делается не чисто белой, а слегка затемнённой, а также имеет определённую плотность, чтобы напечатанный на одной стороне листа текст не просвечивал с другой стороны. В зависимости от конкретного типа книги применяется бумага определённого качества; наиболее распространённой разновидностью является мелованная бумага того или иного сорта.

Помимо прочего, на современном этапе книги изготавливаются также и методом цифровой печати. При этом страницы формируются примерно тем же способом, что и документы, печатаемые офисной техникой — лазерными принтерами или копировальными аппаратами, с использованием тонера, а не чернил. Такой подход позволяет печатать малые тиражи изданий (до нескольких сотен экземпляров), в том числе благодаря отсутствию подготовительных этапов, необходимых в работе с офсетным станком. Появление цифровой печати содействовало формированию нового подхода к книгоизданию — печати по требованию, когда копии книг изготавливаются специально для конкретного клиента, уже после того, как он оформит заказ на то или иное издание.

Термин «электронная книга» (также e-книга, англ. e-book) применяется по отношению к книге, содержащей информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе (CD-ROM, DVD-ROM и пр.) [3; 95].

Нарастающее число публикаций (так называемый информационный взрыв) поставил перед библиотеками вопрос хранения столь большого массива информации. Появление электронной публикации и сети Интернет позволяет не печатать информацию в виде бумажных книг, а хранить её на гораздо более ёмких электронных носителях в электронных библиотеках, предоставляя доступ к ней как локально, так и дистанционно — через Всемирную сеть.

Книги в таком виде имеют как свои плюсы, так и минусы, но, в связи с некоторым неудобством существующих систем чтения электронных книг (например, скорость чтения электронных книг, согласно исследованию «Nielsen Norman Group», уступает в среднем на 10 % скорости чтения их бумажных аналогов), зачастую отдаётся предпочтение традиционным бумажным, поддерживая их производство на достаточном уровне.

Тем не менее, в настоящее время многие стараются оцифровать имеющиеся книги, чтобы обеспечить удобство хранения их на электронных носителях и беспрепятственный доступ к ним всех желающих. Также есть наработки и для процесса их публикации, например, печать по требованию, электронные журналы и т. п.

Для создания аудиокниги текст того или иного произведения начитывается человеком — как правило, профессиональным актёром либо группой таковых — или (реже) синтезатором речи, после чего записывается на какой-либо звуковой носитель. К тексту может также добавляться определённое шумовое или музыкальное сопровождение. Аудиокниги обладают как преимуществами (к примеру, возможность восприятия информации людьми, по той или иной причине не способными к чтению), так и недостатками (в частности, звуковой файл существенно более объёмен, нежели собственно текст) [3; 98].

Выводы по главе I

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.

Процесс создания книг трудоёмкий: надписи на камнях, свитки папируса, восковые таблички, изготовление бересты, рукописные книги на пергаменте, первые печатные книги на бумаге, книги на электронных носителях.

Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр.

Для современного книгопечатания характерна стандартизация: изготавливаемые книги имеют, как правило, определённый размер и формат.

Также книги изготавливаются и методом цифровой печати. При этом страницы формируются лазерными принтерами или копировальными аппаратами, но с использованием тонера. Такой подход позволяет печатать малые тиражи изданий.

Глава II. Экспериментальная работа по изучению читательского интереса учащихся

II.1. Современные книги для подростков 12 – 14 лет

Бесспорно, дети должны читать классику, однако и современная литература для подростков не менее важна, поскольку помогает юным читателям найти ответы на вопросы, касающиеся непосредственно нынешнего времени.

Нельзя не признать, что сегодня фэнтези – самая популярная современная литература для подростков, список ее, без сомнения, открывает серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Список могут продолжить следующие произведения: С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма», Дж. Мерфи «Самая плохая ведьма», А. Плишот «Лес потерянных», Р. Риордан «Герои Олимпа», У. Тэд «Книга драконов [1].

Несмотря на серьезное противостояние сил в произведениях фэнтези, всё-таки побеждает всегда добро, а это значит, что читать их стоит, поскольку они дают определенную установку на то, что нельзя быть злым, коварным, потому что настоящая сила дается только тому, кто добр и бескорыстен.

В подростковом возрасте ребята часто сталкиваются с проблемами неразделенной симпатии, разногласием с другом, конфликтом с учителем – всё кажется важным! Современная подростковая литература отражает всё то, что может происходить в жизни юных читателей; именно из книг они узнают о том, как в такой же ситуации вели себя литературные герои, как они смогли пройти подобные «испытания»: А. Жвалевский и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось!», И. Костевич «Мне 14 уже два года», У. Старк «Чудаки и зануды» [1].

Для кого-то из ребят трагедия заключается лишь в том, что родители их до конца не понимают, а кому-то приходится переживать настоящие жизненные невзгоды: тема сиротства, тема брошенных детей, к сожалению, тоже актуальна: Д. Сабитова «Где нет зимы» [1].

Ребятам могут быть интересны книги, в которых говорится о великих открытиях человечества, представлена история. Познавательная литература для подростков очень важна, поскольку расширяет кругозор юных читателей: Н. Назаркин «Три майские битвы на золотом поле», А. Орлов «Истории, которые нашептали деревья», В. Роньшин «Семь историй о сэре Исааке Ньютоне» [1].

Современная художественная литература для подростков очень важна! В ней находят отражение все проблемы подрастающего поколения; и она очень интересна юным читателям, поскольку созвучна времени!

II.2. Мир чтения подростков

В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас человек с книгой в руках является редкостью.

Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Однако зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям.

Всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы ровесников.

Нас заинтересовал вопрос, читают ли подростки что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку? Для этого мы провели опрос среди учащихся 8 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы с целью выявить особенности чтения учащихся.

Опрос был проведен в вопросно-ответной форме (Приложение 12), где приняло участие 53 учащихся школы.

Порадовало, что все учащиеся любят читать (100 %) (Приложение 13).

На вопрос «Что вы читаете чаще всего?» 20 учащихся отметили газеты и журналы (38 %), 33 учащихся – художественную литературу (62%) (Приложение 14).

Оказалось, что 8 опрошенных не посещают библиотеки (15 %), 1-2 раза в месяц ходят в библиотеки 28 учащихся (53 %), 1-2 раза в неделю –17 учащихся (32 %) (Приложение 15).

Большинство опрошенных учащихся предпочитают жанр фантастики и комедии (Приложение 16).

Мои сверстники интересуются новинками литературы в Интернет (68 % опрошенных), хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью у читающей публики. 17 учащихся (32 %) отметили, что не интересуются новинками литературы в сетях Интернет (Приложение 17).

45 учащихся (84 %) хотели бы получить книгу в подарок (Приложение 18).

Объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, так соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом в конкретных примерах. Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году возрастёт в 32 раза.

Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, Л.Н. Толстой, М. Горький, А. Эйнштейн.

Интересно, а что читают подростки сейчас? Для начала мы проанализировали данные сети Интернет и выяснили рейтинг самых популярных и читаемых книг ребятами 12-14 лет (Приложение 19).

Высокий рейтинг читаемых книг современности отмечается у следующих книг: Джон Грин «Виноваты звезды» и «Бумажные города», Селеста Инг «Всё,что я не сказала», Зои Сагг «Девушка онлайн», Виксен Ли «Охотники на волков».

В классе выяснили, что из данных книг были прочитаны ребятами произведения Джон Грин «Виноваты звезды» и «Бумажные города», Зои Сагг «Девушка онлайн», Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (Приложение 20).

Таким образом, современные подростки читают и классическую литературу, и приключенческую, и фантастику. Выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези), для саморазвития.

II.3. В гостях у библиотекарей

После проведения опросов, мы посетили школьную библиотеку с целью выяснения посещают ли подростки школьную библиотеку и что читают (Приложение 21). Наталья Рафаэлевна сказала, что подростки посещают библиотеку и даже есть постоянные посетители нашего класса – Макрагузова Вероника, Мухаметдинова Алина.

Оказалось, что спросом у подростков служит классическая литература, изучаемая школьной программой. Также есть интересующиеся новинками литературы.

Далее, с целью выяснить интерес к чтению, мы направились в центральную городскую библиотеку №4 г. Туймазы. Там мы взяли интервью у Ларисы Алексеевны, которая является заведующей библиотеки, работает 17 лет (Приложение 22).

- Посещают ли подростки вашу библиотеку?

- Да, в нашей библиотеке большое количество читателей, с каждым годом увеличивается количество подростков.

- Есть ли среди них постоянные посетители?

- Да, конечно, основные читатели нашей библиотеки – это дети.

- Какие книги пользуются спросом у подростков?

- Сейчас, в основном, подростки интересуются фантастикой, детективами. Также ребята читают книги, у которых большой рейтинг в Интернете. Также, если, например, подруга прочитала какую-то интересную книгу, она начинает её хвалить, и другим она становится интересной, приходят берут эти книги. Стоит отметить, что большинство подростков читают книги не по своей возрастной категории. Это и классическая литература, изучаемая по школьной программе, литература универсального содержания (энциклопедии, словари), произведения на историческую тему. Можно отметить следующие книги, пользующиеся особым спросом: Ф.Б. Керр «Джинн», «Вавилонское подземелье», Дж. Толкиен «Хоббит», «Властелин колец», Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

- Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы?

- Да, подростки часто спрашивают современные книги, читают известных авторов.

- Ваши пожелания молодым читателям.

Итак, работники библиотеки говорят, что подростки являются основными читателями библиотек, их число растет с каждым годом. Ребята предпочитают фантастические произведения.

Выводы по главе II

Рекомендуемая литература для подростков включает в себя, в основном, произведения классиков. Во-первых, это книги, проверенные временем и, кроме того, это список, приведенный в школьной программе для внеклассного чтения. Во-вторых, многие замечательные произведения наших современников в современный список литературы ещё просто не успели войти.

Тем не менее, как выяснилось, важной оказывается современная художественная литература разной тематики: о любви, дружбе, семейных отношениях, взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, науке и истории и т.д.

Таким образом, мы выяснили современные книги, рекомендуемые для подростков, которые отражают всё то, что может происходить в жизни юных читателей. Также узнали, какие современные книги составляют рейтинг книг, прочитанных одноклассниками.

После проведения опросов, мы посетили школьную библиотеку с целью выяснения, посещают ли подростки школьную библиотеку и что читают. Далее, с целью выяснить интерес к чтению, мы направились в центральную городскую библиотеку №4 г. Туймазы. Оказалось, что большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии.

Заключение

Стоит отметить, что хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Изучив литературу, мы выяснили, что история создания книг начинается с надписей на камнях, до первых печатных книг на бумаге, а в современном мире, книг на электронных носителях. Узнали о технологии создания книг.

На следующем этапе мы поставили перед собой задачу определить тенденции в литературных предпочтениях и вкусах подростков. Современная художественная литература очень интересна юным читателям, поскольку созвучна времени.

Далее нами был исследован вопрос о читательских интересах одноклассников в ходе проведения опроса, где узнали, что из опрошенных все учащиеся любят читать, ходят в библиотеки, интересуются новинками литературы в сети Интернет. После мы проанализировали данные сети Интернет и выяснили рейтинг самых популярных и читаемых книг ребятами 12-14 лет. Высокий рейтинг читаемых книг современности отмечается у следующих книг: Джон Грин «Виноваты звезды» и «Бумажные города», Селеста Инг «Всё,что я не сказала», Зои Сагг «Девушка онлайн».

После проведения опроса, мы посетили школьную и городскую библиотеки. Наталья Рафаэлевна и Лариса Алексеевна считают, что подросткам нравятся фантастические произведения, количество читателей с каждым годом увеличивается.

Весь собранный материал мы разместили в книге «О чтении современному подростку» (Приложение 23). Наше исследование доставило нам огромное удовольствие. Мы общались с разными интересными людьми, работая с разными источниками информации. Мы узнали много нового, особенно об истории создания книг. Мы обязательно продолжим работу по данной теме и изучим современных авторов и истории создания самых рейтинговых книг.

Таким образом, гипотеза о том, что роль чтения остается по-прежнему актуальной в жизни подростка, подтвердилась.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты помогут в жизни, могут быть использованы на классных часах, уроках литературы, внеклассных мероприятиях, при написании статьи.

Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. Известны слова И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».

Список литературы

1. Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodistynarod.ru

2. Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. – М.: «Русская школьная библиотечная ассоциация», 2007. – 98 с.

3. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте». – М.: «Академия», 2009. – 113 с.

4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: «Просвещение», 2015. – 73 с.

Интернет-ресурсы:

5. https://www.papaimama.ru/

6. https://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/

8. http://eikenclub.ru/

9. http://www.hi-edu.ru

10. http://natlib.udm.ru/

11. http://www.belarus-mtz.by

12. http://ruslit.ioso.ru/kir_meph.htm

13. http://www.uraledu.ru

Понятийный аппарат

Аудиокнига – это художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель.

Береста – это верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже – розовато-коричневого.

«Илиада»– эпическая поэма, приписывавшаяся Гомеру , древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы, представляет собой переработку и объединение многочисленных сказаний феодальной Греции о подвигах древних героев.

Книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая, как правило, твёрдый переплёт.

«Одиссея»– вторая после «Илиады» классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру.

Папирус – это писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее – на всём пространстве античного мира.

Пергамент – материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древние рукописи на таком материале.

Электронная книга – это общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

Приложение 1

Папирус у древних египтян

Приложение 2

Восковые и глиняные таблички

Приложение 3

Свитки пергамента

Приложение 4

Надписи на камнях, костях и шёлка

Приложение 5

Папирус

Приложение 6

Первая бумага из шелка, тряпок и волокон из дерева

(изобрели китайцы)

Приложение 7

Береста на Руси

Приложение 8

Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом (Корея)

Приложение 9

Иван Фёдоров (Иван Фёдорович Москвитин, открыл первую типографию в 1563 года в Москве,

выпустил книгу «Апостол»)

Приложение 10

Современная печатная машинка

(были изобретены примерно в 1860 г.)

Приложение 11

Книги на электронных носителях

Приложение 12

Опрос учащихся

  1. Любите ли вы читать?

а) да

б) нет

  1. Что вы читаете чаще всего?

а) газеты

б) журналы

в) художественную литературу

  1. Как часто вы посещаете школьную, городскую, районную библиотеки?

а) не посещаю

б) 1-2 раза в месяц

в) 1-2 раза в неделю

  1. Какие литературные жанры предпочитаете?

  2. Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

а) да

б) нет

  1. Хотели ли получить книгу в подарок?

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Список самых запрашиваемых книг подростками

за август – октябрь 2017 год на сайте Google и Яндекс

  1. Джон Грин «Виноваты звезды» (18605)

  2. Джон Грин «Бумажные города» (11849)

  3. Селеста Инг «Всё,что я не сказала» (10140)

  4. Зои Сагг «Девушка онлайн» (3899)

  5. Виксен Ли «Охотники на волков» (3336)

  6. Хокинс Пола «В тихом омуте» (2245)

  7. Устинова Татьяна «Селфи с судьбой» (1806)

  8. Мариам Петросян «Дом, в котором…» (1401)

  9. Сесилия Ахерн «Идеал» (1363)

  10. Джон Бойн «История одиночества» (1193)

  11. Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней» (908)

  12. Хайнлайн Роберт «Деверь в лето» (663)

  13. Олли Вингет «После огня» (472)

Приложение 20

Рейтинг книг класса

Книга

Число прочитавших

Количество учащихся

1

Джон Грин «Виноваты звёзды»

7

25

2

Джон Грин «Бумажные города»

5

3

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

17

4

Зои Сагг «Девушка онлайн»

10

Приложение 21

В школьной библиотеке

Приложение 22

В центральной городской библиотеке №4 г.Туймазы