IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Даутов К.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Выбор темы исследования обусловлен тем, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Известнейший педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

Актуальность темы. Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Объектом исследования выступает процесс обучения школьников начальных классов.

Предмет исследования: возможности использования игровой деятельности для достижения поставленных задач.

Цель исследования: Теоретическое обоснование и экспериментальная апробация игровой деятельности как средства повышения социальной активности детей на начальном этапе обучения.

Гипотеза: Повышение социальной активности детей в игре будет эффективно, если обеспечить методологически разработанную систему использования игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Задачи исследования:

1. изучение особенностей психолого-педагогических основ игровой деятельности в младшем школьном возрасте;

2. классификация игр и определение педагогических условий использования игр в учебном процессе;

3. экспериментальная апробация системы игр, направленной на развитие социальной активности и межличностного развития детей со сверстниками и взрослыми.

Содержание работы определило ее структуру, которая состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы и приложения.

В этом исследовании определяется явление и понятие игры, как педагогического средства, цели проведения игр на начальном этапе обучения, требования к ним, классификация существующих игр.

1. Необходимость игровых приемов в обучении детей в младшем дошкольном возрасте

1.1 Цели раннего обучения

Следует отметить несколько целей раннего обучения иностранным языкам. Обучение младших школьников иностранному языку преследует комплексную реализацию практической, воспитательной и развивающей целей и носит подготовительный характер по отношению к последующим этапам обучения.

Практические цели. Обучение в начальной школе призвано заложить у учащихся основы практического владения языком в определенных программой пределах, т.е обеспечить возможность элементарного общения на иностранном языке в ситуациях, свойственных для детей этого возраста, и в рамках предусмотренных программой тематики и языкового материала, понимание несложного текста при чтении восприятии на слух. Задачи в области письма заключается в обучении учащихся правописанию слов и фраз, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях , а также умению сделать необходимые выписки из прочитанного, написать короткое письмо-поздравление.

Образовательные цели. На начальном этапе обучения иностранный язык совместно с русским способствует развитию общих и специфических умений, характерных для предметов языкового цикла, то есть филологическому образованию школьников. Наряду с этим изучение иностранного языка открывает возможность для обретения определенного объема знаний.

Воспитательные цели. Цели включают в себя формирование у учащихся навыков учебной деятельности, воспитание у них интереса к изучению иностранного языка, умения коллективно решать поставленные задачи и доброжелательного отношения к другим народам и странам, воспитание в духе мира и добрососедства.

Развивающие цели.

Цели предполагают развитие познавательных способностей, навыков межличностного общения формирование навыков самоконтроля и контроля речи других учащихся , а также развитие психических функций учащихся: мышления, эмоций, внимания, воли и памяти.

Процесс обучения иностранному языку вносит коммуникативную направленность, строится на устной речи, происходит в игровой форме с использованием стихов, песен.

Всем упражнениям, обучающим устноязычному общению, придается коммуникативно-ситуативная обусловленность. Эффективности обучения способствует максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения.

Для реализации этих целей необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания.

1.2 Игра - действенный метод овладения языком.

Что же такое игра? Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.

По мнению психологов, игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения.

Игра, как говорил Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено, в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра это: 1. Деятельность. 2. Мотивированность.3. Индивидуальная деятельность. 4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив.5. Развитие психических функций и способностей. 6. Обучение с увлечением.

Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей. И от того, какой буде начало урока, зависит многое. Начало урока должно быть всегда эмоциональным. Можно начинать урок веселой музыкой. Я люблю начинать урок с «игровой завязки».Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными. Их источником могут стать рассказы, сказки и диафильмы, а также фильмы и мультфильмы. Однако дети не должны играть все время в одну и ту же игру, так как это мешает их развитию воображения и творческих способностей. Ролевые игры помогают сконцентрировать внимание на объектах (животные, вещи, персонажи).

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

Организовывая и проводя игры, следует помнить об индивидуальных особенностях психики ребенка, его темпераменте. Сангвиник, например, обладает повышенной реактивностью. Громко хохочет по незначительному поводу. Несущественный факт может рассердить его. Очень активен и работоспособен. Быстро усваивает материал. Холерик обладает высокой активностью, необуздан, несдержан, вспыльчив. Флегматик терпелив, выдержан, медлителен. Меланхолик часто плачет, болезненно чувствителен. Голос тихий. Легко утомляется.

Дети любят участвовать в разных инсценировках, играх-драматизациях. Такой вид игры требует от ребенка исполнения какой-либо роли. Она стимулирует воображение, знание лексики. Для игр-драматизаций можно использовать различные куклы, игрушки с помощью которых дети разыгрывают сюжетные игры. Это могут быть сказки или разные придуманные ситуации. Для таких игр так же подойдет использование разнообразных масок. Их можно купить, сделать самим, что тоже добавляет интерес в процесс творческой деятельности. Участие в подобной игре стимулирует к развитию всех психических, познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей.

Следует сказать, что наглядность играет немаловажную роль в процессе освоения материала. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, а также жесты) создают эффект присутствия какой-либо конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. Для этого я использую игрушки, картинки, пособия, которые я делаю сама, маски, пособия с изображением различных животных, героев различных мультфильмов, карточки с числительными и математическими примерами, таблицы, домино по многим темам. Тем самым создавая атмосферу иностранного языка на уроке.

Учитывая особенности младшего школьного возраста, стараюсь менять вид деятельности в течение одного урока. Потребность двигаться у детей есть всегда. Эти игры бывают разными: игры-танцы, игры-песни, национальные игры, игры с мячом.

1.3 Основные требования к играм

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут быть проявлены во время проведения игр. Из понимания значения игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Игра должна включать себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Игра должна быть принята всей группой. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.

Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель непременно сам верит в игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

1.4 Разнообразие игр и их применение

Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Игры фонетические

Игры «фонетические» используются для развития у детей слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки и т.д.

Игра. Учитель раздает детям карточки с картинками (картинки могут быть разными у всех). Дается одно для всех задание: «Соедини линией картинки, предметы на которых начинаются с одного и того же звука».

Подвижныеигры

Игра 1. «If you`re happy».

Игра 2. «Head and shoulders».

Игра 3. «Hands up, hands down».

Грамматические игры

Игра. Соединить значение цвета с образом предмета, имеющего этот цвет. Происходит закрепление знания лексики и одновременно углубляется жизненный опыт у маленьких детей (лягушка зеленая, кит черный и т.д.)

Задания могут быть разными:

А) раскрась картинки в данный цвет;

Б) раскрась только те картинки, которые имеют этот цвет (кот не может быть синим);

В) назови предметы в сочетании с их цветом или другими признаками (большой, маленький, хороший, плохой);

Г) используя кубики, можно доступно объяснить ребенку, где должно находиться слово, обозначающее цвет или другой признак предмета:

A + pink+ pig

Сюжетно-ролевые игры

В игре развивается эмоциональная сфера ребенка, Учебный материал, включенный в организованные учебные игры, помогает осуществить многократное повторение и закрепление лексики, речевых образцов, фонетических и интонационных элементов.

Источником сюжетно-ролевой игры могут быть сказки, рассказы и мультфильмы. Ролевые игры помогают сконцентрировать внимание на объектах речи. Игры развивают воображение. Необходимое для успешного обучения, мышление, творческие способности, речь, воспитывают нравственно-волевые качества личности.

Игра 1. «Теремок»

Цель: закрепить речевые образцы и лексические единицы по темам «Животные», «Давайте знакомиться». В игре должен присутствовать мотив, т.е ребенок должен знать «зачем», «почему», «для чего».

Игра рассказывается сначала на русском языке учителем, потом кем-нибудь из ребят-«ведущим». Диалоги ведутся учащимися на иностранном языке. Необходимо использовать маски. Ставится условие: ученик должен ответить на вопросы ведущего, чтобы превратиться в данное животное или другой персонаж. Вопросы содержат тот языковой материал, который учитель хочет закрепить, повторить довести до автоматизма.

Игра 2 «Репка».

Игра 3 «Доктор Айболит».

Игры по аудированию.

Цели: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

научить учащихся выделять главное в потоке информации; развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы.

После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.

Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

Заключение

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности .

Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

В заключение, мне бы хотелось обратить ваше внимание на принципы методики Ш. А. Амонашвили, данные в его книге «Здравствуйте, дети!» по обучению грузинских детей русскому языку можно успешно применить в обучении любому иностранному языку. «Во-первых, детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке нетрудно, хотя на самом деле это не так уж легко.

Во-вторых, нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство , что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на нем.

В-третьих, в процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации «неучебного» характера, то есть такие, когда ребенок не чувствует, что его обучают иноязычной речи, и тогда ребенок начнет общаться потому, что ему захочется что-то сообщить , поговорить с учителем, друзьями».

Цель нашей работы (изучение значения игр и их использования в младших классах на уроках английского языка) достигнута.

Задачи данной работы выполнены. В ходе написания работы мы подробно изучили проблему использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявили её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрели различные цели проведения игр, выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента. Кроме того, мы рассмотрели различные виды классификаций, и убедились на практике, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку.

Список литературы

  1. Амамджян Ш.Т. Играя, учись. М.: Просвещение, 1986.

  2. Амонашвили Ш.А. «Здраствуйте, дети!»-М.:Просвещение,1983

  3. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения.// ИЯШ. 1996. №3.

  4. Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957.

  5. Миронова В. Г. Открытые уроки и праздники на английском языке-Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 3-27 с.