IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКЕТ В ИНТЕРНЕТЕ
Муфтахова Р.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Тема исследования: «Правила поведения и этикет в интернете».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить поведение у подростков в среде Интернет.

Объект исследования: Личная страницасоциальной группы «В Контакте».

Предмет исследования: Поведения подростков, вызванного неуправляемым использованием Интернета.

Гипотеза исследования:

– использование комплексной диагностики личностной сферы и среды жизнедеятельности подростков;

– реализация программ по формированию информационной культуры у подростков.

Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать правила поведения в социальной сети.

2. Разработать собственные правила поведения в социальной сети «В контакте», разместить данную информацию на главной странице.

3. Создать группу «Мы за сетевой этикет».

Методы исследования:

- эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, самооценка);

- методы статистической обработки данных.

Актуальность исследования приобщение подростков к культуре поведения и этикету в интернете.

Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы подростки общались грамотно и использовали правила поведения в социальных сетях.

1.1 Сбор информации

В современном быстро меняющем мире уже нельзя обойтись без Интернета, но многие люди, в том числе и подростки не всегда знают правила поведения в Интернете. Все мои одноклассники и друзья имеют свою социальную страничку в «В Контакте». Хочу объяснить со своей точки зрения, почему мы являемся зарегистрированными пользователями «В Контакте», что это нам дает и что мы хотим видеть в дальнейшем?

Во –первых, эта социальная сеть является фунциональной и понятной, поэтому эту социальную сеть выбирают для общения. «В Контакте» все у меня в друзьях: мои одноклассники, друзья, знакомые из с.Кандры и Туймазинского района. У нас общие интересы в основном из школьной жизни. В настоящее время социальная сеть помогает ученикам готовиться к основному государственному экзамену. На моей странице была создана группа «Мы за сетевой этикет»- общее количество подписчиков достигло 149 человек. У нас есть свои правила, закрепленные на странице « ВКонтакте».

1.2 Проведение анкетирования.

Меня глубоко волнует вопрос о правилах поведения и этика в социальных сетях. Но прежде чем перейти к этому волнующему вопросу я провела среди своих одноклассников и друзей небольшую анкету на тему:

« Какие эмоции переживают подростки при пользовании интернетом». Приложение 1.Рис 1.

«Статистика посещения моей страницы «В Контакте». Приложение 2. Рис 2.

Группа «Мы за сетевой этикет». Приложение 3. Рис 3.

Эмоции просто так не возникают, наверное, все зависит от общения в интернете и от правил хорошего тона.

Что же такое сетевой этикет?

Понятие сетевой этикет появилось с появлением первой сетевой услуги - электронной почты. Важно соблюдать правила сетевого этикета, чтобы не попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того, чтобы не доставить неприятности партнерам по общению.

Этикет – это эффективная работа с электронной почтой, чаты и телеконференции.

2.1.Первый этап исследования.

Общие правила общения «ВКонтакте» позволяют выделить следующие этические принципы:

  • соблюдение тех же стандартов, что и в реальной жизни общества;

  • уважение к личности, ёе возможностям, праву на частную переписку;

  • помощь другим тогда, когда это возможно;

  • избежание и недопущение конфликтов.

Эти принципы содержат в себе основные нормы сетевой этики, но даже не зная их все, нужно строго придерживаться правил поведения в сети.

«Правила общения в чатах»

Во время общения в чатах желательно соблюдать следующие правила:

  • использовать русский язык для общения;

  • не мудрствовать! Это настроит собеседника против вас. Отправлять простые и четкие сообщения;

  • если собеседники вас по каким-то причинам не устраивают, покидать чат;

  • если вы посещаете чат, который специализируется на определенной тематике, придерживаться темы разговора;

  • не использовать ненормативную лексику. Во многих чатах и в нашем сообществе следят за ходом общения и применяют к хулиганам наказание в виде ограничения доступа к чату;

  • никогда не писать то, чего бы вы не сказали человеку в лицо на личной встрече;

  • не затрагивать вопросы вероисповедания, пола, возраста, национальностей вашего собеседника;

  • не писать БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, потому что это эквивалентно крику.

2.2 Второй этап исследования.«Правила этикета электронной переписки»:

  • давать собственным письмам название. Избегать бессмысленных названий;

  • объем письма должен соответствовать стилю вашей беседы: просто отвечая на вопрос, нужно делать это лаконично;

  • не допускать грамматических ошибок. Письмо с ошибкой трудно читать. То, что электронная почта – быстрый способ связи, вовсе не означает, что можно расслабиться и забыть о правильном правописании;

  • избегать писем, составленных под воздействием эмоций. Сообщения, отправленные в момент эмоциональных переживаний, чаще всего только усложняют ситуацию;

  • не забывать говорить «благодарю» и «пожалуйста»;

  • не существует надежной почтовой системы. Не размещать личную информацию в электронном письме.

«Правила общения в телеконференциях»

  • представиться при первом контакте. С этой целью формируется список участников телеконференции;

  • отвечать вежливо и внимательно. Хорошим тоном считается не оставлять без ответа вопросы, адресованные вам;

  • поощряется активная работа команд, обсуждение проектов;

  • в обсуждении проектов надо быть внимательным к другим командам;

  • во время обсуждения нужно хорошо понимать предмет обсуждения, пытаться описывать проект доступно и понятно для всей команды, что обеспечит эффективное общение;

  • в письмах не допускается грубость и оскорбления;

  • при обсуждении проектов всегда следует ставить подпись. Анонимные вопросы и высказывания не рассматриваются.

2.3 Заключительный этап исследования.

Найдя всю информацию в Интернете обо всех этих полезных правилах, я подумала, а ведь и у нас в классе есть свои правила этикета в Интернете, которые мы придумали, бурно обсуждая свод правил, содержащих основные принципы поведения, называемые кодексом.

Для разработки кодекса в 7 в классе участники разделились на 3 группы. Каждая группа в течение 10 минут должна была придумать социальную сеть и разработать краткий кодекс для ее пользователей. И наконец, результат нашей работы свой классный «Кодекс чести в Интернете» и в данный момент эти правила у нас размещены в Классном уголке.

Вот эти правила: «Универсальный кодекс цифрового мира 10 а класса»

1.Запрещено распространение спама.

2.Соблюдай личное пространство друг друга

3.Запрещено оскорблять других пользователей.

4.Пользуйтесь антивирусной программой.

5.Следи за временем, которое ты проводишь в социальной сети.

6.Наслаждайся контентом.

7.За нарушение правил участника ждет удаление его аккаунта.

Ежедневно в нашем кабинете обучаются учащиеся из многих классов, и они все время подходят к нашему уголку и читают эти правила. Правила помогают им при работе в интернете.

Кроме того на странице создана группа «Мы за сетевой этикет», в котором на данный момент насчитывается 149 участников. В этой группе мы обсуждаем не только вопросы этикета, но и стараемся помощь добрыми делами животным, через эту группу были пристроены много бездомных собак и котят в добрые руки. Ко Дню Победы участники группы сходили к ветеранам и труженикам тыла, поздравили их и услышали много теплых слов в свой адрес.

3.Заключение

Исходя из универсального кодекса цифрового мира 8, 9,10 класса на своей странице «В Контакте» я поместила правила, которыми я пользуюсь, находясь в Интернете и которые может быть помогут и вам.

1. Ваша письменная речь, свободная от сквернословия, будет приятна нормальным культурным людям.

2. Использование грамотной родной речи приветствуется.

3. Делайте мир вокруг вас умнее и добрее.

4.Наполняя свою страничку различными материалами, вы воздействуете на сознание и душу людей, которые её посещают. То же самое относится и к вашим материалам на страницах других людей и в группах.

5. Помещая материалы из сторонних источников, следует приводить на них ссылки, а чужие слова – брать в кавычки.

Ссылка на первоисточник – это выражение ваше потрудившемуся над формулировкой мысли, которая вам понравилась, и которой вы пользуетесь как уже готовой го уважения к человеку,

6. Оформляя свою страничку, вы показываете, насколько аккуратно вы способны сделать даже такое малозначительное дело.

9. Ведя споры, помните, что ваши высказывания остаются надолго, и их потом читает ещё много людей.

Мои друзья и одноклассники, посещая мою страницу, читают эти тексты и придерживаются правил хорошего тона и этикета в интернете. Кроме того, этикет и правила хорошего тона помогают не только общению, но и способствуют совершению добрых дел.

Вывод: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться» - сказал Б. Паскаль

Список литературы

  1. Всероссийский научно- методический журнал «Дети и компьютер по правилам», ООО «Основа»,2015 г.

  2. Универсальный кодекс цифрового мира для 8 и 9 классов. 2015 г, авторы учащиеся 9 в класса МБОУ СОШ №1 с.Кандры.

  3. Сообщество «Мы за сетевой этикет», 2015 г, автор Муфтахова Рузалина ученица 9 в класса.

Приложение 1

Эмоции подростков

Рис 1. Эмоции подростков при пользовании интернетом.

Приложение 2.

Статистика посещения страницы «В Контакте»

Рис 2. Статистика посещение страницы «В Контакте»

Приложение 3

Правила сетевего этикета в классном уголке

Рис 3. Правила сетевого этикета, размещенные в классном уголке.

Приложение 4

Группа «Мы за сетевой этикет»

Рис 4. Группа «Мы за сетевой этикет»

Приложение 5

Группа «Мы за сетевой этикет»

Рис 5. Группа «Мы за сетевой этикет»