IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Горбачева М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Цель: изучить мультфильм как особый вид киноискусства.

Задачи:

1. Узнать, что такое мультфильм, и какие бывают мультфильмы.

2. Провести социологический опрос в школе.

3. Изучить процесс создания мультфильма.

4. Создать свой собственный мультипликационный фильм.

Гипотеза исследования: в домашних условиях возможно создать мультипликационный фильм.

Актуальность темы: мультфильм – это неотъемлемая часть детства, Увлечение детей мультфильмами не пропадает уже много десятилетий. Мультфильмы любят и дети, и взрослые. А создание мультфильма – это необычно, современно, интересно, занимательно и заманчиво.

Практическая направленность:мультфильмы, созданные своими руками, можно посмотреть вместе с друзьями, преподнести в качестве подарка на любой праздник.

Введение

Актуальность:

Что больше всего на свете любят дети? Они любят сладости, игрушки и, конечно же, мультфильмы. Мультфильмы сопровождают нас всю жизнь. Существует огромное количество разнообразных мультфильмов. Мультипликация (или по-другому анимация) – это вид киноискусства, означает «оживление» или «одушевление». Мультфильм – это продукт мультипликации. Мультфильмы состоят из кадров, которые сменяют друг друга. И мы можем видеть, как «оживает» неживое изображение. У каждого поколения людей есть свои любимые мультики. Мультфильм – это неотъемлемая часть детства, это мир, который перемещает нас из реальности в сказку. Увлечение детей мультфильмами не пропадает уже много десятилетий.

Новизна:

Мультфильм – это также тяжелый труд большого количества людей – мультипликаторов, это история, придуманная для зрителей, это творчество. Создание мультфильма - очень интересное занятие. Мультфильмы любят и дети, и взрослые. А создание мультфильма – это необычно, современно, интересно, занимательно и заманчиво. Однажды, после очередного телевизионного просмотра, я задумалась над тем, что же такое мультфильм? Как он создаётся? И мне захотелось проверить, а смогу ли я сама дома сделать мультик?

Цель: изучить мультфильм как особый вид киноискусства.

Задачи:

1. Узнать, что такое мультфильм, и какие бывают мультфильмы.

2. Провести социологический опрос в школе.

3. Изучить процесс создания мультфильма.

4. Создать свой собственный мультипликационный фильм.

Методы, используемые в работе:

1. Теоретические (анализ, синтез, обобщение);

2. Эмпирические (анкетирование);

3. Практический эксперимент.

Этапы исследования:

1.Анализ ситуации по проблеме, выдвижение гипотезы;

2.Проведение исследования;

3.Обработка полученных результатов;

4.Формирование выводов.

Гипотеза исследования: в домашних условиях возможно создать мультипликационный фильм.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования: технология создания мультипликационного фильма.

Ход работы.

1 этап. Постановка задачи

1.1 История развития мультипликации

Мультфильм – это фильм, предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотра на экране компьютера и других электронных устройствах.

Мало кто знает, что мультипликация появилась даже раньше кинематографа. Отцом-основателем мультфильмов принято считать Эмиля Рейно. Он в 1877 году представил публике первую движущуюся ленту, на которой последовательно сменяли друг друга рисованные картинки. Однако и до него были попытки оживить картинки. Еще в XV веке в Европе были распространены книги, которое при быстром перелистывании создавали иллюзию движений персонажей. Собственно, именно на этом и построен сам принцип мультипликации.

Создателем первого в истории звукового, первого музыкального и первого полнометражного мультфильма является американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер Уолт Дисней. С 1930 года и по настоящее время его мультфильмы – «Белоснежка и семь гномов», «Сто один далматинец», мультсериалы о Микке Маусе и другие пользуются огромной популярностью.

В 1936 году в нашей стране была организована мультипликационная студия "Союзмультфильм". За более чем 70-летнюю историю мультипликации на студии были созданы всем известные мультфильмы «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино», «Крокодил Гена» и другие.

В настоящее время в России есть несколько крупных анимационных студий и множество мелких. Самыми известными считаются студия "Пилот", студия "Мельница" и кинокомпания "Мастер-фильм".

1.2. Виды мультипликационных фильмов

В большом мире отечественной и зарубежной анимации есть следующие виды мультфильмов:

- Рисованные. Первые мультипликационные фильмы были именно такими. Так как они не требовали кинооборудования, то появились задолго до появления кинематографа. Это самый популярный вид мультипликации по сей день. Меняются только технические приспособления. Если раньше мультики рисовались от руки, то теперь это делается на компьютере.

- Пластилиновые. Любимые с детства пластилиновые мультфильмы делаются немногим проще. Но тут компьютер на помощь не призовёшь, разве что на стадии монтажа. В профессиональных студиях фигурки делают из особого пластилина, который не плавится под лампами.

- Кукольные. С момента появления первых кинокамер и фильмов, записываемых на плёнку, появился и жанр создания анимации при помощи покадровой съёмки статичных объектов и кукол. Этот кропотливый процесс создания анимации применяется некоторыми студиями и сейчас для создания своих реалистичных мультиков.

- Компьютерные. Компьютерная анимация это самое перспективное направление на сегодняшний день. В ней особо выделяются 3D мультфильмы. Они позволяют делать изображение

объемным. Это очень дорогая технология, но именно 3D мультфильмы сегодня собирают полные залы в кинотеатрах.

По продолжительности мультфильмы бывают:

- Полнометражные (более 70 минут);

- Короткометражные (10-30 минут).

По жанрам мультфильмы делятся на:

- Познавательные (с помощью них можно учить буквы, цифры, иностранные языки, узнать информацию об окружающем мире);

- Про животных и природу (они прививают любовь к окружающему миру, учат добру);

- Про школу (демонстрируют школьные проблемы и ситуации);

- Фантастические (рассказывают истории о космосе, о будущем, о новых технологиях);

- Приключения (можно увидеть поучительные истории из жизни);

- Путешествия (развивают кругозор);

- Созданы по былинам и русским народным сказкам (рассказывают о победе добра над злом);

- Поучительные (учат правилам поведения, добрым поступкам);

- Про спорт (знакомят с разными видами спорта, воспитывают волю, стремление к преодолению трудностей, к победе);

- Музыкальные (знакомят с музыкой, песнями, различными музыкальными инструментами).

1.3 Процесс создания мультфильма

Принцип того, как делают рисованные мультфильмы, остаётся неизменным. Сначала пишется подробный сценарий. Затем рисуются все персонажи. Каждый рисунок представляет собой элемент движения персонажа, отдельную его позу. Таких рисунков может быть тысячи. После рисунки либо фотографируются по одному и сводятся в единый видеоряд с 24 кадрами в секунду, либо с помощью специальных программ то же самое делается на компьютере.

Для пластилиновых мультфильмов все фигурки во всех их действиях лепятся вручную. Затем их укладывают на специальную поверхность чистого цвета (синего, зеленого). Фигурки снимаются на цифровую камеру. Затем так же снимается фон. А уже на компьютере фон и фигурки соединяются. Это называется методом перекладки. Сейчас он наиболее распространён.

Процесс создания кукольных мультфильмов тоже не меняется много лет. Каждый кадр мультфильма, из десятка которых состоит всего лишь секунда готового видео, является отдельной композицией из миниатюрных декораций и кукол главных героев. После создания такой композиции камера захватывает всего один кадр, после чего специально обученные аниматоры перемещают все объекты в кадре так, чтобы создать следующий кадр мультфильма, и снова делают захват кадра. Также кукольные мультфильмы иногда снимаются и в реальном времени, для этого куклами управляют кукловоды, дёргая за специальные рычажки за кадром, либо находясь внутри куклы, когда кукла имеет размеры с рост человека. Недостатком этого метода создания мультиков является необходимость правильной расстановки освещения, как и в настоящих фильмах, чтобы выделить все нужные элементы, однако реалистичное освещение избавляет создателей от необходимости рисовать все блики, отражения и тени от персонажей и декораций. Также трудности при использовании этого метода вызывает создание динамических спецэффектов: вспышек, взрывов, клубов дыма и т.д., для создания которых сегодня всё больше прибегают к дополнительному слою с компьютерной графикой. Как делают компьютерные мультфильмы? Конечно же, здесь на помощь человеку приходят современные технологии. Картинка создается с помощью особых компьютерных программ. Сначала прорисовывается «скелет» персонажа со всеми мышцами и сухожилиями. Каждая из них, как в настоящем человеческом теле, отвечает за то или иное действие. То есть при повороте головы, мы будем видеть движение шейных мышц, а при сгибе руки будет напрягаться бицепс. Особое внимание уделяется лицу, мышцам, отвечающим за мимику. Затем на скелет натягивается текстура. Причем это не только цвет кожи и одежды. Важно проработать каждую морщинку и складочку, все светотени и прочее, чтобы персонаж выглядел живым. Так же подробно прорабатывается фон. Все должно быть максимально правдоподобным и реалистичным. Затем начинается монтаж. Обычно аниматор создает 4 секунды мультика в неделю - настолько это кропотливый процесс! Чтобы успеть вовремя, над мультфильмом обычно работают десятки аниматоров.

Этапы создания мультфильма:

  1. Подготовка необходимых материалов и оборудования:

  • Цифровая видео или фотокамера;

  • Штатив;

  • Настольные лампы;

  • Материалы для создания декораций и героев мультфильма: бумага, картон, пластилин, ткань и т.д.;

  • Компьютер, в котором есть программа для монтажа и подборка музыкальных произведений.

  1. Написание сценария;

  2. Создание героев и декораций;

  3. Проведение съёмочного процесса;

  4. Осуществление монтажа (сборки) мультфильма

2 этап. Практическая часть

2.1 Опрос учащихся

Так как мультфильмы создаются для зрителей, то я решила провести опрос среди них, а точнее среди своих сверстников на тему: «Любите ли вы мультики?» (см. Приложение 1). В опросе приняли участие 126 человек – учащихся вторых классов. Результаты опроса представлены на диаграммах (см. Приложение 2).

В ходе опроса выяснилось, что:

  1. Все ребята любят смотреть мультфильмы;

  2. В числе любимых большинство детей назвали современные отечественные и зарубежные мультфильмы, так как они красочные, яркие, интересные и смешные;

  3. 40% ребят назвали любимыми старые советские мультики, потому что они веселые и душевные, учат дружбе, добру, вежливости, состраданию, справедливости, заставляют размышлять;

  4. У всех учеников есть любимые герои, которым хочется подражать. Девочки сентиментальнее, чем мальчики, и им, как правило, по душе мультфильмы с участием принцесс, фей, русалок. Мальчиков же привлекают воины, роботы, фантастические персонажи, на месте которых они себя воображают.

  5. Больше всего ученикам нравятся следующие мультфильмы: «Фиксики», «Барбоскины», «Смешарики», «Лунтик», «Маша и медведь», «Ну, погоди!», «Гравити Фолз». А чаще других называют таких любимых героев, как Маша из мультфильма «Маша и медведь», Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Крош из мультфильма «Смешарики», Диппер из «Гравити Фолз», Лунтик из мультика «Лунтик» и Симка из мультфильма «Фиксики».

  6. Из всех видов дети предпочитают компьютерные мультфильмы, а из жанров – фантастические, про природу и животных, познавательные и приключения.

  7. Почти все ребята смотрят мультики или каждый день, или несколько раз в неделю.

  8. 59% детей любят смотреть весёлые и добрые мультфильмы, 28% - таинственные и загадочные, и 17 человек (14 мальчиков и 3 девочки) любят страшные и тревожные мультики.

2.2 Создание собственного мультфильма

Из-за того, что мультфильмов существует огромное множество, и детям они очень нравятся, а предметы и материалы для создания мультфильма доступны всем, то я решила попробовать сама сделать мультфильм. Я очень люблю лепить из пластилина, поэтому попыталась создать именно пластилиновый мультик. Если создавать мультфильм всей семьёй, то будет ещё интереснее. Я, например, делала мультик вместе с братом.

Мы придумали историю, слепили героя из пластилина. Расставили всё на столе. Фотоаппарат лучше закрепить на штативе. Но мы поставили фотоаппарат на стопку книг, и я нажимала на кнопку аккуратно, чтобы не сдвинуть фотоаппарат. Ещё мы поддерживали постоянное освещение. Двигая героя, фотографировали каждое его небольшое движение (чем больше сделать кадров, тем естественнее будет выглядеть движение). Интересно получилось, что я была одновременно и сценаристом, и режиссёром, и оператором.

В настоящем мультфильме 24 кадра в секунду. Значит, если мы хотим создать хотя бы десятисекундный фильм, то надо сделать 240 кадров, следовательно, переставить фигурку 240 раз. Это довольно долгое занятие. Не у каждого хватит на это терпения. Но можно работу себе упростить, уменьшив в настройках число кадров в секунду, что мы и сделали. Тогда мультик будет длиннее, хотя изображение и будет немного подёргиваться. В домашних условиях хватает и шести кадров в секунду, чтобы возникла иллюзия движения.

Нелегко подбирать и накладывать звуковое сопровождение. Необходимо сделать так, чтобы музыка, звуки, голос соответствовали определённым движениям героев.

Когда кадры были отсняты, мы перенесли их в компьютер в специальную программу для монтажа, добавили музыку и «склеили» все кадры в мультфильм (см. Приложение 3). Наш мультик длится 84 секунды и состоит почти из 600 кадров. Называется он «Вкуснятина».

Теперь я люблю мультфильмы больше всего за то, что их можно сделать самому. Мне так понравилось этим заниматься, что создание мультфильмов стало моим самым любимым хобби, а также традицией в нашей семье. В моей творческой мастерской уже появились такие домашние мультики: «Сыр», «День рождения», «Огород», «Три поросёнка», «Колобок», «Куклы». В будущем я мечтаю создать ещё много-много интересных мультиков.(см. Приложение 4).

«Вкуснятина». Это – мой самый любимый и самый удачный мультфильм.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась: создать мультфильм самому в домашних условиях возможно.

Но сделать это получилось не так легко, быстро и просто, как казалось со стороны. На самом деле требуется очень много терпения, времени, старания, чтобы создать такой маленький мультик. Теперь, просматривая даже короткий мультфильм, я понимаю, что за его созданием стоит кропотливый труд многих людей.

Выводы

  1. С момента выхода первых мультфильмов прошло более 100 лет, но их популярность не угасает.

  2. Все ребята любят мультфильмы, но не все знают, что они могут делать мультфильмы сами.

  3. Сделать мультфильм самому не очень просто, но зато весело, увлекательно и познавательно.

  4. От создания мультфильма можно получить удовольствие, не меньшее, чем от его просмотра.

  5. Для создания мультфильма можно использовать разные материалы.

  6. Не только любой взрослый, но даже ребёнок может стать мультипликатором, не выходя из дома, создать свой мультфильм и показать его своим друзьям и знакомым.

  7. Мультфильмы, созданные своими руками, можно посмотреть вместе с друзьями;

преподнести в качестве подарка на любой праздник.

Список используемой литературы

  1. Энциклопедия отечественной мультипликации. / Составление С.В. Капкова.-М.:Алгоритм, 2006.

  2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. – СПб: Детство-Пресс, 2011.

  3. Асенин С. Волшебники экрана. - М., Искусство, 1974.

  4. Саймон М. Как создать собственный мультфильм. – НТ Пресс, 2006

  5. http://elhow.ru/razvlechenija/kino/multfilmy-i-animacija

  6. http://sk.plusfilm.ru/mult.php

  7. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1.

Анкета для ребят на тему «Любите ли вы мультики?»

  1. Ты девочка или мальчик?

  2. Смотришь ли ты мультики?

  3. Какой твой любимый мультик?

  4. Какие мультфильмы тебе больше нравятся?

а) Старые советские;

б) Современные иностранные;

в) Современные отечественные.

  1. Твой любимый вид мультфильма:

а) Пластилиновый;

б) Рисованный;

в) Кукольный;

г) Компьютерный.

  1. За что ты любишь мультфильмы?

а) За то, что они яркие и красочные;

б) За то, что они добрые и весёлые;

в) За то, что их можно сделать самому;

г) За то, что они учат правильным поступкам;

д) За то, что можно посмеяться и отдохнуть;

е) За то, что их можно посмотреть с родителями и весело провести время вместе;

ё) Другое.

  1. Как часто ты смотришь мультики?

а) Каждый день;

б) Несколько раз в неделю;

в) Очень редко.

  1. Какой твой любимый мультипликационный герой?

  2. Какой мультик ты бы лучше посмотрел?

а) Веселый, добрый, смешной;

б) Страшный, тревожный;

в) Таинственный, загадочный.

  1. Какой жанр мультфильма ты предпочитаешь?

а) Фантастический;

б) Про природу и животных;

в) Познавательный;

г) Путешествия;

д) Приключения;

е) Про школу;

ё) Былины и русские народные сказки;

ж) Поучительный;

з) Про спорт;

и) Музыкальный.

Приложение 2.

Результаты опроса

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Приложение 3.

Этапы создания домашнего мультфильма

1. Подготовка необходимых материалов и оборудования

Фотоаппарат Штатив Лампа

Пластилин Бумага Ткань Компьютер

2. Написание сценария 3. Создание героя

4. Съёмка 5. Монтаж

Приложение 4 Кадры пластилинового мультфильма «Вкуснятина»

Кадры пластилинового мультфильма «Огород»