IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЛЕКЦИИ СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТОК ЭПОХИ ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ НА ОСНОВЕ ЭКСПОНАТОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Другова Д.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В прошлом учебном году я вошла в состав актива нашего школьного музея, который существует с 2005 года. Оформляя разделы экспозиции, я с любопытством рассматривала экспонаты музея. Среди них меня заинтересовала коллекция спичечных этикеток, переданная в дар музею. Мне было известно по рассказам моих родственников, что в СССР люди собирали марки, открытки, значки и многое другое. Но не приходилось слышать о том, что предметом коллекционирования могли быть спичечные этикетки. Тем более, что сейчас спички менее востребованы в хозяйстве. Множество предметов коллекционирования нашего музея, переданные в дар самими жителями нашего города, позволяют утверждать, что помимо трудной и кропотливой работы, озерчане имели своё хобби и увлечение. Некоторым людям они помогали отдохнуть от работы и реализовать свой творческий потенциал.

В мире высоких технологий у современного человека все меньше времени остается на себя, на любимое дело и хобби. Многие мои сверстники на вопрос о своих увлечениях, отвечали – компьютерные игры, социальные сети, электронные приложения. А ведь совсем недавно, каждый советский гражданин имел какое-то любимое увлечение, которому уделял свободное время, и связано оно было не с виртуальной реальностью, а с практическим воплощением своих интересов. Поэтому актуальность нашей работы состоит в обосновании необходимости возвращения к положительному опыту прошлого на примере коллекционирования спичечных этикеток для организации личного досуга и хобби с целью выработки собственной позиции к историческим событиям советского времени и сегодняшнего дня. По утверждению психологов каждый человек, стремящийся стать гармоничной личностью, в обязательном порядке должен иметь хобби.

Новизной нашей работы является детальное исследование достаточно редкого предмета коллекционирования - спичечных этикеток.

Цель: осуществить источниковедческий анализ переданной в дар коллекции спичечных этикеток эпохи Хрущевской оттепели

Задачи: 1) Определить принцип систематизации этикеток в коллекции, добавить собственные тематические разделы

2) Провести анализ источника на основе критериев, выделенных докторами педагогических наук О. Ю. Стреловой и Е. Е. Вяземским

3) Определить функции спичечных этикеток

4) Перевести коллекцию в электронный формат с составлением каталога

Хронологические рамки исследования: с 1959 по 1963 годы, что соответствует эпохе СССР периода нахождения у власти Н. С. Хрущева

Методы исследования: источниковедческий анализ и синтез, системный и описательный метод.

Сложности при написании работы заключались в том, что в интернете представлены только образцы самих спичечных этикеток без их характеристики, и единичные статьи в основном по истории спичечных этикеток. В литературе даются примеры анализа разных исторических источников, а этикеткам как источнику, внимания почти не уделяется. Так как автора коллекции нет в живых, нет возможности получить личную информацию.

Объект исследования: спичечные этикетки

Предмет исследования: коллекция спичечных этикеток, датируемая 1959-1985 годами, переданная в школьный музей

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что рассматривая спичечные этикетки, мы находим в них отражение времени и приобщаемся к изучению истории своей страны. Данная работа может стать вспомогательным средством при подготовке учащихся к олимпиадам по истории и ЕГЭ, так как представленные в экзамене задания предусматривают проверку умений проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника).

1. Обзор литературы

Литература по данной теме ограничивается двумя монографиями: Богданов В. М. Спичечные этикетки и их коллекционирование М., 1970 г., в которой даются сведения об истории производства спичек и коллекционировании этикеток, о содержании рисунков на спичечных коробках, о методике оформления коллекций. Вторая монография Бармакова В. Г. История страны на спичечных этикетках. - М., 2008, в которой рассматривается история развития спичечного производства, оформители этикеток. В статьях по истории спичек и этикеток представлена терминология и словари филумении (коллекционирование спичек и этикеток), описание советских спичечных фабрик, тематика коллекционирования, оформление коллекции, описание наборов спичечных этикеток, каталоги-альбомы этикеток, личные сайты коллекционеров.

2. Описание работы с коллекцией спичечных этикеток как историческим источником

Истори́ческие исто́чники — комплекс документов и предметов материальной культуры, отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события 1.

Рассмотрение данного источника мы построили на предложенном докторами педагогических наук О. Ю. Стреловой и Е. Е. Вяземским многоуровневом подходе к анализу исторических документов. Авторы выделили пять уровней анализа: 1) «паспортизация» документа (где и когда он создан, кто его автор, вид документа); 2) историко-логический (о чем говорится в документе);

1 Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Изд-во ТГУ, 1973

3) аксиологический (какие ценности заложены в документе);

4) критический (объективна ли информация, можно ли доверять этому документу); 5) праксиологический (как использовать документ в изучении истории, чем он полезен). 1

3. Филумения – коллекционирование и изучение спичечных этикеток

Этикетки со спичечных коробков являлись объектом коллекционирования наряду с почтовыми марками, открытками, значками. Коробок спичек стоил одну копейку. Спичечные этикетки в Советском Союзе носили информационный характер, чаще всего это была разного рода пропаганда, социальная реклама и призывы к мерам безопасности. Коллекционеры покупали специальные альбомы для этикеток, специально ходили в хозяйственный магазин и покупали новые экземпляры спичечных коробков в постоянно расширяющуюся коллекцию. Этикетки были самым демократичным видом детского собирательства. Много детей в Советском Союзе увлекались коллекционированием этикеток, и активно занимались обменом между собой.

«Марки, открытки стоили денег, которые в простой рабочей семье были на суровом счету. Коробки же в прямом смысле слова валялись под ногами, нужно было лишь освоить технологию "отмачивания" этикеток с наименьшими потерями для рисунка. Коробок аккуратно держали над носиком чайника, бережно снимали ее пинцетом, разглаживали и высушивали». 2

1 Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя. - М., 2006.

2 Никитина И. В. Спичечные этикетки: мифы, идеалы и символы советской культуры // Человек. - 2005. - № 5

4. Характеристика коллекции спичечных этикеток из школьного музея

В наш музей была передана коллекция спичечных этикеток, которую с 1959 по 1985 год 26 лет кропотливо собирал житель Озерска Пургин Вячеслав Николаевич. Начав сбор в семилетнем возрасте, закончил будучи уже зрелым 33-х летним человеком. Затем коллекцию передал своему сыну. Этикетки в количестве 1250 штук бережно собраны в самодельный альбом, который он сделал из обычного журнала для заметок. Коллекция составлена по тематическому принципу, когда подбирались этикетки по определенной теме, по содержанию рисунков и хронологическому принципу, когда этикетки расположены по годам от ранних (1956 год) к поздним (1985 год). Так как более половины этикеток датируются 1959-1963 годами, поэтому в качестве предмета исследования мы выбрали именно этот период, соответствующий Хрущевской оттепели. Материал: бумага. Размер этикеток в разные годы составления был разный: 1956 - 1959 гг. – 3, 5×5, 7 см; 1960-1963 гг. – 3, 5×4, 8 см. Спичечные коробки и этикетки изготовлены на Томской, Алтайской, Амурской, Кировской, Сибирской, Западно-сибирской, Приокской, Волго-вятской, Башкирской, Белорусской спичечных фабриках.

Тематика придумана автором коллекции. Разделы: 1) «Миру мир!». Судя по этим этикеткам, можно сделать вывод о том, что СССР выступал как основной защитник мира на планете. Миллионы призывов "миру-мир" расходились по стране вместе со спичечными коробками, убеждая советского человека в недопустимости новых мировых конфликтов. 33 штуки, 1956-1962 гг.

2) «Огнеопасно» («Уходя, выключай электроприборы», «Осторожней с огнем», «Гаси!», «Прячьте спички от детей», «Не оставляйте незатушенного костра, это ведет к пожару», «Не разводите костры вблизи строений», «Не оставляй без присмотра керогаз», «Немедленно вызывай пожарную охрану»). Данные этикетки несли идею профилактики пожаров и осторожного обращения с огнем. 20 штук, 1956-1961 гг.

3) В разделе «Поезда» представлены разновидности пассажирского и грузового железнодорожного транспорта той эпохи. 30 штук

4) «Спорт» («Сдайте нормы на значок ГТО, юноши и девушки», «Спортсмены и молодежь Белоруссии, стройте спортсооружения своими силами», «Юноши и девушки! Вставайте в дружины спасателей», виды спорта). Этикетки этой тематики пропагандировали здоровый образ жизни, спортивное развитие граждан СССР. 52 штуки, 1956-1962 гг.

5) «Московский ипподром» - 15 штук , 1956 г.

6) «Корабли, катера, лодки» - 14 штук и, 1956-1962 гг.

7) «Самолеты и машины». Представлена история отечественного самолетостроения: «Пользуйтесь воздушным транспортом», «Аэрофлот», «Ил-18», «Авиаподкормка посевов – прибавка урожая на 1 га», «Экономьте общественное время, в командировки – самолетами», «Ту-104», «Як-24», «Грузам новостроек – голубую дорогу». «Отечественные автомобили: Волга М-21, Москвич-407». 8 штук, 1956 г.

8) «Рыбы СССР» – пресноводные и морские рыбы. «Осетровые рыбы – национальное богатство СССР. Берегите их запасы!», «Охраняйте водоемы!», «Увидел браконьера – останови его!». 43 этикетки 1956-1962 гг.

9) «Институты и университеты» -37 штук. По сути это была информация для будущих абитуриентов. На этикетках изображались наиболее крупные и значимые ВУЗы страны. 1961-1962 гг.

10) «Брестская крепость» - 9 этикеток

11) «Памятники». Из наиболее интересных этикеток: памятник конной артиллерии Бородино, событиям Гражданской войны, памятник 1959 года, посвященный запуску первого искусственного спутника земли, запущенному двумя годами ранее, памятник первой пятилетке 1929-1933. В 1959 г. очередную советскую пятилетку заменили семилеткой. 35 этикеток,1959-1962

12) «ВДНХ СССР» - 20 этикеток: главный вход, павильон электрификации, павильон науки, радиоэлектроники, машиностроения, круговая кинопанорама, павильон лесного хозяйства. Особа интересна этикетка, посвященная павильону «Кукуруза», датированная 1961 годом. Это период, в который, как известно, руководителем партии и страны Хрущевым Н. С. массово внедрялась данная сельскохозяйственная культура, особенно после его визита в США в 1959 году.

13) «Заповедники СССР», демонстрирующие особо охраняемые территории страны. 20 этикеток, 1962 г.

14) «Экология» («Охраняйте полезных животных», «Берегите лес», «Охраняйте природу», «Садам расти», «Разводите голубей», «Озеленим наши города и села», «Посадить дерево – долг каждого!», «Не засоряйте реки отходами лесосплава». Эти этикетки на спичечных коробках способствовали сохранению благоприятной окружающей среды, и воспитывали экологическую культуру граждан. 37 этикеток 1962-1963 гг.

15) «Фауна и флора СССР» («Мед полезен спортсменам», «Развивайте пчеловодство – высокодоходную отрасль», день работников леса, представители растительного и животного мира) – 24 этикетки,1961-1963

16) «Праздники». Этикетки посвящены идеологическим торжественным датам, отмечаемым в СССР: День Парижской коммуны, Слава Октябрю 1917-1959, Международный день защиты детей, Международный женский день. 12 этикеток, 1961-1963 гг.

17) 10 этикеток из раздела «Пионерия»: «40 лет пионерии», датированная 1962 годом, «Руку младшему другу», «19 мая день пионерской организации». 1962 г.

18) В разделе «Книги» представлены этикетки, посвященные литературе союзных республик, поэтому некоторые из них напечатаны на родных языках, в основном на украинском и белорусском. 14 этикеток. 1961 г.

19) 46 этикеток в разделе «Республики СССР» демонстрировали единое союзное многонациональное государство. 1962 г.

20) Сбору металлолома, макулатуры, тканей, стекла посвящены 33 этикетки 1961 года: «Сдавайте заготовителям «главвторсырья» флаконы из-под духов и одеколона», «Больше собранного лома - больше машин для сельского хозяйства, больше металла для новостроек, больше проката стране», «Сбор металлолома – дело большой государственной важности», «Ненужные книги, журналы, газеты сдавай!», «Сдавайте заготовителям изношенные изделия из хлопчато-бумажных тканей». 1959-1962 гг.

21) 28 этикеток посвящены деятелям науки и культуры России и СССР: писателям, поэтам, ученым. 1961-1963 гг.

22) «Правила уличного движения»: «Аварийные ситуации на дорогах», «ПДД-это правила безопасности», «Водитель, при маневрах сигналы обязательны», «Переходите только в установленных местах», «Красный сигнал – не проходи», «Водитель, пропусти транспорт по главной улице». Данные этикетки были направлены на профилактику нарушений правил дорожного движения. 1961 г.

23) Страхованию жилищ посвящены 10 этикеток: «Застраховано ли ваше домашнее имущество», «Застрахованы ли ваши строения», «Не забудьте застраховать принадлежащее вам строение», «У заботливого хозяина имущество всегда застраховано».

24) Призывы хранить деньги в сберегательных кассах содержались в 9 этикетках. 1962 г.

25) Пропаганда правил техники безопасности и санитарной культуры содержится в 15 этикетках: «Пользуйтесь оборудованием и исправным транспортом», «Во время работы пользуйтесь защитными средствами», «Благоустроим наши города и села», «Каждой школе санпост!», «Жизнь многим спасает донор. Будь донором!», «Умей оказать первую медпомощь». 1960-1961 гг.

26) Города СССР. 138 этикеток служили своего рода виртуальной экскурсией для граждан страны по наиболее известным достопримечательностям советских городов: гостиницы, архитектурные памятники, театры, библиотеки, музеи, вокзалы, набережные, мосты, скверы, парки, ботанические сады, улицы. 1960-1962 гг.

27) Обращение к молодежи – 32 этикетки. «Слава молодым строителям коммунизма!», «Бессмертны подвиги молодежи!», «На новые стройки, молодежь!», «Молодежь зовут дороги дальние», «Молодым открыты все пути», «Молодежь, борись за все новое, передовое!», «Тебе наш труд, любимая Родина!», «Нам открывать миры далекие», «Освоение целины – дело рук молодежи», «Молодежь, овладевай знаниями», «Молодежь на стройках семилетки». В них представлен идеальный образ советской молодежи делом которой было освоение богатств целины, ударный труд на комсомольских стройках, овладение новыми навыками, профессиями для блага Родины. 1962 г.

28) Экономические показатели, развитие промышленности были отражены в 8 этикетках: «Борись за новую технику!», « На страже мирного труда!», «На стройках семилетки!», «Возрастает в несколько раз добыча угля и минеральных удобрений, нефть, цемент», «Семилетний план 1959-1965», 1959-1962 гг.

29) Прогноз экономических показателей: «Продукция химической промышленности возрастет в 17 раз!», «Добыча угля возрастет в 2, 3 – 2, 34 раза», «1960-1980 Производство минеральных удобрений возрастет в 9 – 9, 7 раз», «За 1959-1965 гг. будет построено 15 млн. квартир», «В 1965 году будет выпущено 940 млн. штук верхнего и бельевого трикотажа», «За 20 лет производство кожаной обуви увеличится до 1000 млн. пар», «1960-1980 выработка электроэнергии возрастет в 9,2-10,3 раза», «За 20 лет будет построено 2800 новых машиностроительных предприятий», «За 20 лет производство товаров культурно-бытового назначения увеличится в 9,8-10,1 раза», «За 20 лет производство мебели намечается поднять в 6-8 раз», «За 20 лет производство тканей всех видов увеличить до 20-22 млрд. кв. м.», «За 20 лет производство цемента увеличится более, чем в 5 раз», «1960-1980 Валовая продукция промышленности возрастет в 6,4 раза», «Ярославцы! Вырастим в 1960 году 300-350 центнеров кукурузы с гектара», «Ярославцы! Продадим Родине в 1960 году 70 тысяч тонн мяса», «Ярославцы! Получим в 1960 году 80 штук яиц от куры-несушки», «За 20 лет увеличить жилой фонд страны примерно втрое», «За 20 лет производство всех видов топлива возрастет примерно в 4 раза». Связано это с тем, что в 1961 году в Москве состоялся XXII съезд КПСС, на котором Н. С. Хрущев объявил о том, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. Стране были определены четкие показатели в разных областях народного хозяйства, которые должны были быть достигнуты к 1980 году.

 

30) О космосе и о Гагарине -20 этикеток. «12 апреля 1961. 9 часов 7 минут. Старт», «Союз» в полете», «Корабль науки «Космонавт Юрий Гагарин», «12 апреля 1961 года 10 часов 55 минут. Полет завершен», «Ю. А. Гагарин курсант Саратовского аэроклуба (1954-1955)», «Ю. А. Гагарин после возвращения из космоса», «Ю. А. Гагарин перед зачислением в отряд космонавтов в 1960 г», «С. П. Королев : «Желаем вам доброго полета!»

31) Особо интересны этикетки, посвященные крупным значимым историческим событиям того времени. Например, 8 Всемирный фестиваль молодежи и студентов под лозунгом «За мир и дружбу» прошел в Хельсинки в 1962 году, на него прибыло 18 тысяч человек из 137 стран мира. Всемирный конгресс за всеобщее разоружение, прошедший в Москве с 9 по 14 июля 1962 года, объединивший сторонников мира из 121 страны. IIлетняя СпартакиаданародовСССР — проходившая раз в четыре года в Москве с 8 августа по 16 августа 1959 года, в которой приняло участие 78 команд из всех союзных республик.

Некоторые из тем, предложенных автором коллекции чрезмерно широки. Поэтому мы позволили себе выделить в разделе «Природа» более узкие темы «Фауна и флора», «Заповедники», «Экология». В разделе «Достижения народа» отдельно рассматривали темы «Молодежь СССР», «Экономические показатели» и «Прогнозы развития страны к 1980 году».

5. Функции спичечных этикеток

Спичечные этикетки можно рассматривать и как вещественный источник, фиксируя размер, материал и как изобразительный, так как в них присутствует сочетание словесных и изобразительных элементов.

На основе анализа данной коллекции можно определить функции спичечных этикеток. Первая – просветительская (образовательная) функция. Этикетки служили своего рода визуальным средством, при помощи которых граждане могли узнать о прошлом страны, исторических личностях, природных, климатических, географических особенностях своей страны, разнообразии флоры и фауны, технических новинках, новых видах транспорта, многочисленных народах и республиках, населявших СССР, достопримечательностях городов, сведения о промышленном развитии, показатели экономического роста, представления о повседневной жизни общества (мода, спорт, игры, развлечения).

Вторая функция – идеологическая. Рассматривая этикетки, в большинстве из них нам встречались социалистические лозунги, призывы к строительству коммунизма. Широко освещались юбилейные даты, связанные с Октябрьской революцией, пятилетками и семилетками. Коммунистическая идеология нашла яркое воплощение в спичечных этикетках, утверждая свою точку зрения на прошлое, настоящее и будущее страны. Через образы и лозунги, запечатленные на спичечных этикетках, пропагандировалась идея советского интернационализма, использовалась символика СССР (серп, молот, красная звезда, красный флаг). Через изображение народов, проживавших в Советском Союзе, формировалось представление о равноправии всех союзных республик. Создавалось представление о романтике революционной борьбы, молодежь рассматривалась как главный строитель коммунизма, за которым будущее страны.

Третья функция - Пропагандистская. Изображения на спичечной коробке можно считать мини-плакатом, а также минирекламой, которые пропагандировали здоровый образ жизни и занятия спортом, призывали к бережному отношению к природе, сбору макулатуры, металлолома, вторсырья. С одной стороны, спичечная этикетка фиксирует элементы повседневности, с другой, формирует идеал эпохи.

Четвертая – прогностическая. Этикетки создавали представление о коммунистическом будущем страны, о том, что СССР - многонациональное государство, занимающее огромную территорию, с мощной армией, развитой экономикой, богатой культурой и устремленной в будущее.

Заключение

Исторические источники, с которыми школьники встречаются в школьном музее – это свидетельства прошлого, воплощающие в себе «историю вокруг», включенную в настоящее, в нашем случае в виде коллекции спичечных этикеток, которые можно назвать нестандартными свидетелями эпохи.

Коллекция спичечных этикеток, ставшая предметом нашего исследования, позволяет проследить этапы истории и события, которые в разные годы происходили в нашей стране. Листая альбом с этикетками, можно увидеть изображения, посвященные выдающимся личностям России, художественным промыслам, городам, различным праздникам, годовщинам и многому другому.

Рассматривая спичечные этикетки, мы находим в них отражение времени и приобщаемся, таким образом, к истории своей страны.

«Казалось бы, в незначительной этикетке, открытке, конверте отражается история целой страны. В то же время - это окно в мир культуры прошлого, отчасти позволяющее увидеть мир глазами человека той эпохи, выявить значимые символы и ценности».1

В ходе исследования мы установили авторство коллекции спичечных этикеток, обстоятельства, при которых она создавалась, количество- 1250 штук, принципы систематизации этикеток: тематический и хронологический. Количество тематических разделов – 31. На примере данной коллекции можно составить представление о советской филумении 50-70-х гг., функциями которой являлись просветительская, идеологическая, пропагандистская, прогностическая.

В настоящее время спичечные этикетки, которые раньше

изготавливались и наклеивались на коробки со спичками, не изготавливаются. Сейчас просто штампуют краской различные рисунки и надписи на спичечных коробках.

1 Никитина И. В. Спичечные этикетки: мифы, идеалы и символы советской культуры // Человек. - 2005. - № 5

Список литературы:

1. Бармаков В. Г. История страны на спичечных этикетках. - М., 2008

2. Богданов В. М. Спичечные этикетки и их коллекционирование. – М., 1970

3. Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Изд-во ТГУ, 1973

4. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя. - М., 2006.

Периодическая печать:

1. Никитина И. В. Спичечные этикетки: мифы, идеалы и символы советской культуры // Человек. - 2005. - № 5

Интернет-ресурсы:

1. http://vsssr.su/viewtopic.php?t=473

2. http://www.sobirau.ru/articles/drugoe/chem-yavlyaetsya-hobbi-v-nashey-gizni.html

3. http://20th.su/page/14/

4. http://collection.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1709

5. http://stasdm.onego.ru/phillumeny/collect/articles/phil13_r.html

6. http://matchboxes.narod.ru/literatura.htm

15