IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАСЛЕДНИЦЫ ШАТАНЫ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЖЕНЩИНЫ СКИФО-САРМАТО-АЛАНСКОГО МИРА
Алборов Д.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

След, который оставили наши прямые предки, скифо-сарматские и аланские племена в мировой истории велик. Он ведет к древнейшим цивилизациям Египта, Индии, Китая, Приуралья, Галилеи, Средневековой Европы, Кавказа.

В настоящее время многие знаменитые вожди и войны Скифо-Сармато-Аланского мира забыты. Информацию можно конечно найти в простораж интернета или в библиотеке. Но тот вклад в историю, за которую многие лишились жизни, не дает мне покоя. Мне хочется, чтобы такие выдающиеся правители, как Урдур, Худан, Тамирис, Амага и другие не уходили из наших уст.

Все слышали поговорку о русских женщинах, которые могут и в горящую избу войти, и коня на скаку остановить. Но оказывается, в древние времена в степях от Дуная, Днепра и до Каспийского моря жили племена сарматов, у которых женщины могли проделать все то же самое и даже больше.

Отдельное внимание и уважение заслуживают женщины, ставшие женами царей государств, укрепившие связь между осетинами и другими национальностями. Благодаря их нравам и воспитанию они прославили нашу нацию.

Очень хорошо образованы были и женщины Алании. Так например, Борена, дочь осетинского царя Урдура, жена Баграта IV, царица Грузии и сестра аланского царя Дургулеля Великого, портрет и стихи которой изображены на стене Гелатского собора, была настолько образованной, что хорошо знала латинский, греческий и грузинский языки, историю этих народов[3]. Эта умная женщина родилась и выросла в Алании, всю свою просвещенность и образование она получила на родине. Жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан, по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара»[9]. Бурдухан, владела греческим, латинским, арабским, грузинским языками. Свободно читала и писала. Высокой образованностью отличалась и Мария Аланская (Ясская). Все эти исторические личности родились и выросли в Алании, все свое образование и просвещенность они получили у себя на родине.

С гордостью хочу подчеркнуть, что с давних времен аланки отличались воспитанностью, оказывали значительное влияние на своих знаменитых мужей, что имеет место в исторических документах эпохи.

Вероятно, им это передалось генетически от своих прародительниц амазонок.

Геродот описал такую легенду. Однажды греки везли на трех кораблях пленных амазонок, но они перебили своих захватчиков. В море начался шторм, и корабль выбросило на берег. Амазонкам удалось спастись, они нашли лошадей и начали грабить скифские земли. Скифы не могли понять, откуда появились пришельцы, и вступили в бой. Когда они увидели, что борются с женщинами, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж. Девушки согласились, но заявили, что им сложно будет жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Они предложили своим мужьям уйти на новые земли за реку Танаис (Дон).

Вот такая интересная версия происхождение сарматов существует в истории человечества. Сарматы были воинственным племенем, которых уважали и боялись соседние народы. Но в этом воинственном обществе женщины всегда занимали высокий статус и имели свои права. Кроме того они на ровне с мужчинами участвовали в битвах. Также они мастерски владели боевым оружием, были великолепными наездницами, несравненными охотниками. Девушка не выходила замуж пока не убьёт врага. Но после замужества они занимались воспитание детей и хозяйством и выступали в поход только в случае крайней необходимости.

Родовые кладбища создавались вокруг влиятельной сарматки. Археолог Б.Граков еще в 1928 году обнаружил 11 курганов вокруг захоронения жрицы. А среди раскопанных вокруг курганов примерно 20% составляли захоронения «вооруженных» женщин. По раскопкам можно было сделать вывод, что женщины в основном были лучницами. Они даже на подобие амазонок, отрезали себе правую грудь, что бы быть сильнее в бою.

Но, несмотря на свою воинственность, сарматки все-таки оставались настоящими женщинами: они любили красиво одеваться и украшать себя. Ученые часто во время раскопок находили вещи из дорогой ткани. Обычно это были шаровары, длинные платья стянутые поясом, красивая богато украшенная остроносая обувь. В музее Северо-Осетинского государственного университета им. K.Л.Хетагурова, я видел воссозданный образ древней женщины война. Я был удивлен, когда увидел яркие наряды, в особенности ярко-красные сапоги, а так же оригинальные ювелирные украшение на волосах.

В результате моего теоретического, библиографического исследования я узнал о многих знаменитых женщинах Скифо-Сармато-Аланского мира, которых знает весь мир. Мне было важно узнать какой след они оставили в русской истории.

Пользуясь архивными материалами, трудами историков и ученных мира для меня многое в моем исследовании стало открытием.

Я, горжусь осетинским народом который дал человечеству: великого античного философа-Анахарсиса, вождя народа Сдалина, арктического первопроходца Юрия Кучиева, непобедимого витязя – полководца средневековья Царазон Давида-Сослан, гениального поэта Коста Хетагурова, выдающегося ученого современности Васо Абаева, непревзойденного Бало Тхапсаева, первую в мире женьщину-дирижера Веронику Дударову, мирового звезду Валерия Гергиева, «Казбек гора» Темырболат Дударыкоевич, двукратного Олимпийского чемпиона Сослана Андиева, семейной династии борцов Дзгоевых Асланбека и его сына Таймураза и многих других, о которых вполне возможно я расскажу в следующей своей работе.

Но пока, в этой исследовательской работе, я поделюсь информацией о знаменитых, не забываемых, умных, мудрых и смелых женщинах Скифо-Сармато-Аланского мира. Таких как Тамирис, Шатана(Сатеник),Амага, Ашхен, Борена, Ирина, Елена, Алена, Мирия-Ясыня, Бурдухан.

Я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то и у меня есть шанс, оставить свой след в истории нашей большой страны.

Но, к сожалению, мы плохо знаем нашу историю, историю наших предков, их заслуг. Более глубокое познание этой темы по неизвестным причинам подвергалось ограничениям в Советской исторической школе, для которой арийство и индоевропейские корни осетин были раздражающей темой, и которая, несмотря на имеющийся обширный материал, в данный момент не исследуется и забыто. В результате необоснованных ограничений история некогда многомиллионного народа легко подвергается идеологическим и научным искажениям, позволяющим приписывать осетинам всевозможные ярлыки, представляя наших предков «дикарями». Даже «Нардский эпос» долгое время изучался учеными, прежде чем нашел своих потомков - осетин.

Это наверно зависть, вредность других народов привела к такой ситуации. Было время, когда причастность осетин к наследию скифов серьезно оспаривалось. Сегодня все становится на свои места благодаря неоспоримым фактам, которые систематизированы в многолетних трудах В.Абаева, Ж. Дюмезиля, В. Миллера и других ученных.

Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по культуре, истории и великому духу наших предков.

Нам остается проявить любопытство и интерес к собственной истории.

+

1.Женщины Скифо-Сармато-Аланского рода

1.1. Томирис

Томирис — царица[2] (др.-греч. βασίλεια) массагетов, по мнению исследователей, скифского кочевого скотоводческого народа.

Сохранилось огромное количество сказаний, легенд, целые эпосы. Написаны и авторские художественные произведения, по одному из которых поставлен балет. Царица Томирис обычно представляется как красивая женщина, смуглая, пышноволосая, с огромным умом, опытом и волей. Также в образе этой героини всегда присутствует трагедия матери, потерявшей горячо любимого единственного сына. Несмотря на то, что царица Томирис правила на земле саков очень давно, история её остаётся актуальной, поскольку эти события не только исторически, но и литературно интересны. Есть мнения, что именно предводительница саков - прототип амазонок в греческой мифологии.

Около трёх тысяч лет прошло с тех пор, как царица Томирис управляла саками в бескрайних степях. Земли были настолько обширны, что завоевать их не мог никто. Регулярной армии у саков не имелось, но население было воинственным и мобилизовывалось моментально, причём женщины в воинском искусстве нисколько не уступали мужчинам.

Сила духа сакских воительниц приводила в ужас врагов, а своих батыров вдохновляла на подвиги. Одной из самых лучших была царица Томирис. В разных местностях слагались песни, где предводительницу саков называли Тумар и даже Тамар. Предводительница Сакская царица Томирис (ещё её называют царицей массагетов, а массагет - это "мас-сака-та" - в переводе обозначает большую орду саков) была потомком скифского предводителя Ишпакая, правнучкой правителя скифов Мадия и дочерью легендарного Спаргаписа. Звон оружия и военные действия были знакомы ей с детства, отец воспитывал дочь один, а потому всегда брал с собой, и много раз приходилось бежать от погони вдвоём на добром отцовском коне. Свой конь у неё появился в пять лет, а первый короткий меч - акинак - в шесть.

Царица Томирис управляла саками в Царь Кир Степи, где кочевали вольнолюбивые саки, одной стороной граничили с постепенно набиравшим всё большую силу Ахаменидским Ираном. А там на троне сидел царь царей, сын Камбиса, основатель персидской державы, но не переживший её расцвет, длившийся практически до прихода Александра Македонского. Царь Киравуш, царь Кир, царь-солнце (так переводится его имя). Кир затеять поход на массагетов, который и стал роковым для него. Это было лето 530 года до нашей эры, вот и посчитайте, в каком веке царица Томирис управляла саками. Согласно преданиям, Кир первоначально хотел победить дербиков дипломатией и отправил царице караван, нагруженный драгоценностями, а также и послов, чтобы установить дипломатические отношения. Именно послы должны были заключить союз с саками. Киру нравились боевые качества этих прекрасных наёмных воинов, да и война предполагалась большая - с Египтом. Престарелый Кир даже решился жениться снова и предложил царице Томирис выйти за него замуж. Хитёр Кир: иранские законы допускают царствование только мужского пола, а потому, став её мужем, он заодно прикарманил бы и необъятные земли саков. Однако и царица оказалась не глупее. Она предложила другой вариант союза. У Кира - дочь Атосса, у Томирис - сын Спарангой, вот и поженить их во благо мира и благоденствия. А Кир совсем не хотел в свои наследники дикаря-сака. Наследник уже был выбран, и Атосса - помолвлена.

По писанию Геродота, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис (см.Рис.1) и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; Писатели античности такие как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней[1].

Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небоеспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пи­ровать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, пере­били многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис[1]. Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[2].

Согласно Геродоту, плененный Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишает себя жизни[2].

Томирис же, когда Кир её не послу­шался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтоже­на тут же на месте, а сам Кир погиб. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех, наполненный человеческой кровью и добавила следую­щее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погу­бил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кро­вью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»). Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[1].

Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала».

Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис, пошел на неё гибельной войной. А также, что по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мёзии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там на мёзийском берегу Понта (совр. Черное море) построила город Томы (совр. Констанца; несколько веков столица Малой Скифии), назвав его по своему имени.

История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу тех, кто изображал Томирис и события в её жизни.

После её смерти понадобилось одновременно три правителя для сакского царства. Гибкий военный стратег с огромным авторитетом. Не напрасно в честь царицы массагетов Томирис в 1906 году назвали только что открытый астероид. В честь Томирис назван астероид (590) Томирис, открытый в 1906 году. Томирис даже отведена роль лидера скифов в компьютерной игре Civilization VI. Память о ней живёт тысячелетиями.

1.2. Шатана

Шатеник — является героиней осетинского нартского фольклорного эпоса, которая в I веке от Рождества Христова прибыла из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом, для бракосочетания с царём Армении Арташесом.

Из осетинского «Нартского эпоса» известно, что Шатана дочь Уастырджи, рождённая мёртвой Дзерассой,каторая росла не по дням, а по часам: за месяц вырастала как за год, а за год — как за три года.

Среди нартских девушек ей не было равных по красоте (см. Рис.2). Ее красота была ослепительна, от света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча.

Шатана — ключевая фигура эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, она сражается как настоящий смелый воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семи ярусной башне.

К вопросам, была ли Шатана-Сатеником, обращались В.И. Абаев, Г. Х Салакая, Ж. Дюмезил и другие ученые. Армянский историк Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» Хоренаци отмечает, что «Сатиник – по всей вероятности, это имя Шатана героини эпосов северокавказских народов». Г. Салакая обращает внимание на историю этого вопроса: «Некоторые исследователи считают возможным, – пишет он, – сопоставление имени нартской героини с именем аланской принцессы Сатаник, упоминаемой армянским историком V века Моисеем Хоренским»[6].

В армянских эпических сказаниях времен средневекового армянского историка Мовсес Хоренаци (V век), существует очень распространенная легенда о Сатеник — которая есть аланская принцесса, армянская царица, жена царя Великой Армении Арташеса I (III-II век до н. э.).

«Легенда «Арташес и Сатеник» рассказывает о том, чтоАланы напали на Армению. Но король Арташес смог отразить атаку. Во время битвы армянам удалось взять в плен аланского принца.

Аланскому царю пришлось просит примирения, для того чтобы освободить своего сына из плена. Он послал послов к Арташесу, с обещаниями выполнить все его пожелания, одновременно предлагает заключить клятвенный союз, чтобы отныне аланские храбрецы не совершали набеги на земли армян.

Но Арташес, на примирение не соглашался, и отказался вернуть юного царевича.

Царю аланов оставалось только, готовится к началу новой жестокой битвы.

В лагере аланов находилась также аланская царевна — прекрасная Сатеник. Узнав о том, что брат попал в плен, она приходит к берегу Кура и обращается к Арташесу, который находится на другом берегу реки, взывая его к милости отпустить брата.

Очарованный мудрой речью и красотой царевны, Арташес влюбляется в нее и засылает сватов к ее отцу, но царь аланов жестко отказал ему.

Арташес умыкнул Шатану. Она, поневоле стала его женой.

Из народных песен, которые записал Мовсес Хоренаци, так же сохранились отрывки о роскошной свадьбе Арташеса и Сатеник:

Падал золота дождь, как женился Арташес.

Падал дождь жемчугов, как шла замуж Сатеник.»[6]

1.3. Амага

Ама́га — царица сарматов в конце III или начале II века до нашей эры, жена царя Медосака. Рассказ об Амаге известен по Полиэну (II век).

Амага (см. Рис.3) правила вместо своего мужа и оказала помощь Херсонесу после того, как жители этого города пожаловались на набеги скифов. Вместе со 120 отборными воинами, каждый из которых получил по три коня в своё распоряжение, сарматская царица за сутки преодолела более 200 км и внезапно появилась в ставке скифов. Амага убила скифского царя, а власть передала его сыну, приказав править справедливо и не трогать соседей.

Предполагают, что Амаге принадлежит богатое захоронение сарматской царицы или жрицы в Ногайчинском кургане в Нижнегорском районе Крыма[5]. В настоящее время имя Амага является довольно распространённым среди осетин.

Во второй половине двадцатого века нашей эры было начато строительство Северо-Крымского канала, на трассе которого работала археологическая экспедиция, в задачу которой входило следующее: исследование территории будущего канала на предмет изыскания памятников истории. В зону затопления входила одна высота, которая внешне была похожа на скифский курган (сейчас это место называют Ногайчинским курганом). Ее диаметр был примерно 80 метров, а высота 8-10 метров. О ней среди местных жителей ходило множество легенд, и все они утверждали, что это рукотворный курган, который в себе хранит несметные сокровища. А по ночам, в полнолуние на вершине появляется белый конь, который не касаясь копытами земли, испускает холодящее душу ржание.

На кургане тогда работал скрепер, разгребая своим ножом землю. Похоже было, что эта насыпь и впрямь была искусственного происхождения. Вдруг в свежем срезе появился глиняный сосуд. Техника в тот же миг удалилась и на смену ей в ход пошли ножи, совки и кисточки археологов. На свет божий являются еще сосуды, золотая бляшка, за ней вторая и третья. Ученые понимают, что перед ними не разграбленное погребение, а уникальное по богатству древнее захоронение женщины-воина.

Оружие и золотое налобное украшение, диадема и массивная, 900 граммов, гривна из кованой золотой проволоки, на концах которой были золотые крылатые грифы с львиными туловищами и орлиными головами. На груди погребенной была большая золотая брошь, украшенная драгоценными камнями, на руках и ногах золотые браслеты, унизанные жемчугом. Кисти ее рук покоились в серебряных чашах, в которой лежали изумруды. Рядом с ней лежало оружие и бронзовое зеркало, следы истлевшей деревянной шкатулки, в которой находились золотые перстни и флаконы для благовоний, рассыпанный жемчуг, застежка из горного хрусталя в виде дельфина.

Большинство предметов были украшены драгоценными камнями: изумрудами, гранатами, хризолитом, сапфиром, сердоликом, агатом, янтарем и яшмой. Все эти изделия, по-видимому, делались в мастерских Боспорского царства или других античных центрах северного причерноморья, есть и другие предметы, попавшие в саркофаг в качестве военной добычи, подарков и торговли. Понятно, что такой по размеру и богатству курган, не мог быть воздвигнут обычной женщине. Все это дает основание считать, что это захоронение царицы, жившей на стыке второго и первого веков до нашей эры.

Сегодня трудно установить кому принадлежит это захоронение. Но однако существует один письменный источник. Античный писатель Полиэна, живший в конце второго века до нашей эры как раз в этих местах и примерно в то же время, писал о царице сарматов Амаге. Амага, по его словам, была женщина умная и воинственная. Слава ее гремела по всей Скифии. Жившие тогда на Таврическом полуострове Херсонеситы, обижаемые постоянно одним из скифских царей, попросили ее принять их в свое подданство. Амага сначала послала скифскому царю наказ – не трогать больше Херсонес. Когда же тот ее не послушал, она взяла с собой 120 воительниц, дав каждой из них по три лошади и чеpез сутки, преодолев примерно 200 километров, внезапно появилась у ворот его дворца, перебив всю его стражу. Скифы пришли в смятение от неожиданности, полагая что Амага пришла с большим войском. Она же ворвалась во дворец и собственноручно убила царя и бывших с ним. Страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого царя, наказав ему править справедливо и не трогать эллинов и варваров, , помня печальную кончину отца.

Как считают некоторые исследователи, эти события происходили в 165—145 годах до нашей эры.

Именно этот Нагайченский курган и был насыпан в те времена и на той земле, где по свидетельству античного писателя, правила тогда царица сарматов красавица Амага.

1.4. Ашхен

Ашхен (III-IV вв.) – супруга Трдата III Великого и мать Хосрова III Котака (см. Рис4). Так же, как и Сатеник, Ашхен являлась аланкой по происхождению. Её отцом был аланский царь Ашхадар. Трдат III, решив заполучить Ашхен себе в жёны, отправил своего генерала Смбата в царство аланов. Когда Ашхен прибыла в Армению, Трдат приказал короновать её, дабы она стала его невестой. Ашхен были дарованы титулы Аршакян и царицы, что выражали собою высшие почести, которых могла быть удостоена женщина в Армении.

Как известно, при царе Трдате III в Армении была провозглашена новая государственная религия – христианство – в далёком 301 году, тем самым обозначив за Арменией первенство в подобном событии. Ашхен сыграла немалую роль в решении Трдата провозгласить христианскую религию государственной и помогала своему мужу распространять новую веру на территории страны.

По сообщению армянского историка Агатангелоса, царица Ашхен вместе с царём Трдатом и царевной Хосровидухт (сестрой Трдата) принимала участие в погребении игуменьи женского монастыря в Риме Гаиании (Гаяне Армянской) и двух её сподвижниц, бежавших из Рима в Армению и умерших мученической смертью в результате действий Трдата, когда тот ещё противился христианству и преследовал его приверженцев на территории своего государства.

По преданию, Ашхен и Хосровидухт провели последние годы жизни в отдалённой Гарнийской крепости, решив удалиться от мирской суеты.

1.5. Борена

Борена — дочь аланского царя Урдуре, сестра Дургулеля Великого, жена царя Грузии Баграта IV (1027—1072 гг.). Дочь Борены — Мария — вышла замуж за византийского императора Михаила VII Дуку (1071—1078 гг.). Борена — дочь аланского царя Урдуре, сестра Дургулеля Великого, жена царя Грузии Баграта IV .

Сестра Дургулеля Великого Борена, вышла замуж за грузинско­го царя Баграта IV, правившего в 1027—1072 гг. Дочь Борены Мария, вышла замуж за византийского императора Михаила VII Дуку (1071-1078 гг.). Мария стала одной из ключевых фигур политической жизни Константинополя 1070-х годов, способствовала приходу к власти Комнинов. Её называли Мария Аланская.

Почему дочь грузинского царя греки называли «аланской», не вполне ясно. Возможно, имела место путаница с её матерью Бореной, которая действительно была родом из Алании.

Мария впервые прибыла в Константинополь, ко двору императрицы Феодоры, в 1056 году, когда была ещё ребёнком. Девять лет спустя её выдали замуж за наследника императора Константина X — Михаила.

Пока в 1071-78 годах супруг Марии правил государством, императрица состояла в переписке с учёным Феофилактом Болгарским, покровительствовала Иверскому монастырю на Афоне и вместе с матерью выступила ктитором церковного строительства на горе Сион.

После свержения Михаила его престарелый преемник Никифор III Вотаниат искал руки императрицы с тем, чтобы узаконить узурпацию власти. Грузинская красавица пошла ему навстречу под условием, что наследником престола будет провозглашён её с Михаилом сын, Константин Дука.

Когда Никифор отказался от планов со временем передать престол сыну Марии, она вступила в связь с Алексеем Комниным с целью свержения вероломного супруга. После восшествия Алексея на престол Константин был обручён с его дочерью Анной Комниной и провозглашён престолонаследником.

В 1087 году, когда у Алексея родился сын-наследник, помолвка была расторгнута, Константин Дука — удалён от двора, а его мать Мария — пострижена в монастырь. Дальнейшая её судьба неизвестна.

1.6. Ирина

Ирина Аланская — дочь знаменитого царя Алании Дургулеля Великого. Византийский император Михаил VII Дука, женатый на племяннице Дургулеля, выдал Ирину замуж за знатного патриция Исаака Комнина. Византийские источники Ирину называют «василиссой», т. е. императрицей.

История свидетельствует, что аланский отряд Арабат попал в Византию. В сражении с турками он спас Исаака Комнина, племянника императора, а всю армию — от разгрома. Подробное описание этого боя оста­вил в «Исторических записках» Никифор Вриенний.

«Один алан из числа вступивших по найму в отряд благород­ного Исаака, по имени Арабат, видя, что варвары нападают с величайшею яростию, и что братья (Комнины) одни с немноги­ми воинами подвергаются опасности, и, боясь, чтобы с которым нибудь из них не случилось какой беды, приглашал товарища по имени Хаскариса, из подручников Алексея Комнина, вместе c ним сойти с лошадей и ударить на врага копьями. «Стыдно будет», сказал он, «если в присутствии аланов мужи благород­ные и именитые подвергнутся опасности; срам падет тогда на весесь аланский народ»! Так советовал Арабат; но Хаскарис от­вергал совет его, будто бы не столько благоразумный, сколько смелый... но Арабат, разбранив его по-варварски, тотчас сошел с лошади и, ударив ее кнутом, чтобы она следовала за бегущи­ми, начал сражаться пеший. Турки, пораженные необычностию сего зрелища, недоумевали, что это делается. В руках Арабата было короткое копье: первого попавшегося он ударил копьем в грудь и сбил его с лошади. Один (турок) пустил в него стрелу и ранил ею правую его руку; но он вырвал стрелу из раны и ею же, как некогда Врасид, отомстил варвару. Устрашенные таким его мужеством, варвары немного отступили. Пользуясь этим случа­ем, он взошел на кровлю (какого-то строения) и оттуда поражал неприятеля стрелами. ...Объятые великим страхом, турки оста­вили их и отступили; а римляне, немного отошедши, спешились и остановились в безопасном месте. По наступлении ночи при­шел к ним и тот алан, который прежде сошел с лошади. Таким образом, все спаслись — никто не был взят в плен, ни убит; и все спасшиеся благодарили своего спасителя и защитника, до­брого Арабата».

Дургулель Великий — царь Алании, одна из крупнейших политических фигур Кавказа и Ближнего Востока XI в. Его дип­ломатические и военные шаги нередко оказывались решающи­ми для судеб многих народов.

Блистательная военно-политическая деятельность царя алан Дургулеля Великого начинается на рубеже 50—60-х гг. XI в. В течение почти четверти века он со своей армией играл ключе­вую роль в развитии событий не только на Кавказе, но и в Пере­дней Азии и на Ближнем Востоке. Его услугами охотно пользо­вались императоры Михаил VII Дука и Никифор Вотаниант. Оче­видно, Византия очень нуждалась в военной помощи со сторо­ны алан. Этим и объясняются династические браки той поры.

Дургулель Великий оказывал серьезную военную помощь своим родствен­никам-союзникам. В 1062 и 1065 гг. он со своим войском втор­гался в Арран и наносил удары по противникам Баграта IV. Им­ператор Михаил Дука послал Никифора Палеолога к своему «ро­дственнику правителю Алании» за войском. Никифор привел из Алании 6 тысяч воинов. В борьбе с восстанием Урселя в 1073 г. принимало участие войско, присланное «правителем Алании».

Приближенные Дургулеля играли важную роль в византийских делах и армии. В походе на Двин в 1045 г. участвовал «магистр» Константин Аланский. В 1071 г. аланы вместе с византийцами сражались против сельджуков при Манцикерте.

1.7. Елена

В 1116 году в Киев, из военного похода, возвращалась дружина Ярополка, сына великого князя Владимира Мономаха с невестой необычайной красоты, аланской княжной , взятая в плен князем в жарком бою, при сражении с доблестными воинами аланского государства.

В замужестве она была наречена Еленой, а впоследствии стала великой княгиней Киевской. Она была красива, умна и при этом имела благородный характер.

Она пленяла умы и сердца всех, кто знал ее. Молва о ней ходила повсюду, не имея никаких территориальных границ. Ее влияние было настолько велико, что старший племянник Ярополка от брата Мстислава – Изяслав, внук Мстислава – Ярослав, а также младшие племянники Ярополка, сыновья его родного брата Юрия Долгорукого, Андрей и Всеволод, пожелали в дальнейшем связать свою судьбу с представительницами женского пола той национальности, которой принадлежала аланская княжна.

Впоследствии, Андрей Боголюбский женился на Алене Ясской, а Всеволод - на Марии, дочери аланского князя Шварна. Князь Мстислав Всеволодович Черниговский, связал свою судьбу с двоюродной сестрой Елены- Марией. И снова мы видим, что высшая знать, вступает в династические браки. Это прямое свидетельство тому, что женщины с осетинскими корнями были наиболее выгодной партией.

1.8. Алена

Двор князя Северо-Восточной Руси, Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.), прочно был связан с аланами-ясами. В тот пе­риод браки между представителями славянской и аланской арис­тократии стали обычным явлением.

Еще в юности, Андрей Боголюбский прославился своими воинскими подвигами на юге. Одним из близких людей, его боевых соратников, был яс, по имени Амбал, сестра которого, Алена Ясская, впоследствии стала его женой.

Как мы видим, представительницы знатных аланских родов: Алена Ясская, Мария Ясская, близкие родственницы царицы Тамары по линии ее матери Бурдухан, были аланками по происхождению.

Но, к сожалению баяре устроили заговор против Андрея Боголюбского и его аланской супруги. Князь Андрей был убит, а жену его, Алену Ясскую и ее брата, ясса Амбала, утопили в озере, считая их вдохновителями многих его начинаний.

Князь Юрий Боголюбский, в Грузии нареченный Георгием, являлся сыном и наследникомкнязя Андрея и княжны Алены. Русские летописи оставили нам сведения о том, что он был вынужден, спасаясь от преследования бояр, врагов своих, погубивших насильственной смертью его родителей, бежать на родину матери, на Северный Кавказ, на реку Сунжа и искать там убежище и спасение от неминуемой его гибели.

Впоследствии, по воле судьбы, он встретился в этих местах с эриставами Грузии, а в 1185 году, стал первым мужем царицы Тамары, полуаланки по крови, дочери аланской царицы Бурдухан. Брак продлился только 2 года.

Особый интерес к союзу с аланами проявляли суздальские князья. Учитывая, что династические браки—обычное дело сред­невековой дипломатии Восточной Европы, не вызывают удив­ления многочисленные связи между членами княжеских семей Алании и Суздаля. Таких случаев было так много, что В. Т. Пашуто счел возможным подчеркнуть: «Суздальские князья долгое время сохраняли и матримониальные союзы с владельцами Се­верного Кавказа, при владимирском дворе встречаются служи­лые осетины», т. е. аланы. Дело дошло даже до того, что князья других городов Древней Руси в жены аланок брали из Суздаля! Например, в 1182 г. «Князь Кыевский Святослав Всеволодович ожени два сына, а ...за Мстислава ясыню из Володимира Суждальского, Всеволожю свеста».

Разумеется, династические браки отражали политическую ориентацию в восточной политике Киевской Руси, где христиа­нам аланам отводилось заметное место.

1.9. Мария

«Все интересующиеся русской и аланской историей прекрасно знают, что Мария (см.Рис.6) была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии - она была женой Всеволода III Большое Гнездо(1154-1212). Эта пара - предки династии Московских великих князей и царей. Александр Невский - это их внук, Иван Грозный –далекий потомок. Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В числе потомков этой линии Рюриковичей - огромное число выдающихся деятелей русской истории и культуры. Поэтому ее образ приобретает колоссальное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических, естественных связей, которые некоторые время тому назад оказались не слишком актуальны. В ее образе для нас всех концентрируется подлинная, реальная, с глубоким смыслом история, которая позволяет лучше понимать и видеть то, что происходит сегодня, а также лучше прогнозировать будущее», - подчеркивает ученый доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-Алания Руслан Бзаров [8].

Мария (1158 – 1209) вышла замуж за Всеволода совсем юной девушкой, (первое, но не последнее, упоминание о ней в русских летописях относится к 1176 году, когда ей было 18 лет).

Она родила и воспитала 12 детей, в том числе восьмерых сыновей, причем воспитала их в традициях своей родины-Алании, где превыше всего ценились рыцарство и узы братства. И все это "Большое гнездо" родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.

Все сыновья Марии были отважными воинами, а ее внук Александр Невский стал знаменитым русским полководцем. Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская. Потомков у нее будет много – 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом.

По историческим и летописным фактам русской и аланской истории мы знаем, что Мария была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии. Они по праву считаются предками династии Московских великих князей и царей.

Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В число потомков линии Рюриковичей входят выдающиеся деятели русской истории и культуры. Образ Великой Марии Ясыни, все более приобретает огромное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических связей между нашими народами, которые некоторые время тому назад казались не такими актуальными, как сегодня.

Правление Всеволода Большое Гнездо, стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли. Мария занималась благотворительностью. Она щедро одаривала нищих, больных, сирот, помогала нуждающимся, подносила щедрые дары в церковь. Являлась для многих опорой, поддержкой и утешением. Мария нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.

Мария вникала в нужды и заботы простолюдинов, строила храмы и монастыри, неустанно творя добро. Мудра и предусмотрительна была аланская княжна Мария Ясская. Учитывая все ее заслуги, она была канонизирована в число первых русских святых.

Еще раз смею перечислить их имена, вошедших в мировую историю: Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Александр Пушкин, Наталья Гончарова, Иван Грозный. Следует отнести к этому списку и другого, не менее известного в истории русского царя, Василия Шуйского, правившего в годы Великой Смуты (1606 – 1610).

Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком долгую жизнь – лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних, – двенадцатых родов она так и не оправилась и семь последних лет, тяжко болела из-за чего решила уйти в монастырь.

В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город.

Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну.

Вскоре через 18 дней после пострижения в монахини, в 1205 году она скончалась.

Летописец Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно:

"…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова

Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение".

1.10.Бурдухан

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Обновить ленту

В середине XII века, царь Алании Худдан, выдал свою дочь Бурдухан за грузинского царя Георгия III. Таким образом он завязал тесную связь между грузинами и осетинами. От этого брака родилась великая царица Грузии Тамара, мужем и соправителем которой в 1189 г. стал осетинский царевич Давид-Сослан (см. Рис.7).

Древнегрузинские историки дают Бурдухан (см. Рис7) блестящие характеристики. Так, автор «Истории и восхваления венценосцев» писал: «Будучи царем, отец (Деметре) привел Ге­оргию в жены дочь царя Худдана, по имени Бурдухан, сообраз­ную с солнцеликим и льву подобным мужем. Сама она была со­лнцем над солнцами по красоте... Она... если исключить, что у нее был муж, благостью, мудростью, умением ходатайствовать и оказывать помощь напоминала просветительницу неба и зем­ли Марию».

Мать Бурдухан была родом из Армении, она учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. По словам грузинской хроники, Бурдухан «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара».

Благодаря браку с Бурдухан Георгий постоянно мог рассчи­тывать на аланские дружины. Например, когда объединенные силы мусульманских стран опустошили южные районы Грузии, «царь Георгий собрал войска из семи царств своих, из Имере­тин и Америи, вывел осетин и жителей многих других земель и направился против султана, имевшего бесчисленное множест­во войска». Летописцы утверждают, что Георгий в необходи­мых случаях получал аланские войска в нужном количестве.

Заключение

Тот, кто историю свою не знает,Кто славных предков забывает,Тому на свете трудно жить, Свою историю творить.Так не забудем никогда,Про славные те прошлые года!И будем мы детей учить,Как надо Родину любить.

В результате своего исследования я понял, что многие даже не имеют представления и вообще, многие даже не знают кем были Мария Ясыня, Тамирис, Ашхен, Амага, Сатеник.

В поисках информации я не раз обращался в библиотеку по пр. Коста 283, в краеведческий отдел за литературой. Они меня попросили зачитать свой доклад школьникам. Моими слушателями были учащиеся школ, сотрудники библиотеки и простые посетители, которых очень заинтересовала моя тема.

Я очень волновался о том, как меня встретят, интересно ли им вообще моя тема, будут ли меня слушать. Час прошел не заметно. Меня встретили очень хорошо. Слушали меня с большим любопытством!

Они была заинтересованы моей темой, ее новизной и значимостью.

Я обязательно продолжу изучение своей темы. Мои ровесники должны знать, и гордится своими предками. К сожалению изучаемые мною вопросы не в полной мене изучается и не рассматривается в рамках школьной программы. В Республиках Северной и Южной Осетии не должным образом пропагандируется наши исторические корни. Это дает возможность другим нациям посягать на нашу историю.

Я бы хотел что бы благодаря Республиканской программы или спонсорской помощи появилась возможность распространения маленьких бесплатных буклетов или брошюр в общественных местах в Республиках Северной и Южной Осетии.

Благодаря классному руководителю, на классном часе я смог рассказать своим одноклассникам о наших благородных предках. Всем было очень любопытно, интересно и познавательно. Я так думаю, что они расскажут об этом дома, друзьям, родственникам. Я уверен, мой труд не остановился только на исследовании. Информация, которую я передал, пойдет из уст в уста. У сомневающихся, будет повод расширить свой кругозор в интернете или библиотеке. Главное, об этом заговорили и задумались.

В наше тяжелое политическое время, время постоянных политических провокаций важно знать, что ты часть своего государства. Та часть, которая стояла у истоков государства, была ему опорой, другом и братом.

В составе Российского государства наша республика является едва ли не самой маленькой, как по территории, так и по количеству коренного населения, и тем удивительней её значительная роль в истории страны. Это объясняет, почему осетинский народ в любой войне стоял за Россию не на жизнь, а на смерть. Именно поэтому героев России в нашей маленькой республике больше, чем у других.

Сколько интересных и волнующихся страниц из истории и культуры маленького, но гордого осетинского народа мы прочитали, а сколько еще не прочитано!

Каждый народ нашей необъятной Родины достоин уважения.

Но я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то у меня есть шанс, оставить свой след также в истории нашей большой страны.

Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по морально эстетическим ценностям, культуре, истории и великому духовному наследию наших предков.

Наша работа будет продолжена. В результате своей исследовательской работе я узнал еще о многих интересных личностях нашей планеты, имеющих родственную связь с осетинским народом. О них я расскажу в следующих своих работах. Я понял, что это важно не только мне.

Список использованной литературы.

1. Доватур А. И., Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982.

2. Смирнов А. П.. Скифы; интернет ресурс http://www.rulit.me/books/skify-read-277424-1.html

3. Челехсаты К.С. «Осетия и осетины» Владикавказ, 1994;

4. Кузнецов В.А. «Путешествия в древний Иристон». Москва, 1974;

5. Кузнецов В.А. «Очерки истории алан». Орджоникидзе,1984;

6. Мовсес Xоренаци «История Армении» Ереван, «Айастан», 1990;

7. Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» М.Хоренаци;

8. Руслан Бзаров, выступление на конференции «Мария Ясыня»;

9. Чичинадзе З. «История осетин по грузинским источникам» Цхинвал, 1993.

Рисунок 1. Томирис.

Рисунок 2. Статуя Шатаны, Сирия.

Рисунок 3. Амага.

Воссозданный облик по останкам

предположительно принадлежащие сарматской царице Амаги

Рисунок 4. Трдат III, Ашхен и Хосровидухт

Рисунок 5. Борена, дочь царя Урдура, супруга Баграта IV.

Осетинские Багратиды являются потомками ее сына Дмитрия.

Рисунок 6. Мария Ясыня.

Рисунок 7. Бурдухан.

Супруга царя Георгия, дочь осетинского царя Худана, мать царицы Тамары.

Видная женщина в жизни Картли.

Приложение 3