IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ЛИПЕЦКОГО КРАЯ В АВИАЦИОННОЙ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ
Афанасьев Л.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Актуальность темы объясняется возрастающим общественным интересом к проблеме предвоенного периода, необходимостью восполнить недостаток знаний по истории Липецкого края на основе новых подходов и обновленной базы источников, стремлением показать роль Липецкой авиашколы, её место и значение в предвоенной истории страны.

Обоснование проблемы исследования. В одной из предыдущих работ мы рассматривали работу секретной немецкой авиашколы, расположенной на территории Липецка и функционировавшей до августа 1933 года. Нас заинтересовало, что же стало со школой после этой даты. С другой стороны, старожилы Липецка рассказывают об испанских летчиках, проходивших обучение в Липецке в тридцатых годах прошлого века. Изучение имеющихся архивных документов, воспоминаний участников событий, бесед с историками и краеведами, рассказов работников архивов показало, что по данной проблеме существует узкий круг сведений, а материалов, комплексно освещающих исторические реалии, нет. Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

В соответствии с цельюопределеныследующие задачи исследования:

1. выяснить, принимали ли советские летчики, проходившие обучение в Липецке, участие в войне в Испании в 1936- 1939 годах;

2. документально доказать действительно ли в Липецке проходили обучение испанцы;

3. сквозь призму Липецкой авиашколы выяснить (подтвердить или опровергнуть документально) отдельные моменты биографии Эрнста Шахта.

4. на основе проведенного исследования сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию взглядов на место и роль Липецкой авиашколы в предвоенный период и их использованию в просветительских целях обучающихся для лучшего понимания истории нашего края.

Объектом исследования явилось изучение предвоенного прошлого Липецкого края в разрезе авиационной истории.

Предмет исследования: роль Липецкого края (в том числе Липецкого авиацентра) в гражданской войне в Испании, корректировка некоторых моментов биографии первого иностранца, награжденного Золотой звездой Героя, Эрнста Шахта.

Гипотеза исследования: Липецкий край внес существенный вклад не только в отечественную авиационную историю, но и историю авиации иных дружественных государств.

Новизна исследованиязаключается в следующем:

- выявлены противоречия, которые позволяют расширить и конкретизировать знания о Липецкой авиашколе и её слушателях;

- найдено подтверждение об интернациональной деятельности авиаторов Липецкой авиашколы в разрезе гражданской войны в Испании 1936-1939 годах, что подтверждает нашу гипотезу;

- собраны малоизвестные факты из жизни советских авиаторов, героев Советского Союза, прошедших обучение (или служивших) в Липецкой авиашколе в предвоенный период;

- на основе проведенного исследования сформулированы выводы и предложения, способствующие лучшему пониманию исторических событий прошлого нашей Родины.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при проведении классных часов по истории и краеведению, экскурсий, а также мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме изучения развития липецкой авиации в предвоенный период.

Основные методы исследования – изучение материалов архивов, рисунков, репродукций и фотографий, мемуаров, исторической литературы, контент- анализ, интервьюирование историков и краеведов, систематизация полученной информации.

1. Липецкий край и гражданская война в Испании. Что общего?

Воскрешая в памяти героические дни и незабываемые события нашей национально- революционной войны, мы всегда помним о вас, советских летчиках и танкистах, артиллеристах и техниках, о героях боев в Испании.

Долорес Ибаррури, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами»

Война в Испании, по мнению историков, занимает видное место среди значимых событий ХХ века. Она была интернациональной, освободительной, имела значение для развития международных отношений. Поэтому Испанские события 1936-1939 годов явились объектом изучения многих как русских, так и иностранных исследователей. Вместе с тем информации об этой войне крайне мало. По некоторым данным в ней принимало участие 772 советских авиаторов. Каждый шестой летчик, воевавший в Испании, не вернулся на родину. В некоторых источниках говорится о каждом девятом участнике, не вернувшемся с этой войны. Официальных данных об общем количестве задействованных в Испании советских авиаторов, их потерь, как общих, так и по категориям, к настоящему времени нет[23].

Рассмотрим некоторые исследования по развитию авиации, в которых имеются упоминания о липецких летчиках, принимавших участие в войне в Испании.

Наиболее полно о воздушной войне в Испании написал в 2003 году Сергей Абросов в своей монографии «В небе Испании 1936- 1939 годы». В книге автор проанализировал состояние отечественной авиации указанного периода, составил наиболее полный список летчиков-истребителей, направленных в спецкомандировку в Испанию, список летчиков, удостоенных за бои в Испании звания героя Советского Союза (среди 35 награжденных есть обучавшиеся/ служившие в Липецке) и списки погибших: пилотов и штурманов -28 чел., летчиков- истребителей -65 чел. (Приложение 1) [1].

Вместе с тем автор отмечает, что опыт участия советских летчиков в боевых действиях в Испании должным образом не изучался, за некоторым исключением декабря 1936-го и первых месяцев 1937 года.

В подтверждение мнения С. Абросова мы можем привести выдержку из мемуаров генерал- майора авиации Афанасия Зиновьевича Каравацкого (взаимосвязь Каравацкого с Липецким авиацентром, 402- ым ИАП мы подробно рассматривали в предыдущей научной работе): «Изучали мы новую технику, поступившую в авиацию. Детально рассматривали изменения в тактике воздушного боя с учетом возможностей новой техники и опыта ее боевого применения в небе Испании»[4.с.29].

Историк М.Т. Мещеряков в книге «Испания в огне» пишет об отношении правительства Советского Союза к этой войне, по его мнению, эта война подвержена самой мощной идеологической обработке. С одной стороны, она являлась полигоном для испытания боем советской техники и обучения летчиков работе в военных условиях, с другой стороны, всё в СССР подвергалось цензуре и желанию переписать новую популярную историю как самой войны, так и участия в ней советских добровольцев[7].

На наш взгляд, это является ещё одним доказательством того, что в то время не существовало единой методики анализа полученного боевого опыта и учета боевых результатов. Объективно это объясняется частыми перебросками военных сил, различными путями их доставки на место службы, ранениями и послевоенными репрессиями.

Кроме того, и фактически применялись различные системы учета. Например, в эскадрильях смешанного состава (советские и испанские летчики) самолет, сбитый в группе, записывался каждому участнику, в советских же эскадрильях победы разделялись на личные, парой и звеном. А конечная цифра- некий компромисс между сообщениями летчиков и данными наземных служб. Не было единой системы и у стороны противника: итальянцы все победы засчитывали как групповые, а индивидуальный учет вели только немцы и испанцы.Таким образом, для получения действительных результатов боевых потерь необходимо сравнивать статистику обеих сторон по каждому конкретному дню.

А теперь посмотрим на эту войну сквозь призму Липецкого края.

  • Липецкий край (1910)- родина героев. В Лебедяни Липецкой области (совр.) родился герой войны в Испании, летчик- «испанец» Евгений Сергеевич Антонов.

  • Липецк (1925- 1933) - место базирования немецкой авиашколы. Выпускники- немецкие летчики (Гюнтер Лютцов, Герман Плохер, Гюнтер Ратуш, Ханнес Таутлофт, Гуго Шперле)- принимали непосредственное участие в боях в Испании.

  • Липецк (1925- 1926) - место дислокации 1 Легкой бомбардировочной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина, где проходил службу военлетом (совместительство в немецкой авиашколе) Эрнст Шахт- командир 1- ой интернациональной бомбардировочной эскадрильи в войне в Испании, первый иностранец- герой Советского Союза.

  • Липецк (с 1933)- место базирования Высшей летно- тактической школы, где:

  • Виктор Хользунов и Георгий Тупиков (летчики- «испанцы») проходили обучение (1936),

  • Эрнст Шахт занимал пост начальника школы (июнь 1937- 1938);

  • испанские летчики проходили обучение (с 1937).

А теперь рассмотрим все ракурсы более подробно.

1.1. Липецкий край. Родина героев.

2 марта 1910 года в уездном городе Лебедянь Тамбовской губернии (современная Липецкая область) в семье мещанина родился Евгений Сергеевич Антонов (рисунок 2 Приложения 1). На улице Советская, 68 и сейчас находится дом Антоновых. Учился Евгений в семилетке с трудовым уклоном (сейчас это СОШ № 4). В декабре 1935- выпускник Луганской летной школы. С 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года участвовал в войне в Испании (командир звена, командир 1- ой эскадрильи И-15). Боевой налет составлял 210 часов (180 боевых вылетов). За бои в Испании награжден орденом Ленина (2 марта 1938 года) и орденом Красного Знамени (3 ноября 1937 года).

Антонов- участник знаменитой операции по уничтожению самолетов, находящихся на аэродроме. Тогда впервые в мире истребители выполняли роль штурмовиков. По оперативным данным, полученным благодаря умелым действиям звена Антонова, на аэродроме противника сосредотачивались самолеты для наступления. В боевой ликвидации этой техники принимал участие и сам Антонов, лично уничтоживший несколько самолетов на земле, бензохранилище и поднявшийся в небо Мессершмитт. Итог за время боевых действий в Испании- 10 самолетов, в том числе самолет командующего бомбардировочной авиации Арагонского фронта.

Затем возвращение в СССР, Великая Отечественная… Боевой путь летчика приведен на рисунке 4 Приложения 1.

Погиб Антонов 28 июня 1942 года в авиакатастрофе. Результаты расследования засекречены. Предположительно- производственный брак, диверсия. Все коллеги утверждали- на исправном самолете Антонов погибнуть не мог, он прекрасно чувствовал небо. …Изначально этот самолет предназначался Василию Сталину…

В архиве Министерства обороны РФ [21] мы обнаружили документ (Ф.56 Оп. 12220 Д.47)- Приказ Главного управления формирования и комплектования войск Красной Армии от 7 августа 1942 года №0629, в котором констатируется смерть подполковника Е.С. Антонова в результате авиакатастрофы (рисунок 3 Приложения 1). Подполковник Евгений Антонов похоронен на Московском Донском кладбище.

Об испанских событиях, о Евгении Антонове рассказал в своей книге «Чатос идут в атаку» подполковник запаса, ветеран Великой Отечественной войны С.И. Шингарев, а в книге «Небо моей молодости» генерал- майор авиации Б.А. Смирнов.

Память о знаменитом земляке хранит краеведческий музей Лебедяни, школьный музей Е.С. Антонова гимназии №1 г. Лебедяни (рисунок 5 Приложения 1), его именем названа одна из городских улиц.

Вывод: Липецкая земля- родина героев гражданской войны в Испании.

1.2. Липецк. Немецкая «школа Штара».

Как упоминалось ранее, в одной из работ мы уже рассматривали функционирование немецкой авиашколы на территории Липецка в период с 1925 по 1933 годы.

Сейчас мы остановимся на личностях немецких пилотов, проходивших обучение в нашем городе. Это Гюнтер Лютцов, Герман Плохер, Гюнтер Ратуш, Ханнес Таутлофт, Гуго Шперле. Перечисленные авиаторы принимали непосредственное участие в воздушных боях в испанском небе в период гражданской войны 1936- 1939 г.г. Данные подтверждаются исследованиями липецкого историка, доктора исторических наук, профессора ЛГПУ Ю.Н. Тихонова [13]. Мы сравнили сведения Ю.Н. Тихонова с данными, приведенными С. Абросовым (основание данных- Ries K., Ring H. The Legion Condor стр. 268- 274). Например, Гюнтер Лютцов по результативности занимает 19- ю позицию из 119- значного списка. Таким образом, профессиональные качества военного летчика, приобретенные в том числе в Липецкой авиашколе, не вызывают сомнений, а сам факт пребывания немца в нашем городе подтвержден и фотоматериалами (рисунок 6 Приложения 1).

Для полной картины приведем воспоминания Ханнеса Таутлофта о бое 8 декабря 1936 года над аэродромом Витория (Северный фронт): «Мои пулеметы стреляют без перерыва, и это дает мне ощущение превосходства. … Красный получил порядочно попаданий, но он не падает. Он ревет прямо на меня, продолжая стрелять. … Я уже не могу разобраться, сколько это продолжается, я потерял счет времени…» Это был бой с эскадрильей Б. Туржанского (первый Герой Советского Союза, получивший это звание за боевые заслуги 31 декабря 1936 года).

Вывод: в небе Испании сошлись, летчики, чье мастерство нарабатывалось и оттачивалось на территории одной страны- СССР, в том числе на территории Липецкой области.

1.3. Липецк. Эрнст Шахт

Легко отдавать жизнь за социалистическую Родину, но мы не будем умирать, мы будем побеждать!

Эрнст Шахт

Эти слова генерал-майор авиации Эрнст Шахт (рисунок 8 Приложения 1) сказал в 1936 году в Кремле, когда ему вручали второй орден Ленина и Грамоту Героя Советского Союза.

Эрнст Шахт был немцем, он родился в г. Базеле (Швейцария) 14 апреля 1904 года. Родители не были коренными швейцарцами, из Германии они переехали за несколько лет до рождения сына. Дом, где семья проживала, находился недалеко от аэродрома. Маленький Эрнст, как и все мальчишки того времени, видел себя в небе, а расположенный рядом аэродром лишь делал мечты реальнее. После положенного обучения в школе получал профессию на производстве. Именно здесь он окунулся в идеи марксизма- ленинизма. В 1921 году в возрасте 17 лет вступил в Коммунистический интернационал молодежи, по его поручению приехал в СССР [17]. «В Москве билось сердце мировой революции»- лозунг того времени. Шахт получил разрешение на временное проживание, жилье, работу, занимался русским языком, вел активную общественную и политическую работу.

В 1923 году Правительство СССР принимает решение о создании группы немецких КИМовцев для обучения летному делу. Шахт по рекомендации Коминтерна включен в состав этой группы и направлен во 2-ую военно- авиационную школу, дислоцированную в Борисоглебске Воронежской области. Школа была новая, но буквально сразу стала кузницей летных кадров: в одно время с Шахтом там обучался Валерий Чкалов (несколько позднее Шахт с ним по- настоящему подружился) и Георгий Тупиков, с которым спустя много лет Шахт встретится в небе Испании во время гражданской войны 1936- 1939 г.г.

В воспоминаниях генерал- полковника А.Н. Пономарева («Покорители неба»), прибывшего в школу летчиков в 1923 году в возрасте 20 лет, есть несколько слов о Шахте: «В группе коминтерновцев, как их тогда называли, Эрнст Шахт занимался в группе летчиков. Летать коминтерновцы учились на самолете, который я обслуживал в должности старшего механика. С красивым, статным швейцарцем дружба у меня сложилась не сразу, хотя оба мы были комсомольцами и даже членами комсомольского бюро школы. А причиной было не только то, что Шахт плохо говорил по- русски, но и то, что швейцарец на первых порах демонстративно пренебрегал «неквалифицированной» работой. Отрегулировать магнето, зазоры в свечах- это пожалуйста, а остальное, дескать, не дело летчика. Однако разве устоишь в стороне, когда твои товарищи работают, готовы взяться за любое дело, лишь бы летать.» [8, стр. 53]

В 1924 году школу Эрнст Шахт закончил с отличием и блестящей характеристикой: «Обучение закончил успешно. Имеет высокие личные качества. Решительный, находчивый, целеустремленный. Имеет ярко выраженное желание летать.» [6, стр. 277]

Шахт решил продолжить военное образование: в 1925 году заканчивает обучение в Высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

В июле 1925 года получает назначение в 1-ую Легкую бомбардировочную авиационную эскадрилью имени В.И. Ленина Московского военного округа, базировавшуюся в Липецке. С ноября 1925 г. по апрель 1926 г. по совместительству он работает в школе, где в то время готовили немецких летчиков. Курсанты «школы Штара», с которыми Шахта сведет война в испанском небе, пройдут обучение чуть позже (1928, 1932 г.г.), когда Э. Шахт уже получит новое назначение-служба в 35-м отдельном авиаотряде, который вскоре переведут в город Ташкент Среднеазиатского военного округа.

А теперь более подробно остановимся на определенном этапе жизни Э. Шахта- 1926 год. Повод для остановки: несовпадение данных биографии Шахта в различных источниках. Ради справедливости надо заметить, что биографической информации о Шахте совсем немного. Наверное, причина кроется в его трагической кончине- 30 мая 1941 года арестован «как германский шпион и участник антисоветского военного заговора», 23 февраля 1942 года расстрелян (об этом чуть позже). Соответственно, после этих событий упоминания в архивах, других организациях были засекречены (уничтожены), упоминания в литературе, мемуарах- невозможны. Поэтому в его биографии и появились некорректные сведения.

В рамках данной научной работы нас интересует связь Э. Шахта с Липецком. Именно поэтому при изучении вопроса мы обращали внимание на нестыковки в биографии Шахта в различных источниках, в том числе и в периодике, надеясь, что несовпадения дадут нам шанс найти связь с Липецком. Проведя этот анализ, мы выяснили, что спорным годом является 1926.

Выявленные варианты биографии:

  • 1926- направлен на ликвидацию басмачества в должностях помощника командира и командира звена 35-го авиаотряда 37- ой авиаэскадрильи Средне- Азиатского военного округа;

  • декабрь 1926- направлен на ликвидацию басмачества в должностях помощника командира и командира звена 35-го авиаотряда 37- ой авиаэскадрильи Средне- Азиатского военного округа;

  • 1926- принят в члены ВКП(б), вскоре направлен в 35- ый авиаотряд;

  • 1926- пропущен, сведения только о 1925 и 1927;

  • в 1925- назначение в 1- ую ЛБАЭ имени В.И. Ленина МВО, упоминания о месте базирования эскадрильи в указанный период времени нет;

  • в принципе период 1923- 1931 не освещается.

Мы установили, что в 1926 году 1- ая ЛБАЭ им. В.И. Ленина дислоцировалась в Липецке. Кроме того, приняли во внимание, что год вступления Шахта в ВКП(б) неизменен во всех источниках. Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что сведения о Шахте должны быть в документах военкомата, парторганизации города, документации по финансово- хозяйственной деятельности самой эскадрильи, а также в Протоколах партсобраний парторганизации 1- ой ЛБАЭ им. В.И. Ленина. Шанс на сохранность материалов с упоминанием о Шахте был минимален (последствия репрессии). Но в Государственном архиве новейшей истории Липецкой области нам удалось обнаружить документы, подтверждающие пребывание Шахта в Липецке в 1926 году.

А теперь более подробно: из всех изученных нами документов упоминание о Шахте содержали лишь протоколы партсобраний. Можем констатировать, что предварительно намеченные нами ориентиры поиска были верными.

  • Протокол заседания Бюро Коллектива ВКП(б) 1- ой Легкой Бомбардировочной Эскадрильи имени В.И. Ленина (орфография подлинника) от 18 мая 1926 года №28:

ПОСТАНОВИЛИ: постановление ячейки 4- го авиаотряда о переводе тов. Шахта Эрнста изкандидатов в члены ВКП(б) утвердить (рисунок 10 Приложения 1, пункт 1а).

  • Протокол Общего закрытого собрания членов, кандидатов ВКП(б) I- ой ЛБАЭ им. В.И. Ленина (орфография подлинника) от 30 июня 1926 года № 10:

ПОСТАНОВИЛИ: тов. Шахта в члены ВКП(б) перевести (рисунок 11

Приложения 1, пункт 1г).

  • Протокол Закрытого партсобрания Парторганизации1- ой Легкой Бомбардировочной Эскадрильи имени В.И. Ленина (орфография подлинника) от 15 сентября 1926 года №12:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Смелков, СЕКРЕТАРЬ: Шахт (рисунок 12 (лист 1), 13 (лист 2-об) Приложения 1).

Кроме того, в Государственном архиве новейшей истории Липецкой области в документации о деятельности Липецкого военкомата (Ф.1 Оп.1) мы обнаружили Список желающих служить в Бухаре из числа работников авиапарка, датированный 27 апреля 1927 года. Таким образом, к апрелю 1927 года Шахта в Липецке уже не было.

Сохранились выдержки из аттестации (35- ый отдельный авиаотряд, г. Ташкент) Эрнста Шахта (1927): «Выдержанный, дисциплинированный командир. Выдвижение на должность командира звена считаю нецелесообразным, так как продолжительное время тов. Шахт фактически нес в отряде обязанности командира звена и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Вполне достоин и заслуживает выдвижения во внеочередном порядке на должность командира отряда» [6, стр. 278]

Вывод: мы скорректировали и документально подтвердили отдельные факты биографии Эрнста Шахта, связанные с Липецком.

Какова же дальнейшая судьба Эрнста Шахта?

Итак, 1927- 28 годы. Средне- Азиатский военный округ. Приказом командующего войсками округа за № 49 от 28 февраля 1928 года «За выдающуюся работу в боевых условиях» Комиссией наград при РВС СССР он был награжден револьвером «Маузер» за № 355813 с надписью «Стойкому защитнику пролетарской революции», а 26 ноября 1930 года- орденом Красного Знамени.

В ноябре 1932 года был назначен командиром эскадрильи особого назначения, обслуживавшей Управление ВВС РККА. Некоторое время он был шеф-пилотом у начальника ВВС Алксниса. В мае 1936 года за выдающиеся успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство учебно-боевой работой и политической подготовкой личного состава майор Шахт был награжден вторым орденом Красного Знамени.

1936 год. События в Испании. «Правда» писала: «Борьба Испанской Республики против фашистской агрессии- не частное дело испанцев, а общее дело всего передового и прогрессивного человечества». [8]

В числе первой группы советских летчиков-добровольцев в сентябре 1936 года майор Шахт прибыл в республиканскую Испанию.

Первоначально на аэродроме Алкала- де- Энарес проводит обучение молодых республиканских летчиков технике пилотирования и бомбометания.

6 октября 1936 года (сразу после поставки и сборки советских скоростных бомбардировщиков СБ) он принимает командование 1-ой интернациональной бомбардировочной эскадрильей.

В боевых действиях на территории Испании проявил себя как один из выдающихся авиационных командиров и новаторов в бомбардировочной авиации.

О Шахте в документах отмечалось: «Храбрый командир. Руководитель и участник всех боев, выполненных эскадрильей «СБ» на поле боя и в глубоком тылу противника. Своими смелыми нападениями на аэродромы противника и метким огнем вывел из строя десятки вражеских самолетов, в том числе 20 тяжелых бомбовозов».

«В Испании до сих пор помнят и чтут отважного советского летчика- интернационалиста Эрнста Шахта,»- писал в 1989 году в номере 7 «Авиации и космонавтики» майор А. Копейкин.

В середине февраля 1937 года Шахт возвратился в СССР. Туда же переехали и его родители. 27 февраля того же года в Кремле ему вручили второй орден Ленина и Грамоту Героя Советского Союза (первый иностранец, получивший эту высокую награду). Эти события нашли отражение и в союзной прессе: рисунок 14, 15 Приложения 1- статья в газете «Известия» о присвоении звания Героя Советского Союза и вручении медали Золотая Звезда для Героев Советского Союза.

От имени награжденных Эрнст благодарит Коммунистическую партию и советское правительство за высокую оценку воинского труда, говорит о чувстве великой гордости, которое владеет им и его товарищами, защитниками первой страны социализма. В июле 1937 г. Шахта назначили начальником 13-й высшей летно-тактической школы, которая располагалась в Липецке. В дальнейшем он был назначен заместителем командующего ВВС Московского военного округа в должности генерал-майора. Награжден двумя орденами Ленина (25.05.1936, 31.12.1936), орденом Красного Знамени (1929). Лишен звания Героя и орденов в 1943 г., восстановлен в правах на награды 02.04.1960[25].

Вот как об этом пишет А. Степанов в своей монографии. « В документах «Особой папки» Политбюро хранятся «Выводы по приему т. Сбытовым и сдаче т. Пумпуром ВВС Московского военного округа», утвержденные СНК и ЦК ВКП(б) 27 мая 1941 года. В выводах комиссии, подписанных Г.М. Маленковым, И.В. Тюленевым, H.A. Сбытовым, A.C. Щербаковым и П.Ф. Жигаревым, бывший командующий ВВС округа обвинялся в неправильном подборе кадров: «Тов. Пумпур неоднократно настаивал… о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации Шахта, который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться доверием и является подозрительным человеком». Приводился тот факт, что Шахт в 20-х годах он обучал летному делу немецких летчиков, долгое время был постоянным пилотом «врага народа» Алксниса. В заключение поручалось начальнику ГУ ВВС КА т. Жигареву и начальнику 3-го управления НКО (руководителю военной контрразведки) А.Н. Михееву «тщательно проверить заместителя командующего ВВС Московского ВО генерал-майора Шахта» [11].

30 мая 1941 года генерал-майор Э. Шахт был арестован и обвинен в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58.16 (шпионаж) и 58.2 (участие в антисоветской организации).

В конце января 1942 года на списке арестованных И. Сталин поставил свою визу: «Всех расстрелять». Постановлением Особого совещания при НКВД от 13 февраля 1942 года Э. Шахт был приговорен к расстрелу. Приговор, как следует из документов, оформленных задним числом, привели в исполнение 23 февраля 1942 года. Была расстреляна и его жена, так и не признавшая своей вины.

По протесту Генерального прокурора СССР определением Военной коллегии Верховного Суда СССР 26 ноября 1955 г года приговор в отношении его отменен и дело прекращено. Лишь через пять лет после реабилитации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1960 года он был восстановлен в правах и наградах. Его Золотая Звезда за № 15 находилась на хранении в кладовой Президиума Верховного Совета СССР» [11].

В выписке «Арестованные в мае-июле 1941 г. военнослужащие Красной Армии, которым 4 июня 1940 года были присвоены звания «Генерал-майор авиации» под номером 8 значится:

8. Шахт Эрнст Генрихович ГСС 31.12.1936, Испания. Арест 30.05.1941, расстрелян 23.02.1942. Реабилитирован 02.04.1960.

По сведениям А. Степанова каждый третий их списка награжденных был репрессирован.

Вывод: В ходе исследования мы открыли новые факты в биографии Эрнста Шахта- немца по национальности, русского по исполнению своего интернационального долга. Он многое сделал для Липецкой авиашколы и отечественной авиации. Нестыковки в биографии Шахта свидетельствуют о том, что наше исследование необходимо продолжить и найти тех, кто в честном бою создавал историю Липецкой авиашколы.

1.4. Липецк. Высшая летно- тактическая школа.

Рассмотрим на примере войны в Испании 1936-1939 гг документальные материалы о летчиках предвоенного периода и определим слушателей Липецкой авиашколы и их вклад в развитие отечественной авиации.

Изучая краткий биографический словарь «Герои Советского Союза», мы нашли информацию о летчиках, сражавшихся в Испанской войне, и, сверяя её со списками Сергея Абросова, документально подтвердили участие обучавшихся/ служивших в Липецкой авиашколе авиаторов- Г. Тупикова, В. Хользунова, Э. Шахта.

И если Эрнст Шахт, о котором мы говорили в п. 1.3., командовал первой эскадрильей бомбардировщиков СБ, то Виктор Хользунов- второй (эти машины были все из той же первой партии).

1.4.1. Хользунов Виктор Степанович

Нет героев от рождения-

Они рождаются в боях.

А. Твардовский

Виктор Степанович Хользунов (рисунок 16 Приложения 1) родился 31 января 1905 года в Царицыне в семье рабочего. В 1918 году вместе с отцом ушёл на фронт Гражданской войны и в 1919 году участвовал в обороне родного города от белогвардейцев. В 1925 году вновь поступает на службу в Красную Армию, став курсантом Ленинградской военно-теоретической школы лётчиков. В дальнейшем окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков. В 1933 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1936 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Липецке.

Как писал в своих воспоминаниях генерал- полковник А.Н. Пономарев: «На моих глазах азы летного дела постигали …Хользунов, Тупиков,… А через два- три года они были не только опытными пилотами, но и руководителями коллективов.» [8]

Был командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября 1936 по 26 марта 1937 годах. Командовал эскадрильей бомбардировщиков.

А.Н. Пономарев пишет: «Когда в Испанию были доставлены советские самолеты, Хользунов стал командовать эскадрильей скоростных бомбардировщиков СБ. Он создал слаженный, дружный коллектив летчиков- интернационалистов. Эскадрилья Хользунова наводила страх на врага, она по праву считалась лучшим подразделением республиканской авиации. Сам Хользунов совершил в Испании много боевых вылетов, ...» [8]

Вернулся Хользунов домой в звании комдива, а за умелое командование авиационным подразделением, героизм и мужество, проявленные в боях, 27 июня 1937 года капитану Хользунову Виктору Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Интересный факт. Один из первых Героев Советского Союза В. С. Хользунов не получил Медаль «Золотая Звезда», которая была учреждена Президиумом Верховного Совета СССР 16 октября 1939 года. Но Хользунов погиб при проведении испытательных полётов менее чем за три месяца до этого, 28 июля 1939 года. Ему было 34 года, самолёт, пилотируемый им, взорвался в воздухе. Похоронен В.С. Хользунов в Москве на Новодевичьем кладбище [27].

Интересный факт. Именем Героя Советского Союза Виктора Степановича Хользунова названы улицы во многих городах нашей Родины. Улица его имени есть не только в Воронеже (мемориальная доска на д.№15), но еще и в Волгограде, в Екатеринбурге, в Саратове, в Ярославле, в Березниках. В Сталинграде в 1940 году, спустя год после смерти героя, на набережной был установлен памятник лётчику. Во время Сталинградской битвы памятник был разрушен, но сама скульптура уцелела. После войны памятник был восстановлен в первоначальном виде на прежнем месте. [27]

1.4.2. Тупиков Георгий Николаевич

Победа решает все и заглаживает промахи.

К. Клаузевиц. О войне

Второй авиатор, прошедший обучение в Липецкой авиашколе, Г.Н. Тупиков (рисунок 17 Приложения 1) родился 23 апреля 1907 года в г. Пятигорске (ныне Ставропольского края). В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928- Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, где до 1933 года работал летчиком-инструктором.

С 1933 года служил в строевых частях ВВС (Северо-Кавказский военный округ). В 1936 году окончил Липецкую высшую летно-тактическую школу.

Участник боев в Испании с октября 1936 г. в должности командира отряда штурмовиков Р-5ССС.

Вспоминает А.Н. Пономарев: «В ноябре 1936 года Тупиков был переведен в штурмовую авиацию республиканце командиром эскадрильи. … Опытный и отважный летчик, Георгий и здесь проявил себя блестяще. Его эскадрилья наносила большой урон вражеской пехоте, танкам. Доставалось и франкистской авиации- республиканские штурмовики регулярно громили ее аэродромы» [8]

Интересный факт. В декабре 1936 года самолет авиатора был сбит, до июня 1937 Тупиков находился в плену (освобожден после обмена 2-х наших летчиков на 3-х немецких ассов). По свидетельству жены авиатора, в течение целого года после возвращения с Испании, летчик находился в «подвешенном положении», и после вмешательства друга и товарища Виктора Хользунова ему были возвращены звание и награды. Этот факт также свидетельствует о нестыковке в биографии участника Испанской войны.

После возвращения на Родину Тупиков продолжил службу в строевых частях ВВС на командных должностях, командовал полком, дивизией (Закавказский военный округ). Генерал-полковник авиации (1958) награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, медалями; орденом Красного Знамени Венгерской Социалистической Республики. Умер 16 ноября 1961 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище[27].

1.4.3. Начальник школы.

В июне 1937 года после возвращения из спецкомандировки в Испанию Шахту было присвоено звание комдив. Одновременно с этим он получил назначение на должность начальника Липецкой высшей летно- тактической школы. Судьба опять сводит немца, первого иностранца- Героя Советского Союза с нашим городом.

В это время в школе проходили обучение командиры отрядов, представлявшиеся к назначению командирами эскадрилий. Как мы упоминали ранее, в школе в этот период проходил обучение будущий генерал- майор авиации Афанасий Зиновьевич Каравацкий, чья судьба также связана с Липецким краем.

Вот как о Липецком авиацентре вспоминает Каравацкий: «Преподаватели на курсах были на редкость строгими и неумолимыми (рисунок 18 Приложения 1). Особенно к тем, кто относился к учебе с прохладцей. День у нас загружался до предела. Иногда при разборах и переработках планов летно-тактических учений даже ночь прихватывали. Мы ложились в постель в три-четыре часа, а в восемь уже начинался новый учебный день. За время учебы нам удалось ознакомиться со взаимодействием в бою всех родов войск, освоить методику подготовки летного состава, изучить материальную часть новых самолетов и их вооружение, средства связи. Учеба завершилась участием в маневрах под Москвой» [4.с.29].

Дважды Герой Советского Союза В.И. Раков писал: «Когда потом, во время боевых действий, приходилось готовить и проводить операции различных авиационных групп, мне всегда с благодарностью вспоминалась наша школа, вырастившая много хороших боевых командиров. Возглавлял Высшую летно- тактическую школу комбриг Э.Г. Шахт, Герой Советского Союза, участник войны в Испании. Он располагал к себе удивительной простотой в обращении. Несмотря на относительную молодость, Шахт пользовался большим авторитетом у слушателей и у преподавателей» [9.с.141].

С 1937 года в нашей авиашколе проводилось обучение испанских летчиков. В 1938 году школа под руководством комбрига Шахта была преобразована в Высшие авиационные курсы усовершенствования.

Эрнст Шахт возглавлял Липецкую авиашколу до 1939 года. И сегодня он по праву считается одним из лучших пилотов Липецкого авиагарнизона.

1.4.4. Испанские летчики.

Потеря исторической памяти не дает возможность народу осмыслить свое прошлое, понять настоящее и сделать шаги в будущее, а, следовательно, вообще сохранить свое место в мире.

Л.Г. Дьячков, историк

Из истории Липецкого авиацентра следует, что в 1933 году в Липецке вновь была открыта Высшая летно-тактическая школа ВВС Красной Армии, которая в 1938 году была переформирована в Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования кадров. Начальником Высшей летно-тактической школы ВВС в Липецке с 1933-го по 1937-й г. был комдив Николай Яковлевич Котов. С 1937 года Эрнст Генрихович Шахт [3].

О работе авиашколы в предвоенный период в свободном доступе очень мало информации, т.к. архивы спецслужб до сих пор не рассекречены. Существующая информация в исследованиях историков очень разнится. Нет единого мнения даже о количественных показателях слушателей и их интернациональному составу.

В ходе исследования мы изучили архивные документы и свидетельства очевидцев.

Одним из доказательств пребывания испанских летчиков в СССР и в частности в Липецкой авиашколе является документ Политбюро ЦК ВКП(б) № П4/58-ОП от 21 июня 1939 года «О въезде в СССР интернированных во Франции испанцев», в котором говорится о разрешении на въезд и «группе испанских летчиков и активистов в количестве 39 человек»[11].

Второй документ прослеживает в своем исследовании доктор исторических наук А.С. Степанов в вышедшей в 2009 году монографии «Развитие советской авиации». Автор пишет: «Заодно решилась и судьба около 200 испанских курсантов, проходящих обучение в советских авиашколах. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) № П3/159—ОП от 10 июня 1939 года «Об испанцах, находящихся в летных школах Кировабаде и Липецка, в количестве 192-х человек» предписывалось следующее:

1. Разрешить НКО и НКВД отобрать для спецработы 50 человек, из них по линии РУ — 30, а НКВД — 20.

2. Разрешить выезд из СССР 63 человек

3. Поручить ВЦСПС определить на работу 79 человек, изъявивших желание остаться в СССР [11].

Следовательно, можно сделать вывод, что испанские летчики обучались в нашем городе в предвоенный период. К сожалению, найти данные о конкретном количественном составе испанских летчиков, проходивших обучение в Липецке, не представилось возможным, т.к. в свободном доступе нет списка слушателей.

Но в год 65- летия со дня смерти легендарного авиатора Эрнста Шахта телекомпания ТВК, освещая визит швейцарского документалиста в Липецк, опубликовала интервью с ветераном 591- го истребительного авиаполка, сформированного в нашем городе 12 октября 1941 года на базе 5- й учебной истребительной авиаэскадрильи Липецкого авиационного учебного центра, входившей в систему ПВО Липецкого района, Владимиром Кирилловичем Кравченко (рисунок 19 Приложения 1). Ветеран рассказал, что попал в Липецк в сентябре 39- го. В октябре 41- го полк уже совершал первые вылеты. Вместе с полком Кравченко дошел до Польши. Среди его приятелей были и испанские летчики. «В 591- м служил Сантос Севилья (рисунок 20 Приложения 1), а в 989- м- Лавин Луис- он поменял фамилию.» [24]

Вообще, надо отметить, что смена испанских фамилий на русские в среде испанских летчиков, после Гражданской войны в Испании попавших в СССР, носила массовый характер. Аналогично, и советские летчики во время войны в Испании брали себе испанские псевдонимы.

Владимир Кириллович рассказал также, что много лет переписывался с Сантосом Севильей, который уже после Великой Отечественной войны уезжал на Родину, но так и не смог прижиться в родной Испании.

Отметим, что интервью с ветераном Владимиром Кирилловичем Кравченко опубликовали и местные периодические издания.

Еще одним из подтверждений пребывания и обучения испанцев в Липецке могли бы являться захоронения на Евдокиевском и Преображенском кладбищах города. По свидетельствам доктора исторических наук, профессора ЛГПУ Юрия Николаевича Тихонова летчиков (в том числе испанских, умерших от полученных в ходе гражданской войны в Испании или погибших в процессе обучения в Липецкой авиашколе) хоронили «по правую руку». Нам удалось обнаружить несколько захоронений предположительно испанцев на Евдокиевском кладбище (могилы безымянны вследствие времени, состояние и облик укладываются в заданные хронологические рамки). О захоронении испанских летчиков на Преображенском кладбище настоятель Преображенской церкви ничего рассказать не смог. К сожалению, состояние территории кладбищ и захоронений удручающее. Несмотря на то, что могилы пронумерованы, не существует никаких документов. Городские организации, на чьем балансе находятся кладбища, не имеют архивов, датированных 1930- 1940 годами.

Итак, мы документально доказали присутствие на территории Липецка в период 1937-1939гг. испанских летчиков, что является свидетельством того, что авиашкола действовала и вела тактическую подготовку летного состава.

2. Липецк. Участники гражданской войны в Испании.

Сквозь призму документального кино.

В 2007 году состоялся визит швейцарских документалистов в Липецк. Это был далеко не первый визит в Россию режиссера Даниэль Кюнзи и его помощницы Ингриды Ингватевайте. Кюнзи (рисунок 21 Приложения 1) и ранее снимал фильмы о новейшей российской истории. Тема проекта (Участники гражданской войны в Испании. Советские летчики- интернационалисты и испанские пилоты- республиканцы, подготовленные в СССР) была связана с Липецком.

Даниель Кюнзи: «Так как мой фильм о летчиках, то хотелось бы показать места, где они учились и служили. С самолета. С высоты птичьего полета….. Но здесь без специального разрешения это невозможно.»

Работа Кюнзи по сути уникальна- это первый опыт в мировой телевизионной журналистике, связанный с испанскими летчиками за пределами родины. Практически весь фильм соткан из свидетельских показаний, многие из которых никогда нигде не публиковались.

Несмотря на то, что фильм посвящен гражданской войне в Испании, съемки проводились и на территории городов бывшего СССР- там, где проходили обучение испанцы. Главными площадками стали российский Липецк и азербайджанский Гяндж (рисунок 23 Приложения 1).

По сравнению с Гянджем, где рассекречены списки обучавшихся испанцев, функционирует школьный музей, свидетельства очевидцев событий бережно хранятся, на кладбище организован мемориал с захоронениями (рисунок 22 Приложения 1), в Липецке доступа к информации нет.

Отметим, что режиссера, швейцарца по национальности, в первую очередь, интересовал Эрнст Шахт. Неудивительно, что он и стал главным героем фильма. Кюнзи удалось разыскать дочь легендарного авиатора- Розу Шахт, ее рассказ об отце вошел в картину, как и повествование ветерана 591-го истребительного авиаполка Владимира Кравченко занял почетное место в этой картине.

В Липецке неоценимую помощь в исследовании истории Липецкого авиацентра оказал доктор исторических наук, профессор ЛГПУ Юрий Николаевич Тихонов. По следам этих поисков местные периодические издания опубликовали интервью с профессором.

В европейский прокат фильм «Воплощение мечты» вышел 19 апреля 2008 года, в России представлен на Х Международном кинофестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики «ДетективФест» (победитель в номинации «Война и мир»). Копия картины со словами благодарности отправлена и в Липецк…

3. Судьбы. Липецк.

Наше исследование было направлено на выявление взаимосвязей исторических событий, четкое прочерчивание спорных моментов, вырисовывание и конкретизацию значения и места нашего края в определенных хронологических реалиях.

Проработав каждое направление в отдельности, выявив зависимости, связи и последствия, мы обобщим полученные выводы.

В таблице 1 показаны сведения об обучении/ службе советских авиаторов в Липецкой авиашколе и их участии в войне в Испании 1936-1939гг.

Перечень участников войны в Испании 1936—1939гг,

прошедших обучение/ служивших в Липецкой авиашколе,

определенных в ходе исследования

Таблица 1

№ п/п

ФИО

Дата присвоения звания «Герой Советского Союза»

Годы обучения/ службы

в Липецкой авиашколе

Участие

в войне в Испании

1

Шахт

Эрнст Генрихович

31.12.1936

1925-1926 -военлет

1937 - руководитель

октябрь 1936-

10 февраля 1937 командир эскадрильи

2

Хользунов

Виктор Степанович

27.06.1937

1936

октябрь 1936-

29 марта 1937

командир эскадрильи

2

Тупиков

Георгий Николаевич

 

1936

1936-1937

командир отряда

Графическое отображение выявленных взаимосвязей представлено на рисунке 24 Приложения 1.

Вот такие разные судьбы авиаторов, так или иначе связанных с Липецкой авиашколой, но общее у них одно – вера в свою Родину.

Таким образом, мы исследовали жизненный путь некоторых авиаторов, проходивших обучение/ служивших в Липецкой авиашколе, чей пример верности долгу свидетельствует о том, что совместными усилиями народов разных национальностей можно уберечь любую страну от войны и терроризма, сберечь её целостность и решить любые межнациональные проблемы.

Для лучшего понимания уроков прошлого необходимо изучать историю страны на официальных документальных материалах, чтобы не повторять ошибок в будущем и избежать фальсификации событий.

Заключение.

Как говорилось ранее, наше исследование было направлено выявление точек соприкосновения исторических событий, личностей, на поиск достоверных сведений об испанской линии в работе Липецкой авиашколы после 1933 года, а также документального уточнения фактов биографии легендарного авиатора, одного из лучших пилотов Липецкого гарнизона, летчика- «испанца» Эрнста Шахта. Нами изучены архивные и исторические материалы по теме, периодика, документалистика, проведено интервьюирование работников архива, краеведов. Проведя большую исследовательскую работу по выбранной теме, мы считаем, что частично достигли поставленной цели и решили обозначенные задачи.

Собранный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Липецкий край- Родина героев Гражданской войны в Испании.

2. В Липецкой авиашколе прошли серьезную подготовку немецкие летчики, принимавшие участие в боях в небе Испании.

3. Участие советских авиаторов в воздушной войне в Испании - это исторический факт, мы доказали, что летчики, прошедшие обучение/ служившие в Липецкой авиашколе, также принимали участие в этой войне.

4. Служба Эрнста Шахта в Липецком авиагарнизоне в 1926 году подтверждена документально (архивные материалы).

5. Липецкая авиашкола работала после 1933 года как 13-я высшая летно-тактическая школа. Впоследствии, в 1938 году, она была переформирована в Высшие авиационные курсы усовершенствования кадров. Следовательно, в ней обучались также испанцы, интернированные во Франции, которым в 1939 году был разрешен Советским правительством въезд на территорию СССР. Факт подтвержден свидетельскими показаниями и документами. Обучение испанцев в 1937- 1938 годах вероятно, такие предположения выдвигают разные авторы, но документальных подтверждений не обнаружено. Гриф секретности со списков испанцев Липецкого авиагарнизона не снят.

Научная ценность работы заключается в следующем:

  • определена роль Липецкого края в авиационной истории Гражданской войны в Испании;

  • документально доказана историческая значимость Липецкой авиашколы в подготовке летного состава авиаторов в предвоенный период;

  • уточнены и скорректированы некоторые факты биографии летчиков, прошедших обучение в Липецкой авиашколе и принимавших участие в войне в Испании 1936-1939гг. для лучшего понимания их роли в развитии отечественной авиации.

Практическая ценность работы заключается в том, что в ходе исследования, мы научились работать с архивными документами, углубляясь в тему, мы убедились в её значимости и необходимости продолжения изучения и исследования по данной теме.

Данная работа может быть использована на уроках истории, в кружках по краеведению и в путеводителях экскурсий, а также для создания экспозиции в музее Липецкого авиацентра.

Таким образом, собранный материал о деятельности Липецкой авиашколы в предвоенный период позволяет констатировать, что школа играла существенную роль в развитии советской авиации, что подтверждает нашу гипотезу. Вместе с тем, тема участия советских лётчиков в национально - революционной войне Испании и их дальнейшего боевого пути изучена ещё не достаточно. По мнению исследователей и историков, в существующих источниках информации содержится много неточностей и ошибок. Много противоречивых данных в биографиях лётчиков, в описаниях их боевых заслуг, в определении количества сбитых вражеских самолётов, не рассекречены документы об арестах и репрессиях, поэтому работа над этой темой требует продолжения.

Библиографический список.

1. С.В. Абросов. В небе Испании 1936- 1939 годы. 1936-1939 годы. — М.: Б. и. 2003г.-480с.+илл.8

2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с.

3. Гусев А. И. Гневное небо Испании. — М.: Воениздат, 1973. — 80с.

4. Каравацкий А. З. Маршрутами мужества. — Минск: «Беларусь», 1978. — 224 с. с ил., 8 с. / Литературная обработка Б. Наливайко. OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

5. Командующие воздушными армиями. М.: Издательство Патриот, 2006

6. Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М., Яуза, Эксмо, 2008

7. Мещеряков М.Т. Испания в огне. – М.: Просвещение, 1971, 126с.

8. Пономарев А.Н. Покорители неба. М.: Воениздат,1980

9. Раков В.И. В авиации- моя жизнь. Записки военного летчика. Лениздат, 1988

10. Ритчер Роберт. Рассказы о русских немцах. http://wolgadeutsche.ru/Ritscher.htm

11. А.С. Степанов «Развитие Советской авиации в предвоенный период (1938 год - первая половина 1941 года)», Изд.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009, 559с. (16 стр. фотовкладка)

12. Сборник материалов трех круглых столов, состоявшихся в 2013 – 2014 гг. в Центральном музее Великой Отечественной войны. Под общей редакцией В.И. Забаровского, М., Культура, 2015, 112с.

13. Тихонов Ю.Н. Засекреченный город.- Липецк, 2012

14. http://airaces.narod.ru

15. http://www.geroi.apifarm.ru

16. http://www.klaipeda1945.org

17. krasnoarmejsk.org

18. http://leb-gimn1.ucoz.ru

19. http://loginov-lip.livejournal.com

20. http://novosti.az

21. https://pamyat-naroda.ru

22. poklonnayaqora.ru.

23. https://refdb.ru

24. http://www.tvk-tv.ru

25. http://vyshka.azeurotel.com

26. http://www.warheroes.ru

27. ru.wikipedia.orq

 

Приложение 1

 

к научно- исследовательской работе

 

«Значение и место Липецкого края

 

в авиационной истории гражданской

войны в Испании»

 

Рисунок 1. Плакат

 
   

Рисунок 2.

Советский летчик Е. Антонов у своего ИЛ- 15. [14]

Рисунок 3. Информация о донесениях о безвозвратных потерях [21]

   

Рисунок 4. Боевой путь Е.С. Антонова [18]

Рисунок 5. Память об Е.С Антонове [18]

   

Рисунок 6. Немецкие курсанты на отдыхе

(в центре Г. Лютцов) [13]

Рисунок 7. Гюнтер Лютцов 1932 г. [13]

   

Рисунок 8. Эрнст Шахт [27]

Рисунок 9. Эрнст Шахт с семьей. [27]

 

Рисунок 10.Протокол заседания Бюро Коллектива ВКП(б) 1- ой Легкой Бомбардировочной Эскадрильи имени В.И. Ленина (орфография подлинника) от 18 мая 1926 года №28. Государственный архив новейшей истории Липецкой области.

 

Рисунок 11.Протокол Общего закрытого собрания членов, кандидатов ВКП(б) I- ой ЛБАЭ им. В.И. Ленина (орфография подлинника) от 30 июня 1926 года №10 (лист 1). Государственный архив новейшей истории Липецкой области.

 

Рисунок 12. Протокол Закрытого партсобрания Парторганизации I- ой Легкой Бомбардировочной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина от 15 сентября 1926 года № 12 (лист1). Государственный архив новейшей истории Липецкой области.

 

Рисунок 13. Протокол Закрытого партсобрания Парторганизации I- ой Легкой Бомбардировочной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина от 15 сентября 1926 года № 12 (лист 2-об). Государственный архив новейшей истории Липецкой области.

 

Рисунок 14. Газета «Известия» от 01.01.1937 лист 1 [25]

 

Рисунок 15. Газета «Известия» от 18.11.1939 лист 1 [25]

   

Рисунок 16. Хользунов В.С. 27[15]

Рисунок 17. Тупиков Г.Н. [27]

   

Рисунок 18. На занятиях

по теории бомбометания.

Рисунок 19. Кравченко Владимир Кириллович [24]

   

Рисунок 20. Сантос Севилья [24]

Рисунок 21. Даниэль Кюнзи на съемках в

Гяндже [20]

   

Рисунок 22. Мемориал в Гяндже [20]

Рисунок 23. Памятная доска в Гяндже [20]

 

Рисунок 24. Взаимосвязь Липецкого края и Гражданской войны в Испании 1936- 1939 г.г.