IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Аторин Д.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Любовь к Родине неразрывно связана с любовью к родному краю –месту, где человек родился и вырос. Мое село Верх-Чита – моя малая Родина, оно живое и живет людьми, которые хранят память о минувших днях. Мне давно хотелось узнать историю своего поселения.Если изучать историю своей местности, то можно больше найти незнакомой нам информации из трудов разных учёных историков, археологов, что будет полезно и значимо для разных поколений.

Изучая историю села, мы столкнулись с проблемой - недостаточной исторической информации про наше село и близлежащей местности. Тема нашего исследования актуальна в наше время, так как любое поколение должно знать и свято хранить историю своего края, своей страны.

Поставил перед собой цель: найти, проанализировать и систематизировать информациюоб основных объектах культурного наследия на территории сельского поселения «Верх-Читинское».

Для достижения цели поставил перед собой задачи:

  1. Выяснить какие археологические памятники находятся на территории

с. Верх-Чита.

  1. Дать объяснение тому, что археологические находки у ручья Лукия говорят о политических и культурных контактах местных племён с окружающими их народами

  2. Выявить сходства в исследованиях учёных.

Объектом нашего исследования стали труды учёных по изучаемой нами теме.

Предмет исследования: основные объекты культурного наследия на территории сельского поселения «Верх-Читинское».

Методы исследования: изучение литературы, анализ и обобщение информации из литературы по теме исследования, опрос-беседа археолога

Этапы исследования:

Организационный этап: изучение литературы по теме исследования, анализ информации.

Основной этап: беседа с преподавателем археологии, доктором исторических наук ЗабГУ Ковычевым Евгением Викторовичем по теме

исследования, анализ полученной информации, изучение трудов Нечаевой Л.Г, обобщение и систематизация материала.

Степень изученности темы: тема изучена недостаточно, информации по теме исследования в литературе мало.

Ожидаемые результаты:приобретение навыков поисково-исследовательской работы, расширение знаний о своём крае, приобщение молодого поколения к изучению истории своей местности.

Научно-практическую значимость нашего исследования мы видим взнакомстве учащихся нашей школы со этой работой, в выступлении на школьной научно-практической конференции в рамках недели науки в школе.

Глава 1. Памятники архитектуры

Тема нашей работы « Из глубины веков». Что это означает? Я живу в

с. Верх-Чита 17 лет, и только недавно узнал о том, какое интересное прошлое, оказывается , у моего села. Нет, я не говорю о его становлении в 1760 году, не беру во внимание события 19 и даже 20-х веков, я сегодня введу вас в 8-9 век, век древнего Забайкалья, когда его земли заселяли племен уйгуров, хунну (гунны) и даже кыргызов . Люди названных племен жили, оказывается, в свое время в 2 км от современной Верх-Читы, около современного п. Ручейки.

Как мы на это вышли. Дело в том, что мы вместе с руководителем Воскресенской Зоей Игнатьевной занялись составлением летописи поселения

« Верх-Читинское». Обратились в Администрацию поселения и нам в земельном отделе дали «Генеральный план сельского поселения «Верх-Читинское» (Приложение1), который сделала Консалтинговая компания «Корпус» в Новосибирске в 2013 году. И вот, изучая план поселения, мы обратили внимание на раздел « Объекты культурного наследия и особо охраняемые территории» (Приложение2) на п.3.3.1, который называется «Памятники архитектуры». Оказывается, в 2 км от Верх-Читы находится 6 археологических памятников. Нашему удивлению не было предела, и возникла идея: узнать об этом подробнее. Что мы и сделали. Уж очень было велико желание прикоснуться к древнейшей истории края, села.

Естественно, сразу же решили обратиться на кафедру археологии в Забайкальский государственный университет. Там мы познакомились с преподавателем археологии, доктором исторических наук Ковычевым Евгением Викторовичем, который в 1979-1980 годах вёл со студентами археологические раскопки у ручья Лукия. Мы записали его рассказ, его предложим вашему вниманию и расскажем о том, какое направление нашего исследования работа приняла далее.

Глава 2. Археологические находки у ручья Лукия

Мы сначала съездили на место ручья Лукия , увидели несколько небольших сопок, которые оказались курганами, увидели и места работы студентов в в 1980 году, правда сильно заросшие травой (Приложение 3).

А Евгений Викторович рассказал нам следующее: « Погребение входило в состав большого разновременного могильника, дотируемого концом 1- начала 2 тысячелетия н.э., позволяющее судить о контактах местных монголо тунгусоязычных племён с тюркоязычными соседями. Оно располагалось на южном склоне сопки, в 2 км выше устья ручья Лукия. Студенты сняли верхний слой, т.е. сделали зачистку , которая выявила каменную выкладку округлой формы (Приложение 4). В центре мелкие и средние камни были уложены плашмя, очень плотно друг к другу, более крупные располагались по краям выкладки (Приложение 5). В центральной части камни располагались в 3 слоя , пепрекрывающие остатки человеческого захоронения, совершённого по обряду трупосожжения. Уцелело немногое.

Основная масса находок располагалась в северо-восточной (головной) части погребений и лишь 2 накладные бляшки от сбруйных ремней, изготовленные из белой бронзы (Приложение 6).

Были найдены железное стремя с петлеобразным ушком, железные кованые удила (Приложение 7) с восьмёркообразными окончаниями, бронзовая пряжка с щитком, 6 прямоугольных обоймиц для распределения ремней сбруи, нож и фрагменты ножей с железной обкладкой, бронзовая серьга (Приложение 8). Особо выделялись 2 бронзовые личинообразные подвески, на которых были обозначены контуры лица , выделены глаза, рот, подбородок и уши. Такие подвески обычно использовались как талисманы – обереги у тюркоязычных племен.

Было найдено 18 бронзовых накладных бляшек (Приложение 9), украшавших ремни конской сбруи. Вот несколько из них- они украшены сложным растительным и спиралевидным орнаментом. Среди узоров выделяются стилизованные изображения цветков лотоса, многолепестковые пальметки, тонкие и толстые завитки виноградной лозы, пояски выпуклых точек.

А ещё, глядя на найденные вещи, можно было сделать вывод, что погребение женское, об этом свидетельствует сломанная серьга с висюльками, и не было предметов вооружения.

Вернёмся к бляшкам. Обратите внимание, что 4 из них имеет один рисунок, а вот у верхней- рисунок другой, и учёные предполагали, что аналогичные серьги были широко распространены в степях Евразии во 2 половине 1 тыс. н.э., особенно в областях расселения древних тюрок.

Таким образом, данные археологические находки предполагают время существования Уйгурского каганата.

И то, что обнаружили учёные принадлежит, по-видимому , не уйгурам, а одной из тех кыргызских женщин, которые могли быть уведены уйгурами из родных мест. Не случайно оно располагалось в стороне и отличалось формой обряда, что характерно для древних кыргызов.

И на территории Восточного Забайкалья это пока единственное место, которое позволяет судить о политических и культурных контактах местных племён с окружающими народами».

Всё это рассказал нам Евгений Викторович. Ещё более подробное описание вышесказанного мы нашли в его трудах Мы его поблагодарили, но не остановились на достигнутом. Нас заинтересовал тот вывод, который он сделал в конце своего рассказа.

Глава 3. Сходства в исследованиях учёных.

Мы стали искать источники в археологии, чтобы подтвердить предположения учёного. И наткнулись на статью Нечаевой Л.Г. «Погребения с трупосожжением могильника Тора-Тал-Арты» 1966 года, это нынешняя Тува.

И вот что мы нашли. Оказывается , что у народов , живших у подножия гор Кызыл-Тайга был такой же обряд, как описывался выше в рассказе Евгения Викторовича. Археологами было исследовано 12 таких курганов. Исследования все записаны. Какие мы нашли сравнения? Бляшки, которые были найдены при раскопках Лукии идентичны бляшкам , найденным в Кургане в Туве (Приложение 10). Об этом сказано так: «Сбруйные и поясные украшения представлены несколькими вариантами бляшек, хорошо известными по памятникам Минусинской котловины и Алтая. Так, небольшие прямоугольные бляшки, орнаментированные четырёхлепестковой розеткой, имеются в Тюхтятском кладе; уздечные бляшки и Т-образные бляшки для перекрестий узды с растительным орнаментом совершенно тождественны бляшкам из Минусинской котловины в собраниях Минусинского музея и МАЭ. В Историческом музее в Москве бляшки с таким же орнаментом имеются в собраниях М.Н. Погодина н А.С. Уварова с Алтая; орнаментальный мотив в виде трилистника (на небольшой сердцевидной бляшке с фигурно-рифлёным краем) также очень широко распространён на различных бляшках, найденных в Минусинской котловине и Туве. » Или ещё «Особое место в числе украшений занимает треугольная, имеющая фигурно-рифлёный край бляшка с растительным орнаментом, фон для которого выполнен инкрустацией серебром; серебро во время сожжения оплавилось и сохранилось на бляшке в виде капелек . На бляшке можно рассмотреть очень распространённый на многих ювелирных изделиях мотив побега или вьющейся виноградной лозы (разветвляющиеся и завивающиеся усики)» Эти пряжки очень похожи на пряжку из Лукии.

Из обзора курганов в Туве видно, что они сходны по устройству насыпи (Приложение 11), по предметам ритуала с местом археологических раскопок за Ручейками. Но у Нечаевой Л.Г. отмечено, что предметы ритуала и инвентарь не сжигались, а по рассказу Ковычева, датирующего 9-10 вв, кое-какие вещи были обожжены, но похожего много.

И наконец, мы нашли в статье то, что искали: «На основании обряда, отмеченного китайскими летописями у хягасов (кыргызов), курганы с сожжениями в Минусинской котловине считаются кыргызскими. После поражения уйгуров и бегства уйгурского кагана, заняли кыргызы».

И ещё автор отмечает , что в некоторых курганах особо ощущается обилие оружия, т.е. где были войны. А там, где уклад жизни был мирный, присутствуют сбруйные украшения. И далее Нечаева Л.Г. пишет: «Возможно, какая-то часть кыргызов оставалась в Туве и после того, как они были вытеснены из Монголии киданями в 924 г., род кыргызов в составе тувинцев существует и по настоящее время».

Заключение

Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что мир археологии интересен и значителен. Мы начали с создания летописи села Верх-Чита , а в результате узнали об интересных археологических памятниках, обнаружив много общего с историей цивилизации и тувинского, и кыргызского народов.

Так и хочется сказать: где Ручейки (Приложение 12), где Тува, а где Кыргизия- а общего в истории у этих народов очень много.

И Мы хотим обратиться к Администрации сельского поселения «Верх-Читинское» с предложением об обозначении этих объектов культурного наследия, которые, как указано в «Генеральном плане», должны охраняться государством.

Изучая археологические объекты, понимаешь, что это своеобразная летопись древней истории, без знания которой невозможна работа по сохранению отечественной и мировой культуры.

Литература

1. Генеральный план сельского поселения «Верх-Читинское» Читинского района Забайкальского края. г.Новосибирск,2013 г.

2. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и в средневековье , Иркутск, 1979 г.

3. П.Б. Коновалов. Древнее Забайкалье и его культурные связи», Новосибирск, 1985

4. Л.Г. Нечаева// Труды ТКАЭЭ. Т. II. М.-Л.: 1966.

5.Савикоа Д.Е. Этнокультурные связи енисейских кыргызов. Тюркологический сборник.М.,1975

29