IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЖОНГЛЁР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И СОВРЕМЕННОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ
Гатина К.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Введение

Людей всегда привлекал стиль жизни и одежда жонглеров. Они часто задавались вопросами: «Как живут эти люди? Чем занимаются? Какие по своей натуре жонглеры? Чем питаются? Где выступают со своими представлениями? Чем привлекательны представления жонглеров?». На одном из уроков истории меня заинтересовали данные вопросы, и мне очень захотелось внимательно изучить жизнь жонглёров в средневековье и современности.

Целью исследования является выявление динамики в понимании значения слова «жонглер» в современном мире.

Для выполнения цели исследователем ставятся следующие задачи:

  1. Собрать сведения о таких аспектах жонглера в средние века, как его понятие, облик и положение в жизни средневекового общества в работах различных авторов.

  2. Выявить и сопоставить представления о жонглере, его облике и положении в современном обществе.

  3. Установить динамику в понимании значения слова «жонглер» в современном мире.

При написании работы использовались следующие методы: описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод (как одна из форм сравнительно-исторического метода), позволяющий раскрыть сущность понятия «жонглер» в разных исторических эпохах, а также метод выборочного анкетирования, раскрывающий представления современного общества о жонглере.

Объектом исследования является значение слова «жонглер» в средневековом и современном мире.

Предмет нашего исследования - сравнительный анализ в понимании жонглера средневековым и современным человеком.

Актуальность работы заключается в том, что мы увидим, как менялись представления о жонглере, его облике и положении в жизни общества на протяжении многих веков (от VI до начала ХХI вв.)

Глава I.Жонглеры прошлого

1.1. Понятие жонглер

«Ты должен играть на разных инструментах, вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия па другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать на веревке, протянутой от одной башни к другой, следя за тем, чтобы она не поддалась», - поучал провансальский трубадур Гираут де Калансон жонглера Фадета (начало XIII в.) [1, стр.17]

Эти слова прекрасно характеризуют средневековых мастеров на все руки, универсальных артистов, именуемых жонглерами (jongleur). В Испании ему соответствовало слово хуглар (juglar), в Германии - шпильман (Spielmann), в Англии - менестрель (minstrel), на Руси - скоморох. Жонглеры имели культурно-исторические традиции: перенимали искусство древнеримских актеров, потомки которых, называемые гистрионами и мимами, бродили по средневековой Европе [3, стр.41].

В идеальном случае жонглер - поэт-певец, рассказчик и мимический актер, но вместе с тем - гимнаст, плясун, музыкант, а также наездник, дрессировщик и фокусник. Он воплощал синтез зрелищных искусств и удовлетворял все пожелания праздничного людского множества.

Жонглеры вели странствующий образ жизни и показывали свои умения там, где их способны оценить и за них заплатить, то есть на улицах и площадях городов, в замках феодалов (особенно в дни турниров, свадеб, посвящения в рыцари и т.д.), во дворцах. С XI в. часть жонглеров начали оставаться в замках и монастырях на постоянное жилье.

Творчество жонглеров расцвело во второй половине XI-XII в. вместе с развитием городской и придворной культуры. Оно стало популярным во всей Западной Европе от Средиземноморья до северных рубежей, что нашло отражение в памятниках романского искусства.

К XIII в. наиболее предприимчивые жонглеры устраивали спектакли в замках феодалов Прованса, Бретании, Нормандии и даже при французском, английском, сицилийском и арагонском дворах; менее удачливые - могли получить комические роли в духовных представлениях, теперь проводившихся на местных языках. Таким образом состав жонглеров пополнялся грамотными, но утратившими положение в обществе представителями мелкого духовенства, странствующих школяров, беглых монахов.

С конца XIII в. образуются цеховые объединения жонглеров, с целью защиты их прав, определения места в обществе, сохранения профессиональных традиций и передачи их ученикам. В 1288 г. в Вене было основано «братство св. Николая», в 1321 г. в Париже «Братство св. Жюльена», а в Англии гильдия «королевских менестрелей». XIII-ХV вв. - золотой век жонглерии [7].

Этим переходом к цеховому укладу завершилась история средневековой жонглерии. Однако бродячие жонглеры полностью осядут лишь во второй половине XVI в. с возникновением новшества в мире общественных увеселений – цирка [4].

1.2. Облик жонглера

Жонглеры, стоявшие вне всякой иерархии, происходили из разных сословий. Среди них и их предков были разорившиеся крестьяне, ремесленники, променявшие свои инструменты на виолу и арфу, безместные клирики, бродячие школяры и даже обедневшие выходцы из родовитых семей. Пешком или в седле они скитались по свету: зимой ночевали в придорожных кабачках и на фермах, расплачиваясь песнями за приют и скудную пищу, а в теплое время года устраивались где придется: на лесной опушке, у деревенской околицы или на рыночной площади города [1, стр.67]. Произведения искусства запечатлели живые черточки быта «мастеров веселья».

Ты так беден и жалко одет...

Ходят шуты за глупцом,

Но опасна толпа их шальная.

Ветром фортуны гоним.

Любит слепой их богач.

Петрарка «Лекарства от превратностей судьбы».

Хотя многие жонглеры странствовали в одиночку, взаимная поддержка и товарищеская сплоченность были важным условием их выживания. Судя по иллюстрациям, жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек - участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу - главному кормильцу и «премьеру» - помогала его подруга - танцовщица, аккомпаниаторша, певица. «Жонглер тот, кто вращается среди людей со смехом и с игрой и высмеивает себя, свою жену, своих детей и всех прочих» (Брунотто Латини, «Книга сокровищ», 1266) [1, стр.69]. Профессиональные секреты зрелищного искусства отцы передавали сыновьям. Дети по стопам родителей с малолетства вступали в суровую школу скоморошьего ремесла. В течение многих лет, работая до изнеможения, они проходили курс ученичества, овладевали всеми тонкостями «науки». Благодаря семейной преемственности и упорному труду, из подростка формировался мастер своего дела - акробат, дрессировщик, музыкант. Вокруг семейной ячейки группировались «вольнонаемные» актеры. Иногда в состав труппы входило много исполнителей.

Жонглеров издали узнавали по кричащим «лоскутным» одеждам, музыкальным инструментам у пояса, тощим коврикам, которые они перекидывали через плечо, а во время выступления расстилали прямо на мостовой. Наполняя улицы беспорядочным весельем, они несли корзинки с обезьянами и разноцветных попугаев, вели дрессированных медведей, лошадей, собачек и коз. Судя по изобразительным материалам, разношерстная жонглерская братия не знала единых костюмов, подобных специальному костюму шутов. Одевались по моде времени и в зависимости от достатка; от нищенского рубища до нарядного платья придворных менестрелей. Придворные жонглеры в ХII-XIV вв. музицировали в двуцветных «гербовых одеждах» с узорами из диагональных и поперечных полос или в шахматную клетку. На миниатюре гейдельбергского «Песенника» солист с виолой в центре «оркестра» облачен в длинное платье, отороченное мехом. Как и наряд его патрона - миннезингера Генриха Фрауенлоба, оно отделано зелеными зигзагообразными полосами. Залито зеленым и поле герба Генриха. На другой миниатюре той же рукописи барабанщик в центре музыкантов носит зеленый котт - цельнокроеное приталенное платье под цвет туалета сеньора - миннезингера Оттона Бранденбургского, играющего в шахматы с дамой сердца.

В пути или на привале жонглеры носили ничем не примечательное будничное платье. Мужчины ходили в чепчике, шенсе - верхней рубахе до колен (реже до щиколоток), чулках-штанах (шоссах), мягких кожаных туфлях без каблуков. К поясу подвешивали нож и кошелек, в непогоду закутывались в плащ-манто, скрепленный завязками. Голову прикрывали куафом-капюшоном с пелериной и длинным мысом, спускавшимся с темени на спину.

Платье жонглересс доходило до пят. Замужние женщины скрывали волосы под покрывалом, девушки танцевали простоволосыми. Перед выступлением жонглеры наряжались в праздничное яркое платье, выделявшее их из толпы (см. Приложение I).

1.3. Положение в обществе

По мнению французского историка Жака Ле Гоффа, жонглеры средневековья могли быть жонглерами от Бога и жонглерами от дьявола. Их мысли и деяния могут склоняться как к добру, так и злу, проявляться как соответствующие предназначению сына Божьего, сотворенного по его образу и подобию, либо выявлять в нем грешника, которым манипулирует дьявол. Достойны похвалы те жонглеры, которые поют «о великих деяниях князей и житии святых, они приносят облегчение больным и тоскующим и не позволяют себе слишком много мерзостей, как то делают акробаты мужеского и женского пола или же те, кто показывает срамные действа и вызывает призраков, творя заклинания и колдовство или же каким другим способом» [2, стр.119].

Положение жонглера было шатким в эпоху господства церкви и христианства в Средневековье - часто жонглеров изображали в иллюстрациях на полях рукописей.

Только в XIII в. жонглер становится положительным персонажем благодаря орденам нищенствующих монахов. Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев, проявил себя как «жонглер Бога», «менестрель Божий». Но он уточняет, что «жонглирует словами», то есть он избегает пользоваться жестикуляцией; полагая, что его проповедь, изложенная в форме простонародного рассказа, благодаря душеспасительному искусству жонглеров обретает возвышенность. Другой францисканский проповедник Николя де Биар сравнивает жонглеров с исповедниками: «Жонглеры – это исповедники, вызывающие смех и радость Господа и святых его блеском своих речей и деяний: один служит в церкви, другой же поет, другой же говорит по-романски; то есть то, что услышано на латыни, он пересказывает на романском наречии и так доносит эту проповедь до паствы». Так, смех, сдерживаемый и подавляемый церковью, обрел свободу [1, стр.123].

С конца XIII в. жонглер становится не просто разносчиком удовольствий, а литературным героем. Например, жонглер как литературный герой появляется в романе Адене де Руа «Клеомадес» (около 1260 г.).

Да хранит тебя настоящий менестрель

От нанесения вреда и злословья;

Никакого злоречья

Не должно исходить из уст его.

И да будет он всегда готов

Превозносить добро всюду, куда он придет.

Да будет благословенен тот, кто так поступит!

Глава II.Жонглеры настоящего

Для выявления представлений о жонглере, его облике и положении в современном обществе мною было проведено выборочное анкетирование в МБОУ «Средней общеобразовательной школе №15» г. Калуги среди учащихся 5-х, 6-х и 8-х классов. Случайно выбранным ребятам была предложена раздаточная анкета, содержащая три вопроса открытого типа (см. Приложение II).

Анкетирование представило следующую картину:

  1. Кто такой жонглер?

  1. Как выглядит жонглер?

  1. Как ты относишься к ремеслу жонглера?

Заключение

В результате исследования я пришла к следующим выводам:

Понятие «жонглер» претерпело глубочайшее изменения, средневековый универсальный артист, который в течение долгого времени был единственным представителем светской музыкальной культуры превратился всего лишь в одну из специальностей циркового артиста (93% респондентов).

Облик жонглера также изменился. Неотъемлемым атрибутом средневекового жонглера была яркая праздничная одежда, выделявшая его из толпы. Для современного жонглера внешний облик больше не играет первостепенного значения (1/3 респондентов отмечает, что жонглер выглядит как обычный человек).

На данный момент нет сомнений, что ремесло жонглера вызывает не только положительное отношение общества (33% респондентов), но и уважение за свое мастерство (53%). Положение жонглера устойчивое, его рассматривают как одну из профессий современного общества.

Таким образом, образ жонглера сильно изменился со времени средневековья. Неизменным остается одно – жонглеры по-прежнему приносят праздник людям, раскрашивая своим веселым настроением наши жизни.

Библиографический список

1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука. 1988

2. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков / Жак Ле Гофф; Пер. с фр. Д. Савосина. М.: Текст. 2011

3. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т.1. По XVIII век. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка. 1983

4. Современнаяэнциклопедия. 2000 // http://dic.academic.ru

5. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 // http://dic.academic.ru

6. ТолковыйсловарьОжегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 // http://dic.academic.ru

7. Энциклопедическийсловарь. 2009 // http://dic.academic.ru

Приложение I

Рис. 1,2,3 Жонглеры на страницах средневековых рукописей

Приложение II

Образец анкеты для проведения выборочного анкетирования учащихся

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью выявления представлений о жонглере, его облике и положении в современном обществе. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме.

Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Внимательно прочитайте вопросы и дайте на них развёрнутый ответ, соответствующий Вашему мнению.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

  1. Кто такой жонглер?

  1. Как выглядит жонглер?

  1. Как ты относишься к ремеслу жонглера?