IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗАБЫТЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОДНОГО КРАЯ
Елизаров Г.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобретают особое значение. Они указывают нам на наши истоки, формируют уважение к традициям своего народа, напоминают о нашей причастности к его культуре.

Цель работы: рассказать об истории развития нижегородских промыслов, таких как: Заволжская глухая резьба, Балахнинская керамика, Выксунское литье.

Задачи:

1. Исследовать значение термина «Промысел».

2. Представить таблицу многообразия художественных промыслов и предприятий, занимающихся их производством.

3. Выяснить, что значит быть мастером изготовления промыслов.

4. Узнать, как сохраняются традиции Нижегородских промыслов в настоящее время.

Глава 1. Многообразие народных промыслов

1.1.Промысел

Про́мысел — занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой.

«Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом». Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделяют на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой.

Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами. Промыслы, связанные с добычей, обыкновенно имеют собственное название:

  • охота (промысел зверя или пушнины),

  • рыболовство (промысел рыбы),

  • старательство (промысел золота),

  • шишкобой (промысел кедровых орехов),

  • китобойный промысел,

  • бельковый промысел (вид пушного промысла, объектом которого является белёк),

  • добыча мумиё,

  • добыча ценных диких таёжных растений на Дальнем Востоке (женьшень, маралий корень), а также сбор и заготовка диких лекарственных растений,

  • сбор лесных ягод и грибов.

Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться «прикладным искусством» [3,с. 45]. Например,

  • плетение кружев

  • производство игрушек (лаковых и керамических)

  • ковроткачество

  • золотошвейное ремесло.

Иногда наряду с термином «прикладное искусство» применяется термин «народный промысел». Сюда относят обработку драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, производство музыкальных, в первую очередь струнных смычковых и щипковых инструментов.

Промыслы (как ремёсла, так и виды добычи) могут подразделяться по времени возможности ими заниматься на постоянные и сезонные. Если для занятия каким — либо промыслом требовалось на это время перебраться в другую местность, то такие промыслы назывались отхожими промыслами.

1.2. История возникновения промыслов

Возникновение рынка товаров народных промыслов уходит своими корнями в глубину веков. Не случайно этот рынок возник в сельской местности, где в основном и было сосредоточено производство данных изделий[5,с.25]. Сначала изделия изготавливались для себя, не для обмена. Каждый крестьянин старался вложить в предмет своего труда частичку своей души, мечты и идеалы о лучшей жизни. Эти предметы быта становятся не только полезными, но и привлекательными, поэтому появляется интерес и необходимость их приобрести или выменять на какие-либо другие вещи, необходимые в быту. С возникновением обмена сформировался и рынок.

Возможность обмена продукции своего труда и появление заказов постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта. В изготовлении определенного вида изделий стали участвовать не только отдельные кустари и их семьи, но и целые деревни, посады и монастырские поселения. Так возникли народные промыслы.

Народный промысел — это такая форма объединения людей, изготавливающих предметы быта кустарным способом, при которой ремесло становится средством их существования.

Товарами народных промыслов называются продукты труда, обладающие потребительскими свойствами, изготовленные на продажу с широким применением ручного труда и привлечением народных умельцев.

Часто в их изготовлении принимают участие мастера, имеющие художественное образование. Имея высокую эстетическую ценность, они воспитывают вкусы широких масс покупателей.

1.3. Отличительные черты товаров народных промыслов

Товары народных промыслов имеет свои отличительные черты:

- производятся из дешевых природных материалов (дерева, древесного корня, бересты, лыка, глины, камня, кости, металла, кожи и меха, шерсти, шелка, хлопка, льна и т. д.);

- изготавливаются вручную, машины и механизмы используются только на подготовительных и подсобных операциях;

- отсутствие стандартов и неповторимость этих предметов, так как здесь преобладает ручной творческий труд;

- художественную ценность предметов народных промыслов определяет "рука мастера", его фамилия;

- неразрывно связаны с историей народа, его трудом и бытом;

- сохраняют и развивают народные традиции, пришедшие из глубины веков;

- используют наиболее выразительные пропорции, их колорит, изображение природной среды;

- передают навыки по обработке различных природных материалов из поколения в поколение;

- выпускаются небольшими партиями из-за трудоемкости их изготовления;

- достижения науки, хотя и способствуют расширению технических и творческих возможностей мастеров (новые красители, лаки, глазури, эмали), но этот процесс происходит очень медленно;

- постоянно видоизменяются, приспосабливаясь к новым привычкам и вкусам покупателей;

- сложность ассортимента.

1.4. Различные типы классификации промыслов

Товары народных промыслов очень разнообразны по видам, материалам изготовления, технике исполнения и назначению, и требуют особого к себе отношения [7, с.23].

Промыслы разделяют:

1. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерьера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.

2. По материалу, из которого изготовлено изделие: из дерева и древесных материалов; из обожженной глины; из кости и рогов животных; из камня; металла; ткани; ниток; стекла; кожи и меха.

3. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная набойка и роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.

4. По территории развития промыслов:

-резьба и роспись по дереву: богородская резьба; унцукульская насечка по дереву; хохломская роспись; городецкая роспись; росписи Полхов-Майдана и Крутуй; загорская и семеновская матрешки.

-художественная керамика: гжельская керамика; скопинская керамика; дымковская игрушка; каргопольская игрушка; филимоновская игрушка.

-резьба по кости: чукотский косторезный промысел; холмогорская резьба по кости; тобольская резьба по кости; хотьковский косторезный промысел.

-художественная обработка камня: уральский камнерезный промысел (Пермская область); Кунгурский завод художественных изделий (Пермс­кая область); Борнуковская пещера (Нижегородская область); Отрадненская фабрика камнерезных изделий; Хаджохский завод "Русские самоцветы" (Красноярский край); Тувирский камнерезный промысел.

-художественная обработка металла: великоустюжское черневое серебро; ростовская финифть; красносельский ювелирный промысел; казаковская филигрань; мстерский промысел.

-декоративная роспись на металле и лаковая живопись: уральские расписные подносы; жостовские расписные подносы; федоскинская лаковая живопись; палехская лаковая живопись; холуйская лаковая живопись; мстерская лаковая живопись.

-вышивка: счетная вышивка Нижегородской, Рязанской, Ивановской и Новгородской областей; строчевая вышивка Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской и Тульской областей; "кубанцы" — село Палех Ивановской области; цветная перевить — Рязанская, Смоленская, Калужская области; золотое шитье — Нижегородская, Тверская, Вологодская области; тонкая белая гладь (владимирские швы) во Владимирской области.

-кружевоплетение: вологодское кружево; кировское кружево; елецкое кружево; михайловское кружево; белевское и балахнинское кружево; киришское кружево.

-узорное ткачество: череповецкие узорные изделия; рязанские узорные изделия; воронежские узорные изделия; шахунские узорные изделия (Нижегородская область).

-ковроделие: курские ковры (безворсовые); ишимские и табольские махровые ковры (Тюменская область); далматовские и канашинские ворсовые ковры (Курганская область); омские ворсовые ковры; ижевские ворсовые ковры.

-узорное вязание: оренбургские пуховые платки; пензенские пуховые палантины; узорные вязаные изделия в Коми и Архангельской области.

-ручная набойка и роспись тканей: павлово-посадские платки; ручная роспись тканей в Московской области.

-художественные изделия из меха и кожи народов Заполярья и Крайнего Севера: изделия из шкур северного оленя; изделия из ровдуги (самодельной замши); изделия из нерпы и меха ценных пушных зверей; украшения из меха и кожи (Приложение 1).

1.5.Мастера народных промыслов

Гончары, каменщики, резчики по дереву — это чаще всего мастера-одиночки. Лучшие из них должны быть взяты на особый учет. Их нужно снабжать материалами и обеспечивать бесперебойный сбыт продукции, поднимать среди местного населения престижность их профессии и таким образом обеспечить приток учеников, которые могли бы стать продолжателями искусства своего села. Это очень сложное и кропотливое дело — ученичество у выдающегося мастера-одиночки, но его надо развивать.

Ведь настоящий народный мастер — носитель общего: через свое творчество он выражает искусство общенародное, коллективное.

Традиции российских мастеров во многих городах живут и до сих пор. В настоящее время произведения искусства мастеров можно увидеть на выставках, в музеях. Кроме того, сейчас очень распространены интернет магазины, где можно выбрать и заказать изделия народных промыслов. Попробовать себя в роли мастера можно в различных центрах художественных ремесел, а также на специализированных мастер-классах (Приложение 2).

Глава 2. Промыслы нашего края

2.1.Заволжская глухая деревянная резьба

Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в приволжских деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли по разному: «глухой резьбой», «домовой резьбой», «барочной», «долотной», корабельной резью».

В.И. Даль считал, что домовая резьба приходилась родственницей корабельной резьбе. Его исследования показали, что резное искусство развивалось на волжском судостроение. Но позднее , усовершенствовавшись эта резьба стала применяться и на берегу.

Правда, многие ученые с этим утверждением не согласились. Они считали, что домовая резьба первична, и она корабелами была перенята, а потом с воды вновь на сушу вернулась. Ученые до сих пор спорят.

Писатель и этнограф 19 века С.В. Максимов считает, что домовая резьба появилась в начале 19 века, и началась именно с корабельной резьбы. Во первых, ранних образцов домовой резьбы не сохранились. А во вторых, перенесению судовой резьбы на берег способствовал сравнительно недолгий срок эксплуатации судов, после чего они ломались и продавались как строительный материал или на дрова. Также резные доски приобретались служебным персоналом корабля для украшения домов [6,c.34].

Действительно, резными досками с белян и мокшан украшались дома, а вырезанные из дерева львы и русалки крепились на воротах (Приложение 3). Но таким было только начало ухода резьбы от воды. В дальнейшем с воды потянулись и плотники. Строительство крупнейших волжских судов сосредотачивалась в районе Нижнего Новгорода на протяжении от Пучежа до устья Клязьмы. Особенно выделялись здесь такие деревни и села, как Городец, Балахна, Юг, Копосово, Никольский погост, Кубинцево, Черная, Сокольское, Юрьевец, Работки, Моховые горы и др. Эти центры волжского судостроения до сих пор сохранили большое количество лучших образцов судовой резьбы на крестьянских домах.

Самый старый кусочек глухой домовой резьбы, который отыскали и сохранили в запасниках Русского музея, датирован 1814 годом. В то время, дома уже по приказу Николая 1 ставили по предначертанным планам. Дома в деревнях, выходивших на большую дорогу, велено было строить в два этажа и украшать резьбой. Но не везде могли исполнить царский указ. С плотников и резчиков не хватало. И только в Нижегородской губернии можно было приступить к воплощению царского видения деревни. Волжским резчикам подвалило работы [8,с.12].

Но к концу 19 века лес сильно подорожал. И если до этого фасад дома был целиком сложен из бревен, то теперь отделили сруб и крышу, которые целиком сколачивали из стропильного бруса и досок. Досками же заколачивали фронтом. Слабым местом оставался стык сруба и крыши, который прикрывали досками. Лобовая и две боковые доски стали «полотном» для резчиков. Здесь применялась только глухая резьба. Далее мастера принимались за причелины, которыми подбивался торец крыши. Причелины тоже прикрывали резьбой, в основном это были листья растений, а выступающие концы украшали прорезным узором из солнечных знаков. Концы досок заканчивались пропиленными кистями, напоминавшими перья птицы. Ну, и главная часть украса – резные наличники. Крытый двор ставили одновременно с домом. Пост оберега на кокошниках занимали львы. Внутри дома тоже не обходилось без резьбы. Резьбой украшали кровати, шкафы, сундуки ит.д. человек жил, окруженный узорами, для него это была не только красота, он умел их и читать (Приложение 3).

Уже в конце 19 века памятники глухой резьбы встречаются редко, а в 20 веке их повсеместно вытесняет более дешевая и легкая для выполнения прорезь. Глухая резьбы отжила свой век: ее исключительные по интересу памятники с каждым годом стали уменьшаться в числе. Ее стиль не стал подходить колхозному селу. Резчики стали работать на пиленных досках. Возникла прорезная или накладная резьба, когда узоры крепили к фоновой доске или подкладывали под них куски жести.

В 90е годы резьбу из Нижегородской области стали увозить, воровать. В деревнях Нижегородской области осталось немного домов с глухой резьбой. Часть разрушена временем, часть домов модернизировали, убрав деревянную кладку. Все больше и больше Нижегородскую резьбу можно встретить на сайтах в Интернете [11,с.23].

2.2. Балахнинская керамика

Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

Многие слышали о балахнинских кружевах и изразцах. Первые изразцы производились одного тона и назывались муравлеными. Впоследствии мастера стали искусно соединять несовместимые, на первый взгляд, цвета в гармоничное целое. Львы, павлины, диковинные птицы и растения в синих, коричневых, фиолетовых тонах сказочно красивы. В начале XVIII века появились гладкие изразцы, на которых, словно кистью художника на полотне, выполнялись живописные рисунки. Ими украшали церкви (переливчатыми изразцами выполнены шатры храма Василия Блаженного в Москве), обрамляли окна вместо деревянных резных наличников и применяли при облицовке зданий; изразцовые печи украшали дом не меньше, чем красивая мебель. Печи балахнинских мастеров можно встретить в Гранатовитой палате московского Кремля, в Нижнем Новгороде, Муроме, Гороховце, Катунках, Пучеже, в бывших романовских покоях в Костроме. Подчас их сравнивают с полотнами прославленных художников [6,с.67].

«Балахонский» изразец, плоский или рельефный, обладал богатейшими художественно-декоративными возможностями. Балахнинские полихромные изразцы славились своим богатым растительным орнаментом. Наряду с растительным орнаментом, «балахонские» каменщики при изготовлении изразцов использовали изображение львов, символических хранителей домашнего очага, кентавров, олицетворявших собой образ вооруженного воина-всадника, который от постоянного общения с конем словно врастал в него, и вместе они составляли единое целое. По некоторым источникам, кентавров считали покровителями княжеских дружин.

Нередко на сохранившихся до наших дней балахнинских изразцах можно видеть изображение птицы сирин — это женщина-птица с короной на голове. Древние считали ее также и покровительницей домашнего очага. Круг сюжетов, которые отражали на изразцах балахнинские мастера, поистине неисчерпаем (Приложение 4).

Балахнинский кирпично-изразцовый промысел еще в XVII веке приобрел широкую известность, достигнув наибольшего развития к началу XIX века. Кирпичи и изразцы, покрытые затейливыми узорами, расходились далеко по разным городам. В частности, балахнинским кирпичом отстроен при восстановлении в начале XVII века Печерский монастырь в Нижнем Новгороде (Приложение 5) и сложены стены кремля в Вязьме, а переливчатыми изразцами были выложены шатры собора Василия Блаженного в Москве (Приложение 6).

Если искусство гончаров каким-то чудом еще и сохраняется в отдельных селах Горьковской области, то совсем уже умерло искусство каменных дел мастеров из Балахны. «Балахонские», как раньше говорили, каменщики еще в XVI—XVII в. славились искусством изразцовой кладки, без которой в те времена на Руси не обходилось ни одно строение. И, к сожалению, сегодня балахнинский изразец найти трудно. Живет в Нижнем Новгороде один-единственный мастер, который работает в традициях балахнинских каменщиков, владеет секретами изготовления балахнинского изразца. Его зовут Александр Тимофеевич Оганин. Будь у него ученики, мог бы он возродить с ними ушедшее мастерство...

2.3. Выксунское литье

Около 300 лет назад на месте города Выкса стояли непроходимые леса, земли которых были богаты железной рудой. Узнав о руде, сюда из Тулы приехали братья Баташевы, которые вынуждены были искать новые месторождения, т. к. по указу царицы Елизаветы все земли на 200 верст от Москвы объявлялись заповедниками, чтобы сохранить леса от полного уничтожения. Из близлежащих населенных пунктов стали стекаться на завод люди, строили неподалеку от завода себе неказистое жилье. Постепенно село Выкса укрупнялось, заводы росли и превратилось в центр Приокского горного округа (так ранее называли металлургические центры). Полноводные речки лесные, запрудив которые, можно было получить дефицитную тогда энергию для приведения в движение заводских механизмов [2,с.46].

Ока – удобная водная дорога, связывающая город с крупными морями и волжскими городами, в т. ч. с Макарьевской ярмаркой – центральным российским торжищем. Благоприятствовали Баташевым и интерес государства к развитию металлургии и рудного дела, общее развитие производств и ремесел, потребляющие металл. Удачей явился и спрос на металл из – за войны с Турцией, Швецией. Былинный муромский лес – отличный строительный материал и отменное сырье для получения качественного древесного угля. У Баташевых было 10 заводов, а непосредственно в городе 3. Это Верхне - Выксунский (чугунолитейный), Средне - Выксунский ( не сохранился ), Нижне - Выксунский (ТЭСЦ-2, ж/д цех, паросиловой, водоснабжающий, энергоцех, порошковый). Известный краевед Б. П. Свиньин в 1826 г. писал, что Выксунские заводы (те, что в черте города) давали: чугун и штыковую сталь, гвозди, веретена из стали, паровые, прядильные, текстильные, сукноделательные машины, точила для своих нужд; железо полосовое, сортовое, листовое, шины, обручи, проволоку, инструмент, посуду и чугунное литье (Приложение 7).

Чугунное литье – особая слава Выксунских заводов. Оно украшает улицы городов, ворота, лестницы, перила дворцов. Было модно в то время иметь чугунные камины, статуэтки, рамки, полочки, пепельницы, подсвечники, для могил усохших родственников горожане заказывали узорчатые кресты, надгробия со сложными композициями. Особую славу принесла Выксе шестерка чугунных коней, влекущих за собой колесницу с крылатой богиней Никой на Триумфальной арке в Москве, сооруженную в честь победы над Наполеоном в 1812г (Приложение 8).

В Музее истории ОАО «ВМЗ» Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шепелевых есть экспозиция чугунного литья: камины, фигурки зверей и птиц, изящная ножка балерины, пепельницы и шедевр скульптуры- портреты Даши Баташевой (внучки) Ивана Родионовича и его самого. Отливали Баташевы и гербы различных губерний и городов (Приложение 9).

Заключение

Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий. Однако широкого развития народные художественные промыслы получить не могли.

Во второй половине XIX века народные художественные промыслы попали в зависимость от крупного капиталистического производства, и, несмотря на обилие талантливых мастеров и богатые традиции, не выдерживали конкуренции с быстро развивающейся фабричной промышленностью и гибли. Русские земские организации и отдельные меценаты пытались поддержать «кустарные промыслы», но не могли остановить их общего упадка [10,с.34].

Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства, возрождению погибших промыслов.

Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Стали проводиться регулярные выставки народного изобразительного искусства.

Художественная промышленность в СССР превратилась в одну из важных областей культуры, задача которой состояла во внедрении искусства в повседневный быт.

С 1958 г. предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. В связи с этим некоторые промыслы были совсем забыты.

В Российской Федерации в Москве на ул. Делегатской д.3 открыт Музей декоративно-прикладного искусства, где периодически мастера и художники представляют свое мастерство.

Нижегородская губерния-столица Народных промыслов России. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края, знакомство с которым будет интересным и нижегородцам и гостям нашей области [12].

В настоящее время в нашей стране изготовлением изделий художественных промыслов занято более 500 государственных специализированных предприятий — это объединения, заводы, фабрики, а также творческие ателье, мастерские и отдельные мастера и художники на дому.

Сувениры изготовляют предприятия самых разных министерств и ведомств [9, с.14].

Для продажи изделий народных художественных промыслов и сувениров за последние годы построены новые специализированные магазины в столицах союзных и автономных республик. Продают их также в специализированных отделах и секциях универмагов, в киосках и ларьках, расположенных в зонах отдыха и туризма.

И в Нижнем Новгороде на одной из самых красивых и старинных улиц города — Большой Покровской расположен своеобразный центр народных художественных промыслов Нижегородской области. «Нижегородский сувенир» - сеть магазинов, основная деятельность которых поддержка и развитие отрасли народных промыслов. Для этого предприятие расширяет сферы продаж изделий художественных промыслов за счет открытия новых торговых точек в различных районах города. Все точки выдержаны в едином стиле, в них представлен наиболее привлекательный для гостей города ассортимент изделий художественных промыслов нашего региона.

В одном магазине «Нижегородский сувенир» разместилась экспозиция всех народных художественных промыслов Нижегородской области и большинства промыслов России.

За всю свою историю магазин стал одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода и является традиционным местом посещения туристических групп. В его ассортименте 10 тысяч товаров от более чем 100 поставщиков, представляющих промыслы не только Нижегородской области, но и всей Российской Федерации.

В нашем городе Дзержинске традиции промыслов продолжает Дзержинский центр художественных ремесел.

Центр художественных ремесел – учреждение дополнительного образования детей, где возрождают былые традиции, тесно соединяя прошлое и настоящее России и Нижегородской области. Здесь изучаются тайны народных обрядов и верований, приоткрывается завеса над секретами мастерства старинных авторов.

Список источников литературы

  1. Артамонова О.Н. Промыслы. Спб., 2011г.

  2. Балдина В. В. Записки краеведа. Выкса, 2012г.

  3. Князева Н. А.Прогулки по городу. Выкса, 2011г.

  4. Москальчук А. Д. Приокская глубинка. Выкса, 2014г.

  5. Носкова О. В. 25 рассказов о Балахне. Балахна, 2012г.

  6. Рондели. Народное декоративно-прикладное искусство. М., 2014г.

  7. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России. М.,2012г.

  8. Станицкий А.В. Народные художественные промыслы. М., 2013г.

  9. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 2012г.

  10. Тарасов Н.В. Сохранение художественных промыслов и предотвращения подделок. М., 2014г.

  11. Федоров В.П. Нижегородская домовая резьба. Н.Новгород, 2012г.

  12. http://www.nnwelcome.ru/arts/

Приложения

Приложение 1.

Виды художественного промысла

Вид художественного промысла

Основные предприятия

Роспись по дереву

«Семеновская роспись по дереву»

«Городецкая роспись»

«Хохломская роспись»

«Хохломской художник»

Резьба по дереву

«Богородский резчик»

«Идеал»

«Беломорские узоры»

Художественная керамика

«Аксинья»

«Дымковская игрушка»

«Скопинская художественная керамика»

«Турина Гора»

Резьба по кости

«Холмогорская резьба по кости им.Ломоносова»

«Уэленская косторезная мастерская»

«НХП-Магадан»

Художественная обработка камня

ТОО «Самоцветы»

«Уральский камнерез»

Государственное унитарное предприятие

«Калининградский янтарный комбинат»

«Альк»

Художественная обработка металла

«Северная чернь»

«Павловский завод им.Кирова»

«Возрождение»

Декоративная роспись на металле

«Метальная лавка»

«Жестовская фабрика декоративных изделий»

Лаковая живопись

Холуйская лаковая живопись «Финист»

Вышивка

«Мстерская вышивка»

«Ивановская строчевышивальная фабрика»

«Тарусская вышивка»

Кружевоплетение

«Елецкие кружева»

«Крестецкая строчка»

«Снежинка»

Узорное ткачество

«Гипюр»

Художественные изделия из бересты, лозы и соломки

«Томский умелец»

«Сыктывкарское предприятие НХП»

Изделия из фарфора и фаянса

«Феникс»

«Сысертский фарфор»

«Гжель»

Роспись по ткани

«Камелия»

«Кунцево»

«Русский батик»

Приложение 2.

Мастер классы центров художественных ремесел

Нижегородской области

Приложение 3.

Заволжская глухая домовая резьба

Приложение 4.

Балахнинская керамика

Приложение 5.

Нижегородский Печорский монастырь

Приложение 6.

Собор Василия Блаженного в Москве

Приложение 7.

Выксунский Чугунный завод 19 века

Приложение 8.

Триумфальная арка в Москве

Приложение 9.

Выксунское литье