IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

«ВСЕГДА О ВСЕХ СТРАДАТЬ СЕРДЦЕМ»
Тавакалян А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


    Введение.

Кто спасает одну жизнь, спасает целый мир

Из Талмуда

Я не случайно выбрала эпиграфом к своей работе слова из Талмуда. Для меня самое главное предназначение человека на земле - это сострадание к ближнему, и только на примерах истории мы можем воспитывать в себе это чувство. Сегодня есть некоторые люди, которые говорят и пишут, кричат с улиц и даже трибун о том, что Холокост - это проблема не общечеловеческая, а отдельно взятого народа, еврейского, например.

Холокост - древнегреческое слово и обозначает всесожжение, уничтожение огнем, жертвоприношение. Сегодня словом «Холокост» называется политика нацисткой Германии и ее союзников - пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах.

Как я, обыкновенная российская девушка, живущая в 21 веке, понимаю Холокост? История человечества знала много примеров жестокого обращения к народам и евреям в частности. Но такого, чтобы людей истребляли масштабно и планомерно, как в годы Второй мировой войны евреев,- история еще не знала. Безысходность положения еврейского положения во всех оккупированных Германией территориях и Германией в первую очередь, ни с чем несравнима. Антисемитизм в Германии был официальной идеологией и государственной политикой. Что может быть чудовищней?

14 мая 1948 года образовалось государство Израиль. Всех добрых людей планеты это обрадовало. Наконец-то талантливый и многострадальный еврейский народ, веками скитающийся, обрел свой уголок на Земле. Но нашлись и некоторые, которых это возмутило. Хочется спросить таких «умников», не знающих истории: «А вы знаете, почему образовалось государство Израиль?». Причину этого необходимо знать! Ни один народ не подвергался такому чудовищному истреблению, более того, преследования евреев происходили абсолютно беззащитным способом. Не имея собственной территории, еврейский народ вынужден был подвергаться всякого рода унижениям и после войны. Поэтому решение вернуть евреям Родину - абсолютно справедливое решение.

Уроки истории постоянно напоминают нам о хрупкости мироздания. Холокост имеет место и сегодня, но добрые люди земли, наученные горьким опытом истории, предостерегают нас всех быть начеку. Часто слышишь: «Не надо специально выделять евреев, поскольку все народы пострадали от фашистского режима и оккупации». Разумные люди прекрасно поминают - у других народов был шанс выжить, пусть в тяжелых условиях, пусть они голодали, подвергались усиленной эксплуатации, людей вывозили в Германию и т.д., но все - таки шанс дождаться Победы и освобождения сохранялся. У евреев таких шансов практически не существовало.

Евреев уничтожали экономически, политически, морально. Уничтожение евреев как нации, обладающей высоким уровнем квалификации, знаний, интеллекта…Гитлеровцы пошли по пути полной ликвидации еврейского населения. Нацисты приводили многочисленные аргументации типа еврейско-коммунистического заговора, интригах мировых банкиров евреев и т.д. Все эти и многие другие аргументы не выдерживают критики, так как невозможно лишить человека таланта, профессионализма, квалификации и так далее.

2. Основная часть.

Недавно я вновь просмотрела фильм режиссера Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Этот фильм заставил меня задуматься над тем, что тема Холокоста должна быть в душе каждого праведного человека на земле. Многие жители нашей страны во время войны в оккупированных немцами территориях спасали евреев (см. приложение - фото №1), рискуя своей жизнью. В 1942 году моя прабабушка, Чекалова Вера Игнатьевна (см. приложение - фото №2), спасла еврейскую семью у себя в доме, в подвале. Когда я ее спросила: «Не боялась ли ты, что тебя могут убить, а еще и троих детей, которым было от 6 до 1 года, одна с детьми, муж на фронте?…» - «Боялась», - ответила прабабушка, - «но когда я увидела худеньких еврейских детей и их мать, когда посмотрела в их страдальческие глаза, я забыла о страхе…» Еще один случай, который не записан в документах, а остался в памяти народной. В селе «Дубовая балка» Курсавского района (ныне Андроповский район) в жестокие годы оккупации, когда за малейшее противодействие полагался расстрел, 17 - летний Христофор Купцов совершил мужественный и рискованный поступок. Староста села велел ему отвезти еврейскую семью в районную полицию. По дороге, вместо того, чтобы отвезти людей в районный центр, Христофор развернул лошадей в противоположную сторону и за два часа, покрыв расстояние в 30 километров, оставив людей в пустой кошаре под Невинномысском. Он так гнал лошадей, что начальство и не догадалось о совершенном проступке. Прошло много лет, молодой Христофор стал известным хирургом- кардиологом, кандидатом медицинских наук, проработавшим много лет в Пятигорской городской больнице №1. Сегодня Христофора Николаевича Купцова, к сожалению, уже нет в живых, но гуманный поступок его навсегда останется в памяти.

Уроки Холокоста выходят далеко за пределы Второй мировой войны и «еврейского» вопроса. Сегодня молодые люди, такие же, как и я, оказываются перед реальной проблемой нравственного выбора. Сама история подводит нас к такому выбору. Я часто задумываюсь, как стали возможными Освенцим, Треблинка, Майданек, Шоа, Холокост? Нам стало легче жить, век техники и нанотехнологий во многом устраняет все наши проблемы. Но прошлое нам напоминает, что никакие технические возможности не означают прогресса в гуманности. Гитлеровцы цинично называли концлагеря «Фабриками селекции», с немецкой точностью, рациональностью истребления людей были поставлены на службу бесчеловечности. Здесь техника была безупречной.

Недавно я прочитала в одной публикации, что в современных немецких школьных учебниках говорится: «Идея гуманности, распространяющаяся на всех людей, была утрачена в годы войны». В наши дни появилось новое понятие «толерантность». Что такое толерантность? В разных языках этот термин имеет свои особенности в трактовке: в английском - «способность без протеста воспринимать личность или вещи»; во - французском: «отношения, при которых допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам»; в арабском: «прощение, мягкость, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В русском языке слово «толерантность» означает «способность терпеть что- то или кого то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего либо, кого либо)». И в наши дни понятие толерантность актуально как никогда: оскорбление людей по национальному признаку, факты осквернения еврейских могил, деятельность экстремистских групп свидетельствуют о том, что воспитание демократических убеждений и толерантности необходимо и в наши дни. Наша страна усиленно борется со всякого рода экстремистски настроенными элементами. На государственном уровне сурово наказываются человеконенавистники. Статья 19 глава 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

По современным данным, жертвами Холокоста в годы Второй мировой войны стали около трех миллионов советских евреев. На оккупированной территории СССР были уничтожены тысячи евреев, застигнутых врасплох.

Во время войны через наш регион проходили тысячи беженцев, многие из которых, выбившись из сил, умирали от голода и холода. На многих сельских погостах края есть могилы умерших евреев. Так и на погосте села Греческого Минераловодского района похоронено много беженцев - евреев. Мне кажется, было бы абсолютно уместно оставить в памяти народной этот факт каким либо познавательным знаком. Эта проблема ждет своего разрешения. До сих пор старожилы сел, а их осталось совсем немного, вспоминают, что приходилось видеть, как хоронили беженцев в общей могиле, часто жителями села, выдавая их за родственников, потому что это каралось смертью.

…В центре многонационального села Греческого Минераловодского района Ставропольского края стоит памятник советскому солдату (см. приложение - фото №3), по бокам памятника каменные барельефы (см. приложение - фото №4), на которых высечены имена погибших односельчан. Там же в ограде погребены простые советские солдаты, погибшие в селе при немецком отступлении. Один из погибших был военный врач Зелман Яковлевич Смусин (см. приложение - фото №5) .

…В мае 1972 года в село приехала маленькая пожилая женщина, сестра погибшего врача третьего ранга Смусина З.Я.- Любовь Яковлевна. В 1943 году ее родители получили извещение, что 12 января 1943 года в селе Греческом их сын погиб. Любовь Яковлевна приехала из Днепропетровска. Два месяца тому назад в газете «Днепропетровская правда» в списках погибших на Ставрополье днепропетровчан она нашла имя своего брата. Газета утверждала: похоронен он в селе Греческом.

Порасспросив жителей по приезде, где искать могилу брата, сестра направилась к центру села. Когда она подошла к обелиску, на котором была высечена фамилия и инициалы ее родного брата, а затем и к ухоженной могиле, Любовь Яковлевна упала на колени и зарыдала. Вспомнилась вся недолгая жизнь брата Зелмана.

…Трудностей в большой семье было по горло. Семеро детей! Кормилец один, отец, единственный работник! А мать…она раскладывала еду в восемь тарелок. Девятую, для себя, никогда на стол не ставила. Доедала то, что оставалось. Так всю жизнь. Она следила, чтобы дети хорошо ели, чтобы не оставляли кусков. Руки ее, усталые, исстиранные, дольше всего задерживались на темных кудрях самого младшего Зелмана.

Щенок, которого принес старший сын Лева, которого нянчил, купал, оставлял для него от обеда лакомые кусочки, пропал. Переполох в семье был страшный, искали долго. Но щенок исчез. И тогда младший брат сказал старшему, чтобы его утешить:

-«Не плачь, я буду твоей собачкой…»

Есть натуры, отмеченные природой, способные всегда о всех страдать сердцем: о близких, о незнакомых, о людях, о животных. Таким был Зелман.

В семье всегда гостила нужда, и он мечтал быстрее вырасти, зарабатывать, приносить в семью много белого хлеба, чтобы его всегда хватало, чтобы его резали большими кусками и подавали на стол в большой миске, а не порциями возле каждой тарелки. Мама никогда не отрезала себе порцию.

Надо работать! И он пятнадцати лет пошел работать в артель. Подростков, как известно, всегда с неохотой берут на работу. Мальчишки есть мальчишки. Им бы только озорничать. Зелман не был таким. Работал в меру своих сил и часов, отведенных законом для несовершеннолетних. Соответственный был и заработок. И все же заработок Зелмана помогал семье. Он гордился. А вечерами раскладывал на столе учебники. Родители взяли с него слово, что учебу оно не забросит.

Без мечты жить нельзя. У Зелмана она была: стать доктором. Детским. Лечить самых неспокойных, самых беспомощных пациентов.

Какой же надо было обладать волей, каким упорством, чтобы работая, подготовиться к сдаче экзаменов за курс средней школы экстерном и поступить в медицинский институт. Занимался Зелман с увлечением. Любили его и преподаватели и студенты.

Он учился и лечил детей, проживавших в соседних квартирах, домах. Те давние пациенты вряд ли помнят темноволосого юношу, просиживавшего ночи у их постелей. Хрупкого доктора с печальными и ласковыми глазами помнят родители этих пациентов. И когда они прочли в «Днепропетровской правде» подтверждение его гибели, второй раз его оплакали.

Зелман окончил институт через несколько дней после начала войны. Педиатр и война- несовместимые понятия. Фронту нужны были хирурги. А его направили в тыловой госпиталь.

«Почему в тыл?»- возмутился он.

Каждый день с утра в военкомат. Там уже привыкли к посещениям молодого врача, требующего отправки в действующую армию. Наконец его просьбу удовлетворили.

О фронтовых буднях, о боях, какими они были, знал только солдат. Подробностей сын не сообщал.

Эвакуировавшиеся из Днепропетровска родители получали от Зельмана частые письма. Он волновался о матери, об отце, о маленьких племянниках, которых обожал. Глаза матери в своих письмах называл «драгоценными алмазами», жизни без которых для себя не представлял. Он журил мать за привычку не думать о себе, всем жертвовать. «Помни, родная, если что с тобой нехорошее случится, то свет для меня померкнет. Если ты, мамочка, любишь своих детей и того, кто пишет эти строки, береги себя…». Слова «береги себя»звучали, как заклинание.

У него там, на фронте, в финчасти что- то затягивалось с зарплатой (видимо, это было связано с переходом в другую воинскую часть). Зелман о переводах, переформированиях не сообщал, волновался, что не может выслать деньги. «Обещают днями». Наверное, что- то «утрясывалось», что- то было неясно начфину с зарплатой военврачу третьего ранга, которого к тому времени уже назначили эпидемиологом фронта.

Письма, письма, в которых ни слова о тяжестях войны.

«… Я очень горжусь Федей Пасько. Вчера узнал, что он награжден орденом Красной Звезды. Дорогие родители, напишите ему обязательно, он ни от кого не получает писем…»

Федя Пасько, земляк Зелмана, тоже военный врач.

Мы не знаем, подписывал ли Федя коллективное письмо в военкомат в 1939 году, когда студенты института просились на финский фронт. Не в качестве медиков, в качестве стрелков - лыжников. Смусин был стайером, не раз занимал первые места на межвузовских соревнованиях Украины. Студентов тогда на фронт не взяли, сказали: «Учитесь».

Последнее письмо родным он написал седьмого января 1943 года. «…Изверг окончательно будет разбит, и тогда я, как и подобные мне миллионы советских солдат, вернусь с Победой…».

С седьмого января, со дня последнего письма домой, начался отсчет времени, определенного Смусину Жизнью. Он погиб 12 января в Греческом.

…На могилу к брату Любовь Яковлевна вновь приехала накануне Дня Победы, в 1973 году. Привезла сделанную на эмали фотографию и надгробную надпись.

Девятого мая жители пошли с венками и цветами к могиле Константинова и той, безымянной. И увидели фотографию…

Они вспомнили доктора! Вспомнили, как ходил он по дворам, опрашивал, нет ли больных, разносил лекарства, беседовал с людьми, подбадривал.

Директор совхоза Спиридон Николаевич Цанаев (см. приложение - фото №6) повез Любовь Яковлевну на место гибели ее брата.

-Вот здесь, в этом дворе. Немцы бежали вон там, по - над горой. Ваш брат как раз делал перевязку раненому солдату. Он уже заканчивал перевязку, когда пуля… Фашисты стреляли из пулеметов…

-Где именно лежал он, убитый? – прошептала потрясенная Любовь Яковлевна.

Спиридон Николаевич отвел глаза. Разве можно это вспомнить, запомнить с точностью, которой требует Любовь Яковлевна.

- В этом дворе. А где именно - не знаю.

Жители, сопровождавшие Любовь Яковлевну и директора, тоже не могли указать точное место, а для нее, казалось, это было самым главным. Зато они помнили другое, не менее важное.

Смусин остановился у пожилой женщины. Хозяйки дома теперь нет, умерла. А соседи, Целовы, муж и жена (завуч школы Никандр Николаевич и учительница Валентина Алексеевна (см. приложение - фото №7), рассказали Любови Яковлевне, что капитан медицинской службы заходил к ним, беседовал. Еще до недавнего времени хранилась у них его расписка о получении от старика Целова (умер) трофейного автомата…

И еще одну весть получила в Греческом Любовь Яковлевна. К ней подошла женщина и рассказала: «В доме, что рядом со школой, плакали дети. Военврач заспешил туда, вскоре появился на крыльце, у него было взволнованное, несчастное лицо. Он куда- то побежал, вскоре вернулся. Женщина видела: нес хлеб и сахар, два крупных куска голубоватого рафинада. Когда он скрылся в доме, женщина прильнула к окну. Военный доктор ломал хлеб кусками, ножом колол сахар:

-Ешьте, дети. Хорошенько наедайтесь. Теперь каждый день у вас будет хлеб, советская власть вернулась навсегда.

Любовь Яковлевна уезжала из Греческого с чувством благодарности за то, что они помнили все эти долгие годы ее брата.

Так и остался, навечно, Зелман Яковлевич Смусин в селе Греческом Ставропольского края. Уже нет в живых его родных и близких, а память о нем живет в каждом поколении сельчан, которые регулярно навещают его могилу. Из уст в уста передают жители села, каким добрым и отзывчивым был Зелман Яковлевич Смусин…

3.Заключение.

В конце 1970г понятие «Холокост» стало международным обозначением уничтожения европейских евреев в сфере немецкого господства в 1933-1945гг с помощью газа и огня. Все чаще для обозначения этого преступления применяется и понятие Шоа. Это древнееврейское слово обозначает «великое несчастье, катастрофа».

Как известно, со времени разрушения Иерусалима, в 1970 году нашей эры, евреи были рассеяны по миру и повсюду жили, как меньшинства. Их постоянно, на протяжении всей истории использовали как «козлов отпущения» за неугодные события и подвергали преследованиям. Наряду с антисемитизмом всегда существовал христианский антииудаизм, который рассматривал евреев как «убийц Христа». Геноцид немцами европейских евреев был ужасным апогеем почти двухтысячелетнего преследования.

Мне кажется, теме «Холокоста» должны больше уделять внимание в российских школах. Почему? Да потому, что в стране, потерявшей в войне свыше двадцати миллионов своих соотечественников, все чаще и чаще необходимо напоминать, что именно в теме «Холокоста» огромный нравственный и моральный потенциал для противостояния любым формам нетолерантного сознания и поведения. Было бы правильным, а я в этом уверена, включение в учебники истории проблемных вопросов к документальным источникам, это необходимо для того, чтобы у таких, как и я учащихся школ выстроилась своя выстраданная история «Холокоста».

Мой учитель истории часто произносит фразу: «В душе каждого гуманного человека есть свой список «Шиндлера». Мне глубоко запомнились эти слова. Вот и у меня теперь появилась своя история «Холокоста».

Список использованной литературы.

  1. В. Остапенко, И. Землякова. Заговорили обелиски .- г. Ставрополь, 1976г.

  2. С.Г. Попандопуло. Моя малая родина .- г. Ставрополь, 1990г.

  3. С.С. Чулгуниди. Пришедшие за счастьем .- г. Ростов- на –Дону, 2007г.

Приложение.

Фото №1 Зурначёва Александра Пантелеевна – учитель - одна из тех, кто спасал евреев во время войны в селе Греческом.

Фото №2 Чекалова Вера Игнатьевна.

Фото №3 Памятник неизвестному солдату.

Фото №4 Барельеф с именами погибших в войне сельчан и солдат, погибших за освобождение села. Фамилия З. Я. Смусина шестая в первом ряду.

Фото №5 Памятник на могиле Зелмана Яковлевича Смусина.

Фото №6 Бывший директор совхоза Цанаев Спиридон Николаевич с супругой.

Фото №7 Супруги Цанаевы Никандр Николаевич и Валентина Алексеевна.