IV Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

«…НАКИНУВ НА ПЛЕЧИ СТАРИННЫЙ ПЛАТОК, Я СЛОВНО ПОГРУЖАЮСЬ В ПРОШЛОЕ…»
Егорченкова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Мне, как и любой девчонке, нравится красиво одеваться. Одежда помогает выразить настроение, характер. Одежда - это способ понравиться самой себе и окружающим. Я думаю, что по внешнему виду многое можно сказать о человеке, например о его взглядах на жизнь, о его образе жизни. Выбирая себе одежду, я заметила, что современные модельеры-дизайнеры часто используют в своем творчестве «русские мотивы» и элементы народного костюма (Приложение 1). Сегодня в таких странах, как Швеция, Америка, Германия существует традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга: в кругу друзей, после работы. Это выглядит радостно, ярко, красочно и позитивно. Поскольку элементы народного, национального костюма, ранее вытесненного в музеи и на сцену, все настойчивее возвращаются в повседневную жизнь, считаю, что обращение именно к данной теме будет очень актуально.

Мне тоже захотелось иметь в своем гардеробе вещь с традиционными русскими мотивами. Для начала, я поинтересовалась: нет ли у мамы или бабушки чего-нибудь подобного. Оказалось, что есть платок, произведенный «Павловопосадской платочной мануфактурой» (2011г.); а самое интересное, сохранились два старинных головных убора, принадлежащих моей прапрабабушке Степаниде Якуниной (Приложение 2).

Степанида родом из хутора Верхняя Бузиновка, основным населением которого были казаки (сегодня это Клетский район Волгоградской области). Родилась приблизительно в 1882 году. Умерла в возрасте 38 лет в 1920 году. «У нее было 7 братов, все плотника»1. Муж Степаниды, Алексей Якунин, как и ее братья, строили по близлежащим хуторам дома. Жили зажиточно. Степанида не работала. У Степаниды и Алексея было две дочери Таисия и Евдокия (1907г.) – моя прабабушка, именно она сохранила и передала своей дочери Агриппине старинные головные уборы, о которых и пойдет дальше речь.

Таким образом, цель работы можно сформулировать так: изучение истории головных уборов, составляющих реликвию семьи Егорченковых. Для достижения поставленной цели мне пришлось обратиться к своей бабушке, к семейным архивным материалам, а также к электронным источникам информации.

Решая поставленные задачи, я сосредоточила свое внимание на таких моментах как:

- интервьюированиеЕгорченковой (Акимовой) Агриппины Кузьминичны о правилах покрытия платком и шарфом;

- знакомство со старинными казачьими головными уборами, принадлежащими прапрабабушке Степаниде Якуниной;

- анализ информации о традициях и способах ношения головных уборов казачками;

- изучение материалов о развитии пухового промысла в Волгоградской области.

Глава 1. Головной убор №1: косиношный шарф

Итак, передо мной ажурный шарф прямоугольной формы, размером 215 x 45 см, черного цвета из переплетенных нитей с узорами, напоминающими растительные мотивы. В нескольких местах нити утрачены (Приложение 3).

По словам моей бабушки Агриппины Кузьминичны Егорченковой (Акимовой) таким шарфом покрывались для торжественных мероприятий, «в церкву». А чтобы он меньше пачкался и послужил дольше, под него надевали простой белый платок. Шарфом покрывали голову, а концы перебрасывали крест-накрест через плечи. Иногда один конец обматывали вокруг шеи и подтыкали, а второй - свободно свисал. Я попросила показать, как правильно надевать шарф, свою бабушку. Для чего мне это? Потому, что мне очень интересно, как это делали в старину (Приложение 4).

Я также выяснила у бабушки, по какой причине косиношный шарф получил свое название. Поначалу казачки носили ажурные косынки, подворачивая края, что выглядело аккуратнее. Но вследствие этого косынки становились куцыми, маленькими, и портился нарядный вид. Поэтому косынку заменили более габаритным шарфом. А поскольку он выполнял функции косынки, то и стал называться косиношным.

Чтобы расширить свои знания о традициях ношения таких шарфов, я обратилась к специальной литературе и электронным ресурсам. Вот что удалось дополнительно узнать, ознакомившись с материалами сайта «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова» - http://www.sholokhov.ru; а также работой Л.С. Царевой, которая является старшим преподавателем Кубанского государственного университета кафедры «Дизайн костюма».

Итак, по традиции казачка, выходя из дома, обязана была покрывать голову платком, косынкой или другим головным убором. Женщин с непокрытой головой называли «распокрытой» или «расповязанной». Существовало поверье, что волосы женщины обладают магической силой и во время дождя притягивают грозу. Так как, выходя замуж, женщина становилась членом чужого рода, то чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы. Не разрешалось распокрытой заходить в церковь. Дома казачки также надевали платочки во время приготовления пищи и во время молитвы, а старушки даже спали с покрытой головой.

В праздники или просто на выход казачки надевали плетёные коклюшечные шарфыи косынкис замысловатыми узорами, в основном чёрного цвета. Носили также шарфы и косынки бежевого цвета, но реже. Считается, что широкое их распространение в народной среде в конце XIX века, было откликом на прошедшую моду на шарфы и шали в дворянском костюме. Особой популярностью в станицах пользовались фабричные, выполненные из шелка ажурной вязкой, так называемые, «гребушные» шали с длинной шелковой бахромой и шали из проваренного шелкового волокна, которое после обработки приобретало желтоватый цвет и особую фактуру. Как дополнение к праздничному костюму казачки использовали косынки коклюшечного кружева из черного хлопка или крученого шелка. В ассортименте кружевных изделий такие косынки существовали с 70-х годов XIX века. Вырабатывались они в виде вытянутого в длину треугольника разных размеров, от маленьких, которые накидываются на голову, до больших, достигающих размеров шалей, а также в виде шарфов и палантинов. По свидетельству литературных источников, которые в своей работе «Платье в женском костюме казачьего населения станиц Новой Линии (последняя четверть XIX века - 20 - е годы XX века)» изучила Л.С. Царева, изготавливались они в с. Белехна Нижегородской губернии.

Сопоставив годы жизни Степаниды Якуниной и датировки промышленного производства изделий, описанных выше, можно смело определить возраст шарфа - не менее ста лет.

Знаю, что подобные черные ажурные шарфы и косынки коклюшечного кружева и по сегодняшний день хранятся в семьях станичников. Где их называют по-разному. Одни - «…шархвы покупали. Названия была - шелковая шархва»2. Другие - «Шархвик был черный, назывался «ажура», были и платками и большими шархвиками»3. На Ставрополье такие кружевные косынки из черных вологодских кружев назывались «уголками»4. В нашей же семье это кружевное изделие называется «косиношным шарфом».

В фильме С.А. Герасимова «Тихий Дон» казачки тоже носили такие головные уборы (Приложение 5). Мой прадед Кузьма Григорьевич Акимов, посмотрев этот фильм сказал: «Нашинские бабы чиста. Тахта подкутанные. Уж, похожа - то, распохожа - похожа. Кык бывалача у нас на хуторе. И говор, кык тады».5

Глава 2. Головной убор №2: кукушовый платок

История на этом не заканчивается. Передо мной тонкий шерстяной платок прямоугольной формы, размером 160 x 170 см, коричневого цвета. Через определенный интервал на платке просматриваются гладкие полосы различной ширины, возможно, это специфика производства полотна. По периметру имеется ажурная шерстяная бахрома, поврежденная в нескольких местах. По краям располагается орнамент в виде крупных цветов красного, розового, синего и желтого цвета. Основное поле платка покрыто мелкими красными бутонами (Приложение 6).

Платок накидывается таким образом, чтобы по центру спины располагался его угол. Длинный конец платка складывается в более узкое полотнище и обводится под подбородком, затем по затылку вокруг головы и конец подтыкается сбоку. Другой край платка красиво ниспадает впереди. Опять же, как и в случае с косиношным шарфом, используется белый простой платок в качестве «первого слоя» (Приложение 7).

На мой вопрос «А почему платок называется кукушовым?» бабушка ответила: «Да просто накинутый платок напоминал кукиш. То есть длинный конец, расположенный вокруг подбородка, был схож с указательным пальцем руки, заведенным поверх большого».

А вот какую информацию удалось собрать о платках в литературе и на электронных ресурсах.

Оказывается, мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти; из набивного ситца; платки из атласа или шелка (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали - «бумажные» или шерстяные.

В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Настоящей же гордостью казачки была шаль - шелковая и шерстяная, украшенная бахромой (для зимы). Предполагаю, что платок прапрабабушки Стеши, использовался ею, именно, зимой!!! В качестве примера хочу привести следующий рассказ о Степаниде Якуниной: «Подфабрила щоки розовым мотком. На плечи заевый платок. И в колодись за водой с коромыслями. И ногами дробыдить».6

Турецкие шали были известны казакам издавна. Ведь не секрет, что казаки приходя из военных походов, приносили красивые украшения матерям, женам, сестрам, детям. Но в XIX в. уже покупались шали и русского производства. В отличие от привозных, они были двухсторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали, с блестящим рисунком на матовом фоне. Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах. Спрос на них был огромный. Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Последний факт, могу рассматривать как доказательство слов о зажиточности семьи Якуниных.

Глава 3.Вязаные пуховые платки, как традиция

казачек Волгоградской области

Кроме вышеперечисленных головных уборов в арсенале казачек издавна имелись и пуховые платки, связанные спицами или крючком. В старые времена вязание даже считалось своеобразным испытанием для невест: перед замужеством девушка должна была связать жениху шарф и перчатки, чтобы доказать свое право стать хозяйкой в его доме. Бабушка рассказывала мне, что в хуторе Осиновка (Волгоградская область), где она жила в 1950-1970 гг. со своими родителями, почти все казачки вязали из «козиного» пуха для себя, для родных и близких.

В хрущевские годы козы оказались практически вне закона. Тогда существовала установка: разрешалось иметь только по одной козе на семью. Периодически устраивались "козьи зачистки" - по дворам ходили переписчики, и тогда хуторяне старались спрятать коз по сараям, по соседям, по дальним лужкам. Бабушка любит вспоминать, как в детстве она со своей мамой ходила стеречь коз, когда наступала их очередь. Ведь многие семьи объединяли своих коз в небольшие стада и либо назначали пастуха нанятого со стороны, либо дежурного из своих.

Вообще получить пух от коз дело тяжелое и трудоемкое. Коз начинали чесать с декабря специальными приспособлениями - ческами. Связывали за ноги, клали на бок. Вначале один бок чесали, потом другой, а шею стригли ножницами (этот стриженый пух называли стрижки). С одной козы набиралось грамм 500-700, ну максимум килограмм. Собранный таким образом пух перебирали, освобождали от ости (длинных жестких волосков). Промывали его два-три раза, высушивали и еще раз чесали на ческах, чтобы он стал шелковым и волнистым. Потом на деревянной «санапряхе» с колесом и ножным управлением пряли нити, сматывали их в клубки, и только тогда можно было приступать к вязанию. Стригли и овец с баранами. Из их шерсти чаще вязали «крюковые» варежки, «карпетки» (носки), гамаши до колен, которые одевали для повседневных бытовых работ. Например, варежки, связанные крючком и из шерсти считались более грубыми, поэтому ими «помазиковали» «буравок» (печную трубу на хате), земляной пол в летней кухне или ездили за «караичем» (сухими деревьями на дрова) в балки.

Обычно вязали в осенне-зимний период на «сиделках», когда «домашность управили, тады уж и по посиделкам с рукоделиями ходили». По 3-5 человек заранее оговаривали «куды ныня пойдем на сиделки»: на чье «подворье» или к кому «в хатенку». Брали с собой и деток. Вязанье проходило настолько стремительно, что слышно было только легкое позвякивание спиц. Казачки не смотрели на вязанье, т.е. на руки, а быстро шевелили ими на ощупь. При этом умудрялись «шулкать» (грызть) семечки, не выпуская вязанье, и разговаривать меж собой. Закинув семечку в рот, шелуху от нее не выплевывали, а как-то выталкивали языком. Таким образом, на фартуке, закрывающем колени, собиралась гора «шкорок». Потом фартук снимали и «стресавали» (стрехали).

Пуховой промысел существует, по меньшей мере, целых 100 лет, в том числе и в маленьком казачьем прихоперском городке Урюпинске, о котором пойдет речь дальше.

Пух козы местной породы - особый. Он очень длинный, до 10 сантиметров, прочный, красивого серого цвета с голубым стальным отливом. Изделия из него получаются чрезвычайно теплыми. Все попытки сохранить свойства пуха хоперских коз за пределами региона (например, чуть выше по течению Хопра, в Балашове, или заграницей во Франции и Австралии) неизменно заканчивались провалом - козы быстро вырождались, их пух грубел и терял свою уникальность, переставал пушиться. Таким образом, ареал этой породы ограничивается средним и нижним течением Хопра и весь умещается внутри Волгоградской области. Местные жители считают, что причина этого в неповторимых природных условиях Урюпинского района: трава, вода, климат. А заводчики, занимающиеся выращиванием местной породы коз, подчеркивают, чтоглавнуюроль играет рацион животных: зимой не надо скупиться на сено и овес, а летом обязателен выпас на свежей урюпинской траве.

Вот несколько рекомендаций потенциальным посетителям пухового рынка в Урюпинске от Раисы Казимировой - директора местного специализированного художественного предприятия ООО «Узоры», выпускающего изделия из козьего пуха с использованием ручной технологии производства (к слову, в 2000 г. известный российский кутюрье Вячеслав Зайцев возил имиджевую коллекцию от «Узоров» на «Осенние дни моды в Париже»):

- Хорошая шаль должна быть мягкой, с длинным ворсом. Если мягкая, а не колкая, - значит, козу чесали, как в старину, а не стригли, как часто делают сейчас - для облегчения своего труда. А с длинного ворса пух не слетает. Такой платок будет вечным - и чем дальше, тем более пушистым.

- Если покупаете носки, то они должны быть не пушистые, а из пряжи погрубее.

- Смотрите на качество вязки. "Художественное вязание - это 10 петель на один сантиметр. Плотное изделие дольше носится и лучше держит пух. А если "как на вилах вязано", износится быстро.

Обладательницы Урюпинских платков часто говорят о своих огромных, темно-серых, с серебряным отливом приобретениях, что они пахнут степными травами и греют солнцем и теплом рук мастерицы. А моя бабушка называет запах пухового платка ароматом детства и юности.

Заключение

После смерти Степаниды, Алексей Якунин женился во второй раз. Его новая жена Екатерина была женщиной дородной. Многие вещи Степаниды ей просто не подошли и были переданы в качестве приданого Евдокии. Кроме двух описанных в работе головных уборов, Евдокия получила еще несколько предметов гардероба своей матери (но до настоящего времени они не сохранились):

- матовую бежевую юбку в пол с блестящим рисунком «копеечка» (никогда ее не одевала);

- небольшой шелковый двусторонний платочек (впоследствии подаренный Агриппиной Егорченковой (Акимовой) своей приятельнице);

- синее пальто с необычными отворотами на рукавах и воротником, чем-то похожим на современный капюшон (воротник от времени истрепался и был заменен меховым);

- платок с тканым узором, подаренный родной сестре мужа Кузьмы Акимова Анне (использовался ею в качестве подстилки для утюжения белья).7

И прабабушка Евдокия, несмотря на выпавшие в жизни трудности (Гражданская война; Великая Отечественная война и оккупация немцами) сберегла их в память о родном, близком, рано ушедшем из жизни человеке - своей маме. До сих пор не поблекли цветы на коричневом платке, все краски яркие и живые. Иногда я набрасываю его на плечи, и мне кажется, будто меня обнимают руки моей прапрабабушки…

В ходе написания этой работы я задалась вопросом: «Смогла бы я отдать эти вещи, по сути, семейные реликвии, на хранение в музей?». И честно ответила себе: «Нет!». Ведь любому человеку обладание такими предметами даёт ощущение защищённости, значимости и принадлежность к вековым традициям. Очень важно знать свои истоки, корни!

Вернусь к тому, с чего начала. Я для себя решила: не нужно составлять весь гардероб в духе прошлого, чтобы быть модной. Заказав в ателье или самостоятельно пошив всего одну вещь с традиционным русским оттенком, я смогу привлечь к себе внимание людей и показать себя культурной, интересующейся историей страны девушкой. Сейчас это не просто слова, а модная тенденция!

В заключении. Покрывая платок, как казачка, я будто слышу слова прадеда Кузьмы Акимова: «Ловко – разловко. Иди, не оглядывайся!». Я знаю, что это наивысшая степень одобрения среди казачества (Приложение 8).

Список используемых ресурсов и литературы

  1. Бобылев, С. Козье ремесло / С. Бобылев, М. Портнягина [Электронный ресурс] // Огонек. - 2015. - 19 янв. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2643538 19.01.2015 Дата обращения: 30.10.2017г.

  2. Воспоминания Егорченковой Агриппины Кузьминичны. Дата интервью: 27.10.2017г.

  3. Жесткова, А. Край козьего пуха / А.Жесткова [Электронный ресурс] // Крестьянская жизнь. - 2015. - 16 янв. - Режим доступа: http://krestyane34.ru/krai-kozego-puha.html Дата обращения: 30.10.2017г.

  4. Майборода, Н.Г. «Казачья одежда Верхнего Дона конца XIX - начала XX века» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2241.html. (дата обращения: 28.10.2017).

  5. Официальный сайт «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sholokhov.ru. (дата обращения: 28.10.2017).

  6. Рогов, А.П. Русская культура [Текст]: национальные особенности / А.П. Рогов. - М: Просвещение, 2009. - 319 с.

  7. Серенко, А. Бросить все - и поехать пасти урюпинскую козу! / А.Серенко [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 2004. - 19 янв. - Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2004-01-19/13_volgograd.html Дата обращения: 30.10.2017г.

  8. Царева, Л.С. «Платье в женском костюме казачьего населения станиц Новой Линии (последняя четверть XIX века - 20 - е годы XX века) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru/files/2011.3/1250/tsareva2011_3.pdf. Дата обращения: 30.10.2017г.

Приложение 1

Фотоколлаж «Русские мотивы» в современной одежде».

Приложение 2

Степанида Якунина.

Приложение 3

Фотоколлаж «Косиношный шарф».

Приложение 4

Фотоколлаж «Этапы покрывания косиношным шарфом».

Приложение 5

Фотоколлаж «Кадры из фильма С.А. Герасимова «Тихий Дон».

Стр.1.

Приложение 5

Фотоколлаж «Кадры из фильма С.А. Герасимова «Тихий Дон».

Стр.2.

Приложение 6

Фотоколлаж «Кукушовый платок».

Приложение 7

Фотоколлаж «Этапы покрывания кукушовым платком».

Приложение 8

Фотоколлаж «Бабушка и внучка».

1 Воспоминания Евдокии Алексеевны Акимовой (Якуниной), дочери Степаниды Якуниной; 1907 года рождения, жительницы хутора Осиновка.

2 ПМА, 2004. Удобная станица (Отрадненский район Краснодарский край). Информатор Кунина В.Г. (1912 г.р.).

3 ПМА, 2004 г. Малотегинская станица (Отрадненский район Краснодарский край). Информатор Дубинкина П. Ф. (1910 г.р.).

4 Невская Т. А., Чекменев С. А. Ставропольские крестьяне. - Минеральные Воды,

1994. - С. 90.

5 Воспоминания Агриппины Кузьминичны Егорченковой (Акимовой), внучки Степаниды Якуниной; 1945 года рождения, жительницы города Волгограда.

6 Воспоминания Евдокии Алексеевны Акимовой (Якуниной), дочери Степаниды Якуниной; 1907 года рождения, жительницы хутора Осиновка.

7 Воспоминания Агриппины Кузьминичны Егорченковой (Акимовой), внучки Степаниды Якуниной; 1945 года рождения, жительницы города Волгограда.